Александр введенский: стихи

Не менее азартные игры

Снова обратимся к воспоминаниям Алисы Порет:

«Когда Саше Введенскому было не на что выпить, он держал необыкновенные пари. Например, Хармс должен был дойти от нашего дома до Литейного проспекта, приодевшись в канотье без дна, так что волосы торчали поверх полей; в светлом пиджаке без рубашки, на теле был виден большой крест; военные галифе моего брата, и на голых ногах ночные туфли. В руке сачок для ловли бабочек. Пари держали на бутылку шампанского: если Хармс дойдет до перекрестка и никто не обратит на него внимания, то выиграл он, и — наоборот.

Даниил Иванович дал себя одеть и шел по тротуару очень спокойно, без улыбки, с достоинством. Мы бежали по другой стороне улицы и, умирая от глупого смеха, смотрели — что прохожие? Никто не обратил на него внимания, только одна старушка сказала: «Вот дурак-то». И всё.

Введенский побежал за бутылкой, а Даниил Иванович степенно вернулся к нам, и мы все вместе пообедали».

Но это – игра просто невинная. Была и другая. Одному ее участнику завязывали глаза бинтом и вели неизвестно куда. Людей с одышкой и сердечными проблемами заводили на колоннаду Исаакиевского собора по крутым лестницам. Саму Алису Ивановну, которая терпеть не могла бокс, ласково сопроводили на бой, состоявшийся в цирке, причем усадили ее в первом ряду. А Введенского…

«Хармс повел со мной в филармонию на «Реквием» Моцарта Сашу Введенского, которому медведь наступил на оба уха и который никогда в жизни не был на концерте и заявлял, что из музыкальных явлений он любит только свист, да и то свой. Сидел он сперва смирно, даже хвалился, что ему нипочем – но постепенно стал томиться, ерзал на стуле и пытался приподняться и бежать. Но мы его держали с двух сторон крепко, и музыка вонзала в него свое жало. Он побледнел, выпучил глаза и иногда шептал мне: «Что же это такое? Это о смерти!» – «Возможно», – отвечала я. «Зачем вы меня сюда привели? Пустите меня. Мне кажется, что это меня отпевают». – «Возможно», — сказал Хармс.

В антракте под предлогом выпить в буфете он ускользнул».

Творческий спутник по имени Хармс

Между прочим, в «Чинари» входил и Д. Хармс, именовавший себя «чинарем-взиральщиком». А еще раньше они с А. Введенским декларировали поэтическую платформу «двоих». Судьбы поэтов после состоявшегося знакомства вообще шли «по одной неровной линии», хотя и внешне, и по характеру эти два человека были противоположностью друг другу.

В отличие от собрата по перу, Александр Введенский предпочитал скромно одеваться, но при этом был азартен в игре (чего терпеть не мог Д. Хармс) и заключении всевозможных пари. Общим в их манерах поведения было разве что-то, что у обоих в карманах не задерживались деньги. Зато по части литературных вкусов и мнений они были всегда заодно.

Для чего записывают разговоры друзей

Одноклассник Введенского по гимназии, писатель и философ, и тоже чинарь и обэриут Леонид Савельевич Липавский записывал разговоры друзей. Для чего это делают обычно? Ну, часть людей, понятное дело, стучит (сейчас таких снова много развелось). Но Леонид Липавский спасал для нас с вами то, что тот же Введенский никогда бы не стал записывать сам…  

О вдохновении:

А. В.: Оно не предохраняет от ошибок, как это думают обычно; вернее, оно предохраняет только от частных ошибок, а общая ошибка произведения при нем как раз не видна, поэтому оно и дает возможность писать. Я всегда уже день спустя вижу, что написал не то и не так, как хотел. Да и можно ли вообще написать так, как хочешь? 

Об искусстве, мире, разуме и времени:

Поэзия производит только словесное чудо, а не настоящее. Да и как реконструировать мир, неизвестно. Я посягнул на понятия, на исходные обобщения, что до меня никто не делал. Этим я провел как бы поэтическую критику разума – более основательную, чем та, отвлеченная. Я усумнился, что, например, дом, дача и башня связываются и объединяются понятием здание. Может быть, плечо надо связывать с четыре. Я делал это на практике, в поэзии, и тем доказывал. И я убедился в ложности прежних связей, но не могу сказать, какие должны быть новые. Я даже не знаю, должна ли быть одна система связей или их много. И у меня основное ощущение бессвязности мира и раздробленности времени. А так как это противоречит разуму, то значит разум не понимает мира.

Во главе Союза

В октябре герой нашей статьи приступил к руководству Союзом общин древлеапостольской церкви. Это была одна из структур обновленчества. В ее задачи входило поднятие вопроса о реформе церкви, борьба с буржуазной церковностью, а также возвращение подлинных принципов христианства, которые якобы к тому времени были забыты большинством христиан.

Весной 1923 года Введенский становится активным участником Поместного Священного Собора, который стал первым обновленческим. На нем было подписано постановление о лишении монашества и сана патриарха Тихона.

В мае был возведен в сан епископа. Примечательно, что на тот момент Введенский был женат, однако у обновленцев это не считалось преградой для получения данного церковного сана. После он женился еще раз.

В 1924 году обновленческий епископат поручил Введенскому вести зарубежные дела, возведя в сан митрополита Лондонского. Таким способом обновленцы предприняли попытку заполучить приходы за пределами СССР. Однако план провалился. Сам Введенский вошел в состав обновленческого Священного Синода, состоял в президиуме вплоть до его самороспуска в 1935 году.

В октябре 1925 г. был избран «товарищем председателя» на Третьем Всероссийском поместном соборе. На заседании прочитал доклад о современном положении православной церкви, обвинив представителей Московского патриархата в связях со штабами монархистов за границей и получении от них директив.

Затем зачитал записку обновленческого «епископа» Николая Соловья, который был авантюристом. Само послание сейчас считается заведомо ложным. В нем патриарх Тихон обвинялся в том, что отправил в зарубежный монархический штаб документ, в котором благословил на российский престол Кирилла Владимировича. Это был политический шаг, который власти использовали в качестве предлога, чтобы арестовать митрополита Петра (Полянского), который был Патриаршим местоблюстителем.

Характеризуя митрополита Александра Введенского, люди, лично знавшие его в этот период, утверждали, что он был подвержен страстям и порывам. Любил деньги, но при этом его нельзя было назвать корыстным, так как он их постоянно раздавал. Его главной слабостью и страстью были женщины. Ими он увлекался буквально до потери рассудка.

При этом был увлечен музыкой, каждый день проводил за роялем по 4-5 часов. Часто каялся, публично называя себя грешником. Со временем в нем начали все более явно проявляться пошлые черты в характере. Это было какое-то детское тщеславие, любовь к сплетням, а также трусость. Это последнее качество в соединении с тщеславием превратили его в приспособленца, который присягнул советской власти. В душе Введенский продолжал ненавидеть большевиков, но при этом верно им служил.

Введенский и «фин»

 Все помнят стихи Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». А вот как сложился такой разговор у Введенского:

«Когда раздался звонок, и ему крикнули соседи, что это «фин», он ловко нырнул под тряпки и притворился спящим. Ноги его торчали, и «фин» долго его будил, потом положил бумаги на окно и строго стал допрашивать о заработках, договорах, наживе. Введенский вяло сознался, что «что-то было, что он ничего не помнит, что деньги сует в карман, отходя от кассы, их не считает и сейчас же пропивает в культурной пивной под Детгизом». Они долго пререкались, около часу стоял над лежащим Сашей собиратель налогов и наконец сказал:

— Я опишу имущество.

— Пожалуйста.

— Да у вас ни черта нет!

— Как же – вот, описывайте.

На двери огромным гвоздем была прибита черная дамская перчатка.

— А стола нет – где едите?

— В столовой Ленкублита.

— А стихи где пишете?

— В трамвае.

— Да неужто вы здесь спите?

— Нет, я сплю у женщин.

— Закурить есть?

Введенский вынул из кармана смятую коробку:

— Прошу.

Они сели рядом на тряпки, и фининспектор сказал:

— Да, ну и житуха у вас, хуже нашей – собачья.

И они мирно поговорили о том, о сем. «Фин» обещал заглянуть».

Роковое 37-летие …

Неусыпное око властей зорко следило за вольнодумством, и в 1930-х почти все обэриуты подверглись репрессиям (Я.С. Друскину, правда, удалось уцелеть). Александр Введенский был арестован в конце 1931-го: в канун нового года поэт был снят с поезда, следовавшего из Ленинграда в Москву, и обвинен по страшной пятьдесят восьмой статье (58−10), то есть за контрреволюционную деятельность.

Тем не менее, рассмотрением его дела занимались сотрудники ГПУ, специализировавшиеся на «литературных вопросах», которые в качестве вины А. Введенского выдвигали «отвлечение читателей своими заумными стихами от задач строительства социализма».

Ему повезло: летом 1932 года был отпущен на свободу, правда, с высылкой в Курск. Оттуда переехал в Вологду. Пытаясь остаться «на плаву», публиковал в Ленинграде стихи вполне просоветского толка: «Октябрята-ленинцы» и т. п. Наконец, удалось вернуться в город на Неве. Но там было неспокойно, и в 1936-м Введенский перебрался в Харьков, где и застали его сначала любовь и женитьба, затем война, а через несколько месяцев — смерть.

Евгений Евтушенко писал, что в сентябре 1941 года поэт вновь был арестован «за попытку дождаться прихода немцев» и то ли умер в тюремном поезде от дизентерии, то ли был застрелен конвоиром. Другие источники выражаются более обтекаемо: «умер при эвакуации»… В реабилитационных документах проставлена дата смерти — 20 декабря 1941 года, то есть через 2 недели после 37-летия.

Арест и ссылка

В 1931 году был арестован Александр Введенский. Стихи его считались неблагонадежными, однако этого было недостаточно для заключения, поэтому причиной послужило обвинение в том, что он произнес тост за Николая II. Существует также версия, что поводом стало исполнение царского гимна на одной из встреч. Кроме него, были взяты под стражу и другие обэриуты.

После года в тюрьме он был отправлен в ссылку в Курск, где жил в одной квартире с Хармсом, затем переехал сначала в Вологду, затем в Борисоглебск. Несмотря на опальное положение, все это время продолжал писать Введенский Александр, и в 1934 году был принят в члены Союза писателей.

Этот факт помог ему в 1936-м вернуться в Ленинград. Но вскоре писатель покинул большой город и поселился в Харькове у своей второй жены, а через год у них родился сын Петр. Здесь поэт жил в полной изоляции от литературного мира.

В 1941 году Введенский снова был арестован. На этот раз его обвинили в контрреволюционной агитации. Достоверных сведений о смерти поэта не сохранилось. Существует лишь предположение о том, что он умер 19 декабря 1941 года по дороге в Казань. Место захоронения неизвестно.

Портрет в ОБЭРИУ

Важным событием в жизни Введенского и Хармса стало создание в 1927 году знаменитого литературного кружка ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), действовавшего в Ленинграде до 1930 года и входившего на правах секции в Дом печати. Группа молодых поэтов, включавшая, кроме них, также Н. Заболоцкого, Н. Олейникова и др., пыталась приблизить поэтический язык к действительности, «освободившись от догм эпигонов реализма». В «Манифесте» обэриутов Введенский характеризовался следующим образом:

«…разбрасывает предметы на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности… разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности. Если расшифровать до конца, то получается в результате — видимость бессмыслицы. Почему — видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет, нужно быть побольше любопытным и не полениться рассмотреть столкновение словесных смыслов. Поэзия не манная каша, которую глотают, не жуя и о которой тотчас забывают».

Кстати, исследование Я. Друскина, посвященное поэту, называлось «Звезда бессмысленности».

Когда начались публичные выступления группы, посыпался град критики с обвинениями, в частности, А. Введенского, в «белиберде», «откровенном до цинизма сумбуре» и т. п. Но по воспоминаниям участников этих встреч, при чтении стихов А. Введенским «увлекало не то, чтобы значительностью содержания, а скорее невероятным сплавом лирического и заумного. Прекрасные женщины летали по воздуху, свистели зеленые бобы, а певчие птицы преображались в чоботы…».

Детство и юность

Александр Введенский появился на свет 6 декабря (23 ноября) 1904 года. Он был старшим ребенком в семье, рос вместе с братом Владимиром, а также сестрами Евлалией и Евгенией. Отец являлся статским советником, а после прихода советской власти — экономистом, мать работала гинекологом, вела частную практику и пользовалась уважением у населения.

В 10 лет Саша вместе с младшим братом поступил на учебу в кадетский корпус, но затем родители перевели их в гимназию имени Лидии Лентовской, позже преобразованную в трудовую школу. Там Введенский встретил своих будущих друзей Якова Друскина и Леонида Липавского, которые приложили руку к сохранению памяти о поэте.

Александр Введенский в детстве

Уже тогда Александр увлекался поэзией, писал первые стихи, но после окончания гимназии был вынужден пойти работать. Сначала стал конторщиком, затем трудился при электростанции «Уткина Заводь». Высшее образование поэт так и не получил: будучи студентом Петроградского университета, быстро оставил учебу.

Новым местом работы писателя стал Фонологический отдел ГИНХУКа. Он числился в списке сотрудников год, после чего окончательно решил связать жизнь с творчеством. Александр присоединился Ленинградскому союзу поэтов и определил свой жанр как футуризм.

патологическая речь →

сочинения

  • Введенский А. И. Причины неверия. По данным религиозной анкеты. Изложение причин и разбор их // Странник. май 1911. С. 682—696; июнь 1911. С. 878—889; декабрь 1911. С. 705—729
  • Введенский А. И. Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия Нива. 1918. № 3-5. С. 36-37
  • Введенский А. И. Гражданский брак и Церковь // Соборный разум. 1918. № 1-2, 8 (21) апреля. С. 8-10
  • Введенский А. И. Смерть религии // Соборный разум. 1918. № 3-5. С. 5-7
  • Введенский А. И. Анархизм и религия. Пг.: Соборный разум, 1918
  • Введенский А. И. Церковь и голод (1922)
  • Введенский А. И. Церковь и революция (1922)
  • Введенский А. И. Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви // За Христа. Пермь. 1922. № 1-2. С. 22-24
  • Введенский А. И. Что нужно церкви? // Живая церковь. 1922. № 2. С. 2-4
  • Введенский А. И. Автокефалисты // Соборный разум. 1922, № 1. С. 3-4
  • Введенский А. И. Еще об «автокефалистах» // Соборный разум
  • Введенский А. И. Что должен сделать грядущий собор? // Живая церковь. С. 4-6
  • Введенский А. И. О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви // Живая церковь. № 2. С. 14-18
  • Введенский А. И. Кто пойдет путем обновления церкви? // Живая церковь. 1922. № 3. С. 2-4.
  • Введенский А. И. Церковь Патриарха Тихона (1923)
  • Введенский А. И. Церковь и государство: Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918—1922 (1923)
  • Введенский А. И. За что лишили сана бывшего Патриарха Тихона? (1923)
  • Введенский А. И. Христианство или коммунизм (1926)
  • Введенский А. И. К празднику нашего дела // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. — 1927. — № 4. — С. 8.
  •  Введенский А. И. Доклад на пленуме Священного Синода 22 ноября 1927 г. // Алчущие правды. Материалы церковной полемики 1927 года / Сост. авт. вступ. с. о. Александр Мазырин, О. В. Косик. — М.: ПСТГУ, 2011. — С. 254–275. — 424 с. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). — ISBN 978-5-7429-0441-3.
  • Введенский А. И. Личность Христа в современной науке или литературе (1928)

источники

  •  Галутва Г. В. Вершины и пропасти Александра Введенского, митрополита и человека. — М.-Таруса, 2015.
  •  Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. — М.: ПСТБИ, 1994.
  •  Данилушкин М. Б., Шкаровский М. В. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. — СПб.: Воскресение, 1997.
  •  Из показаний прот. П. Кедринского на Петроградском процессе 1922 г.- Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 89305. Т. 17. Л. 75-76
  •  Кривошеева Н. А. Религиозные диспуты в Москве в 1923 году // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. № 2 (19). С. 215–225.
  •  Лавринов, Валерий о. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М.: Общество любителей церковной истории, 2016. — 734 с. — (Материалы по истории Церкви). — 1 000 экз.
  •  Левитин А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996.
  •  о. Сергий Желудков. К воспоминания об Александре Боярском
  •  Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. — Новосибирск, М.: Сибирский хронограф, РОССПЭН, 1997.
  •  Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2000. — Т. VII.
  •  Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996.
  •  Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ в XX в. — СПб., 1999.

Сноски

Обновленчество

Митрополит Александр Введенский начинает играть ключевую роль в обновленчестве. Это направление в русском православии начала XX века, которое сформировалось после Февральской революции. Его целью было «обновление» Церкви. Предполагалась демократизация всех ее институтов, управления, а также самих богослужений.

Состоялся обновленческий раскол, в котором сторонники Введенского выступили против патриарха Тихона. При этом они декларировали безоговорочную поддержку режима большевиков, а также всех преобразований, которые они проводили.

В результате раскола в Русской православной церкви в 1920-е годы обновленчество стало играть большую роль, получая поддержку от властей. Это движение принято рассматривать в русле попыток коммунистов модернизировать русское православие, от которых позже они отказались.

С 1922 по 1926 годы это было единственная православная церковная организация в РСФСР, официально признанная властями. Некоторые приходы признавали другие поместные Церкви. Своего наибольшего влияния обновленческий митрополит Александр Введенский достиг в 1922-1923 годах, когда около половины российских приходов и епископата подчинились обновленческим структурам.

Примечательно, что в самом начале обновленчество не было четко структурировано. Отдельные представители движения даже оставались в конфронтации между собой.

С 1923 по 1935 годы в истории РПЦ действовал Священный Синод Православной Российской Церкви, которым руководил Председатель. Первым был Евдоким Мещерский, а затем его последовательно сменили Вениамин Муратовский и Виталий Введенский. После самороспуска Синода в 1935 г. им единолично руководил Виталий Введенский, а с 1941 г. видный церковный деятель Александр Введенский.

По обновленчеству был нанесен серьезный удар во время сталинских репрессий 1937-1938 годов. С осени 1943-го государством было решено ликвидировать обновленцев. Представителей данного движения начали массово убеждать возвращаться в лоно Московского патриархата.

В истории РПЦ смерть Введенского считают официальным концом обновленчества. Хотя формально еще оставались нераскаявшиеся обновленческие иерархи. Последним из них был Филарет Яценко, скончавшийся в 1951 году.

Сочинения

  • Причины неверия русской интеллигенции // Странник. 1911.
  • Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия Нива. 1918. № 3-5. С. 37;
  • Социализм и религия. Пг., 1918;
  • Паралич Церкви. Пг., 1918;
  • Анархизм и религия. Пг., 1918;
  • Церковь и голод. Пг., 1922;
  • Церковь и революция. Пг., 1922;
  • Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви // За Христа. Пермь. 1922. № 1-2. С. 22-24;
  • Что нужно церкви? // Живая церковь. 1922. № 2. С. 2-4;
  • Что должен сделать грядущий собор? // Там же. С. 4-6;
  • О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви» // Живая церковь. 1922. № 2 С. 14-18;
  • Кто пойдет путем обновления церкви? // Живая церковь. 1922. № 3. С. 2-4.
  • Церковь патриарха Тихона. Москва, 1923
  • Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918-1922. Москва, 1923
  • За что лишили сана бывшего патриарха Тихона? Москва, 1923
  • О современном положении православия // Там же 1928 № 6 с. 9-10
  • Важные достижения обновленчества // Там же № 3-4. с. 9.
  • Идем к победе // «Вестн. Свящ. Синода Пр. Рус. Церкви». 1928 г. № 10/33/ с. 3-5э
  • К празднованию 10-летия обновленчества // Там же 1931 г. № 5-6 с. 2-3.

Литература

  • Устав гражданина белого духовенства «Живая церковь». Нолинск, 1922;
  • Козаржевский А. Ч. А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве // ВМУ: Ист. 1989. № 1. С. 54-66;
  • Акты свт. Тихона. С. 85-87 и др.;
  • Чельцов М. П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг. // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 17. С. 418-441;
  • РПЦ и коммунистическое государство: 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996; Политбюро и Церковь;
  • Степанов И. О «Живой церкви». М., 1922;
  • Окунев Як. «Смена вех» в Церкви. Х., 1923;
  • Титлинов Б. В. Новая Церковь. М.; Пг., 1923;
  • он же. Церковь во время революции. Пг., 1924;
  • Ильинский Ф. И. Правда церк. раскола. Козлов, 1924;
  • Стратонов И. Русская церк. смута: 1921-1931. Берлин, 1932;
  • Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996р;
  • Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925-1941. П., 1977;
  • Брушлинская О. Остался нераскаянным // Наука и религия. 1988. № 6. С. 42-46;
  • Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 247, 248, 258;
  • Левитин, Шавров Очерки смуты; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ XX в. СПб., 1999;
  • Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. С.-Петербургская епархия в ХХ в. в свете архивных док-тов. 1917-1945. СПб., 2000. С. 49, 84, 102, 103, 215, 216, 228;
  • Фирсов С. Л. Власть и верующие: из церк. истории // Нестор. 2000. № 1. С. 207-231;
  • «Обновленческий» раскол. М., 2002.

О жизни и творчестве

  • Валиева, Ю. Игра в бессмыслицу: поэтический мир Александра Введенского. / Юлия Валисовна Валиева. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2007. — 280 с. : ил.
  • Введенский А. И. Все / А. Введенский ; . — Москва : ОГИ, 2013. — 735 с., л. ил., портр., факс. : факс.
  • К 100-летию со дня рождения Александра Введенского и Даниила Хармса // Русская литература. — 2005. — № 4. — С. 35–102.
  • Кобринский, А. А. Даниил Хармс / Александр Кобринский. — Москва : Молодая гвардия, 2009. — 508 с., л. ил. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 1179).
  • Кобринский А. А. «Елка у Ивановых» Александра Введенского как обэриутский текст / А. А. Кобринский // Текст и интерпретация : сборник научных статей / Новосибирский государственный педагогический университет. — Новосибирск, 2006. — С. 202–205.
  • Кобринский, А. А. О Хармсе и не только : статьи о русской литературе XX века / А. А. Кобринский. — Санкт-Петербург : СПГУТД, 2007. — 407 с.
  • Поэт Александр Введенский /сост. Ичин К., Кудрявцев С. ; ред. Ичин К. — Москва : Гилея, 2006. — 476 с.
  • «…Сборище друзей, оставленных судьбою». Л. Липавский, А. Введенский, Я. Друскин, Д. Хармс, Н. Олейников : «Чинари» в текстах, док. и исслед. : в 2 т. / . — Москва : Ладомир, 2000. — (Русская потаенная литература).
  • Шубинский, В. И. Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру / Валерий Шубинский. — Санкт-Петербург : Вита Нова, 2008. — 556, XLVIII, с. : ил., портр., табл., факс., ил.
  • Морев, Г. И это «Всё» о нем : / Г. Морев. — Текст : электронный // OpenSpace.ru : сайт. (дата обращения: 09.05.2020).+
  • Морев, Г. «Пусть меня расстреляют; но форму я не одену» / Глеб Морев, Валерий Шубинский. — Текст : электронный // Colta.ru : сайт. (дата обращения: 15.05.2020).
  • Пелевин, А. Три вопроса важным писателям современной России#12 / Александр Пелевин ; беседу вел Ричард Семашков. — Текст : электронный // Readovka.ru : сайт. (дата обращения: 06.05.2020).
  • Поэт Введенский Александр : биография и творчество. — Текст : электронный // ФБ.ру : сайт. (дата обращения: 09.05.2020).

Ликвидация обновленчества

В конце 1943 года советская власть решает избавиться от обновленцев, которые не оправдали возложенных на них надежд. Все представители этого движения массово начинают возвращаться в Московский патриархат. Введенский пытается удержать епископов, которых власть практически вынуждает переходить под начало Московского патриархата. Все эти попытки терпят неудачи.

В марте 1944 года он пишет письмо Сталину, в котором заявляет о готовности принять участие во всенародном подвиге. Он жертвует свой архиерейский крест, усыпанный изумрудами. В ответе генералиссимуса, который был опубликован в газете «Известия», Сталин поблагодарил его от лица Красной Армии. Но при этом именует его не Первоиерархом, на что, безусловно, рассчитывал Введенский, а Александром Ивановичем.

Через месяц после капитуляции фашистской Германии обращается о просьбе принять его в Московскую патриархию. В сентября ему отвечают, что готовы видеть его исключительно в качестве мирянина. Ему было предложено место рядового сотрудника в Журнале Московской патриархии. Из-за этого Введенский решил не возвращаться в РПЦ.

Летом 1946 г. герой нашей статьи умирает в возрасте 56 лет в Москве от паралича. Отпеванием руководит обновленческий митрополит Филарет Яценко. Очевидцы вспоминают, что оно состоялось в храме святого Пимена, который был переполнен. При этом многие пожилые прихожане высказывались крайне негативно о покойном из-за того, что у гроба собрались все жены Введенского. Практически никто в толпе не крестился.

Служба при этом долго не начиналась. Еще большим удивлением стало то, что дожидались устроители церемонии российской революционерки, первой женщины-министра в истории Александры Михайловны Коллонтай, которая незадолго до этого вернулась из Швеции. Там она с 1930 года была сначала полномочным представителем СССР в королевстве, а затем полномочным и чрезвычайным послом. Она встала рядом с женами Введенского.

Александра Ивановича похоронили на Калитниковском кладбище вместе с матерью.

После его смерти обновленчество окончательно кануло в Лету. В 1950 году был сожжен архив Введенского по приказу руководителя Совета по делам РПЦ, генерал-майора Георгия Карпова.

Раскол

В мае 1922 года Введенский вместе с еще несколькими представителями церкви приехал на Самотек, где в тот момент находился под домашним арестом патриарх Тихон. Он обвинил главу РПЦ в проведении безответственной политики, которая спровоцировала конфронтацию церкви и государства. Введенский настоял, чтобы на время домашнего ареста патриарх сложил с себя полномочия. Тихон так и поступил, передав управление митрополиту Ярославскому Агафангелу.

Через несколько дней Тихон поручил передавать канцелярские дела патриархата группе клириков, в которую входили священники Сергий Калиновский, Евгений Белков и протоиерей Александр Введенский.

Далее резолюция Тихона была выдана за его отречение. Проигнорировав передачу дел Агафангелу, который продолжал находиться в Ярославле, священники обратились к епископу Леониду (Скобееву), попросив возглавить деятельность своей группы Ее назвали Высшим церковным управлением. Уже через день Леонида на этом посту сменил Антонин (Грановский).

Вскоре от сторонников патриарха последовал симметричный ответ. Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) объявил Введенского вместе с Белковым и Красницким отпавшими от общения с церковью за их самовольство. По сути, это было отлучение от церкви, которое Вениамин снял, только оказавшись под угрозой расстрела.

В июле Введенский подписал ходатайство о помиловании лидеров петроградского духовенства. Авторы этого документа преклонялись перед большевистским судом, признавая действующую власть. Исполком они просили смягчить наказание церковников, которые были приговорены к высшей мере наказания.

Книги

Переломным моментом в биографии писателя стало знакомство с Даниилом Хармсом, с которым его объединили взгляды на литературное творчество. Вместе с Друскиным и Липавским они стояли у истоков сообщества «Чинари», которое позже преобразовалось в Объединение реального искусства (ОБЭРИУ). Название придумал Александр.

Господствующими мотивами поэзии обэриутов были абсурдизм и бессмыслица. Лидером сообщества стал Хармс, в то время как Введенский предпочитал оставаться в стороне от организационных вопросов, но часто выступал на творческих вечерах.

В те годы его произведения для взрослых не пользовались популярностью. Он был гораздо более востребованным как детский писатель и поэт. Создавать стихи для малышей Введенский начал с подачи Самуила Маршака, который пригласил обэриутов писать для журналов «ЕЖ» и «ЧИЖ».

Среди знаменитых детских творений автора — «Кто?», «Когда я вырасту большой» и «Сны». Часть его произведений уже после смерти была опубликована в книге «Необычные стихи», куда также вошли рифмы Саши Черного, Ивана Макарова и Юрия Владимирова.

Александр Введенский и Даниил Хармс / «Писатели и философы»

ОБЭРИУ просуществовала всего 3 года, творчество участников сообщества критиковалось за аполитичность, а они сами в итоге были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности. Введенского отправили в ссылку в Курск, после чего он некоторое время пребывал в Борисоглебске и Вологде, а затем получил разрешение вернуться в Ленинград. Считается, что в те годы мужчина написал «Серую тетрадь».

После ссылки Александр Иванович вступил в Союз писателей и продолжил творить. В 1936 году он перебрался в Харьков к жене, где была написана знаменитая «Элегия». Она стала одним из самых заметных «взрослых» произведений Введенского, большинство из которых были изданы уже после смерти. Самым крупным является сборник «Всё», пополнивший библиографию в 2010 году и содержащий 700 страниц.

Гимназические годы

В 1914 году Введенский Александр был зачислен в петербургский кадетский корпус вместе со своим младшим братом. Однако в 1917 году мать решила перевести сыновей в гимназию, которая позднее стала 10-й Трудовой школой им. Л. Лентовского. Учебное заведение будущий поэт окончил в 1921 году.

Эта гимназия отличалась от других подобных учреждений талантливыми и опытными учителями, рассказы о которых ходили по всему городу. Здесь Введенский завел первых друзей – Я. С. Друскина и Л. С. Липавского. А также познакомился со своей будущей женой Т. А. Мейер, с которой писатель зарегистрировал отношения сразу после окончания гимназии, но в 1930 году развелся. В эти же годы молодой Александр начинает пробовать сочинять стихи.

Окончив трудовую школу, в которую уже успели переименовать гимназию, Введенский пошел работать конторщиком, а затем его сделали счетоводом на стройке электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году ему удалось поступить в Педагогический университет на факультет общественных наук по специальности «Право».

Одновременно с учебой продолжал работать. Так, с 1923 по 1924 год служил в Фонологическом отделе. В эти же годы стал членом Ленинградского союза поэтов, когда его спросили о направлении, то отнес свое творчество к футуристическому.

Личная жизнь

Личная жизнь поэта была бурной, современники описывали его как ловеласа. Первой большой любовью автора стала Тамара Мейер, с которой он познакомился в гимназии. После расставания встретил Анну Ивантер, на которой женился в 1930 году. Брак просуществовал 6 лет.

Александр Введенский и жена Галина Викторова

Только на закате жизни Введенскому удалось обрести семейное счастье. Будучи в Харькове, он познакомился с Галиной Викторовой, которая стала его второй женой. Избранница родила Александру Ивановичу единственного сына, названного Петром. Кроме того, он воспитывал пасынка Бориса.

До цифры 37

Как и многие поэты, как и друг его Хармс, умрет Введенский в 37 лет.

Не плещут лебеди крылами

Над пиршественными столами,

Совместно с медными орлами

В рог не трубят победный.

Исчезнувшее вдохновенье

Теперь приходит на мгновенье,

На смерть, на смерть держи равненье

певец и всадник бедный.

Но он еще успеет дважды жениться: первый его официальный брак не будет долговечным, итог ему поэт подведет телеграммой «Доехали, как хотели». Он успеет встретить свою главную любовь – Галину Викторову, уедет к ней в Харьков, она родит ему сына Петю. Окажется, что Александр Иванович –любящий отец и муж. И не пьяница, и не «запойный игрок». Он еще успеет немного побыть счастливым.

Кому нужно было непременно сгубить Введенского и Хармса в 41-м, их друга Олейникова в 37-м? Надеюсь, что читатель несведущий (что не значит – невежественный) станет искать, что значит слово «чинарь», что такое ОБЭРИУ, захочет прочесть стихи и пьесы Введенского и его друзей. Тогда и он непременно задастся таким вопросом. Может быть, однажды мы перестанем быть обществом, где сложные вопросы любят доверять карьеристам и дуракам решать при помощи тупой и бессмысленной жестокости, с не знающей удержу силой. 

Дневник митрополита

С 1929 года Введенский ведет дневник, который озаглавливает «Мысли о политике». Считается, что эти записи были ему необходимы на случай ареста. Он рассчитывал, что их обнаружат в его бумагах, что поможет ему облегчить свою участь.

В этом дневнике он пишет о Сталине, как о «гениальном человеке», поддерживает разгром оппозиции внутри партии. При этом критикует интеллигенцию, обвиняя ее в двурушничестве. Именно в этом он видит причину недоверия к советской власти.

При этом сокрушается, что вокруг не хватает искренних сторонников коммунизма. Даже среди обновленцев, по его словам, их недостаточное количество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector