Кто такой дмитрий донской и чем он знаменит?

Борьба с Ордой и Куликовская битва

Одно из ключевых направлений политики Дмитрий Донского — это противостояние ордынцам. Борьба с монголо-татарскими захватчиками продолжалась долго и проходила в несколько этапов.

В 1371-м году князь Дмитрий Иванович предпринимал попытки взять под свой контроль Рязань. Консолидация русских земель противоречила интересам Орды. Донскому противостоял хан Мамай, который несколько раз разорял Рязанские территории: в 1372-м, а затем в 75, 77 и 79-м.

В 1380-м году местный князь Олег вступил в сговор с ордынцами и литовским правителем Ягайло против Дмитрия Донского. Это событие рассматривается как измена русским интересам. Однако некоторые историки трактуют такой поступок как элемент выверенной политической игры.


Д. Донской перед битвой на Куликовском поле

В 1381-м году рязанский князь Олег также признал свое подчиненное положение, согласился помочь Дмитрию Ивановичу Донскому.

По мере накопления сил князь действовал все смелее.

В 1374-м году он собрал правителей разных земель. На съезде было принято решение не выплачивать Орде дань в прежних объемах. Попытки надавить на русских князей успехом не увенчались. Посольство от Ордынцев в количестве 1000 человек было нещадно истреблено.

Уже через 2 года, в 1376-м князья напали на Волжскую Булгарию, которая была союзником Орды. Военный поход был успешным. Местный хан выплатил огромную контрибуцию. Страна была обложена данью и фактически потеряла свою независимость.

В 1378-м году состоялось первое серьезное сражение между ордой и русскими войсками. Оно произошло на реке Воже и было прелюдией к Куликовской битве.

Мамай решился на открытое столкновение с Дмитрием Донским, но потерпел сокрушительное поражение. За счет тактического гения и умелого руководства, русские князья разбили монголо-татарских воинов. Эта победа имела огромное психологическое значение. Между тем, Мамай начал терять политический вес.

В 1380-м году состоялось главное сражение. Потерпев поражение, ордынский хан принял решение идти на Москву всеми имеющимися силами. Кроме того, он планировал получить поддержку от Олега Рязанского и рассчитывал на помощь литовского князя Ягайло, который преследовал свои политические цели.

Формальным поводом для нападения стал отказ Дмитрий Донского платить дань в том объеме, который был определен ранее.

Решающее сражение состоялось 8 сентября 1380-го года, утром. Битва началась с полулегендарного столкновения Пересвета и монгольского воина Челубея. Однако было ли оно на самом деле, источники умалчивают. Вполне может быть, что это всего лишь миф.

Бой был тяжелым и начинался не в пользу сил Дмитрия Донского. Однако благодаря грамотному планированию ход сражения удалось внезапно переломить. Монголо-татарские войска бежали под ударом засадного полка, которым командовали воевода Дмитрий Боброк-Волынский и князь Владимир Серпуховский.

Куликовская битва. Дмитрий Донской как полководец и дипломат

Количество убитых было и остается спорным историческим вопросом. Предположения максимально широкие: от нескольких десятков до сотен тысяч с каждой стороны.

Князь Ягайло в сражение так и не вступил. О поражении войска Мамая он услышал, когда направлялся на место битвы. А затем развернулся назад. Отчасти это связано с многочисленными нападениями жителей на обозы литовцев.

Сам же Мамай после поражения бежал в Крым, где собрал новые войска для нападения на Дмитрия Донского и его воинство. Однако ему пришлось спешно сменить планы и направить своих людей против Тохтамыша. Несмотря на серьезные проблемы на подвластных территориях, междоусобицы в стане ордынцев активно продолжались.

Победа в Куликовской битве сыграла огромную роль в дальнейших политических процессах:

  • С одной стороны, она наглядно показала, что монголо-татарское воинство — отнюдь не непобедимо и с ним можно справиться. Это возымело большое психологическое значение, подняло боевой дух.
  • С другой — убедительно продемонстрировало главенствующую роль Москвы как основного центра, вокруг которого стоит объединяться и далее.
  • Русские земли перестали платить дань. Это продолжалось целых 2 года, пока не напал Тохтамыш. Однако прежними отношения Орды и Руси все равно уже не были.

В любом случае, власть монголо-татар была подорвана. Куликовская битва стала первым шагом на пути к свержению владычества Орды. Хоть этот процесс и растянулся еще почти на век.

Брак и дети

Дмитрий Донской на патриотическом плакате Константина Коровина времен Первой мировой войны

Был женат на Евдокии Нижегородской . Она была дочерью Дмитрия Суздальского и Василисы Ростовской . У них было не менее двенадцати детей:

  • Даниил Дмитриевич (ок. 1370-15 сентября 1379).
  • Василий I Московский (30 сентября 1371 — 27 февраля 1425).
  • Софья Дмитриевна. Замужем за Федором Олеговичем, князем Рязанским (годы правления 1402–1427).
  • Юрий Дмитриевич , князь Звенигородский и Галичский (26 ноября 1374 г. — 5 июня 1434 г.). Претендовал на престол Москвы против своего племянника Василия II Московского .
  • Мария Дмитриевна (ум. 15 мая 1399 г.). Замужем за Ленгвенисом .
  • Анастасия Дмитриевна. Замужем за Иваном Всеволодовичем, князем Холмским .
  • Симеон Дмитриевич (ум. 11 сентября 1379 г.).
  • Иван Дмитриевич (ум. 1393).
  • Андрей Дмитриевич, князь Можайский (14 августа 1382 — 9 июля 1432).
  • Петр Дмитриевич, князь Дмитровский (29 июля 1385 — 10 августа 1428).
  • Анна Дмитриевна (род. 8 января 1387 г.). Замужем за Юрием Патрикиевичем. Ее муж был сыном Патрикаса , князя Стародубского, и его жены Елены. Его дедом по отцовской линии был Наримантас . Брак укрепил его роль боярина, прикрепленного к Москве.
  • Константин Дмитриевич, князь Псковский (14 мая / 15 мая 1389 — 1433).

Русская дружина

Дружинники Дмитрия Донского были профессионалами своего дела. Всю жизнь проводили в походах и сражениях, ратное дело знали досконально, в том числе и татарский конный строй. Они были хорошо экипированы, защищены прочными и гибкими кольчугами. Блистали на солнце шлемы с бармицами на плечах – то есть с кольчужными сетками, защищавшими шею воина. И было их у Дмитрия немало – 20 тысяч! С такой «кованой ратью» князь мог рассчитывать на победу.

Князь преобразовал военную тактику. Отряды «сторожей» проводили разведку и докладывали о перемещениях врага. Воеводы умело наносили противнику неожиданные удары.

Куликовская битва Дмитрия Донского

Знаменитая битва Дмитрия Донского интересна не только с позиции патриотизма, но и как прекрасный образец воинской стратегии. Армия хана Мамая должна была на южном берегу Оки слиться с воинством литовского князя Ягайло и Олега Рязанского. Тогда Дмитрий двинул свою дружину за Дон, чем ускорил столкновение только с войском Мамая и лишил того численного преимущества. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после которых по преданию состоялся знаменитый поединок-дуэль татарина Челубея с иноком Александром Пересветом. Вполне возможно, что этот поединок на самом деле всего лишь литературная выдумка из «Сказания о Мамаевом побоище», так как ученым не удалось пока доказать его реальность.

Куликовская битва | История России

Дмитрий Донской изначально находился в сторожевом полку, но затем поменялся одеждой с боярином Михаилом Бренком и встал в ряды большого полка, чтобы принять непосредственное участие в битве. Также стоит сказать, что татары сумели расщепить русскую рать и погнать левый фланг войска Донского к реке. И как раз тут снова сыграла свою роль стратегия: западный полк Донского не вступил в борьбу сразу, как этого следовало ожидать, а дождался, когда Орда максимально прорвется к реке. Таким образом, враги попали в тиски, татарская конница оказалась в воде и была там перебита. Мамай успел сбежать с Куликова поля вместе с малочисленной группой войск, но основная часть его армии была убита. В этой битве Дмитрий Донской получил контузию, потерял коня и был позднее найден в бессознательном состоянии, но живым.

XVII век. Грозный или Великий?

В «Латухинском летописце», написанном около 1677-1678 гг. на основе Степенной книги, встречаются любопытные дополнения к первоначальному тексту. В одном из них московский государь Иван III (1462-1505), которого мы привыкли именовать Великим, назван Грозным. Заметим, что никто к тому времени ещё не прозвал его Великим, а царь Иван IV ещё не получил устоявшегося прозвища Грозный.
Где-то в XVII или первой половине XVIII века получил прозвище Красный московский князь Иван II (1353-1359), старший сын Калиты. Этот его эпитет использует Василий Татищев в рукописи третьей части «Истории Российской» не позднее 1740 года.
Следует отметить, что Татищев, используя такие устоявшиеся прозвища государей, как Калита, Гордый, Донской, ещё не добавляет слов Великий или Грозный к Ивану III и Ивану IV. Впрочем, из этого нельзя заключать, что эти прозвища были ему неизвестны – ведь наименования Долгорукий и Невский он также не использует.
Интересно также, что Иван IV обозначен у него номером 5: четвёртым Иваном Татищев считал старшего сына Ивана III, умершего в 1490 году, при жизни отца. Сына же Ивана III – Василия III – Татищев нумеровал как четвёртого, так как третьим для него был соперник Василия Тёмного – Василий Косой, немного пробывший великим князем (этих прозвищ для них, однако, Татищев не знает).

Внутреннее и международное положение в начале правления Дмитрия Донского

Годы его княжения выпали в сложный период российской истории. Территория Руси была поделена на несколько княжеств, между которыми шли постоянные распри и открытые военные конфликты за господство. Все это получило название междоусобицы.

Она отягощалась тем, что многие из княжеств находились под властью монголо-татарской Орды. Её целью было стравливание русских князей между собой, что наносило им значительный политический урон. Уплата большой дани Орде наносила непоправимый экономический ущерб, что мешало княжествам нормально развиваться.

Угрозой с запада для русских стало Литовское княжество, которое укреплялось год от года. Имея виды на земли русских княжеств, оно вступило в открытый сговор с монголо-татарами. Князю Дмитрию Донскому стоило немалых сил, политической хитрости, чтобы укрепить в этих условиях союз русских княжеств. Впоследствии это привело к образованию  русского государства.

Можно дать краткую характеристику политике Дмитрия Донского – ослабил междоусобицу русских князей, объединил их вокруг сильного московского княжества, положил начало освобождения русских земель от монголо-татарского ига.

Политика Дмитрия Донского

Во время княжения Дмитрия Донского Русь переживала не лучшие времена в своей истории. Ее территории постоянно подвергались нападениям противников. Помимо этого, положение государства серьезно ухудшали и внутренние междоусобицы.

Когда Дмитрий пошел с дружиной войной на Смоленскую и Брянскую области, Москву начали осаждать литовцы.

В 1367 г. в Московском княжестве произошел большой пожар, о котором подробно написано в летописях. После этого, Дмитрий приказал построить новый Кремль, но уже не из дерева, а из камня.

Князь Дмитрий Донской

Белокаменный Кремль стал настоящим щитом для города. Он защищал город и его жителей от вражеских набегов и сыграл важную роль в противостоянии с ордынским войском.

Кроме этого при Дмитрии Донском начали активно строиться укрепленные монастыри. Также при его правлении стали чеканить серебряные монеты.

Поскольку княжество Дмитрия Донского с каждым днем становилось все сильнее, это не могло не беспокоить ханов Золотой Орды. В итоге Мамай собрал многотысячную армию и пошел с ней в сторону Москвы. Монголам удалось одержать блестящую победу под Нижним Новгородом, однако в битве у реки Вожи они потерпели поражение.

После этого, Мамай собрал еще бо́льшее войско, чтобы атаковать русские княжества. Организовав новую военную кампанию, монголо-татары вновь пошли войной против Дмитрия Донского. Кульминацией этого кровавого противостояния стала Куликовская битва 1380 года, переломившая ход истории.

После легендарного сражения произошло воссоединение Владимирского и Московского княжеств, где последнее стало центром объединения территорий Руси. Но спустя 2 года хан Тохтамыш узнав, что Дмитрия нет в городе, напал и разорил Москву.

По этой причине Дмитрию Донскому пришлось вновь выплачивать дань монголам. Вскоре казна стала пустой, что привело к очередным междоусобным войнам с Рязанью и Новгородом.

Семья и наследники князя

В 1366 году 15-летний князь женился на 13-летней Евдокии — дочери бывшего владимирского князя Дмитрия Константиновича. Этот брак стал залогом хороших отношений между Москвой и Суздальско-Новгородским княжеством. Несмотря на молодой возраст жениха и невесты, брак оказался крайне удачным и продержался 22 года до самой смерти Дмитрия Донского. В браке родились 8 сыновей и 4 дочери.

Князь Дмитрий полностью обеспечил свою супругу. По завещанию ей перешли более 30 волостей и более 20 крупных сел, половина из которых отдавались в ее полную собственность. Евдокия чинила в них суд и собирала налоги, то есть была полностью независима экономически и политически. Ее сыновья должны были подчиняться матери. После смерти кого-либо из них мать делила его земли между оставшимися. Если умирал великий князь, его владения переходили следующему по старшинству.

В его завещании было дано следующее указание: все мелкие князья Московской земли должны были присутствовать при дворе великого князя, а не жить в своих уделах. Однако не было точно указано, кому должен перейти трон после смерти текущего наследника Василия Дмитриевича. Это привело к тому, что после смерти последнего началась борьба за власть между сыном Василия и его братом Юрием Дмитриевичем.

История князя Дмитрия Ивановича Донского связана в первую очередь с победой на Куликовом поле, когда войска вышли против Золотой Орды, казавшейся непобедимой. Это событие оказало огромное влияние на настроение жителей Руси, способствовало дальнейшему сплочению княжеств. Кроме того, Дмитрий известен как продолжатель деятельности родителя, начавшего объединение страны вокруг Московского княжества.

Семья и личная жизнь

Единственной женой Дмитрия была Евдокия, дочь великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте она была выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия, что скрепило союз между Москвой и Суздальско-Нижегородским княжеством. У Дмитрия и Евдокии было двенадцать детей. С 1389 года, после кончины своего супруга, Евдокия Дмитриевна фактически стояла во главе Московского княжества, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Она объявлялась гарантом завещания мужа. Согласно Духовной грамоте Дмитрия Донского, она получила более 30 волостей и слобод и свыше 20 крупных сёл, при этом 15 волостей и слобод и 14 сёл передавались в полную собственность вдовствующей княгине.
Княгиня ЕвдокияСкульптурная реконструкция по черепу, работы Сергея Никитина

Дети

Даниил Дмитриевич (1370 — 15 сентября 1379).
Василий I Дмитриевич (30 декабря 1371 — 27 февраля 1425).
Софья Дмитриевна (умерла в 1427), в 1387 году вышла замуж за Фёдора, сына Олега Рязанского.
Юрий Дмитриевич Звенигородский (26 ноября 1374 — 5 июня 1434).
Мария Дмитриевна (умерла 15 мая 1399) — вышла замуж за князя мстиславского Лугвения (Семёна), сына великого князя Литовского Ольгерда.
Анастасия Дмитриевна — вышла замуж за Ивана Всеволодовича, князя Холмского
Симеон Дмитриевич (умер 11 сентября 1379).
Андрей Дмитриевич Можайский (14 августа 1382 — 9 июля 1432).
Пётр Дмитриевич Дмитровский (29 июля 1385 — 10 августа 1428).
Анна Дмитриевна (родилась 8 января 1387) — вышла замуж за князя Юрия Патрикеевича
Иван Дмитриевич (1380 — 29 июля 1393). В монашестве Иоасаф.
Константин Дмитриевич (14 мая 1389 — 1433) — князь Углицкий

Московская Русь после Дмитрия Донского

После смерти Дмитрия Донского в 1389 году, его сын Василий получил из Орды право на владимирский стол, переданное через ханского посла Шахмата. При Василии I продолжало расти феодальное землевладение и происходила дальнейшая централизация власти. Новый московский князь присоединил Нижегородское и Муромское княжества, в 1397—1398 — Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли коми. Предпринял две неудачные попытки отобрать силой у Новгорода Двинскую землю.

Благодаря предусмотрительной политике, за 36 лет правления Василия I московское княжество не ощутило каких-либо внутренних потрясений. За этот период времени Москва лишь однажды, в 1408 году, подверглась нашествию сил Орды. Едигей так и не смог взять город, но Василию пришлось возобновить выплаты дани после 12-летнего перерыва.

Великий князь Василий I ДмитриевичПортрет из Царского титулярника (1672)

Великий князь

Юный князь с детства принимал активное участие в политической жизни Северо-Восточной Руси. В 1360—1361 годах он совершил две поездки в Орду, пытаясь получить ярлык на великое княжение, однако смог сделать это только в 1362 году. Причём вскоре за свой статус ему пришлось побороться с князем Дмитрием Константиновичем, который некоторое время правил Великим княжеством Владимирским и не желал уступать престол юному родственнику.

«Со времён Ивана Калиты Московское княжество было центром притяжения для русских земель. Оно было уже богатым и авторитетным, а действия конкурентов ставили всё это под угрозу. Опираясь на поддержку Алексия, ставшего для князя вторым отцом, Дмитрий Иванович сумел вернуть и удержать великокняжеский престол», — рассказал RT историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын.

Также по теме


«На Куликовом поле рождалась Россия»: как сражение с войсками Мамая привело к объединению жителей Руси

640 лет назад объединённые войска княжеств Северо-Восточной Руси под командованием великого князя владимирского и московского Дмитрия…

После победы Дмитрия Ивановича в борьбе за великокняжеский статус Владимирское, Дмитровское и Галицкое княжества были объявлены наследными владениями князя Московского. А с Дмитрием Константиновичем Дмитрий Иванович помирился, помогал ему в борьбе с соседями и женился на его дочери Евдокии.

«Пережив в 1365 году в Москве большой пожар, Дмитрий Иванович решил возвести в своей столице белокаменный кремль, ставший первой каменной крепостью в Северо-Восточной Руси и резко поднявший оборонительный потенциал Московского княжества», — рассказал в беседе с RT научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

В дальнейшем Дмитрию Ивановичу пришлось противодействовать претензиям на владимирский престол со стороны князя Тверского Михаила Александровича, приходившегося тестем правителю Великого княжества Литовского Ольгерду. Примерно в эти же годы Литва захватила часть территории Юго-Западной Руси (современная Центральная Украина), и её правители опасались, что московская ветвь Рюриковичей заявит свои права на эти территории.

Трения Москвы с Михаилом Александровичем стали очередным фактором, негативно сказавшимся на отношениях Великого княжества Литовского с Дмитрием Ивановичем. В дальнейшем это вылилось в ряд военных столкновений.

  • Печать Дмитрия Донского

Время прихода Дмитрия Донского к власти совпало с междоусобной борьбой в Золотой Орде. Фактическим правителем территорий между Волгой и Днепром стал ордынский темник и зять хана Бердибека Мамай.

Мамай попытался поддержать в борьбе за великокняжеский статус на Руси Михаила Тверского, однако эти попытки не увенчались успехом. Воспользовавшись сложной ситуацией в Орде, Дмитрий Иванович перестал платить ордынцам дань, проводя всё более независимую политику.

В 1378 году в битве на реке Воже русские войска разгромили ордынские карательные части, которые шли на Русь, чтобы принудить Москву снова платить дань.

«Победа на Воже вдохновила русских князей, почувствовавших, что ордынцев можно успешно бить», — отметил Евгений Спицын.

  • Битва на реке Воже

Дмитрий Донской объединяет Русь с помощью церкви

Тем временем Дмитрий Донской умело использовал церковь, чтобы служить своим политическим и коммерческим интересам. Он снарядил миссию 1379 года во главе с монахом Стефаном, чтобы крестить Устюг и создать новое епископство в Перми, которая обеспечила контроль Москвы над основными районами весьма прибыльной торговли мехом. После смерти митрополита Алексия в 1378 году Дмитрий не позволил посадить на московскую митрополию Киприана, который был митрополитом Литвы и требовал власти над московской церковью. Вместо этого Дмитрий поддержал Михаила, который умер при загадочных обстоятельствах, не успев стать патриархом. Второй выбор Дмитрия, Пимен, был посажен в Московскую митрополию в 1380 году и с коротким перерывом (Киприан был встречен Дмитрием после Куликовской битвы до осады Тохтамыша 1382 года) до момента его смерти служил митрополитом Московским.

В мае 1389 года Дмитрий Донской умер, оставив Москву самым могущественным из всех русских княжеств. Он утверждал в своем завещании, что его сын Василий должен быть единственным наследником всего достояния, в том числе великого княжества Владимира. Таким образом, Дмитрий был первым великим князем, который оставил свои титулы сыну, не посоветовавшись с ханом. Как отмечают некоторые историки, последний, приняв условия, признал великое княжество неотъемлемой частью наследства Московского князя.

В отличие от других московских князей, Дмитрий Донской не стал монахом на смертном одре. Несмотря на это, летописцы восхваляли его как святого. В Книге степеней 1563 года, написанной в скрипториуме московского митрополита, изображены Дмитрий и его жена Евдокия как целомудренные подвижники с чудесными полномочиями ходатайства за своих потомков и их землю, тем самым закладывая почву для их канонизации. Неофициально почитаемый с конца 15 века, Дмитрий был канонизирован Православной Церковью почти через 600 лет после его смерти, в 1988 году.

Нашествие Тохтамыша на Москву

Традиционная версия событий 1382 года на Руси такова. После победы на Куликовом поле московский князь Дмитрий Донской полагал, что добился полной независимости от Золотой Орды. Поэтому он не спешил выражать покорность новому хану Тохтамышу, который, между тем, значительно усиливался. Весной 1382 года Тохтамыш велел похватать всех русских купцов, находившихся в Золотой Орде, чтобы они не могли предупредить Русь о его военных приготовлениях. После чего Тохтамыш двинулся на Москву, чтобы покарать Дмитрия Донского.

Внезапное нападение хана застало Дмитрия врасплох. Рязанский князь Олег предал Русь, показав Тохтамышу броды на Оке. Нижегородский князь Дмитрий, тесть московского князя, отправил к Тохтамышу своих сыновей – Василия и Симеона – с дарами и изъявлением покорности. Донской остался один.

Чтобы избежать пленения татарами, Донской отправился в северные области своего княжества собирать войско. В Москве для организации обороны остался митрополит Киприан. Но он не смог удержать в повиновении народ, взволнованный известиями об отъезде князя и приближении татар. Митрополиту пришлось выехать из Москвы вместе с семьёй князя. Москвичи установили какую-то свою власть, причём видную роль в ней играл некий воевода Остей. Летописи упоминают о «замятне», которая сопровождала выезд митрополита и княжеской семьи, а этим словом летописцы всегда называли народное восстание, мятеж, смуту.

Тем не менее москвичи четыре дня отбивали приступы татар, после чего Тохтамыш пошёл на хитрость. Он обещал москвичам, что не тронет их, если те впустят татар осмотреть город. В ханском слове ручались находившиеся при его войске сыновья нижегородского князя. Поразительно наивные, судя по рассказу летописи, москвичи поверили Тохтамышу, открыли ворота и вышли навстречу хану с дарами. Тут татары, по сигналу Тохтамыша, бросились рубить москвичей, ворвались в город, разграбили и предали его пламени. По подсчёту историка Дмитрия Иловайского, погибло тридцать тысяч жителей Москвы и окрестностей, да ещё тысяч 20-25 было уведено татарами в рабство.

Татарские отряды, рассыпавшись по Московской земле, разорили ещё ряд городов. Серпуховской удельный князь Владимир Андреевич разбил, однако, один из отрядов татар под Волоколамском. Тем временем Дмитрий Донской, собрав войско, приближался. Тохтамыш, узнав об этом, решил отступить. Но он уходил победителем. Московский князь приехал вместе с митрополитом на пепелище столицы и был вынужден снова платить дань Золотой Орде.

Великое сражение на Куликовом поле

Начало битвы

21 сентября 1380 года произошло важнейшее событие в жизни Дмитрия Ивановича и, конечно, значимое событие для всего русского народа — битва на Куликовском поле, которое находилось в месте слияния Дона и реки Непрядвы. Если смотреть на карте, то это знаменитое место находится на территории современной Тульской области. Сейчас здесь расположен музей-заповедник «Куликово Поле», примерно в 100 километрах от Тулы.

На Куликовом поле сражались русские воины в шлемах и доспехах под знаменем тёмно-красного цвета, возглавляемые князем Димитрием Донским, и войска Золотой Орды, которые возглавлял хан Мамай. Флаг, как и положено, находился в центре войска Донского.

Говорят даже о присутствии Генуэзской пехоты в стане хана, но этот факт вызывает много споров. Противостояние началось с поединка Пересвета и татарина Челубея. Оба воина в бою погибли. Но победил всё же Пересвет, так как Челубей был выбит из седла и упал на землю.

Есть сведения, что Дмитрий, переодевшись в одежду простого воина, сам сражался в рукопашном бою на Куликовском поле, воодушевляя соратников своим примером. Он был ранен, но не убит. За этот ратный подвиг — блестящую победу на Куликовом поле — люди дали ему титул и стали называть Дмитрием Донским. Именно в честь этого великого события князь получил такое прозвище.

В этом страшном побоище проявился незаурядный полководческий талант князя. Одной из главных причин победы стало вступление в бой резервного отряда, который до поры, до времени, по приказу Дмитрия, находился в засаде.

Пираты на службе у народа

Немаловажную роль здесь сыграли и ушкуйники. В наше время их назвали бы спецназом Древней Руси. Такое необычное название люди новгородской вольницы получили из-за ладьи, которая звалась тогда ушкуя и которая была способна преодолевать большие расстояния по рекам. Они совершали пиратские набеги на земли Золотой Орды даже во времена монгольского ига, чем наводили ужас на местных жителей.

На службе у Московского князя они стали его разведчиками, глазами и ушами, следившими за подготовкой Мамая к битве, за его передвижением к полю Куликову. Освободительное сражение, при котором Димитрий Донской разбил, победил в битве Мамая, имело огромное историческое значение для всего русского народа.

Святой Образ среди русских воинов

По одной из легенд, рассказывающих о Куликовской битве, по дороге в Москву князь заехал в казачий город Сиротино. Кроме восхвалений и благодарностей, Дмитрию преподнесли в дар бесценную реликвию — икону Божией Матери. В последующие годы она стала одной из самых почитаемых святынь на Руси.

По другой версии этого же рассказа, казаки прибыли в войско Дмитрия как раз перед Куликовской битвой. И присутствие иконы Богородицы, её заступничество сыграли немаловажную роль в одержанной русскими войсками нелёгкой победе. Ну, как бы то ни было, князь взял святыню и увёз её с собой домой.

В наше время она известна как Донская икона. С 1919 года хранится реликвия в Третьяковской галерее.

Но ежегодно, 1 сентября, её переносят в Донской монастырь, чтобы помолиться ей могли как можно больше людей. Предлагаю послушать замечательный акафист Донской иконе Божией Матери.

Читая молитвы, акафист Дмитрию Донскому, верующие просят у Богородицы и святого благоверного князя помощи и заступничества для всей России, защиты от бед и несчастий. Икона Дмитрия Донского помогает людям в дальней дороге, защищая и оберегая их.

К сожалению, через 2 года после разгрома татарских войск на Куликовом поле, в 1382 году, озлобленный хан Тохтамыш, собрав новые силы, снова напал на Москву, разграбил город, и обязал русичей вновь платить ему дань.

Далее с захватчиками «разбирался» уже другой князь: Иван Третий. Битва за освобождение русских земель от захватчиков в лице хана Золотой Орды Ахмата получила название «Стояние на Угре» или «Угорщина» и состоялась 8 октября 1480 года.

Послесловие

В 1382 году хан Тохтамыш сжёг Москву и заставил князя Дмитрия возобновить выплату дани. Дмитрий согласился на это с условием, что Великое княжество Владимирское и княжество Московское перейдут к наследственному правлению. Князья не будут назначаться Ордой.

С 1391 года выплата дани прекратилась. В 1391-1396 годах произошёл разгром Золотой Орды Тимуром. После него ханство в прежнем виде перестало существовать. Официальная историография считает, что татаро-монгольское иго было закончено в 1480 году во время «стояния на Угре», при Иване III.

Некоторые историки предполагают, что выплата дани продолжалась вплоть до покорения Астраханского ханства Иваном Грозным в 1554-1556 годах. Но это было сделано не с целью избавиться от уплаты дани, а открыть для России проход к Каспийскому морю по Волге.

Насколько это верно, трудно предположить. Россия стала государством, а от Золотой Орды практически ничего не осталось, и проживали на огромной территории около 20 тысяч кочевых потомков некогда грозного царства.

Хан Тохтамыш

Через два года, в 1382 году, в Москву приходит армия хана Тохтамыша. В принципе, Дмитрий Донской оказал Тохтамышу услугу, он уничтожил войско его соперника Мамая, но представления о благодарности у Тохтамыша были своеобразными. Тохтамыш взял Москву обманом, попросил открыть ему ворота, и москвичи, почему-то, ему поверили. Сжег ее и уничтожил практически все население города.

В летописях сказано, что в результате этого нашествия погибло не менее 200 тысяч человек.

Самому Дмитрию Донскому, правда, удалось спастись. Он, как раз, в это время находился на севере страны, собирая войско для того, чтобы оказать Тохтамышу отпор. Но две столь крупные битвы, как Куликовская, конечно, в то время Русь осилить не могла. После походов Тохтамыша Москва снова стала платить дань татарам, но теперь уже прекрасно понимала, что выплата этой дани зависит только от уровня сил московского князя и татарского хана.

Кто восстал против князя в Москве

Итак, самым главным фактом событий лета 1382 года в Москве стало народное восстание, выразившееся в фактическом свержении княжеской и установлении какой-то своей, альтернативной власти. Из этого, по всей видимости, и надо исходить, пытаясь понять и объяснить себе происходившее.

У части московского населения были, очевидно, основания испытывать враждебные чувства к Дмитрию Донскому. В 1374 году умер московский тысяцкий, боярин Василий Вельяминов. Должность тысяцкого была сопряжена со многими полномочиями и привилегиями. Нам достоверно неизвестно, как люди в Москве попадали на этот пост, но в Новгороде в это же время, а раньше – во всех княжеских древнерусских городах, должность тысяцкого была выборной. После смерти Василия Вельяминова Дмитрий Донской ликвидировал пост тысяцкого. В 1379 или 1380 году Дмитрий Донской приказал казнить сына Василия Вельяминова, Ивана, обвинив его в заговоре. Очевидно, Иван Вельяминов хотел вернуть прежнее значение своей семье. И у него наверняка были сочувствующие.

Большое недовольство Дмитрием Донским было и в церковных кругах. Дмитрий одно время пытался поставить митрополитом своего домашнего попа Митяя, которого вопреки всем каноническим правилам приказал сделать епископом. После внезапной смерти Митяя по дороге в Константинополь члены посольства самовольно избрали митрополитом некоего Пимена. Церковная смута, по летописи, продолжалась на Москве и после разорения города Тохтамышем.

Невозможно, чтобы Дмитрий Донской выехал из Москвы собирать войско, не позаботившись прежде о безопасности своей семьи. Скорее всего, его бегство из столицы было вынужденным – он спасался от повстанцев.

А собирался ли Дмитрий Донской давать отпор Тохтамышу? Как показывает пример Владимира Андреевича, одолеть татар можно было и небольшим силами. Вспомним также, что во время Куликовской битвы Мамай был противником не только Дмитрия Донского, но и Тохтамыша.

Так, может быть, Дмитрий Донской и до 1382 года был верным данником Тохтамыша, помогая тому справиться с Мамаем? И поход Тохтамыша на мятежную Москву был совершён по приглашению самого князя? А москвичи поверили нижегородским князьям потому, что хотели посадить кого-то из них на княжеский стол вместо Дмитрия Донского. При этом они были согласны продолжать признавать Тохтамыша своим верховным повелителем.

Ярослав Бутаков

Счастливый брак: по расчёту или любви?

Место отца мальчика занял митрополит Алексий (Алексей Федорович Бяконт). По завещанию родителя он был назначен опекуном и наставником сына Димитрия.

Одной из главных своих задач Дмитрий Иванович считал объединение разобщённых в те времена русских земель. Этому должен был способствовать его династический брак с княжной Нижегородской и Суздальской Евдокией.

К счастью, этот брачный союз, созданный по расчету, был счастливым. Молодому мужу было 16, а жене 13 лет. Свадьба состоялась в 1366 году. За годы совместной жизни у них родилось 12 детей, но двое из них рано умерли.

Хотя у некоторых историков есть другая информация: Евдокия Московская была второй женой князя. О первой ничего не известно. Предполагают, что на ней Дмитрий женился в 12 лет, но молодая жена умерла через два года после свадьбы, от чумы.

Святой благоверный князь Дмитрий Донской и Евдокия Московская считаются символами безграничной, искренней и верной любви. По легенде, несмотря на юный возраст супругов, они полюбили друг друга с первого взгляда.

Их брак был очень духовным. Всю свою жизнь они разделяли взгляды и устремления друг друга, совместно занимались благотворительностью: помогали нищим, строили множество церквей. Известно, что именно Димитрий и Евдокия основали Переяславльскую обитель, церковь Иоанна Предтечи, храм Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь в Москве.

После смерти своего мужа Евдокия не оставила своего государственного служения: она помогала сыну в правлении княжеством, особенно, когда он уходил на войну.

В те времена была непреложная традиция: если муж умирал, то его вдова должна была уйти в монастырь, став монахиней. Однако, Евдокия Московская нарушила это правило, за что подверглась осуждению за неверность памяти мужа и распущенность. Однако, народ очень любил свою княгиню и поддерживал это ее решение.

Евдокия продолжала оставаться матерью и воспитывать своих детей. И лишь когда они выросли, тогда приняла монашеский постриг с именем Ефросиния и уже в монастыре продолжала свое служение. И теперь благоверная Ефросинья считается покровительницей города Москвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector