Смоленская икона божией матери «одигитрия»: история, значение где находится икона божией матери «одигитрия»
Содержание:
Как молиться Царице Небесной
Очень хорошие тексты молитв дает верующим Священное Писание. Например, молитвенное обращение «Богородице Дево…» Существует так называемое Богородичное молитвенное правило. Слова, впервые произнесенные архангелом Гавриилом, повторяются 150 раз. Через каждый десяток читаются другие молитвы — «Отче наш» и пр. Полный список молитв можно найти в молитвословах.
Чтобы не сбиться со счета, необходимо пользоваться четками. Для этого монахи сами делают их из шерстяных нитей. Небольшие же четки из крупных бусин не годятся — их, в основном, покупают в качестве талисмана. В интернете можно найти мастер-классы, как плетутся настоящие монашеские четки и сделать их самостоятельно.
Для «Смоленской» иконы написаны особые молитвы. Они поются во время богослужений. Но можно прочитывать их и дома, когда есть желание. Слушать в чьем-то исполнении — не запрещено, но недостаточно, человек должен молиться сам, совершать духовные усилия. Другая молитва Господу просто не нужна, это уже не молитва, а концерт.
Многие подвижники и святые составляли собственные молебные воззвания к Божией Матери: например, св. Иоанн Кронштадский, св. Ефрем Сирин. Молитвы входили в обиход только после одобрения официальной церковью. Сегодня по приходам «гуляет» много акафистов, написанных современными авторами. Но ведь для «Смоленской» иконы он давно уже есть. Не стоит пренебрегать тем, что проверено столетиями. Чтение новых молитв может быть не только неполезным, но и опасным занятием.
Даже восхвалению Богородицы необходимо учиться, подбирать для этого правильные эпитеты. Поэтому чтение акафиста будет очень полезно. Богословское значение Божией Матери очень велико, понять его в один прием невозможно. Если молитва кажется надоевшей, устаревшей, следует попытаться более глубоко ее осмыслить. Почитать перевод, книгу, посвященную молитвам или иконам. Тогда привычные слова заиграют новыми красками.
История возникновения иконы
Точный год создания религиозной картины неизвестен. Существует легенда, согласно которой Одигитрию сотворил святой евангелист Лука. Считается, что написание священного образа происходило в период земного бытия Пресвятой Богородицы. Как сообщает старинное предание, создать священный образ Луку попросил Феофил, бывший в те далекие времена правителем Антиохии.
После смерти Феофила икону отправили в Иерусалим, где ее хранили вплоть до V столетия. В дальнейшем императрица Евдокия передала Божественное изображение Константинополю. Здесь святыня оберегалась сестрой императора Пульхерией, которая поместила ее во Влахернский храм.
Древняя Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»
Одно из преданий связывает древнюю икону с монастырём Одигон близ Константинополя. Этот монастырь был основан в V в. Пульхерией — сестрой императора Феодосия II, правившего Византийской империей в 408–450 гг. Близ монастыря находился источник, воды которого исцеляли глазные болезни, а в самом монастыре проявлял и особую заботуо слепых, которые приходили туда за исцелением. Возможно, отсюда и название монастыря Одигон (в переводе с греческого «поводырь (слепых)»), и название иконы Божией Матери «Одигитрия» — «Путеводительница». Другое предание связывает икону Одигитрии с Влахернским храмом близ Константинополя.
В Россию икона была принесена из Византии. Предполагается, что византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой дочь свою, выдавая её замуж в 1046 г. за русского князя Всеволода Ярославича.
После смерти князя Всеволода, княжившего в Чернигове, икона Одигитрии досталась по наследству его сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь перенёс икону — благословение своей матери — из Чернигова в Смоленск и поставил её в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 г. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленской.
По преданию, в 1239 г. именно после молитв горожан у смоленской Одигитрии Богоматерь призвала святого воина Меркурия на борьбу с войском хана Батыя. Спасение Смоленска от монгольского нашествия усилило почитание горожанами иконы Божией Матери.
Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии в Успенском соборе.Фото С. М. Прокудина-Горского, 1912 г.
В конце XIV в. (1398 г.) — начале XV в., когда Смоленск находился под властью Литвы, икона была перенесена в Москву. Однако смоляне печалились об отсутствии у них святыни, и в 1456 г. епископ Смоленский Мисаил, наместник города и знатные горожане отправились в Москву к великому князю Василию Тёмному. С помощью митрополита Ионы они упросили князя вернуть Одигитрию в Смоленск. С Смоленской иконы был сделан список (копия). А 18 января (по другим сведениям — 28 июля) того же года москвичи проводили чтимую икону с торжественным крестным ходом. Следующий раз смоленская Одигитрия была заблаговременно отправлена в Москву во время осады Смоленска польскими войсками Сигизмунда III в 1609 году (или после?). А когда поляки заняли Москву — в Ярославль. После освобождения Смоленска, в царствование Алексея Михайловича, Смоленская Одигитрия в 1655 году вернулась в Смоленск. Вновь икона побывала в Москве в 1666г. (по другим сведениям в 1669 г., 1672 г.), когда требовалось поновить потемневшую от времени живопись.
В 1812 г., во время вторжения в Россию наполеоновских войск, Смоленскую икону снова привезли в Москву. В день Бородинской битвы (26 августа), когда враг был на подступах к Москве, горожане обходили древнюю столицу крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами Богородицы. После этого Иверскую и Смоленскую иконы отнесли в Лефортовский дворец, чтобы перед ними помолились находившиеся там раненые воины. Когда Москву всё же было решено сдать противнику, Смоленскую икону вывезли в Ярославль, где она оставалась до конца Отечественной войны и потом была возвращена в кафедральный собор Смоленска.
Большой скорбью стало исчезновение этой великой христианской святыни в период гонений на Русскую Православную Церковь, начавшихся вскоре после революции 1917 г. До сих пор неизвестно, когда исчезла чудотворная Древняя Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и где она находится в настоящий момент. По одной версии, это могло произойти в 1930-е гг. до Великой Отечественной войны, по другой-перед взятием Смоленска нацистскими войсками в конце июля 1941 г. (Смоленск полностью был оставлен 28 июля 1941 г.). Можно с уверенностью утверждать, что ко времени возобновления богослужений в Свято-Успенском кафедральном соборе в начале августа 1941 г. чудотворной Смоленской иконы Божией Материи «Одигитрия» в нём уже не было.
Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»
Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ее за то, что она является путеводной нитью, ведущей к спасению.
В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Смоленская икона Божией Матери оказывает помощь и поддержку каждому обратившемуся к ней с молитвами, исцеляя от недугов, помогая в укреплении веры, ограждая просящих от негатива и искушений на жизненном пути.
История иконы
Предание гласит, что Смоленская икона «Одигитрия» была написана самим святым Лукой во время земной жизни Богородицы. Точных сведений о том, как святой образ попал в Россию, нет, однако известны упоминания об иконе уже в середине 11 века. Этот лик стал родовой святыней русских князей, которые передавали ее преемникам с величайшим трепетом.
Святая икона Смоленский Божией Матери является одной из самых главных святынь Русской Церкви. Верующие получают от нее помощь, которая связывает их с православной верой, не позволяя дьявольским проискам очернить души, стремящиеся к свету и Божьей благодати.
Описание иконы «Одигитрия»
На иконе изображена Богоматерь по пояс, на правой руке которой расположен Младенец. Правую руку он держит в благословляющем жесте. В левой руке Младенца расположен свиток — символ учения и просвещения. Спаситель изображен в царственных одеяниях, что означает образ Вседержителя. Его одежды выписаны искусно, с использованием пурпурного и золотого цветов. Часто Младенец на иконе облачен в корону.
Где находится икона
В России насчитывается более двухсот храмов, церквей и приходов, где можно поклониться образу Смоленской Божией Матери. Кроме того, списки с иконы хранятся во многих музеях. Среди копий икон более 30 обладают чудотворными способностями.
Поклониться образу можно в следующих местах:
- город Москва, собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре;
- город Санкт-Петербург, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
- город Сергиев Посад, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре;
- город Суздаль, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
- город Кострома, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре;
- город Орел, кафедральный собор Смоленской иконы Божией Матери;
- город Нижний Новгород, церковь Смоленской иконы Божией Матери.
В чем помогает икона Смоленской Божией Матери
Святой лик обладает многими чудотворными способностями, и православные христиане обращаются к Смоленской Богоматери с молитвами:
- о защите отчизны от войн и вражеских набегов;
- о здоровье военных, находящихся в горячих точках;
- о здоровье близких людей и всех живущих на Земле от эпидемий;
- о защите дома от негатива и недоброжелателей;
- об укреплении веры и силы духа;
- о противостоянии искушениям и обману, вводящим души в заблуждение.
Молитва перед образом
«Царица Богородица, Путеводительница и защитница всего рода людского. К Тебе обращаемся с молитвами смиренными. Избави нас от скорбей и печалей, настави на путь истинный да убереги плоть и кровь нашу от недугов и болезней. Помоги, Богородица, обрести веру истинную да укрепиться в ней, не позволяя проискам дьявольским бросить семя сомнений и раздора. Сохрани мир на всей земле да не позволь недругам разорить отчизну нашу. Повлияй на умы недоброжелателей наших, избавив их от скверны гнева. Аминь».
Дни почитания иконы
Икона Божией Матери «Одигитрия» почитается три раза в год:
- 10 августа (28 июля), когда святой лик был перенесен из Московского Кремля в Новодевичий монастырь;
- 18 ноября (5 ноября) в честь чудотворной помощи иконы и одержания победы в Отечественной войне 1812 года;
- 7 декабря (24 ноября) в честь победы жителей славного города Смоленска над Золотой Ордой.
Каждый из этих праздников сопровождается литургией и вознесением молитв Высшим Силам, не позволившим Руси пасть под натиском недругов и обидчиков.
Смоленская икона является помощницей и покровительницей каждого уверовавшего в Господа. Искренние молитвы помогут вам обрести веру и начать праведный путь, который будет каждый день менять вас и вашу жизнь в лучшую сторону. Желаем вам радости и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и
Из истории иконы
Наименование «Одигитрия», то есть Путеводительница, связано с чудом, явленным самой Богоматерью, которая однажды привела сама двух слепцов во Влахернский храм, где они по Ее воле прозрели.
Путеводительницей Смоленская икона Пресвятой Богородицы была и во время путешествия Анны из Византии на Русь. После смерти супругов их сын, князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, в честь чего она получила название «Смоленской».
Так, благодаря горячей молитве жителей Смоленска их город в 1239 году был избавлен от Батыева нашествия. Известны случаи, когда молитвы перед иконой ограждали от ужасных эпидемий, от нападения врагов и вражеского завоевания. Для православных Смоленская икона «Одигитрия» действительно всегда была Путеводительницей, указующей верный путь.
Икона пользовалась таким почитанием, что в ее честь возводились храмы. Так, была построена церковь Смоленской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, Арзамасе, Шуе и других городах. Особенно прославилась Шуйская Смоленская икона Божией Матери.
В 1665 году Шую охватила эпидемия моровой язвы, и напуганные жители решили, что нужно написать список со Смоленской иконы. Благочестивый иконописец сделал эскиз, однако на следующий день обнаружил, что поза Младенца Иисуса изменилась: Его правая ножка была поставлена на колено левой. Решив, что это его ошибка, он исправил икону, однако и на следующий день поза Младенца опять стала прежней.
Иконописец счел это Божьим знамением и больше не вносил исправлений. Когда же готовую икону принесли в храм, она воссияла необыкновенным светом, и после молебна моровая язва закончилась. После этого к иконе началось настоящее паломничество, произошло более ста чудес, и царь Алексей Михайлович даже прислал в Шую специальную комиссию, чтобы удостоверить чудотворную силу Шуйской (Смоленской) иконы, что и было сделано.
Обретение чудотворного образа
Много бедствий знала Российская земля. Среди прочих наказаний Божьих, случались и страшные эпидемии, уносившие тысячи жизней. Одна из них случилась в городе Шуя. Посетила его в 1654 году моровая язва. Жители города были совершенно беспомощны перед этой напастью, ведь медицинской помощи ещё не было. Каждый день свозили десятки умерших на кладбище, и священники не успевали их отпевать.
Заступничество можно было просить только у Господа Бога, и его Пречистой Матери. Вот с этой целью и было решено вознести молитвы перед новым, только что написанным её образом. К счастью, нашёлся искусный мастер – иконописец Герасим Иконников. В качестве образца художником была использована икона Одигитрия Смоленская. Предание гласит, что в продолжение всех дней работы оставшиеся в живых жители города неусыпно молились и держали пост.
Первое чудо было явлено иконой ещё в мастерской Герасима. Вдруг сами собой изменились черты лица Богородицы, и она приняла иной облик. Вслед за тем, когда уже готовую икону внесли в Воскресенскую церковь, все почувствовали неизъяснимый аромат. Увидев в этом счастливое предзнаменование, горожане упали на колени и принялись усердно молиться. И Шуйская-Смоленская икона Божией Матери спасла город. Эпидемия пошла на убыль, а вскоре и вообще прекратилась. Через год благодарные жители города поставили часовню в память об этом событии.
Чудеса от иконы. Подвиг Меркурия
Много чудес было совершенно от иконы «Одигитрии», но самым замечательным для Смоленска считается спасение его от нашествия татар. В 1239 году именно чудотворная икона Смоленской Божьей Матери спасла город от нашествия врага. Жители понимали, что не смогут отразить грозное нападение татар и с теплыми молитвами, прошениями о мире обратились к Богородице. Услышала их мольбы Великая Заступница. Остановились татары неподалеку от городских стен.
Во времена те в смоленской дружине служил один благочестивый славянин по имени Меркурий. Он и был избран Богородицей для спасения города. В ночь 24 ноября в том Храме, где хранилась Смоленская икона Божией Матери, было пономарю видение. Явилась к нему Богородица и велела передать Меркурию, чтобы он вооруженный смело шел в стан врага и уничтожил их главного исполина.
Услышав слова такие от пономаря, Меркурий тут же поспешил в Храм. Пал он с молитвою перед Святой иконою и услышал Голос. Богородица обратилась с просьбой и наставлениями к Меркурию, чтобы он оградил дом ее смоленский от врага. Герой был предупрежден, что именно в эту ночь ордынский исполин решил напасть на город и разорить его. Богородица умолила Сына и Бога своего защитить и не предать врагу родные земли. Силой Христовой Меркурий должен был победить исполина, но с победой вместе ожидал его и мученический венец, примет который он от Христа своего.
Радостные слезы выступили из глаз Меркурия, страстно помолясь, призывая на помощь силу Господа, отправился он в стан врага и разгромил их исполина. Только на его неведомую силу надеялись татары перед битвой. Враги окружили Меркурия, с невероятной силою боролся он с ними, видя перед собой лик Святой. После утомительного боя герой прилег отдохнуть. Спасшийся татарин, увидев спящего Меркурия, отрубил ему голову.
Господь не позволил оставить на поругание врага тело мученика, дал он ему последние силы. Меркурий, словно еще сам живой, вошел в город и принес свою отрубленную голову. С великими почестями тело его было погребено в соборной церкви. Меркурия же причислили к лику Святых. В память о его подвиге, совершенном при помощи Богородицы во имя спасения города, каждый год в этот день (24 ноября) совершают благодарственный молебен и всенощное бдение перед образом «Одигитрии». В Смоленском Богоявленском соборе по сей день хранятся туфли и железный шишак, которые были на Меркурии в ту роковую ночь.
LiveInternetLiveInternet
Среда, 10 Августа 2011 г. 13:16 + в цитатник Смоленская икона Божией Матери — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Празднование иконе совершается 28 июля по юлианскому календарю (10 августа по новому стилю).
История Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века (по другим данным, в 1097 году) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, Смоленск — градом Пресвятой Богородицы, а собор — Домом Ея. Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя. В 1404 году последний из Смоленских князей Юрий Святославич принёс икону в качестве васального дара великому князю Василию Дмитриевичу и икона стала хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат. В это время Смоленск был взят и в нём на 110 лет водворилось владычество литовских князей.
В 1456 году смоляне, под предводительством епископа Смоленского Мисаила, «били челом» великому князю Василию Тёмному с просьбой вернуть им икону. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. Икону подняли, с крестным ходом вынесли из Кремля и остановились на Девичьем поле у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили икону в Смоленск. Первый почитаемый список с иконы был сделан для Новодевичьего монастыря, основанного в 1524 году по случаю возвращения Смоленска России от Литвы. Во время Отечественной войны 1812 года икону из Смоленска привезли в Москву и в день Бородинского сражения вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль, а по окончании войны вернули в Смоленск. Икона хранилась в Успенском соборе Смоленска, несмотря на его закрытие в 1929 году. В 1941 году Смоленск захватили немецко-фашистские войска, которые обнаружили икону среди прочих святынь Успенского собора. После освобождения города от оккупантов в 1943 году икона найдена не была. Иконография Икона относится к иконописному типу Одигитрия и вероятно является списком с Одигитрии Влахернской. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке. Молитва перед иконой Божией Матери «Смоленской» Пречудная и превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны, грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым образом Твоим припадающия и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим всесвятое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Метки: икона богородица смоленская православие
Нравится Поделиться
Нравится
- 16 Запись понравилась
- Процитировали
- Сохранили
- Добавить в цитатник
- Сохранить в ссылки
И вот одна осталась
Каталоги утверждают, что до 1941–го года древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в Смоленском Успенском кафедральном соборе. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».
Как–то незаметно случилось, но с некоторого времени во всех архивных документах, которые стали доступными, речь идет лишь об одной Одигитрии Смоленской — Надвратной. Оригинал пытаются «вычислить», но лишь энтузиасты, да и поиск носит характер клубной самодеятельности. Озвучиваются версии, но никаких документальных подтверждений они не имеют. Вернее, архивная история есть, но указывает она опять–таки — на ОДНУ икону.
К примеру, одна из самых популярных версий исчезновения той самой Одигитрии, которую перенес в Смоленск Владимир Мономах, такова: во время войны ее вместе с другими ценностями вывезли нацисты в Германию.
Действительно, во время Великой Отечественной войны Смоленск два года (с 1941–го по 1943–й) находился в оккупации. Гитлеровцы чувствовали себя здесь полными хозяевами. И практически сразу сюда прибыла бригада Альфреда Розенберга, которая занималась «изъятием» и вывозом культурных ценностей из оккупированных территорий в Германию. В Успенском Соборе в то время размещался антирелигиозный музей, который был закрыт 10 ноября 1941 года.
В Своей книге «Святыни и подвижники Смоленские» Владимир Аникеев приводит текст донесения немецкому верховному командованию группы армий «Центр» (от 1 августа 1941–го года) «О сохранении церковных ценностей Смоленского собора»:
«Успенский собор в Смоленске не сильно пострадал под обстрелом последних дней, выбиты только оконные стекла, осколки которых лежат внутри собора…» Дальше перечисляется: «десятиметровый, во всю ширину церкви иконостас», «плащаница ручной работы, датированная 1561 г., изображающая погребение Христа» и «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона Благовещения», которая «находится на изначальном месте и не повреждена. Она являлась, очевидно, бывшей святыней церкви, так как была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих. Говорят, что в 1812 году икону несли впереди воюющих русских отрядов».
«Очень древняя», но, заметим, — здесь упоминается только одна икона.
Экспонаты музея упаковываются и увозятся в Германию. Тем не менее, никаких документальных доказательств того, что какая–либо из двух чудотворных икон была вывезена из Смоленска в Германию в числе иных ценностей, не существует. Во всяком случае, в архивах Розенберга (в описи ценностей, готовых к отправке в Германию) Одигитрия не фигурировала.
То, что икона не была вывезена фашистами и не «пострадала от войны» (как нас уверял каталог древней русской живописи 1963 года), подтверждает и рапорт настоятеля Успенского собора священника Тимофея Глебова от 30 апреля 1945 года (рапорт хранится в архиве Смоленской области). В рапорте уполномоченному по делам РПЦ Смоленской области Митину Глебов сообщает, что во время уличных боев в Смоленске он неотлучно находился в Успенском соборе и защищал его от посягательств мародеров, которые пытались ограбить храм. И вот цитата: «С Божией помощью удалось сохранить икону Божией Матери «Одигитрию».
О второй иконе опять — ни слова.
Таким образом, можно предположить, что оригинал Одигитрии исчез еще до оккупации Смоленска.
Есть версия, что древнюю икону могли спрятать верующие от большевиков, которые во времена гонений на РПЦ изымали церковные ценности в 1922 году не менее беззастенчиво, чем нацисты. Если успели. Если нет, скорее всего, древняя смоленская реликвия была продана большевиками на запад и теперь находится в одной из частных коллекций.
Но нам в это, конечно же, не хочется верить. Иеромонах Серафим (Амельченков):
«Скорее всего, она была спрятана верующими. Поскольку нет никаких исторических, архивных документов или даже устных свидетельств того, что эта икона была вывезена из Смоленска. Соответственно, икона находится где–то в городе. Где, мы не знаем. Но надеемся, что со временем это место станет известно. Я глубоко убежден, что чудотворная икона Смоленской матери «Одигитрия» — оригинальная икона, написанная евангелистом Лукой, обязательно будет найдена».
Статьи на Православие.Ru
В арке огромного сталинского «дома с фигурами», стоящего на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка, виден красивый ампирный особнячок. В XIX веке он принадлежал генералу Хитрово, имя которого оказалось запечатленным в названии печально известной Хитровки. Церковь же была домовым храмом при этой усадьбе со времен Петра Великого. За свою историю она несколько раз переосвящалась. |
Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. |
Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. Среди особо почитаемых икон на Руси с древнейших времен известен образ Пресвятой Богородицы именуемый «Смоленской». Со времени первого упоминания об этой иконе и до настоящего времени эта икона остается верной хранительницей русских земель на ее западных рубежах. |
Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. |