Александр i (миа)

Главные события эпохи правления императора

Основными историческими моментами во время царствования Александра II стали:

  1. Завершение Крымской войны (1856). Приход к власти Александра II проходил в разгар военной кампании с коалицией государств. Стремление России усилить южные границы и обеспечить контроль над Балканами и водными территориями закончилось неудачей. После подписания в 1856 году Парижского договора России было запрещено иметь на Черном море флот.
  2. Мирные договоры с Китаем (1858, 1860). В результате заключенных соглашений Россия получила значительные территории Забайкалья и Дальнего Востока. Оба договора закрепляли государственную границу России и империи Цин.
  3. Отмена крепостного права (1861). Прекращалось действие запрета для крестьян покидать свой земельный надел без согласия помещика. Крестьяне через образованные сельские общества имели возможность получить в пользование земельный участок, а их дом и имущество признавались личной собственностью.
  4. Финансовая реформа (1862). Ее целью ставилось усовершенствование государственной финансовой системы, так как после отмены крепостного права стране требовался капиталистический путь экономики. Появляется Государственный банк империи, с целью сведения к минимуму случаев казнокрадства бюджет страны теперь официально публикуется, а все статьи расходов обосновываются сметами и подтверждаются отчетами чиновников.
  5. Восстание в Польше (1863–1864). Стремление богатого польского сословия, проживавшего на тот момент на землях, отошедших к России, воссоздать Речь Посполитую в прежних границах, было жестоко подавлено царскими войсками. Событие способствовало началу антипольской политики.
  6. Земская реформа (1864). Система, при которой жизнь на селе управлялась городскими директивами, была признана неэффективной. На смену ей постепенно начали приходить органы местного самоуправления – земские собрания и управы. В их ведении находились вопросы медицины, торговли, продовольствия, сельского хозяйства, содержания путей сообщения.
  7. Судебная реформа (1864). Были созданы мировые и общие суды, судебные производства стали открытыми, во время процесса обе стороны имели одинаковые права, как на предоставление доказательств, так и на опровержение их. Частью судебного процесса стала проверка результатов предварительного следствия, а при рассмотрении дел по тяжким преступлениям в судах работала группа присяжных.
  8. Продажа «Русской Америки» Соединенным штатам (1867). Продажа Аляски должна была укрепить российские дальневосточные границы от военной угрозы Британии, владевшей в то время территориями в Северной Америке.
  9. Городская реформа (1870). Позволила населению городов проводить управление городским хозяйством. Созданные городские управления занимались благоустройством города, продовольственными вопросами, противопожарной безопасностью. Городское общественное самоуправление учреждало избирательное собрание городов.
  10. Лондонская конференция (1871). Россия сумела вернуть присутствие своего флота в водах Черного моря. Однако, проходить через проливы в Средиземное море ее военные корабли по-прежнему не могли.
  11. Военная реформа (1862–1874). Необходимость перемен в военной отрасли России была вызвана поражением в Крымской войне. Основной целью реформы ставился переход к всеобщей воинской обязанности, перевооружение армии и флота, образование системы военных училищ.
  12. Русско-турецкая война (1877–1878). Александр II принял решение вступить в войну с Османской империей для предоставления свободы православным славянам от турецкого засилья, которое значительно усилилось после жестокого подавления христианских восстаний. Кроме того, в результате военных действий Россия вернула утраченные в результате Крымской войны территории.
  13. Деятельность организации «Народная воля» (1879–1881). Считая, что русский народ экономически и политически полностью угнетен действующей властью, народники выбрали террор как главное средство для революционных преобразований в обществе. Террористическая деятельность была направлена в первую очередь на убийство Александра II.

Крестьянский вопрос

В 1818 г. Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графу Аракчееву и графу Гурьеву разработать проекты отмены крепостного права.

Проект Мордвинова:

  • крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками;
  • размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет — 100 руб.; 30-40 лет — 2 тыс.; 40-50 лет — …

Проект Аракчеева:

освобождение крестьян провести под руководством правительства — выкупать постепенно крестьян с землёй (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.

Проект Гурьева:

медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 года.

В результате кардинально крестьянский вопрос при Александре I решен не был.

Реформы Александра I

Вступив на престол, Александр, искренне веря в возможность скорых и легких преобразований, начал претворять в жизнь целый ряд проектов. Первым делом он восстановил урезанную его отцом Жалованную грамоту дворянству и городам, освободил дворян от телесных наказаний, упразднил Тайную экспедицию Сената, помиловал около тысячи заключенных и ссыльных, вернул на службу изгнанных чиновников и военных. Указом 12 декабря 1801 года недворянские свободные сословия получили право покупать землю. Либеральный цензурный устав 1804 года рекомендовал цензорам руководствоваться «благоразумным снисхождением» для сочинителя и не быть придирчивыми, толковать места, имеющие двоякий смысл, «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать».

Александр запретил публиковать объявления о продаже крепостных, торговать ими на ярмарках в розницу, ссылать в Сибирь за маловажные проступки. Нарушил любимый внук Екатерины и сложившуюся практику раздачи деревень и крестьян в частные руки. В стране все чаще и чаще стали задумываться о крестьянском вопросе, видеть в нем проблему. Появились первые проекты отмены крепостного права.

Реформаторская деятельность Александра Павловича коснулась и системы образования. К Московскому университету добавились высшие учебные заведения в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Петербурге. В 1811 году был основан знаменитый Царскосельский лицей.

Также в 1802—1811 годах произошло преобразование петровских коллегий в министерства, которые отличались от своих предшественников не только принципом единоначалия, но и появлением ведомств. Теперь губернаторы подчинялись Министерству внутренних дел, прокуроры, уездные суды и губернские судебные палаты ведались Министерством юстиции, Министерство финансов управляло казенными палатами и уездными казначействами, Министерство народного просвещения — университетами, гимназиями, Военное министерство — военными поселениями.

Подлинным создателем министерской системы стал Михаил Михайлович Сперанский. В 1809 году по поручению Александра он составил план нового государственного устройства — «Проект Уложения государственных законов Российской империи», в основу которого был положен принцип разделения властей и устройство всех их на непременном законе. Также к заслугам Сперанского следует отнести и серию мер, направленных на оздоровление финансовой системы, которую он провел в 1810—1811 годах.

Война 1812 года и заграничные походы прервали преобразовательную деятельность Александра. Вернувшись из Европы, он вновь обратился к идее реформ, поручив министрам Новосильцеву и Аракчееву разработать проекты Конституции и отмены крепостного права. Оба графа с поручениями императора справились. Но свет их программы не увидели. Опасаясь революционных волнений, Александр отложил задуманные нововведения в долгий ящик.

Детство, образование и воспитание[]

Вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель — швейцарец-якобинец Фредерик Сезар Лагарп ознакомил его с принципами гуманности Руссо, военный учитель Николай Салтыков — с традициями русской аристократии, отец передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. Екатерина II считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на трон Александра, минуя его отца.

Многими чертами своего характера Александр был обязан бабушке, которая отобрала сына у матери, и определила ему жить в Царском Селе, подле себя, вдалеке от родителей, которые проживали в своих дворцах (в Павловске и Гатчине) и редко появлялись при «большом дворе». Впрочем, ребёнок, как это видно из всех отзывов о нём, был мальчиком ласковым и нежным, так что возиться с ним для царственной бабушки было огромным удовольствием.

17 (28) сентября 1793 года женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе (Luise Marie Auguste von Baden), принявшей имя Елизаветы Алексеевны.

Некоторое время проходил военную службу в Гатчинских войсках, сформированных его отцом; здесь у него развилась глухота левого уха «от сильного гула пушек». 7 ноября 1796 года был произведён в полковники гвардии.

В 1797 году Александр был Петербургским военным губернатором, шефом гвардейского Семёновского полка, командующим столичной дивизией, председателем комиссии по поставкам продовольствия и выполнял ещё ряд других обязанностей. С 1798 года он, кроме того, председательствовал в военном парламенте, а начиная со следующего года заседал в Сенате.

Термины

  1. Негласный комитет – круг приближенных Александра I, помогавших ему разрабатывать и осуществлять первые либеральные реформа в начале правления императора.
  2. Непременный совет – высший совещательный орган Российской империи в 1801-1810 гг.
  3. Вольные хлебопашцы – категория крестьян освобожденных от крепостной зависимости на основании указа Александра I от 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах»
  4. Государственный Совет – высший законосовещательный орган власти в Российской империи в 1810-1917 гг.

Предыдущая статья: «Правление Павла I»

Следующая статья: «Внешняя политика Александра I в 1801-1815 гг.»

Состав Негласного комитета

Негласный комитет

Князь Адам Чарторыйский, польский магнат с европейским образованием, его родина была присоединена к России после раздела Польши. Он желал помочь Польше обрести свободу и открыто выражал свои взгляды.

Виктор Кочубей, бывший посол в Константинополе, давний друг Александра, с которым он переписывался и которому раскрывал самые сокровенные свои мысли, стремился ввести справедливые законы и установить порядок в стране.

Павел Строганов. Из семьи самых крупных богачей России, владевший огромной коллекцией картин. В разгар Французской революции был в Париже и разгуливал в красном колпаке в знак солидарности с революционерами. Екатерина II срочно возвратила его в Россию, где он несколько лет жил в деревне. Позже Строганов вновь появился при дворе, женившись на умнейшей и образованнейшей женщине Петербурга княжне Софье Голицыной и стал вести жизнь просвещенного вельможи.

Николай Новосильцев – родственник Строганова – специалист по законоведению, политической экономии и всеобщей истории.

Тайком друзья составляли записки с проектами преобразований, предусматривавших введение гражданских свобод, равенство всех перед законом и создание общества на принципах справедливости и братства.

Александр, самый молодой из них, одобрял взгляды своих единомышленников.

Павла I насторожила дружба сына с либерально настроенными молодыми людьми, и он разогнал кружок: Чарторыйского отправил посланником в Сардинию, Кочубея —  в ссылку в Дрезден, Новосильцев сам уехал в Англию, Строганов был удален от двора — кружок распался. Но как только Александр I взошел на трон, кружок возродился, но уже в виде Негласного комитета.

П.А. Строганов

Непременный совет и Сенат должны были олицетворять преемственность екатерининского и нового царствований, а Негласный комитет стал ответом на вызовы времени — прежде всего, на изменения в Европе под влиянием идей Французской революции.

Формально Негласный комитет не входил в систему государственного управления, но в регулярных беседах его участников, «молодых друзей» императора, обсуждались планы преобразований. Однако ни император, ни его сотрудники не имели ясного представления о последовательности необходимых реформ.

Кружок просуществовал примерно до 1804 г. Император всё больше входил в детали правления, и советчики теперь ему были не очень нужны. Затем члены бывшего Негласного комитета заняли высокие посты во вновь образованных министерствах.

Детство

Будущий император Александр I родился 23 декабря 1777 года по новому стилю в столице государства, Санкт-Петербурге. Отцом молодого человека был Павел I, еще один будущий правитель.

На момент появления отпрыска на свет, царствовала Екатерина Великая, бабушка Александра. Именно она дала имена сыновьям своего незадачливого потомка.


Александр I в юности

Братом потенциального императора был Константин. Интересно, что давая мальчикам имена, Екатерина II вкладывала в это большой смысл. Александра она назвала в честь князя Невского и одновременно Македонского.

Павел был человеком непростым и непоследовательным в своих действиях. Местами даже неуравновешенным и легкомысленным. Екатерина не верила, что ее сын сможет стать императором и прочила наследником престола Александра.

Эта задумка сказалась на юности правителя. Желая воспитать достойного преемника, бабушка забрала его у матери. Детство будущего властителя прошло в Царском Селе, возле императрицы.

Александр постигал науки, учился философии и прочим важным дисциплинам. Ради просвещения своего потомка Екатерина Великая наняла несколько именитых преподавателей.


Юный Александр 1

Так, нравственности, цельной картине мира Александра учил генерал, государственный деятель Фредерик Сезар Лагарп, который прививал молодому человеку идеалы Руссо. Военное ремесло юноша изучал при наставничестве Николая Салтыкова.

Александр I был наблюдательным человеком. С ранних лет он старался нравиться всем. Лавировал между бабкой и отцом, перенимал черты их характеров и привычки.

Он настолько преуспел в копировании, что в зрелые годы знавшие его люди дивились, как можно сочетать в себе настолько разные особенности личности.

Под влиянием окружения, воспитателей Александр 1 загорелся либеральными идеями, захотел изменить страну к лучшему. Однако его описывали как ленивого и довольно поверхностного человека, который быстро менял увлечения. Эти личностные особенности сказались на его будущей политике, периоде царствования.


Александр 1 в молодости

В начале 90-х годов Александр начинает свой самостоятельный путь. Какое-то время служит в гатчинских войсках. Тут он получает повреждение слуха из-за грохота пушек. В 96-м молодой человек становится гвардейским полковником.

В первые годы будущий император занимал многие посты, знакомился с особенностями государственного управления в разных его аспектах. Он был шефом Семеновского полка, военным губернатором Санкт-Петербурга, исполнял обязанности заведующего поставками продовольствия. И это далеко не весь послужной список императора.

Еще до восшествия на престол он успел попробовать себя в разных ролях. Был любознательным и ответственным. Такой подход позволил ему получить больше информации и опыта в управлении разными делами.

Смерть

Умер император Александр I в начале декабря 1825 в Таганроге, во время очередного путешествия, которые очень любил. Официальной причиной смерти Александра I назвали горячку и воспаление мозга. Внезапная кончина правителя вызвала волну слухов, подстегиваемых тем обстоятельством, что незадолго до того император Александр составил манифест, в котором право престолонаследия передавал младшему брату Николаю Павловичу.

Александр I на смертном одре / Википедия

В народе стали говорить, что император фальсифицировал свою смерть и стал отшельником Фёдором Кузьмичом. Такая легенда была очень популярна еще при жизни этого по-настоящему существовавшего старца, а в XIX веке получила дополнительную аргументацию. Дело в том, что удалось сравнить почерк Александра I и Федора Кузьмича, который оказался практически идентичным. Более того, на сегодняшний день у ученых-генетиков существует реальный проект по сравнению ДНК двух этих людей, но пока данная экспертиза проведена не была.

Особенности формирования личности Александра

Двойственность личности Александра 1 обычно объясняется его взаимоотношениями в семье. Александр был сыном Павла 1 (будущего императора) и его жены Марии Федоровны. Его бабушка — Екатерины 2 очень любила старшего внука. Императрица после рождения забрала ребенка у отца с матерью и воспитывала его самостоятельно. Она готовила его к царствованию и стремилась заложить в ребенка основы своего “абсолютизма”. В результате с детства Александр разрывался между:

  • бабушкой, Екатериной 2. Здесь он играл роль утонченного человека, ценителя этикета, способного поддержать любой разговор, способного оказывать хорошее впечатление с первого взгляда, умеющего хорошо танцевать. В этом обществе Александр должен был кроме всего прочего высмеивать “мужиковатость” и военные порядки Павла 1.
  • отцом, Павлом 1. Находясь с отцом в Гатчине, Александр играл совершенно другую роль. Здесь он был профессиональным военным, ценителем лошадей, сторонником муштры и дисциплины. Также он высмеивал распущенность, царившую в окружении Екатерины 2.

Важно понимать, что Александр 1 не просто одевал определенную маску с отцом и с бабушкой, он вживался в роль до высмеивания противоположности. Это стало частью его натуры

Но при этом он впитал в себя и умение очаровывать с первого взгляда, и хорошие манеры, и любовь к армии.

Первые шаги императора

Правление Александра 1 фактически началось с 12 марта 1801 года на основе переворота, совершенного элитой. В первые годы император был приверженцем либеральных реформ, а также идеи Республики. Поэтому с первых лет правления ему пришлось столкнуться с трудностями. У него были единомышленники, которые поддерживали взгляды либеральных реформ, но основная часть дворянства выступала с позиции консерватизма, поэтому в России образовалось 2 лагеря. В дальнешем победили консерваторы, да и сам Алекксандр к концу своего правления поменял либеральные взгляды на косервативные.

Для реализации свх взглядо Александр создал «негласный комитет», в который вошли его сподвижники. Это был неофициальный орган, но именно он занимался начальными проектами рефрм.

Поездка в Таганрог

В сентябре 1825 года царь неожиданно для многих решил отправиться в Таганрог. Возможно, на принятие решения повлияла болезнь его супруги, Елизаветы Алексеевны. Их сочетали браком, когда ей было 14, а ему — 16 лет. В то время между ними зародилась не любовь, а крепкая, еще полудетская дружба. Со временем отношения стали охладевать. Женщины любили Александра, и тот отвечал им взаимностью, забывая порой о законной жене. Но со временем их былые чувства друг к другу вернулись, и, когда врачи признали у Екатерины Алексеевны туберкулез, Александр задумал для нее поездку к Азовскому морю.

Царь решил выехать первым, чтобы приготовить для жены подобающую встречу. 1 сентября он тронулся в путь. Но начало его пути уже вызвало много вопросов.

Он выехал ночью один, без свиты и отправился в Александро-Невскую лавру. Видимо, там были извещены о приезде Александра, его сразу же впустили и закрыли за ним ворота. Царь всю ночь провел в молитвах и разговорах со схимниками, получил благословение и только после этого двинулся в Таганрог.

Он сам чистил дорожки, перетаскивал мебель, делал все, чтобы подготовить дом к приезду супруги, которая прибыла в Таганрог 23 сентября.

В Петербурге были блеск и роскошь, но вместе с этим был еще не доведенный до конца вопрос о наследнике; был Священный союз, где все реже принимали во внимание интересы России, был, в конце концов, заговор против императора, уже вполне вызревший, но Александр отстранился от всего и вел спокойную жизнь тихого обывателя. В Таганроге его навестил новороссийский генерал-губернатор Воронцов и предложил совершить поездку в Крым

Можно сказать, что с этого момента и начинается история смерти Александра 1. Как же это произошло?

В Таганроге его навестил новороссийский генерал-губернатор Воронцов и предложил совершить поездку в Крым. Можно сказать, что с этого момента и начинается история смерти Александра 1. Как же это произошло?

Личность Александра I

XIX столетие в истории Российской империи началось с нового и последнего дворцового переворота, по результатам которого непопулярный и неграмотный император Павел I был убит, а на престол взошел его старший сын Александр (1777-1825), являющийся любимым внуком самой Екатерины II, собственноручно руководящей его воспитательным процессом. 

По ее приказу ко двору были приглашены наилучшие педагоги и преподаватели, в их числе был выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп, который являлся человеком высокообразованным, приверженцем республиканских и идей Просвещения. В чине «главного воспитателя» он служил при Александре более 11 лет. Он знакомил своего воспитанника с понятиями «естественного» равенства людей, преимущества республиканской формы управления, политической и гражданской свободы, «всеобщего блага», к которому должен устремляться будущий государь, однако, в то же время, Лагарп полностью игнорировал и обходил реалии крепостничества в царской России.

Больше всего времени он уделял нравственному воспитанию своего подопечного.  Это дало свои плоды, ведь впоследствии император Александр I считал, что всем, что в нем есть «хорошего», ему следует быть обязанным Лагарпу (рисунок 1).

Рис. 1 – Император Александр I

Однако еще более эффективной и влиятельной школой воспитания будущего императора стали те реальные условия, в которых он был вынужден находиться, климат противостоящих друг другу «большого двора» его бабушки Екатерины Великой в Петербурге и «малого дворца» —  его отца Павла Петровича в Гатчине. 

Необходимость в лавировании между ними научила молодого Александра, по точному высказыванию В. О

Ключевского, «существовать на два ума, иметь две парадные мины», развила в нем чувства скрытности, недоверчивости к людям и осторожности. Владея незаурядными умственными способностями, изысканными манерами, согласно отзывам его современников, «прирожденным талантом любезности», он славился своей грандиозной способностью располагать к себе людей разного рода взглядов и убеждений, виртуозно использовал людские слабости. 

Замечание 1

Александр умел играть «в откровенность» в качестве надежного средства управления людьми и подчинения их своей воле. «Настоящий прельститель», — так отзывался о нем М. М. Сперанский. До нас дошло также выражение великого соперника Александра —  Наполеона: «Александр достаточно умен, приятен, обладает хорошим образованием, однако, ему не стоит доверять; это — настоящий византиец… тонкий, притворный, хитрый». 

Современники указывали и на такие черты характера Александра, как упрямство, подозрительность, огромное самолюбие и желание «быть популярным по любому поводу«, а исследователи истории говорили о нем как о «странном смешении философских поветрий XVIII столетия с принципами прирожденного самовластия», либеральными и деспотичными нотками.

Жизнь Александра I до воцарения

Александр Павлович родился в 1777 г. и, как считается, был любимым внуком Екатерины II. На личность будущего императора огромное влияние оказали разногласия во взглядах его отца и его бабушки. Павел I и Екатерина II, как известно, ладили плохо, и на политику имели, подчас, противоположные взгляды. Сам же Александр любил в равной степени как отца, так и бабушку, и не мог в детском возрасте разобраться во всех политических тонкостях и интригах, чтобы уверенно и открыто заявить о своей позиции. Он был всего лишь ребенком.

Но этот ребенок периодически находился, то под влиянием отца, то под влияние бабушки. Павел учил Александра одним ценностям, Екатерина II – противоположным. Павел в беседах с сыном настаивал на необходимости одних реформ, Екатерина II – других. Долгое время разрываясь между самыми любимыми людьми, Александр не нашел ничего лучше, как выработать в себе, по меткому выражению В.О. Ключевского, «двойной прибор манер»: с отцом он вел себя одним образом, с бабушкой – другим.

Важно понимать, что Александр не придумал для себя осознанно некие две модели поведения. Он, напомним, был лишь ребенком, психика которого, под сильнейшим давление влиятельнейших взрослых, не сломалась, но справилась с этим давлением посредством приспособления к неким противоположным условиям

Так, юный Александр научился быть скрытым, научился производить впечатление согласия с собеседником, не раскрывая своих реальных взглядов, научился нравиться самым разным людям, научился притворству, а может быть даже и лицемерию. Эти качества, заложенные в детстве, окажут огромное влияние на политику Александра уже в качестве императора. Даже Наполеон Бонапарт будет впоследствии называть Александра «византийским хитрецом», что означает высшую степень изворотливости и умения лавировать.

Безусловно, нельзя сказать, что такое воспитание оказалось пагубным для ребенка и дало лишь минусы. Глядя на происходящее в стране то глазами отца, то глазами бабушки, Александр научился критически относиться и к тому и к другому. Екатерина II научила его не забывать о дворянах и не обижать их, ведь они – опора самодержавия

Павел I заставил сына обратить внимание и на простой народ, прежде всего – крестьян

Еще одним важнейшим фактором, оказавшим сильное влияние на становление личности Александра I, стало то воспитание, которое дал будущему императору один из основных его учителей и воспитателей швейцарец Ф.С. Лагарп, который являлся ярым приверженцем либеральных и республиканских идей. Судя по всему, именно благодаря Ф.С. Лагарпу Александр там глубоко проникся желанием дать России Конституцию, сформировать разделение властей и, по возможности, ввести в империи парламент. Республиканско-либеральное воспитание Ф.С. Лагарпа усилило и антикрепостнический настрой будущего императора.

Александр I мечтал сделать Россию правовым государством, предоставить широкие права всему населению. Порой он даже говорил, что хотел бы дать стране Конституцию и оставить престол, чтобы жить счастливо как частное лицо. Однако, как это часто бывает, суровая реальность наложила свои коррективы на красочные мечты царевича. Из приятного и мягкого мира грез в жесткую реальность Александр погружается резко и сразу одним ударом – и это был удар, убивший его отца Павла I. Александр хотел сместить отца, так как во многом был с ним не согласен и боялся, что отец лишит его престола, но смерти отца царевич искренне не желал. Однако, иной путь к трону тогда оказался невозможен и 12 марта 1801 года народу, в лучших средневековых традициях, было объявлено о гибели одного императора и начале правления другого. Так началась эпоха Александра I в российской истории.

Воспитание цесаревича

Говоря о конфликте Павла 1 и Екатерины 2, историки забывают отметить, что именно учителя юного Александра закладывали в него по большей части личностные качества

Поэтому важно знать, кто были эти люди. Учителя Александра:

  • воспитатель — до 7 лет — граф Салтыков, после 7 лет — Лагарп. Считается, что именно швейцарец Лагарп прививал ребенку основы либерализма.
  • религия — протоиерей Самборский. Одновременно обучал английскому языку, поскольку длительное время жил в Англии.
  • история и русский язык — писатель Муравьев.
  • физическое воспитание — генерал Протасов.

Ключевой фигурой является Лагарп. Очень часто пишут о том, что именно этот швейцарец прививал Александру широкие идеи либерализма, благодаря которым Александр был одним из самых прогрессивных людей в стране

Здесь важно понимать, что деятельность Лагарпа контролировалась. Например, до 1784 года воспитанием цесаревича занимался Салтыков

Лагарп же был утвержден как человек, который предложил свой план по “изменению личности Александра 1”. Этот план был одобрен Екатериной 2, и дальше Лагарп воспитывал юношу на основе этого плана. Поэтому либерализм Александра был крайне ограниченным. Ему давались нужные знания, указывались на проблемы в обществе, но знаний для реализации либеральных идей не давались. Фактически это была философия, когда с одной стороны вскрывалась проблема, а с другой стороны говорилось, что это необходимость. И это было в духе Екатерины 2, которая часто повторяла: “Я бы с радостью приняла Конституцию, но для России необходимой формой правления является монархия”.

Характер произошедших событий

Внешняя политика Российской Империи во 2-й половине 19-го века была направлена на продолжение масштабного расширения государственной территории. Подобные действия были невозможны без ведения военных и дипломатических действий на различных направлениях. Проводя операции на Северном Кавказе, Бессарабии, в Средней Азии и Дальнем Востоке, Россия последовательно сумела присоединить к себе обширные географические области.

Внутренние преобразования во время правления Александра II сопровождались беспрецедентными реформами, получившими в литературе царского времени название «великие». Страна имела множество нерешенных социально-экономических вопросов, что сдерживало ее переход в капиталистический строй, а вся деятельность государства в отношении подчинения нормам права была далека от совершенства.

Осознавая реальные трудности внешних и внутренних преобразований, огромную территорию государства, на которой их необходимо было проводить, разобщенность общества, Александр II, тем не менее, был сторонником решительных мер, направленных на усиление могущества Российской Империи.

Основные направления

Западное —  сложные отношения с Францией и Англией(периодические войны и союзы): война в составе третьей и четвёртой антифранцузских коалиций, русско-английская война 1807—1812 г, отечественная война 1812 года и последующее присоединение царства Польского к Российской империи.

Северо-западное —  война со Швецией 1808—1809 годов и последующее присоединение Финляндии.

Юго-восточное — присоединение части Кавказа и война с Персией (Ираном) 1804—1813 гг.

Юго-западное — война с Турцией 1806—1812 гг. и последующее присоединение Бессарабии.

Восточное — Русско-американская конвенция 1824г., Англо-русская конвенция 1825 — о разграничении их владений в Северной Америке.

Итоги реформ

Делая выводы, можно сказать, что реформаторская деятельность Александра I характеризуется положительными тенденциями. Была создана новая, более совершенная система управления. Особую роль играло учреждение Государственного совета, который был постоянно действующим органом власти, в отличие от собираемых ранее совещаний. Вертикаль исполнительной власти стала более четкой и оформленной. Правление Александра I носило либеральный характер.

Война с Францией прервала этап реформ, многие изменения, запланированные Сперанским, не были доведены до конца. Остались на бумаге: идея разделения власти на 3 ветви, превращение Сената в основной административный орган управления, учреждение конституционной монархии.

Нерешенным остался вопрос крестьянского права, хоть и были сделаны некоторые шаги в этом направлении. 

Причинами незавершенности многих реформаторских начинаний во время правления Александра I стали:

  • непоследовательность и нерешительность;
  • неготовность общества к кардинальным изменениям;
  • недостаток людей, способных воплощать реформаторские идеи в административном составе.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector