Пимен, патриарх московский и всея руси (извеков сергей михайлович)
Содержание:
- Использованные материалы
- Материнский обет
- Каналоармеец, санинспектор, завуч
- Биография после избрания предстоятелем РПЦ
- Бревно в своем глазу
- «Борис Годунов» главные герои
- Тихий творец больших дел
- Литература
- Награды
- Участие в ВОВ
- Сочинение Образ монаха Пимена
- «Антисоветской агитацией не занимаюсь»
- Царские палаты
- Жизненный опыт
- Молитвословия
- Семья будущего патриарха
- Герой и дезертир
- Популярное за 7 дней
- Покаяния двери отверзи мне
Использованные материалы
-
Биография на сайте Русское Православие:
-
Сафонов Димитрий, диакон «20-летний исповеднический путь иеромонаха Пимена (Извекова): к 20-летию со дня преставления Святейшего», портал Богослов.RU:
- Владислав Цыпин, протоиерей «История Русской Православной Церкви», глава «Русская Православная Церковь 1970-1980»
-
Мария Тасалова «Патриархи ХХ века: Пимен — молитвенник», журнал Татьянин день, 28 января 2009 года:
Выписка из личного дела Извекова С.М. Ростовское епархиальное управление. 4 июня 1949 г. Церковно-исторический музей Данилова монастыря.
ЖМП. 1957, № 12, с. 18
Патриархи Московские. М., 2001. С. 101.
Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1.
Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает… на сайте Богородское краеведение:
Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает…
Яснопольская В. Счастливый случай // Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: сборник / Сост. и коммент. П. Г. Проценко. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2004. С. 531.
Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.1-2. Дата призыва здесь указана — январь 1932 года
Послужной список митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена. 10 ноября 1962 г. Л.2.
Калинина Л. От «застоя» к возрождению: судьба Патриарха // Московское строительство. 2001. № 27
Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает…
Трудовая книжка Извекова С.М. Церковно-исторический музей Данилова монастыря
Павлова Нина, «Кто на Голгофе?», Москва, 1995, № 3, с. 200. См. также публикацию в сборнике Современное обновленчество — протестантизм «восточного обряда» , Москва: «ОДИГИТРIЯ», 1996,
Миллер Т. А., «Святейший Патриарх Пимен», Альфа и Омега, 2003, № 3 (37), с. 250.
Спаси и сохрани. Свидетельства очевидцев, М., 2006, с. 181. Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает…
Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает…
ЖМП, 1944, № 12, с. 18.
Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939-март 1946. Архив Сталина: Документы высших органов партии и государственной власти. / Сост. В.Н. Хаустов, В.П. Наумов, Н.С. Плотникова. М.: Международный фонд «Демократия», 2006. С. 471-472.
Журнал Московской Патриархии. 1991. № 9. С. 29. Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает…
Цит. по: Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает… со ссылкой на: ЦАМО, Опись 758053. Д.169. Л. 97.
Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает… со ссылкой на: АУИН МЮ РФ по РК в городе Воркуте. Справка УФСБ РФ по Республике Коми от 04.08.2006 года № 10/2-565.
Имеются другие свидетельства о послевоенной судьбе будущего патриарха: «Летом 1945 года в нашу квартиру позвонил военный в форме майора. Бабушка его радостно встретила. Это был Сергей Михайлович Извеков – будущий патриарх Московский и Всея Руси – Пимен. Он только что прибыл в Москву» : (К хронологии жизни патриарха Пимена (Извекова). Плохова Александра «Прошу мне не тыкать!» // Вохонский край. Виктор Ситнов: Краеведческий калейдоскоп. Выпуск 7. 2008 г. – Павловский Посад. 2007. С. 44-65. Цитата по ).
По другим сведениям, не позже середины апреля:«к Пасхе 1947 года», которая отмечалась 13 апреля
Иоанн (Крестьянкин), архим., «Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 10 июня 1990 года», сайт Благодатный Огонь,
ЖМП. 1971, № 9, с. 11
ЖМП. 1973, № 7, с. 6
См. ЖМП, № 1, 6.
Темелски Христо, «Църковните ордени и медали на Българската православна църква», портал Двери БГ, 19 ноября 2008,
Материнский обет
Патриарх Пимен, в миру Сергей Михайлович Извеков, был человеком спокойным и рассудительным. И, когда Александр Исаевич Солженицын строчил ему письма с призывом бороться с государственным атеизмом, Пимен без каких-либо эмоций отправлял послания в корзину.
Впоследствии те священнослужители, которые получат в новой России возможность зарабатывать на алкоголе и сигаретах, ввезенных без пошлины, о Пимене будут вспоминать, презрительно сжав губы. Но человек, возглавлявший РПЦ в течение двадцати лет, больше думал о душе, а не о бюджете.
Патриарх Пимен (Извеков) (в центре), архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) (слева на втором плане), Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (справа на втором плане) и патриарх Иерусалимский Диодор (справа) во время божественной литургии в Богоявленском соборе Москвы в честь тысячелетия крещения Руси. Фото: РИА Новости/ Олег Макаров.
Его жизнь была полна головокружительных поворотов, в которых биографы путаются по сей день. Тем более что сам Пимен не любил много говорить о прошлом.
Сергей Михайлович Извеков родился 23 июля 1910 года в селе Кобылино Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье механика Михаила Карповича Извекова. Впрочем, очень часто в качестве места его рождения указывают Ногинск, где жила семья Извековых. Мать Сергея была набожной женщиной. Кроме старшей дочери Марии, все дети Извековых умирали во младенчестве. И тогда Пелагея Афанасьева дала обет: если родится сын, то жизнь его будет посвящена служению Богу. Так что в каком-то смысле судьба Сережи была предопределена заранее.
Каналоармеец, санинспектор, завуч
В 1937 году, в период «Большого террора», Пимена арестовали вновь, отправив на принудительные работы на строительстве канала Москва — Волга. Для многих окончание стройки стало днем освобождения, но Пимен попал в число тех, кому определили новое место для отбывания наказания: Узбекистан. В Андижане оценили хорошее образование, которое имел опальный монах, и вскоре товарищ Извеков стал санитарным инспектором по качеству общественного питания. Чуть позже его назначили заведующим областным Домом санитарного просвещения, благодаря чему он снова смог побывать в Москве, куда поехал на конференцию работников санпросвещения.
В 1940 году Сергей Извеков поступает на литературный факультет Андижанского вечернего педагогического института. Из санпросвещения он перешел в обычное просвещение, став завучем школы № 1 в Андижане. Может быть, постепенно стал бы Извеков заслуженным учителем, но начало Великой Отечественной войны вновь поменяло его судьбу. В августе 1941 года он был призван на службу.
Биография после избрания предстоятелем РПЦ
На момент смерти Патриарха Алексея Первого митрополит Пимен являлся старейшим по хиротонии из постоянных членов Синода. Поэтому, согласно действующим канонам, именно он вступил в должность Местоблюстителя Престола Патриарха. Так как в 1970 году праздновался 100-летний юбилей “Вождя мирового пролетариата”, советские власти запретили проводить в Москве поместный собор. В связи с этим Пимен Патриарх Московский занял этот пост лишь 30 мая 1971 года.
Его служение в качестве предстоятеля РЦП совпало с трудным периодом в жизни Церкви, так как советское государство стремилось к жесткому контролю деятельности религиозных организаций
В связи с этим от священников требовалось проявлять большую осторожность, что и делал Пимен. Патриарх понимал, что только так можно избежать гонений
В частности, он оставил без ответа “Великопостное письмо” А. Солженицына, так как считал, что церковь не должна вмешиваться в вопросы общественной жизни страны. Однако в случаях, касающихся непосредственно РЦП, твердо выражал свою позицию.
Со временем ему удалось укрепить авторитет церкви. Например, первым из Московских Патриархов с речью в ООН в 1982 году выступил именно Пимен. Патриарх успел принять участие и в важнейшем событии в жизни РЦП — торжествах по случаю 1000-летия крещения Руси.
Вот такой, довольно сложной, была мирская жизнь предстоятеля.
Бревно в своем глазу
Есть такая ревность у современных христиан – с праведным гневом обличать ошибки и грехи ближним и дальних. Этот злодей и мерзавец, тот отступник и еретик, а ты вообще – не спасешься… Знакомо? Наверное, да, и, к сожалению, в том числе и на собственном примере. Бывает, пропитаешься весь такой благодатью, да как увидишь замирщенного брата с его незнанием церковного этикета, богослужебного устава, календарных указаний, так и пойдешь его поучать или за глаза ругать почем зря. Может, и дома такое случается у особо ретивых верующих, а порой и в обществе – все им надо заметить да приметить, как же у кого все неправильно, нехорошо и не спасительно. И их совсем не удивляет, что после таких систематических выпадов на них лично, а порой и на всех христиан со стороны «пострадавших» от «гнева праведного» и «обличений» ложится вековой печатью клеймо, совершенно несоответствующее званию последователя Христа.
Так вот, когда однажды серьезного и уважаемого старца Пимена, умудренного опытом затворничества и молитвы, поста и удаления от мира спросили: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?», то старец, на удивление, не призвал вопрошавшего организовать по этому случаю церковный самосуд. Что же ответил великий подвижник? «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн». Подвижник лишь подтвердил одно из негласных правил христианской веры и необходимости быть максимально строгим к себе и довольно снисходительным к окружающим
Пусть все наше пристальное внимание будет направлено на себя, все обличения будут адресованы себе и с христианским идеалом и образцом нам также стоит сравнивать именно себя. Мы внезапно заметим, что пылу обличать окружающих резко поубавиться и перед нами откроется бездна собственного несовершенства
И что интересно, к нам, находящимся в таком состоянии покаяния и смирения, внезапно потянутся окружающие.
«Борис Годунов» главные герои
Находясь в ссылке, А. С. Пушкин тщательно изучал «Историю государства Российского» Карамзина, что и подвигло его на создание исторического произведения «Борис Годунов». В этой трагической драме дано описание царствования Бориса Годунова, и приходу к власти Лжедмитрия. По мнению советского литературоведа и пушкиниста Сергея Михайловича Бонди, главный герой «Бориса Годунова» – народ. Пушкин достоверно передал исторические события, где большую роль играют народные массы, их влияние на деспотическое правление властей.
Царь Борис Годунов
В «Борисе Годунове» герой, царь всея Руси, мудрейший правитель и опытный политик, но человек, так и не сумевший заслужить признательность и доверие своего народа. Властный и сильный человек, он стремился к упорядочиванию жизни и благосостоянию своих подданных, но народные массы не смогли найти оправдания убийства царевича и политику крепостного режима, что, фактически, и было причиной его трагедии. Из рассказа Пушкина Афанасия Михайловича следует, что царь Борис Годунов является причиной всех несчастий, выпавших на долю русского народа.
Григорий Отрепьев
Бывший монах из Чудова монастыря, молодой человек 20 лет, по натуре авантюрист. Под влиянием разговоров со своим наставником Пименом, решил провозгласить себя царем Дмитрием, убиенным Годуновым. Отрепьеву надоела монашеская жизнь, и захотелось царского величия. Молодой авантюрист, обладающий даром убеждения, он сумел привлечь на свою сторону Польско-Литовское государство, собрал войско, и пошел отвоевывать власть у Бориса Годунова. Сумел достичь своей цели, и пробыл на царском троне около года, пока не погиб в результате политического заговора.
Пимен
Летописец Чудова монастыря, старец, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева, спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть дается по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.
Марина Мнишек
Приходится дочерью польскому воеводе, чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая женщина, она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для нее не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель – единоличная власть.
Шуйский
Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум, делает ему честь как отличному политику.
Юродивый Николка Железный Колпак
Во все времена, юродивые на Руси считались людьми, отмеченными печатью Бога, обладающими даром предвидения. К словам юродивых прислушивались, и побаивались их. Юродивый мог высказать всю нелицеприятную правду любому, несмотря на сословие, мало боясь наказания. Юродивый в «Борисе Годунове», Николка Железный Колпак, принародно объявляет царя Бориса в убийстве царевича. Для Бориса, услышавшего прилюдное обвинение, это становится сокрушительным ударом.
Думный дьяк Андрей Яковлевич Щелканов
Имел огромное влияние на Бориса Годунова, все важные государственные дела находились под его неусыпным вниманием и руководством. Играл значительную роль в политических делах не только России, но и за ее пределами
Характеризуется, как умный и прозорливый человек, обладающий дипломатическим чутьем и великолепным красноречием. Практическая хватка Щелканова позволила ему достичь небывалых высот в иерархии политических государственных деятелей.
Федор Годунов
Царевич Федор, сын Бориса Годунова, вступил на престол после смерти своего отца, но царствовать ему пришлось недолго, вместе с матерью он принял смерть от рук приспешников Лжедмитрия.
Это краткая характеристика некоторых персонажей из трагедии Пушкина «Борис Годунов», для читательского дневника.
Тихий творец больших дел
Алексия не стало весной 1970 года, а 2 июня 1971 года на Поместном соборе Русской православной церкви Пимен единогласно был избран патриархом Московским и Всея Руси.
С точки зрения властей он был правильным главой церкви: клеймил империалистов, поддерживал мирное строительство социализма, выступал в защиту жертв расовой нетерпимости. Лояльность позволяла Пимену укреплять положение РПЦ внутри СССР, а также вести активную международную деятельность, которую советское руководство видело частью общего внешнеполитического курса.
Говорят, что ротный Извеков на фронте готов был скорее подставить под пули себя, нежели лишний раз рисковать людьми
Став патриархом, Пимен вел себя так же: проявляя лояльность к власти, он старался сохранить паству и осторожно расширять возможности. Благодаря этому Пимен смог решить вопросы, которые до него боялись поднимать
Это именно он добился передачи комплекса Данилова монастыря под создание административного центра Московского патриархата. При этом разрешено было создать монашескую общину, что для 1983 года казалось событием революционным.
Осень патриархов. Худшие фильмы выдающихся отечественных режиссеров
Подробнее
Литература
- Журнал заседаний Свящ. Синода № 13 от 26/Х11-1957 г.
- -«- -«- -«- № 2 от 5/III-1959 г.
- -«- -«- -«- № 23 от 14/Х1-1961 г.
- ЖМП. 1954, № 5, с. 7.
- -«-, 1957, № 12, с. 6-8, 17-20.
- -«-, 1958, № 1, с. 24; № 2, с. 16-17; № 4, с. 12; № 5, с. 25; № 6, с. 11; № 8, с. 8-10; № 9, с. 7-8; № 10, с. 23; № 11, с. 10, 19; № 12, с. 9.
- -«-, 1959, № 1, с. 12-14; № 5, с. 18; № 6, с. 39; № 7, с. 18; № 8, с. 16, 18, 25; № 9, с. 13, 17, 20, 43, 50; № 10, с. 18, 26, 28; № 11, с. 8, 9, 10, 11; № 12, с. 13, 15.
- -«-, 1960, № 2, с. 39, 53; № 3, с. 9, 10; № 4, с. 26, 28; № 5, с. 30, 33; № 6, с. 27-29, 35; № 7, с. 8, 9; № 8, с. 7, 8, 15, 17, 21; № 9, с. 5, 11, 17, 20; № 11, с. 4, 7, 8, 16; № 12, с. 4-9, 17.
- -«-, 1961, № 1, с. 5-7, 11-15, 18, 20; № 2, с. 13, 27-31, 33; № 3, с. 8, 12, 63; № 4, с. 5, 7; № 5, с. 9, 31; № 6, с. 37; № 7, с. 6, 7, 28; № 8, с. 9, 12, 13; № 10, с. 4, 23; № 12, с. 3.
- -«-, 1962, № 1, с. 23, 24.
- -«-, 1963, № 1, с. 5, 20-23, 27-29; № 2, с. 14-20, 34, 35; № 5, с. 13; № 6, с. 9, 10; № 7, с. 9, 14, 23; № 8, с. 13; № 9, с. 24, 25; № 10, с. 23, 26, 27; № 11, с. 3-7, 11, 15.
- -«-, 1964, № 1, с. 4, 12, 14; № 2, с. 48-52; № 4, с. 1.
- -«-, 1965, № 1, с. 5.
- -«-, 1966, № 1, с. 27-28; № 5, с. 4; № 6, с. 1, 34; № 7, с. 30; № 8, с. 1; № 9, с. 21; № 10, с. 16.
- -«-, 1967, № 2, с. 31; № 7, с. 25; № 9, с. 12, 29.
- -«-, 1968, № 2, с. 15, 27; № 6, с. 32; № 9, с. 12; № 11, с. 11; № 7, с. 27; № 12, с. 17.
- -«-, 1969, № 1, с. 29; № 6, с. 16; № 8, с. 1; № 9, с. 5.
- -«-, 1970, № 2, с. 43; № 11, с. 4, 5; № 5, с. 6; № 6, с. 1, 11-54, 64-66; № 7, с. 11; № 10, с. 6, 44.
- -«-, 1971, № 2, с. 6-11, 12; № 4, с. 5, 25; № 6, с. 21-23; № 7, с. 75-76; № 9, с. 35.
- -«-, 1972, по 1985 включительно номера с 1 по 12.
Награды
Церковные:
- наперсный крест с украшениями (декабрь 1947 года)
- право ношения двух наперсных крестов с украшениями и служения с посохом (от патриарха Алексия, 1950-е годы)
- ношение двух панагий (12 апреля 1970)
- ордена Русской Православной Церкви равноап. кн. Владимира и прп. Сергия Радонежского 1-й степени
- орден Александрийской Православной Церкви св. ап. Марка
- орден Антиохийской Православной Церкви свв. первоверховных апп. Петра и Павла
- орден Иерусалимской Православной Церкви Животворящего Креста Господня
- орден Грузинской Православной Церкви св. равноап. Нины
- орден Болгарской Православной Церкви прп. Иоанна Рыльского 1-й степени (во время пребывания в Софии по поводу 50-летия освящения Александро-Невского кафедрального собора, ноябрь 1974 )
- орден Синайской Православной Церкви св. Екатерины
- большой орден Финляндской Православной Церкви Святого Агнца с командорской звездой
Светские:
- почетная и именная медаль Советского фонда мира, а также золотая медаль «Борец за мир» (за деятельность в защиту мира, 1970)
- орден СССР Трудового Красного Знамени, трижды (указом Президиума Верховного Совета СССР
- орден Дружбы ЧССР
- Финский орден Белой Розы (от президента Финляндии Урхо Калева Кекконена)
- Ливанский орден Ливанского Кедра 1-й степени (от президента Ливана)
Участие в ВОВ
В советский период монахов призывали на службу на общих основаниях. Исключением не стал и Пимен. Патриарх прослужил в РККА с 1932 по 1934 год. Таким образом, когда его призвали в ряды действующей армии в 1941-м, он уже имел определенную военную подготовку. Старший лейтенант Извеков участвовал в боевых действиях и неоднократно был ранен. Когда в 1943 году его после контузии отправили в госпиталь, командование части ошибочно посчитало его без вести пропавшим. После окончания лечения Извеков не вернулся на фронт, так как узнал об указе, освобождавшем священнослужителей от призыва. Однако его арестовали как якобы прикрывающегося саном священника, и в январе 1945 года был вынесен приговор о его заключении в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет.
Осужденного священника доставили по этапу в Воркуто-Печорский лагерь, расположенный за Полярным кругом. Там очень пригодилась специальность, которую имел Пимен. Патриарх в годы срочной службы в армии получил квалификацию медработника, и начальство назначило его санитаром. К счастью, заключение продлилось недолго, и Сергея Извекова выпустили по амнистии для ветеранов войны в сентябре 1945 года. К этому времени его здоровье было основательно подорвано, и по возвращении в столицу у него обнаружили туберкулез позвоночника. Таким образом, вплоть до конца зимы 1946 года иеромонах Пимен находился на стационарном лечении.
Сочинение Образ монаха Пимена
С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».
Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.
Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.
Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому — к вере и религии.
Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.
Монах летописец.
«Антисоветской агитацией не занимаюсь»
С малых лет мать возила мальчика по святым местам, и вскоре это стало для него делом само собой разумеющимся. Став постарше, он начал совершать паломничества в одиночку.
Будучи школьником, Сергей пел на клиросе в Богородском Богоявленском кафедральном соборе. В 1925 году, после окончания школы, он переехал в Москву и вскоре принял постриг в рясофор с именем Платон в Сретенском монастыре. Двумя годами позже 17-летний молодой человек принял монашеский постриг с именем Пимен в честь преподобного Пимена Великого в Пустыни Святого Параклита, ските Троице-Сергиевой лавры.
Это был весьма серьезный выбор с учетом того, что власть в этот период вела активную борьбу с влиянием церкви. И новоявленный иеромонах испытал все на себе.
Весной 1932 года его арестовали в первый раз. Пимен отверг причастность к какой-либо антигосударственной деятельности, заявив: «Антисоветской агитацией я никогда не занимался и не занимаюсь… Воспитанием молодежи в антисоветском духе я не занимался».
Выпускник школы Серёжа Извеков. 1925 год. Фото: Commons.wikimedia.org
4 мая 1932 года его освободили, но через полгода вновь забрали, на сей раз в… Красную армию. Два года он прослужил в Белоруссии, освоив специальности фельдшера и ветеринара. После демобилизации в конце 1934 года иеромонах вернулся к служению в храме Богоявления в Дорогомилове.
Царские палаты
Два стольника.
Первый
Где государь?
Второй
В своей опочивальне Он заперся с каким-то колдуном.
Первый
Так, вот его любимая беседа: Кудесники, гадатели, колдуньи.- Всe ворожит, что красная невеста. Желал бы знать, о чем гадает он?
Второй
Вот он идет. Угодно ли спросить?
Первый
Как он угрюм!
Уходят.
Царь (входит)
Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Уж, охладев, скучаем и томимся?.. Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной — Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать — Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком — Как буря, смерть уносит жениха… И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца!.. Кто ни умрет, я всех убийца тайный: Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную… все я! Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. — Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда — беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И всe тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах… И рад бежать, да некуда… ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Жизненный опыт
Из биографии героя понятно, что к монашеству Пимен приходит уже в зрелом возрасте. У него была довольно бурная молодость, какая прошла на службе при царском дворе. Будучи воином, Пимен принимал участия во многих ратных делах, сцены каковых иногда посещают его в снах.
Он также успел познать и насладиться радостями и музыкой жизни, но настоящее блаженство испытал только после монашеского пострига, поняв суетность и мелочность жизни в миру.
Долгая жизнь Пимена была насыщена многими историческими событиями, в которых ему пришлось быть участником или свидетелем. Летописец застал правление царя Ивана Грозного и был невольным свидетелем убийства царевича Дмитрия, в котором позже обвинили Годунова. Монах не был приверженцем кровавых методов прихода к власти и искренне верил, что его записи уберегут будущие поколения от подобных ошибок.
Свой взгляд и видение исторических событий он не только записывает в летопись, но и пересказывает ученику Григорию Отрепьеву. Этим действием монах Пимен невольно из наблюдателя за событиями переходит в статус реального участника, так как Отрепьев по-своему воспользовался полученной информацией — становится Лжедмитрием.
Также Пимену пришлось повоевать:
- и под Казанью;
- и в Шуйском сражении, отражая нападение литовцев.
Основу умиротворения и высшего блаженства для героя создаёт представление о верном служении Богу и возможность размышлять о вечном мире. А своё истинное предназначение монах видит в том, чтобы создавать летописи, показывающие потомкам реальную историю русской земли.
А. С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов» как художник создал не просто образ-миниатюру летописца, а сделал ударение на то, что это человек, который характеризуется огромным жизненным опытом и пытливым умом. Он способен переживать за судьбу своего народа и делать правильную оценку и выводы на основе исторических фактов
И несмотря на второстепенность самого персонажа в произведении, его особенности и качества по важности для понимания сути пьесы не уступают по важности перед чертами главных героев.
Молитвословия
Тропарь, глас 2
Мона́шеское житие́ от ю́ности возлюби́в/ и во оби́тель Угре́шскую всели́вся,/ мона́хов мно́жества собра́л еси́/ и всем тре́бующим благотвори́л еси́,/ и́хже сердца́ согрева́я и тяготы́ нося́,/ па́стырь до́брый яви́лся еси́,/ Пи́мене преподо́бне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 4
Оби́тель Угре́шскую возлюби́в, преподо́бне Пи́мене,/ и па́стырь и строи́тель тоя́ бы́л еси́,/ во все́м во́ли Бо́жией повину́яся,/ мона́хом чинонача́льник и о́браз смире́ния яви́лся еси́.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ ду́ши на́ша.
Ин кондак, глас 1
Тобо́ю, преподо́бне о́тче Пи́мене,/ оби́тель Угре́шская благоволе́нием Бо́жиим процве́тшая,/ па́мять твою́ ны́не пра́зднует/ и лику́юще зове́т:/ сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.
Семья будущего патриарха
Родителями будущего патриарха были Михаил Карпович Извеков и Пелагея Афанасьевна Извекова, в девичестве Иванова. Его отец родился в селе Кобылино, расположенном недалеко от Калуги, в 1867 году, и большую часть своей жизни проработал механиком на фабрике А. Морозова, действующей в поселке Глухово. Что касается матери Сергея Извекова, а именно это имя носил в миру будущий патриарх Пимен, то она, будучи глубоко верующей женщиной, часто совершала паломничества в российские православные монастыри. Мальчик Сережа был последним из 6 детей в семье, причем на момент его рождения в живых осталась только его старшая сестра Мария, а родителям было около 40 лет.
Герой и дезертир
В гипотезах о военной судьбе будущего патриарха можно запутаться: тут вам и героические эпосы, и истории о дезертирстве по принципиальным соображениям. Но наиболее правдоподобной и подтвержденной фактами является та, согласно которой имевший образование Извеков был направлен на ускоренные офицерские курсы, после которых получил звание младшего лейтенанта и должность командира взвода. В марте 1942 года он был назначен помощником начальника штаба по тылу 519-го стрелкового полка, который находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. В мае часть Извекова перебросили на фронт. Он участвовал в тяжелых боях, попадал в окружение, был контужен, но вернулся в строй.
Старший лейтенант РККА С. М. Извеков. Фото: Commons.wikimedia.org
В августе 1943 года, будучи уже старшим лейтенантом, командиром роты, Извеков пропал без вести под Харьковом. А нашелся он в ноябре 1944 года в Москве, на Сущевском валу. Люди, близкие к Пимену, объясняют это так: под Харьковом он был ранен, отправлен в госпиталь, после чего, узнав об изменении отношения власти к церкви, решил на фронт не возвращаться. За подобное самоволие Извекова отдали под трибунал, который приговорил его к 10 годам лагерей.
Популярное за 7 дней
На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33
Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38
Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45
«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39
Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17
Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14
Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21
Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21
Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39
Покаяния двери отверзи мне
Из древности к нам дошли сведения о длительных практиках епитимьи за те или иные грехи, длившиеся годы, а иные – десятилетия. Сегодня эта история в основном в прошлом, но встречаются адепты 3-5-10 лет отлучения от причастия и пребывания в покаяния за те или иные проступки перед Богом. Ни в коем случае не умаляя церковного предания, нужно сказать, что всему в истории человечества было свое время. Епитимья как инструмент дисциплины и педагогики в Церкви нужна, но как мы видим, ее сроки достигают на практике максимум 40 дней, что можно вместить в рамки разумного. Мы помним, что Бог пребывает вне времени. Время требуется человеку. Но с другой стороны, если мы говорим о покаянии, невозможно в количественном значении его оценить. Если человек покаялся искренне – нужны ли ему 3-5-10 лет покаяния? Вопрос, скорее, к человеческой совести. Если ты чувствуешь, что тебя тяготит греховное прошлое – продолжай работать над этим, молись и проси у Бога прощения. А если чувствуешь, что «отпустило», и тебя эта история более не беспокоит, то зачем?
Еще одним из вопросов к Пимену Великому было: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?». Ну, наверное, раз тяжко, надо вспомнить все самые строгие правила, сложившиеся в Церкви к IV-V векам… Но авва Пимен отвечает иначе: «Этого много. Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». В этом ответе нет даже года или 40 дней. Три дня – просто нужно быть искренним в своем намерении и приложить максимум усилий для духовной работы. В конце концов, наша память имеет свойство притупляться, и если мы будем каяться за какой-то грех 3-5-10 лет (хотя не исключено, что это оправдано и стоит того), не получится, что наша епитимья примет характер механического действа и станет «бременем неудобоносимым»? В своем ответе старец намекает, что дело не в сроках, а в том, как мы сами себя чувствуем после принесенного покаяния.