Мужской монастырь николо-берлюковская пустынь в поселке авдотьино, ногинский район: разъясняем досконально

Что посмотреть на территории монастыря

Романовская Аллея Славы

Автор всех памятников на «Романовской Аллее Славы» — скульптор, заслуженный художник России Александр Аполлонов. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

года на территории монастыря был торжественно открыт и освящен первый памятник Романовской Аллеи Славы — Государю Императору Святому Страстотерпцу Николаю II. Позже здесь появились памятники князю Михаилу Николаевичу и трем императорам: Александру I, Александру II, Александру III.

Колокольня

Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — самая высокая в Подмосковье. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Ее высота 88 метров, и сфотографировать ее полностью можно с трудом. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области: даже выше той, что стоит в Троице-Сергиевой лавре.

Святой источник

В десяти минутах ходьбы от монастыря бьет святой ключ. Там можно выпить воды и набрать в бутылку с собой.

Интересные экскурсии в монастыре проводит матушка Херувима. В трапезной продают свежую выпечку, молочные продукты из монастырского хозяйства и целебные сборы трав, приготовленные монахами.

Какие святыни хранятся

Икона была обретена в 1829 году. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». К ней едут, чтобы избавиться от болезней, особенно связанных с глазами.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Николо-Берлюковской пустыпи

Расписание служб

6:00 (пн.-сб.) Полунощница. Утреня. Часы
8:00 (пн.-сб) Божественная литургия
8:40 (вс.) Часы 3-й и 6-й
16:00 (сб.) Всенощное бдение
17:30 (пн.-пт., вс.) Вечернее богослужение

Это интересно: Николаевский Малицкий мужской монастырь в деревне Николо-Малица, Тверская область — изучаем развернуто

События XIX столетия

При настоятеле Николае II жизнь в монастыре становится чрезвычайно строгой. Время XIX века именуется «золотым» для истории Николо-Берлюковского церковного комплекса. С этого периода на территории пустыни начинается этап копания пещер. Основателем пещерокопания (истинного подражания христианского аскетизма) стал иеромонах Максим, родившийся в Твери.

  • В конце весны 1829 г. Берлюковская пустынь обрела священную и прославленную реликвию, которая называется «Лобзание Спасителя Иудою». Первое чудо, произведенное иконой, исцелило слепую женщину. Летом этого же года святое изображение торжественно перенесли в Троицкий собор.
  • В 1829 г. настоятелем церковного комплекса назначили решительного и целеустремленного иеромонаха Филарета. Под его внимательным руководством пустынь деятельно развивалась и благоустраивалась. В 1830 г. здесь начали строить каменный корпус для братии. Через пять лет воздвигли собор в честь чудотворной иконы Христа.
  • Вскоре на территории появились поварни, пекарни и кельи. В 1844 г. с благословения патриарха в монастыре воздвигли церковь во имя Всех Святых. В 1851 построили большую колокольню, а через год полностью переделали собор Николая Чудотворца.
  • В 1865 г. в обители назначен чрезвычайно строгий настоятель Иона. Его труды по благоустройству церковного комплекса были отмечены Высочайшим кабинетом. Через год полностью завершились отделочные работы в церкви Спасителя. В 1869 г. через Ворю соорудили мост для удобного подъезда к Берлюковской обители.
  • В 1884 г. при настоятеле Адриане, бывшим ранее послушником самой пустыни, окончательно обустроили Троицкий собор, в котором находились подвалы и духовная печь. В его интерьере располагалось три престола и великолепно расписанный иконостас, святые образы облачались в серебряные ризы. Вскоре Адриан распорядился воздвигнуть на территории монастыря высочайшую (91 метр) колокольню, на создание которой ушло четыре года. Освящение грандиозного, удивлявшего современников сооружения произошло в 1900 г.

Главный храм Христа Спасителя построили в 1847 г. на основе камня. Он имел пять глав, аккуратную внутреннюю отделку, пол был выстлан тонкой плиткой, а ступени — белым камнем. Снаружи церковь покрыли железом и покрасили медянкой. Алтарь, купола и своды мастерски расписывали библейскими сюжетами, иконостасы покрывали позолотой и вырезали на них изображения Распятия.

Внутренне убранство

В пещерном скитском храме во второй половине XIX века был установлен чугунный 3-тонный иконостас каслинского литья с позолоченными покрытием. Он закрывал алтарную часть, расположенную в пещерной келье иеромонаха схимника Макария. Иконы, размещенные в перегородке, выполнены на медных листах.

Стены и пол подземных помещений монахи облицевали кирпичами, верх храма остался нетронутым из карстового известняка. Своды помещений очень низкие, во многих переходах невозможно выпрямиться в полный рост.

Верхний храм Спасского собора имеет светлый и просторный интерьер, в подклети своды гораздо ниже. Полы выложены узорными плитками, ступени облицованы белым камнем. Стены со сводами помещения были украшены росписями на библейские сюжеты и Арабесками до самого карниза, резной 2-ярусный иконостас, выполнен в стиле рококо с позолотой, отделял алтарную часть помещения.

Интерьер теплого Троицкого собора был полностью расписан фресками. Роскошный 3-ярусный позолоченный иконостас декорирован ценными породами розового дерева и резными колоннами из ореха.

Архитектура, внешний вид

Главной изюминкой монастыря является его уникальный пещерный комплекс скита, который появился на основе естественных нерукотворных карстовых впадин в известняке, на месте древних языческих капищ. Затем подземная территория была расширена монахами, особенно активно этот процесс велся в XIX столетии.

Здесь появились новые помещения, кельи, переходы и пещерный храм, освященный во имя Предтечи во второй половине XIX столетия. Главный вход храма обращен к реке Варя, алтарную часть полностью расположили под землей.

Внутренние подземные переходы соединяли помещения с Казанской церковью и жилыми пещерами скитской братии. Главный просторный летний храм обители освящен митрополитом Филаретом во имя Спасителя в середине XIX века, сохранился до настоящего времени.

Он был выстроен полностью на народные пожертвования, в число наиболее известных дарителей вошли такие имена:

  • купцы Щекины;
  • княгиня Варвара Нарышкина;
  • графиня Анна Шереметьева;
  • княгиня Ольга Мосальская;
  • графиня Каверина и многие другие.

Храм представляет собой 5-главое белокаменное здание в позднем классическом стиле, 36-метровой высоты, возведенное московским зодчим Федором Шестаковым на высокой подклете. Кубическое строение не имеет апсид, сориентировано одинаково на все стороны света, имеет примыкающие плоские притворы, оформленные пилястрами.

Фронтон здания украшен живописным изображением. Позднее стены оштукатурили и выкрасили светло-голубым цветом. Окна нижнего яруса строго декорированы килевидными тягами и полукруглыми завершениями, верхние проемы имеют круглую форму. Центральный световой барабан увенчан главкой с крестом, другие главы с 2-ярусным основанием восьмириков.

Уникальный крестообразный подвал сооружен по проекту архитектора Н. Козловского. Надвратная одноглавая каменная церковь освящена в честь Василия Великого в 1840 году. Входное крыльцо с портиком, чугунными ступенями и литой площадкой строго оформлено белыми каменными колоннами.

Здание имеет много больших окон, расположенных ярусом. Все оформление отличается строгостью классического стиля. Кроме того, в настоятельском корпусе есть церковь Всех Святых, заложенная на месте обретения чудотворной иконы в западной части обители.

Здание в виде бесстолпного четверика завершается полукруглыми закомарами, 4-скатная крыша увенчана луковкой на многогранном световом барабане, украшенном кокошниками.

Фасад здания расчерчен рустовыми лопатками и строгими окнами с классическими наличниками и фигурными сандриками. Примыкающие с 2-х сторон каменные постройки были отведены для покоев настоятеля, братских келий, аптеку и монастырскую больницу.

Колокольню в стиле эклектики начали строить в конце того же века по проекту Александра Каминского, который не успел закончить строительство. Это дело пришлось продолжить и закончить его ученику, молодому архитектору Василию Борину. Деньги на возведение самой высокой звонницы в округе были выделены по завещанию купца Федора Самойлова.

Строение состоит из 4 ярусов:

  1. Внизу размещены входные главные ворота.
  2. Следующий ярус был отведен Большому праздничному 16-тонному колоколу.
  3. На третьем этаже поместился весь набор из 15 колоколов.
  4. Верхний ярус состоял из часового звона 6 предметов.

Также на территории обители имеется каменный 3-престольный теплый храм Троицы Живоначальной, построенный на месте старого обветшавшего в 1878 году архитектором Никитиным.

Здесь также освящены приделы:

  • в честь Святого Николая Чудотворца;
  • во имя Великомученика Мины.

Это одноглавое здание с трапезной выстроено в стиле эклектики, с чертами поздневизантийского и древнерусского влияния в оформлении фасадов. Барабан увенчан высоким крупным куполом, установлен на приземистом четверике. Кровля сооружения декорирована кокошниками.

Николо-Берлюковский монастырь открыт для посещения каждый день недели с 5-30 до 20 ч.

Также из украшения можно выделить стрельчатые арки, порталы, фигурные колонны, аркатурные пояса. Комплекс монастыря окружен игуменским садом, где высажены новые плодовые и фруктовые деревья и ягодные кустарники, разбиты красивые клумбы с цветами.

Николо-Берлюковская пустынь

Престольный праздник: свт. Николая Мирликийского (22 мая, 11 августа, 19 декабря) Настоятель: игумен Евмений (Лагутин) , 1967 Священнослужители

  • игумен Нифонт (Семыкин), 1960
  • иеромонах Тимофей (Дьяконов), 1984

Насельники

  • монах Никанор (Козловцев), 1955
  • монах Давид (Кутышкин), 1955

Монастырские храмы

  • храм Архангела Михаила
  • храм Всемилостивого Спаса
  • храм Всех святых
  • храм свт. Василия Великого
  • храм Святой Троицы

В числе монашествующих было немало подвижников, среди которых выделялся схимонах Макарий, подвизавшийся в пещерах (скончался в 1841 году). В обители также почитались архимандрит Венедикт (Протопопов), похороненный в соборном храме Христа Спасителя, и сменивший его афонский постриженник иеросхимонах (скончался в 1878 году в сане схиигумена) Парфений (Агеев). При отце Парфении (1856 — 1860 годы настоятельства) в монастыре подвизались афонские постриженика: Порфирий и Сосипатр, основатели пещерного скита во имя Собора Иоанна Предтечи. Монастырь посещали И. С. Шмелев, С. И. Танеев.

В пустыни имелись святыни: древний образ святителя Николая с житием и чудесами, Казанская икона Божией Матери, чтимая икона святого мученика Мины, и явленная в 1829 году чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», а также крест серебряный с частицами мощей святых и часть ризы Господней в панагии.

Монастырь был окончательно закрыт в 1930 году, когда 18 февраля 1930 года была арестована последняя братия во главе с игуменом Ксенофонтом (Косенковым). Позже в монастыре находились различные лечебные учреждения. В 1992 г. при монастырском храме Христа Спасителя зарегистрирована православная община. Сейчас ведется работа по возрождению монастыря.

Летом 2006 года обитель праздновала свое 400-летие. Возрождение монашеской жизни в пустыни было благословлено решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2006 года: «Благословить преобразование прихода Спасской церкви села Авдотьино Ногинского района Московской области в Николо-Берлюковский мужской монастырь. Настоятелем монастыря назначить иеромонаха Евмения (Лагутина) с возведением его в сан игумена».

Еще новости и фотографии из храма:

  • Праздник Преображения Господня в Николо-Берлюковской пустыни 19 августа 2021 года
  • Детско-юношеский патриотический форум в Николо-Берлюковской пустыни 7 декабря 2021 года
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector