Староголутвинский мужской монастырь

Превратности судьбы

На дворе стоял 1764 год, когда из столицы, которая уже более полувека находилась в Санкт-Петербурге, пришло известие о том, что матушка императрица Екатерина II изволила провести церковную реформу, предусматривающую секуляризацию значительной части монастырских земель. Что означало это мудрёное слово, монахи не знали, но по лицу настоятеля поняли – дела плохи.

Они не ошиблись – скоро принадлежавшие им прежде земли были изъяты и перешли в собственность государства, что напрочь лишило обитель материальной самостоятельности. Голодать, к счастью, не пришлось, так как финансовые поступления, начисляемые им Священным синодом, не прекратились, хотя, надо сказать, тоже изрядно оскудели.

Загадочное слово – Голутвин

Почему монастырь именуется Богоявленским, понятно – его главный храм построен и освящён в честь величайшего евангельского события – Богоявления. Не вызывает удивления и приставка «Старо» – монастырь основан шесть столетий назад. А вот что означает непривычное современному слуху слово «голутвин» – загадка, но, оказывается, она имеет решение, и даже целых два.

По версии, приводимой в записях немецкого историка Герарда Фридриха Миллера, посетившего обитель в 1778 году, этому названию монастырь обязан разбойникам, населявшим окружавшие его леса. Дело в том, что в старину их часто называли голудбой, то есть сборищем тех нищих бедолаг, что порой не знали, чем и наготу прикрыть. Такое объяснение вполне в национальном духе. Вспомним хотя бы Оптину пустынь, получившую название по имени своего основателя – разбойника Опты. Святость у нас традиционно уживается с бездной греха.

По другой версии, Старо-Голутвин монастырь вобрал в своё название слово «голутва» – так обозначались в старину лесные вырубки или просторные поляны, пригодные для распашки и строительства. Возможно, что когда-то на правом берегу Москвы-реки стеной стоял лес, который пришлось вырубать, чтобы очистить место для будущей обители.

Иконография

Преподобный Григорий Голутвинский. С сайта http://petr-icons.ru

Димитрий ДонскойСергия Радонежского

Ранние единоличные иконы преподобного в наст. время неизвестны. Одна из них, первой половине XVIII веке, находилась над сев. вратами иконостаса Богоявленского собора Голутвина монастыря (над юж. дверями — парный образ прп. Сергия Радонежского), отмечена в описях обители 1820 и 1857 гг. . В иконописном подлиннике конца XVIII века содержится описание внешнего облика прп. Григория: «Сед, брада Власиева, ризы преподобническия» ; в рукописи 1820-х годов — под 5 ноября: «Сед, плешив, брада аки у Никона Радонежскаго, ризы преподобническия» .

Прп. Григорий представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» конца XVII века, выполненной в мастерской Троице-Сергиева монастыря (СПГИАХМЗ),- во 2-м ряду крайним слева, с поднятыми в молении руками, с длинной окладистой бородой . Ростовое изображение святого наряду с др. Радонежскими святыми помещено в росписи второй трети XIX в. в трапезной церкви прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры (в оконном откосе сев. стены). Среди сподвижников прп. Сергия Григорий присутствовал в композиции «Основание прп. Сергием Радонежским Троицкой обители» в зап. части храма Христа Спасителя (1870-е гг., худож. И. М. Прянишников). На хромолитографии «Собор прп. Сергия Радонежского с учениками, с видом Троице-Сергиевой лавры и житием преподобного» 1894 г. мастерской М. Т. Соловьёва в Москве (РГБ) Г. изображен в левой группе, во 2-м ряду, 2-м от прп. Сергия, оплечно, с темными волнистыми прядями волос на плечах и недлинной окладистой бородой.

Расцвет

К началу 18 века, старый монастырь стал довольно ветхим. Согласно офицерским описям 1763
года, в 1757 году началось возведение нового кирпичного собора. Та же опись
гласит о том, что было еще одно каменное здание – Святые ворота. Остальные
сооружения были деревянные.

В 1790 году на месте существующего храма, было возведено сооружение новой архитектурной
формы, состоящее из двух этажей, трапезная находилась наверху. Построены были
так же игуменские покои и архиерейский дом.

По проекты зодчего Матвея Казакова в 1795 году монастырь был огражден каменной оградой с
башнями по углам.

По переводу Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, освобожденный архиерейский дом был
обращен в Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

В 1830 году двухэтажный храм был переделан в одноэтажный, верхний этаж был убран. Так как
зимой в храме было холодно, то были устроены два придела: В честь Казанской и
Феодоровской икон Божией Матери.

Настоятельский корпус является двухэтажным кирпичным помещением, нижний этаж которого
принадлежит архиерейскому дому, а верхний надстроен в 1861 году. Келейный
корпус представляет собой кирпичное здание, нижняя часть которого отведена под
игуменские кельи, верхний возведен в 1861 году.  Одноэтажные конюшенные и
келейные корпуса интересны формой оконных и дверных проемов с треугольным
верхом.

Построенная в 1795 году ограда вдоль восточной и южной границы с четырьмя двухэтажными
башнями имеет форму псевдоготики. Декоративность придает сочетание белых башен
на фоне красных стен.

Возведенная в 19 веке ограда северной и западной сторон, имеет характер архитектуры 18 века.

В 1861 году Д.И. Хлудовым был сооружен утепленный храм Феодоровской Божией Матери с двумя
приделами, которые были возведены на месте, где было жилое здание с церковью.
Старые братские помещения заменили на новые каменные, кроме этого Хлудов
пожертвовал пахотную землю.

Во второй половине 19 века на территории монастыря начинают появляться новые
хозяйственные помещения. Земля, которая была пожертвована Дмитрием Хлудовым,
была окружена оградой, которая по своему стилю повторяла каменную ограду 18
века.

14 апреля 1903 года в соборе открылась приходская школа. Инициатором ее открытия был
игумен Варлаам.

История монастыря

Одна из псевдоготических башен 1778 года

Один из многих монастырей, возникших в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского. Первым настоятелем считается ученик Сергия — Григорий Голутвинский. Он был поставлен игуменом новообразованной обители коломенским епископом Герасимом. В источниках имеется упоминание о коломенском епископе Григории, относящееся к этому времени. Возможно, этим епископом и был преподобный Григорий Голутвинский.

Монастырские легенды утверждают, что под руководством преподобного Сергия было выбрано не только место обители, но и заложен первый храм, в честь Богоявления. Сегодня в подклете Богоявленского храма монастыря можно видеть остатки первоначального фундамента храма, называемые «камушки преподобного». По преданию, когда возникла нужда в колодце, преподобный Сергий указал братии место на территории монастыря, где вскоре забил источник. Он действовал вплоть до первой половины XX века, когда после закрытия монастыря источник был засыпан, а впоследствии забетонирован властями. До закрытия монастыря в 1929 году в монастыре хранились святыни, связанные с именем святого: его посох, наперсный крест, ризы.

В связи с набегами татар устроение монастыря на р. Оке имело и значение укрепляющего звена в оборонительном поясе монастырей. Это в свою очередь послужило будущему развитию и упрочению обители.

XV в.

В XV веке монастырь всё более возвышался, росло его благосостояние, укреплялась монашеская жизнь.
Заложен зимний храм преподобного Сергия Радонежского. Он имел высокий подклет, различные подсобные помещения: одностолпная братская трапезная, поварня и хлебодарня. Возведена колокольня между Сергиевским и Богоявленским храмами (разобрана в конце XVIII в.).

Монастырь имел владения в Москве (Голутвинская слобода), в 1472 г. князь Юрий Васильевич передал в дар монастырю сёла Рожек и Маливку.

1480 г. — посещение обители великим князем Иваном III, перед выступлением против татарского хана Ахмата (стояние на реке Угре).

Когда мы вошли в монастырь, нас встретили по обыкновению и ввели в большую церковь Богоявления… Вход в эту церковь чудный высокий, с трёх сторон, кругом – галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя. Мы отстояли в ней вечерню и пошли помолиться в другую церковь, которая находится в трапезе отцов. Она весьма древняя и красивая, в честь одного из новых святых, по имени Сергия… Между этими двумя церквами высокая колокольня с приподнятым высоким куполом наподобие куполов церковных.

Архидиакон Павел Алеппский, 1656 г.

XVI в.

Значительно растёт благосостояние обители. Монастырь посещает царь Иван Грозный. Содержится богатая библиотека.

XX в.

В апреле настоятелем монастыря, за год до своей кончины (1  апреля ), был назначен почитаемый старец Варсонофий Оптинский. Монастырь был закрыт в 1929 году. Передан в ведение Московской епархии в 1994 году; с декабря 1994 года возобновлены регулярные богослужения. В 1995 году в монастырь переведено Московское епархиальное духовное училище, впоследствии преобразованное в Коломенскую православную духовную семинарию.

XXI в.

В октябре 2012 года здания исторических восточного братского, западного гостиничного корпуса и ряд других были переданы Коломенской семинарией в ведение монастыря.

Адрес и контактная информация

Точный адрес Новоголутвинского монастыря: г. Коломна, район Старая Коломна, ул. Лазарева, д. 11А. Обитель ежедневно принимает паломников и гостей с 07:00 до 20:00.

Контактная информация:

  • адрес электронной почты – info@novogolutvin.ru;
  • телефонный код Коломны – 261 (для Московского региона), 09661 (для других субъектов РФ);
  • заказ экскурсий – 4-75-07 (монахиня Матрона);
  • канцелярия – 2-07-07 (тел/факс);
  • +7-916-816-72-25 (монахиня Мария), +7-916-506-49-39 (монахиня Афанасия).

Сейчас Новоголутвинский монастырь в Коломне – не просто одна из многочисленных обителей Подмосковья, но и важнейший культурный и религиозный центр. Во многом благодаря этому монастырь неоднократно посещали высшие сановники РФ: от действующего и бывшего президента до членов правительства и депутатов Госдумы.

Как добраться до Ново-Голутвино монастыря

Близость Коломны к Москве позволяет туристу достаточно легко посетить монастырь.

На личном транспорте: необходимо выехать из столицы и двигаться по Новорязанскому шоссе до села Никульское, где на развязке повернуть направо по направлению к Коломне. После въезда в город следует двигаться по Московской улице, переходящей в улицу Октябрьской революции. Проехав мост через реку Коломенка, нужно въехать в центр города и в районе Коломенского кремля повернуть налево на улицу Лазарева. Проехав мимо стен кремля 100 м, можно попасть к входу в монастырь.

Из Москвы на автобусе: столицу и Коломну соединяет маршрут №460. Место отправления – автостанция «Котельники», время в пути – около полутора часов. По приезду в Коломну следует выйти на остановке «Площадь двух революций» и по улице Лажечникова через Коломенский кремль дойти до обители.

Второй вариант на общественном транспорте: это поездка электричкой до железнодорожной станции «Голутвин». Электропоезда в направлении Коломны отправляются с Казанского вокзала по маршрутам Москва – Коломна и Москва – Рязань. Время в пути – около 2 часов. По прибытии на железнодорожную станцию, следует пройти пешком до остановки «Голутвин», расположенной на ближней к вокзалу стороне улицы Октябрьской революции. Далее нужно сесть на любой из проходящих автобусов или на маршрутку и доехать до остановок «Площадь двух революций» или «Автостанция Старая Коломна». Выйдя из автобуса, следует двигаться в сторону Коломенского кремля, где и находится Новоголутвинский монастырь.

История Бобренева монастыря

В история Бобренева монастыря есть несколько ключевых вех, каждая из которых тесно связана с историей России и происходящими в ней событиями.

Строительство монастыря

Первое упоминание о Бобреневе монастыре под Коломной приходится на 1578 год, но находки археологов свидетельствуют о более ранней датировке. Исследования и раскопки на территории обители позволили историкам предположить, что возвели ее на рубеже XIV-XV веков.

Эти предположения совпадают с народным преданием, согласно которому строительство началось в 1381 году. Его инициаторами стали Дмитрий Донской и Дмитрий Волынец. Еще в 1380 году они дали обет перед Куликовской битвой: если выиграют сражение, построят на коломенских землях монастырь. Так оно и вышло.

Примечательно, что знаменитая битва пришлась на Рождество Богородицы, в честь чего монастырь и получил одно из своих названий. К слову, их у него три — Богородицерождественский, Обетный и Бобренев. Считается, что последнее название обитель получила по семейному прозвищу Д. Волынца.

Историки предполагают, что первый монастырский храм был белокаменным, однокупольным и трехапсидным. Он составлял прекрасную архитектурную композицию с Успенским собором в Коломне, который также был посвящен долгожданной победе над Золотой Ордой.

История с конца XVII по XX век

В конце XVII века Бобренев монастырь под Коломной сильно обветшал и нуждался в реконструкции. Тогда это был уже небольшой храмовый комплекс, но преимущественно с деревянными постройками. Их век пришел к концу и новые сооружения строили из кирпича.

На постепенно увеличивающейся территории появилась новая церковь, игуменские покои и архиерейский дом, келейный корпус для насельников, различные хозяйственные постройки. По периметру монастыря установили новую ограду, повторяющую архитектурную форму старинной предшественницы.

С приходом советской власти Бобренев монастырь, как и многие другие, закрыли, разграбили и осквернили. Много лет его строения использовали как склады для удобрений, а в Богородицерождественской церкви действовала мастерская по ремонту сельхозтехники.

К 90-м годам XX века состояние Бобренева монастыря было более чем плачевным. Часть построек была разрушена людьми, часть — не выдержала испытания временем. Но в 1991 году Алексий II благословил обитель и там наконец-то приступили к восстановительным работам.

Возрождение обители

Ремонт начали с настоятельского корпуса, где обустроили домовую церковь. Затем отреставрировали Рождественский собор, хозяйственные постройки.

Рабочие, историки и художники приложили все усилия, чтобы вернуть обители исторический облик XVII века. Его подчеркивает восьмигранная колокольня на квадратном основании, скромный келейный корпус, белоснежная двухэтажная церковь Рождества Богородицы.

История монастыря

Основание
Старо-Голутвин монастыря связано с деятельностью Сергия Радонежского. Его
ученик Григорий Голутвинский стал первым настоятелем обители по назначению его на
эту должность епископом Герасимом.

Согласно
монастырским преданиям преподобный Сергий сам выбрал место для строительства монастыря,
и первый храм также был заложен под его руководством. До нас дошли так
называемые «камушки преподобного»  – это остатки древнего фундамента. Их можно
обнаружить в подклете Богоявленского храма. Еще одно предание гласит, что
Сергием Радонежским было указано место, из которого через некоторое время
неожиданно забил источник. Этот ключ  оставался действующим до тех пор, пока не
был засыпан и забетонирован в результате закрытия Старо-Голутвинского монастыря
в 1929 году по приказу советских властей. До этого времени здесь хранились
православные святыни. Среди них посох, нагрудный крест и ризы Сергия
Радонежского.

Во времена
татаро-монгольских набегов на Русь монастырь имел очень большое значение. В
связи с ними он был хорошо укреплен и все более упрочнял свои позиции. В 15
веке в монастыре  появляется зимний храм. Здесь и одностолпная братская
трапезная, и поварня, и хлебодарня. Между Сергиевским и Богоявленским храмами
построена колокольня. Но по ряду причин ее разобрали в конце 18 века.

В распоряжении
монастыря находились некоторые владения в Москве (Голутвинская слобода). А в
1472 году князем Юрием Васильевичем монастырю были подарены два села: Рожек и
Маливка.

В 1480 году
обитель посещал князь Иван III в связи с предстоящим сражением против
татаро-монгольского хана Ахмата.

XVI в.

16 век стал для  Старо-Голутвинского
монастыря годом значительного увеличения его благосостояния и развития, здесь появляется
богатейшая библиотека.  Монастырь почтил своим присутствием и сам царь Иоанн
Грозный.

XX в.

 Варсонофий Оптинский весной 1912
года стал настоятелем обители. Но прослужил на этом посту совсем недолго и в
апреле  1913 года скончался. 20 век как для этого, так и для большинства других
монастырей, стал тяжелым временем. Старо-Голутвин монастырь закрыли в 1929
году. И в течении 65 лет он не функционировал. Вновь открыт и передан
Московской епархии монастырь только в 1994 году. С этого времени здесь
проводятся регулярные богослужения. Вскоре сюда переведено Московское
епархиальное духовное училище. Со временем оно было переименовано в Коломенскую
православную духовную семинарию.

После открытия настоятелями
монастыря были: игумен Кирилл (Федотов) в период с 1994 по 2001 год, игумен
Григорий (Щелкунов) с 2001 до 2007 года, игумен Варлаам (Горбунов) с 2007 года
до настоящего времени.

Архитектурный ансамбль Старо-Голутвинского монастыря включает в себя:
•  Богоявленский собор – главный храм, относящийся к началу 18 века.
Находится на месте старого каменного собора.
•  Сергиевский храм и корпус настоятелей. Построен в первой половине
19 века.
•  Восточный корпус (ранее братский корпус), колокольня и Введенский
надвратный храм 19 века.
•  Западный корпус. В 19 веке он служил  гостиницей для паломников.
•  Несколько хозяйственных построек.
•  Большая и малая ограда с башнями (первая относится к концу 18
века, вторая – к первой половине 19).
•  Коломенская православная духовная семинария.

Далее: Успенский Брусенский женский монастырь

   
→ Главная  
→ Старая Коломна   → Старо-Голутвин монастырь  

Начало монастырской жизни

Памятником событий тех давних лет являются остатки первого монастырского храма, заложенного и освящённого лично Сергием Радонежским. Они до сего дня сберегаются в подклете возведённого над ними в XVII веке Богоявленского собора. Эта святыня в народе именуется «камушками преподобного», и поклониться ей стремится каждый паломник, попадающий в Старо-Голутвин мужской монастырь.

В последующие годы обитель, основанная по благословению и при участии одного из самых почитаемых в народе святых, разрасталась, а вместе с тем увеличивалась численность её братии. Многие богатые жертвователи – князья, бояре и купцы, привлечённые славой её создателя и подвижнической жизнью насельников, спешили сделать в неё вклады. Благодаря этому уже к середине XV века Старо-Голутвин монастырь окреп настолько, что мог позволить себе понести расходы на строительство новой тёплой каменной церкви, возведённой и освящённой в честь святого преподобного Сергия Радонежского.

Монастырь в наше время

Сейчас монастырские постройки включают в себя 3 храма:

  • исторические Троицкий собор и Покровскую церковь;
  • новопостроенную церковь Ксении Петербургской.

Также на территории обители построена часовня имени князя Владимира. Всего на территории монастыря проживает около 80 монахинь и послушниц из России и стран бывшего СССР.

Еще с 1997 года в обители начал работу медицинский центр, где страждущих принимают монахини – профессиональные врачи в своей мирской жизни. Ежегодно около 3 тыс. гостей монастыря пользуются услугами медицинского центра.

Новоголутвинский монастырь – современный тип обители, где монахини и послушницы не ограждают себя от мира. Сестры сами организуют экскурсии для желающих, при этом являются экскурсоводами. При обители открыт питомник собак «Конвент», где монахини разводят редчайшие породы овчарок. Еще одной примечательностью обители считается верблюд Синай, врученный в дар сестрам космонавтом В. Терешковой.

Настоятели монастыря

Богоявленский и Сергиевский храмы

Надвратная колокольня

Вид на духовную семинарию

Памятная монета Банка России (2014)

  • прп. Григорий Голутвинский, ок. 1385—1405
  • иг. Авраамий, 1612—1614
  • иг. Евфимий, 1618—1619

архимандриты (с 1707 г.):

  • архим. Иоасаф, 1708—1724
  • архим. Никита, 1732—1733
  • архим. Виктор, 1735—1736
  • архим. Григорий, 1740—1744
  • архим. Софония, 1744—1747
  • архим. Феоктист, 1754—1756
  • архим. Вениамин, 1756—1760
  • архим. Товия, 1761—1765
  • архим. Вонифатий (Борейко), 1766—1771
  • архим. Иакинф (Карпинский), 1771—1774, ректор Коломенской семинарии
  • архим. Арсений (Тодорский), 1774—1784, в 1775—1784 гг. ректор Коломенской семинарии
  • архим. Тихон, 1784—1788
  • архим. Наркис, 1788—1789
  • архим. Иоанн (Островский), 1789—1795, ректор Коломенской семинарии
  • иг. Самуил (Колесницын), 1800—1829, известен многочисленными постройками, придавшими монастырю сегодняшний облик
  • иг. Назарий (Барданосов), 1829—1857
  • иг. Авраамий, 1857—1864, духовник архим. Назария
  • иг. Назарий II, 1864—1867
  • иг. Сергий (Свешников), 1867—1871
  • иг. Варлаам, 1871—1876
  • иг. Пахомий, 1892—?
  • иг. Иоасаф, в 1896, сменился позже 1899
  • архим. Варнава (Накропин), 1910—1911
  • прп. Варсонофий (Плиханков), (весна 1912 — весна 1913)
  • архим. Алексий (Кузнецов) (29 мая 1913 — декабрь 1916, с перерывом март—сентябрь 1916)
  • архим. Амвросий (1917 — март 1918)
  • архим. Леонид (март 1918 — ?)
  • архим. Варнава (Беляев) (1918—1920)
  • архим. Синезий (Зарубин) с 1923
  • прпмч. Никон (Беляев), август 1925—1929, год закрытия монастыря.
После возобновления
  • иг. Кирилл (Федотов) (—2001 года)
  • иг. Григорий (Щелкунов) (—2007 года)
  • иг. Варлаам (Горбунов) (с 2007 года)

Название

Есть несколько версий толкования названия:

  • Дано по названию местности Голутвино, которое, в свою очередь, образовано от слова «голутва». Им обозначается лесная просека, то есть вырубка по лесной дороге от города к Окской переправе. Возможно, голутва означает также речной берег без леса.
  • Название Голутвино может также происходить от древне-русского слова голытьба (голыдьба, голижьба), означавшего разбойников из племени Голяда, пришедших в эти края по р. Оке с берегов р. Протвы. на границе Московской и Владимирской областей.

Приставка Старо- в названии обители появилась в конце XVIII — начале XIX века, в 1799—1800 гг., когда была упразднена Коломенская епархия. Для сохранения архиерейского подворья в Коломне (где власти собирались устроить военные казармы) митрополит Московский Платон (Левшин) распорядился переселить туда братию Голутвина монастыря. Образовался Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь, в подчинение которого вошли опустевший Старо-Голутвин и Бобренев монастыри.

История женского монастыря

Монастырь был основан на стыке XVIII и XIX веков, однако часть его построек намного старше. Дело в том, что мужская обитель была организована на месте архиерейского дома упраздненной указом императора Павла I Коломенской епархии. От архиерейского дома монастырю достались палаты Архиерейского корпуса (XVII век) и Троицкий собор (начало XVIII века). Любопытно, что по планам графа А. Аракчеева на месте монастыря вполне могла быть размещена конюшня кирасирского полка. Однако митрополиту Платону удалось опередить Аракчеева и перевезти на территорию архиерейского подворья часть братии из Староголутвинского Богоявленского монастыря.

Как и другие монастыри, Новоголутвинаская обитель пострадала сразу же после революции. Монастырь был закрыт, все церковное имущество национализировано, а монахи и послушники остались без крова. Однако Троицкий собор продолжал свою работу и принимал верующих до 1928 года.

В годы Гражданской войны на территории бывшей обители сменяли друг друга госпиталь для раненых и концентрационный лагерь для врагов режима.

Впоследствии постройки бывшего монастыря были заселены жителями или были заняты различными организациями: от «Главмузея» до швейно-ремонтной фабрики. Реальные работы по сохранению наследия начались в 70-е годы, когда была проведена реставрация большей части строений бывшей обители. Для этого постепенно с территории монастыря были выселены проживающие там люди.

В 1989 году территория была возвращена РПЦ и было решено возродить монастырь, но уже в качестве женской обители. Настоятельницей монастыря была назначена игуменья Ксения (Зайцева).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector