Церковь вознесения господня в коломенском в москве

Церковь Вознесения в Коломенском

Домовой церковью московских князей и царей на весь 16 век стал храм «Вознесения Господня в Коломенском», архитектором которого был, предположительно, выходец из Италии, прозванный на Руси Петроком Малым.

В сочетании с русскими традициями, всего на одно 16 столетие появилось на Руси совершенно уникальное явление – ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО! Самым известным примером которого является «Покровский Собор» на Красной Площади, прозванный в народе «Храмом Василия Блаженного».

А «Церковь Вознесения в Коломенском» является самым ПЕРВЫМ из сохранившихся и поныне архитектурным шедевром этого особенного, русского стиля!

Церковь Вознесения в Коломенском.

Заложен храм был в начале 16 века московским князем Василием III, отцом будущего Ивана Грозного, предположительно, как молельный о даровании сына — Наследника Престола, или через год, когда уже Наследник появился.

«… бе же церковь та вельми чюдна высотою красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси» — такую хвалу воздаёт храму летописец. И Вы взгляните на этот великолепный, украшенный строгой, перекрёстной, белокаменной резьбой, шатёр! Под ним несколько рядов длинных пилонов и русских кокошников, но не золотых, как во многих русских церквях, а серых, металлических, органично и строго вписывающихся в общую композицию белокаменного строения, которое опоясывает высокая подклеть церкви с галереей.

В наши дни, церковь поделена музеем и храмом на две части и обе можно посетить, поднявшись   по высокой, опоясывающей храм широкой лестнице.

Ещё в эпоху глубокого Средневековья, в 13 веке, несколько семей из города Коломны, спасаясь от хана Батыя и нашествия его монгольских орд, по реке приплыли под тогдашнюю Москву и обосновались там. А сельцо своё назвали в честь родного города — Коломенским. «Они разложили здесь свои сады и огороды…»

За 150 лет село Коломенское обросло причудливыми теремками и церквями, и вот уже в 14 веке впервые оно упоминается в летописи московского князя Ивана Калиты. А с 15го становится так называемой Подмосковной всех московских князей.

В 16 же веке, в эпоху шатрового зодчества на Руси и появляется этот великолепный храм на живописнейшем склоне Москвы реки. Место сие на высоком склоне холма само по себе символизирует Вознесение Господне!

Здесь мы наконец-то отходим от традиционной византийской системы построения, когда купол зиждется на равностороннем греческом кресте. А уже в 17 столетии, при Церковном расколе и реформе патриарха Никона шатровые церкви строить на Руси запретят.

16 век так и останется эпохой шатрового зодчества на Руси, А Церковь Вознесения в Коломенском – первым и самым уникальным Шатровым храмом!

Сейчас же Коломенское – это часть Москвы, до которой несложно добраться в любой день и на любом транспорте, в любом составе семьи!

Тут растут и самые старые дубы Москвы, и огромный яблоневый сад, есть и «Аптекарский огород»! Сюда привезены и пушки, участвовавшие в сражении со шведами под Полтавой! Тут находятся Целебные родники, около одного из которых, по преданию, Георгий Победоносец бился со змием! Здесь же возведён и храм – звонница Георгия Победоносца. Несчесть здесь и храмов любых времен! Вокруг некоторых положена воссоздающая улочки тех времён брусчатка. А есть в глубине сада и небольшие деревянные церковки, где, прямо на траве, их издавна облюбовали одинокие студенты и школьники   — художники, есть здесь и музеи!

Дорогие родители! Если Ваши дети устали в музее, то помните: любой человек за 20 «музейных» минут устаёт чисто физически и должен передохнуть сидя или же бегом, это уж по Вашему усмотрению на данный момент: погоду, место, возраст, пожелания, состав семьи (лучше, всё-таки, не больше 9 человек). А в Коломенском есть возможность любого из видов отдыха. Так что, отдохните через 20 минут и вы сами.

В подклети храма Вознесения до сих пор сохранена часть той древней кирпичной кладки. Ведь храм поначалу был кирпичным. Здесь, в подвале, в начале 20 века была найдена икона Богоматери «Державная», находящаяся ныне в соседней Церкви иконы Казанской Богоматери.

Коломенская верста

Так называют человека очень высокого роста, верзилу.

В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…

Фотографии автора.

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Новочеркасского Вознесенского собора:
    • — Кирсанов Е. И., «История соборного храма»
    • — фотогалерея
    • — настоятели собора

  Донская церковная старина, ч. 1, 81, г. Новочеркасск, 1906.

  Донские Епархиальные Ведомости, № 15 от 21 мая 1905, 333-334.

  Донская церковная старина, ч. 111, отд. 1, 1911, 89.

  Подробнее о колоколах собора см. Донские Епархиальные Ведомости, 1900, №22, неоф. отд., 503-504; №32, неоф. отд., 726.

  О торжественной церемонии перезахоронения подробнее см. Попов П. Х., Герои Дона, Новочеркасск, 1911.

  См. Новочеркасск и Платовская гимназия в воспоминаниях и документах, вып. 3, М., 1997, 61.

  Пантюхов Михаил, Красная линия, 1973, 208.

  Донской Край, № 18 от 11(24) мая 1918.

  Знамя Коммуны, № 72 от 22 мая 1934.

  Соборному храму Вознесения Господня г. Новочеркасска присвоен статус Патриаршего войскового всеказачьего собора, сайт Московской Патриархии, —

  Был назначен, но отказался

  «Общее описание хода работ по сооружению Вознесенского Кафедрального Собора«, страница сайта Храмы Новочеркасска,

  Лавринов В.В., прот., Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945) // Общество любителей церковной истории, екатеринбург, 2018, c. 363.

  Шадрина А.В., Храмы Азовского района Ростовской области: справочник. –
Ростов н/Д, 2014. — 208 С., с. 26.

  Шадрина А.В., Храмы Азовского района Ростовской области: справочник. –
Ростов н/Д, 2014. — 208 С., с. 86.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Венчание поэта

В церковной метрической книге сохранилась запись, что таинство венчания А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой прошло 2 марта 1831 года. На момент свадьбы жениху был 31 год, а его невесте – 18.

Будущая теща – Наталья Ивановна Гончарова долго не благословляла брак дочери. Ее смущала репутация влюбчивого поэта и его натянутые отношения с властями.

Утром того дня, когда должно было состояться венчание, старшая Гончарова сообщила своему будущему зятю, что церемонию необходимо отложить, так как нет денег на карету, и ее дочери не на чем доехать до церкви. В ответ поэт отправил будущей теще 1000 рублей. На себе Пушкин сэкономил и пошел к алтарю во фраке, который одолжил у знакомого.

Когда шло венчание, в храм не пустили никого из посторонних. Двери церкви охраняла полиция, и это очень огорчило поклонников красавицы Натальи Гончаровой. По преданию, во время таинства погасла свеча, и обручальное кольцо упало на пол. Поэт был очень огорчен случившимся и счел это дурными предзнаменованиями.

Общественное значение Вознесенского Собора

Храм Вознесения Господня с самого начала имел статус главного городского храма. Он пользовался попечением русских царей и иерархов. Резиденция Алексия Михайловича тогда располагалась в Саввинно-Сторожевском монастыре. В 1900 году при нем была построена и церковно-приходская школа. Кроме того, можно найти достоверные сведения о том, что недалеко от здания захоронены близкие купца II гильдии Петра Стариченкова, который был его старостой в середине девятнадцатого века.

Сохранились некоторые данные о том, как в начале Первой Мировой войны в храме вел беседы с народом митрополит Московский и Коломенский Макарий о том, как веровать самому и учить других.

Все служители Вознесенского храма занимали существенное место в церковной структуре города и епархии Москвы. Приходская школа, построенная в двадцатом веке, была возрождена в 2000-х годах.

Церковь Вознесения — краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы — вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня — это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

История создания церкви Вознесения

Церковь Вознесения Господня. Уникальный памятник архитектуры Руси.

Одним из шедевров мировой архитектуры является Церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенское. В 1530

году в семье царя Василия III родился долгожданный сын Иоанн, будущий царь Иван Грозный. По преданию, именно в связи с этим радостным событием и была заложена эта чудесная церковь. Место для неё было выбрано над источником, который считался целебным. Автором постройки, предположительно, был итальянский архитектор Петрок Малый (Пётр Малой Фрязин). Его имя известно тем, что он руководил строительством церкви Воскресения в Московском Кремле, а также возведением стен и башен Китай-города. Строительство было закончено летом1532 года, в августе церковь была освящена. Построенная церковь не соответствовала каноническим формам церквей на Руси. Византийский стиль построения церкви, принятый на Руси, предполагал завершение здания куполом с крестом. Здесь же сооружение завершается высоким шатром (киворием), опирающимся на высокий подклет в виде восьмигранника (восьмерик). Сам подклет стоит на основании в виде равноконечного креста. Возведение Церкви Вознесения Господня положило начало новой архитектурной формы на Руси – шатрового храма. ВXVI веке возле храма выстроена была и колокольня. К ней была пристроена трапезная, в которой находился алтарь церкви Святого Георгия Победоносца. Впоследствии Патриарх Никон запретил построение шатровых церквей, повелевая возвратиться к византийскому крестово-купольному храму. Изящная, воздушная церковь выложена из крупного кирпича, высота ее составляет62 метра, глубина кладки равна3 метрам. Выразительные наружные объёмы преобладают над скромным внутренним пространством. Внутри помещение невелико, но отсутствие колонн и столбов делает его более просторным, а окна, расположенные по граням строения и самого шатра, наполняют всё здание воздухом и светом. Подклет окружает галерея с тремя высокими крытыми лестницами. В восточной его части находится монументальный Царский трон. Шатёр (киворий), возведённый над храмом, прославляет Вознесение Христа, а трон символизирует престол Христа, ожидающего Второе пришествие. Эти символы вознесения знаменовали торжество Православного Царства, называемого Третьим Римом. Храм стал домовой церковью русских князей и членов царствующей семьи, но церковь имела и оборонное значение. С ее башни принимали и передавали сигналы о приближающейся опасности. Подклет церкви Вознесения и сейчас хранит много тайн. Здесь в1917 году была обнаружена чудотворная Державная икона Богородицы. Здесь, по преданию, находилась знаменитая библиотека Ивана Грозного, поиски которой неоднократно предпринимались. При советской власти церковь была закрыта. Сейчас в ней размещаются экспозиции музея-заповедника «Коломенское». С1994 году церкви присвоен статус Патриаршего подворья, по большим церковным праздникам проходят богослужения. После очередной реставрации, закончившейся в2007 году, церковь вновь открыта для посещения.

Храм Вознесения в Электростали

Адрес: г. Электросталь, ул. Чернышевского, д. 34.

В начале 1990-х в Элетростали была зарегистрирована община верующих. Спустя два года общине передали территорию бывшего Дома культуры «Строитель» на улице Чернышевского.

Спустя почти десять лет после создания общины у верующих появился первый долгожданный храм-крестильня во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, предшественник большого Вознесенского храма.

Вознесенский храм достраивают до сих пор. С 2011 года, после длительного перерыва, связанного с финансовыми проблемами, строительные работы возобновились с новой силой. Деньги на церковь собирают всем миром.

Храмы

Храм Вознесения Господня начал строиться 1871, был освящен в 1885 г. Храм построен по типу древних византийских храмов, крестообразный по плану и увенчанный куполом образца Царьградской св. Софии- на 8-стороннем барабане с 24 окнами. Иконостас привезен из Москвы. На клиросах находятся остатки 2 колонн от древнего храма. Пол устлан мраморными плитами, посередине которых видны раздробленные древние куски того «белого мрамора одной из древнейших церквей Иерусалима», найденной о. Антонином.

Часовня в честь святого Иоанна Предтечи была построена в 1920х годах на средства благодетельницы Ирины Силаевой. Она похоронена возле южной стены часовни. По преданию, на этом месте была обретена честная глава Иоанна Крестителя.

Трапезный храм Филарета Милостивого – длинное здание с плоской крышей в северо-восточном углу монастыря. В 1907 году было заложено как соборный храм во имя Страшного Суда Господня, недостроенный из-за Первой мировой войны. Был освящен в 1937 году.

Передача храма верующим

Религиозная община Русской Православной Церкви в г. Сыктывкаре, зарегистрированная Советом по делам религий при Совете Министров СССР 29 марта 1989 г., с момента образования настойчиво добивалась передачи бывшей церкви её законному владельцу – православной религиозной организации прихода Свято-Вознесенской церкви.

Группа верующих дважды проводила сбор подписей среди жителей города и более 2,5 тысячи человек подписали просьбу о передаче культового здания Русской Православной Церкви. В редакцию газеты «Красное знамя», где в 1989 г. развернулась полемика о дальнейшей судьбе здания (музей или церковь), поступило более 100 коллективных писем о передаче здания верующим. Сыктывкарский горисполком совместно с кооперативом по социальным исследованиям «Диалог» провели экспресс-исследование по изучению общественного мнения по вопросу использования здания – подавляющее число опрошенных (более 83) высказались за её передачу религиозной общине.

На основании мнения горожан и в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. №235 «О религиозных объединениях» Совет Министров Коми Постановлением от 5-го февраля 1990 г. №224 передал здание-памятник общине Русской Православной Церкви.

Вознесенский монастырь был третьим по числу монастырей построенных в Москве

Вознесенский монастырь московского кремля был третьим монастырем в Москве. Самая первая церковь монастыря была деревянной — собор Вознесения Господня. Как известно, заложен был Евдокией Дмитриевной, построен у Спасских ворот.

К сожалению портрета княгини Евдокии, нет, но есть скульптурная реконструкция, сделанная по черепу княгини. Только так мы можем предполагать какая она была. По ее указанию начали строить монастырь

К сожалению, точной даты постройки монастыря нет, но по предположительной версии это случилось после смерти самого Дмитрия Донского в 1386 году.

Рядом с тем местом, где собирались построить храм, находился дворец Донского Дмитрия и терем Евдокии.

1407

в этом году великая княгиня вдовица Евдокия приняла постриг с именем Ефросиния

В 1407 году великая княгиня вдовица Евдокия приняла постриг с именем Ефросиния. К этому моменту храм уже стоял, а великокняжеские терема заняли кельи.

Но в том же году Евдокия велела заложить новую каменную церковь Вознесения. Прожила в иночестве она всего лишь несколько недель, после скончалась и была похоронена в новой строящейся церкви.

Как гласит предание, у ее гроба стали возгораться свечи и даже совершались исцеления людей. После Евдокия стала покровительницей Москвы, ее даже нарекли преподобная Ефросинья Московская.

Возведение собора продолжила еще одна княгиня — Софья Витовтовна. Она была женой Василия Первого. Монастырь строили очень долго из-за постоянных московских пожаров. К сожалению, монастырь так и не был закончен.

В 1467 году княгиня Мария Ярославна, вдова князя Василия II, приказала разобрать храм, а на его месте построить новый.

Строительство храма было поручено московскому купцу Василию Ермолину. Он сохранил здание, при этом переложил своды и облицевал стены новым кирпичом.

Точного описания самого храма не сохранилось до наших дней. Но по предположительной версии, храм был сделан из белого камня с резным фасадным декором.

Каменный Вознесенский собор был освящен в честь Вознесения Господня в 1468 году митрополитом Московским Филиппом. Храм стал усыпальницей для московских цариц.

Насельницы монастыря занимались рукоделием, а также шили полотенца и кружева.

Храм постоянно страдал от пожаров, и в 1518 году Василий III начал снова строительство нового каменного собора.

Василий III — великий князь Владимирский и Московский, государь всея Руси. Именно он решил в 1518 году построить новый каменный храм Вознесения

Построил его на уже существующем фундаменте Алевиз Фрязин, который к тому моменту уже окончил строительство 11 церквей.

1527

в этом году от Вознесенского собора была построена Георгиевская церковь

В 1527 году от Вознесенского собора была построена Георгиевская церковь. Церковь была одноглавой с тремя апсидами. Но в конце 16 века по приказу царя Федора Иоанновича собор снова разобрали по случаю его ветхого состояния.

Следующий был построен по форме Архангельского собора, который строился при царе Федоре. Монастырь был украшен новыми иконами.

На фото изображен монастырь после постройки его по сходству с Архангельским собором Василием III

В 1613 году Михаил Федорович поселил в собор свою мать — инокиню Марфу. В своей келье она прожила 18 лет. Над кельей был установлен герб Русского царства.

Монастырь в московском кремле стал очень знаменит, особое внимание монастырю уделяла даже царская семья. Цари и царицы очень часто посещали усыпальницу

История храма в XVI-XIX веках

В писцовой книге 70-х годов XVI века Касимов описывается, как деревянный город, построенный среди бескрайних мещерских лесов. В те далекие времена на левобережье Оки уже стоял деревянный Вознесенский храм, который имел придел в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Историки считают, что касимовский собор появился еще в начале XVI века. Он был возведен при царе Федоре Михайловиче, когда влияние татарских царевичей начало ослабевать, и среди жителей Касимова стали преобладать русские.

Известно, что в начале июня 1679 года главный касимовский храм сгорел на пожаре. К счастью, старинные иконы удалось спасти и их перенесли в Пушкарскую Николаевскую церковь. Эти события были подробно описаны в челобитной митрополиту Рязани Иосифу, которую составил священник сгоревшего собора.

Через несколько лет в Касимове построили новый деревянный храм, но он простоял недолго и тоже сгорел при сильном пожаре. Тогда решено было возвести собор из камня и поставить его неподалеку от старой церкви Вознесения. К строительству храма приступили весной 1748 года. Всеми работами было поручено руководить касимовскому воеводе Василию Михайловичу Ховрину. Спустя 6 лет каменный собор с двумя приделами достроили, и его освятил Рязанский митрополит Дмитрий Сеченов.

Сохранилось подробное описание первого каменного касимовского собора. Это была пятиглавая церковь, главки которой покрывала искусно сделанная деревянная чешуя. Кровля тоже была изготовлены из дерева, а наверху возвышались железные позолоченные кресты. Через четверть века старую колокольню заменили на каменную, которую построили на деньги прихожанина храма и предводителя местного дворянства Василия Андреевича Губарева.

Вид собора с Соборной площади

В 1780-е годы власти Касимова провели масштабные ремонтные работы соборного храма. Его алтарь расширили, трапезная была полностью реконструирована, а стены украшены настенными росписями. В касимовском соборе появились два придела, а деревянную кровлю заменили на более долговечную — из железа.

Шло время, и к середине XIX века Вознесенский собор перестал справляться с возросшим потоком прихожан. Во время церковных служб не всем верующим хватало места, поэтому было принято решение снести старое здание и вместо него построить новый собор. Губернский зодчий Николай Ильич Воронихин подготовил проект здания и эскиз иконостаса, и в августе 1854 года провели закладку фундамента.

По добровольной подписке состоятельные жители города собрали на строительство огромную по тем временам сумму – 38 тысяч рублей. Примечательно, что 25 тысяч рублей выделили наследники почетного жителя Касимова М. А. Якунчикова. Пока шла стройка, богослужения проводились в расположенном неподалеку храме Успения Пресвятой Богородицы.

Возведение и отделка здания заняли 13 лет и были закончены в 1867 году. Новый собор, как и предыдущие храмы, посвятили празднику Вознесения Господня, а его приделы – Усекновению главы Иоанна Крестителя, Дмитрию Ростовскому и Святой Екатерине. Стройный, богато украшенный храм стал одной из самых красивых церквей на Рязанской земле. Посмотреть на него приходили не только жители окрестных деревень, но и верующие из дальних концов губернии.

Внутри храма находился роскошный иконостас и четыре изразцовых печи. Из старинных реликвий в соборе хранилось Евангелие, напечатанное в 1677 году, и икона Иоанна Крестителя, которую прислал в Касимов российский государь Алексей Михайлович. Кроме того, здесь берегли старинную грамоту, датированную второй половиной XVII века, в которой царь определял размер годового жалования для священников храма.

Вид собора с ул. Советской

В поисках исчезающей старины

Самый короткий маршрут по дороге, которая на самом деле существует только в воображении Яндекс карт

В предпоследний день нашего турне мы решили заглянуть, в расположенное недалеко от трассы с. Вознесение с заброшенной церквушкой. Навигатор показал, что от шоссе это сущая безделица – 15 км и 30 минут хода, свернули в Слободу, откуда на наш пункт ответвляется дорога… но она оказалась заросшей, ехать в некуда, в первозданные дебри не имело смысла… Оставалось только одно – объезд. Так как интернет умер, мы не имели возможность точно определить расстояние, казалось что близко, а оказалось 67 км.

Реальный маршрут в объезд

Коллегиально приняли решение достигнуть цели. Вечерело, сыпал мелкий дождь, окрестности погрузились с серую непроницаемую завесу дождя… Придорожные дома, заборы и сады казались особенно унылыми… До Вахромейки долетели мигом по хорошему асфальту, а за околицей — началась грейдерка, и чем дальше, тем хуже, но с Буйской трассой конечно ничто не сравнится. По мере продвижения вперед, все больше погружались в неизвестность, встречные машины почти не попадались, дизеля в баке в обрез, из продовольствия — остатки чипсов, немного тушенки и половина шоколадки на четверых.

Дорога через поле на Вознесение

Закрытие кладбища и последствия

В начале 1930-х годов в связи с отсутствием возможностей для расширения Кирульского кладбища было принято решение о переносе городского кладбища на новое место. Сыктывкарский горисполком предложил горожанам в трёхдневный срок самостоятельно перенести старые захоронения на новое место. К сожалению, это практически не было осуществлено. В 1932 году  кладбище было закрыто, поскольку к тому времени его со всех сторон окружили избы, и не было перспектив для дальнейшего его расширения. Позже ограда была разобрана, каменные памятники вывезены, а деревянные кресты закопаны.

Впоследствии часть захоронений была разрушена при прокладке коммуникаций и рытье подвалов близлежащих зданий. В числе прочих, как считают историки, утрачена и могила героини коми народа– партизанки Домны Каликовой.

По приблизительным подсчетам (по данным метрических книг Троицкого собора) за 140 лет существования кладбища на нем было захоронено не менее 25 тысяч человек.

90-е… Реставрация и возрождение приходской жизни

После передачи церкви верующим, религиозная община Свято-Вознесенского храма во главе с о. Иоанном (Лапко), назначенным Епископом Архангельским и Мурманским Пантелеймоном настоятелем церкви, была начата работа по его обустройству. Была восстановлена глава с Крестом на храме, шпиль, увенчанный крестом – на колокольне; воссоздана солея с амвоном в храме, заказан и установлен иконостас перед алтарной преградой. Автор пятиярусного иконостаса, вырезанного из горной липы, — мастер-резчик Иосиф Долганич из Прикарпатья. В 1994-1996 гг. стены и своды всех частей церкви были расписаны православными живописцами В. Пикляром и П. Захарчуком. Колокольня церкви не восстановлена в полном объёме: в связи с близостью городского аэропорта надстройка верхнего (третьего) яруса была запрещена.

Церковь Вознесения Христова представляет собой один из лучших образцов классицизма в исторической застройке города. Особенность сооружения – довольно редкая, особенность плана – скругление углов храма и трапезной (зимнего храма), дополненное полуциркульной апсидой, сферическим куполом и овальными формами оконных проемов ротонды.

Вместе с реставрацией Дома Божия возродилась и приходская жизнь Свято-Вознесенского храма, который долгое время был единственным в Сыктывкаре.

С 1990 по 2004 гг. Церковь Вознесения Господня носила статус и выполняла функции кафедрального собора (до завершения строительства Свято-Стефановского собора).

Святыни и настоятели

В настоящее время в храме пребывает большое число святынь, к которым может приложиться православный человек:

  • частицы мощей князя Александра Невского и свт. Луки (Войно-Ясенецкого);
  • икона Николая Чудотворца, содержащая частицу гроба;
  • частица Животворящего креста Господня.

Среди икон можно отметить Иерусалимскую икону Богородицы, иконы «Ветхозаветная Троица» и «Новозаветная Троица», в которых находятся частицы коры Мамврийского дуба. Этот дуб упомянут в Ветхом завете в книге Бытия как место, где Аврааму явился Господь. Есть также старинные иконы преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Мощевик

Покров Божей Матери

Ковчежец с частицами мощей Преподобного Алексия

Первым настоятелем храма после его возвращения в лоно русского православия стал насельник Данилова монастыря архимандрит Савва. Как садовники бережно ухаживают за своим садом, так настоятель взращивал души своих духовных чад. В настоящее время настоятелем является протоиерей Константин Татаринцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector