Иосифо-волоцкий монастырь

История обители

Рисунок 1. Иосиф Волоцкий

Создателем монастыря был Иосиф Волоцкий. Этот человек прославлен церковью в лике преподобных святых. Он жил в 16-м веке и происходил из дворянской семьи, имевшей литовские корни. Иосиф был первым человеком в роду, принявшим монашеский постриг. Впоследствии ещё несколько мужчин из этой семьи последовали его примеру.

Долгое время он жил в Саввиной обители и даже был ее настоятелем. Однако строгий аскетический уклад жизни, который завёл Иосиф, не понравился остальной братии. И преподобный оставил обитель для того, чтобы основать собственный Волоколамский монастырь. Его также называют Иосифо-Волоцким.

В этой обители с самого начала был установлен строгий уклад жизни. Преподобный Иосиф принимал в него всех монахов, желающих поселиться здесь. Большую часть бюджета обители святой отдавал нуждающимся.

Впоследствии возле храма построили высокую колокольню в форме восьмигранной башни. По её образцу была возведена колокольня Ивана Великого в Москве. В основании этой башни находилась церковь Иконы Смоленской Божьей Матери.

Первый и второй этажи:

Двухместный однокомнатный номер — площадь 24,1 кв.м. Кровати 90*200 см, прикроватные тумбы, письменный стол, стулья. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. (номер 207)

Трехместный однокомнатный номер – площадь 24,1 кв.м. Две кровати 90*200 см, кресло-кровать 70*200 см, прикроватные тумбы, письменный стол, стулья. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. (номер 109)

Трехместный номер с ребенком до 3 лет – площадь 24,1 кв.м. Две кровати 90*200 см, детская кроватка 60*120 см, пеленальный стол, горшок, детская табуретка. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. (номер 110)

Четырехместный однокомнатный номер – площадь 30,2 кв.м. Четыре кровати 90*200 см, прикроватные тумбы, стулья, письменный стол. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. (номер 206)

Семейный двухкомнатный блок – площадь 38 кв.м. Комнаты изолированные. Шкаф, напольная вешалка. Большая комната: кровать 160*200 см, прикроватные тумбы, стулья, кресло, письменный стол.  Маленькая: кровать 90*200 см, письменный стол, журнальный стол, стул. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. Окна на две стороны. (номер 113)

Просторный семейный номер для проживания с двумя детьми – площадь 38 кв.м. Кровать 160*200, двухъярусная кровать 90*200 см, прикроватные тумбы, комод, кресло, письменный стол, стулья. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет, детское сиденье для унитаза. Окна на две стороны. (номер 214)

Двухкомнатный номер повышенной категории – площадь 42,5 кв.м. Спальная и гостиная. Кровать 160*200 см, платяной шкаф, прикроватные тумбы, письменный стол, стул. Диван (французская раскладушка, спальное место 145*180 см), два кресла, журнальный столик. В ванной комнате – джакузи, раковина, туалет. Окна выходят на монастырь. (номер 203)

Двухкомнатный номер повышенной категории – площадь 42,5 кв.м. Спальная, гостиная, прихожая. Кровать 160*200 см, платяной шкаф, прикроватные тумбы, письменный стол, стул.  Диван (французская раскладушка, спальное место 115*180 см), два кресла, журнальный столик. В ванной комнате – джакузи, раковина, туалет. Окна выходят во двор. (номер 204)

Иосифо-Волоцкий монастырь – как доехать

Общественным транспортом:

  • электричкой следует доехать до станции Волоколамск или станции Чисмена (от Москвы-Рижской);
  • от станции метро Тушинской ходят автобусы до Волоколамска. В обоих случаях далее следует сесть на автобус то Теряево.
  • Автомобилем из столицы необходимо ехать по Ново-Рижскому шоссе. На девяносто восьмом километре поверните направо, к станции Чисмена, проезжайте железнодорожный переезд и продолжайте движение около 22 км. На перекрестке поверните налево, а еще через 2,3 км, на перекрестке в Теряево, сверните направо, проехав около километра. На всем пути вы сможете ориентироваться по указателям.

Музей Библии

Сейчас в монастыре расположен уникальный музей – музей Библии. Это продолжение традиций, ведь когда-то здесь была и мастерская по переписыванию книг и огромная монастырская библиотека. В музее можно увидеть уникальные книги: библию 1581 года, богато гравированную елизаветинскую библию 1751 года, современные библии в разных изданиях. Самая древняя книга музея – французская библия 1568 года. Всего музей занимает три зала. Отдельная экспозиция посвящена Волоколамскому митрополиту Питириму – первому игумену возрождённого монастыря.

Неподалёку от монастыря находится скит Всех святых. Он был основан в 1855 году на месте самой первой кельи св. Иосифа и источника, найденного им когда-то. Там сохранилось здание богадельни 1903 года – в советское время в скиту была больница. Сейчас скит возрождается.

Стены и башни

Новые крепостные стены возводит мастер Трофим Игнатьев. Это мощные стены с тремя рядами бойниц. Основные укрепления находятся с северо-запада: по-прежнему главными противниками считаются Литва и Польша. Нападение ожидается именно оттуда. Все башни делаются разными – они имеют от восьми до двадцати четырех граней. Две башни имели каменные завершения, остальные деревянные (они заменены на каменные уже в XVIII веке). Самая высокая башня, Кузнечная, насчитывает сорок четыре метра в высоту. Толщина ее стен – два с половиной метра. По лестницам внутри башен можно было попасть на проход внутри стены между узкими бойницами и вести обстрел противника.

Но стены и башни имели не только стратегическое значение. Белоснежные башни с изразцовыми узорами были еще и красивы и до сих пор поражают воображение. Каждая башня имеет свои уникальные украшения и узоры.

Основание монастыря

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь начинает свою историю с 1479 года. Именно тогда преподобный Иосиф начал работы по основанию обители. Создана она была во имя Успения Божией Матери. Относился к Новгородской епархии. Профинансировал строительство князь Борис Васильевич, правивший с 1462 по 1494 год.

Когда Волоцкий князь умер, на престол взошел его наследник — Федор Борисович, который конфликтовал с Иосифом. Иосиф был хорошо знаком с Государем всея Руси Василием Ивановичем и митрополитом всея Руси Симоном. Именно к ним он и обратился, для того чтобы перевести монастырь в состав Московской епархии. Но это решение не поддерживал архиепископ Великоновгородский и Псковский Серапион.

Когда был основан монастырь, в нем появилась церковь, которая простояла ровно семь лет, после чего была заменена каменным собором. Росписью занимался популярный в то время живописец по имени Дионисий. Еще через четыре года возле собора появилась восьмигранная колокольня, которая послужила затем прообразом колокольни Ивана Великого в столице. В нижнем ярусе был расположен храм Смоленской Одигитрии. Почти все сохранившиеся постройки были созданы в XVI—XVII вв.

В 1543 году игуменом монастыря стал Гурий. В его обязанности входило руководство братией, чем он занимался в течение девяти лет. Именно в то время принял постриг будущий архиепископ Казанский и Свияжский — Герман. После того как Иван Грозный в 1552 году завоевал Казань и учредил там архиерейскую кафедру, Гурий перешел туда и стал архиепископом.

В XVI веке монастырь был очень популярен. Его посещали и цари, и простолюдины. Кроме того, здесь держали в заключении врагов страны и еретиков. Там отбывали наказание:

  • Духовные и политические деятели.
  • Писатели и переводчики.
  • Князья.
  • Деятели старообрядчества и многие другие.

Подворье в Москве[править | править код]

Проект храма святого благоверного князя Александра Невского Подворья Иосифо-Волоцкого монастыря в Москве в Хорошёво-Мнёвниках Успенский храм подворья Иосифо-Волоцкого монастыря в Хорошёво-Мнёвниках. Автор проекта Сергий (Храмешин) Комплекс в Хорошёво-Мнёвниках Храм святого благоверного князя Александра Невского. Проектировщик — НИИПРОЕКТ. В стадии строительства. Вместе с тем в подклете храма богослужения начались с 2020 года. Проект храма исполнен в традициях псково-новгородской школы, с тремя этажами (подвалом, подклетом и основной частью храма), с гульбищем и звонницей. Вместимость — 500 человек.

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Действующий, вместимость 200—250 человек. Автор проекта — Сергий (Храмешин). Начало постройки — 2020 год, завершение — 2020 год, освящён в 2020 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископом Бронницким Парамоном (Голубкой).

Историческое главное здание подворья Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря в Москве

Часовня в честь святого равноапостольного князя Владимира Киевского.

Святыни: чудотворная Казанская-Мнёвниковская икона Божией Матери, ковчег с частицей мощей святителя Николая Мирликийского, частицы мощей: святителя Спиридона Тримифунтского, мученика Вонифатия, святителя Саввы Освященного, преподобного Сергия Радонежского, апостола Фомы и др., часть копия священномученика Лонгина (Копьё Судьбы), которым был прободен Господь на Кресте, частица тернового венца Господня и др.

Адрес: Москва, улица Мнёвники, 10.

Комплекс духовно-образовательного центра подворья Иосифо-Волоцкого монастыря в Москве

Находится в стадии проектирования и строительства.

Адрес: Москва, улица Демьяна Бедного, 23.

Исторические здание подворья

Главное здание подворья находится на улице Ильинке. В настоящее время идёт возвращение здания в собственность монастыря, находящегося в пользовании Федерального казначейства Российской Федерации.

Адрес: улица Ильинка, 7.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Биржевой площади (пересечение улицы Ильинки и Богоявленского переулка). Её часть (арки, фундамент, подклет, подвал) была обнаружена в результате проводимых раскопок в 2020 году. Церковь была сложена в 1550-х годах во время правления царя Ивана IV Грозного. По мнению московского искусствоведа Александра Иванова, «Церквей XVI века в принципе очень мало сохранилось в Москве, любое такое здание даже на уровне археологии — большая и ценная находка».

Благочинным подворья с 2020 года является ректор Славяно-греко-латинской академии Сергий (Храмешин).

Литература

  • Анохин Д. Монастырь из Теряева нельзя потерять // Журнал Московской патриархии. — № 10. — Октябрь 2020.
  • Баранкова Г. С. Сочинения Кирилла Туровского в собрании Иосифо-Волоколамского монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2011. — № 1 (43). — С. 61—75.
  • Волоколамский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Кавельмахер В. В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря // Материалы научно-практической конференции. Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации. 30—31 октября 1986 г. — М., 1989. — С. 11—15.
  • Мельник А. Г. Иконописные работы, выполнявшиеся для Иосифо-Волоколамского монастыря в 1570—1590-е гг. // XIII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой : сб. ст. — Ярославль, 2009. — С. 38—43.
  • Мельник А. Г. Практика почитания преподобного Иосифа Волоцкого в XVI в. // Вестник истории, литературы, искусства. — М., 2012. — Т. 8. — С. 125—135. — ISBN 978-5-9606-0117-7.
  • Мельник А. Г. Русские святые, почитавшиеся в Иосифо-Волоколамском монастыре в конце XV—XVI в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2020. — № 8 (58): в 3 ч. Ч. III. — С. 137—141. — ISSN 1997-292X.
  • Пигин А. В. О литературных контактах Иосифо-Волоколамского и Павлова-Обнорского монастырей в 1-й половине XVI века // Вестник церковной истории. — 2006. — № 1. — С. 99—107.
  • Усачёв А. С. Волоколамский инок Кассиан Босой (ок. 1439—1532 гг.) и его современники // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2012. — № 2 (48). — С. 61—75.

ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА…

Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели её стены. И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре. И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у хозяина Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.

Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв

Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд. Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом. Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.

Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами. В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время. Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.

И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих  стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.

Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады

В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.

Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и монастырские службы – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и вышеестественной красоты.

Святыни, хранящиеся в обители – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.

И каждого Господь утешает в его нужде так, как угодно Его всесвятой воле.

Тихие, немноголюдные будничные службы и торжественные церковные праздники, кропотливый летний труд в монастырском саду, на пасеке и в огороде и морозное, снежное Рождество с детскими ёлками, представлениями и подарками, занятия в сельской школе, беседы со специально приезжающими в обитель студентами и скаутами, сотрудничество со следственным изолятором и местной прессой, труды по восстановлению и реставрации икон, росписей и памятников архитектуры, издательская деятельность и социальное служение – так в молитве и трудах проходит жизнь братии монастыря. И в каждом деле молитвенно вспоминается преподобный игумен этого места, «скорый помощник и преславный чудотворец» старец Иосиф. Для его современников в XV-XVI веках он был личностью яркой, выдающейся и вызывал неоднозначные оценки. Достаточно вспомнить его взгляд на образ служения монастырей, который впоследствии отразился в так называемой полемике с «нестяжателями» или его строгую любовь к еретикам – эти вопросы всколыхнули всю церковно-историческую науку вплоть до нашего времени. При этом преподобный Иосиф оставался истинным монахом, очень строго соблюдавшим иноческие обеты.

Нелёгкое время

Рисунок 3. Вид через озеро

За свою многовековую историю монастырю пришлось пройти через множество испытаний. Так, в период «смутного времени» обители пришлось побывать пристанищем польского отряда, поддерживающего самозванца Лжедмитрия Второго.

А в Великую Отечественную войну территория монастыря была занята немецкими войсками группы «Центр». Во время отступления красной армии была взорвана колокольня, в основании которой находился храм Смоленской Божьей Матери — шедевр древнерусской архитектуры. С высоты этого здания в хорошую погоду можно было увидеть Москву. Поэтому такой объект нельзя было оставлять врагу.

В годы войны и до неё в стенах обители располагался детский дом, а в главном храме монастыря — кинотеатр.

Успенский собор

Сохранившееся до наших дней здание – 1692 года постройки. Это образец классической московской архитектуры XVII века: величественный пятиглавый храм, украшенный поясами изразцов, резными полуколоннами, наличниками и карнизами. У храма большие для этого времени окна, поэтому внутри всегда было светло. Иконостас также был резным. Часть икон из его самой старой части сохранилась до нашего времени и сейчас находится в музее им. Рублева в Москве. Росписи храма значительно менялись со временем. Последний раз он был расписан в 1904 году палехским живописцем Н. Сафоновым. Эта же артель потом будет расписывать Грановитую палату в Москве. Нижний храм монастыря перестроен в XVIII веке из усыпальницы Волоколамских князей и монастырских настоятелей. Здесь устроили храм, посвященный самому Иосифу Волоцкому, здесь же находятся сейчас его мощи.

Рядом была поставлена каменная колокольня с часами-курантами. В середине XIX века она начала крениться и ее долго укрепляли и перестраивали. Но до наших дней колокольня не дожила – она была взорвана в 1941 году.

Кроме главного собора в монастыре интересна трапезная, построенная по образцу московской Грановитой палаты вокруг одного столба, корпус настоятеля и корпус казначея. В 1679 году над святыми вратами построена изящная надвратная церковь Петра и Павла.

XX-XXI века

После революции этот монастырь, как и многие другие, был превращен в «трудовую коммуну». Жили здесь все те же монахи, а председателем стал настоятель. В 1922 году ликвидировали и коммуну. Монастырь стал детским домом, в соборе устроили кинотеатр, а основные ценности разошлись по столичным музеям.

В 1941 году вокруг крепости снова развернулись бои. По волоколамскому направлению проходила линия фронта: советские войска, упорно сопротивляясь, отступали. При отступлении из монастыря была взорвана колокольня – ведь от нее просматривалась Москва. Осенью 1941 года территория монастыря была занята немцами, а зимой 1941 года снова освобождена. После войны сюда вернулся детский дом.

Монастырь вернули Церкви в 1988 году. Были открыты мощи св. Иосифа. По благословению настоятеля было произведено научное исследование тела. Была подтверждена приблизительная датировка смерти и даже диагностировано заболевание, которое дало ту картину, которая описана в житии: слабость, истощение и сильные головные боли. С 2001 года рака с мощами выставлена в нижнем храме собора для поклонения.

В 2004 году монастырю из музея официально передали вериги преподобного Иосифа, сейчас они также выставлены в Успенском соборе. В 2009 году был установлен памятник св. Иосифу работы скульптора С. Исакова.

Одной из святынь монастыря является Волоколамская икона Богородицы. Это точный список Владимирской иконы, по преданию выполненный в 1572 году по заказу и обету некоего вельможи. Этим вельможей считается Григорий Бельский, более известный нам как знаменитый Малюта Скуратов, опричник и сподвижник Ивана Грозного. В монастыре верят, что перед смертью Малюта покаялся во всех своих преступлениях, а пожертвованная им икона сразу начала творить чудеса. Сейчас сама икона находится в музее им. А. Рублева в Москве, а в монастыре чтят ее точный список.

Малюта Скуратов-Бельский вообще был связан с этой обителью довольно тесно. Здесь были монахами его отец и один из братьев, и здесь же он был похоронен. Сам царь Иван Грозный и родственники Малюты давали монастырю богатые пожертвования за поминания его души.

Настоятели

Игумены
  • Иосиф Волоцкий (1479—1515)
  • Даниил Рязанец (1515—1522)
  • Герасим (Ленков) (1522) после двух месяцев оставил игуменство
  • Нифонт (Кормилицын) (1522—1543)
  • Гурий (Руготин) (1544—1551)
  • Галактион (1552—1558)
  • Пимен (Садыков) (1558—1561)
  • Вавила (1562)
  • Леонид (Протасьев) (1563—1566)
  • Лаврентий (1566—1568)
  • Леонид (Протасьев) (1568—1573)
  • Тихон (Хворостинин) (1573—1575)
  • Евфимий (Турков) (1575—1587)
  • Варлаам (Белковский) (1587) 3,5 месяца
  • Евфимий (Турков) (1587) 5 месяцев
  • Левкий (1587—1590)
  • Иоасаф (1590—1592)
  • Вассиан (1593—1595, 1599—1601)
  • Геласий (1595—1599)
  • Нил (1602—1604)
  • Арсений (1605—1623)
  • Мисаил (1623—1624)
  • Левкий (1625—1634)
  • Макарий (1634—1641)
  • Зосима (1642—1652)
Архимандриты
  • Иов (1652—1654)
  • Тихон (1654—1661)
  • Корнилий (1661—1666)
  • Савватий (1666—1668)
  • Гермоген (1668)
  • Герасим (1668—1673)
  • Корнилий (1673—1681)
  • Александр (1682—1685)
  • Тимофей (1685—1687)
  • Иоасаф (1687—1688)
  • Ефрем (1689—1690)
  • Николай (1690—1694)
  • Алексий (1695—1702)
  • Герман (1702—1722)
  • Иоаким (Чудовский) (1722—1723), (1728—1738)
  • Мелхиседек (Борщев) (1723—1727)
  • Сергий (Прозоровский) (1727—1728)
  • Варлаам (1739—1745)
  • епископ Серапион (Лятошевич) (1745—1753) имел пребывание в монастыре и управлял им; архимандрита не было
  • Панкратий (Чарныйский) (1753)
  • Пахомий (Симанский) (1753—1758)
  • Геннадий (Драницын) (1758—1760)
  • Адриан (1761—1766)
  • Варлаам (Синьковский) (1767—1773)
  • Пахомий (Поляница) (1773—1775)
  • Вонифатий (1775—1778)
  • Нектарий (Чернявский) (1778—1789)
  • Евгений (Романов) (1789)
  • Евгений (Резанцов) (1794)
  • Виктор (Прокопович-Антонский) (1794—1799)
  • Иустин (Вишневский) (1799)
  • Вениамин (Жуков) (1800)
  • Ираклий (Евреинов) (1800—1804)
  • Евграф (Музалевский-Платонов) (1804—1808)
  • Геннадий (Челноков) (1808—1810)
  • Владимир (1810—1811)
  • Иона (Васильевский) (1811—1812)
  • Леонид (Зарецкий) (1812—1813)
  • Филарет (Амфитеатров) (1813—1817)
  • Григорий (Постников) (29 июля 1817 — 1822)
  • Геннадий (Баранович) (1822—1825)
  • Гавриил (Игнатьев) (18 марта 1825 — 4 апреля 1839)
  • Агапит (Введенский) (1839—1852)
  • Гедеон (октябрь 1852—1883)
  • Сергий (Свешников) (1883—1896)
  • Михей (Алексеев) (1897—1901)
  • Геронтий (Кургановский) (март 1902 — 26 ноября 1903)
  • Нифонт (1907—1908)
  • Иннокентий (Бобцов) (11 декабря 1915—1920)
наместники
  • митрополит Питирим (Нечаев) (1989 — 4 ноября 2003)
  • Феоктист (Дорошко) (2003—2004) временный управляющий
  • Сергий (Воронков) (с 24 декабря 2004)

Смутные времена

В Смутное время страной правил Василий Иванович Шуйский, а монастырь был на его стороне. В 1606 году обитель осадил предводитель восстания Иван Исаевич Болотников. Через три года сюда пришли поляки. В 1610 году обитель удалось занять воинам полковника Рожинского, соратнику Лжедмитрия II. Сражаясь с противниками, Рожинский крайне неудачно приземлился на бок, в который он незадолго до этого был ранен. В результате швы разошлись, и спустя пару дней он умер.

Командование перешло к ротмистру Руцкому, который выбил из монастыря русско-шведское войско под руководством воеводы Валуева и генерала Горна.

Когда князь Дмитрий Шуйский потерпел поражение в битве под Клушином 24 июня 1610 года и в Москве произошло восстание, Василий Шуйский потерял трон. Это произошло 17 июля, когда часть боярства и дворянства насильно постригли в монахи. Причем Василий Иоаннович отказался произносить монашеские обеты. Он был отправлен в Иосифо-Волоцкий мужской монастырь.

Братья Василия Шуйского были отправлены в крепость Белую. В сентябре того же года князя и его братьев передали польскому полководцу Жолкевскому, который победил русско-шведскую армию при Клушине.

В период русско-польской войны в монастыре держали под стражей воинов Речи Посполитой. Во время сражений с Наполеоном там находились пленные французы. Долгое время в Волоколамском монастыре Иосифа Волоцкого обучались поповские сыновья.

В соборе Успения Пресвятой Богородицы покоятся мощи святого Иосифа. Кроме того, в монастыре находятся захоронения других известных людей:

  • Князя Ивана Борисовича Рузского.
  • Федора Борисовича Волоцкого.
  • Митрополита Даниила.
  • Новгородского архиепископа Феодосия.
  • Помощника Ивана Грозного — Малюты Скуратова.
  • Тещи Александра Сергеевича Пушкина — Натальи Ивановны Гончаровой.

Весной 1858 года в губерниях, находящихся в центральном округе, произошли крестьянские волнения, так ходили слухи о проведении Крестьянской реформы. Еще через год пошла волна трезвенных волнений — крестьяне и мещане не соглашались с откупной системой. Непосредственно возле Иосифо-Волоколамского монастыря большая толпа людей разнесла заведения, где подавались горячительные напитки. Крестьян собралось около 3 тысяч человек.

До отречения от своего престола Николая II на территории монастыря проводили ярмарки Калеевской волости. После того как произошла Октябрьская революция, монастырь переделали в коммуну. Так поступали со всеми монастырскими и помещичьими землями. Председателем трудового братства был назначен иеромонах Пафнутий. Обитель проголосовала за него единогласно.

Через пять лет коммуна была распущена, а монастырь закрыли. Все грамоты, книги, письменности и документы были распределены по следующим местам:

  • Российский государственный архив древних актов.
  • Государственный исторический музей.
  • Российская государственная библиотека.
  • Институт российской истории РАН.

После того как монастырь закрыли, в зданиях поселили детей из детского дома. Братский корпус определили под Детгородкоскую школу. В соборе появился кинозал, за которым были спрятаны все иконы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector