Раскол (телесериал, 2011)

Как к старообрядцам относились в СССР?

Старообрядческая молельная в посаде Лужки. Фотография Е. Фролова. 1925 год

Из-за того, что старообрядцы поддерживали Белое движение, советская власть считала их врагами. Впрочем, гонения начались не сразу, а с коллективи­зацией, которая фактически уничтожила старообрядческие общины.

Существует и противоположное мнение: старообрядцы принимали активное участие в революции и поддерживали советскую власть, ведь монархия долгие годы их преследовала. Поэтому некоторые из них участвовали в Февральской революции и были членами Временного правительства  Временное правительство — высший орган российской государственной власти в марте — октябре 1917 года., например Александр Гучков. Поддерживал большевиков и богатейший промышленник Савва Морозов. 

В то же время роль старообрядцев в событиях 1917 года не стоит преуве­личивать: Февральскую революцию в целом приветствовали все слои российского общества, включая официальную Православную церковь. 

Противоречия между старообрядцами и революционерами были слишком велики. Большевики стремились к модернизации общества, а старообрядцы были традиционалистами и консерваторами. Они не хотели жить в советском обществе, не хотели давать светского и тем более советского образования своим детям, считали колхозы антихристовыми учреждениями. В 1930-е годы они попали под колесо репрессий и разделили судьбу представителей других религиозных направлений.
Интересно, что в Прибалтике и Польше, в отличие от СССР, в 1920–30-е годы был расцвет старообрядческих общин. Но после присоединения к СССР Эстонии, Латвии и Литвы в августе 1939 года и событий Второй мировой войны старообрядческие общины в этих регионах или были уничтожены, или эмигрировали на Запад — в основном в Северную и Южную Америку. 

Истоки раскола

В Смутное время церковь не смогла исполнить роль «духовного врача» и хранителя нравственного здоровья русского народа. Поэтому после окончания Смуты церковная реформа стала насущной проблемой. За её проведение взялись священники. Это протопоп Иван Неронов, Стефан Вонифатьев – духовник молодого царя Алексея Михайловича и протопоп Аввакум.

Действовали эти люди в двух направлениях. Первое – устные проповеди и работа среди паствы, то есть закрытие кабаков, организация приютов для сирот и создание богаделен. Второе – исправление обрядов и богослужебных книг.

Очень остро стоял вопрос о многогласии. В церковных храмах, чтобы сэкономить время, практиковались одновременные службы разным праздникам и святым. На протяжении столетий это ни у кого не вызывало критики. Но после смутных времён на многогласие стали смотреть по-другому. Его назвали в числе основных причин духовной деградации общества. Данный негатив нужно было исправить, и его исправили. Во всех храмах восторжествовало единогласие.

Но конфликтная ситуация после этого не сошла на нет, а только обострилась. Суть же проблемы заключалась в различии московского и греческого обрядов. А касалось это, прежде всего, перстосложения. Греки крестились тремя перстами, а великороссы – двумя. Данное различие вылилось в спор об исторической правоте.

Был поднят вопрос о правомерности русского церковного обряда. В него входили: двуперстие, богослужение на семи просфорах, осьмиконечный крест, хождение посолонь (по солнцу), сугубая «аллилуйя» и т. д. Некоторые церковнослужители стали утверждать, что богослужебные книги были искажены в результате невежественных переписчиков.

Впоследствии, самый авторитетный историк русской православной церкви Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834-1912) доказал, что русские вовсе ни искажали обряд. При князе Владимире в Киеве крестились двумя перстами. То есть точно так же как и в Москве до середины XVII века.

Дело же заключалось в том, что когда Русь приняла христианство, то в Византии существовало два устава: Иерусалимский и Студийский. В обрядовом отношении они разноречили. Восточные славяне приняли и соблюдали Иерусалимский устав. Что же касается греков и других православных народов, а также малороссов, то они соблюдали Студийский устав.

Однако тут следует заметить, что обряды вовсе не являются догматами. Те святы и нерушимы, а обряды могут меняться. И на Руси это происходило несколько раз, причём никаких потрясений не было. К примеру, в 1551 году при митрополите Киприане Стоглавый собор обязал жителей Пскова, которые практиковали троеперстие, вернуться к двуперстию. Это не повлекло за собой никаких конфликтов.

Но нужно понимать, что середина XVII века кардинально отличалась от середины XVI. Люди, прошедшие через и Смутное время, стали другими. Страна стояла перед трояким выбором. Путь Аввакума – изоляционизм. Путь Никона – создание теократической православной империи. Путь Петра – присоединение к европейским державам с подчинением церкви государству.

Обострило проблему . Теперь приходилось думать об единообразии церковного обряда. В Москве появились киевские монахи. Самым примечательным из них был Епифаний Славинецкий.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Раскол русской православной церкви неразрывно связан с этими двумя людьми

Что подтолкнуло к реформе царя?

Эти проблемы стали особенно заметны в период правления Алексея Михайловича, при котором духовенство возглавил патриарх Никон. По решению государя именно патриарх должен был провести ряд реформ, направленных на серьёзные изменения в церковной жизни. Что примечательно, сам Никон не пользовался авторитетом у священников и необходимого опыта не имел.

При упоминании церковной реформы мы редко задумываемся о том, что эти преобразования требовались не только духовенству. Прежде всего Алексей Михайлович преследовал политические цели.

Портрет патриарха Никона с клиром

Профессор Н. Ф. Каптерев в своей книге «Характер отношения России к православному Востоку» отмечает:

Нельзя исключать, что царь видел в реформах возможность изменить это положение России, которая за счёт старых обрядов была отделена от остального христианского мира.

Тот же Н. Капретев указывает и ещё одну причину, по которой следовало провести преобразования в деятельности церквей. В то время к территории России присоединилась Малороссия, находившаяся в юрисдикции Константинопольской церкви. Каптерев пишет:

Царь Алексей Михайлович Романов

Старообрядцы жили закрыто, были отшельниками?

Николай II принимает хлеб-соль от ярославской старообрядческой Вознесенской общины. 1913 год

Отшельничество — это форма монашества, свойственная всем традиционным христианским деноминациям  Деноминация — тип религиозной организа­ции, объединяющей верующих, которые придержи­ваются одного вероисповедания в пределах определенной религиозной традиции.. Отшельники и затворники были среди католиков и среди обычных православных, но старообрядцы скорее стали отшельниками поневоле. Они выбирали изоляцию, чтобы скрыться от властей и сохранить чистоту веры — с помощью целомудрия, отказа от алкоголя и европейского платья. Старообрядцы-беспоповцы и вовсе считали, что можно оскверниться через совместную трапезу и общение с еретиками, иноверцами или неверующими людьми. 

Суть церковной реформы

Казалось бы, проведение церковной реформы требовали сами обстоятельства и времена. Но всё было не так однозначно. Реализацию намеченных преобразований Никон начал в 1653-1655 годах. Основные направления реформы включали следующее:

  • Креститься следовало тремя пальцами вместо двух.
  • Совершение поклонов предполагало склонения до пояса (не до земли, как прежде), а шестнадцать поклонов было заменено четырьмя.
  • Были значительно изменены книги и иконы (в соответствии с греческими).
  • Появилось понятие “православие”.
  • Имя бога писалось как “Иисус” (в отличие от прежнего варианта “Исус”).
  • Изменилась форма христианского креста и обряды церковной службы.
  • Крёстный ход должен был идти по солнцу, а не против него.
  • Также были внесены коррективы в исполнение церковных гимнов и особенности совершения обрядов.

Алексей Кившенко «Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола»

Эпизоды

Серии Эпизоды Первоначально в эфире
Первый эфир Последний эфир
6 24 апреля 2018 г. 29 мая 2018
6 11 февраля 2020 г. 17 марта 2020 г.

1 сезон (2018)

Нет.общий Нет. всерии Заголовок Режиссер Написано Дата выхода в эфир Зрители из Великобритании(миллионы)
1 1 «Серия 1» Джессика Хоббс Эби Морган 24 апреля 2018 г. 6.89
Ханна представляет бывшую жену известного стендап-комика Рекса Поупа (Мэтью Бэйнтон), которая вступила в судебную тяжбу, чтобы помешать ему использовать материалы, ссылающиеся на нее в его новом турне по арене, а также берет на себя одного из бывших клиентов ее матери, Дэйви Маккензи (Стивен Томпкинсон), который возбудил бракоразводный процесс против жены Голди (Мира Сиал) после более чем двадцати лет совместной жизни. Давно потерянный отец Ханны, Оскар (Энтони Хед) также возвращается после тридцатилетнего отсутствия, чтобы вернуть свою долю в семейном бизнесе.
2 2 «Эпизод 2» Джессика Хоббс Эби Морган 1 мая 2018 5.62
Ханна пытается договориться о брачном договоре с футболистом Премьер-лиги Диалло Диапо (Тьерри Мабонга), у которого неоднозначная история супружеских измен, но разбирательству препятствует прибытие адвоката Диалло, который оказывается беременной бывшей женой Кристи Лорен Брукер. (Рут Брэдли). Тем временем Оскар пытается вернуть любовь своих детей, угощая их и обедая в шикарном лондонском отеле, и развод Маккензи становится все более ожесточенным, когда на поверхность всплывают новые опасения.
3 3 «Эпизод 3» Джессика Хоббс Эби Морган и Джейн Иден 8 мая 2018 5.38
Ханна представляет Джейни Ли (Тамара Лоуренс), крупной бизнес-леди, чьи замороженные эмбрионы находятся под угрозой со стороны ее мужа, поскольку обсуждение их развода грозит обернуться безобразием. Голди обнаруживает, что у Дэйви есть внебрачный ребенок, которого он родил десять лет назад. Возвращение Оскара продолжает вбивать клин в динамику семьи Дефо. Натан в пьяном виде пытается приставать к Нине после того, как раскрывает, что он больше не занимается сексом с Ханной, и после потери обручального кольца Роза оказывается в компромиссном положении с викарием Гленом (Кобна Холдбрук-Смит).
4 4 «Эпизод 4» Джессика Хоббс Эби Морган 15 мая 2018 5.26
Брак министра иностранных дел Эммы Грэм (Клэр Рашбрук) и ее муж Билл (Николас Гливс) угрожает обрушиться, когда нарушение данных в стиле wikileaks имен участников веб-сайта о внебрачных отношениях угрожает попасть в таблоиды. Рут устраивает званый обед в честь надвигающегося бракосочетания Роуз, но вечер оборачивается катастрофой, когда пьяная Нина не смотрит на свои губы и ругает Роуз и Натана за их супружеские неблагоразумия.
5 5 «Эпизод 5» Джессика Хоббс Эби Морган и Луиза Айронсайд 22 мая 2018 5.69
Помолвка Роуз с Джеймсом осталась в клочья, и Ханна изо всех сил пытается подобрать осколки своего собственного брака, поскольку последствия откровений Нины продолжаются. Нина обнаруживает, что семейный бизнес фактически обанкротился, и призывает Рут продать его, пока рынок еще жив. Голди отклоняет предложение Дэйви об урегулировании, но события принимают неожиданный оборот, когда пара в конечном итоге проводит ночь вместе. Нина обращается к Рексу Поупу за утешением, в то время как Ханна вынуждена противостоять своим чувствам к Кристи после того, как обнаруживает, что неосмотрительность Натана — это больше, чем просто подписка на сайте знакомств.
6 6 «Эпизод 6» Джессика Хоббс Эби Морган 29 мая 2018 5.54
День Д прибывает для Маккензи, когда их горький развод, наконец, достигает апогея, но Ханна остается разрываемой между головой и сердцем после того, как узнает, что проигрыш дела потенциально может спровоцировать конец Дефо. День свадьбы Джеймса и Роуз проходит без сучка и задоринки, но после того, как Кристи узнает, что Кристи перейдет на новую работу в Чикаго, празднование вынуждает Ханну наконец принять решение о будущем ее брака.

2 сезон (2020)

Нет.общий Нет. ввремя года Заголовок Режиссер Написано Дата выхода в эфир Зрители из Великобритании(миллионы)
7 1 «Серия 1» Паула Ван Дер Ост Эби Морган 11 февраля 2020 г. 6.46
8 2 «Эпизод 2» Паула Ван Дер Ост Эби Морган 18 февраля 2020 г. 4.82
9 3 «Эпизод 3» Паула Ван Дер Ост Эби Морган и Мэтт Джонс 25 февраля 2020 г. Нет данных
10 4 «Эпизод 4» Джосс Агнью Эби Морган и Мэтт Джонс 2 марта 2020 г. Нет данных
11 5 «Эпизод 5» Джосс Агнью Эби Морган 10 марта 2020 г. Нет данных
12 6 «Эпизод 6» Джосс Агнью Эби Морган 17 марта 2020 г. Нет данных

Съёмки

«Раскол» — один из самых дорогих проектов российского телевидения, его бюджет может превысить $10 млн. Размер сметы объясняется в значительной степени широкой географией съёмок

Большое внимание уделяется достоверности исторической декораций и костюмов, качеству грима. В качестве консультанта по церковным вопросам выступил специалист по истории старообрядчества Глеб Чистяков.

Съёмки фильма начались в октябре 2009 года на «Мосфильме». Там были созданы декорации Грановитой и Крестовой палат, царские покои, патриаршие палаты. За ними последовали съёмки в усадьбе Коломенское.

В феврале съёмки проходили в Ярославской области. Так, Ростовский кремль послужил декорацией кремля Московского, а церковь Иоанна Богослова на Ишне в селе Богослов отлично подошла для создания образа XVII века.

В марте и апреле съёмки проходили в Кандалакше. На берегу Кандалакшского залива на Монастырском наволоке были созданы декорации исчезнувшего города Пустозерска, где в земляной тюрьме протопоп Аввакум провёл 14 лет. В районе населённого пункта Белое Море снимались Мезень и Тобольск. От съёмок в настоящем Пустозерске пришлось отказаться — следов города почти не осталось, а добираться туда сложно.

В конце апреля съёмки велись в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях в Вологодской области, где много лет провёл в ссылке патриарх Никон.

В мае съёмочная группа возвращалась в Кандалакшу, потом снимали в Кеми, на Соловках, в Ростове.

Съёмочный период завершился в Суздальском районе. В июне — августе 2010 года рядом с селом Абакумлево снимали деревянную Москву с Кремлём и Успенским собором, на берегу Нерли — приезд Никона в Троице-Сергиев монастырь.

После этого начался монтаж и озвучивание. Первоначально планировалось, что премьера состоится на телеканале «Россия-1» в апреле 2011 года. К этому сроку работы над фильмом были завершены, но показ фильма начался только 5 сентября на канале «Россия-Культура». По некоторым сведениям, телесериал был перенесён с «России-1» на «Культуру» по причине того, что он может оказаться слишком сложным для восприятия зрителями второго канала.

Что привело к церковному расколу?

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Суть изменений:

  1. Введение крестного знамения тремя перстами.
  2. Введение поясных поклонов вместо земных.
  3. Иконы допускались только греческого образца.
  4. Запрещение шатровых церквей.
  5. Имя  Иисуса стало писаться с двумя буквами «и».

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Алексей Михайлович Тишайший

Дмитрий Тихонов, сыгравший роль царя Алексея Михайловича в картине «Раскол». В 2000 году Дмитрий окончил Саратовский театральный институт (мастерская Ю. Киселева). Сотрудничал с различными театрами – Саратовским ТЮЗом, Мастерской Петра Фоменко, потом стал сниматься в кино. 

— Алексей Михайлович в историю вошел как Тишайший, хотя тихим то время не назовешь. Каким вы увидели царя?

— Мне приходилось читать много исторической литературы, так как я поначалу был практически брошен в эпоху царствования Алексея Михайловича. И Соловьева, и Карташева, и подряд все книги по истории Русской Церкви. Я человек православный, правда, в храм я пришел недавно, но мне это очень помогло на съемках. Так вот, человечным он был, Алексей Михайлович. Мне хотелось сыграть не царя, а именно человека. Ведь вначале царствования Алексей Михайлович – это юноша, на которого свалился неимоверный груз ответственности.

Я советовался со многими: как играть, изучал, каким он был. Это был – и всегда таковым оставался – человек совести.

— А как же его отношения с Никоном, с протопопом Аввакумом?

— Существуют различные точки зрения: кто-то уверен, что в расколе виноват сам государь, кто-то говорит, что патриарх Никон. Я же думаю, что груз ответственности в большей степени лежал и на протопопе Аввакуме, уж очень рьяно добивался он своей цели. Однако никогда нельзя определить, кто в споре прав. Никто не прав, если нет между людьми любви и понимания.

В картине есть такой момент, когда царица пытается собрать всех вместе

И это очень важно, ведь иначе получается, что все выступают в роли басенных персонажей – лебедя, рака и щуки. Но, признаться честно, на самом деле я не во всем разобрался

Быть может, по-своему где-то еще не додумал, не доиграл. Когда смотрю картину – я вижу свои ошибки, во многом понимаю, что можно было бы что-то сделать иначе, по-другому. Но режиссер на мои сомнения говорит, что все хорошо. А ему я доверяю. И то, что меня спасает – это, прежде всего, Церковь и православие. Бога и хочу поблагодарить, что дал такую возможность – не просто роль получить, царя сыграть, а о великом задуматься.

«Церковный раскол. Никон и Аввакум»

В XVII в. Русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Церковный раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620—1682 гг.) и архиепископ Никон (1606—1681 гг.).

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Церковная реформа

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана. Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Возвращение и казнь Аввакума

Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.

В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России.

В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.

Снятие анафем со старых обрядов

В 1800 году для части старообрядцев-поповцев, искавших сближения с Московским Патриархатом, была создана специальная единоверческая структура: сохраняя дореформенный обряд, они переходили под юрисдикцию РПЦ, признавая тем самым, что обрядовые различия не затрагивают общего догматического учения.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости снял все ограничения в правах со старообрядцев, а в 1971 Поместный Собор Русской православной церкви принял постановление о снятии клятв и анафем со старых обрядов.

РИА Новости https://ria.ru/history_infografika/20130212/922446392.html

Конспект урока «Церковный раскол. Никон и Аввакум».

Следующая тема: «Социальные движения XVII века».

Старообрядцы и староверы — это одно и то же?

Старообрядка на кладбище. Конец XIX — начало XX века

Большинство ученых считают, что да. Но в последние годы появилась полярная точка зрения: ее сторонники называют староверами носителей традиционной русской народной религиозности, включавшей в себя среди прочего элементы язычества. Будущие же лидеры старообрядцев до того, как выступили против прогреческих реформ и вступили в конфронтацию с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, сражались за чистоту веры и устранение тех искажений, которые появились под влиянием народных традиций. Например, они боролись с гаданиями, суевериями, магическими практиками и играми. Тот же протопоп Аввакум очень не любил скоморохов.

Религиозное сознание образованного богослова и обычного прихожанина и сегодня могут существенно различаться. Протопоп Аввакум и патриарх Никон были ближе друг к другу, чем к современному им крестьянину, носителю народной религиозности. Они разошлись не в вопросе необхо­димости реформ, а в вопросе их методов. Но большинство исследователей все же продолжают использовать понятия «староверие» и «старообрядчество» как синонимы, потому что народная религиозность присутствует в любой традиции, в том числе и в официальной Русской православной церкви, и нет смысла выделять ее в особую традицию. 

Сюжет

Сценарий фильма написан Михаилом Кураевым в соавторстве с Николаем Досталем. Сценарист Кураев начал собирать материалы ещё до работы над предыдущим фильмом Николая Досталя «Петя по дороге в царствие небесное». Работа над сценарием велась более 2 лет, при этом использовались работы историков Каптерева, Карташёва, Ключевского, Соловьёва, писателя Бахревского. Первоначально планировалось снять 16-серийный фильм, но в процессе производства длительность была увеличена до 20 серий.

Основная тема фильма — реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум. В других сюжетных линиях участвуют цари Алексей Михайлович и Фёдор Алексеевич, боярыня Морозова и другие исторические персонажи.

По словам Николая Досталя, своим фильмом он хочет «немножко восстановить историческую правду»: история России XVII века сравнительно мало изучена и освещена в кинематографе по сравнению с предшествующими временами Ивана Грозного и Смуты и последующего правления Петра I, хотя события того времени не менее важны, а последствия раскола .

Кто такой протопоп Аввакум?

Путешествие Аввакума по Сибири. Картина Сергея Милорадовича. 1898 год

Лидер и идеолог старообрядческого движения, священник и писатель. В 1640-е годы он входил вместе с будущим патриархом Никоном в московский кружок ревнителей благочестия  Кружок ревнителей благочестия — существовавший в конце 1640-х — начале 1650-х круг духовных и светских лиц. Был основан Стефаном Вонифатьевым, духовником царя Алексея Михайловича., участники которого хотели поправить ситуа­цию в стране, учредив строгое благочестие, и заставив общество почи­тать Бога и следовать религиозным предписаниям. Члены кружка не поддер­жали реформ: «ревнители благочестия» хотели отредактировать богослужеб­ные тексты по древнерусским православным образцам, а вовсе не по грече­ским. В знак протеста Аввакум написал челобитную  Челобитная — грамота с прошением или жалобой, подавашаяся на имя царя или местных властей вплоть до XVIII века. царю, но поплатился за это. В 1653 году он был арестован, брошен в подвал Андроникова монастыря в Москве, потом сослан в Тобольск, а оттуда в Забайкалье.

Через десять лет Аввакум вернулся в Москву. К тому времени патриарх Никон уже был в опале, и Алексей Михайлович отнесся к Аввакуму куда более благожелательно. Но уже через год мятежный протопоп снова написал челобитную, в которой возмущался Русской православной церковью, и снова был сослан — на этот раз в Архангельскую область. В 1666 году его привезли в столицу и там расстригли, что вызвало большое народное возмущение. 

В течение следующего года были казнены соратники Аввакума, а он наказан кнутом и сослан в Пустозерск  Пустозерск — исчезнувший город в нижнем течении реки Печоры, располагавшийся на территории нынешнего Ненецкого автономного округа., где прожил следующие 14 лет. В ссылке он написал большую часть своих сочинений, в том числе и знаменитое «Житие протопопа Аввакума», которое считается первой русской автобиографией. 

Из ссылки Аввакум активно рассылал грамоты и послания, среди которых было письмо царю Федору Алексеевичу с критикой политики его отца и патриарха Иоакима. В результате в 1682 году Аввакума и некоторых его соратников сожгли в срубе  Сожжение в срубе — вид казни, возникший на Руси в XVI веке и активно применявшийся к старообрядцам после раскола Церкви в середине XVII века.. 

Что сделал Аввакум?

Как автобиография раскольника выразила противоречия эпохи

А сейчас старообрядцев много? Они живут все так же обособленно? Как к ним относится официальная Церковь?

Русские старообрядцы перед своей церковью в Вудберне, штат Орегон

Всего в России, по разным подсчетам, от 400 000 до 700 000 старообрядцев разных направлений. За границей их не так много, зато велик разброс — пять континентов и 20 разных стран. Некоторые из этих общин, в особенности те, которые сохранили традиционные методы земледелия и социального устрой­ства, живут изолированно. Другие приспосабливаются к современному миру. 

Русская православная церковь уже давно пытается примириться со старо­обрядцами. Даже снятие с них анафемы не привело к диалогу. Сами старообрядцы не готовы принять официальную Церковь. Беспоповцы по-прежнему не признают церковную иерархию, что делает какое-либо объединение невозможным. А поповцы подозревают современное православие в модернизме, то есть следовании нормам секулярного века, который в России начинается в эпоху Петра Великого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector