Константин i великий

[править] Происхождение

Родился 27 февраля 272 года в Наиссе, Мёзия. Его отец — римский император Констанций I Хлор.

Мать — Елена. Относительно Елены известно, что она исповедовала иудаизм:

Как это интерпретировать непонятно.

Так как многие женщины в Римской империи принимали иудаизм, полагают, что она не природная еврейка, а язычница, принявшая иудаизм (затем отпавшая в христианство).

Скорее всего так оно и есть, вряд ли бы природное еврейство матери Константина указывалось лишь в «Деяниях Сильвестра», к тому же имя Елена указывает, что она родилась в языческой семье, следовательно, она возможно стала иудейкой уже взрослой женщиной.

(Но возможно, что иудейство матери Константина — домысел или ошибка Сильвестра, тем более что другие источники иудейскую религию матери этого римского императора не упоминают).

Политика и религия

В 312 г. Константин начал готовиться к военному походу неподалеку от Мульвийского моста, где по преданию увидел во сне видение креста и услышал заверение того, что он выйдет победителем в предстоящем сражении.

В итоге правитель действительно разгромил своего противника. После этого он распорядился впервые изготовить лабарум – военное знамя, на котором значилась монограмма Иисуса Христа. Интересен факт, что вскоре он даровал соотечественникам свободу вероисповедания.

Констанций назначает Константина своим преемником

Благодаря этому, христиане смогли совершать богослужения не опасаясь за свою жизнь. Стоит заметить, что сам Константин продолжал оставаться язычником. Позднее у него произошел серьезный конфликт с родственником Лицинием, который управлял восточным регионом империи.

Лициний взбунтовался и объявил войну Константину, попутно начав преследовать христиан. Однако последний одержал важные победы в 2-х крупных сражениях, существенно укрепив свои позиции. Константин предлагал Лицинию отречься от власти, поклявшись за это оставить его в живых.

Тот был вынужден согласиться, вследствие чего осенью 324 г. Константин Великий стал официальным и единоличным главой империи. Некоторые биографы сообщают, что спустя годы Константин, вопреки данной им клятве, распорядился убить Лициния.

Став полноправным императором, Константин 1 Великий продолжил курс по закреплению свободных земледельцев за их землями. Одновременно с этим в государстве увеличились налоги. Это было связано с тем, что империя нуждалась в экономическом возрождении, после 20 лет гражданских войн.

По приказу Константина началась активная масштабная стройка, которая также требовала немалых средств. Благодаря его покровительству христианство начало быстро набирать обороты, распространяясь по всей территории Европы.

Важно отметить, что Константин 1 во многом хорошо относился к христианству благодаря наставлению матери. Он отмечал то, что христиане отличались крепкой верой, ради которой шли на любые жертвы, вплоть до смерти

Любопытно, что симпатия к этой религии у императора начала появляться постепенно. Изначально за свои победы он благодарил богов, принося им разные жертвы, и только позже начал более серьезно относиться к христианству.

Высокопоставленные чиновники критически относились к такому поведению Константина, так как продолжали оставаться язычниками. Однако это не повлияло на обстановку в государстве. В городах и провинциях стали активно возводиться христианские храмы.

Памятник Константину Великому

Более того, по приказу Константина 1 Великого было разрушено немало знаменитых языческих храмов. Со временем между священнослужителями Арием и Александром разгорелся религиозный спор: первый отвергал догмат о Троице (единство Бога-Отца и подчинение Христа Отцу), тогда как второй, наоборот, был приверженцем данного учения.

Церковь стояла на грани раскола, вследствие чего Константин решил вмешаться в спор. Он стал инициатором Никейского Собора в 325 г., на котором поддержал идеи Александра. После этого император распорядился изгнать Ария и его последователей за пределы империи.

Хотя сегодня Константин Великий почитается как святой в разных конфессиях, принять христианство он согласился уже на смертном одре. Интересен факт, что он был крещен арианским священником, поскольку позднее начал симпатизировать именно арианскому учению.

Весной 330 г. Константин 1 провозгласил о переносе столицы Римской империи в Византий, назвав его Новым Римом. И все же, это название не смогло прижиться в народе и было забыто. Еще при жизни правителя, город все называли – Константинополем.

Личная трагедия императора Константина

Бесспорно, как правитель, Константин заслуживает своего имени «Великий». Но есть в его биографии и неоднозначные факты, которые заставляют взглянуть на его личность с другой стороны.

Как известно, от первого брака император имел сына Криспа, который был казнен по его же приказу. Причиной тому послужила клевета второй жены Фаусты, которая обвинила наследника своего мужа в домогательствах. Мотивом для такого поступка со стороны жены императора могло послужить банальное желание расчистить своим сыновьям путь к престолу. На суде юноша в ответ на все обвинения просто промолчал, уверенно и с достоинством глядя на своего отца. Даже, когда его уводили на казнь, Крисп не промолвил ни слова.

Сложно представить, какие чувства одолевали в этот момент Константина, отправляющего собственное дитя на смерть. Но в те времена царили жестокие нравы, которые современному человеку трудно понять. Участь Фаусты также оказалась незавидной. Некоторые источники прямо утверждают, что ее убили по велению императора, как только обман был разоблачен. Другие отмечают, что женщина умерла при загадочных обстоятельствах.

Эти события тяжелым бременем легли на душу правителя, и остаток жизни он пребывал все больше в размышлениях о Боге, удалившись в Никомедию. Он верил, что только у Бога жив его любимый сын Крисп, о чем однажды разговаривал с Афанасием Великим, ища в этой мысли утешение своему горю.

Несмотря на огромный вклад императора в процветание государства, после его смерти империя пришла в упадок. И вновь были гонения на христиан. Но церковь навсегда увековечила память о великом царе, подарившем людям свободу вероисповедания, благодаря чему истинно верующие получили возможность открыто почитать Христа и не бояться быть за это казненными.

Император Константин Великий

Константин и Лициний

Чтобы закончилась гражданская война, предстояла еще победить Максимина Дазу. Этот император повел наступление на греческие владения Лициния из Малой Азии. Лициний разбил его при Адрианополе, а затем — в Малой Азии. После разгрома Максимин покончил с собой.

Вслед за окончанием войны последовала «чистка» сторонников Максимина. Сотни преуспевших при погибшем императоре людей были убиты с судом или без. Правитель Антиохии Теотекн, повинный в казнях христиан, удостоился показательно суда, на котором председательствовал сам Лициний.

Константин вернулся в Галлию. В 314 году он присутствовал на церковном соборе в Арле. Собор был посвящен последователям африканского епископа Майориана, которые позже получат название донатистов по имени епископа Доната.

В 315 году Константин посетил Рим, где прошло празднования его деценналий — десятилетия пребывания у власти. Последующие события привели к первой войне между августами-соправителями.

Константин предложил Лицинию признать новым императором-соправителем мужа сестры Константина Бассиана. По одной версии, он должен был быть цезарем, по другой — августом, правящим в Италии.

По мнению Тимоти Барнса, Константин предложил соправителю признать новых цезарей — Бассиана на западе и его сына Криспа на востоке. Крисп в перспективе должен был унаследовать титул августа у Лициний. Сам Лициний рассчитывал прожить достаточно, чтобы передать власть своему сыну Лицинию Лициниану (племяннику Константина) и отверг предложение соправителя.

Голова Колосса Константина. (wikimedia.com)

В 316 году ситуация изменилась. Фауста родила Константину первого ребенка. Соответственно, Бассиан стал не нужен как потенциальный член тетрархии, и Константин предпочел его устранить. Здесь, как продолжает Тимоти Барнс, был придуман заговор Бассиана и его брата Сенекиона против августа. Кроме того, пропаганда Константина гласила, что Лициний спровоцировал войну уничтожением изображений своего соправителя в городе Эмона.

Сенекион бежал к Лицинию, который отказался его выдать. Это означало новую войну между двумя августами, и Константин вторгся во владения Лициния.

8 октября 316 года Константин разбил противника при Цибале. Лициний назначил полководца Валента соправителем в ранге августа, который и продолжил войну. Вторая битва, при лагере Ардиенис, продолжалась до ночи, но после Лициний снова отступил.

После этого императоры заключили мир. Валента лишили титула и затем казнили. Лициний терял большую часть европейских владений, сохранив только Фракию, Мезию и Малую Скифию.

В 321 году отношения между соправителями испортились. В этот год Лициний стал консулом в шестой раз и сделал коллегой по консульству своего сына Лициния Цезаря. Константин не признал их, сделав консулами своих сыновей. В следующие три года оба августа назначали своих консулов для востока и запада.

Параллельно Константин боролся с ересью донатистов. В 316 году император издал указ о лишении их мест для собраний и богослужений. В следующем году начались преследования донатистов, некоторые из которых стали для единоверцев мучениками.

В 321 году перед войной с Лицинием Константин прекратил преследование донатистов. В следующие три года он пытался наладить отношения с представителями этой ветви христианства. После войны с Лицинием стало ясно, что в Северной Африке донатисты слишком сильны, чтобы пытаться их изгнать.

Константин ждал подходящего момента для войны с Лицинием. Правитель востока стал проявлять себя врагом христиан. В частности, он изгнал христиан из своего дворца, запретил соборы епископов и отменил освобождение священников от куриальных повинностей.

В 323 году Лициний обязал своих подданных-христиан участвовать в языческом обряде, посвященном 15-летию его пребывания у власти. Константин мог выставить себя как защитника христиан восточной части империи. Летом 324 года он вторгся во владения соправителя. В этой войне Константина сопровождал его первенец и наследник Крисп.

3 июля 324 года Константин разбил Лициния при Адрианополе. Затем Крисп разбил в Геллеспонте флот Лициния. Армия императора переправилась в Малую Азию, и в сентября Константин разбил Лициния при Халкедоне. После поражения разбитый август востока сдался победителю и сложил свои императорские инсигнии в обмен на жизнь.

Война богов и крещение Мира

Константин Великий представляет собой искусственный образ ОИ, предназначенный для позиционирования христианства в «древней» истории. Нужно было вставить процесс легализации христианства в античную эпоху. И это сделали, соединив военный поход времен крещения мира с войной богов и титанов.

В прошлой статье «Князь Андрей Первозванный. Часть 3» было рассмотрено «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа». В нем так же соединены события крещения Мира и некоторая война, которую назвали «с болгарами». Андрей Боголюбский перед битвой видел в небе «лучи огненные» и точно такие же лучи в тот же день видел византийский царь Мануил перед битвой с сарацинами. В честь этого события 1 августа по юлианскому календарю устанавливается праздник «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня», во время которого происходит крёстное шествие.

Рис. 8. «Крёстный ход в Курской губернии», картина И.Е. Репина, 1883 г.

Видим, что мирское население несет такие же хоругви, как римские легионеры. Появление лабарума, хоругвей и военных штандартов могло произойти в эпоху крещения мира, но отнесено во времена римской империи.

В истории Константина Великого его мать Елена в ходе раскопок в Иерусалиме находит крест, на котором распяли Христа, и другие реликвии. Обретение ею Креста положило начало празднику «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня», который отмечается Русской православной церковью 14 сентября по григорианскому календарю.Императрица Елена разделила Животворящий Крест на части и разослала в монастыри, основанные ею.В действительности это исторический миф, который сообщает о создании первого учения, основанного на крещении, и распространении его по всему миру.

Рис. 9. Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург.

Отличительными признаками войны богов и титанов являются присутствие гигантских людей, завершение войны Всемирным потопом и строительство нового города. Эта война была рассмотрена по различным мифам в статье «Божественные Близнецы против Атлантиды».

В истории Константина Влеликого Всемирный потоп выдаётся как разлив Тибра, а гибель многочисленного войска объясняется разрушением моста. Страх и паника, охватившие войска Максенция, приписываются божественной помощи Константину. Хотя известно, что паническое неразумное поведение больших масс народа возникает в результате стихийных бедствий. Участие в войне богов могло быть непосредственным, с привлечением космического оружия, которое оставило свой след в римских мифах, как сияющий крест в небе.На картине Рафаэля «Битва Константина с Максенцием» (титул. рис.) в небе находятся ангелы, которые явно участвуют в битве. Об этом говорит меч в руках центрального ангела.На это же указывает присутствие дракона на картине «Видение святого креста» (рис. 1). В предыдущих статьях уже было показано, что огнедышащие драконы, или летающие змеи, – это реактивные воздушные корабли.

Информация о том, что в войне, описанной в истории Константина, участвовали гиганты, просачивается через некоторые детали

Обратите внимание, на картине битвы Питера Ластманна (рис. 4) изображены 2 человека большого роста, сражающиеся против войск Константина

Второй, на коне, в ужасе погружается в воду.

Смуты после Диоклетиана

По истечении двадцати лет с утверждения своего во власти (305) и удалился в частную жизнь, построив себе дворец на далматинском берегу Адриатического моря (около г. Салоны). То же самое сделал по его настоянию другой «август», Максимиан. После этого оба их соправители, Галерий и Констанций, сделались «августами» и назначили в помощь себе двух новых «цезарей». Таким образом, порядок, придуманный Диоклетианом для обеспечения правильной преемственности власти, вошел в силу, но это был первый и последний случай применения нового порядка. Вскоре (306) умер Констанций, и ему в его части наследовал сын его Константин, провозглашенный цезарем подчиненными Констанцию солдатами, а римские преторианцы провозгласили цезарем Максенция, сына бывшего императора Максимиана, да и последний сам вдруг снова объявил себя императором. Начались новые смуты и междоусобия, во время которых Константин в союзе с одним из новых цезарей, Лицинием, победил Максениия и разделил с ним власть над империей, причем помощниками себе они назначили собственных сыновей. Согласие между обоими «августами» продолжалось только десять лет (313–323), и когда в новом междоусобии Лициний был побежден Константином, последний сделался единодержавным государем Римской империи.

Голова Константина Великого из Капитолийского музея, Рим

Аналогия жизней Константина и Андрея

Образ Константина лишь частично основан на личности Андрея и частично на образе Моисея, с которым его постоянно сравнивает Евсевий. События жизни Андрея взяты из Евангельской истории святого семейства и мелкими деталями вставлены в историю Константина.

Константин родился в 272 году н.э. Его отцом был Констанций I Хлор. (*Да, сыновей его звали Константин, Констанций и Констант, а сводную сестру – Констанцией. Так в исторических мифах создавались династии.)Прозвище Хлор, которое в переводе с греческого означает «бледный», Констанций получил от византийских историков, видимо потому, что он был человеком болезненным и умер, не дожив до старости. Констанций Хлор служил военачальником на западных окраинах империи, воюя с варварами. Этот момент совпадает с тем, что отцом Божественных Близнецов был бог войны Марс — Георгий Победоносец.

Мать Константина звали Еленой, и она была самой красивой женщиной. Она является аналогом Елены Прекрасной – Девы Марии – матери Божественных Близнецов (статья). Её происхождение из сословия трактирщиков и неузаконенная связь с Констанцием, отцом Константина, – это отражение уничижительного иудейского представления Девы Марии.Елена была христианкой, поэтому Констанцию пришлось от неё отказаться и женится на другой. В действительности настоящая мать Близнецов умерла во время родов. Этим может быть объяснен повторный брак Констанция.

Правящий император Диоклетиан (244-311 гг.) вел ожесточённую борьбу с христианством, устраивая на них гонения и казни. В Евангельской истории христиан, конечно, ещё не было, но было преследование святого семейства. По сути, образ Диоклетиана совпадает с царем Иродом, который желая утвердить свою власть хотел устранить законных наследников. Поэтому Богородице пришлось скрываться и рожать детей в походных условиях.

Опустим пока период жизни Константина, когда он приходит к власти. Рассмотрим ещё несколько деталей, обозначенных в других историях.

Структура событий жизни Константина Великого аналогична жизни других исторических дубликатов Андрея:объезд провинций с целью «усмирения варваров»,преобразование армии,изменение сената,строительство столицы,введение денег,болезнь в конце жизни и смерть на собственной вилле.Повторять анализ этих событий – все равно что заставлять вас читать незначительные изменения в обновленной версии программного обеспечения.

Присутствует даже казнь жены Фаусты (в 326 г.) и сына. «Уже будучи императором, Константин убил свою молодую жену Фаусту и сына от прежнего брака Криспа, заподозрив их в любовной связи». Историки считают обстоятельства этих казней «достоверно не известными».

Этот сюжет является исторической реализацией символов мифа и соответствует сумасшествию Геракла, убивающего своих жену и детей. Напомню, что молодая жена в конце или середине жизни обозначают новое государство, а дети от первого брака – жителей Царьграда, предавших своего правителя. Казнь обозначает военный поход Андрея на Царьград с целью возмездия. В сюжете имеет место перестановка событий: император казнит молодую жену, а не старую, как в мифе о Геракле.

Согласно Евсевию, после видения креста Константин принял веру в Единого Бога и всю жизнь защищал христианство и способствовал упрочнению его позиций в государстве. Но его крещение авторы поместили перед самой смертью. Это обстоятельство соответствует распятию на кресте его прообраза.

Перейдем к главному событию в жизни Константина и его следствиям.

Война с Лицинием

После победы над Максенцием (312 г.) в стране остаются трое августов: Лициний, Константин и Максимин Даза. Галерий к тому времени уже умер. Императоры Лициний и Константин пришли к соглашению о совместных военных действиях против Максимина. В то же время был заключен брак между Лицинием и сводной сестрой Константина – Констанцией.

Лициний разбивает войска Максимина (313 г.) и присоединяет его владения к своим. Таким образом Лициний стал правителем большей части империи, это давало ему сильный перевес над Константином. Напряженные отношения между императорами длились 10 лет. Вооруженные столкновения позволили Константину подчинить себе некоторые провинции.

Война за право быть единственным императором разгорелась в 323 г., а в следующем произошло решающее сражение возле Адрианополя. Константин подошел к нему сухопутным путем, а его сын Крисп вел сражения на море. Войска Константина и его личное мужество одержали победу. Лициний бежал в Византий.

Обстоятельства этой войны совпадают с походом князя Андрея Первозванного на Царьград, подробно разобранного в статье. Ключевые моменты – это сражение возле Адрианополя, захват Византия, подход войск с суши и моря. Конечный итог – Константин становится императором всей страны, так же как князь Андрей после подчинения Царьграда.

В этом небольшом эпизоде просматривается иносказательный смысл того, как Богоматерь (Констанция) просила Андрея (Константина) пощадить Царьград (Лициния); и он пощадил его, но позже всё-таки город восстал против центральной власти, за что и был разрушен.

Общие сведения[править | править код]

В области внутренней политики правление Константина во многом являлось продолжением деятельности Диоклетиана, упрочением основанного домината как формы государственной власти и характеризовалось превращением империи в военно-бюрократическое государство, которое было разделено Константином на 4 префектуры — Восточную, Иллирик, Италию и Галлию, подразделявшиеся в свою очередь на 14 диоцезов (епархий) и 114 провинций. Первоначально резиденциями Константина являлись Трир, затем Сирмий и Сердика (София). В 326 г. Константин окончательно избрал столицей империи Византию, которую в 330 г. переименовал в Константинополь (град Константина). Константин окружил себя пышным императорским двором с созданным по образцу восточных государств церемониалом (ношение диадемы, земной поклон императору), учредил консисторий — тайный императорский совет — и осуществлял свою власть посредством строго организованного чиновничьего аппарата. Сенаторы, положение которых вновь было упрочено, всемерно привлекались к управлению государством. Начатое еще Галлиеном разграничение военного и гражданского управления получило при Константине окончательное оформление. Согласно проведенной реформе армии, войска были разделены на подвижные (comitatenses) и войска, постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах (limitanei), преторианская гвардия была распущена, а префектура претория претерпела кардинальную реорганизацию; приток в армию выходцев из германских племен принял массовый характер. Усилилось профессиональное прикрепление сословий, в первую очередь колонов, к земле. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную единицу.

Поворот Константина к христианству произошел, видимо, в период борьбы против Максенция. Миланским эдиктом г. христианство признано равноправной религией. Тем самым была заложена основа его становления государственной религией. Вмешательство государства в церковные дела, в частности в церковные споры, ставшее со времен Константина обычным явлением, сделало церковь государственной и превратило ее в инструмент политической власти. В 325 г. Константин созвал в Никее 1-й экуменический собор (1-й Вселенский Собор), всемерно поощряя деятельность церкви в распространении христианства. В 321 г. Константин объявил воскресенье официальным “днем покоя”. Возведением Латеранской церкви Константин положил начало монументальной церковной архитектуры. В 313 г. им завершено строительство базилики Максенция. В 312—315 гг. в Риме была возведена триумфальная арка, украшенная многочисленными богатыми фигурными рельефами, заимствованными от более ранних построек и частично переработанными.

Император Константин Великий Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. Конец X века.

В последние годы жизненная энергия Константина заметно ослабла. Армия теряла боевую способность. На Востоке государства персы готовились отнять области, приобретеные Диоклетианом на берегах Тигра. Константин сам выступил во главе войска в поход, но, смертельно больной, остановился в Никомедии, где и скончался, незадолго до того приняв от Евсевия Кесарийского крещение. Прах его погребен в Апостольской церкви в Константинополе. Церковные историки нарекли Константина Великим и провозгласили его образцом христианского правителя. Русская православная и армянская церковь чтят память Константина как святого и равноапостольного 21 мая. Биография Константина изложена Евсевием Кесарийским.

Имел титулы:
Цезарь — с 25 июля 306 г.,
Август — с 31 марта (?) 307 г.,
Величайший Август — после 29 октября 312 г.,
Германский Величайший и Сарматский Величайший — не ранее 314 г.,
Готский Величайший — с 314-315 гг.,
Германский Величайший II, Мидийский Величайший, Британский Величайший, Арабский Величайший, Адиабенский Величайший и Персидский Величайший — с 315 г.,
Армянский Величайший и Германский Величайший III — с 318 г.,
Карпийский Величайший — с 318-319 гг.,
Готский Величайший II — с 324 г.,
Готский Величайший III — с 332 г.

Власть трибуна получал 34 раза (впервые 25 июля 306 г., в 307 г. дважды — 25 июля и 11 ноября, затем ежегодно 11 ноября; начиная с 317 г. — 1 марта, в 323 г. дважды — 1 марта и 8 ноября, затем ежегодно 8 ноября; в 333 и 334 гг. — 25 декабря; с 335 г. — 18 сентября).

Был консулом 307 или 309 г., 312, 313, 315, 319, 320, 326, 329 гг.

Второе изгнание и смерть

Он провел последние четыре месяца своей жизни в изгнании в Италии и умер в 1:30 утра 11 января 1923 года в Палермо, Сицилия, от сердечной недостаточности. Его королеве, Софи Прусской, никогда не разрешили вернуться в Грецию, и позже она была похоронена рядом со своим мужем в Русской церкви во Флоренции .

После восстановления на греческом престоле Георг II организовал репатриацию останков членов своей семьи, погибших в изгнании. Важная религиозная церемония, на которой в течение шести дней ноября 1936 года собрались все еще живые члены королевской семьи. Тело Константина было похоронено на королевском могиле во дворце Татой, где он покоится до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector