Преподобный иосиф волоцкий

ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА…

Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели её стены. И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре. И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у хозяина Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.

Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв

Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд. Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом. Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.

Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами. В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время. Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.

И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих  стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.

Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады

В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.

Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и монастырские службы – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и вышеестественной красоты.

Святыни, хранящиеся в обители – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.

И каждого Господь утешает в его нужде так, как угодно Его всесвятой воле.

Тихие, немноголюдные будничные службы и торжественные церковные праздники, кропотливый летний труд в монастырском саду, на пасеке и в огороде и морозное, снежное Рождество с детскими ёлками, представлениями и подарками, занятия в сельской школе, беседы со специально приезжающими в обитель студентами и скаутами, сотрудничество со следственным изолятором и местной прессой, труды по восстановлению и реставрации икон, росписей и памятников архитектуры, издательская деятельность и социальное служение – так в молитве и трудах проходит жизнь братии монастыря. И в каждом деле молитвенно вспоминается преподобный игумен этого места, «скорый помощник и преславный чудотворец» старец Иосиф. Для его современников в XV-XVI веках он был личностью яркой, выдающейся и вызывал неоднозначные оценки. Достаточно вспомнить его взгляд на образ служения монастырей, который впоследствии отразился в так называемой полемике с «нестяжателями» или его строгую любовь к еретикам – эти вопросы всколыхнули всю церковно-историческую науку вплоть до нашего времени. При этом преподобный Иосиф оставался истинным монахом, очень строго соблюдавшим иноческие обеты.

Молитвы

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому
О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

Тропарь преподобного Иосифа
глас 5
Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа
глас 8
Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Детские и юношеские годы

Житие святого описал в 1546 г. епископ Крутицкий Савва Черный. Мирское имя преподобного – Иоанн Санин. Он появился на свет в ноябре 1439 г. или 1440 г. в селе Язвище-Покровское (поблизости с Волокамском). Отца будущего святого также звали Иоанном, мать – Мариной. В последующем его родители приняли иночество, став Иоанникием и Марией.

Когда Иоанну исполнилось 7 лет, его отдали в учение. Мальчик удивлял всех своим острым умом, редкой памятью. Будучи ребенком, он сумел выучить наизусть Псалтирь и Священное Писание.

Повзрослевший Иоанн стал проявлять искренний интерес к подвижничеству и монашеской жизни. В 20-летнем возрасте он пришел в Тверской Саввин монастырь, где стал послушником старца Варсонофия. Через некоторое время юноша, получив благословение своего духовного наставника, отправился в Боровск. Здесь находилась обитель преподобного Пафнутия Боровского, славившаяся глубокой аскезой. Прибыв в монастырь, молодой христианин принял монашество и получил имя Иосиф.

Литературная деятельность

Преподобный не только вел активную просветительскую и монашескую деятельность, он также является автором нескольких литературных трудов. был талантливым церковным писателем.

Иосиф Волоцкий – небесный покровитель православных бизнесменов

Перу игумена принадлежат труды:

книга «Просветитель» — основательное православное пособие, которое было создано как средство борьбы против ереси жидовствующих;
«Ответ недоверчивым…» — книга о жизни русских святых в монастырях;
«Послание иконописцу» — советы и пожелания всем мастерам, которые обладают талантом создавать святые образа;
«Три слова о почитании икон» — труд, который раскрывает важность иконописи;
«Послания» — собрание писем, которые были написаны для ряда влиятельных людей своей эпохи, среди которых князь Иван ІІІ, архимандрит Васиян, митрополит Симон и прочие.

Литературные труды настоятеля до сих пор не утратили своей значимости — он поднимал и раскрывал важные для православного общества темы, такие как почитание святых русских монахов, иконопись, борьба против различных ересей.

Важно! В посланиях не просто приведены мысли монаха, но изложены мысли философа и богослова, который переживает и радеет за русскую Православную Церковь

Канонизация преподобного Иосифа

Спустя 64 года после кончины, Священный Синод пересмотрел жизнь и труды монаха и пришел к выводу, что этот христианин достоин чести быть присоединенным к Лону Святых Русской православной церкви. Заслуги в борьбе с ересями, стремление расширить сферу влияния монастырей, желание заботится о нищих и голодных — все это стало причиной канонизации монаха.


Мощи святого Иосифа Волоцкого в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря

Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году, святые мощи до сих пор хранятся в церкви Успения Иосифо-Волоцкого монастыря, вместе с веригами, которые использовал преподобный при жизни. В 2009 году на подворье был поставлен памятник русскому подвижнику монашества.

В декабре этого же года Патриарх Руси Кирилл объявил святого небесным покровителем православного предпринимательства и специалистов материально-технического обеспечения Вооружённых сил РФ — ему следует молиться всем бизнесменам и военным техникам. День памяти святого отмечается 9 сентября и 18 октября.

Преподобный Иосиф Волоцкий

Нищелюбие и щедрость Иосифа Волоцкого

Материальные ресурсы, о значении которых помнил преподобный Иосиф, оправдываются только их прямым назначением — обеспечивать жизнь обители и помогать бедным. Житие Иосифа Волоцкого и сборник рассказов о жизни монахов волоколамской обители («Волоколамский патерик») красноречиво свидетельствуют об этом.

В одном из видений патерика, относящихся к странствиям души по загробному миру, представлен аллегорический образ пса, накрытого дорогой шубой. Аллегория поясняется: пес — нечестие, шуба — напоминание о благих делах.

Даже иноверец может избавиться от загробных мучений, если в земной жизни будет щедрым. Не христианин, отличившийся беспримерным нищелюбием, способный жертвовать и творить милостыню, получает посмертное вознаграждение.

Иосифлянская литературная традиция возвеличивает и московского князя Ивана Даниловича Калиту («калита» — кошель, сума). Богатства государь тратит для того, чтобы царствовать не только в земной, но и в будущей жизни.

Иосиф Волоцкий и монашеская традиция, к которой он принадлежит, олицетворяют собой религиозную этику хозяйствования и предпринимательской деятельности. В сочинениях волоколамского игумена мы находим не сводку практических рекомендаций, не экономический трактат, а христианское учение о богатстве.

Сорская пустынь

Взгляды Нила Сорского на жизнь монахов существенно отличались от принятых в Средневековье. Он считал, что монастыри не должны иметь большое хозяйство. В конечном итоге это приводит к стремлению расширять свои земельные владения, что крайне далеко от заветов Христа. Старец беспокоился о том, что игумены стараются собрать в своих руках как можно больше золота и богатств, постепенно забывая о своем истинном предназначении. Одиночество Нил Сорский тоже считал неподходящим вариантом служения Господу. Просветитель утверждал, что не каждый монах в одиночестве может не озлобиться. Обычно человек дичает, теряет свое предназначение и не может выполнять заповедь о любви к ближнему. Ведь рядом с отшельниками никогда не бывает людей, поэтому они не проявляют заботы ни о ком из живых.

Лучшим вариантом служения Богу старец считал проживание в ските. Поэтому, вернувшись к себе на родину, он поспешил удалиться в дремучие леса. Уйдя на пятнадцать верст от Кириллова монастыря, Нил нашел уединенное место над речкой Сорой, где и основал свой скит.

Последователи Нила Сорского придерживались его взглядов на монашество. Все жители скита трудились, не покладая рук, ведь только это, кроме молитв, было им позволено. Монахи не имели права заниматься мирскими делами. Считалось, что только очень больной инок мог быть освобожден от работы. Обычно старец твердил, что тот, кто не желает трудиться, не должен и питаться. Данный взгляд на монашескую жизнь был достаточно суров. Однако многие считали старца святым человеком и стремились обрести покой и мудрость на территории Сорской пустыни.

Проблема собственности у Иосифа Волоцкого

Иосиф Волоцкий прекрасно понимал, что вопрос о власти, государственной, церковной, семейной, так или иначе касается проблемы собственности. Здесь у него была вполне определенная и достаточно жесткая позиция. Для него церковная собственность не имеет субъекта. Она не находится в ведении какого-либо лица, даже великого князя. Вот почему так болезненно воспринимались многими современниками попытки Ивана III распорядиться этими богатствами.

Но из этого следует не только стремление поставить предел посягательствам мирской власти, но и система воззрений, раскрывающая нравственную подоплеку всей монастырской жизни.

Монастырская собственность в определенном смысле принадлежит всем и никому. Всем — потому что монахи общежительного монастыря, так же как и простой народ, могут получать свою скромную долю от плодов общего труда. Никому — потому что на эти материальные блага никто не может претендовать. Они принадлежат только Богу.

Иосифо-Волоцкий монастырь

В монастыре господствует жестокая аскеза, личное нестяжание, отказ от излишеств. «Устав» Иосифа Волоцкого поражает своей суровостью. Монахи ограничены в общении, в еде, в праве на свободное время, в передвижении. На территорию монастыря запрещено пускать женщин и отроков. Иосиф Волоцкий вводит полный запрет на хмельные напитки, что даже по меркам Средневековья было крайней мерой. От монахов требуется постоянный труд. Праздность не допускается. Иосиф Волоцкий предложил емкую формулу этой аскетической жизни — «общего жития нестяжание». Гневные инвективы направлены против тех иноков, которые «стяжанию поработились».

Статьи на Православие.Ru

Перечитывая страницы житий – как Иосифова, так и Серапионова, – невольно задаешься вопросом: зачем понадобилось Божественному Промыслу столкнуть в непримиримом конфликте двоих верных служителей Церкви?

Было ли противостояние между Волоколамским игуменом и преподобным Нилом Сорским? Может ли материально бедная Церковь выполнять свою миссию в миру? Чему должны поучиться предприниматели у своего небесного заступника?

«Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси».

Преподобный Иосиф приходил на помощь всем нуждавшимся. В год страшного голода (1512) в его монастыре нашли пристанище и пищу около тысячи детей. В это время молодой князь Иван Рузский умер, не успев причаститься. Преподобный воскресил его молитвой, исповедал, причастил Святых Таин – и тогда князь Иван обрел вечное упокоение.

Оба направления в древнерусском иночестве (условно говоря – Иосифа Волоцкого и Нила Сорского) выражали две стороны в целом единой позиции Русской Церкви в ее отношении к миру – одновременного признания необходимости углубленной молитвы о нем (как важнейшей задачи православного иночества) и деятельной заботы о его реальных (духовных и даже материальных) нуждах. Недаром оба преподобных – и Иосиф, и Нил – всегда равно почитались всей православной Россией.

Первый на Руси исследователь ересей

Иосиф был не только непримиримым противником еретиков, но и первым на Руси исследователем ересей. Стремясь к систематическому изложению учения ересиархов, Иосиф Волоцкий создавал культуру развернутой богословской полемики на Руси. Среди оригинальных восточнославянских сочинений этого толка его «Просветитель» не имел себе равных ни по охвату ересиологических проблем, ни по широте историографического мышления, ни по эрудиции (на протяжении грандиозного трактата игумен приводил сотни цитат и примеров из Священного Писания и творений отцов Церкви).

Советские ученые стремились рассматривать сочинения Иосифа Волоцкого через призму классовой борьбы как манифесты «стяжательской» церковной реакции. По мнению многих исследователей, «церковники» той эпохи в обмен на материальные блага, дарованные светской властью, предложили неумеренную апологию великокняжеского господства.

Иосифо-Волоцкий монастырь – как доехать

Общественным транспортом:

  • электричкой следует доехать до станции Волоколамск или станции Чисмена (от Москвы-Рижской);
  • от станции метро Тушинской ходят автобусы до Волоколамска. В обоих случаях далее следует сесть на автобус то Теряево.
  • Автомобилем из столицы необходимо ехать по Ново-Рижскому шоссе. На девяносто восьмом километре поверните направо, к станции Чисмена, проезжайте железнодорожный переезд и продолжайте движение около 22 км. На перекрестке поверните налево, а еще через 2,3 км, на перекрестке в Теряево, сверните направо, проехав около километра. На всем пути вы сможете ориентироваться по указателям.

Монашеский подвиг

Ещё в молодости Иоанн принял решение подчинить свою жизнь служению Богу, а в двадцатилетнем возрасте, хорошенько обдумав свой выбор, принял монашеский постриг.

Сообщается, что первоначально он поступил в Тверскую Саввину обитель. Однако, найдя несоответствие тамошней дисциплины собственным аскетическим ожиданиям, встретив там грубое сквернословие, он не захотел потакать местным порядкам и с благословения старца Варсонофия Неумоя перебрался в Боровскую обитель.

Здесь его постригли в монашество и дали новое имя, Иосиф, в честь известного подвижника Иосифа Прекрасного. В этой обители, под руководством преподобного Пафнутия, он приобрёл основы духовного опыта. Исполняя монастырское послушание, Иосиф безропотно и смиренно трудился в поварне, пекарне, лечебнице, певчим в храме.

После того как Иоанн (Иосиф) оставил мирские соблазны и земную суету, его кровный отец занемог. Болезнь так сковала силы, что он не мог самостоятельно развернуться на ложе. Ощущая к родителю искреннюю сыновнюю любовь, Иосиф испросил у преподобного Пафнутия благословение взять того под личную опеку, поселить его в своей келье.

Старец Пафнутий внял просьбе Иосифа, принял несчастного в монастырь и постриг в иночество. Иосиф ухаживал за отцом в продолжении пятнадцати лет, вплоть до его преставления.

Мать Иосифа, заручившись сыновней поддержкой, приняла иночество во Власиевском монастыре Волока Ламского.

Братья Иосифа, Вассиан и Акакий, и его племянники, Досифей и Вассиан, приняли постриг в Пафнутиевой Боровской обители.

Преподобный Иосиф Волоцкий

Краткое житие преподобного Иосифа Волоцкого, чудотворца.

празднование совершается 9/22 сентября Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 14 ноября 1440 года.

Его благочестивые родители, Иоанн и Марина, жившие в селе Язвище-Покровское (близ г. Волоколамска), отдали семилетнего отрока в обучение старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. За два года даровитый отрок изучил все Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви.

В двадцать лет Иоанн ушел в пустынь близ Тверского Саввина монастыря к старцу Варсонофию, а затем, по его благословению, в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию, который постриг юношу в иночество с именем Иосиф.

Около восемнадцати лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника, с усердием выполняя суровые подвиги монашеских послушаний. По преставлении преподобного Пафнутия (11 мая 1477) игуменом Боровского монастыря был назначен преподобный Иосиф. Движимый ревностью о спасении, преподобный ввел в монастыре общежительный устав. Это вызвало недовольство некоторых иноков. Тогда преподобный Иосиф, покинув обитель, обошел многие русские монастыри и как простой послушник поступил в Кирилло-Белозерский общежительный монастырь. Там он еще более утвердился в желании основать общежительную обитель. Когда в Кирилло-Белозерском монастыре узнали, что преподобный носит сан игумена, он удалился в Волоколамские пределы, где при слиянии рек Струги и Сестры в глухом лесу, на месте, чудесным образом расчищенном налетевшей бурей, в 1479 году основал обитель Успения Пресвятой Богородицы.

Свой личный подвиг в строгом воздержании, неослабном труде и неусыпной молитве преподобный сочетал с постоянной заботой о духовном совершенствовании братии монастыря, для которой написал «Устав».

Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие из них вошли в лик российских святых, были архипастырями Русской Церкви; сам монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия.

Другим великим подвигом преподобного Иосифа была его борьба против возникшей в России в XV веке ереси жидовствующих. Он решительно разоблачал еретиков и написал «Сказание о новоявившейся ереси» и «11 слов», в которых изложил православное учение о Пресвятой Троице, об Ипостаси Господа Иисуса Христа, о втором пришествии Спасителя. Собранные впоследствии вместе и дополненные еще 5-ю «Словами», эти сочинения получили название «Просветитель» и в течение ряда веков служили руководством в Православном Богословии.

Основание монастыря

В июне того же года, в сопровождении нескольких старцев, он прибыл в город Рузу. Основать пустынь преподобный Иосиф решил в непроходимых лесах близ владений родного отца.

Волоцкий князь, Борис, идею одобрил и даже выделил в помощь святому своего ловчего, хорошо ориентировавшегося в тамошних местах. Вскоре на берегу реки Струзы, в тихом уединенном месте заложили основание храма. По некоторым свидетельствам, в этом мероприятии принимал участие князь Волоцкий Борис и его приближенные.

Осенью князь, движимый желанием оказать обители помощь, пожаловал ей во владение деревни Спировскую, Ярцевскую и Руготинскую, а спустя непродолжительное время — село Покровское. Нередко он доставлял в монастырь съестные продукты. В мае 1483 года княжеским повелением к обители отошло село Отчищево.

Супруга князя, желая внести свою лепту, пожаловала монастырю село Успенское. По смерти князя Бориса его наследник, Федор Борисович, подхватил благую традицию и продолжил поддерживать обитель.

В первое время существования монастыря братия состояла из бывших насельников Пафнутиевой обители, бывших волоцких вотчинников, простолюдинов и беглых холопов. Приблизительно к началу XVI столетия в число братий вошли бывшие приближенные князя.

В обители действовал строгий устав, отвечавший требованиям духа преподобного настоятеля. Правила внутренней жизни монахов были суровыми, и далеко не каждый пришедший готов был остаться здесь навсегда. Помимо общего монашеского делания в монастыре занимались перепиской богослужебных книг и святоотеческих произведений. Сам настоятель нередко занимался этим благим делом по ночам.

Первоначально вся управленческая власть главным образом сосредотачивалась в руках Иосифа. При этом он соучаствовал в трудах братий, не чуждаясь даже и самых тяжёлых работ. Впоследствии в обители усилилась роль старцев.

В конце земной жизни преподобный Иосиф сильно болел. Его мучили страшные головные боли, зрение ослабло, тело иссохло. Руководство обителью в этот период было передано подвижнику Даниилу (в будущем — митрополит Московский).

Чувствуя скорую кончину, он облёкся в великую схиму, непрестанно молился, регулярно причащался Святых Христовых Тайн. Когда телесные силы оставили его настолько, что он не мог уже ни стоять, ни даже сидеть на богослужении, в храме ему отвели укромное место (дабы не смущать богомольцев), где он присутствовал лёжа и куда его приносили ученики.

9 сентября 1515 года святой мирно почил о Господе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector