Митрополит московский и всея руси рпсц корнилий: «нельзя сказать, что рана раскола уврачевана»

Святые старообрядческой церкви

За века существования этой традиции появились и святые старообрядческой Церкви. Вот некоторые из них:

Аввакум Петров — священник XVII века, подвижник и аскет. Был суровым духовным наставником, строго судил верующих и священников. Не боялся пожечь себе руку, чтобы унять плотское желание.

Из-за твёрдости убеждений и неприятия компромиссов имел много конфликтов с верующими, участвовал в драках, пережил несколько покушений.


Святой Аввакум Петров

Шесть лет жил в ссылке, получал удары кнутом, попадал под арест, мёрз, живя с собаками, но сохранил твёрдость духа.

За непримиримый нрав его с соратниками сожгли на костре. Оставил множество сочинений.

Стефан Расторгуев — архиепископ Московский и всея Руси, первоерарх Древлеправославной Церкви. Руководил Церковью в сложный для неё период, когда были сильны гонения со стороны советской власти.

Святой Стефан (Расторгуев)

На допросах не стеснялся критиковать советскую власть. Приговорён к расстрелу.

Геронтий (Лакомкин) — епископ старообрядцев. Был активным деятелем Церкви в начале XX века. Возводил храмы, боролся с пьянством прихожан, образовывал училища.


Святой Геронтий (Лакомкин)

Десять лет пробыл в тюрьмах и лагерях. Особое историческое значение имеют его мемуары, которые сообщают много сведений о реалиях церковной жизни его времени.

А в других христианских странах есть свои старообрядцы?

Скольжение по тонкому льду. Карикатура Джона Тенниела на папу Пия IX и Первый Ватиканский собор, вызвавший раскол Католической церкви. 1869 год

В других странах тоже существуют группы религиозных консерваторов, не признающие реформы Церкви. Например, в католицизме в XIX веке появились старокатолики — группа западных церквей, не принявших решения Первого Ватиканского собора 1870 года, а точнее догмат о непогрешимости папы римского и о непорочном зачатии Девы Марии. В XX веке в католичестве из-за неприятия либеральных реформ Второго Ватиканского собора  Второй Ватиканский собор, проходивший с октября 1962 по октябрь 1965 года, иниции­ровал папа Иоанн XXIII. Целью собора была реорганизация Церкви с тем, чтобы она больше соответствовала реалиям современ­ного мира. произо­шел новый раскол, который возглавил архиепископ Марсель Лефевр.

В истории христианства и других религиозных традиций было множество подобных консервативных расколов. Но вряд ли найдутся события, схожие по масштабам с расколом на Руси, потому что реформы Никона в итоге разделили не только Церковь, но и народ. 

14 вопросов о Древней Греции

13 вопросов об инквизиции

10 вопросов о Смутном времени

15 вопросов о татаро-монгольском иге

13 вопросов о Тибете

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Мем дня

О растительности на лицеПодкаст дня

О Гражданской войне в СШАFancymusic дня

Нагло благозвучно и бесстыдно красиво

Архив

Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев

Те, кто остался верен традиции, — старообрядцы — разделились на два лагеря.

Беспоповцы — часть старообрядцев, которая осталась без высшего духовенства. Дело не в том, что у них не было сторонников. Но после реформ Никона государство подвергло преследованиям тех, кто не принял изменения, так что архиереям было бы несладко примкнуть к такой общине.

Смелых репрессировали. История сохранила одно имя открытого сторонника старообрядцев — Павла Коломенского. Он погиб в ссылке.

Беспоповцы не принимал к себе священников и стали называть их еретиками. Но такая политика грозила Старообрядческой Церкви вымиранием: назначать новых священников могли только архиереи, а кто будет это делать в традиции, где нет ни одного такового?

В итоге беспоповцы поделились на разные течения, часто противоречащих взглядов.

Поповцы — вторая половина старообрядцев. Они считали, что Старообрядческой Церкви необходима линия апостольской преемственности. Поповцы рассудили, что священник остаётся таковым, даже если принимает церковные реформы.

Он рукоположен, а значит, благодать сохранилась. Поэтому поповцы принимали беглых священников. Оттуда ещё одно название — беглопоповцы.

А вот «переманить» в свой стан архиерея не удалось.

В конце XVIII Русская православная церковь создала несколько приходов, где вели служения по старым книгам. В начале XIX века это явление приобрело официальный статус. Оно стало называться единоверием.

Как сейчас живут старообрядцы

В 1978 году в Советском Союзе случилось удивительное событие – было обнаружено старообрядческое поселение людей. Советские граждане «прилипли» к экранам телевизоров, желая своими глазами понаблюдать за отшельническим укладом тех, чья жизнь осталась почти неизменной с далёких времён.

В наши дни на территории Российской Федерации можно обнаружить пару сотен уединённых общин, где обитают старообрядцы. Они живут своей особенной жизнью, сильно отличающейся от жизни современных людей. Так представители старого христианства самостоятельно обучают своих малышей, с особым уважением относятся к родителям и старшим членам общины. В поселении у каждого есть свои определённые обязанности, которые обязательно следует выполнять. Они сами выращивают для себя овощи и фрукты.

Если к ним в гости попадёт случайный прохожий, то он будет принят очень доброжелательно, но еду и питьё ему подадут из отдельной посуды – чтобы не осквернять всех живущих в общине. По правилам старообрядческой церкви запрещено соединять себя узами брака парам, если они выступают родственниками по восьмое колено или связаны «крестом». Венчаются во все дни за исключением вторников и четвергов. Замужним женщинам нельзя покидать своё жилище, не надев на голову платок.

Зачем вообще понадобилась реформа и в чем была ее суть?

Спас Вседержитель. Икона VI века

Это был политический ход: патриарх Никон действовал от имени царя Алексея Михайловича  Позже отношения между царем и патриар­хом, стремившимся получить все большую власть, испортились: Никон был лишен сана и сослан в монастырь простым монахом.. В 1653 году Русь присоединила себе Левобережную Украину, на территории которой действовал греческий обряд, распространенный также на Балканах и Ближнем Востоке. Русский обряд отличался от греческого. Например, иначе писалось имя Христа — Исус, а не Иисус, крестились двумя пальцами, а не тремя, и так далее. 

Унификация русского и греческого обрядов объединила бы всех славян — восточных и балканских — и положила бы начало Великой Греко-Российской империи.

В чем же заключалась эта унификация? Во-первых, в редактуре церковных текстов. В старославянских переводах Священного Писания и богослужебных книг, переписанных от руки, встречалось много разночтений, поэтому их отредактировали и привели в соответствие с греческими.

Во-вторых, вместо двоеперстного крестного знамения вводилось троеперстное. До середины XVII века поднятые указательный и средний пальцы означали божественную и человеческую природу Христа, а три пальца, прижатые к ладони, — Святую Троицу. После реформы все стало наоборот: три сложен­ных пальца означали Троицу, а мизинец и безымянный, прижатые к ладони, — две природы Христа. Вместо крестного хода и каждения посолонь, то есть по солнцу или часовой стрелке  Каждение — ритуал сжигания священниками ладана и других ароматических смол во время богослужения., вводился крестный ход и каждение противосолонь, то есть против часовой стрелки. Стали также проводить службу не на семи, а на пяти просфорах  Просфора — особый хлеб, использующийся во время богослужений.. Наконец, «аллилуйя» теперь повторяли не два раза, а три. 

На первый взгляд, эти изменения были абсолютно формальны. Почему тогда они произвели такой шокирующий эффект? Дело в том, что православный человек, живший в середине XVII века, не разделял обряд и догмат  Догмат — основное положение в религии, принимаемое на веру и не подлежащее критике.. Церковь менялась по сомнительному греческому образцу, а ведь греки сначала заключили союз с католиками, а потом оказались под властью мусульман-турок. Для русского православного человека, уверенного в истинности собственной веры, это было неприемлемо. Поэтому реформы привели к расколу.

Сравнение двух направлений

Казалось бы, и православные, и староверы – христиане одной ветви. И все же, между ними есть разница, которая часто вызывает в прихожанах и священниках негативные эмоции. Ряд отличий этих верований делают Православную Церковь настолько же далекой от старообрядцев, как и от католиков.

Обратите внимание, если вам придется увидеть старообрядческое служение, что для литургии в их церквях не используется агнец, хлеб для проведения Литургии. Православные священники используют его в процессе проскомидии

Обычай достаточно новый, поскольку возник в 19-м веке, соответственно, не может использоваться старообрядцами.

Те, кто следует старой традиции, начинают служение и оканчивают его земными поклонами. Кроме того, в течение всей службы они совершают земные поклоны. В православии начальные поклоны, как и конечные, не используются. Земные поклоны во время служения были заменены на поясные.

Перста

Первое, что отличает православного от староверного христианина, – это крестное знамение. Старовер, совершая его, складывает пальцы (персты) так, что знак этот у него производится всего лишь двумя пальцами. Для православного христианина это недопустимо. Данный символ для него заключает в себе осенение и обращение ко всем трем ипостасям Бога: Отцу и Сыну, и Святому Духу. В связи с этим, крестное знамение у православных производится тремя пальцами.

Образ Иисуса

Изменения касаются также образа Спасителя. В книгах и на изображениях Христа вместо Исус (как у староверов) стали использовать другую, более современную форму, которая выглядит как Иисус. При этом изменились и начертания, которые изображаются на кресте в верхней части. На иконах староверов данная надпись выглядит как ЦРЬ СЛВЫ (что должно обозначать Царь Славы) и ИС ХС (Исус Христос). Православные иконы на восьмиконечном кресте имеют надпись ИНЦИ (что расшифровывается как Иисус Назарей Царь Иудейский) и ІИС ХС (Иисус Христос).

Сами иконы могут тоже выглядеть по-разному. Старообрядцы продолжают творить их в стиле, который сформировался в Древней Руси и Византии. Образы Православной Церкви немного отличаются, приняв веяния иконописцев запада.

Еще одна особенность иконописного мастерства – литье образов. В православии это категорически запрещено. Староверы же нередко пользуются данным методом обработки материалов для создания икон.

Символы веры

«Символ Веры» – одна из главных православных молитв. Читая ее ежедневно, христиане открывают душу свою и помыслы о Вере своей, дабы быть ближе к Нему. Как оказалось, данная молитва у православных христиан несколько отличается от того варианта, который привычен для старообрядцев.

Православная «Верую» звучит намного мелодичней, ее слова не мешают друг другу, не спотыкаются. Противопоставление понятий происходит без лишних связок. В старообрядческой форме данные связки присутствуют. Не заметить их невозможно. Понятия «рожденна, несотворенна», как это использовано в православной молитве, у староверов звучит как «рожденна, а не сотворенна».

Кроме этого, староверы не принимают утверждение православных о необходимости исповедоваться Духу Святому, поскольку он – истинная суть. Православный вариант указывает лишь на «Бога истинна от Бога истинна», что говорит лишь об Отце и Сыне.

Епархии РПсЦ

По состоянию на весну 2021 года.

  • Донская и Кавказская епархия — архиепископ Зосима (Еремеев)
  • Иркутско-Забайкальская епархия — епископ Патермуфий (Артемихин)
  • Казанская и Вятская епархия — епископ Евфимий (Дубинов)
  • Казахстанская епархия — епископ Сава (Чаловский)
  • Киевская и всея Украины епархия — епископ Никодим (Ковалёв)
  • Кишинёвская и всея Молдавии епархия— епископ Евмений (Михеев)
  • Московская митрополия — митрополит Корнилий (Титов)
  • Нижегородская и Владимирская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Новосибирская и всея Сибири епархия — епископ Силуян (Килин)
  • Самарская и Саратовская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Санкт-Петербургская и Тверская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Томская епархия — епископ Григорий (Коробейников)
  • Уральская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Хабаровская и всего Дальнего Востока епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Ярославская и Костромская епархия — епископ Викентий (Новожилов)

Как началась история православной церкви

Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.

Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.

Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.

Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.

При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:

  • 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
  • 990 году Ростовская епархия;
  • 992 году Новгородская епархия.

В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.

К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.

Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.

В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.

Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:

  • исправление текста в богослужебных книгах;
  • написание икон, похожих на византийские;
  • вместо Исус появилось написание Иисус;
  • ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
  • земные поклоны были заменены поясными;
  • движение во время служения стало посолонь;
  • стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
  • была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.

У них всегда были длинные бороды?

Лубок XVIII века Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь. Раскольник говорит цирюльнику: «Слушай, цирюльник! Я бороды стричь не хочу. Вот гляди, на тебя скоро караул закричу».

Даже сегодня старообрядцы не только не бреют бороду, но и не стригут ее. До реформ Петра I все мужчины носили бороды. Старообрядцы остались верны этой традиции, как и другим дореформенным нормам. Введение бритья казалось дополнительным свидетельством впадения Российского царства в ересь и наступления царства Антихриста. Ситуация усугублялась еще и тем, что на Западе все брились, а европейцев старообрядцы считали еретиками. 

Молитвы

Тропарь, глас 4

От юности горящим желанием Божественныя любве разжигаемь,/ житейския молвы оставил еси, преподобне,/ ревнитель Антонию Великому быв,/ безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу,/ бдением, и молитвами, и постом образ был еси твоим учеником./ Темже молися Господеви, Корнилие блаженне, / спастися душам нашим.

Ин Тропарь, глас 8

Постническими труды нетрудную жизнь стяжа, преподобне, слезами же мысленнаго фараона потопил еси и вместо скорби радость обрел еси, предстоя Христови в лице святых, поминай, молящихся чад твоих, Корнилие, отче наш.

Кондак, глас 8

Господеви, от Святыя Девы возсиявшу мирови, и Тому измлада, яко Ангел, послужил еси, блаженне, и силою Его пустыню, яко град сотворил еси, множество же ученик в ней собрал еси, ихже Богодухновенными ученьми просветил еси. Тем вопием ти: радуйся, отче наш Корнилие, иноком Божественное удобрение.

Молитва

О священная главо, земный Ангеле, небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче Корнилие! К тебе с верою и любовию усердно прибегающе, умиленно просим тя, небеснаго предстателя нашего: яви нам, смиренным и грешным, любовь твою отеческую и многомощное твое заступление, се бо грех ради наших не дерзаем, с свободою чад Божиих, просити Господа и Владыку нашего о нужных нам на потребу, но тебе, молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем, верующе несомненно, яко вся благая имееши нам испросити у благости Его, аще токмо восхощеши. Испроси убо нам, угодниче Божий, у Всещедраго и Человеколюбца Бога, веру праву, благочестие непоколебимое, покаяние совершенное, жития исправле¬ние решительное, да прочее не прогневляем Господа нарушением святых Его заповедей и сподобимся прощения грехов наших от Него получити. Умоли, чудотворче святый, Царя царствующих и Господа господствующих даровати мир и благостроение стране нашей, яко познают вся противляющиеся ей, яко с нами Бог и святии угодницы Его. Сохрани, святче Божий, молитвами твоими Церковь Христову от ересей и расколов, суеверия и неверия человеческаго, да цветет в ней святое Православие во всей силе и приносит плоды спасительныя душам. Соблюди от всякаго зла и обитель тобою созданную, и вся живущия и подвизающияся в ней по твоим уставам, да целы и невредимы пребудут от искушений врага спасения человеческаго. Призри милостивно и на предстоящия тебе и молящияся люди, иже в обитель твою приходят на поклонение, и вся прошения их во благо исполни: болящим исцеление, скорбящим утешение, бедствующим вспоможение скоро подаждь. Всем же нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и богоугодное житие, благую христианскую кончину и добрый ответ на страшном судище Христовом у Всемилостиваго Бога исходатайствуй, яко воистину имея велие к Нему дерзновение. Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа, сего ради крепко на тя уповаем и на святыя твоя молитвы зело надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в небурное пристанище спасения и наследники покажеши нас всесветлого Царствия Христова. Не посрами же, святче отче наш, упования нашего и сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое благое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.

Использованные материалы

  • И. А. Устинова. «Корнилий, митр. Казанский и Свияжский» // Православная энциклопедия, т. 38, с. 120-122

  Два доклада царю Алексею Михайловичу… // ЧОИДР. 1905. № 3. Смесь. С. 25

  Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 304; ААЭ. Т. 4. С. 77

  ААЭ. 1836. Т. 4. С. 86

  ААЭ. Т. 4. С. 77, 78, 80-82

  ААЭ. 1836. Т. 4. С. 84

  Морохин. 2010. С. 118

  МДИР. 1879. Т. 5. С. 17

  Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 320

  Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 18, 395. Примеч. 3

  Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 322

  Скрижаль. 2013. С. 253, 259

  Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 410

  РГАДА. Ф. 210. Столбцы Новгородского стола. Д. 156. Стб. 136, 148

  Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 433, 436, 441

  Покровский. 1906. С. 220

  Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 470

  Собор янв.-февр. 1656, см.: Соборное деяние на протопопа Ивана Неронова, в иночестве старца Григория, 1656 г. // МДИР. 1875. Т. 1. С. 124, 131

  Скрижаль. 2013. С. 281, 319-320

Кто такой протопоп Аввакум?

Путешествие Аввакума по Сибири. Картина Сергея Милорадовича. 1898 год

Лидер и идеолог старообрядческого движения, священник и писатель. В 1640-е годы он входил вместе с будущим патриархом Никоном в московский кружок ревнителей благочестия  Кружок ревнителей благочестия — существовавший в конце 1640-х — начале 1650-х круг духовных и светских лиц. Был основан Стефаном Вонифатьевым, духовником царя Алексея Михайловича., участники которого хотели поправить ситуа­цию в стране, учредив строгое благочестие, и заставив общество почи­тать Бога и следовать религиозным предписаниям. Члены кружка не поддер­жали реформ: «ревнители благочестия» хотели отредактировать богослужеб­ные тексты по древнерусским православным образцам, а вовсе не по грече­ским. В знак протеста Аввакум написал челобитную  Челобитная — грамота с прошением или жалобой, подавашаяся на имя царя или местных властей вплоть до XVIII века. царю, но поплатился за это. В 1653 году он был арестован, брошен в подвал Андроникова монастыря в Москве, потом сослан в Тобольск, а оттуда в Забайкалье.

Через десять лет Аввакум вернулся в Москву. К тому времени патриарх Никон уже был в опале, и Алексей Михайлович отнесся к Аввакуму куда более благожелательно. Но уже через год мятежный протопоп снова написал челобитную, в которой возмущался Русской православной церковью, и снова был сослан — на этот раз в Архангельскую область. В 1666 году его привезли в столицу и там расстригли, что вызвало большое народное возмущение. 

В течение следующего года были казнены соратники Аввакума, а он наказан кнутом и сослан в Пустозерск  Пустозерск — исчезнувший город в нижнем течении реки Печоры, располагавшийся на территории нынешнего Ненецкого автономного округа., где прожил следующие 14 лет. В ссылке он написал большую часть своих сочинений, в том числе и знаменитое «Житие протопопа Аввакума», которое считается первой русской автобиографией. 

Из ссылки Аввакум активно рассылал грамоты и послания, среди которых было письмо царю Федору Алексеевичу с критикой политики его отца и патриарха Иоакима. В результате в 1682 году Аввакума и некоторых его соратников сожгли в срубе  Сожжение в срубе — вид казни, возникший на Руси в XVI веке и активно применявшийся к старообрядцам после раскола Церкви в середине XVII века.. 

Что сделал Аввакум?

Как автобиография раскольника выразила противоречия эпохи

Среди них было много богатых предпринимателей и меценатов?

Представители четырех ветвей рода Морозовых. Начало 1860-х годов Слева направо: Абрам Абрамович Морозов (слева), Тимофей Саввич Морозов (сидит в центре), Иван Захарович Морозов и Викула Елисеевич Морозов.

Существовал такой феномен, как старообрядческое купечество. Дисциплина, строгость правил, которая распространялась и на деловую сферу, взаимо­выручка — все это способствовало экономическому успеху. Благодаря круговой поруке   Круговая порука — групповая ответствен­ность всех за каждого и каждого за всех. и родовой солидарности общины староверов могли играть роль банков, вступая в финансовые отношения под честное слово. Старообрядцы заботились о своих работниках: строили больницы, богадельни, библиотеки. Уровень грамотности среди старообрядцев в целом был выше, чем по стране. 

Старообрядческие общины были очень богаты, а их члены играли важную роль в становлении российской промышленности. Морозовы, Рябушинские, Громо­вы, Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Прохоровы, Солдатен­ковы, Третьяковы, Хлудовы, Бугровы — все это старообрядческие династии. С введением веротерпимости и конституционных принципов монархии в 1905 году старообрядцы-предприниматели пытались стать основой молодого русского капитализма.

Церковь староверов Белокриницкого согласия

Остановимся также на истории весьма известной в Санкт-Петербурге Покровской старообрядческой церкви. Ее адрес: пр. Александровской фермы, д. 20. Построена она была в 1896 году по проекту архитектора В. А. Коляновского и принадлежала членам так называемого Белокриницкого согласия, являющегося одним из направлений российского старообрядчества. Освящена церковь в честь небесного покровителя города – святого князя Александра Невского. Местом ее постройки стала территория погоста, называвшегося Преображенским и впоследствии переименованного в кладбище «Жертв 9-го января».

Часть РПСЦ, окружники, укрепили свои позиции и получили правовой статус

В 1862 году, устав от гонений, Владимирский архиепископ Антоний вместе с начётчиком Иларионом Кабановым опубликовали «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии».

«Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии»

В этом документе они расставили все точки над i. Объяснили, что не противники самой крупной христианской традиции России, что разделяют те же взгляды, что фундаментальных разногласий с ней не имеют и точно так же являются равноправными наследниками апостольской Церкви.

Авторы вернулись к теме посвящения иерархов греческим митрополитом и подчеркнули, что Амвросий имел право передать священство, а потому нет причин для разногласий с новообрядцами.

Далеко не все внутри Старообрядческой Церкви признали этот документ. Даже ряд иерархов высказался против. Так возникло ещё два течения:

  • окружники — кто принял «Окружное послание»;
  • противокружники (неокружники) — кто его отверг.

В 1906 году окружники примерились с Московской архиепископией.

Участь неокружников оказалась суровой: их истребила советская власть. Последний архиерей этого течения скончался в 1970 году, а оставшаяся паства присоединилась к окружникам.

Значительный вклад в укрепление Белокринцкого согласия сделан архиепископом Московским Саватием (Лёвшиным).

17 апреля 1905
в этот день вышел манифест «Об укреплении начал веротерпимости»

С этого момента дела Старообрядцев идут лучше: им предоставляют права, принимает у себя император, возводятся и возвращаются старообрядческие храмы и монастыри.

В рамках Освященного Собора (1911 г.) принято решение создать совет, который будет заниматься церковными вопросами.

Литература

  • ГА РФ. Ф.6991. Оп.2. Д.76. Л.29. 
  • «Церк. Вед.» 1912, № 40, с. 375.
    -«- 1915, № 23, с. 280.
  • «ЖМП» 1943, № 4, 5, с. 10, 11.
    -«- 1944, № 1, с. 11.
    -«- 1945, № 3, с. 9.
    -«- 1946, № 5, с. 13.
    -«- 1949, № 3, с. 6.
    -«- 1955, № 3, с. 8.
    -«- 1960, № 6, с. 30-31.
    -«- 1961, № 5, с. 39-40 (крат. биогр.)
    -«- 1961, № 9, с. 4.
    -«- 1959, № 7, с. 14.
  • «Церковн. Обновлен.» 1924, № 2-3, с. 6.
    -«- 1925, № 5, 6, 7, с. 55.
    -«- 1925, № 9, с. 76.
  • «В. Св. Син. Пр. Р.Ц.» 1925, № 6, с. 4, 7-8.
    -«- 1926, № 12-13, с. 7-8, 21.
    -«- 1927, № 3/16, с. 20-24.
    -«- 1928, № 10/33, с. 5, 7.
  • «Прав. Собес.» 1916, февраль, март, апрель, с. 330.
  • «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.», с. 50-51.
  • «Журнал Засед. Св. Синода» № 24 от 18 ноября 1948 г., № 11 от 19 октября 1949 г., № 1 от 27 января 1953 г.
  • ФАОС дело № 113.
  • ФПС I, № 66, с. 3.
  • ФПС III, с. 4.
  • ФАМ II, № 26, с. 2.
  • Кат-АМ обн. № 188.
  • Кат-ЯВ № 156, с. 73, 74.
  • Кат-ЕС № 2, с. 2, п/№ 6.
  • Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 17.
  • A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hande (Luzern 1980) 201.
  • Regel’son 407, 514.
  • ZMP 1967, 1, 36-38: Nekrolog.
  • A. Levitin — V. Savrov, Ocerki po istorii 11, 112; 111, 168, 402.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.4. С.142–144. 
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997.  С.98, 319, 746. 
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.  С.174, 906, 978. 
  • Флавиан, епископ Горьковский и Арзамсский. Митрополит Корнилий// ЖМП. 1967. N 1.  С.36–37. 
  • Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с.  С.145

Внутри старообрядческого храма. Иконы

Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

Внутреннее убранство старообрядческих храмов

Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в новообрядческих или униатских церквях, тут не допускаются. Определенным образом о принадлежности храма могут сказать сами иконные изображения.

Новообрядческие иконы

Православные (старообрядческие) иконы

Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых — царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:

  • БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века«

  «Разрядный список учеников Никольского духовного училища после испытаний, проведённых летом 1889 года», Вологодские епархиальные ведомости, 1889, № 16, с. 245.

  «Разрядный список выпускников Вологодской духовной семинарии после испытаний, проведённых летом 1895 года», Вологодские епархиальные ведомости, 1895, № 14, с. 205.

  «Выпускники Казанской духовной академии 1906 года», генеалогический сайт Бовкало А.А.,

  См. «Деяния II-го Всерос. Поместного Собора Пр. Ц.» М. 2-е мая 1923 года, с. 6-7

  См. «ЖМП» 1943 г. № 4, с. 10,

  «Храмы России»,

Кто такие старообрядцы и как они появились?

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Начало раскола 1654 года. Хромолитография с картины Алексея Кившенко. 1880 год

Старообрядцы — это неоднородное религиозное течение внутри Русской православной церкви. Оно возникло в середине XVII века, после того как московский патриарх Никон (1605–1681) провел реформу Церкви (о ней — ниже). Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев. Поповцы считают, что совершать таинства и проводить обряды может только духовенство  Существует семь таинств: крещение, миро­помазание, покаяние, причащение, брак, священство, елеосвящение (соборование). Понятие обряда шире: к ним относятся любые ритуальные действия..

При этом епископов, которые имели право рукополагать  Рукоположение — одно из семи церковных таинств, возведение лица в духовный сан. Епископ буквально возлагал на будущего священника правую руку, произнося молитву. священников, у старообрядцев не было. Поэтому вплоть до середины XIX века у поповцев служили беглые православные священники из официальной Церкви, несо­гласные с никоновскими реформами. Все изменилось в 1846 году, когда в старообрядчество перешел греческий митрополит Амвросий: он рукопо­ложил нескольких священников и основал старообрядческую иерархию  В середине XIX века священники-старо­об­рядцы подвергались гонениям со стороны императора Николая I. Поэтому в 1844 году поповцы попытались создать свой религи­озный центр в Австро-Венгрии. Местное правительство разрешило учредить старо­обрядческую епископскую кафедру в Бело­криницком монастыре (сейчас это терри­тория Украины). Ее и возглавил бывший митрополит Босно-Сараевский Амвросий.. Так появилась Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ). Впрочем, некоторые поповцы не признали иерархию, учрежденную Амвросием, и уже в советское время, в 1923 году, организовались в Русскую древлеправославную церковь (РДЦ).

Беспоповцы считают, что официальное священство лишено божественной благодати, поэтому необходимости в нем нет. Среди них существует множе­ство направлений: поморское и часовенное согласия  Согласие — группа старообрядцев, объединенная общими религиозными практиками., федосеевцы, филип­повцы, каменщики, кержаки, новоспасовцы, нетовцы и прочие. В XVII–XIX ве­ках самым многочисленным и влиятельным направлением были федосеевцы. Они придерживались безбрачия, считали, что царство Антихриста уже наступило, и, в отличие от других православных, не молились за царя. Схожие взгляды были у филипповцев, которые еще и проповедовали самосожжение ради спасения души. Самыми радикальными беспоповцами были нетовцы. Они верили, что только Иисус Христос знает, кто и как спасется, а от человека практически ничего не зависит. Поэтому у них не было ни храмов, ни обрядов (даже похоронного), только таинство крещения.

Как Нижегородская земля стала центром раскола

Какую роль сыграли нижегородцы в церковных реформах XVII века и чем прославились местные старообрядцы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector