Пресненский. церковь вознесения господня в сторожах, у никитских ворот

Содержание:

«…Тебя мне ниспослал… моя Мадонна…»

Прелестная шестнадцатилетняя девочка Таша Гончарова собиралась на бал у танцмейстера Йогеля в дом Кологривовых, что на Тверском бульваре (сейчас на месте этого снесенного особняка МХАТ им. Чехова). Были готовы белое воздушное платье и изящный золотой обруч на голову. Стояли декабрьские дни 1828 года. Только что закончился Рождественский пост, и по всей Москве танцевали на балах. Могла ли знать Таша, что на этом балу ей уже уготована встреча, которая перевернет ее судьбу? И судьбу первого поэта России — Александра Сергеевича Пушкина. «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начали замечать в свете, — вспоминал поэт. — Я полюбил ее, голова у меня закружилась…».

Впервые в жизни он был робок. Александра Арапова в своих воспоминаниях писала: «Она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Ал. Сер. не мог оторвать от нее глаз. Слава его уже тогда прогремела на всю Россию. Он всюду являлся желанным гостем; толпы ценителей и восторженных поклонников окружали его, ловя всякое слово, драгоценно сохраняя его в памяти. Наталья Николаевна была скромна до болезненности; при первом знакомстве их его знаменитость, властность, присущие гению, не то что сконфузили, а как-то придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность только возвысила ее в глазах поэта».

Таша родилась 27 августа 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из-за нашествия Наполеона. А до шести лет воспитывалась у деда Афанасия Николаевича Гончарова в обширном родовом имении Полотняный Завод под Калугой. Игрушки и одежду для нее выписывали из Парижа.

Она получила прекрасное домашнее образование, владела французским, немецким и английским. Сохранились ее ученические тетради, из которых видно, что она глубоко разбиралась и в истории, и в географии, и в русской грамоте, и в литературе, и даже в теории стихосложения. Она вязала и вышивала бисером, была ловкой наездницей, играла на фортепиано. А в шахматной игре ей не было равных! Став женой Пушкина и переехав с ним в Петербург, Натали слыла едва ли не лучшей шахматисткой столицы. Ее называли первой романтической красавицей своего поколения — под стать первому романтическому поэту. И Пушкин не мог не полюбить со всей страстью эту необыкновенную девушку. «Заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам или никогда не женюсь», — писал поэт невесте.

Почти год Пушкин проходил в женихах. Ему окончательно не отказывали, но и твердого согласия не давали, ссылаясь на молодость Натали. Долго решался вопрос с приданым невесты. Оно шилось на деньги Пушкина, так как Афанасий Николаевич Гончаров ничего не дал за внучкой, кроме небольшого заложенного имения и забытой в подвалах Полотняного Завода статуи Екатерины Великой, отлитой в Германии и так и не установленной в честь посещения императрицей Полотняного Завода. Попытка Пушкина продать статую, прозванную «Медной бабушкой», в казну закончилась неудачей.

Все же 6 мая 1830 года Александр Сергеевич Пушкин был официально объявлен женихом Натальи Николаевны Гончаровой. Свою удачу поэт приписывал «счастливому» фраку, который одолжил ему Павел Нащокин для визита, а потом и подарил его. С тех пор в важных случаях Пушкин надевал именно «нащокинский» фрак. Потом препятствием к венчанию стали холерные карантины — Пушкин оказался заперт в Болдине. «Наша свадьба точно бежит от меня; и эта чума с ее карантинами — не отвратительнейшая ли это насмешка, какую только могла придумать судьба? Мой ангел, ваша любовь — единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка… Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье!» — из письма Пушкина Натали Гончаровой.

Наконец, 18 февраля 1831 года состоялось долгожданное венчание в храме Большого Вознесения, приходском храме Гончаровых, что на Большой Никитской. Пушкину шел 32 год, невесте было 18 лет. Суеверного поэта не на шутку смутили плохие приметы: во время церемонии в руках Пушкина погасла свеча, нечаянно упали с аналоя крест и Евангелие. Шафер устал держать венец над головой поэта и попросил заменить его, что было нарушением обряда. После венчания молодожены поехали в свою первую семейную квартиру на Арбате, снятую Александром Сергеевичем. У входа их встречали Нащокин с Петром Вяземским, благословили образом и поднесли по бокалу шампанского. Один из них упал с подноса и разбился, что добавило Пушкину переживаний. Но потом это быстро забылось. Началась семейная жизнь.

Венчание поэта

В церковной метрической книге сохранилась запись, что таинство венчания А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой прошло 2 марта 1831 года. На момент свадьбы жениху был 31 год, а его невесте – 18.

Будущая теща – Наталья Ивановна Гончарова долго не благословляла брак дочери. Ее смущала репутация влюбчивого поэта и его натянутые отношения с властями.

Утром того дня, когда должно было состояться венчание, старшая Гончарова сообщила своему будущему зятю, что церемонию необходимо отложить, так как нет денег на карету, и ее дочери не на чем доехать до церкви. В ответ поэт отправил будущей теще 1000 рублей. На себе Пушкин сэкономил и пошел к алтарю во фраке, который одолжил у знакомого.

Когда шло венчание, в храм не пустили никого из посторонних. Двери церкви охраняла полиция, и это очень огорчило поклонников красавицы Натальи Гончаровой. По преданию, во время таинства погасла свеча, и обручальное кольцо упало на пол. Поэт был очень огорчен случившимся и счел это дурными предзнаменованиями.

Полезная информация для туристов

Сегодня старая церковь – действующий православный храм. Богослужения здесь проходят ежедневно – в 8:00 и 18:00.

Территория Вознесенской церкви очень зеленая и ухоженная. В храмовом дендрарии растут райские яблони, маньчжурский орех, сирень, каштан, акация и клены. В теплое время года на клумбах много цветов.

При восстановлении колокольни строители прокладывали коммуникации и обнаружили под землей старые безымянные захоронения. По решению прихожан кости собрали и перезахоронили с востока от алтаря. Священники провели панихиду по усопшим, а потом на могиле был установлен высокий каменный крест.

Второе рождение: столичная программа помогла вернуть храм москвичам

Воссоздание уникального художественного облика церкви продолжилось и в 2010-е. Реставрация стала возможной благодаря принятой Правительством Москвы городской программе субсидий религиозным организациям на реставрационные работы объектов культурного наследия. Главное преимущество программы — деньги выделяются на восстановление памятников как федерального, так и регионального подчинения. Это позволяет быстро проводить необходимые работы. Программа одобрена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и рекомендована другим регионам.

Храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках готовят к реставрацииМозаика с ангелом и белокаменные ступени: археологи нашли руины снесенного в начале XX века храма В стиле елизаветинского барокко: в Царицыне реставрируют храм с колокольней XVIII века

В рамках этой программы в церкви Большое Вознесение обустроили пандус и лестницу со стороны Малой Никитской улицы, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах в храме реставрировали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты восстанавливали искусственный мрамор и лепной декор церкви.

Всего в Москве насчитывается 432 объекта культурного наследия религиозного значения, которые относятся к Русской православной церкви. Многие из них отреставрированы в рамках городской программы субсидий или городской программы «Культура Москвы».

С 2011 года работы проводились на 85 объектах, причем 54 из них либо уже отреставрированы полностью, либо будут готовы к концу года.

Среди воссозданных храмов, где прошли или еще идут работы, такие известные достопримечательности, как Высоко-Петровский монастырь (улица Петровка, дом 28, строение 3), церковь Симеона Столпника (Поварская улица, дом 5, строение 1), ансамбль церкви Всех Скорбящих Радости (улица Большая Ордынка, дом 20), церковь Николы в Хамовниках (улица Тимура Фрунзе, дом 1/2, строение 1), церковь Ивана Предтечи под Бором (Пятницкая улица, дом 4/2, строение 8), церковь Флора и Лавра (Дубининская улица, дом 9/3, строение 1), ансамбль Рождественского монастыря (улица Рождественка, дом 20/8, строение 16), церковь Малое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 18), ансамбль Ивановского монастыря (Малый Ивановский переулок, дом 2а, строение 1).

Как была построена церковь

Первое упоминание о храме в Сторожах относят к 1619 году. В начале XVII века эта была малозаметная деревянная церковь. По сохранившимся документам известно, что она простояла 10 лет. В апреле 1629 года в Москве прошел большой пожар, который уничтожил западную и восточную части Белого города. В огне погибло множество построек, в том числе и небольшой деревянный Вознесенский храм.

В 1680-е годы царица Наталья Кирилловна Нарышкина – будущая мать Петра I выделила средства, и на них построили новую пятиглавую каменную церковь. В иконостасе храма находился образ Боголюбской Божией Матери. По преданию, во время чумы, которая свирепствовала в Москве в 1771 году, люди приходили в Вознесенскую церковь и получали исцеление от чудотворной иконы.

В 1781 году Григорий Александрович Потемкин-Таврический принял решение построить новый храм для Преображенского полка. Под строительную площадку светлейший князь отдал собственный двор, который располагался рядом с Вознесенской церковью. Случилось так, что смерть не дала ему осуществить задуманное, но Потемкин успел составить завещание. Душеприказчики князя получили необходимые деньги и в 1798 году приступили к строительству.

Новую церковь возводили по проекту знаменитого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К 1812 году последователи Потемкина построили и полностью отделали трапезную, но летом началась война с французами. При вторжении войск Наполеона, когда в Москве был сильный пожар, чертежи Казакова сгорели.

Обновленный проект храма был подготовлен людьми, которые внесли неоценимый вклад в восстановление сгоревшей Москвы – Осипом Ивановичем Бове и Федором Михайловичем Шестаковым. Наконец, в 1831 году основное здание Вознесенской церкви было закончено.

Интерьеры и святыни

В храме освящено шесть престолов, главный из них посвящен празднику Вознесения Господня. Отдельного внимания заслуживают пять богатых иконостасов. Три из них находятся в самой церкви, а два – в помещении трапезной.

Оригинальные храмовые иконостасы были выполнены по проекту талантливого зодчего и реставратора Михаила Доримедонтовича Быковского. В годы борьбы советской власти с религией все иконы были безжалостно уничтожены. Чтобы восстановить резное великолепие, потребовалось много усилий и средств.

Нижний пояс внутри Вознесенской церкви оформлен колоннами из искусственного мрамора и зеркалами. Выше – на стенах, в алтаре, трапезной, подкупольном пространстве и барабане с окнами можно увидеть великолепные росписи. Живописные классические фрески храма были написаны в 1830-е годы разными художниками.

На росписях воспроизведены сцены из Ветхого Завета и Евангелия, изображения Апостолов, четырех Евангелистов, Сергия Радонежского, святителя Алексия митрополита Московского, ангелов с богослужебными атрибутами, маленькие головки херувимов и орнаментально-геральдические композиции. Реставрация старых росписей была проведена в 1990-е годы, и потом они несколько раз подновлялись.

Главные святыни Вознесенского храма – это две почитаемые верующими иконы: Иверская икона Божией Матери и Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Придел Николая Чудотворца: где венчался Пушкин?

К 1831 году старый храм разобрали, службы перешли в новый. Среди прихожан была жившая неподалеку семья Гончаровых. В недостроенном храме, в приделе Николая Чудотворца, 18 февраля 1831 года венчалась девица Наталья Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. В Большом Вознесении Пушкина поминают ежегодно.

После того как здание церкви было в 1836 году построено, колокольню, полагавшуюся храму по проекту, возводить не стали. От предыдущей церкви осталась шатровая колокольня, которая прослужила до 1937 года. 19 сентября 1848 года митрополит Московский Филарет освятил новый храм.

Большая Никитская — храм Вознесения Господня («Малое Вознесение»)

Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, д. 18/1.

Церковь в честь Вознесения Господня на Большой Никитской улице в Белом городе называют еще «Малым Вознесением». Повелось это с начала тридцатых годов XIX века. Есть в столице и «Большое Вознесение» — это храм за Никитскими воротами.

Начиная со второй половины XIV века рядом с деревянным храмом проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск. Есть версия, что приход родился как центр слободы новгородцев и устюжан.

Каменную церковь «на месте древней» возвел царь Федор Иоаннович — в честь своего коронования в день праздника Вознесения Господа Иисуса Христа.

В 1548 году о храме появляется упоминание в летописи — князь Петр Шуйский поймал здесь, «на посаде во дворе у Вознесения, у хорошия колокольницы за Неглинною на Никитской улице 11 ноября», бежавшего от Ивана Грозного князя Михаила Глинского.

Рядом с храмом исторически селились бояре Романовы, из рода которых происходила мать Феодора Иоанновича — государыня Анастасия Романова, первая супруга Иоанна Грозного.

В 1871-ом район рядом с храмом становится музыкальным — когда на Большой Никитской улице стоят Московскую консерваторию, ее работники стали прихожанами «Малого Вознесения».

В 1930-х года церковь закрыли и перестроили под общежитие и мастерские. Богослужения возобновили только в июне 1992-го.

Интерьеры и святыни

В храме освящено шесть престолов, главный из них посвящен празднику Вознесения Господня. Отдельного внимания заслуживают пять богатых иконостасов. Три из них находятся в самой церкви, а два – в помещении трапезной.

Оригинальные храмовые иконостасы были выполнены по проекту талантливого зодчего и реставратора Михаила Доримедонтовича Быковского. В годы борьбы советской власти с религией все иконы были безжалостно уничтожены. Чтобы восстановить резное великолепие, потребовалось много усилий и средств.

Нижний пояс внутри Вознесенской церкви оформлен колоннами из искусственного мрамора и зеркалами. Выше – на стенах, в алтаре, трапезной, подкупольном пространстве и барабане с окнами можно увидеть великолепные росписи. Живописные классические фрески храма были написаны в 1830-е годы разными художниками.

На росписях воспроизведены сцены из Ветхого Завета и Евангелия, изображения Апостолов, четырех Евангелистов, Сергия Радонежского, святителя Алексия митрополита Московского, ангелов с богослужебными атрибутами, маленькие головки херувимов и орнаментально-геральдические композиции. Реставрация старых росписей была проведена в 1990-е годы, и потом они несколько раз подновлялись.

Главные святыни Вознесенского храма – это две почитаемые верующими иконы: Иверская икона Божией Матери и Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Судьба храма в XX веке

В 1917 году в городе произошло вооруженное восстание. Бои шли у Никитских ворот, были погибшие, поэтому священники храма провели отпевание юнкеров и офицеров. Церковные службы в Вознесенской церкви проводили до осени 1931 года, но потом по решению московских властей храм закрыли.

Через 6 лет рабочие разобрали колокольню и устроили на ее месте парк. В 1960-е годы в бывшем церковном здании работала лаборатория, которая занималась изучением молнеезащиты и высоковольтных газовых разрядов. В 1972 году перед приездом в город президента США Никсона власти Ленинграда в спешке провели косметический ремонт церковных фасадов.

Храм вернули верующим только в 1990 году. После этого группы добровольцев и профессиональные реставраторы начали долгий процесс восстановления Вознесенской церкви.

Реставрация памятников религиозного назначения

Правительство Москвы продолжает реализацию программы реставрации памятников религиозного назначения. С 2011 года в городе проводились работы по 85 храмам:

— по 33 объектам — за счет средств государственной программы «Культура Москвы»;

— по 52 объектам — за счет городской программы субсидий, выделяемых Правительством Москвы религиозным организациям.

Завершена реставрация 54 храмов. Среди них в 2018 году:

— ансамбль Новоспасского монастыря — трапезная палата XVI–XVII веков с церковью Покрова 1670–1678 годов;

— ансамбль Высоко-Петровского монастыря конца XVII — XVIII века — церковь Петра Митрополита;

— ансамбль Рождественского монастыря начала XVI века, XVII–XVIII веков и начала XIX века — собор, 1501–1505 годы;

— храм «Большое Вознесение», 1848 год, архитектор Афанасий Григорьев;

— храм Вознесения Господня («Малое Вознесение»), конец XVI — начало XVII века;

— церковь Людовика, 1830 год, архитектор Доменико Жилярди;

— выявленный объект культурного наследия «Комплекс богаделен на Петербургском шоссе» Императорского человеколюбивого общества;

— церковь Владимирская, 1672 год;

— ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI века, XVII–XVIII веков и начало XIX века;

— склеп Лобановых — Ростовских 1676–1677 годов (усыпальница);

— ансамбль Ивановского монастыря XVI–XIX веков, 1860–1879 годов, архитектор Михаил Быковский;

— корпус больничный с храмом преподобной Елисаветы.

Реставрация храма и пожертвования москвичей

Реставрацией живописи церкви более 10 лет занимался Алексей Артемьев. Признанный еще в советское время реставратор в 1990-е годы восстановил не один храм. За воссоздание росписи храма Христа Спасителя он награжден медалью Академии художеств.

20 мая 1999 года храм был освящен. В том году отмечали 200-летие со дня рождения Александра Пушкина, и церковь стала одной из площадок праздника.

В 2002–2004 годах была построена колокольня, очень удачно вписавшаяся в архитектурный облик храма. Автор проекта Олег Журин взял за основу эскизный проект Федора Шестакова. Журин также принимал участие в восстановлении Казанского собора на Красной площади и многих других памятников архитектуры. Средства на колокола, убранство и реставрацию церкви собрали москвичи.

Сегодня в Большом Вознесении можно услышать не только колокольный звон. В храме с прекрасной акустикой выступают хоровые коллективы, например во время Московского пасхального фестиваля.

Судьба храма в XX веке

В 1917 году в городе произошло вооруженное восстание. Бои шли у Никитских ворот, были погибшие, поэтому священники храма провели отпевание юнкеров и офицеров. Церковные службы в Вознесенской церкви проводили до осени 1931 года, но потом по решению московских властей храм закрыли.

Через 6 лет рабочие разобрали колокольню и устроили на ее месте парк. В 1960-е годы в бывшем церковном здании работала лаборатория, которая занималась изучением молнеезащиты и высоковольтных газовых разрядов. В 1972 году перед приездом в город президента США Никсона власти Ленинграда в спешке провели косметический ремонт церковных фасадов.

Храм вернули верующим только в 1990 году. После этого группы добровольцев и профессиональные реставраторы начали долгий процесс восстановления Вознесенской церкви.

Архитектурные особенности

Величественное здание построено в стиле ампир и является градообразующей доминантой всей окружающей застройки. Церковь отлично видно с любой улицы, которая ведет к Никитской площади.

По российской традиции храм построен в виде «корабля». С запада от алтарной абсиды возвышается массивный четверик с куполом. К нему примыкает приземистая трапезная с притвором, а за ней идет высокая колокольня. Монументальные объемы украшены изысканно-строгой отделкой. На церковных фасадах можно увидеть стройные колонны ионического ордера, а на купольном световом барабане – небольшую позолоченную главку.

Большую выразительность зданию придает гладкая, нерасчлененная поверхность стен и аккуратные ниши с заглубленными окнами. На четверике храма и алтаре они арочные, а на трапезной имеют прямоугольную форму.

Капители белых колонн и антаблементы портиков декорированы тонкой лепниной. На алтарной апсиде, южном фасаде колокольни и над входом в храм находятся великолепные мозаичные иконы, сделанные из кусочков прочного стекла 50 цветов и оттенков. Примечательно, что технику мозаик из смальты применяли еще в украшении византийских храмов. В качестве сюжетов для Вознесенской церкви были выбраны образы, написанные для ее иконостасов.

Колокольня была отстроена заново в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Она очень удачно вписалась в ансамбль Вознесенского храма, поэтому у прохожих создается впечатление, что пятиярусная колокольня всегда стояла возле церкви.

Высокое здание поднимается на 60,5 м. Нижний ярус квадратный с тремя портиками. Здесь находятся паперть и вход в храм. На втором тоже квадратном ярусе висит огромный колокол весом 10 тонн. Третий – главный ярус звонов оформлен балюстрадой и парными колоколами. На нем размещен колокол поменьше, который весит 5 тонн. Четвертый и пятый ярусы круглые. Колокольню завершает сферический купол со шпилем и крест.

Святыни и настоятели

В настоящее время в храме пребывает большое число святынь, к которым может приложиться православный человек:

  • частицы мощей князя Александра Невского и свт. Луки (Войно-Ясенецкого);
  • икона Николая Чудотворца, содержащая частицу гроба;
  • частица Животворящего креста Господня.

Среди икон можно отметить Иерусалимскую икону Богородицы, иконы «Ветхозаветная Троица» и «Новозаветная Троица», в которых находятся частицы коры Мамврийского дуба. Этот дуб упомянут в Ветхом завете в книге Бытия как место, где Аврааму явился Господь. Есть также старинные иконы преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Мощевик

Покров Божей Матери

Ковчежец с частицами мощей Преподобного Алексия

Первым настоятелем храма после его возвращения в лоно русского православия стал насельник Данилова монастыря архимандрит Савва. Как садовники бережно ухаживают за своим садом, так настоятель взращивал души своих духовных чад. В настоящее время настоятелем является протоиерей Константин Татаринцев.

Полезная информация для туристов

Сегодня старая церковь – действующий православный храм. Богослужения здесь проходят ежедневно – в 8:00 и 18:00.

Территория Вознесенской церкви очень зеленая и ухоженная. В храмовом дендрарии растут райские яблони, маньчжурский орех, сирень, каштан, акация и клены. В теплое время года на клумбах много цветов.

При восстановлении колокольни строители прокладывали коммуникации и обнаружили под землей старые безымянные захоронения. По решению прихожан кости собрали и перезахоронили с востока от алтаря. Священники провели панихиду по усопшим, а потом на могиле был установлен высокий каменный крест.

«Большое Вознесение»: от деревянной церкви до самого известного храма Москвы

Одна из самых известных церквей Москвы, храм Вознесения Господня в Сторожах, или «Большое Вознесение», тоже связана с Нарышкиными. Первая церковь на этом месте появилась в середине XVI века. В XVII веке неподалеку располагался дворец царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. По ее приказу на месте деревянной в 1685 году построили каменную церковь — Вознесенский храм.

В конце XVIII века граф Григорий Потемкин решил возвести новый храм, его строили рядом со старым. Работы начались в 1798 году и продолжались почти 50 лет, в них поучаствовали многие известные зодчие.

Пушкин и Гончарова 

К 1831 году старый храм разобрали, службы стали идти в новом. Среди прихожан была семья Гончаровых, жившая неподалеку. 18 февраля 1831 года здесь венчалась девица Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. Основное здание еще не было достроено, и церемония состоялась в трапезной, в приделе Николая Чудотворца. В «Большом Вознесении» Пушкина поминают ежегодно.

Возведение церкви завершилось в 1836 году, за год до смерти Пушкина, но внутренние работы продолжались. Колокольню, которая предполагалась по проекту, строить вовсе не стали. 19 сентября 1848 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил новый храм.

Гараж, лаборатория и реставрация 

В 1931 году храм закрыли, но он все-таки уцелел. Сначала здесь располагался гараж, а в 1960-е разместилась лаборатория высоковольтных газовых разрядов. В 1987 году его передали Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года Патриарх Алексий II провел здесь первую службу. В этот период началась реставрация «Большого Вознесения».

Восстановлением живописи храма более 10 лет занимался художник Алексей Артемьев. В 2002–2004 годах была построена колокольня. В 2010-е начались масштабные работы в рамках столичной программы реставрации. В 2012-м обустроили пандус и лестницу, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах восстанавливали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты занимались восстановлением искусственного мрамора и лепного декора.

Полезная информация для туристов

Сегодня старая церковь – действующий православный храм. Богослужения здесь проходят ежедневно – в 8:00 и 18:00.

Территория Вознесенской церкви очень зеленая и ухоженная. В храмовом дендрарии растут райские яблони, маньчжурский орех, сирень, каштан, акация и клены. В теплое время года на клумбах много цветов.

При восстановлении колокольни строители прокладывали коммуникации и обнаружили под землей старые безымянные захоронения. По решению прихожан кости собрали и перезахоронили с востока от алтаря. Священники провели панихиду по усопшим, а потом на могиле был установлен высокий каменный крест.

Храм Вознесения Господня в Сторожах

Поделиться

Контакты:

121095, ул. Б. Никитская, 36 +7.

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение»).

Когда-то, еще в 15-м веке, стояла здесь деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах», сгоревшая в 1629 году. И где-то году в 1689-м царица Наталья Кирилловна Нарышкина (мать Петра Первого), чей двор находился неподалёку, построила каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах».

В XVIII веке участок этот стал собственностью светлейшего князя и фаворита Екатерины II Григория Александровича Потёмкина. Существует версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялось тайное венчание Потёмкина с Екатериной Великой. И вроде бы после венчания дал светлейший князь обет построить на этом месте взамен существующего новую церковь.

Так или нет, но известно, что Потемкин заказал в 1790 году, незадолго до своей смерти, строительство новой каменной церкви. Храм среди прочего задумывался еще и как полковой собор Преображенского полка, шефом которого был Потемкин-Таврический. Для возведения большого собора князь выделил часть территории своей усадьбы, находившейся рядом с церковью.

Имя архитектора, делавшего первоначальный эскиз здания, неизвестно. Однако строить начали с трапезной по проекту Матвея Казакова. Строили очень долго, вплоть до войны 12-го года, когда недостроенное здание полностью выгорело и долго восстанавливалось. И продолжало строиться стараниями известных архитекторов – приложили свои таланты Шестаков, Бове, Быковский и Григорьев. Полностью строительство завершили лишь в 1848 году.

Храм официально назывался «Церковь Вознесения Господня за Никитскими Воротами», но в народе бытовало название «Большое Вознесение», в отличие от «Малого Вознесения», которая стоит ныне на Большой Никитской, 18.

Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основа его — прямоугольный объём (четверик), который завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом.

Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Говорят, что на венчании своей дочери, в церкви пел сам Федор Иванович Шаляпин.

И последний факт. Здесь в 1831 году в еще недостроенной церкви венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова.

Церковь Вознесения Господня «Большое Вознесение» в Сторожах. Улица Большая Никитская, 36

Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот («Большое Вознесение»)

Адрес: Москва, Большая ул., д. 36.

Деревянный храм «Вознесения Господня, что в Сторожах», или, как его еще называют, «Большое Вознесение», впервые упоминают в летописях в XV столетии.

В 1629 году церковь сгорела. В 1685—1689 годах царица Наталья Нарышкина, чей двор был по соседству, построила на ее месте каменный Вознесенский храм.

В XVIII веке участок под храмом перешел в собственность князя Григория Потемкина. По легенде, именно у престола Вознесенской церкви в 1774 году прошло тайное венчание князя и Екатерины Великой.

В 1831-ем старую церковь разобрали, оставили только колокольню. Здание по новому проекту завершили лишь в 1848-ом. Прихожанами «Большого Вознесения» были представители интеллигенции, дворянства и купечества, которые жили неподалеку. В 1863 году здесь отпевали основоположника русской актерской школы Михаила Щепкина, а в 1928 году — великую актрису Марию Ермолову.

В 1925-ом в Вознесенском храме последнюю Божественную литургию совершил Патриарх Московский и всея России Тихон. Советские власти закрыли церковь в 1931-ом, в 1937-ом уничтожили старинную колокольню.

До 1987 года в здании церкви были склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского. В 1990 году здание отреставрировали и вернули Русской Православой Церкви.

Венчание поэта

В церковной метрической книге сохранилась запись, что таинство венчания А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой прошло 2 марта 1831 года. На момент свадьбы жениху был 31 год, а его невесте – 18.

Будущая теща – Наталья Ивановна Гончарова долго не благословляла брак дочери. Ее смущала репутация влюбчивого поэта и его натянутые отношения с властями.

Утром того дня, когда должно было состояться венчание, старшая Гончарова сообщила своему будущему зятю, что церемонию необходимо отложить, так как нет денег на карету, и ее дочери не на чем доехать до церкви. В ответ поэт отправил будущей теще 1000 рублей. На себе Пушкин сэкономил и пошел к алтарю во фраке, который одолжил у знакомого.

Когда шло венчание, в храм не пустили никого из посторонних. Двери церкви охраняла полиция, и это очень огорчило поклонников красавицы Натальи Гончаровой. По преданию, во время таинства погасла свеча, и обручальное кольцо упало на пол. Поэт был очень огорчен случившимся и счел это дурными предзнаменованиями.

Храм Большое вознесение – от истории к архитектуре

Конструктивно храм Большое вознесение полностью соответствует канонам православия и представлениям о них любителей церковной архитектуры. В восточной части – большой четверик основного объема  с выступающей алтарной апсидой, далее четверик поменьше – трапезная. Западную часть представляет колокольня, выполненная как часть храма.

Колокольня выстроена в начале нового тысячелетия по проекту архитектора Журова, состоит из пяти ярусов в высоту. Три нижних яруса четырехугольной формы. Верхние два – круглые. Четверик основания содержит паперть и вход в храм Большое вознесение, оформленный под портиком, опирающимся на парные колонны.

Аналогичные портики предусмотрены справа и слева от входа. Третий и четвертый ярусы использованы для размещения колоколов, при этом проемы третьего прямоугольные и оформлены колоннами, а круглого четвертого – арочные. Верхний ярус имеет круглые окошки по сторонам света и венчается куполом.

Купольные части главного объема храма и колокольни наш фотограф запечатлел на отдельном кадре. Купол колокольни заканчивается высоким шпилем с крестом, вознесенным на более чем 60-метровую высоту. Купол соборной части покоится на массивном круглом барабане с 12 световыми проемами, наверху – малый глухой барабан и яблоко с крестом. Рассматривая окружающие храм Большого вознесения строения разных эпох, можно заметить образцы влияния церковной архитектуры на облик светских зданий.

Боковой портик храмовой колокольни есть возможность рассмотреть в подробностях. Перекрытие покоится на двух парах колонн ионического ордера, отличающихся оформлением верхней части – капители с двумя крупными завитками (волютами). Под перекрытием – красочное изображение Христа между двух ангелов.

Треугольный фронтон фасада содержит изображение, обычно именуемое Всевидящим оком – треугольник с расходящимися от него лучами. Символ Святой Троицы, упоминаемый в тексте Библии, часто отождествляют с масонской эмблемой, но совершенно безосновательно. Масонство и появилось-то только в XVIII веке, а христианский символ лишь позаимствовало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector