Пешношский мужской монастырь во имя святителя николая чудотворца в поселке луговом, дмитровский район

История обители

Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове — один из древнейших русский монастырей. Основал его в 14 веке преподобный Мефодий — один из учеников Сергия Радонежского, когда-то выбравший эти места для строительства своей кельи. И хотя места эти были заброшены, о духовном подвиге Мефодия стало известно в миру, откуда и стали приезжать в эти места будущие послушники, вознамерившись впоследствии на этом месте устроить обитель.


Николо-Пешношский мужской монастырь в Дмитровском районе Московской области

В честь первой деревянной церкви, посвященной святому Николаю Чудотворцу, был назван и монастырь, а название «Пешношский» получил он от того, что Мефодий, помогаю строить церковь, носил через маленькую реку бревна, а так как ходил он пешком, да с ношей, то и вышло слово — Пешношский, которое закрепилось также и за именем преподобного.

В XV веке пожаром были уничтожены все деревянные храмы монастыря, но уже в 16 веке, благодаря щедрой поддержке весьма богатых и знатных благотворителей, среди которых был и Иван Грозный, удалось восстановить большинство сгоревших храмов в камне. Именно в этой обители услышал царь Иван Грозный важные наставления от епископа Вассиана о том, что поможет царю удержать власть среди вельмож. Но, как свидетельствует история, царем наказ епископа был понят превратно, о чем говорят участившиеся в то время казни и кровопролития по велению царя.

Однако в смутное время монастырь был разграблен и уничтожен вражескими войсками поляков, а монахи, до последнего защищавшие родную обитель, погибли. Об этом стало известно только лишь в XIX веке, при перестройке главного Никольского храма монастыря, когда были найдены камни, с высеченными на них именами погибших иноков.

В Петровские времена, при посещении обители государем Петром I, было решено передать монастырь в подчинение Троице-Сергиевой лавры, лишив тем самым его самостоятельности, но в конце XVIII века, к величайшей радости игумена, монастырю была возвращена свобода.

Обитель в XX веке

Многих потерь и бед удалось избежать Пешношскому мужскому монастырю, но XX век в истории обители называют временем самых тяжелых испытаний. Дело в том, что после революции 1917 года, власти решили в стенах нескольких зданий монастыря обустроить филиалы Дмитровского краеведческого музея.


Историческое фото Николо-Пешношского монастыря

И это еще было полбеды, ведь часть храмов так и осталось принадлежать обители, но вот в начале 30-х годов закрыли и музеи, и сам монастырь. Все ценности из этих мест были предварительно вывезены и распроданы. В этот же год монастырские помещения были заняты Домом инвалидов, а сам монастырь был разгромлен, сотрудники же его подверглись репрессиям.

В период Великой Отечественной войны в селе, где расположился монастырь, проходили активные военные действия, вся местность вокруг обители были заминирована. Но, даже в этот страшный для России период, монастырь выстоял, пострадали лишь его стены. И вот спустя 20 лет, в 60-х годах, в обитель переселили Психоневрологический интернат, в этот период в Никольском соборе была оборудована кухня, а стены всех зданий монастыря покрыл толстый слой побелки, за которым оказались похоронены древние фрески.

Со временем некоторые храмы монастыря все же были отреставрированы, но второе рождение обители началось лишь в 2007 году, когда Синод принял решение вновь открыть монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Луговом.

На заметку! В 2008 году в Николо-Пешношском монастыре проходили съемки фильма Карена Шахназарова «Палата № 6» по рассказу А.П. Чехова.

Современное состояние

Сегодня монастырская жизнь идет своим чередом — совершаются утренние и вечерние богослужения. При монастыре открыт зоопарк, который можно не только посетить в качестве зрителя, но и помочь в уборке территории, где проживают звери, либо в их кормлении.


Вход в собор Николая Чудотворца в Николо-Пешношском монастыре

Хотя в 2014 году были официально закончены все реставрационные и ремонтные работы на территории монастыря, но повседневный труд — основная деятельность монахов. Так, в монастырской лавке можно приобрести продукцию с подворья монастыря: яйца, молочные продукты, мясо.

Служителями храма и монахами ведется социальная работа. В находящемся рядом помещении Психоневрологического интерната проводятся духовно-просветительские мероприятия, ведутся душеспасительные беседы с больными.

Монастырь XIX веке

В начале XIX века возводится корпус для настоятелей. В 1888 году из-за ошибки в прочтении даты, написанной на одном из крестов монастыря, отмечают пятивековой юбилей обители

Это событие привлекает повышенное внимание к монастырю

Начинается его финансирование и дальнейшее восстановление. Под руководством известного архитектора того времени И.П. Машкова восстанавливается главный собор Св. Бориса и Глеба в его первоначальном виде. Остальные постройки частично реконструируются и реставрируются. Возводится новое здание духовного правления.

После Октябрьской революции 1918 года иноки из Борисоглебского монастыря в Дмитрове переводятся в Николо-Пешношскую обитель, а их место занимают монахини, эвакуированные из Украины и Рязани. Спустя восемь лет монастырь упраздняют, а в его помещениях располагается краеведческий музей.

С 1949 по 1970 год на территории обители располагалась воинская часть, а затем различные организации и учреждения. В 1993 году началось восстановление монастыря, а через 10 лет здесь появляются иноки и настоятель. В 2004 году обитель была отреставрирована и освящена.

Общественная работа

С 20011 г. на территории монастыря работает духовно-просветительная организация под названием «Преображение». Открытие центра, призванного дать духовное образование местному населению, благословил митрополит Ювеналий. Просветительная организация обучает основам религии, здесь люди узнают о культуре и истории Отечества, о способах правильного формирования нравственных качеств, которые характерны для чистых праведников.


Богослужение в Борисоглебском соборе

Важнейший предмет для изучения — Закон Божий, незнание которого влечет суровые последствия, болезни и неурядицы. Дети и взрослые, пришедшие в центр, имеют возможность изучить иконоведение, музыку, рисование, каллиграфию.

Участники организации часто отправляются в экскурсии по святым местам, приезжают в различные музеи, участвуют в торжествах.

История

В первый раз в документальных источниках монастырь как уже имеющийся упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году.

До XVII века монастырь был княжеским и зависел в управлении и содержании только от собственных покровителей — дмитровских и столичных князей. Может быть, уже с XV века настоятель монастыря носит чин архимандрита. Первым, известным по документам, архимандритом был архимандрит Феодосий (1519 год). В 1652—1664 указом царя Алексея Михайловича обитель приписана к Новгородскому Архиерейскому дому (предназначалась властелину Никону, будущему патриарху для Подмосковной резиденции). В 1682 собирались Борисоглебский монастырь приписать к Заиконоспасскому монастырю, но приписка не свершилась и Дмитровский монастырь остался самостоятельным. В 1724—1726 годы вновь приписан к Новгородскому Архиерейскому дому. В обоих случаях утраты самостоятельности монастырь управлялся строителями-новгородцами.

К началу XVIII века монастырь обладал конюшенным двором к югу от монастыря, где до 2009 года размещалась воинская часть, территорией с хозяйственными постройками за северной монастырской стенкой, слободой из 14 дворов и мельницей на Березовце.

После революции в 1918 монахи из Борисоглебского были переведены в Николо-Пешношский монастырь, а в нём разместились сёстры Турковицкого дамского монастыря, эвакуированные с западной Украины. С 1921 года к ним присоединились сёстры из Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии. В 1926 Борисоглебский монастырь совсем закрыли и дали его строения краеведческому музею.

В 1932 музей переведён в Успенский собор, а в монастыре было расположено управление Дмитлага ОГПУ (НКВД) — отделение ГУЛАГа для строительства канала Волга-Москва. Прилегающие улицы: Комсомольская, Инженерная, Чекисткая, Большевистская, Шлюзовая — образовали «городок Дмитлага», где селились вольнонаёмные работники.

С 1940-х по 1970-е в монастыре находилась воинская часть, позднее — разные учреждения и организации. Братский корпус употреблялся под жильё.

С 1993 года начинается восстановление монастыря. В 2003 в нём было 8 насельников: настоятель архимандрит Роман (Гаврилов), 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. 31 августа 2003 года состоялся визит патриарха Алексия II. 6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вновь освятил возрожденный и отреставрированный Борисоглебский собор. К 2008 году число насельников возросло до 9.

Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник

Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.

Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.

В июне 2006 года в поселке у монастыря поставлен памятник Иринарху Затворнику, созданный Зурабом Церетели. Фото Алексея Бережкова

Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.

7

Текущая деятельность

В 1993 г. в истории Борисоглебской обители началась новая эпоха, комплекс вернули под управление РПЦ. Здесь стала возрождаться духовная жизнь после долгих десятилетий запустения и разрушения. Закипела неустанная строительная работа по благоустройству комплекса и обновлению архитектурных памятников. К сожалению, часть древних реликвий не удалось сохранить во время реставраций.


Свято-Духовская часовня монастыря

  • В 1996 г. мастера перестроили башню с изображением старинного рисунка центрального собора. С настоятельских покоев удалили лицевую кладь, на её месте установили оконные проемы с изящными наличниками. В 2000 г. воздвигли небольшую часовню Святого Духа, двухъярусное хозяйственное строение, отреставрировали стены комплекса.
  • В 2003 г. Борисоглебскую обитель посетил патриарх Алексий II, который высоко оценил труды братии в деле восстановления архитектуры и духовной жизни. В 2004 г. реставрационные работы в Борисоглебском соборе были торжественно окончены, его освятил митрополит Ювеналий.
  • На колокольне установили куранты, обустроили звонницу из 8-ми колоколов. Вскоре на территории появились: гостиница для паломников, библиотека и корпус администрации. Сегодня продолжается реставрация Никольской церкви, трапезной и монашеского корпуса.

Борисоглебский монастырский комплекс подчиняется общежительному уставу. Братия занимается изготовлением просфор, свечей, строительными работами, а также птицеводством и пчеловодством.

Расписание богослужений Аносина Борисоглебского монастыря

Монахини обители читают Неусыпаемую Псалтирь круглые сутки. Они поминают об успокоении и здравии православных христиан. По будням насельницы монастыря начинают молиться в 6 утра. Также в Троицком соборе проходят богослужения для прихожан:

  • по будням и в субботу — в 8:00 Божественная Литургия и в 17:00 вечерняя служба;
  • по воскресеньям и праздникам — в 6:30 и 8:45.

В период Великого поста службы проходят в 7:00 и в 17:00. В среду и пятницу проводится Литургия Преждеосвященных Даров.

Расписание служб на официальном сайте обители

Маргарита Кушниренко

Исповедь проводится после вечерней службы. Утром попасть на неё могут только немощные и прихожане с маленькими детьми. Молитва во время богослужения перед Причастием обязательна.

Если место проведения службы меняется, прихожане информируются об этом объявлением на специальной доске у храма.

Престольные праздники в монастыре сопровождаются крестным ходом. Основные события приходятся на 15 мая, 18 и 28 августа, 4 октября, 10 ноября и 50-й день после Пасхи. Крестный ход также проводится 1 октября в день открытия монастыря.

Сестры ежедневно несут послушания: ухаживают за животными, выращивают огородные культуры, делают из молока коров творог, сыры, сметану и другие продукты, а пекут знаменитый аносинский хлеб.

Маргарита Кушниренко

Информация для паломников

Обитель расположена в подмосковном городе Дмитрове, на улице Минина, строение № 4. Престольные праздники:

  • 15 мая — память святых Бориса и Глеба;
  • 22 мая — Николая Угодника;
  • 27 марта — прославление «Феодоровского» образа Пречистой Богоматери.

Богослужения здесь совершаются ежедневно, по будням с 6:00 проходят исповеди, с 7:00 — литургия, вечерня начинается в 17:00. По воскресным дням и церковным торжествам священники проводят в 7:00 водосвятный молебен и утренние молитвы, в 17:00 служится акафист преподобным Борису и Глебу.

Богослужения здесь проходят строго по расписанию. Обитель приглашает христианских паломников, которые хотят поучаствовать в литургиях, приложится к святыням и насладиться умиротворенной тишиной.

Борисоглебский монастырь. Дмитров

История основания

Одно из древних преданий гласит, что обитель основал князь Юрий Долгорукий в середине XII столетия (в этот период был построен и сам город Дмитров). К сожалению, точной даты неизвестно, так как во времена Смуты сгорела монастырская библиотека со всеми историческими архивами.


Борисоглебский монастырь в Дмитрове Московской области

  • Редкое документальное свидетельство, которое дошло до нашего времени, противоречит древнему преданию и говорит о том, что Борисоглебская обитель была создана в начале XV столетия. Эту версию подтверждает нахождение каменного креста, поставленного на территории обители в 1462 г. на торжество Благовещения. Спустя 4 века закладную реликвию обрела братия монастыря под приделом святителя Алексия. Сегодня святыня хранится в Дмитровском краеведческом музее.
  • Являясь княжеским владением, монастырский комплекс имел обширные земельные вотчины и полностью зависел от денежных средств, щедро поставляемых дмитровскими князьями. В 1537 г. началось строительство главного каменного храма, освященного в честь праведных Бориса и Глеба. Он создавался в стилистике древнерусского зодчества, по архитектурным формам здание напоминало Переславский Преображенский собор.
  • Борисоглебская церковь имела четыре столпа, два престола и три апсиды, её фундамент устанавливали на белокаменный подклет. Завершением собора служили две главы, одна из которых не сохранилась. В киоте западного фасада находился образ Христова Вознесения. Есть предположение, что в этой же части располагалась небольшая звонница, а вокруг самого здания установили паперти (внешние притворы) с тесовыми кровлями.
  • С середины XVI столетия Борисоглебская обитель перешла под непосредственное управление архимандритов и стала подчиняться патриарху РПЦ. В 1610 г. монастырский комплекс потерпел колоссальные ущербы от польско-литовских захватчиков и предателей Отечества. Борисоглебскую обитель полностью сожгли, а сам город Дмитров досконально разорили. Восстановление монастыря произошло только через десять лет.
  • В середине XVII в. близ западного фасада Борисоглебского собора установили придел, освященный в честь святого Алексия. Пристройка имела одну главу и небольшой притвор, средства на воздвижение выделила помещица П. Чаплин. В конце XVII столетия к зданию присоединили паперть, которая касалась западного портала главного собора, над притвором стояла колокольня.

На заметку! Священномученики Борис и Глеб — первые русские христиане, канонизированные Православной Церковью. Исследователи предполагают, что прославление состоялось в 1020 г., в день перенесения останков Глеба и положения их рядом с мощами его брата Бориса в церкви В. Великого.

Их канонизировали в качестве страстотерпцев, святых, принявших смерть во имя Заповедей Господа и не проявивших к убийцам даже капли ненависти. В молитве к священномученикам христиане просят здоровья, мира и защиты от внешних врагов.

Литература

  • Подъяпольская Е. Н. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 — М.: Стройиздат, 1998, с. 124—127
  • Былов Н. Дмитровский Борисоглебский монастырь. Исторический очерк. М., 1905 (2-е изд.)
  • Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, 984 с.
  • Гаврилов С. А. Собор Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря в г. Дмитрове. по данным натурных исследований//Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация» М., 1984.
  • Гаврилов С. А. Борисоглебский крест 1467 г. Советская археология М., 1985, с. 213—222.
  • Фролов М. Ф. Белокаменные надгробия XVI—XVII в. из Борисоглебского монастыря в г. Дмитрове //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 3(5). С. 18-20.

История Борисоглебского монастыря

Возникновение в этих местах монастыря связывают с именем князя Юрия Долгорукого, являющегося основателем Дмитрова. В 1154 г. князь заложил здесь город, который назвал в честь покровителя своего сына — святого Дмитрия. До нас дошли предания, согласно которым, Юрий Долгорукий одновременно с городом приказал возвести и монастырь. Однако по современным находкам археологов нельзя научно доказать подобные предания. Официально же монастырь уже стоял в Дмитрове в 1472 г. Именно этим годом датировано завещание князя Юрия, в котором он упоминает Борисоглебскую обитель. Со времени основания (примерно в середине XV века) и до XVII столетия монастырь считался княжеским — это значило то, что всеми делами комплекса (как религиозными, так и светскими) управляли князья из Москвы и Дмитрова. Ситуация эта мало устраивала монахов и прихожан, ведь князья не могли постоянно находиться при дворе монастыря и контролировать его жизнь. Хотя это положение дел не мешало обители иметь собственного настоятеля. Примерно с XV века руководитель комплекса имел право быть в чине архимандрита, но первый документально подтвержденный настоятель с таким званием был здесь лишь в 1519 г. — его звали Феодосий.В середине XVII века (1652-54 гг.) царь московский Алексей своим указом приписывает Борисоглебский монастырь к Новгородскому Архиерейскому дому. Событие это означало утрату монастырским комплексом самостоятельного управления. Отныне контроль над жизнью обители осуществлялась новгородскими строителями. Чуть меньше чем через 100 лет — в 1724-26 гг. — православное сооружение снова приписано к тому же самому Архиерейскому дому. Между этими событиями — в 1682 г. — его собирались приписать к еще одному комплексу в Москве — Заиконоспасскому. Но этого не произошло, поэтому в те годы обитель была самостоятельной.В XVIII век монастырь в Дмитрове входит с внушительной территорией. Помимо собственно архитектурного комплекса в центре города, обитель владела конюшенным двором, вспомогательными постройками к северу от строения, небольшой деревней в 14 домов и водяной мельницей. В 1764 г. собор миновала печальная участь соседей, попавших «под сокращение» Екатерины II. Таким образом, Борисоглебский монастырь остался единственным в городе. К середине столетия старинные постройки комплекса начинают приходить в упадок и ветшать, но прихожане и настоятель собирают средства на реставрацию и новое строительство. К концу XVIII века отстраивается Покровская церковь, которая не сохранилась до нашего времени, в первой половине следующего столетия строится настоятельский дом. В конце XIX — начале XX веков реставрируется центральный собор Бориса и Глеба, также возводится здание духовной управы.Монастырь, как и многие подобные учреждения, был закрыт с приходом советской власти — произошло это в 1926 г. Здания комплекса были переданы Дмитровскому краеведческому музею (ныне расположен в Кремле города). В 1932 г. музейное учреждение переехало в здание Успенского собора, а Борисоглебский монастырь стал центром управления Дмитровского исправительно-трудового лагеря. Окружающие его улицы стали домом для многих наемных рабочих, которые впоследствии создавали канал «Волга — Москва».С началом Второй мировой войны сакральный комплекс отдали под военную часть, где она находилась до 1970-х гг., а в здании упомянутого выше конюшенного двора — до 1990-х гг. В последние годы СССР Борисоглебский монастырь являлся центром многих управленческих юрисдикций и организаций, в Братском же корпусе были размещены квартиры. В 1993 г. монастырь восстанавливается и снова начинает действовать. Активно проводятся работы по реконструкции. В 2004 году митрополит Ювеналий освящает отстроенный собор Бориса и Глеба.

Архитектура обители

Самым старым зданием монастыря является Борисоглебский собор, выстроенный из камня. Как предполагают ученые, он был возведен в середине XVI века. Он представляет собой четырехстолпный собор с двумя престолами и тремя апсидами (заниженный выступ здания различных форм).

Храм венчали два купола, однако до наших дней сохранился лишь один. Второй купол находился над Вознесенским приделом и был значительно меньше по размеру. Предположительно, храм имел небольшую звонницу, о чем свидетельствуют обнаруженные элементы площадки. В 1656 году к собору пристраивают Алексеевский придел, а позже и паперть.

В 1672 году Борисоглебский собор (г. Дмитров) пережил масштабный пожар, в связи с чем он был существенно перестроен. В этом же году были построены Святые врата, а спустя 15 лет над ними была возведена Никольская церковь. В 1689 году строится ограда, по углам которой возводятся башенки.

В 1702 году на пожертвования строят больничный Покровский храм, который был упразднен еще до XX века. Возводится колокольня, которая сохранилась до настоящего времени с незначительными изменениями. В 1834 году к Никольскому храму пристраивают придел во имя Феодоровской Иконы Богоматери.

Борисоглебский Дмитровский монастырь

B 1841 году монахи обнаружили старинный крест под пределом собора
Бориса и Глеба, расположенного на территории монастыря. На кресте было выбито
число, когда его установили – 1462 год. Существуют также версии, что фундамент
монастыря заложили в 1380е годы. Но опять же, это только версии. А точную дату
основания монастыря, к сожалению, определить невозможно.

Монастырь неоднократно достраивался и перестраивался. Первой известной
пристройкой стал собор, возведенный в 1537 году в честь великих русских князей
Бориса и Глеба. Спустя почти двадцать лет к собору был пристроен предел,
посвященный Алексию, человеку Божиему. В 1672 году в крепости случился сильный
пожар. Так как здание было из дерева, оно практически полностью выгорело. После
пожара монастырь стали перестраивать заново, но уже в камне. Строительство стен
и башен было закончено лишь через семнадцать лет.

Во время Великой Отечественной войны стены монастыря служили защитой для
города, а в самой крепости располагались военный гарнизон и госпиталь. В
послевоенное время монастырь пришел в упадок. Здание стали использовать под
склады и жилые комнаты. Только в 1993 году мужской монастырь снова начал
действовать.

Главной достопримечательностью монастыря является собор князей Глеба и
Бориса. Он представляет собой красивый кирпичный храм с позолоченным куполом,
увенчанным крестом. Дата постройки указана на одной из плит, встроенных в стены
здания. Первоначально собор строился из дерева, однако после пожара в 1672 году
его выложили заново – уже из кирпича и камня. В середине XV века к
нему пристроили западную паперть и трехъярусную шатровую колокольню с боевыми
часами. За время своего существования храм не раз переделывался и
реставрировался. До наших дней не сохранились красивые росписи, сделанные на
стенах собора в 1824−1901 годах. Сегодня стены в храме белого цвета. Зато можно
увидеть длинные и узкие, как щели, окна, а также белокаменный подвал, сделанный
еще в XV веке.

Кроме собора святых Бориса и Глеба, в состав монастыря также входят корпуса
настоятеля и Духовного правления, братские кельи, Святые ворота и огромная
кирпичная монастырская ограда с четырьмя угловыми башенками, которая на
сегодняшний день лишена оборонительного назначения. Борисоглебский монастырь
Дмитрова находится совсем недалеко от Москвы. Добраться можно либо на
электричке от Савеловского вокзала до станции Дмитров за полтора часа, либо на
собственном автомобиле, что еще быстрее: по Дмитровскому шоссе прямо до
города.

Несмотря на то, что обитель в Дмитрове мужская, женщинам также можно пройти
на ее территорию, прогуляться вдоль массивных белых стен и преклонить голову у
алтаря в соборе Бориса и Глеба.

Действующий сегодня Борисоглебский
мужской монастырь в Дмитрове является одной из важнейших
достопримечательностей Дмитрова. Крепость считается одним из самых древних
монастырей в Подмосковье. Обитель полностью отреставрирована и завораживает
своей провинциальностью, неприступностью и звенящей тишиной.

Адрес: Дмитров, ул. Минина, д. 4

Социальные комментарии Cackle

Как добраться

Точный адрес монастыря — Московская область, Истринский район, деревня Аносино, ул. Троицкая, д. 37.

Добраться до Аносиного монастыря на общественном транспорте проще всего из Москвы. Нужно на Рижском вокзале сесть на электропоезд до станции Нахабино. Оттуда необходимо выехать на автобусе № 22 и выйти на остановке «Аносино».

На автобусе можно доехать и из Москвы. Для этого нужно от станции метро «Щукинская» нужно добраться на автобусе № 480 до остановки «Павловская слобода». Оттуда до Аносино ходит автобус № 22.

До Борисоглебского Аносинского монастыря можно добраться на машине. Для этого нужно ехать по Новорижскому шоссе и повернуть на Павловскую Слободу. В направлении Аносино двигаться ещё 12 км.

Видео об Аносином Борисоглебском монастыре

Период запустения

Чтобы сохранить управление над монастырем после революции, Борисоглебская братия объединилась в трудовой артель, которую через несколько месяцев упразднили. Всех монахов перевели в Николо-Пешношскую обитель, также расположенную в Дмитрове. Борисоглебский монастырь заняли сестры из Турковицкой обители, их эвакуировали из западной части Украины.


Собор Бориса и Глеба в Борисоглебском монастыре

  • В 1926 г. Борисоглебский монастырский комплекс официально закрыли, несмотря на усилия общины. На территории разместили краеведческий музей, работники которого благосклонно отнеслись к памятнику архитектуры, проявив уважение к религии и древности.
  • С 1932 г. в стенах монастыря располагался Дмитровский исправительный лагерь, созданный большевиками для заключения здесь под стражей несогласных с властью людей. Организация заведовала территорией, пока здесь сооружали водопроводный канал. Большевики беспощадно разрушали памятники зодчества, краеведческий музей был переведен в Успенскую церковь.

В течение 30 лет после начала ВОВ на территории находились воинские части красной армии, а также различные учреждения светской направленности. Эти организации принесли ощутимый урон древним строениям, многие реликвии были безвозвратно утрачены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector