Угодичи. церковь богоявления господня
Содержание:
- Храм в честь Богоявления Господня в с. Богоявление Подворье епархиального женского монастыря
- История[править]
- Судьба храма в эпоху советской власти
- Кировская область
- История
- Наше время
- Современное состояние
- Внутреннее оформление храма
- Режим посещений храма
- Знакомство с храмом
- В наше время Московский Богоявленский монастырь возвращён РПЦ и в нём ведутся богослужения
- Как добраться до храма Богоявления Господня
Храм в честь Богоявления Господня в с. Богоявление Подворье епархиального женского монастыря
1680 г. – в селе богоявление построена деревянная церковь Богоявленич Господня.
1700 г. – царь Петр I дарит Терющевскую волость (в состав входило с. Богоявление) имеретийскому царевичу Арчилу.
1774 г. – «Богоявленская церковь с приделом святого Николая Чудотворца с новыми бревнами, перестроена к освящению, во всем подготовлена» и освещена архимандритом Оранским Димитрием.
1799 г. – большой пожар уничтожил почти все село.
1812 г. – через село Богоявление из Нижнего Новгорода в Арзамас шло народное ополчение, из Арзамаса в Нижний Новгород везли тяжелораненых пленных.
1821 г. – начало строительства новой каменной церкви по проекту О.Монферрана
1822 г. – староста Евдокимов от имени помещика села князя Г.А. Грузинского пишет прошение епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею о помощи в строительстве и получил одобрение владыки.
1826 г. – церковь каменная, с каменной колокольней, построена тщанием князя Грузинского и прихожан. Престолов было три: главный, в летнем храме – во имя Богоявления Господня, освящен в 1846 г; в правом теплом приделе – во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1828 г; в левом – во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящен в 1830 году. В 1902 году построены трапезная и каменная церковная ограда с железными решетками и дверями. Доходы церкви были кружечные и от земли.
Церкви принадлежало: земли усадебной с погостом церковным – 3 десятины, в расстоянии ½ от церкви. Всего 36 десятин. Земля малоплодородная. Сдавалась крестьянам.
1853 г. – после смерти князя Грузинского его дочь графиня А.Г.Толстая дает вольную крепостному из села Богоявление Козину Ивану Андреевичу. Иван Козин уходит послушником в Гефсиманский скит Троице-Сергиевской лавры под именем о.Исидора. Иеромонах о.Исидор был духовным отцом священника и ученого Павла Флоренского, о котором написал книгу «Соль земли».
1859 г. – в Богоявлении открыто духовное приходское училище. Первым преподавателем был дьякон Василий Славницкий.
1879 г. – роспись храма осуществил художник Александр Шмидт, ученик Арзамасской Ступинской школы.
1892 г. – село посетил А.П.Чехов, ехавший в деревню Белая. В январе А.П.Чехов приехал в Нижегородскую губернию помочь голодающим вследствие неурожая 1890 – 1892 гг. крестьянам.
1892 г. – в селе по инициативе местного пристава А.Н. Быкова в октябре была построена часовня, в память чудесного избавления наследника Цесаревича Николая Александровича от грозившей опасности в Японии в 1891 году.
1909 г. – по инициативе священника Рафаила Певницкого было создано потребительское общество, целью которого было снабжать членов более дешевыми продуктами, товаром, сельхозорудием, а также выделением ссуд по низким процентам.
1914 г. – по инициативе Нижегородской Епархии священником Рафаилом Певницким был создан попечительский совет для оказания материальной помощи семьям, чьи кормильцы воевали на фронтах Первой мировой войны.
1922 г. – священник Рафаил Певницкий получает сан протоиерея.
1937 г. – церковь закрыта. Священника П.П.Кряжева и дьякона И.П.Лабутова арестовывают и приговаривают к смертной казни.
1958 г. – пожар в церкви, в результате сгорела колокольня.
1988 г. – церковь Богоявления Господня первой в районе стала восстанавливаться.
1991 г. – владыка Алексий I сопровождал мощи Серафима Саровского и останавливался в Богоявлении около церкви. Он обратился с приветственным посланием и благословением.
2000 г. – церковь Богоявления Господня получает статус памятника истории и культуры Нижегородской области.
2012 г. – при церкви открылся церковно-краеведческий музей.
2013 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил Богоявленский храм для освящения колоколов и провел службу в летнем храме. После его приезда церковь перевели в Архиерейское подворье.
История[править]
В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.
После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.
А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.
В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.
Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.
Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.
Судьба храма в эпоху советской власти
В период 1905-1906 годах власти монастыря разобрали надвратную церковь Иоанна Предтечи семнадцатого века, чтобы соорудить на том месте доходный дом. С приходом советской власти монастырский комплекс был закрыт, усыпальница дворян — разграблена, Разобрана башня монастырской ограды семнадцатого века, колокольня, Алексеевский предел и остальные постройки.
В свое время многие организации и объединения использовали помещения храма под собственные нужды. Так, например, здесь находилось государственное общество «Союзхлеб», исторический музей и Московская книжная палата. В верхнем храме даже устраивали общежитие для учащихся академии горного дела, а в нижнем храме располагались лабораторные помещения Научно-исследовательского института.
Ни одна из них не заботилась о сохранности святыни, они меняли и перестраивали внутреннее пространство по своему желанию — в 30-е годы сняли главу, установили межэтажные перекрытия. Во время Великой отечественной немецкий бомбардировщик упал рядом с храмом, сам он не пострадал, но была разрушена одна из монастырских построек. На ее месте было возведено здание Министерства безопасности, которое заняло кельи и корпус настоятелей. В это время в нижнем храме устроили котельную.
В 80-х годах Богоявленский храм передали академическому русскому хору, которым руководил А. В. Свешников. Дирекция хора обратилась к мастерам архитектурно-реставрационной мастерской, которой руководил в то время Н. И. Даниленко, для подготовки проекта восстановления храма. Именно по проекту Даниленко восстановление собора проводится по сей день.
Помимо архитектурных исследований, в храме работали археологи, открывшие уникальные слои, начиная с 13 века. В них прекрасно сохранились остатки столпов и стен собора 14 века, а также более поздних пристроек, захоронения 13-18 веков.
Кировская область
Богоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, соборМихаила Архангела, церковь (с приделом Богоявления Господня)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Богоявления Господня)Богоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковь»Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Богоявления Господня)Илии Пророка, церковь (с приделом Богоявления Господня)Богоявления Господня, колокольня церквиБогоявления Господня, часовняБогоявления Господня, соборБогоявления Господня, церковь
История
Богоявленский монастырь был основан в Китай-городе еще при . Младший сын благоверного , получив в свое владение Москву, старался украсить её храмами и монастырями, одним из которых стала Богоявленская обитель.
Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, Москва
В этом монастыре, расположенном в настоящее время на площади Революции, главным был храм Богоявления Господня. Первоначально деревянный, после пожаров 1340 года он был возведен в камне и стал одним из первых каменных сооружений, возведенных за пределами Кремля.
По преданию, первым настоятелем монастыря был брат — игумен Стефан. С храмом также связано и имя очень почитаемого в России святителя Алексия Московского, который принял здесь постриг и проводил монашескую жизнь.
Храм Богоявления несколько раз был сильно поврежден, но восстанавливался:
- в 1451 году во время нашествия татарского царевича Мазовши большей частью выгорел, но был восстановлен вскоре;
- после Великого московского пожара 1547 г. и нашествия Девлет-Гирея 1571 г. монастырь и храм снова пришлось отстраивать заново;
- после Смутного времени вся обитель сильно пострадала, и центральный монастырь Москвы новым русским государям пришлось отстраивать вновь.
После всех событий Богоявленский храм был построен с нуля в 1624 году. Став главным храмом Москвы и усыпальницей представителей рода Романовых, он претерпел полную перестройку в стиле «нарышкинского барокко» в период с 1686 по 1694 года. Именно тогда он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.
Другие православные храмы в честь Богоявления:
При монастыре размещался большой некрополь, где были погребены представители таких знатных фамилий, как Шереметьевы, Голицыны, Меньшиковы, Репнины. Среди захоронений была могила отца святителя Алексия Московского Фёдора Бяконта. К сожалению, все надгробия над этими захоронениями были утрачены в советский период.
Наше время
В 90-е годы XX века жизнь Богоявленского собора постепенно вошла в нормальное русло. В 1991 году он получил статус кафедрального. В период с 1991 по 1999 год из храма велись прямые трансляции рождественских и пасхальных богослужений, возглавляемых патриархом Алексием II. Здесь же, в Великий четверг, совершается патриархом чин освящения мира, сваренного накануне в Малом соборе Донского монастыря.
Патриарх Алексий II (1929 -2008)
Сегодня при Богоявленском соборе действует крестильный храм во имя святого Василия Блаженного с баптистерием (помещением для совершения Таинства Крещения), воскресная школа с изучением церковного пения, сестричество милосердия. В самом соборе хранится немало православных святынь, например, таких, как рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, частицы десницы апостола Андрея Первозванного, главы святителя Иоанна Златоуста, почитаемый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и многие другие. Здесь же покоятся два патриарха XX века —Сергий и Алексий II.
Другие материалы о празднике Крещения Господня читайте в рубрике
Современное состояние
Ныне полуразрушенный Богоявленский стоит на месте бывшего села. При нем сохранилось кладбище, которое все еще остается действующим: здесь, как в XIX в., хоронят своих усопших жители деревень, когда-то относившихся к местному приходу. Само здание постепенно разрушается, особенно катастрофические последствия – от постоянно протекающей кровли. Сейчас утрачены главки, кресты, на стенах пока просматриваются остатки росписи, сделанные по канонам классической живописи XIX в. Среди них еще можно различить:
- образ Вседержителя под самым куполом;
- Христос, проповедующий из лодки св. Петра;
- образ Иуды, поцелуем предающего Господа;
- отдельные элементы орнамента на арках.
Однако, приезжающие сюда отмечают крепость самого здания, стены которого от полного разрушения пока далеки. Официально храм относится теперь к селу Большое Ляхово – ведь Богоявления больше нет.
Вид на алтарь. Фото 2008 года
Внутреннее оформление храма
Ввиду того, что храм был сооружен бесстолпным, его внутренний объем кажется более свободным и просторным. Лишенное купольного свода потолочное перекрытие усиливает это ощущение, так же как и наличие девяти больших оконных проемов.
Внутри церкви расположено три престола. Основной престол является посвящением Богоявлению или Крещению Господне. Престол, находящийся в южном приделе, служившем также и теплой зимней церковью, сооружен в память о Преподобном Дм. Прилуцком. В наше время он переосвящен в честь ярославских князей — Василия и Константина. Находящийся в северном приделе престол посвящен Страшному суду.
Все стены храма расписаны ярославскими мастерами, работой которых руководили, как считается, местные «бригадиры» Д.Плеханов и Ф.Игнатьев. Роспись сводов отличает монументальный размах и интенсивный цветовой колорит.
Фрагменты стеновой росписи
Богатейшим расписным ковром смотрятся храмовые стены, сохранившие насыщенный красочный колорит иконописных и растительно-декоративных фресок. Наиболее часто здесь встречаются оттенки золотистого, голубого и красного цветов. А расписанные стены в основном иллюстрируют жизнеописание Христа на основе Евангелие. Около 100 сюжетов показывают ключевые моменты жизни и страданий Иисуса, начинаясь известной проповедью Иоанна Крестителя и заканчиваясь событием Тайной вечери.
Крест Голгофы над иконостасом
Сдержанность тематического иконописного повествования выделяет эту церковь из других ярославских храмов. Но, как и в других храмах, стеновая роспись расположена ярусами – здесь их девять. Верхние шесть ярусов — тематически-сюжетные – идут полосами шириной от одного до двух метров. Далее следует традиционный растительный орнамент, после которого идет полоса храмовой летописи, заканчивающаяся полотенчатым подзором. Оконные откосы выполняют здесь роль столпов. Они посвящены жизнеописанию апостолов.
Сомкнутый потолочный свод основного храма четко разделен на четыре части, соответственно четырехскатному кровельному покрытию. Образующиеся таким образом треугольники содержат крупные иллюстративные картины евангельских празднеств: Воскресение, Вознесение и Успение. Центральное место отведено Предвечернему совету с изображением Христа и Саваофа, Троицы и Богоматери, Иоанны Предтечи и Голгофского креста, задающего центральную ось иконостасу.
Роспись потолочного свода
Шестиярусный церковный иконостас, который как считается, находится здесь с самого начала, вполне может конкурировать с росписью стен по красоте и мастерству исполнения. Выполнен он и установлен уже в начале 18 столетия и являет собой пример модного тогда украинского барокко. Его позолоченная резьба с виноградными гроздьями очень стильно сочетается с фресковыми стенами и создает ощущение гармонии, покоя и незыблемой красоты. Фигуры ангелов, украшающие центральную иконостасную часть, несколько грубоваты и близки к народному творчеству. В начале 19 века нижний ярус иконостаса был переделан.
Иконостас
Святынями храма является список «Неупиваемой чаши». Также особо почитаются частицы мощей и иконы святых Пантелеймона и Матроны Московской, Николая Угодника, Ярославских Василия и Константина, и т.д.
Режим посещений храма
Храм, считающийся одной из главных жемчужин не только Ярославля, но и всего Золотого кольца России, пользуется паломническим и туристическим спросом. Поскольку он является действующим храмом, то в нем проводятся богослужения по будням и по выходным дням. Храм открыт для посещений с 9.00 до 16.00 все дни, кроме понедельника и вторника.
Главки Богоявленского храма в небе Ярославля
Но, все-таки, перед планируемым посещением лучше сверить время работы с официальным сайтом, особенно это касается праздничных дней. Кстати, у храма есть группа в Контакте, где можно ознакомиться с интересными новостями, увидеть фотографии и видеоролики, узнать полное расписание богослужений.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Знакомство с храмом
Елоховская церковь притягивает взгляд и погружает в светлые мысли. Талантливый архитектор построил в Елохове Богоявленский собор в стиле классицизма с элементами ампира и эклектики.
Архитектура собора
Колонны и лепнина, позолота и высокие сводчатые окна, разнообразные объемы и строгие вертикальные линии гладких стен – все характерные признаки стилей воплощены при создании храма Богоявления.
Богоявленский собор – поднятый на высокий подклет четверик (четырехугольное сооружение), завершенный монументальным пятиглавием высотой 56 метров, площадью 1164 кв.м и вместимостью 3000 человек.
Главный купол пирамидальной формы установлен на мощной световой ротонде с фонариком (вид круглого сооружения, окруженного колоннами и увенчанного куполом). Ротонда украшена сдвоенными колоннами и большими проемами сводчатых окон с мелкими переплетами. Легкое и воздушное сооружение словно парит в ясном небе. По бокам – четыре подобных купола с цилиндрическими барабанами.
Гладь фасадов контрастирует с пышными сдвоенными колоннадами и портиками, украшенными пилястрами. С северной и западной сторон Елоховский храм опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделен на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами и нишами. Окна обрамляют наличники с парными треугольными фронтончиками.
Внутреннее убранство
Вход в Богоявленский собор через просторный притвор колокольни ведет в широкую трапезную с низкими сводами, соединенную проходом с основным храмом. Собор освещается 12 арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проемов в стенах.
Центральный купол ротонды украшает композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. По кругу барабана – образы русских святых, 12 угодников Божиих. На сводах – святые евангелисты: Матфей и Марк, Иоанн и Лука, а также сюжеты из Нового Завета.
Величественная ротонда, которая опирается на гигантские арки, целиком покрывает храмовое пространство. Тяжесть Богоявленского собора принимают на себя четыре мощных столпа, поддерживающие арки.
На западной стене собора – две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними – изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф».
Главный алтарь православного собора в Елохове посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела – святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы. В главном алтаре – настенные росписи: «Сошествие Святого духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста».
18-метровый пятиярусный иконостас, выполненный в традиции русской резьбы и украшенный позолоченным растительным орнаментом, вмещает 65 икон. Царские врата украшены медальонами с изображением Божьей Матери, архангела Гавриила и евангелистов.
В местном ряду – образы «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы» и «Спаситель, Святое Богоявление Крещение Господне» в серебряных окладах.
Колокольня
Колокольня собора – удивительной красоты вертикальное сооружение высотой 65 метров, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.
Последний регистр колокольни венчает легкая золоченая маковка с крестом. Белый архитектурный декор сооружения усиливает впечатление воздушности и невесомости. Стройная колокольня полностью гармонирует с храмом.
17 колоколов Богоявленского собора массой 6800 кг звонили даже в самые тяжелые для церкви годы. Самый большой из колоколов отлит в 1900 году на московском заводе Самгина.
Церковь официально не закрывали, а при запрете советской власти на колокольный звон в алтаре собора оборудовали небольшую звонницу. В 80-е годы прошлого века звонарей Елоховского собора пытались заменить «звонарной машиной», но автомат постоянно ломался, и тогда на колокольню вернулись люди.
В наше время Московский Богоявленский монастырь возвращён РПЦ и в нём ведутся богослужения
В 1982 году монастырский комплекс передали русскому хору имени Свешникова.
1982
в этом году монастырский комплекс передали русскому хору имени Свешникова
В это же время проводится комплекс реставрационных и археологических работ.
В результате обитель приняла облик, близкий к первоначальному, а на её территории обнаружили артефакты разных исторических эпох.
Башня Богоявленского храма, 2015 год. В 1980-е года Оставшиеся постройки Московского Богоявленского собора отреставрировали
Возвращение главного храма монастыря РПЦ состоялось в 1991 году. С этого момента началось восстановление московского Богоявленского монастыря как культового комплекса. К монастырю приписали несколько храмов и часовен, открыли учительскую семинарию, выпускавшую социальных педагогов.
Храм Богоявления Господня в 1991 году вернули РПЦ.
На 2021 год из персональных построек монастыря в сохранности находились: собор Богоявления с колокольней, нижний храм Казанской иконы Божией Матери, кельи монахов и палаты настоятеля. Три белокаменных портала украшают собой. 5 метра — это их высота.
Некрополь Московского Донского монастыря. При Московском Богоявленском соборе работал некрополь. В 1930-х года надгробия, представляющие историческую ценность, вывезли в Московский Донской монастырь. Остальные могилы разграбили
Интерьеры собора украшены керамикой, мозаикой и живописью. Рядом с оградой монастыря установлен памятник братьям Лихудам. Его установили в 2007 году. Кроме того, до 1930-х годов на территории обители размещался некрополь.
2007
в этом году рядом с оградой монастыря был установлен памятник братьям Лихудам
Здесь стояли усыпальницы знатных российских родов. Это Шереметьевы, Ромодановские, Репнины и т.д. В советское время они их разграбили, а наиболее ценные в качестве памятников культур переместили в Донской монастырь.
Как добраться до храма Богоявления Господня
Собор расположен в центре Москвы, недалеко от Кремля. Добраться сюда удобней на метро:
От станции «Площадь революции».
У станции два выхода, чтобы попасть к собору, необходим выход к Красной площади, улицам Ильинка, Никольская, магазину Детский мир, Гостиный Двор. Дальше подняться на эскалаторе.
От станции «Китай-город».
Над выходом с лестницей расположена вывеска «Выход в город»: к улице Маросейка и Ильинка, Новой площади, Гостиному Двору, Политехническому музею. Поднявшись по лестнице, затем на эскалаторе, выходите в длинный переход, повернув налево, идете до конца. Выход из метро расположен в начале улицы Ильинка, по которой надо пройти до Богоявленского переулка, где и расположен храм.
Контактные данные
Собор расположен по адресу: Москва, Богоявленский переулок, дом 2/6 строение 4. Телефон,. Кроме того, для связи с прихожанами у храма есть электронный адрес, который можно узнать на официальном ресурсе святыни.