Житие святого дионисия и значение в православии, икона и тексты молитв

Когда богословские труды св. Дмонисия стали популярны и благодаря кому

   Это произошло в 533 году, во время спора с монофизитами, кои и обнародовали эти труды, пытаясь в них найти основания своему ложному учению. Впрочем, тщетно, поскольку затем многие святые отцы (преп.Анастасий Синаит; свят.Софроний Иерусалимский; преподобные Феодор Студит; Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин) ссылаются на сии труды святого Дионисия, как на строго православное учение.

Преподобный Иоанн ДамаскинБогатенко Яков Алексеевич (1880–1941)1905 г.Дерево, темпера18 × 14.5 смМузей музыкальной культурыимени М. И. Глинки, Москва, Россия

   Причем, эти святые объяснили, в чем состояло злонамеренное стремление еретиков сделать святого Дионисия своим «сообщником». Так, к примеру, святой говорит о «богомужнем действии во Христе». А еретики монофизиты и монофелиты, ложно учащие, что во Христе лишь одна природа (Божественная) и лишь одно действие, говорят уже о «единомбогомужнем действии». Сим злонамеренно вставленным ими словом «едином» искажая святоотеческий текст.

 Следует также сказать, что несмотря на свидетельства столь многих святых, признающих авторство св. Дионисия Ареопагита, вопрос о подлинности его творений под названием «КорпусАреопагитикум» до сих пор дискутируется в научно-богословских кругах. Как правило, этими шибко учеными авторство «Корпуса» приписывается разным еретикам, в основном, монофизитам, кои сии творения и обнародовали.

   Причем, эти ученые противоречат сами себе, приписывая авторство то одному, то другому еретику. Поэтому им стоит поспорить между собой, а не с нами, православными. Которые строго блюдя святоотеческое наследие, правоверно считают, что писатель сих творений один и тот же святой – Дионисий Ареопагит. Да и кто же мог столь возвышенно писать о неисследимом Божестве, как не Дионисий, еще в ареопаге вдохновленный проповедью апостола Павла о неведомом Боге (ср.Деян.17: 22-23)!

   А то, что монофизиты впервые обнародовали труды св. Дионисия, еще не о чем не говорит. Многие творения святых с течением времени были утеряны. Но бывало и так, что, казалось бы, утерянное иногда находили, например, в библиотеках древних монастырей. Возможно, так был найден и «Корпус Ареопагитикум»; найден монофизитами в одном из их монастырей, который, впрочем, ранее был православным.

ДИОНИСИЙ (художник)

ДИОНИСИЙ

(ок. 1440 – после 1503), русский художник, мастер фрески и иконописи. Также по теме: ИКОНА ПРАВОСЛАВНАЯ

О биографии Дионисия практически ничего не известно. Первый крупный заказ он получил между 1467 и 1476, когда украсил фресками и иконами церковь Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре; Дионисий работал здесь под началом старшего мастера, Митрофана, однако завоевал уже достаточный авторитет, поскольку летопись упоминает обоих художников как «пресловущих паче всех» (т.е. славнейших). Известно также, что он писал фрески и иконы в Успенском соборе Московского Кремля (1481, совместно с Тимофеем, Ярцом и Коней), что свидетельствует о его высокой репутации при дворе великого князя московского Ивана III, а также в церкви Успения Богоматери Иосифа-Волоколамского монастыря (после 1485, совместно со своими сыновьями у учениками – Феодосием и Владимиром – и старцем Паисием) и в Павлово-Обнорском монастыре (близ Грязовца на Вологодчине; 1500). Среди этих произведений, сохранившихся на месте либо перенесенных в музеи, бесспорно принадлежащими кисти Дионисия считают: фрески Похвальского и Петропавловского приделов, жертвенника и алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, а также иконы – Богоматерь Одигитрию

из Вознесенского монастыря Кремля (1482),Митрополита Алексея в житии (обе – в Третьяковской галерее) иМитрополита Петра в житии (Успенский собор Московского Кремля),Распятие иСпаса в силах из Павлово-Обнорского монастыря (обе иконы – в Третьяковской галерее).

Для стиля Дионисия типичны более грациозные (в сравнении со стилем Рублева) и значительно более удлиненные по пропорциям фигуры, прохладные (в особенности во фресках) колористические гаммы с преобладанием изысканных светлых оттенков, тяготение к идеальной красоте ликов, как правило, лишенных этнической – греческой или русской – характерности. Явственней всего эти черты, вкупе с декоративным чутьем мастера, проступают в самом масштабном его творении – в исключительно хорошо, практически без поновлений сохранившихся росписях собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, которые он создал в 1502 вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром (что касается икон из этого собора, то самые ценные их них находятся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее). Сюжетно здесь доминируют сцены земной жизни Богородицы вкупе с символическими мотивами из ее акафиста (созданного в 6 в. Романом Сладкопевцем); все в целом слагается в зрительный гимн Свет неизреченно Родившей

, исполненный удивительной духовной гармонии и грациозного благородства форм. Краски буквально излучают свет, во многом благодаря тому, что белый цвет впервые в древнерусском искусстве обретает самоценное звучание.

Также по теме:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Будучи человеком вполне мирским (известен исторический анекдот о том, как он согрешил в Пафнутьевой обители тем, что принес туда жареную баранью ногу, т.е. еду в высшей степени не монастырскую), Дионисий, тем не менее, прославился среди современников как «изящный и хитрый» изограф. Его высоко ценил преподобный Иосиф Волоцкий, возможно, именно ему адресовавший свое Послание иконописцу

(конец 15 в.), написанное в защиту икон против еретиков.

Влияние мастера породило в 16 в. целую традицию или «школу Дионисия», к которой принадлежал, в частности, его сын Феодосий (известнейшее произведение последнего – росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1508).

Также по теме:

ИКОНА

Весенний Денис

Такая натура очень нравится дамам, он вспыльчив в меру, немного эгоистичен, эмоциональный и немного ветреный. В душе же это маленький котенок, который только и ждет, чтобы его приласкали, и если женщина это поймет, то она раскроет его на все сто процентов. Он практически не общается с друзьями, выделив некоторых из них, ему этого бывает достаточно. Для такого Дениса прекрасным сочетанием станет уверенно шагающая по жизни женщина, которая сможет сохранить уют в доме без его участия и сделает семью дружной и крепкой. Практически все заботы о доме и детях лягут на плечи этой женщины, Денис же будет как сторонний наблюдатель в этом браке.

Источники

  • Аристофан, Ахарны .
  • Саймон Голдхилл, «Великая Дионисия и гражданская идеология», в « Ничего общего с Дионисом»? Афинская драма в ее социальном контексте , ред. Джон Дж. Винклер и Фрома И. Цейтлин. Princeton: Princeton University Press, 1990. ISBN  0-691-06814-3.
  • Сьюзан Геттель Коул , «Шествие и празднование в Дионисии», в « Театр и общество в классическом мире» , изд. Рут Скодел . Анн-Арбор: University of Michigan Press, 1993. ISBN  0-472-10281-8
  • Джеффри М. Хервит. Афинский Акрополь: история, мифология и археология от неолита до наших дней . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999. ISBN  0-521-42834-3
  • Микалсон, Джон Д. (1975), Священный и гражданский календарь афинского года , Princeton University Press. ISBN   .
  • Сэр Артур Пикард-Кембридж. Драматические фестивали Афин . Оксфорд: Clarendon Press, 1953 (2-е изд. 1968). ISBN  0-19-814258-7
  • Роберт Паркер. Афинская религия: история . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1996. ISBN  0-19-814979-4
  • Карл А.П. Рак. IG II 2323: Список победителей в комедиях Дионисии . Лейден: Э. Дж. Брилл, 1967.

Преподобный Дионисий Радонежский, дата памяти 25 мая

Он родился в городе Ржеве и был современником первого русского патриарха Иова. Мальчик рано остался сиротой и получил образование в монастыре, после чего принял постриг. Вскоре его назначили настоятелем Старицкого Успенского монастыря. Сюда же был сослан самозванцем Святитель Иова. Он был встречен здесь преподобным Дионисием, так как подобает святительскому сану.

В 1610 году архимандрит Дионисий был избран настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. В то время в стране царила смута. Лавра находилась в осаде. Преподобным Дионисием была организована оборона монастыря. Он стал соавтором воззвания к русскому народу, которое всколыхнуло освободительное движение.

Преподобный занимался и исправлением богослужебных книг. Но враги обвинили святого Дионисия в искажении переводов. После клеветы его арестовали и подвергли пыткам. Все издевательства святой переносил со смирением. Пересмотреть приговор для преподобного Дионисия стало возможным только после возвращения из плена патриарха Филарета. Святого полностью оправдали. В 1633 году он мирно отошел ко Господу.

Икона Преподобного Дионисия Радонежского

Именины Дениса в 2021 по церковному календарю

  • 17 Января Дионисий Ареопагит, священномученик, епископ, Афинский (70 апостолов)
  • 6 Февраля Дионисий Олимпийский, преподобный
  • 5 Марта Дионисий Валаамский, преподобномученик
  • 23 Марта Дионисий Коринфский, мученик
  • 28 Марта Дионисий Кесарийский Палестинский, мученик
  • 29 Марта Дионисий праведный
  • 4 Мая Дионисий Пергийский (Памфилийский), мученик
  • 19 Мая Дионисий Фракийский, мученик
  • 25 Мая Дионисий Радонежский, архимандрит
  • 31 Мая Дионисий Лампсакский, мученик
  • 10 Июня Дионисий Петушков, иеросхимонах, преподобномученик
  • 14 Июня Дионисий Глушицкий, игумен
  • 16 Июня Дионисий Византийский, мученик
  • 8 Июля Дионисий Афонский, преподобный
  • 9 Июля Дионисий Суздальский, архиепископ
  • 13 Августа Дионисий Ватопедский, преподобномученик
  • 17 Августа Дионисий Ефесский
  • 31 Августа Дионисий Требийский, мученик
  • 6 Сентября Дионисий, архиепископ, святитель, Закинфский (Перенесение мощей)
  • 12 Сентября Дионисий Островский, преподобный
  • 19 Сентября Дионисий Александрийский, мученик, чтец
  • 16 Октября Дионисий Печерский, Щепа, затворник, иеромонах
  • 18 Октября Дионисий Александрийский, исповедник, епископ
  • 25 Октября Дионисий Глушицкий, игумен
  • 28 Октября Дионисий Суздальский, архиепископ
  • 4 Ноября Дионисий Ефесский
  • 14 Ноября Дионисий Глушицкий, игумен
  • 23 Ноября Дионисий Щегопев, иерей, священномученик
  • 2 Декабря Дионисий, мученик
  • 3 Декабря Дионисий Доростольский, мученик
  • 12 Декабря Дионисий, священномученик, епископ, Коринфский
  • 30 Декабря Дионисий, архиепископ, святитель, Закинфский

Все даты указаны по новому стилю!

Церковная форма имени и ее происхождение

Дионисий. Это имя породил древнегреческий язык. Еще в дохристианские времена имя означало «посвященный Дионису». Это было божество растительности, а также земледелия (в том числе виноделия и конечно, вдохновения, благодаря чему его очень чтили многие театральные актеры).

Сельские дионисии

Первоначально это был сельский праздник в Аттике. Вероятно, фестиваль проводился в честь выращивания виноградных лоз. Некоторые историки, культурологи и мифологи полагают, что это древнейший праздник, изначально не связанный с Дионисом.

Сельские (малые) дионисии отмечались зимой, в месяце Посейдеоне. Деревенское население праздновало дионисии в честь первого разлива и дегустации свежего вина.

Одно из живых и колоритных описаний фестиваля дал Аристофан в своей комедии “Ахарняне”. Он описывает торжественную процессию с целью жертвоприношения, в которой принимали участие несколько уважаемых семей.

На сельских дионисиях население веселилось вовсю. Танцоры танцевали, сопровождая эффектные “па” смешными телодвижениями, и шутили (многие из этих шуток были на грани фола). Эти деревенские увеселения, как ни странно, были предтечей драматической поэзии.

Странствующие актеры, собравшиеся в труппы, разыгрывали пьесы. Обычно брались за основу пьесы, которые уже ставились в городе, и имели успех, но странствующие актеры показывали ее по-своему — так, чтобы сюжет был понятен простодушным сельским жителям.

Одним из самых забавных увеселений на сельских дионисиях были асколии. Потехи ради мальчики-подростки на одной ноге прыгали по мехам, вымазанным маслом.

Одновременно в столице Греции и в Элевсине проводился фестиваль алоя (пожинки). На этом празднике Дионис чествовался одновременно с Деметрой и Персефоной.

В разных городах Аттики празднества проводились в разные дни. При этом за весь сезон зрители могли посещать сразу несколько праздников. Афинские граждане имели возможность выехать за город, если в другое время у них не было такой возможности.

В месяце гамелионе праздновали ленеи — особый фестиваль, который был своеобразным продолжение сельских дионисий. Изначально ленеи были сельским фестивалем ленейского округа, но с течением времени его начали праздновать и в Афинах, и в афинских окрестностях. Центром фестиваля был пир, который устраивался за счет государства. Щедро лилось вино, разыгрывались трагедии и комедии.

Утраченные работы

У исследователей большое сожаление вызывает тот факт, что многие известные работы Дионисия не дожили до нашего времени. Например, речь идет про икону «Страшный суд». Эта фреска была расположена на западной стене Богородице-Рождественского собора. К сожалению, фигура Иисуса Христа, которая была изображена на фреске, со временем оказалась утрачена из-за желания более поздних хозяев собора сделать дополнительное окно.

Знаковым для Дионисия стало знакомство с преподобным Иосифом Волоцким, которое произошло в Пафнутьевом монастыре. Основав свою обитель, Иосиф уговорил героя нашей статьи расписать и ее. Так, в описи монастырского имущества, которая относится к 1545 году, утверждается, что Дионисий создал для соборного храма большой деисус, то есть группу икон, в центре которых изображен Иисус Христос, а по бокам от него Иоанн Креститель и Богоматерь. Также мастер создал пророческий и праздничный ряды, украсил царские врата, изобразив на них традиционный библейский сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Всего, согласно той же описи, в обители оставалось 87 икон, написанных Дионисием или работниками его артели.

Когда празднуют православные именины Дионисия

По Святцам, почти в каждом месяце церковного календаря есть упоминание святого Дионисия и день, посвященный памяти его. Мы предлагаем узнать вам о самых известных представителях этого имени, чью память чтят в православии. Так вы сможете выбрать наиболее подходящего покровителя для своего сына согласно Святцам.

17 января, 16 октября. Дионисий Ареопагит

Священномученик. Имя этого святого старца известно православным людям как одного из Апостолов от семидесяти. Родившись и отучившись в Афинах, он много странствовал. В Египетских своих странствиях Дионисий стал свидетелем, как солнце затмилось в момент распятия Иисуса Христа. Позднее, вернувшись в Грецию, он был избран в члены Ареопага – древнейшего совета мудрецов.

Столкнувшись с апостолом Павлом, Дионисий уверовал во Христа, при этом стал верным последователем его, выбрав Павла своим духовным наставником. После казни Павла Дионисий, несмотря на гонения со стороны римлян, продолжал нести свет христианского учения, пока не был схвачен и подвергнут чудовищным пыткам. От него требовали отречься веры и предать Христа, но Дионисий не отказался от своих убеждений. За это римляне обезглавили его.

За свою жизнь Дионисий Ареопагит написал немало богословских текстов, которые дошли стараниями его сподвижников до наших дней. Все они имеют большое значение для христианства, поясняя многие важнейшие моменты канона.

25 мая. Дионисий Радонежский, Преподобный

Один из почитаемых в православии святых был настоятелем Свято-Успенского монастыря в городе Старице. До этого Дионисий был священником в одной из церквей, но после того как в начале 17 века его жена и сыновья отдали Богу душу, он принял монашеский постриг.

С его историей связана жизнь первого Московского патриарха Иова, которого царь-самозванец Лжедмитрий Первый сослал в монастырь в вечное заключение. Но Дионисий Радонежский воспротивился воле самозванца, поэтому тепло отнесся к Иову. Он втайне ото всех помогал патриарху, делясь с ним богословскими книгами и пищей, создал для него комфортные условия. Когда Иов умер, Дионисий установил надгробие на его могиле. В нелегкие для России времена Смуты Дионисий Радонежский был настоятелем Троице-Сергиевой лавры. Он сделал все, чтобы сохранить обитель и восстановить ее после осады Лжедмитрия Второго.

Другие даты в православных Святцах, связанные с именинами для Дениса:

Работа в северных монастырях

После успеха в Москве Дионисий-иконописец получил прозвище «преизящного мастера». А в Патерике Волоколамского монастыря он упомянут под титулом «Мудрый». Да и другие письменные источники пестрят хвалебными упоминаниями о его таланте и уме. По всей видимости, именно ему посвящает свой трактат видный общественный деятель того времени, писатель Иосиф Волоцкий. После 1486 года мастер, возможно, с теми же товарищами по артели, расписывает церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре под Москвой. Но наиболее ярко творчество Дионисия проявилось после 1500 года, когда он работал в северных и заволжских обителях. Под конец жизни мастер трудился вместе с двумя сыновьями и, возможно, с другими своими учениками. К сожалению, о многих работах Дионисия нам говорят только летописи. Он расписывал Павло-Обнорский, Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский монастыри. Также известно, что мастер рисовал иконостас Спасо-Каменного монастыря под Вологдой.

Значение мистерий

Для логичного, рационального мировосприятия греков фигура Диониса была нелепой, дикой, неожиданной и чудовищной. Его культ не прививался. Но именно по этой причине он, и, в частности, дионисийские мистерии и стали такими популярными. Как бы над этим божеством ни смеялись философы, народ любил вакханалии.

Нельзя было противиться Дионису. Противление этому божеству означало подавление в себе всех своих внутренних импульсов — всего того витального, живого, животного, что есть практически в каждом человеке.

Вакханалии позволяли человеку разнуздываться, вести себя не так, как того требует общество, а как хочется; они позволяли поддаться сексуальному импульсу, выйти из всех запретов, порвать все путы и сломать все оковы.

Согласно Еврипиду, никакого спасения в дионисиях (и в частности — в мистериях) не было. Он упоминал только о том, что природа часто оказывается сильнее разума. По его мнению, женщины были гораздо ближе к природу, витальности и естеству, и поэтому им дионисийская стихия открывалась гораздо быстрее. Недаром Дионис брал в свои поклонницы исключительно женщин.

Дионисийские вакханалии запомнились как кошмар и ужас (бегущих менад боялись так же сильно, как воинов и царей). Также они запомнились тем, что там были нарушены фундаментальные запреты человеческого бытия. Первым из этих запретов был сексуальный: на

оргиях менад, на вакханалиях никакие запреты не соблюдались. При этом женщина в сексуальном контакте выступала как активная сила, что для античной цивилизации было совершенно немыслимо.

Еще нарушался запрет на поедание сырого мяса, на съедение еще живого животного. Вакханки ели от живой плоти — причем, они разрывали животных, как это делают пираньи и акулы.

Дионисийство обозначало постоянное возрождение, бессмертие — приобщаясь к этому культу, греки словно становились частью божества, трижды рожденного. Это была надежда на возрождение через смерть, и на преодоление пропасти между человеческим и божественным.

Согласно Диодору Сицилийскому, существовали посвящение в дионисийские мистерии — орфические посвящения. Согласно орфическому преданию, древнейшим жрецом Диониса был Орфей.

Также в предании рассказывается о том, что после рождения, Дионис был отдан на воспитание титанам. А те разорвали его на части и съели.

У этого предания есть несколько вариантов продолжения. Согласно орфическому преданию, Зевс, разгневавшись, убил титанов, а из их пепла были созданы люди. Именно по этой причине в каждом человеке имеется жуткая титаническая природа (природа пожирателя жизни, и природа самого Диониса, природа жизни). Все эти природы борются в каждом человеке. Главная задача мистерий заключается в освобождении жизненной природы и в уничтожении титанической (или демонической) природы.

Современные приспособления

Фестиваль вдохновляет людей в наши дни, как праздник человечества (см. Ницше или Аристотель ) и экспозиция культуры. Центр творчества Университета Хьюстона каждую весну выпускает и проводит адаптацию. Цель проекта — обучать и развлекать, а адаптации иногда выходят за рамки греческого театра для вдохновения (например, весенняя адаптация Илиады 2013 года под названием Ilium ). Коллабораторы стекаются со всей Америки, а сами постановки довольно популярны, распродажа во всех местах, где есть билеты.

Классический клуб Нью-Йорка через факультет классики Университета Фордхэм ежегодно в апреле проводит конкурс, на котором группы старшеклассников создают уникальные адаптации одной и той же пьесы. Конкурс направлен на привлечение темы и стиля старинных пьес с новой силой и доступной, заставляющей задуматься рамкой. Участвуют несколько известных школ области, в том числе Stuyvesant и Regis . Адаптация сокращена до двадцати минут, а исходные пьесы включают «Вакханки » Еврипида и весь сборник « Метаморфоз» Овидия .

Образовательная благотворительная организация The Iris Project ежегодно проводит фестиваль Дионисии с учениками восьмого класса из школы Чейни, которые адаптируют и модернизируют пьесы Аристофана. Фестиваль обычно проводится в колледже Корпус-Кристи в Оксфорде.

Современные последователи эллинизма (религии) отмечают Дионисию как праздник и используют версию аттического календаря для его расчета.

Святой покровитель Денисов

Имя «Дионисий» в русской транскрипции звучит как «Денис». Многие имеют его своим небесным покровителем. Но отнюдь не все, поскольку имя Дионисий носят еще и другие святые.

 Как же в таком случае определить, у кого же из наших Денисов именины именно 16 октября? Существует такое правило определения сего Дня. Необходимо посмотреть по церковному календарю память какого тезоименитого нам святого будет ближайшей после дня нашего рождения. Этот-то святой и является нашим небесным покровителем.

Поэтому всем, кто родился с 1 сентября по 16 октября покровительствует священномученик Дионисий Ареопагит. 

Остальные Денисы, родившиеся с 17 октября по 31 августа (это день памяти мученика Дионисия Требийского), имеют своими покровителями других Дионисиев. 

Основные направления деятельности Дионисия и их результаты.

Результатом данной деятельности стали росписи:

  • Собор Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)
  • Успенский собор в Москве( 1481)
  • Работа в Иосифо-Волоколамском монастыре: роспись церкви Успения Богоматери

(фрески не сохранились, так как собор был полностью перестроен в 17 веке)

Росписи и иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (совместно с сыновьями Феодосием и Владимиром)

Другим направлением деятельности Дионисия стала иконопись. Он создавал и отдельные иконы, и целые иконостасы. И здесь проявились его особенности черты иконописания: произведения носили праздничный характер, даже парадность, отражая эпоху расцвета Руси. Краски светлы, фигуры изящны, а лики прекрасны. Образы чисты, смиренны, призывающие к духовному очищению.

Результат данной деятельности – множество икон, созданных мастером. Правда, дошло до нас лишь их небольшое количество. Вот некоторые из икон.

  • Сошествие в ад, 1495—1504 гг. Русский музей.
  • Распятие, 1500
  • Митрополит Алексий с житием( Третьяковская галерея)
  • Митрополит Пётр с житием (музеи Московского Кремля)
  • Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492 («Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда».
  • «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском кремле, 1482

Таким образом, Дионисий — один из талантливых иконописцев, художников эпохи расцвета централизованного государства. Его росписи, иконы — свидетельство неповторимой, индивидуальной манеры, ставшей образцом для его последователей. Его творения — это песнь в красках, прославляющая добро и красоту. Идея величия России, восхваление её, прославление её истории – всё это сделало произведения Дионисия настоящим достоянием России и всего мира. Не случайно 2002 год,  когда исполнилось 500 лет росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, ЮЕЕСКО объявило годом Дионисия.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Сошествие в ад. 1495—1504 гг. Русский музей.

Распятие. 1500

Алексий, митрополит Московский с житием, начало 16 века.

Митрополит Пётр с житием , 1480-е годы (музеи Московского Кремля)

Богоматерь Одигитрия», Вознесенский монастырь Московского Кремля, 1482

Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492

Евангельские сцены, роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1495-1496.

Ферапонтов монастырь 1397г. Вологодская область.

Ферапонтов монастырь. Слева направо: собор Рождества Богородицы (1490), колокольня (17 в.) и церковь Благовещения (1530—1534).

Николай Чудотворец..Собор Рождества Богородицы (1495-1496)). Фрески Дионисия.

Успенский собор в Москве.1475-79.Автор проекта Аристотель Фиораванти.

Фрески Дионисия в Успенском соборе.

Голова неизвестного святого. Фреска в Соборе Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь( основан в 1448). Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Калужская область.

Сыновья Дионисия

Серьезную помощь и поддержку своему отцу оказывали его сыновья, которых звали Феодосий и Владимир. Вся живопись рубежа XV-XVI веков характеризуется творчеством героя нашей статьи и двух его сыновей. Интересно, что в отличие от многих своих предшественников, которые сами были монахами, работая в монастырях, Дионисий оставался мирянином. Возможно, и умер в этом статусе, хотя большинство биографов считают, что он все-таки принял монашеский постриг перед смертью.

Своих сыновей Дионисий сам обучил непревзойденному искусству иконописи, вместе они работали в разных уголках Руси. Например, вместе расписывали каменную церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколомском монастыре, заложенную в 1484 году, на следующий год она была освящена. Тем же летом Дионисий и расписывал ее вместе с сыновьями.

Активным продолжателем дела отца стал его младший сын Феодосий, которого в 1508 году пригласил великий князь Василий III, чтобы расписать Благовещенский собор в московском Кремле. Там можно было увидеть лики Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, византийских императриц и императоров. Все это символизировало преемственность власти московских князей.

Феодосий также прославился, как оформитель церковных книг по библейским сюжетам. Именно с его именем многие ассоциируют появление старопечатного орнамента. А вот про творчество старшего сына Дионисия Владимира ничего неизвестно. По самой распространенной версии, он приняли монашеский постриг под именем Вассиана.

Происхождение имени Дионисий

Как и многие другие традиционные христианские имена, Дионисий – наследие греческой традиции. Зародилось это имя задолго до христианства, при этом означало принадлежность носителя богу Дионису.

Из греческого языка это имя перешло в большинство языков индоевропейской группы.

В России это имя, благодаря православной традиции и святцам, широко распространено, но претерпело некоторые изменения. Дионисий – устаревшая форма. Сейчас так называют младенцев лишь при крещении, а в обычной жизни используют мирскую форму – Денис. По статистике, из десяти тысяч младенцев-мальчиков 172 ребенка – Денисы. Такие данные лишь подтверждают тенденцию возрастания популярности исконных православных имен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector