Истрия появления иконостаса в православном храме, структура и схема

Содержание:

Царские врата иконостаса

В центральной части иконостаса располагаются Царские врата. Предполагается, что иконостас помогает понять содержание и смысл происходящего в храме богослужения, он призван наглядно демонстрировать, что верующие на своих путях духовной жизни не одиноки – им помогает тот, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с ними. В самом нижнем ряду располагаются Царские врата как образ дверей в рай. По бокам Царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери.

Центральная часть иконостаса с царскими вратами. Храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Второй иконой справа от Царских врат иконостаса всегда располагается образ, изображающий святого (или событие), в честь которого освящен храм. То есть чтобы узнать, как называется и в честь кого освящен храм, достаточно посмотреть на вторую справа от Царских врат икону

Правая часть иконостаса. Храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Куда пойти учиться?

В учебных заведениях разработке иконостасов специально не учат. Есть признанные люди, у них можно учиться. Это тот же отец Зинон, Андрей Анисимов , это я, в конце концов. У меня довольно много молодых ребят работает. Дети мои сейчас много занимаются орнаменталистикой.

Но на самом деле здесь вопрос к самому человеку. Если ему захочется творить, если каждое утро он будет просыпаться и думать: «Если в этом месте сделать не красненьким, а синеньким, а?». И уже нет мочи в кровати лежать, вскакиваешь, бежишь, что-то записываешь… Уже потом начинаешь жить — молиться, принимать душ, завтракать, но все время при этом прокручиваешь какие-то мысли о своей работе. Если есть у человека такое желание, и горят глаза, то пройдет очень мало времени — и начнется эта жизнь. И место, где учиться, человек обязательно найдет.

Вот, возвращаясь к работе у отца Зинона, вспоминаю. Я полгода ни копейки не получал вообще. Потом положили мне оклад 120 рублей. И все остальные получали столько же, кто-то максимум 180. Но мы там ночевали, мы считали, что занимаемся самым важным делом в этом мире. Мы были категоричны, но это составляло нашу жизнь.

И сейчас я понимаю, насколько для меня важна работа. В прошлом году у меня был перерыв в связи с болезнью, и я просто места себе не находил, пока не начал опять работать, очень уныло мне было и грустно. А когда какие-то пошли заказы, и востребованность появилась, тут я ожил.

К сожалению, я сужу и по моим детям, у молодых людей глаза не горят. Они делают все, но у них совершенно иные жизненные ориентиры. Я не говорю, хорошие или плохие, просто другие. Они привыкли, что всю жизнь у меня эти кальки, все валяется, разбросано, я всю жизнь этим занимаюсь. В детстве я их возил на работу, показывал, как устанавливаются иконостасы. Они всегда мне помогали и помогают сейчас. Двое занимаются орнаментами, третья помогает с договорами, поскольку учится по этому направлению. Но для них это не стало естественным воздухом, как для меня. У них просто есть в голове то, что это «надо» сделать. И молодые ребята, которые ко мне приходят, кто-то с большим интересом, у кого-то маленькие задачи. А той атмосферы, как была у нас тогда, к сожалению, нет.

Когда не всё наглядно

В наши дни циркулирует множество мифов. Один из них – миф о том, что абсолютная просматриваемость ситуации, полная наглядность – самое лучшее, что можно пожелать.

Просматривая интернет-новости, я прихожу к выводу, что информация из разных стран и континентов умещает огромный мир у меня на ладошке, делает нашу планету целиком просматриваемой. И торопливые потоки новостей отчаянно пытаются меня в этом убедить.

Порой я невольно поддаюсь этому новостному внушению. Порой остро сознаю его несостоятельность. Для того, чтобы мир стал для меня по настоящему просматриваемым – мне нужно быть вездесущим. Но ведь только Бог вездесущ. Один Он всё видит и знает. Мы, люди, не вездесущи. Наш замечательный интернет никогда не станет вездесущим и всеведущим в строгом смысле слова. И окружающий мир мы видим и знаем лишь отчасти.

Даже себя мы видим и знаем отчасти. Тогда почему же некоторые люди так грустят, печалятся, что православный храм они видят отчасти, что в алтарь им не удается попасть? Как будто всё остальное в жизни у них присутствует не «отчасти», а «целиком», во всей полноте.

…И с наглядностью в нашей жизни происходит что-то похожее. Помню, как в одной богословской книге западно-христианского второстепенного автора божественная тайна Троицы была представлена столь «наглядно»… что это вышла уже профанация богословия, недопустимое упрощение мысли о Боге. Автор зашел слишком далеко в погоне за наглядностью. Неприятно было читать. Б-р-р-р!..

Единственная альтернатива, которую предлагают ревнители наглядности, – это интрига. Фаза наглядности просто чередуется с фазой заинтригованности. Интрига со всех сторон прослоена наглядностью, подчинена ей

Интрига всегда временна, всегда служит режиссерским приемом, чтобы привлечь внимание почтеннейшей публики. К богослужебной жизни всё это отношения не имеет

Думаю, лучше уж пусть что-то по-настоящему великое окажется недосказанным, не объясненным «на пальцах». Пусть не всё будет выставлено напоказ.

За иконостасом живет великая тайна. Не «секрет», а именно тайна. Когда она сокрыта, и я к ней не могу приблизиться вплотную по своему желанию, тогда я ее лучше, острее чувствую. А без чувства превышающей наши возможности тайны нам, людям верующим, людям думающим, – нельзя. Иконостас соединяет всех в храме людей с таинственным пространством, где сугубо присутствует Сам Бог.

Бог есть Тайна, Он открывается в Своей сокрытости.

Необходимые материалы и инструменты

Для изготовления угловой полки используется древесина различных декоративных пород – например, дуба или вишни. Менее дорогостоящим материалом будет сосновая доска. Помимо дерева можно также использовать фанеру или ДСП. Толщина доски может варьироваться от 1,5см до 2,5см. Также понадобятся дощечки небольшой ширины для того, чтобы выточить опоры.

Для работы понадобятся следующие инструменты:

  • рулетка или линейка;
  • пила-ножовка;
  • наждачная бумага для дерева;
  • электрический лобзик;
  • элекродрель;
  • саморезы;
  • столярный клей;
  • лак для древесины.

Необходимые инструменты

Для крепления готовой полки к стене также понадобятся сверла по камню, металлические уголки или петли, саморезы с дюбелями.

Устройство иконостаса

Пожалуй, надо сказать об устройстве иконостаса. Образа на иконостасе располагаются рядами, которые называются ярусами или чинами. Каждый чин имеет своё название, при движении снизу вверх это: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. Читать ярусы иконостаса надо сверху вниз, они иллюстрируют ход истории от древнейших времен до наших дней (в церковном трактовании). Традиционным в православии считается пятиярусный иконостас, но могут быть добавлены ряды с иконами Страстей Христовых, страстей апостольских, каких-то иных композиций. Вот, например, церковь Покрова в Филях, прекрасный образец нарышкинского барокко

Церковь Покрова в Филях

В ней в нижнем храме, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, иконостас трехъярусный. Он был создан в XIX веке, поскольку убранство первого этажа было разграблено и осквернено французами в 1812 году. Верхний храм Спаса Нерукотворного практически полностью сохранил свой первоначальный облик и своё главное украшение — потрясающий восьмиярусный иконостас необычной ступенчатой формы

Верхний храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Автором этого резного чуда является один из лучших мастеров Оружейной палаты Карп Иванович Золотарёв. Пышный растительный орнамент словно бы навевает нам образы прекрасного райского сада, в котором пребывают образы святых. Посмотрите, как резной декор меняет традиционные очертания икон, придает им необычные овальные или многогранные формы, уводит от четкого деления ярусов на горизонтали

Но все-таки основная эволюция иконостаса проходила в развитии декора. Для русских мастеров была характерна плоскостная и глухая, несквозная резьба. А приглашенные белорусские и украинские резчики работали в так называемой флемской (т.е.фламандской) манере: прорезная, объемная, практически скульптурная резьба позволяла украшать интерьеры с невиданной ранее пышностью и нарядностью

Левая часть иконостаса храма Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Какую полочку приобрести?

Будете ли вы создавать домашние иконостасы своими руками из дерева или приобретете их в мебельном магазине или же церковной лавке, полностью зависит от вас. Если вы хотите купить полку, сделайте это в специализированных православных магазинах. Там имеется более широкий ассортимент иконостасов, да и продавцы всегда подскажут и помогут с выбором. По материалу выделяют деревянные и фанерные полки для икон. Они могут быть одноярусные и многоярусные, прямые и угловые. Существуют даже цельные иконостасы, в которых уже есть святые образы. Но такие полки в основном делают только на заказ. Чтобы понять, как выглядит такой домашний иконостас, фото представлено в данной статье.

Если вы решили создать настоящий красный угол, выбирайте многоярусные полки. На них будет намного легче воссоздать величественную стену со святыми образами, подобно тем, которые установлены в храмах. Какой будет ваш домашний иконостас — угловой или прямой зависит от того, где он будет размещен (на стене или в углу комнаты).

Иконостасы храмов, выполненные мастерами братства. Россия, Египет, Казахстан, Украина, Финляндия.

Каталог иконостасов разделен на две части — в Каталоге иконостасов находятся последние работы, в Архиве иконостасов — выборочные работы Братства за предыдущие десять лет.

    Продолжение Каталога иконостасовАрхив иконостасов

В разделе детальные изображения иконостасов на масштабируемых изображениях можно рассмотреть узоры резьбы в мельчайших подробностях.

    Детальные изображения иконостасов

  1. Иконостас и Горнее Место в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, г. Саранск.
  2. Иконостас, придел и убранство часовни в церкви Рождества Христова с. Шовское, Липецкая обл.
  3. Иконостас и придел в храме в честь Спиридона Тримифунтского, пос. Луховка, Саранск.
  4. Иконостас храма Рождества Пресвятой Богородицы. Курская Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь.
  5. Иконостас в храме Серафима Саровского, г. Курчатов.
  6. Гальванический иконостас и убранство в Успенской церкви (Зачатьевский монастырь), г. Москва.
  7. Иконостас в Соборе Казанской иконы Божией Матери, г.Ставрополь.
  8. Иконостас и убранство Храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в поселке Санаторий «Подмосковье» г.о. Домодедово.
  9. Иконостас и убранство Софийского собора Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты, Казахстан.
  10. Иконостас Казанского кафедрального собора города Элисты, Калмыкия.
  11. Иконостас верхнего храма Богородицерождественской церкви в Костино, г.Королев, Моск. обл.
  12. Иконостас в приделе прп. Иулиании в Рождественском соборе, Зачатьевский женский монастырь, г.Москва.
  13. Иконостас в приделе Димитрия Солунского в Рождественском соборе, Зачатьевский женский монастырь, г.Москва.
  14. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Курская-Коренная пустынь, м.Свобода, Курская обл.
  15. Благовещенский кафедральный собор, г.Воронеж.
  16. Сень в алтаре Благовещенского собора, г. Воронеж.
  17. Преображенский собор Ново-Валаамского монастыря, Финляндия
  18. Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово, г.Москва
  19. Троицкий храм в Мансурово, Курская обл.
  20. Тихвинская церковь, г.Фатеж, Курская область.
  21. Храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев, г.Курск.
  22. Иконостас Никольской церкви, село Крюково, Московская область.
  23. Иконостас Вознесенской церкви, село Раменье, Московская область.
  24. Храм святителя Луки при военном госпитале им.Вишневского, г.Красногорск, Московская обл.
  25. Храм прп.Симеона Столпника (Введение во храм Богородицы) на Поварской (Новый Арбат), г.Москва
  26. Иконостасы в соборе Преображения Господня в Калужской Свято-Тихоновой пустыни.
  27. Иконостас храма в честь прп. Марии Египетской в Свято-Введенской Оптиной Пустыни.
  28. Оформление интерьера в храме Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтечинском скиту.
  29. Оформление интерьера Иверской часовни у Воскресенских ворот на Красной площади в Москве
  30. Церковь Николая Чудотворца, с.Белый Колодезь, Белгородская обл.
  31. Иконостас церкви Иоанна Предтечи в Алексиевском монастыре, п. Золотухино, Курская обл.
  32. Иконостас Алексиевской церкви в Алексиевском монастыре, п. Золотухино, Курская обл.
  33. Иконостас Покровского храма, с.Нижняя Колыбелька, Липецкая область.
  34. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Зачатьевский женский монастырь, г.Москва.
  35. Иконостас Резиденции Московских Патриархов и Митрополитов, г. Москва.
  36. Церковь Воскресения Словущего, г.Павловский Посад, Московская обл..
  37. Царское место в Троицком соборе, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь, г.Кострома.
  38. Храм во имя Святой Троицы, иконостас в приделе свт.Николая, г.Щигры, Курская обл.
  39. Храм равноапп.Кирилла и Мефодия, Курский Государственный Университет, г.Курск
  40. Храм вмч. Георгия Победоносца, г. Видное, Московская обл.
  41. Храм святого великомученика Георгия Победоносца, космодром Байконур, Казахстан.
  42. Церковь Преображения Господня, г.Люберцы, Московская обл.
  43. Феодоровская церковь, Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь, Коломенский район, с.Старое Бобренево, Московская обл.
  44. Храм Покрова Богородицы, с.Покровское, Орловская обл.
  45. Храм апостолов Петра и Павла, г.Санкт-Петербург
  46. Храм Косьмы и Дамиана в Китай-городе, г.Москва
  47. Храм иконы Божией Матери Живоносный Источник, Свято-Успенский мужской монастырь, г.Одесса, Украина.
  48. Иконостас в Братской трапезной, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.
  49. Храм Иоанна Крестителя, г.Когалым, Сургутский район Ханты-Мансийского автономномного округа Тюменской обл.
  50. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Можайском Лужецком Ферапонтовом монастыре, г.Можайск, Московская обл.
  51. Соборный храм Успения Божией Матери Свято-Успенской Святогорской Лавры, г.Святогорск, Украина.
  52. Интерьер храма вмч. Димитрия Солунского, с. Малахово, Раменский район, Московская обл.

Структура и схема классического иконостаса

Классический вариант храмового иконостаса является пятирядным. Рассмотрим, какие характерные особенности и значение имеет каждый из ярусов этого сооружения.

Нижний ряд

В самом низу размещается ряд, который называют «местный». Его основным символом являются Царские Врата, створки которых украшены изображениями Благовещения, а также четырех евангелистов. Существуют также варианты, на которых присутствует только Благовещение с изображениями Богоматери и Архангела Гавриила в полный рост. С правой стороны устанавливается храмовая икона, которая олицетворяет святого или религиозный праздник, в честь которого был освящен храм. А с левой — изображение в честь наиболее почитаемого местного святого. По левую сторону от двустворчатых врат — большая икона Божией Матери с младенцем на руках, а по правую — икона Христа Спасителя. Над Царскими Вратами часто размещается символ Святого Духа — белый голубь в сияющих лучах.

Второй ряд

Следующий ряд известен как деисусный. Другое название — чин. По сравнению с первым его структура более сложная, подразумевающая большее количество икон небольшого формата. Все его сюжеты посвящаются церковному молению Иисусу Христу. Центральное изображение — Спас в силах. С левой стороны располагается икона Заступница. Мария, изображенная в полный рост, держит в одной руке свиток, а взор ее направлен в левую сторону. С правой стороны — икона Иоанна Предтечи, крестившего Христа.

По левую и правую сторону от обеих икон многочисленные изображения пророков, главных Божьих угодников и архангелов.

Третий ряд

Ряд, третий по счету, принято называть праздничным или историческим. В нем представлены все самые главные и знаменательные события Евангельской истории. В разных храмах устройство третьего ряда может содержать различное количество иконописных произведений. Ведущей иконой здесь всегда является Рождество Пресвятой Богородицы. За ней, как правило, следуют:

  • Введение во Храм;
  • Рождество Христово;
  • Сретение;
  • Богоявление;
  • Преображение;
  • Вход в Иерусалим;
  • Распятие;
  • Воскресение;
  • Вознесение;
  • Сошествие Святого Духа;
  • Успение.

Четвертый ряд

Следующий ярус православного иконостаса именуется пророческим. Строение посвящается Ветхому Завету. В центре знаменитая икона Оранта, которая изображает молящуюся Божию Матерь. Пречистая Дева с младенцем Христом на своем лоне в молитве поднимает руки к небесам.

Пятый ряд

Завершающим в классическом иконостасе, характерном для большинства православных храмов, является пятый ярус. Его называют праотеческим, поскольку он посвящается самым знаковым фигурам более давней эпохи — Адама, Евы, Авеля, Моисея и других. В каждом храме выбор праотцов произвольный. Центральный сюжет пятого ряда — Ветхозаветная Троица, которая олицетворяет совет Святой Троицы о самопожертвовании Бога ради искупления грехопадения человечества. В самом верху иконостаса размещается распятие.

Структура и схема классического иконостаса

Классический вариант храмового иконостаса является пятирядным. Рассмотрим, какие характерные особенности и значение имеет каждый из ярусов этого сооружения.

Нижний ряд

В самом низу размещается ряд, который называют «местный». Его основным символом являются Царские Врата, створки которых украшены изображениями Благовещения, а также четырех евангелистов. Существуют также варианты, на которых присутствует только Благовещение с изображениями Богоматери и Архангела Гавриила в полный рост. С правой стороны устанавливается храмовая икона, которая олицетворяет святого или религиозный праздник, в честь которого был освящен храм. А с левой — изображение в честь наиболее почитаемого местного святого. По левую сторону от двустворчатых врат — большая икона Божией Матери с младенцем на руках, а по правую — икона Христа Спасителя. Над Царскими Вратами часто размещается символ Святого Духа — белый голубь в сияющих лучах.

Второй ряд

Следующий ряд известен как деисусный. Другое название — чин. По сравнению с первым его структура более сложная, подразумевающая большее количество икон небольшого формата. Все его сюжеты посвящаются церковному молению Иисусу Христу. Центральное изображение — Спас в силах. С левой стороны располагается икона Заступница. Мария, изображенная в полный рост, держит в одной руке свиток, а взор ее направлен в левую сторону. С правой стороны — икона Иоанна Предтечи, крестившего Христа.

По левую и правую сторону от обеих икон многочисленные изображения пророков, главных Божьих угодников и архангелов.

Третий ряд

Ряд, третий по счету, принято называть праздничным или историческим. В нем представлены все самые главные и знаменательные события Евангельской истории. В разных храмах устройство третьего ряда может содержать различное количество иконописных произведений. Ведущей иконой здесь всегда является Рождество Пресвятой Богородицы. За ней, как правило, следуют:

  • Введение во Храм;
  • Рождество Христово;
  • Сретение;
  • Богоявление;
  • Преображение;
  • Вход в Иерусалим;
  • Распятие;
  • Воскресение;
  • Вознесение;
  • Сошествие Святого Духа;
  • Успение.

Четвертый ряд

Следующий ярус православного иконостаса именуется пророческим. Строение посвящается Ветхому Завету. В центре знаменитая икона Оранта, которая изображает молящуюся Божию Матерь. Пречистая Дева с младенцем Христом на своем лоне в молитве поднимает руки к небесам.

Пятый ряд

Завершающим в классическом иконостасе, характерном для большинства православных храмов, является пятый ярус. Его называют праотеческим, поскольку он посвящается самым знаковым фигурам более давней эпохи — Адама, Евы, Авеля, Моисея и других. В каждом храме выбор праотцов произвольный. Центральный сюжет пятого ряда — Ветхозаветная Троица, которая олицетворяет совет Святой Троицы о самопожертвовании Бога ради искупления грехопадения человечества. В самом верху иконостаса размещается распятие.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни как
отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь
иконоборцев, возникшая в VII веке.
Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры
о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы –
Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых
византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими
государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам –
противникам святых икон.
Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и
крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных
изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы
между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на
иконе лицо, а сам предмет — доску и краски, что являлось профанацией
иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно,
это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным
последствиям для их духовной жизни.
Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к
отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого
иконопочипгания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить
чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от
пагубы язычества.
Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в
себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность
Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности
воплощения Бога Слова.
Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев учили: «…и
чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным,
по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но
почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста
и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь
воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь воздаваемая
образу преходит к первообразному, и поклоняющиейся иконе, покланяется
существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец
наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли
приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских
и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6 ).
Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на
косяках дверей.
Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего
человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося
в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста:
«Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать
всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего
мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие
иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).
Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и
воскресенья пусть она горит и в течение дня.
В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы
размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо
поместить хотя бы одну икону.
Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для
молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону
Спасителя, так как благодарственная молитве после еды обращена к Нему:
«Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».
И последнее.
 

Как правильно расположить иконы в доме или квартире

Для размещения икон в доме сооружают отдельную полочку, на которую ставят изображения святых образов

Устроить полочку с иконами нужно на самом освещаемом и привлекающем внимание месте. С давних времен божественные полотна размещают в дальнем углу комнаты, на восточной стороне

В это место попадает большое количество света, если две образующие угол стены оснащены окнами.

Иконы являются священными изображениями и не должны быть частью бытовых реалий. Образы созданы для диалога со святыми и совершения молитв. Хаотичное собрание икон и другой церковной атрибутики больше похоже на простое коллекционирование, не связанное с духовной составляющей.

История собора

Этот собор был построен при правлении князя Андрея Боголюбского в середине XII века, и для совершения этого дела во Владимир были приглашены самые искусные мастера со всей земли русской и романского Запада. Его строили для хранения иконы Владимирской Божией Матери – покровительницы Руси. Предполагается, что эта икона была написана еще при жизни Самой Богородицы евангелистом Лукой. Потом в 450 году она попала в Константинополь и там пробыла до XII века, а затем была передана в дар Юрию Долгорукому – отцу Андрея Боголюбского. Потом она много раз спасала русские княжеские города от разорений и войн.

Иконостас домашний

Православные, зная что семья – малая церковь, стремятся обустроить здесь уголок, который раньше именовали «красным». Обычно это была восточная сторона дома. Однако сейчас соблюсти традицию удается далеко не всегда.

Как расставить иконы в домашнем иконостасе правильно?

Примерно так же, как это сделано в храме.

Все иконы обычно располагаются вокруг образа Христа. Выше – икона Святой Троицы или крест, если таковой имеется . Справа– образ Богородицы. По сторонам ставят образы святых, чтимых семьей.

Обязательного «набора» икон угодников Божиих нет, все определяется самим верующим, его предпочтениями. При этом не следует «коллекционировать» иконы, помещать дома образы святых, которым не будешь молиться.

Образец домашнего иконостаса

Как сделать иконостас своими руками: видео

Многие покупают их при храмах, или в специализированных магазинах. Изготовить полочку для икон можно также самому, из дерева или фанеры. Иногда иконы просто вешают на стену. Хитрости от мастера в видео: «Полка за час»:

Особенности размещения

Как правило, в помещении оборудуют отдельный угол под наиболее значимые иконы. Они должны быть установлены в стоячем положении. Размещать иконостас следует на специальной полочке в восточной части помещения. Лучше всего установить ее около входной двери – это будет способствовать привлечению положительной энергии. Также подойдет расположение непосредственно напротив входа.

Уголок с образами должен всегда находиться в чистоте. Для этого нужно регулярно проводить уборку, стирать с образов пыль. Естественно, для обеспечения возможности частой уборки саму полочку с образами следует изначально расположить в зоне досягаемости. Пространство возле икон должно быть расчищено – не следует располагать их рядом со светскими предметами, например, картинами или календарями.

Расположение в доме

Лучше всего расположить иконостас в достаточно просторной комнате. Хорошо, если она будет находиться в юго-восточной части здания. Согласно традиции, юго-восточный угол считается самым благоприятным для установки святых образов. Оборудуйте отдельный угол специально под иконостас. Иконы не желательно ставить вблизи фотографий и предметов техники.

Помимо основного иконостаса, можно в разных уголках дома повесить отдельные иконы. Например, часто иконы вешают на стену над кроватью в спальне, а также над детской кроваткой. На кухне также принято вешать образа святых, которым молятся перед совершением трапезы. Иконы святых покровителей можно повесить в каждой комнате. Единственное исключение, где святые образа ставить точно не следует, – это санузел.

Как правильно поставить в квартире

Для расположения святых образов в квартире существуют все те же правила, что и для их размещения в частном доме. Выбирайте место как можно ближе к восточной части. Устанавливать иконы принято на полочку, в отдельном просторном уголке. Уберите из этого уголка все мешающие предметы.

Иконостас не следует ставить около бытовой техники, а также картин и различных плакатов. Само место необходимо держать в чистоте и чистить от пыли.

Что еще располагали на полке для образов?

Домашние иконостасы тех времен также предназначались для хранения святой воды и просфор. Домочадцы прятали за божником Евангелие и помянники (особые книги, в которых хранились имена всех умерших и ныне живущих православных этой семьи). Особо умелые рукодельницы создавали голубей (как символ Святого Духа) из подручных материалов и подвешивали их к иконостасу. В красном углу обязательным было наличие лампад и свечей, которые зажигались во время домашней службы.

Подобный малый храм был в каждом православном доме вплоть до революции 1917 года. После пришествия к власти большевиков люди продолжали молиться, но делали это в тайне. Поэтому от богато украшенных домашних иконостасов оставались лишь несколько образов, которые люди тщательно прятали от чужих глаз, опасаясь гонений. Современный красный угол несколько отличается от того, который создавали наши предки, так как многие из традиций его создания просто-напросто забыты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector