Ферапонтов белозерский монастырь (музей фресок дионисия)
Содержание:
- Паломнику
- Святыни и престольные праздники
- Деятельность прихода
- Описание архитектуры
- Музей Ферапонтова монастыря
- Фрески
- Обнищание монастыря — не было бы счастья, да несчастье помогло
- Архитектурные и культурные памятники монастыря
- Архитектурный ансамбль
- Расположение
- Достопримечательности Ферапонтова монастыря
- Топ-6 причин съездить в Ферапонтово
Паломнику
Богослужения
Богослужения проводятся в надвратном храме монастыря.
Расписание богослужений:
Суббота: 10:00 — молебен, панихида. 17:00 — Всенощное бдение.
Воскресенье: 9:00 — Литургия.
Где остановиться
Остановиться можно в гостинице в центре села Ферапонтово.
Номерной фонд общей вместимостью до 45 человек. Каждый номер оборудован современной мебелью, спутниковым телевидением, DVD. В стоимость проживания входит бесплатная охраняемая парковка автомобиля и завтрак по меню. На первом этаже здания гостиницы расположен ресторан на 44 места.
Адрес:
с. Ферапонтово, ул. Слободская, д. 4
Телефон:
+7 (817-57) 49-281 или +7 (921) 535-56-92
: https://www.ferapontovo.ru/
https://www.ferapontovo.info/
Святыни и престольные праздники
Несмотря на отсутствие монашеского жительства, в храмах сохранились святыни, которым можно поклониться при паломнической поездки в эти места. Среди святынь особо выделяют:
- фелонь святого Иоанна Кронштадтского;
- 9 древних антиминсов 15-17 вв., которые были перенесены сюда из собора Рождества Богородицы;
- мощи архиепископа Иоасафа и Галактиона Белозерских;
- рака с мощами преподобного Мартиниана 1646 года и его риза.
Иконостас в церкви Мартиниана Белозерского
Кроме этого, можно осмотреть сохранившееся имущество патриарха Никона, который был тут в ссылке. Сохранилось его кресло и рабочий стол. Хранится в храме и две уникальные иконы:
- икона Богоматери «Скоропослушница», авторства монахов с Афона;
- икона преподобных Ферапонта и Мартиниана, которая была написана местным монахом Феодосием.
В окрестностях можно посетить восстановленный остров на Бородаевском озере, который когда-то сложил сам патриарх Никон во время своей ссылки сюда. Тут же установлен Поклонный крест.
В монастыре ежегодно празднуют престольные праздники:
Святыми покровителями храмов здесь считают Ферапонта Белозерского, который был тут основателем и первым игуменом, Мартиниана Белозерского, который занимал должность второго игумена и блаженного Галактиона.
Это интересно: Форосская церковь Воскресения Христова на Красной Горе — рассматриваем со всех сторон
Деятельность прихода
К сожалению, на сегодняшний день монастырь не действует, но на его территории открыт художественный музей-заповедник. Несмотря на отсутствие монашеского скита тут, на территории местных храмов проходят регулярные богослужения, которые можно посетить паломникам.
Основная деятельность местных служителей — это забота и поддержание архитектурных памятников в надлежащем состоянии. Проекты возобновления монашеского жительства тут не одобряются искусствоведами, которые боятся, что с возвращением монахов в эти стены и их жительства тут фрески начнут приходить в негодность. Музей основали в 1930-х годах и до сих пор он осуществляет заботу и сохранение памятников Ферапонтова монастыря.
Святые ворота с Богоявленской и Ферапонтовой надвратными церквями
Богослужения сегодня проходят в надвратных церквях, а центральный собор чаще всего закрыт из-за необходимости поддерживать в нем соответствующие условия. Попасть на службу можно на выходных:
- В субботу в 10 утра служится молебен и панихида, а в 5 вечера — Всенощное бдение.
- В воскресный день в 9 утра совершается Божественная литургия.
Для паломников можно приехать в Ферапонтово на выходные и остаться на все выходные, тогда можно будет посетить музейный комплекс, все службы и осмотреть красивые окрестности.
Описание архитектуры
Самая древняя церковь в комплексе и на всем русском севере — это собор Рождества Богородицы. Он был построен в 1490 году и именно внутри него находятся известные рисунки Дионисия, которые датированы 1502 годом.
Колокольня в Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре
Всего же в архитектурном ансамбле 4 церкви (всего 6 престолов), колокольня и две палаты — Казенная и Трапезная. К сожалению, помещения, где проживали монахи и монашки не сохранились отчасти потому, что были деревянными, отчасти из-за отсутствия современной реставрации.
Интересно! Главная достопримечательность комплекса — храм Рождества Богородицы. Это первый каменный храм XV века на Руси.
Церковь построена в традиционно русском стиле, который присущ всем древним церквям Русского Севера. Тут также ранее находился иконостас с иконами, которые были написаны тем же Дионисием, но они были перенесены в 1930-х в Кирилло-Белозерский музей и ряд галерей. Сам храм имеет главный престол и южный придел, где ранее была малая главка, а также звонницу с северной стороны здания. В 2000 году он вошел как памятник архитектуры в список ЮНЕСКО.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена вместе с Трапезной палатой в 1530–1531 годах при спонсорстве царя Василия III как благодарение Господу за рождение сына Иоанна IV. Под Трапезной палатой располагалась пекарня и кухня для монахов. Сама Трапезная имела необыкновенную архитектуру — это был ярус, который сейчас замурован. В нем располагаются отдельные камеры, где ранее располагались колокола, а позже хранились книги. Церковь Благовещения соединена с собором Рождества Богородицы каменными переходами.
Ещё интересные статьи о православии:
Церковь св. Мартиниана была возведена в 1641 году и в ней похоронен второй основатель обители. Именно под толщей фундамента этой церкви хранятся мощи святого Мартиниана, а место погребения украшено золоченой рáкой из дерева с текстами из его Жития. У ног преподобного похоронен его ученик Иоасаф, который был в свое время архиепископом в Ростове.
Рака преподобного Мартиниана в Ферапонтовом монастыре
Церковь Богоявления была построена как надвратная в 1649 году и служила домовым храмом для патриарха Никона, который был сослан сюда в ссылку. А колокольня была построена в XVII веке и имеет три яруса. Внутри нее находится шатер в форме квадрата на самом верху которого сохранился часовой механизм (1635 года). Колокольня и часы были полностью восстановлены и находятся в рабочем состоянии.
Музей Ферапонтова монастыря
Сначала мы пошли в музей, представляющий собой большой зал.
Например, здесь можно увидеть реконструкцию кельи монаха по уставу Кирилла Белозерского, в которой нет даже кровати.
Музей Фкропонтова монастыря
Музей Фкропонтова монастыря
В келии не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничего называть своим, но все было общим.Даже куска хлеба не разрешалось держать в келии, так же не должно было быть напитков. Если монах хотел есть или пить, то шел в трапезную, где с благославления мог утолить голод и жажду.
В дальнем углу находится образец братской трапезной.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
В трапезной каждый послушник сидел в соответствии с чином старшенства на своем месте с кротостью и молчанием, и никого не было слышно, только чтеца. Им полагалось по три блюда, кроме постных дней, в которые монахи либо вообще отказывались от еды, либо перебивались хлебом с водой.
За витринными стеклами можно найти экземпляр Соборного уложения 1649 года.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Здесь можно увидеть икону Патриарха Никона, который находился в этих краях в период ссылки.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Вот это, предположительно, кусочек израсца из кельи Никона.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Конечно, экспозиция демонстрирует торжественное одеяние священников.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
А вот рабочие место Игумени.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Фрески
Фрески Дионисия являются единственной сохранившейся сегодня стенописью этого мастера. Они появились на стенах монастыря еще в XVI веке, когда артель живописцев расписали храм. Одним из мастеров был Дионисий — известный мастер и создатель христианских рисунков в церквях.
Роспись купола собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
Почему росписи появились именно в Ферапонтовом монастыре? Дело в том, что обитель располагалась на новом торговом пути, а храм Рождества был первым каменным на этом пути, поэтому его и решили расписывать. Мастера пребывали в этой местности 2 года, за которые и закончили свою работу. Она включала более 300 сюжетов и отдельных персонажей, которые украсили поверхности всех стен, столбов, откосов и сводов церкви. Рисунки отсутствуют только за иконостасом и перегородкой алтаря. Есть фрески и снаружи церкви — на нижней части южной стены там, где захоронен святой Мартиниан.
На заметку! Особенность фресок Дионисия не только в том, что они единственные, дошедшие до наших дней, но и в их сюжетах. Дионисий впервые на Руси использовал для своих сюжетов Иоанна Предтечу, Вселенские соборы и акафист Богородицы.
Историки считают, что Дионис какое-то время жил на Афоне и его работа в Ферапонтове стала продолжением тех фресок, что он видел на святой горе.
Особое место в его картинах занимает Богородица — большой цикл росписей Рождественского храма является одним гимном: «Радуйся!», который направлен к изображению Богоматери Одигитрии на троне. При этом фрески соединены воедино и не разнятся по стилю. Тут представлены картины пира в Кане Галилейской (первое чудо Христа на земле), картины Страшного суда и сам Христос Вседержитель в центре купола храма.
Кроме этого, стены украшают изображения мировых храмов и соборов
Особое внимание уделено сюжету Рождества Богородицы, ведь храм посвящен именно этому событию. Сюжет состоит из трех поясов: в верхнем — деисус, в среднем — Рождество Богородицы, праведные Анна и Иоаким, в нижнем — славящие ангелы и архангел Гавриил
Богоматерь на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом. Роспись алтарной конхи в соборе Рождества Пресвятой Богородицы
Главной характеристикой рисунков является мягкость их цветов, ведь среди них преобладает светлая и нежная палитра оттенков. Яркий голубой цвет использован мастером для фона фресок. При этом контуры мягкие, закругленные в каждом сюжете. Они совсем не тяжелые, парящие. По свидетельствам, краску мастеру доставляли из Москвы.
Обнищание монастыря — не было бы счастья, да несчастье помогло
Постепенно значение и богатство Ферапонтова Монастыря сходило на нет. Окончательно его «убил» указ 1764 года о секуляризации церковных, подписанный Екатериной II.
- Все монастырские земли с населёнными пунктами передавались в Государственную коллегию экономии;
- А в 1798 году Ферапонтов монастырь был окончательно упразднен указом Синода;
- Территория монастыря, обнесенная деревянным забором, значительно сократилась и уже в XIX веке построили вокруг нее каменную ограду, которая и сохранилась до сих пор.
Однако именно это запустение и обнищание сыграло свою положительную роль. В затерянном среди северных просторов монастыре ни разу!!! не обновлялись росписи Собора Преображения, не перестраивались здания, не достраивались новые постройки.
Ферапонтов монастырь является редким образцом сохранности и стилевого единства архитектуры и живописи русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков.
7. Мужской монастырь был женским больше 20 лет
Основывался Ферапонтов монастырь как мужская обитель. Но в 1903 году, через более, чем 100 лет упразднения, монастырь был возобновлен стараниями игумении Таисии (Солоповой), которая активно занималась восстановлением старых монастырей по всей стране. Монастырь стал женским и действовал так до 1924 года.
8. Монастырь-музей
В 1975 году в бывшем Ферапонтовом монастыре создали музей фресок Дионисия.
Музей с самых первых дней своего существования вел активную научно-исследовательскую и просветительскую деятельность, изучаю, реставрируя и консервируя старинные фрески.
В 2000 году сессия ЮНЕСКО внесла монастырь в список Всемирного наследия.
На данный момент работы по реконструкции и консервации росписей храма закончены (в 2021 году).
В 2014 году открыто Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь». Церковная территория располагается в 300-метрах севернее Ферапонтова монастыря. В 2021 году Казённая палата передана Ферапонтову монастырю во временное владение и пользование на 490 лет в соответствии с целями деятельности религиозной организации.
9. Ферапонт не был игуменом Ферапонтова монастыря
Первое время это был странный монастырь — в нем не было настоятеля, не было регулярных церковных служб. Дело в том, что Ферапонт был простым монахом, не имел священного сана и не хотел его получать. Он был старцем, он пользовался огромным духовным авторитетом у насельников монастыря, но не мог совершать таинства и богослужения. Поэтому службы в монастыре велись лишь время от времени, когда туда забредал какой-нибудь священник.
Прп. Ферапонт Белозерский
А потом Ферапонту вообще пришлось покинуть основанный им монастырь, его настоятельно затребовал к себе можайский князь Андрей, сын Дмитрия Донского. В те годы Белое озеро входило в его удел. Князю очень хотелось основать в Можайске монастырь, настоятелем он хотел сделать именно Ферапонта. С большим нежеланием и не сразу тот отправился в Можайск, где, подчинившись воле князя Андрея, стал настоятелем только что построенного Лужецкого монастыря. Ему так и не удалось до своей смерти в возрасте 92 лет вернуться на Белое озеро, в основанную им обитель.
А первым игуменом его стал ученик преподобного Кирилла Белозерского Мартиниан. Произошло это не ранее 30-х годов XV века.
Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич)
Архитектурные и культурные памятники монастыря
Монастырь был основан в конце XIV века, когда Ферапонт, сподвижник Кирилла Белозерского, удалился от своего учителя, поселившись в этих краях. В созданной им обители Ферапонт прожил недолго – через несколько лет он отправился в Можайск, где основал Лужецкий Ферапонтов монастырь. С середины XV века обитель становится достаточно известной, поэтому многие именитые дворяне жертвуют ей немалые суммы. На эти деньги строится церковь Благовещения, трапезная, казенная палата, колокольня. Сегодня комплекс сохранился не полностью: хозяйственные постройки и деревянные кельи не уцелели.
- Собор Рождества Богородицы – это не только «визитная карточка» Ферапонтова монастыря, но и самая древняя из каменных северных русских церквей. Главная ее достопримечательность – это роспись, которую выполнил Дионисий с сыновьями, украсив всю внутреннюю поверхность, а также создав две наружные работы.
- Благовещенская церковь и трапезные палаты были построены на средства, которые Василий III выделил по случаю рождения сына. Сегодня в трапезной действуют музейные экспозиции.
- Храм-усыпальница Мартиниана – музеем сюда добавлены иконы (часть оригинального иконостаса не сохранилась), однако были сделаны и преобразования храма.
- Святые врата. Архитектура надвратных церквей сохранилась полностью; реставрированы некоторые иконы.
- Казенная палата сегодня служит библиотекой и фондом музея, а на первом ее этаже размещена экспозиция. Здание отличается некультовой архитектурой, а в западной стене расположена каменная лестница.
- Колокольня с башенными часами, реставрация которых продолжается. Сегодня в ней снова установлен набор из семнадцати колоколов, однако старинных из них лишь шесть. Знаете ли вы? В музее хранятся не только экспонаты, относящиеся к XIV-XVII векам, но и языческий идол Ярины, который символизирует плодородие и относится к IX веку.
- Особенного внимания заслуживают фрески Дионисия: из всех работ иконописца только роспись в Ферапонтовом монастыре не вызывает споров об авторстве. Работу художник выполнял с двумя сыновьями, причем закончил ее за тридцать четыре дня. С тех пор храмы не перестраивались, фрески не реставрировались, однако и сегодня поражают своими тонкими линиями, мастерски подобранными цветами и иллюзией движения: глядя на них, кажется, что сюжеты постоянно меняются, плавно перетекая из одного в другой.
Архитектурный ансамбль
Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря состоит из 4 церквей, колокольни, Казенной и Трапезной палат. Уникальный по красоте ансамбль раскрывает основную тему своей архитектуры – Боговоплощение.
Главная достопримечательность – собор Пресвятой Богородицы, где сохранились уникальные фрески 1502 года, созданные древнерусским иконописцем Дионисием и сделавшие Ферапонтов монастырь всемирно известным. Площадь стенописи – 600 кв.м. Ансамбль полностью сохранил тональное богатство мягких цветов фресок в сочетании с ритмичной гармонией библейских сюжетов.
Главная особенность собора – устремленность в небо, «превознесенность» над землей. Пирамидальный силуэт собора и повышенные арки подчеркивают изящные особенности здания.
Церковь преподобного Мартеминиана (1641год) – усыпальница основателя монастыря, первого игумена. Здесь хранятся его мощи. Место погребения украшено деревянной резной с позолотой ракой с текстами из жития преподобного. У ног святого – погребение его ученика, Иоасафа, архиепископа Ростовского.
Надвратная церковь Богоявления с приделом во имя преподобного Ферапонта (1649 год) – домовой храм опального патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, где жил ссыльный Никон, ожидая окончания строительства церкви. Когда ссыльному патриарху предоставили церковь, в ней не было ни книг, ни богослужебных принадлежностей. Бывший патриарх обратился к царю, и в ответ на жалобу царь подарил Никону недостающую утварь и 3 небольших колокола.
Церковь Благовещенья с Трапезной палатой (1531 год) построена на вклад царя Василия III, сделанный в честь рождения долгожданного наследника Иоанна IV. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Над церковью – ярус звонов для колоколов со сложно расположенными камерами-резонаторами.
В основании трехъярусной колокольни – 4 столба, перекрытые арками. Завершается колокольня четырехгранным шатром, на каждой стороне которого сделано небольшое окно. Вверху – древний часовой механизм 1635 года, отреставрированный в 1990 году. Две широкие лестницы ведут отсюда на паперти Богородице-Рождественского собора и Благовещенской церкви.
К воротам примыкает здание Казенной палаты. На первом этаже – сушило, на втором – книгописная мастерская.
Расположение
Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Спасского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.
Описание
Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — выдающийся памятник религиозной архитектуры и культуры конца XIV в. в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области.
В конце XIV в. двое иноков московского Симонова Успенского монастыря, учеников Сергия Радонежского, Кирилл и Ферапонт, отправились в Белозерье. Здесь в 1397 г. они основали монастырь, позже ставший известным как Кирилло-Белозерский. Через год Ферапонт оставил Кирилла и отправился восточнее, к берегам озер Бородаевское и Спасское, где основал мужской монастырь. Таким образом датой основания монастыря считается 1398 г.
Братия монастыря быстро росла, и к началу XV в. здесь было уже несколько деревянных келий, а так же деревянная церковь Рождества Богородицы и трапезная.
Через 11 лет после основания монастыря, Ферапонт покинул обитель, и, по просьбе можайского князя Андрея, отправился в Можайск, где основал монастырь, позже ставший известным как Можайский Лужецкий монастырь. Многие годы Ферапонт хотел вернуться в Белозерье, но до конца жизни остался служить в Можайском монастыре, где и был похоронен в 1426 г. (сегодня мощи святого Ферапонта Белозерского хранятся в соборном храме Рождества Богородицы Лужецкого монастыря).
Широкую известность Ферапонтов Белозерский монастырь получил в период игуменства Мартиниана Белозерского, ученика Кирилла Белозерского.
В 1490 г. в монастыре был построен первый каменный соборный храм во имя Рождества Богородицы. Стены и иконостас собора были расписаны выдающимся иконописцем тех времен Дионисием, последователем творчества Андрея Рублева. Ферапонтовская роспись считается одной из самых поздних работ художника. Ныне в стенах монастыря работает музей фресок Дионисия.
Благодаря покровительству светских особ, таких как цари Василий III и Иван Грозный, богатые купцы и крупные церковные деятели, монастырь быстро развивался. К началу XVII в. он обладал обширными земельными владениями и являлся крупным паломническим центром. Из стен монастыря вышло несколько епископов, здесь работали известные книгописцы. Так же монастырь являлся местом ссылки для опальных церковных деятелей.
В XVI в. в монастыре построены каменная церковь Благовещения, трапезная, множество хозяйственных построек.
Из-за отсутствия крепкой каменной стены (ограда монастыря до XIX в. была деревянной), монастырь был разорен в период Смутного времени польско-литовскими интервентами.
В середине XVII в. здесь строятся церковь Мартиниана Белозерского, колокольня и надвратная церковь Богоявления и Ферапонта.
Позже монастырь стал терять свое значение и влияние. И к концу XVIII в. был упразднен. Все храмы монастыря стали приходскими. Территория была сужена и обнесена каменной стеной.
В 1904 г. монастырь возобновил свою деятельность, но уже как женский.
После становления советской власти, монастырь был вновь закрыт в 1924 г.
С 1975 г. монастырь действует как объект музейного показа.
В 2000 г. монастырь был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2014 г. монастырь был возвращен верующим. Службы в основном проходят в церкви преподобного Мартиниана и надвратных церквях. Первое богослужение в соборном храме было проведено в 2016 г. Музейное ведомство отрицательно относится к проведению служб в соборном храме, так как это негативно может сказаться на сохранности уникальной росписи. РПЦ же не настаивает на обязательном проведении служб в храме.
Это интересно: Церковь во имя Спаса Всемилостивого на Полтавской в Нижнем Новгороде — распишем по порядку
Достопримечательности Ферапонтова монастыря
Собор Рождества Богородицы
Собор Рождества Богородицы. Фото с сайта — mitropolia42.ru
Собор Рождества Пресвятой Богородицы имеет большое историческое и мировое значение. Согласно монастырским летописям, роспись храма принадлежит кисти Дионисия и его сыновей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся часть настенной иконописи выдающегося мастера. Масштаб его фресок, датированных 1502 г., сохранившихся на стенах собора, составляет 600 м. Ему же принадлежит и другие работы, в том числе ряд древних икон, которые находятся в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея.
Казённая палата
Казённая палата. Фото с сайта — commons.wikimedia.org
Казённая палата является одним из самых древних памятников архитектуры XVI в. на Севере России. Сооружение было построено для хранения денег и важных документов обители. Все монастырские летописи, грамоты находились здесь до самого закрытия. Архитектура постройки достаточно проста – под двукратной крышей возведены массивные каменные стены с небольшими оконцами. Над двумя этажами здания возвышаются полукруглые своды, на первом есть несколько небольших комнат с входом, ведущим на внутреннюю лестницу.
Здесь же, в стене спрятана от посторонних глаз небольшая ниша – тайник. Под внутренней лестницей второго этажа также укрыта небольшая комната с оконцем и тайником.
Надвратные церкви Богоявления и Преподобного Ферапонта
Надвратные церкви Богоявления и Преподобного Ферапонта. Фото с сайта — travel-list.ru
Святые Врата, открывающие вход в обитель, разделяют два мира – мирской и монашеский. Две арки, разные по величине, служат для праздничного и обычного входа. Над ними возвышаются церкви Богоявления и преподобного Ферапонта.
Уникальность небольших сооружений не только в том, что они полностью сохранили весь свой начальный архитектурный облик, но и в неповторимой росписи внутренних шатров свода. Внутри церкви объединены в общий вытянутый прямоугольной формы зал, разделённый с внутренней стороны аркой. Шатры, размещённые над серединой здания, распределяют свой вес на стены с помощью небольших арок – приём архитектурного зодчества, нигде не встречающийся больше.
В период заключения патриарха Никона в стенах обители, это была его домовая церковь. Но вёл службу полуслепой поп Варлаам, так как заключённое святейшество было лишено своего сана.
Ограда
Ограда. Фото с сайта — temples.ru
До начала XIX в. монастырь по периметру был окружён деревянной с четырьмя башнями оградой. К ней тесно примыкали со стороны Бородаевского озера каменные строения:
- погреба;
- палаты для гостей;
- кухонные помещения.
В 1840 г. это строение постепенно было заменено на приходскую каменную ограду, на сегодняшний день сохранившую лишь южную свою часть. В 90-х годах ограда была восстановлена по всей её линии.
Церковь Благовещения с Трапезной палатой
Церковь Благовещения с Трапезной палатой. Фото с сайта — vladimir-shalaev.tourister.ru
Церковь Благовещения с Трапезной палатой – это уникальный архитектурный памятник начала XIV в. Он построен на пожертвования царя Василия III, в честь появления наследника Иоанна IV. Часть палат Трапезной служили кухней и хлебней.
Сама архитектура палат особенна. Большой интерес вызывает замурованная верхняя площадка над церковью, строившаяся для звонницы. Этот верхний ярус имеет небольшие углубления – резонаторы. Долгое время здесь располагаясь книгохранилище с потайной дверью, ведущей от алтаря. Сама церковь и Собор Рождества Богородицы соединены узкими переходами через колокольню.
Церковь преподобного Мартиниана
Церковь преподобного Мартиниана. Фото с сайта — kirmuseum.org
Церковь святого Мартиниана, возведена в 1641 г. в качестве усыпальницы одного из ярких игуменов северной обители. Здесь под спудом находятся его мощи. Часть погребения украшает деревянная золочёная арка с текстами истории его жизни. У ног преподобного расположено погребение архиепископа Ростовского – его ученика. К собору примыкает небольшое каменное помещение, где жил опальный Никон, в период строительства своей кельи рядом со Святыми вратами.
Колокольня
Колокольня. Фото с сайта — ferapontovo-foto.ru
Колокольня XVII в. состоит из трёх ярусов в высоту. Внутри она имеет открытый четырёхгранный шатёр, редко встречающийся на сегодняшний день. На самом высоком ярусе размещены 17 колоколов. Вверху шатра остался уникальный часовой механизм 1638 г., полностью отремонтированный в 1990 г. мастером Ю. П. Платоновым, восстановившим звоны сооружения.
Топ-6 причин съездить в Ферапонтово
1. Два озера
Ферапонтово стоит на берегу двух озер — Паское и Бородаевское. А визитной карточкой деревни стал Ферапонтов монастырь, на который открывается открыточный вид с берега одноименного водоема. В озерах водится рыба (правда, есть ограничения на вылов, поскольку это территория нацпарка «Русский Север»), а летом вода теплая. И есть шанс искупаться после посещения музея.
2. Ферапонтов монастырь
Ферапонтов монастырь — не самый большой и не самый древний на территории Русского Севера. Но по мнению многих наиболее живописный. Не зря ведь Ферапонтово вошло в «Список самых красивых деревень России».
Мужской Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы монастырь — уникальный архитектурный ансамбль XV-XVII вв. Духовный и религиозный центр с подлинными росписями Дионисия. Монастырь был основан в период расцвета Московского великого княжества. Одна из его изюминок — надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта 1650 г., объединенные в единый ансамбль. В комплекс Ферапонтова монастыря также входят:
- Собор Рождества Богородицы. 1490 год;
- Казенная палата. 1530-е годы;
- Ограда. XIX-XX вв.;
- Церковь Благовещения с трапезной палатой. 1530–1531 гг.;
- Церковь преподобного Мартиниана. 1641 год;
- Колокольня. 1680-е годы.
Здания монастыря в Ферапонтово сохранили и декор, и интерьеры на 95% в первозданном виде. И это исключительный случай на Русском Севере. Полученный статус памятника истории и культуры России подкрепляется его мировой значимостью. Монастырь является единственным сооружением на Вологодчине, включенным в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен по адресу: ул. Каргопольская, 8 (тел. (81757) 4-92-61, 4-93-86).
3. Музей фресок Дионисия
За долгую историю Ферапонтов монастырь побывал и мужской, и женской обителью. В 1935 г. стал частью Кирилловского краеведческого музея. А с 1974 г. является Ферапонтовским филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника.Роспись Дионисия в Ферапонтовом монастыре (Вологодская область)
Краса и гордость монастыря — музей фресок Дионисия. Выдающегося художника московской иконописной школы XV-XVI вв. Особой художественной ценностью обладают иконостас и фрески на стенах собора Рождества Богородицы. Они все принадлежат кисти прославленного русского иконописца и его сыновей.
Стенопись из 300 сюжетов площадью 600 м² была создана Дионисием за 34 дня. Она занимала внутренние и частично внешние поверхности храма. Ферапонтовские фрески прекрасно сохранились до нашего времени. Они считаются вершиной творчества мастера, являясь его единственным документальным подтверждением.
Часы работы Музея фресок Дионисия в селе Ферапонтово:
- с 1 мая по 31 сентября с 9:00 до 18:00 без выходных.
- с 8 сентября по 30 апреля с 9:00 до 17:00. С 1 октября выходной — понедельник.
5. Иконопись в Ферапонтово
Там, где 500 лет назад творил выдающийся художник Дионисий, не могла не возникнуть мастерская иконописи «Ферапонтовская икона» (деревня Цыпино, д. 3; +7 921 834 45 89). Работы современных творцов достойны восхищения (у некоторых опыт более 30 лет), хотя их имена известны в основном в узких кругах. Если попасть к ним на экскурсию, можно узнать все о материалах и технологиях иконописи. Что такое яичная темпера, левкас, шпонки, олифа и др. На мастер-классе могут предложить самостоятельно растереть полудрагоценный камень с яичной эмульсией (чтобы приблизительно понять, как это делал Дионисий). И, конечно, пронаблюдать за процессом иконописи на разных стадиях. После посещения музея фресок это захватывает.
6. Куракинская керамика
Декор для русской печи / мастерская Нины Мишинцевой
При желании можно съездить и туда, чтобы увидеть весь ассортимент и попасть на экскурсию. Правда, это 10 км от Ферапонтово, и дорога не для каждого авто. Но красота продукции многое компенсирует. Подробнее о мастерской тут.
7. Церковь Нила Сорского
Третий поворот с трассы на Ферапонтово ведет к церкви Нила Сорского. Точный адрес: ул. Заозерица, 4. По дороге к монастырю или обратно, можно остановиться и оценить образец современной храмовой архитектуры. Церковь хоть и современная, но удачно вписалась в ансамбль и Ферапонтово, и всего Русского Севера.