Славянофилы и западники

Корни появления славянофилов и западников

Принято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр 1, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате привнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее.

Истоки славянофильства

Для начала следует разобраться с корнями появления славянофилов в российском обществе:

  1. Религиозные ценности.
  2. Москва есть третий Рим.
  3. Реформы Петра

Религиозные ценности

Первый спор о выборе пути развития историки обнаружили в ХV столетии. Состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками. Авторитет местного патриарха падал, все больше было разговоров о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», а в Европе католической это происходит уже давно. Следовательно, Московское царство должно оградить себя от церковного влияния этих стран и провести очищение («исихазм») от ненужных для праведной жизни вещей, в том числе от «суеты мирской». Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь.

Москва есть третий Рим

Дальнейшее определение необходимости своего пути связано с XVI столетием, когда родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну.

Реформаторская деятельность Петра

Реформы Петра начала ХVIII столетия были поняты не всеми подданными. Многие были убеждены, что это ненужные России меры. В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили, ведь «настоящий русский монарх никогда не будет перенимать чуждые порядки». Реформы Петра раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников».

Истоки западничества

Что касается корней возникновения идей западников, кроме вышеуказанных реформ Петра следует выделить еще несколько важных фактов:

  • Открытие западной Европы. Как только подданные российских монархов открывали для себя страны «другой» Европы на протяжении XVI-XVIII веков, они понимали разницу между регионами западной и восточной Европы. Они начинали задаваться вопросами причин отставания, а также путей решения этой сложной экономической, социальной и политической проблемы. Под влиянием Европы находился Петр, после «заграничного» похода во время войны с Наполеоном многие дворяне и интеллигенция начали создавать тайные организации, целью которых было обсуждение будущих реформ на примере Европы. Самой известной подобной организацией было общество декабристов.
  • Идеи Просвещения. Это XVIII столетие, когда мыслители Европы (Руссо, Монтескье, Дидро) высказывали идеи о всеобщем равенстве, распространение образования, а также об ограничении власти монарха. Эти идеи быстро попали в Россию, особенно после открытия там университетов.

Сравнительная характеристика западников и славянофилов

Позиции для сравнения

Западники

Славянофилы

Пути дальнейшего развития России

Россия должна двигаться по пути, уже пройденному западноевропейскими странами. Овладев всеми достижениями западной цивилизации, Россия совершит рывок и достигнет большего, чем страны Европы, за счет того, что будет действовать на основе заимствованного у них опыта.

У России – совершенно особый путь. Ей не нужно учитывать достижения западной культуры: за счет соблюдения формулы «Православие, самодержавие и народность» Россия сможет добиться успеха и достичь равного с остальными государствами, а то и более высокого положения.

Пути преобразований и реформ

Наблюдается деление на 2 направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, И. Огарев и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем.

Все преобразования только мирным путем.

Отношение к конституции и необходимому для России общественно-политическому строю

Выступали за конституционный порядок (по примеру конституционной монархии Англии) или за республику (наиболее радикально настроенные представители).

Возражали против введения конституции, считая единственно возможным для России неограниченное самодержавие.

Отношение к крепостному праву

Обязательная отмена крепостного права и поощрение использования наемного труда – таковы взгляды западников этом вопросе. Это ускорит ее развитие, приведет к росту промышленности, экономики.

Выступали за отмену крепостного права, но при этом, как они считали, необходимо было сохранить привычный уклад крестьянской жизни – общину. Каждую общину необходимо наделить землей (за выкуп).

Отношение к возможностям развития экономики

Считали нужным быстрыми темпами развивать промышленность, торговлю, строить железные дороги – все это с использованием достижений и опыта западных стран.

Выступали за поддержку правительством механизации труда, за развитие банковского дела, строительство новых железных дорог. Во всем этом нужна последовательность, действовать надо постепенно.

Отношение к религии

Некоторые западники относились к религии как к суеверию, некоторые исповедовали христианство, но ни те, ни другие не ставили религию во главу угла, когда дело касалось решения государственных вопросов.

Религия имела для представителей этого течения огромное значение. Тот целостный дух, благодаря которому идет развитие России, невозможен без веры, без православия. Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа.

Отношение к Петру I

Отношение к Петру Великому особенно резко «разводит» западников и славянофилов.

Западники считали его великим преобразователем и реформатором.

Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.

Славянофилы и западники – кто они?

 

Западники

Славянофилы

Когда сформировалось движение

1830–1850 годы

1840–1850 годы

Слои общества

Дворяне-помещики (большинство), отдельные представители богатого купечества и разночинцы

Помещики со средним уровнем дохода, частично выходцы из купцов и разночинцев

Основные представители

П. Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов), И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, К. Д. Кавелин.

А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, П. В. Киреевский, В. А. Черкасский. Очень близки к ним по мировоззрению С. Т. Аксаков, В. И. Даль, Ф. И. Тютчев.

Это интересно: Славяно: арийские веды: кратко

Основные идеи славянофилов

Представители течения искали место русского человека в системах восточных и западных культур. В ответ на идейные положения западников славянофилы утверждали, что культура Российской империи должна формироваться самостоятельно, независимо от Запада и Востока, иметь собственно выработанные ценности, не перекликающиеся с «чужими».

Основными идеи течения:

  • Россия должна развиваться по собственному историческому пути и не перенимать идеи развития Запада. Вернувшись к прежним народным традициям, страна должна быть впереди всех по развитию.
  • Общинный дух против западного индивидуализма. Идеал российского общества им представлялся общиной с самоуправлением. Хотели возродить Земские соборы.
  • Пресечение тенденций копирования европейского развития. По их мнению, Европа сама переживала духовный кризис.
  • Славянофилы негативно относились к реформам Петра I. Считали, что состояние страны до вступления Петра на трон лучше и необходимо вернуться к прежним духовным ценностям.
  • Запад не сохранил православную христианскую веру. В славянофильстве жителей Запада называли «атеистами», а европейскую культуру «безбожной». Опора на православие – единственное истинное христианство. Не идти по пути деления веры, как в Европе, на протестантов и католиков.
  • Требование отмены крепостного права.
  • Государственный строй – конституционная монархия, возрождение патриархальной жизни.
  • Революциям – нет.
  • Очищение русской речи от иностранных слов.

Являясь русскими националистами, они боролись за самобытность Российской империи и хотели, чтобы страна сохранила народные традиции, а не подражала европейским.

Философия славянофилов

Славянофилизм как идеологическое течение сформировался в первой половине 40-х годов и является неотъемлемой частью русской общественной мысли и культуры XIX века. В.Г. Белинский, постоянный и острый критик славянофилов, писал: «Феномен славянофилизма — это в какой-то степени примечательный факт как протест против безусловной имитации и как доказательство необходимости российского общества в самостоятельном развитии».

С самого начала и на протяжении всего своего существования славянофилизм был представлен небольшой группой. Среди них Хомяков Алексей Степанович (1804-1860), Киреевский Иван Васильевич (1806-1856), Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860), Самарин Юрий Фёдорович (1819-1876). Представители этой философской школы аргументировали своеобразный путь развития России. Они предполагали, что у России есть свой путь, определяемый ее историей, положением в мире, обширностью территории и населения, географическим положением и, прежде всего, особыми чертами русского национального характера, русской «души».

Славянофилы считали три столпа особого исторического пути России православием, самодержавием и национальностью, но понимали их иначе, чем официальную государственную идеологию. Славянофилы отвергли императорскую, петровскую Россию, и правительство относилось к ним с подозрением и враждебностью, несмотря на их православие и монархизм. Система официальной национальности или официального национализма, сложившаяся в эпоху Николая I, ставшая идеологией власти, не имела ничего общего со славянофильским пониманием национальности.

Православие не было духовным, внешним состоянием. Славянофилы, выступавшие апологетами древности, стремились к очищенному православию, которое не было искажено и извращено историческими влияниями. Они также стремились определить истинную национальность, национальную душу. Славянофилы видели образ русского народа, освобожденного от искажений, которые они приписывали западному рационализму и государственному абсолютизму.

Высшим идеалом для славянофилов была православная церковь, которая, в отличие от католицизма, никогда не нарушала заветов изначального христианства. Славянофилы упорно отрицали подчиненный характер отношений между церковью и государством, А.С. Хомяков отмечал, что русский император не имеет права на священство, не претендует на непогрешимость в вопросах учения, не решает вопросов церковного благочестия.

Славянофилы были ярыми защитниками общины, которую они считали органическим и изначально русским способом хозяйствования для крестьянства. Они не считали собственность священной и абсолютной; хозяин рассматривался только как стюард, отвергнув западную буржуазную, капиталистическую цивилизацию. И если они думали, что Запад гниет, то это потому, что он прошел путь этой буржуазной цивилизации, что целостность жизни раскололась внутри него.

Славянофилы считали, что противоречия современной жизни уходят корнями в петровские реформы, прервавшие органическое развитие российской истории и культуры и расколовшие русское общество пополам. Они были убеждены в том, что российская история имеет присущие ей особые исторические ценности, о которых Европа не знала. Смысл истории Запада, по мнению славянофилов, — в единстве прогрессивного процесса культурного и социального развития.

Следует отметить, что славянофилы не отрицали достижений европейской культуры в области естественных наук, образования, культуры поведения. Целью славянофилов было не отделение России от Европы, а восстановление единства русского общества и культуры на основе национальных ценностей. Они считали, что это позволит России занять достойное место в центре мировой цивилизации. При этом Россия должна стремиться не к тому, чтобы стать самой богатой или самой могущественной страной в мире, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ».

Значение споров

Разница взглядов славянофилов и западников помогла стране подобрать идеальный путь развития. Несмотря на то, что в основу реформ легли все-таки «прозападные» взгляды, церковь отделилось от государства, а самодержавие прекратило свое существование, некоторые концепции славянофилов были сохранены и пронесены через века.

Кроме того, были в их концепциях одинаковые моменты. Оба движения понимали, что крепостное право давно устарело и тормозит развитие страны, а без развитой экономики у России просто нет будущего. Главной заслугой славянофилов стало то, что они сумел пробудить у народа интерес к собственной культуре и сохранить многие ее достижения. Тот же В. Даль создал свой знаменитый «Толковый словарь», сохранив живой язык для потомков.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Представители

Основоположник «славянофильства» Алексей Хомяков. Автопортрет, 1842

Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) отстаивали точку зрения о существовании для России собственного, самобытного пути исторического развития. Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, Ф. В. Чижов. Одновременно с ними некий Эван Романовский, поляк по происхождению, узнав о славянофилах и поддержав их, начинает собирать вокруг себя сторонников этого направления по всей Европе. Общество, созданное им, в результате было названо «Европейское Общество Истории Происхождения Народов», его члены называли себя славянофилами и главной задачей считали упразднить масонство и его идеологию. Позже выделилось движение так называемых почвенников, или умеренных славянофилов, яркими представителями которых являлись А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский и его старший брат М. М. Достоевский. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, А. Ф. Гильфердинг, В. И. Даль, Н. М. Языков. К славянофильству примыкал в определённый период своей жизни известный историк — правовед К. Д. Кавелин. Несмотря на то, что в дальнейшем Константин Дмитриевич ушёл от славянофильства, примкнул к западникам, затем разорвал и с ними, до конца своих дней он сохранил добрые отношения со многими представителями этого направления общественного движения России и до конца своих дней, по сути, оставался последовательным представителем русской самобытной социально-политической и философской мысли. 

Славянофилы, российские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотического мировоззрения. Славянофилы предложили концепцию особого пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как христианского вероучения, заявляли о неповторимости форм общественного развития русского народа в виде общины и артели.

И. В. Киреевский писал:

Славянофильство особый акцент делало на русском крестьянине, в котором «ключ нашего национального существования», в нём — «разгадка всех особенностей нашего политического, гражданского и экономического быта…от материального, умственного и нравственного состояния нашего крестьянства зависели, и будут зависеть успехи и развитие всех сторон русской жизни». 

Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы представляли идеи русского возрождения и славянского единства.

Отказ от европеизма — путь за пределы истории

Славянофилов часто обвиняли и обвиняют в идеализации русской истории и желании восстановить старое. Эти обвинения совершенно необоснованны. Они прекрасно понимали, что к прошлому нельзя вернуться, что историю нельзя отменить, и что изменения, вызванные, например, реформами Петра I, необратимы. Они выступали не за возврат к прошлому, а за восстановление жизнеспособных основ российского общества в изменившихся условиях.

Иван Киреевский, Хомяков и другие славянофилы мечтали о создании системы новой русской философии, подобной системе Григория Сковороды, построенной на религиозных идеях православия. Если им это не удалось, они все равно были «зачинателями, творцами всего того оригинального, что дала впоследствии русская философская мысль». Их главная заслуга в том, что они резко и убежденно обратились к Православной Церкви, как к единственному источнику истины и окончательному судье всех человеческих мыслей и домыслов.

Самый выдающийся из славянофилов достиг той же духовной гармонии и цельности, что и А.С. Пушкин. Эту цельность души они обрели, изучая «духовную философию Церкви», которая оставалась почти неизвестной философам XIX века и от которой духовные просветители русского народа Сергий Радонежский и другие русские святые обрели цельность ума, которую они передали русскому народу.

Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России в почвенничестве возникло прямое продолжение славянофильства. Их идеи также оказали большое влияние на философию универсализма.

Учение славянофилов, как и сами славянофилы, не имеют ничего общего с учениями их идеологических противников — западников — «людей с нарушенной психикой». Учение славянофилов исходит из основной духовной традиции православия — борьбы с духовным «лимбом». Славянофилы не только словом боролись против духовного разложения русской образованщины со времен Петровской революции, но и личным примером доказывали, что православие способно вернуть душе образованного человека былую целостность.

Основными характеристиками славянофилов были цельность и разум, а западников — амбивалентность и рациональность. Во многих проявлениях жизни это различие ярко выражено:

  1. В Западной Европе — аргументированное и отстраненное богословие, обоснование истины логической связью понятий; в России — стремление к истине «через внутреннее возвышение самосознания к сердечной цельности и средством разума»;
  2. На Западе — государственность от насилия завоевания; в России — от естественного развития народной жизни;
  3. На Западе — враждебное размежевание сословий, — в Древней Руси — их «единодушная совокупность».
  4. На Западе — земельная собственность является первым отношением гражданских отношений, в России — собственность является лишь случайным выражением личных отношений;
  5. На Западе — формально-логическая законность, в России — вне повседневной жизни.

Сравнение взглядов западников и славянофилов

Западники — это последователи идеи о необходимости развития России по примеру европейских держав, как с экономической, так и культурной точки зрения. Окончательно западничество было сформировано к 1841 году. Термин «западники» возник намного раньше — на рубеже 17—18 веков, первоначально обозначая прозападно-ориентированных православных священников.

В противовес западнику Чаадаеву славянофил архимандрит Гавриил издает в Казани книгу под названием «Русская философия» в 1840 году. Это событие заставило сплотиться между собой славянофилов — людей, считавших, что отечеству следует развиваться своим особым путем, основанным на русской самобытности и православной религии. Собственно, идеи славянофилов оформились в единое общественно-философское движение еще в 1839 году. Данный термин впервые появился в начале 19-го века для обозначения почитателей церковнославянского языка.

Например, западники стремились добиться отмены крепостного права, основываясь на утверждениях Гегеля про единство всемирно-исторического процесса, который подразумевает под собой раскрепощение и освобождение человеческой личности.

Славянофилы, в свою очередь, использовали для своих доводов идею этого немецкого философа о том, что каждый народ оказывается лидером в плане прогресса по сравнению с другими на определенном историческом этапе. Например, греки в античном мире, итальянцы в эпоху Возрождения и т. д. В середине 19-го века, по мнению славянофилов, настало время русского народа стать духовным мессией, так как западная цивилизация погрязла в ереси.

Западничество: определение и сущность термина

Считается, что раскол в российское общество на так называемых западников и славянофилов внес еще император Петр Первый. Ведь именно он стал активно перенимать уклады и нормы жизни европейского общества.

Западники – это представители одного из важнейших направлений русской общественной мысли, которое сформировалось на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века. Их также нередко называли «европейцами». Русские западники утверждали, что изобретать ничего не нужно. Для России необходимо выбрать тот передовой путь, который уже был успешно пройден Европой. Более того, западники были уверены, что Россия сможет пойти по нему намного дальше, нежели это сделал Запад.

Среди истоков западничества в России можно выделить три главных фактора:

  • Идеи европейского Просвещения XVIII века.
  • Экономические реформы Петра Первого.
  • Налаживание тесных социально-экономических связей со странами Западной Европы.

По своему происхождению западники – это были преимущественно богатые купцы и дворяне-помещики. Встречались среди них также ученые, публицисты и писатели. Перечислим самых видных представителей западничества в русской философии:

  • Петр Чаадаев.
  • Владимир Соловьев.
  • Борис Чичерин.
  • Иван Тургенев.
  • Александр Герцен.
  • Павел Анненков.
  • Николай Чернышевский.
  • Виссарион Белинский.

Исторические выводы и итоги: кто же победил

Естественно, разрешить все споры и разногласия меж такими течениями, как западники и славянофилы способно было только время, и оно это сделало. На тот отрезок истории Россия пошла тем путем, за который ратовали именно западники. На самом деле, деревенская община стала потихоньку отмирать, как и предсказывали оппоненты славянолюбов, церковная соборность стала институтом, полностью отрезанным от державы, да и монархизм пал во всей красе в начале двадцатого века в результате Октябрьской революции.

Однако, несмотря на то, что победа, как бы, осталась за западниками, назвать славянофилов неправыми до конца нельзя. Тем более, ни в коем разе не получится сказать также, что они толкали Россию в пропасть невежества, вовсе нет. Приверженцы обоих направлений прекрасно понимали, что стране просо необходимы реформы, изменения, которые подняли бы экономическое положение и промышленность на совершенно новый уровень. Кроме того, также они рьяно советовали, как можно скорее устранить крепостничество, что отбрасывало Россию на уровень рабовладельческого строя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector