Икона божией матери “знамение”
Содержание:
- Лик Божьей Матери, что означает и в чем помогает
- Иконы Богородицы «Знамение»: фото и названия
- Икона «Смоленская» Пресвятой Богородицы
- Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконою, именуемою «Знамение» Курская-Коренная
- Светский и христианский взгляды на понятие «ум»
- Иконописные особенности Курской Коренной Божьей Матери Знамение
- Описание и значение иконы Богоматери
- В чем помогает святой образ
- Икос 6
- История иконы
- Для чего нужна молитва о вразумлении?
- Молитва иконе Божией Матери «Знамение»
- Молитва перед иконой
- История иконы
- Тексты
- Молитва иконе Божией Матери «Знамение»
- Описание иконы «Знамение» и ее списки
Лик Божьей Матери, что означает и в чем помогает
Данный образ относят к числу самых первых иконописных образов Богородицы. На нем изображена Богоматерь, которая молится с поднятыми вверх руками, а на ее груди на фоне круглого щита находится младенец Спас-Эммануил. Позже были написаны и прочие иконы, за основу которых была взята данная.
История
Иконы данного плана начали появляться на территории Руси еще в 11-12 веке, после того, как в 1170 году случилось чудесное знамение от Новгородской иконы. В то время на территории новгородских земель проходили ожесточенные битвы. Защитники понимали, что их силы меньше, чем врагов и они начали молится Господу, а также всем святым.
На третьи сутки боев архиепископ услышал голос. Он говорил ему, что необходимо взять икону Божьей Матери в храме и разместить ее на стене города. Это и было сделано, но бои не останавливались. После очередного наступления в лик попала стрела и Дева Мария обратилась к городу и оросила его слезами.
В сказании говориться, что враги были очень напуганы данным явлением и многие потеряли зрение. Они не понимали уже где враги, а где соратники и начали стрелять друг в друга. Этим воспользовались войска новгородские и разгромили вражеское войско. С тех пор эту икону начали хранить в Новгороде, где для нее был построен отдельный храм.
Иконы Богородицы «Знамение»: фото и названия
Как писалось выше, списки иконы не менее чудотворны, чем оригинал. Свои названия списки получили по месту явления чудес.
Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»
Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», по преданию, была найдена в лесу, неподалёку от сожжённого татарами Курска. Произошло это 21 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. Небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, нашел охотник. Когда он поднял её, чтобы рассмотреть, то из места, на котором она лежала, забил родник. В этом месте была построена небольшая часовня, куда и поместили икону.
В 1767 году серьезно заболел Серафим Саровский, который родился и вырос в Курске. Родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако больному явилась Пречистая и пообещала, что посетит и исцелит его. Спустя несколько дней, в девятую пятницу после Пасхи, по улице, на которой жил Серафим, проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой «Знамение». Неожиданно начался дождь, и процессия зашла во двор дома, где проживал Серафим Саровский. Над больным ребенком пронесли икону и вскоре он выздоровел.
Дата празднования иконы 21 марта. Оригинал находится в Нью-Йорке в синодальном Знаменском соборе Русской православной церкви.
Абалакская икона «Знамение» Божией Матери
Абалакская икона «Знамение» Божией Матери – самая почитаемая икона Богородицы в Сибири. Она была написана в 1637 году. Празднование иконе совершается 2 августа и 10 декабря. В Сказании об иконе сообщается, что в 1636 году вдове Марии из селения Абалак во сне явилась икона Богоматери иконографического типа «Знамение» с изображенными по сторонам образа Марией Египетской и Николаем Чудотворцем. Богородица велела построить в Абалаке церковь во имя иконы.
Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть»
Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» – святыня русского Приамурья. Место и время её явления неизвестны. Этот образ по иконографическому типу ближе всего к иконам «Оранта» («Знамение»). Более трехсот лет амурские побережья России охраняет чудотворная Албазинская икона. Её чтят не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу будущих матерей.
Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение»
Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение» названа в честь женского монастыря в Понетаевке, на честь основания которого из Иерусалима был привезен в дар список чудотворной иконы. С первых дней возникновения обители монахини, проживающие в ней, занимались живописными работами. Они обучались в Петербурге и были искусными художницами и мастерицами. Для Понетаевского монастыря они писали иконы не только по холсту и дереву, но и по финифти.
Икона Пресвятой Богородицы «Знамения» была написана одной из сестёр монастыря Клавдией Ивановной Войлошниковой в 1879 году. В 1885 году в обители произошло чудо: икона неожиданно начала светлеть ликом, а взор Богородицы устремился на молящихся монахинь. В этом же году от написанной иконы начались чудотворения, возле неё начали исцеляться больные. Многие люди, ища исцеление, устремились в обитель. Слава о чудотворной иконе быстро распространялась по России.
Царскосельская икона Божией Матери «Знамение»
Царскосельская икона Божией Матери «Знамение» находится в правой части придворной Царскосельской Знаменской церкви. По молитвам к святому образу многие исцелились от холеры и чумы. Икона несколько раз спасала от пожара. Молитвы, обращенные к ней, помогли излечиться от бесплодия, устроить житейские дела, спасти погибавших в море и на суше людей.
Икона «Смоленская» Пресвятой Богородицы
Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская.
Ни раз спасала Россию от врагов Одигитрия Смоленская. Верующие многократно обращались Богородице, и каждый раз России удавалось самым чудесным образом справиться со своими врагами.
История иконы Божией Матери «Смоленская»
Образ имеет очень древнюю историю. Согласно православному преданию, написана Одигитрия Апостолом Лукой еще при жизни Богоматери. После смерти Луки икона хранилась на Святой Земле, в Иерусалимском храме, а спустя пять веков императрица Евдокия даровала Святой образ своей сестре Пульхерии для Константинопольского Собора.
В середине одиннадцатого столетия Одигитрию перевезли на Русь. Даровал Образ византийский правитель Константин. Икона была в составе приданного его дочери Анны, которой предстояло замужество с князем Всеволодом. В начале двенадцатого века Мономах разместил Святыню в Успенском соборе в Смоленске.
В 1238 году татаро-монгольская орда вплотную подступала к городским укреплениям, весь народ собрался в Соборе, и одному церковному служителю явился образ Девы Марии, которая повелела найти и привести в храм к образу Своему одного из воинов по имени Меркурий. Это был православный человек, настоящий богатырь, который отличался силой и огромным ростом.
Матерь Божия поведала Меркурию о том, что ему надлежит спасти землю смоленскую от Хана Батыя. Она рассказала ему и о том, что воину предстоит мученическая кончина, но пообещала, что он будет под ее покровительством все время.
Меркурий в точности исполнил то, что говорила Богородица. Он организовал людей для обороны города, сам же под покровом ночи отправился во вражеский стан, где один перебил множество неприятелей. Славный воин погиб , его причислили к лику Святых, а останки с почестями похоронили в Соборе.
Когда Смоленск попал под власть царства Литовского, Одигитрия перенесена была в Москву. Однако смоляне просили вернуть им их главную Святыню. Был проведен крестный ход, образ с почестью вернули в Успенский собор. На том месте, откуда начался путь Образа, возвели Новодевичий монастырь. Через полвека после возвращения Одигитрии, Смоленск освободили от литовцев. Русские войска успешно штурмовали город на следующий день после праздника Одигитрии.
Еще раз спасла Божья Матерь Одигитрия Россию во время войны 1812 года. Перед решающим сражением на поле Бородино был поведен крестный ход с Одигитрией, Иверской Божьей Матерью и Владимирской Божьей Матерью. Эти три главных русских образа Богородицы помогли спасти Русь от Наполеона.
После прихода советской власти, Успенский собор закрыли, но не разграбили. Последние сведения об иконе датируются 1941 годом. До вторжения в город фашистских войск, образ находился в Соборе. Что случилось с Одигитрией во время оккупации неизвестно. Но сохранилось множество списков Смоленской Богоматери, которые, как и прообраз, являют чудеса.
Описание и значение образа Божией Матери «Смоленская»
На полотне изображена Матерь Божья со своим возлюбленном Сыном. Младенец и Мать протягивают друг другу ладони, а взгляды их обращены на смотрящих. Образ Богородицы выражает одновременно любовь, скорбь и печаль.
Икона Божьей Матери Смоленская
О происхождении названия Одигитрия (Путеводительница) существует несколько версий. Соответственно одной из них, Матерь Божия указала двум слепым путь к своему Образу. И когда они встали в храме перед иконой, то тотчас прозрели. Но самая главная версия та, что этот Образ, действительно, является своеобразной Путеводной Звездой, которая укрепляет православных в их вере и оказывает помощь всякий раз, когда земля Русская пребывает в опасности.
Предлагаем вашему вниманию исполнение акафиста Божией Матери Одигитрия Смоленская:
https://youtube.com/watch?v=oWSEAfQgd_0
Акафист Божией Матери Одигитрия Путеводительница Смоленская.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконою, именуемою «Знамение» Курская-Коренная
Царица наша Преблагая, надеждо наша, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице, зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую, от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабов Твоих (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим Омофором, яко не имамы иныя Помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконами, именуемыми «Знамение»
Тропарь, глас 4Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе, людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.
Акафист Пресвятой Богородице перед иконой, именуемой «Знамение» Курская-Коренная
Светский и христианский взгляды на понятие «ум»
В мирском понимании ум (разум) – способность к мышлению, рассуждению, познаванию. Этот термин обычно употребляют в качестве синонима к словам «интеллект», «сообразительность». Данное толкование присутствует и в Православии. Русский богослов 20-го века Николай Пестов говорит про «ум логики и науки»:
В то же время существует иное, сугубо богословское толкование понятия «ум». В христианстве так именуется главный дар Всевышнего человеку – способность к постижению Истины и Бога. Это особый разум, которым обладает бессмертная человеческая душа. Голова, мозг выступают не источниками, а лишь инструментами, проводниками данной силы. Это «око души», позволяющее человеку познавать духовный мир и вступать в спасительное общение с Творцом. Преподобный Макарий Египетский отмечает:
Святые Отцы наставляют, что Богопознание возможно лишь для души, разум которой не помутнён греховными страстями. Ведь последние разрывают связь человека с Творцом. Грешник теряет способность духовно возрастать, живёт одними плотскими ценностями и губит свою душу. Исправить это можно лишь покаянием и усердием в христианской жизни. Преподобный Антоний Великий учит:
Иконописные особенности Курской Коренной Божьей Матери Знамение
Среди многих икон, подпадающих под название «Знамение», одно из особых мест занимает чудодейственная святыня, которую часто именуют Коренною либо Курскою. Название закрепило первое явление людям «при корнях дерева» неподалеку от Курска. Впоследствии икона обрела символическую популярность, ее история наполнилась многими преданиями о чудесных событиях.
О чем гласят предания
В эпоху Средневековья на день Рождества Пресвятой Богоматери ( года) неподалеку от сожженного и опустошенного татарами Курска была найдена икона. В лесу ее подобрал охотник из Рыльска. Он заметил на корне одного из деревьев лежащую лицом вниз небольшую икону.
Из любопытства и для лучшего рассмотрения охотник поднял доску. Из-под иконы забила родниковая струя. Благочестивый охотник срубил небольшую часовню на месте находки. В эту часовенку и помещена была икона.
Жители Рыльска начали посещать место явления. Местный князь Василий Шемяка распорядился перенести Чудотворную в Рыльск. Однако князь не вышел навстречу святыне за город. За это он был наказан слепотой. Только после раскаяния и усердной молитвы перед святым ликом князь получил исцеление. Из чувства благодарности Шемяка поставил в Рыльске церковь, славившую Пресвятую Божью Матерь. Там помещена была икона.
Образ часто исчезал из храма. Находили его неизменно на месте явления при корнях дерева. Тогда оставили святыню в часовне. Из Рыльска перевели священника, чтобы отправлял богослужения.
Очередное пагубное татарское нашествие на Курские владения пришлось на 1383 год. Часовня была сожжена, священник пленен, а икона разрублена пополам. Через некоторое время отца Боголюба выкупили из плена. Он вернулся в родные места, нашел части расколотой татарами иконы. Священник сложил вместе разрозненные куски. Они срослись, икона стала опять цельной.
Отечественный исторический этап
Повелением царя Федора Иоановича предписывалось доставить святыню в Москву. После этого по краям добавили изображения ветхозаветных пророков, Господа Саваофа. Было это в конце XVI века (1597 год).
Через 18 лет скитаний (в 1615 году) по наказу царя Михаила Федоровича святыню вернули на Курскую землю. Царь распорядился, чтобы на месте расположения часовни основали монастырь. Так появилась Коренная Пустынь – знаменитый мужской монастырь. А с 1618 года основным и почетным местом хранения иконы становится собор Знаменского монастыря (г. Курск). Там святыня провела более 300 лет.
Революция, последовавшая за ней гражданская война, внесли свои поправки к истории бытования чудодейственного лика. Вместе с отступающими войсками генерала А. И. Деникина иконе предстоял сложный путь через многие города. В 1919 году она побывала в Белгороде, Таганроге, Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Новороссийске.
Зарубежные пути
Это было начало марта 1920 года. Пароходом «Святой Николай» святыню привез в Сербию курский епископ Феофан (Гаврилов). Ранней осенью того же года Чудотворный Образ доставили в Крым по просьбе генерала П. Н. Врангеля. Конец октября 1920 года стал окончательным прощанием иконы с постоянным пребыванием на русских землях. Святыня вновь прибывает в Сербию. С конца 1927 года иконописный образ вместе со знаменами Русской армии под командованием генерала П. Н. Врангеля хранится в Белграде, в русской Свято-Троицкой церкви.
Вместе с Архиерейским Синодом Русской православной церкви за рубежом Курская Коренная прибывает в Мюнхен. Начало 1950-х ознаменовано переездом Первоиерарха Анастасия в США и созданием там Ново-Коренной пустыни. Именно туда первыми числами февраля 1951 года прибывает икона. А с 1957 года святыня постоянно находится в здании Знаменского Собора Архиерейского Синода. Храм, посвященный этому Чудотворному образу, расположен в Нью-Йорке.
С 2009 года иконе выпадает ежегодное странствие к родным истокам. Святыню доставляют в Курскую епархию к месту изначального обретения. Делается это для жаждущих и поклоняющихся верующих.
Чудодейственные события
В 1767 году Серафима Саровского, одного из самых почитаемых монахов на Руси и великого подвижника, постигла тяжелая болезнь. Близкие потеряли надежду на выздоровление. Однако Серафиму явилась Божья Матерь, пообещала ему исцеление. Через какое-то время внезапно начавшийся дождь заставил зайти во двор Серафима процессию крестного хода. Преподобный приложился к лику Божьей Матери Знамение и вскоре выздоровел.
К случаям чудотворения относят эпизод, происшедший с Иоанном Шанхайским. Этот архиепископ РПЦЗ привез святыню в Свято-Николаевский приход (Сиэтл, США). года выдающийся духовный миссионер скончался во время молитвы перед Курско-Коренной иконой Божьей Матери Знамение.
Описание и значение иконы Богоматери
В иконографии образ Богоматери изображается в стиле «Оранта», который символизирует Её заступническую молитву. Руки Девы Марии подняты вверх, ниже Её лика, в овальной сфере изображается Младенец Иисус со свитком в руке и благословляющим жестом. Овал является символом откровения и божественной принадлежности. Икона Божией Матери «Знамение» может отображать исторические события, с которыми она связана, согласно географическому дополнительному названию. Но традиционно имеет общий иконографический стиль. Обычно Богородица изображается в поясном варианте, на многих древних фресках Богоматерь присутствует в полный рост.
Значение этого образа хранится в её древней истории, многовековом почитании христианами и многочисленными свидетельствами благодатной помощи Царицы Небесной. Глядя на многочисленные иконы Богородицы, мы интуитивно выбираем близкий нашему сердцу образ. Чаще всего, ещё не зная его историю, события с которыми он связан, но уверенны, в том, что Матерь Божия не оставит нас грешных и обязательно будет помогать спасению наших душ.
В чем помогает святой образ
Чудеса, происходившие с людьми, обращающимися к Абалакскому «Знамению», известны еще с самого момента его появления. Первым чудом считается исцеление крестьянина Евфимия, заказавшего написание образа. Второе проявление Божественной любви и помощи – исцеление иконой от слепоты маленькой девочки, дочери крестьянина, во время крестного хода. Третье великое чудо – прекращение проливных дождей в Тобольске после молебна перед образом.
Случалось много чудес по молитве перед этим образом. Господь, по заступничеству своей Матери, дарует людям исцеление, помощь, защиту и спасение из тяжких ситуаций. Искреннее обращение поможет в делах рабочих и семейных, потому что Дева Мария здесь – благая покровительница всех православных христиан.
Чаще всего люди прибегают к помощи «Знамения» для излечения болезней: паралича, слепоты, глазных инфекций. Источники утверждают, что образ дарует помощь беременным женщинам. При молитве Богородице выносить и родить малыша будет легче. На ребенка снизойдет Божественное благословение, потому что если мамочка попросит Небесную Царицу о помощи, то чадо будет под опекой высших светлых сил.
Икос 6
Возсия Божественный Свет во Египте и падоша тамо идоли, егда бежала еси Пречистая с Богомладенцем Иисусом, спасаяся от убийства Иродова. Ты убо озаряеши светом боговидения умы всех удаляющихся прелестей суетнаго миpa, исторгая из душ их кумиры гнездящихся тамо губительных страстей. Тем же превозносим Тя словесы сими:
Радуйся, Молитвеннице благоприятная за нас к Богу;
Радуйся, Предстательнице всемощная, гнев Божий на милость прелагающая.
Радуйся, руце Твои богоносне на умоление ко Творцу выну простирающая;
Радуйся, яко Мати Сына, Судию Праведнаго о всем миpe умоляющая.
Радуйся, покровом Матерняго Твоего заступления всех нас покрывающая;
Радуйся, сущих в бедах и скорбях благодатию смирения и терпения снабдевающая.
Радуйся, старцев благоговейных сладкое успокоение;
Радуйся, стариц боголюбивых тихое прибежище.
Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.
История иконы
Первое сообщение о чуде, которое свершилось благодаря этому лику Девы Марии, датируется 1170 годом. В те времена под предводительством Андрея Боголюбского, под стены Новгорода пришли князья, чтобы его завоевать. Так стали молиться новгородцы о помощи Господу Богу.
А на третью ночь, Илия, архиепископ новгородский, во сне услышал голос призывающий взять образ Пречистой Девы в церкви Спаса Преображения, и вынести его к городской стене.
Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архиепископа и тот воскликнул: “О дивное чудо! Из сухого дерева текут слезы. Царица Небесная!”
Осаждённые восприняли случившееся как знамение того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города от неприятеля. На врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, у них помрачилось зрение и они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В честь Заступницы архиепископ Илия и установил праздник Знамения Богородицы. Традиция сохранилась и по сей день, православные отмечают праздник, в честь почитания чудотворной иконы 10 декабря.
В 1611 году случилось еще одно чудо, связанное с этим ликом Божией Матери. Тогда в Новгород вошли шведы, а в Знаменском соборе в то самое время шло богослужение.
Желая завладеть собором, шведы ринулись к нему, но были откинуты назад невидимой силой. Неприятели еще несколько раз пытались приблизиться к собору, но их откидала все та же невидимая сила. Разочаровались шведы и отступили, а вскоре покинули и Новгород.
Для чего нужна молитва о вразумлении?
Как мы выяснили, понятие «ум» в Православии имеет несколько значений. Собственно ум является «органом созерцания», направленным на высшую духовную деятельность, Богопознание. Разум – орудие анализа и осмысления чувственного опыта, «орган знания». Рассудок же является той душевной деятельностью человека, в которой он опирается на собственные силы для анализа, извлечения выводов и принятия решений.
Следовательно, по-разному толкуется и термин «вразумление». Так, молитвы о вразумлении сына могут выражать просьбу к Богу о прибавлении земного ума, интеллектуальных способностей.
Если речь идёт о душевной силе человека, то под вразумлением имеется в виду возвращение к человеку его духовного зрения. То есть способности различать добро и зло, совершать покаяние, идти ко Господу и спасать душу. В этом случае о вразумлении молятся за духовно заблудших людей: подверженных какому-либо греху либо же вовсе отпавших от Бога. Например, таковыми молитвами можно считать просьбы ко Всевышнему о примирении враждующих или возвращении человека в Церковь.
Христиане молятся и о собственном вразумлении. Чтобы Бог просветил, направил на верный путь в сложной жизненной ситуации. Или же помог в преодолении греховных страстей и соблазнов. Но, как уже было сказано, это возможно при условии труда человека над своим духовным состоянием. Святитель Феофан Затворник наставляет:
Молитва на вразумление может адресоваться Богу, Деве Марии, какому-либо святому или ангелу-хранителю. Существуют общеупотребительные соответствующие тексты, однако позволяется выражать просьбу своими словами. Молитва об отпавших от веры традиционно совершается перед иконой Богоматери «Знамение».
Молитва иконе Божией Матери «Знамение»
«О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.»
Молитва перед иконой
Поэтому православному человеку необходимо трудиться над собой. Очищать свою душу через таинства исповеди покаянием, и соединяться со Христом в таинстве Евхаристии. Тогда, если Господу будет угодно, молитва будет не просто молитвенным текстом, а сердечным обращением и общением с миром горним (святым).
Царица Небесная главная Заступница перед Сыном Божьим за человеческий род. Она может умолить Сына о прощении наших грехов, если мы сами принесём раскаяние в беззакониях своих. Будем не только каяться, но и благодарить за все уроки, которые даются нам Небом во спасение наших душ. При этом учиться смиренно переносить трудности, которые неизбежны в человеческой жизни, уповать на милость и человеколюбие Господа.
Икона Божией Матери «Знамение» имеет несколько дней почитания в церковном календаре, по причине географического разнообразия образов, но есть и общий день – 10 декабря по новому стилю
Важно, чтобы молитва Богородице была постоянной, а не только в установленные церковью дни
(12 голосов, средний: 4.75 из 5)
Загрузка …
История иконы
Образ Пресвятой Богородицы Знамение прославился в 1170 году. В тот год Новгород претерпевал осаду от войск удельных князей Руси под предводительством сына Андрея Боголюбского. В отчаянии новгородцы взмолились к Богу, и на третий день Новгородский архиепископ Иоанн услыхал неземной голос. Голос повелевал ему взять из Спасо-Преображенской церкви, что на улице Ильиной, икону Божией матери и вынести ее на городские стены.
Архиепископ выполнил Божие повеление, и когда образ Царицы Небесной проносили по городскому ограждению, лик Богоматери пронзила вражеская стрела. Изображение Владычицы пролило слезы, и Пречистая отвернула лик к городу. В ужасе от увиденного, вражеские воины как бы обезумели и стали побивать друг друга. Воодушевленные новгородцы с новыми силами ринулись в бой и одержали победу.
Благодарный архиепископ Иоанн в честь иконы Знамение установил праздник, который и поныне отмечают православные христиане. День празднования иконы Божией Матери «Знамение» – 10 декабря.
Образ несколько раз менял место нахождения — в 1354 году его перенесли в Церковь Знамения Богородицы, в 1560 возвратили в Спасо-Преображенский храм на ул.Ильина, чтобы перенести затем в Знаменский собор на той же улице.
В богоборческий период икону изъяли для музейной экспозиции. Торжественное возвращение святыни состоялось в 1991 году. Икона почитается в народе, особенно известные чудотворные списки, названные по месту чудотворений:
- Вологодская;
- Царскосельская;
- Соловецкая;
- Курско-Коренная;
- Верхнетагильская.
Эти иконы известны не только в России, но и за ее пределами.
Тексты
Прежде чем помолиться курской иконе, надо ознакомиться с примерами текстов.
Молитва
Есть две распространенные молитвы, которые зачитывают лику Богородицы.
Разрешение трудной ситуации
«О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь».
Очищение души от негатива
«Царица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь».
Акафист
«Избранной Воеводе и благой Одигитрии, путеводящей нас к Небесному Граду, приидите, припадем вси, града зде пребывающего не имущии, Тоя всесильнаго заступления просяще, чудеса же, от лет древних даже доныне от иконы Ея бываемыя, поминающе, велегласно возопиим:
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая».
Тропарь
«Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость».
Кондак
«Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало».
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой честный, имже показала еси преславное знамение».
Молитва иконе Божией Матери «Знамение»
«О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.»
Описание иконы «Знамение» и ее списки
На Знаменской иконе Богоматерь изображается по пояс или в полный рост. Руки Ее подняты в молитвенном жесте; на Ее груди круг в виде щита или сферы, в котором заключен образ Спаса-Эммануила (то есть здесь Иисус представлен не Младенцем, но Отроком). В левой руке Он держит свиток со Священным Писанием, а персты правой сложены в благословении.
Весьма почитаемы православными христианами являются и списки святого образа, которые не менее чудотворны. Списки получили свои названия по месту явления чудес иконы «Знамение»:
- Алабацкая – после написания списка был исцелен от паралича некий Ефремий, а после помещения образа в храм получили исцеление от него еще многие прихожане.
- Курская-Коренная – этот список связывают с самим Серафимом Саровским; прославился образ по всей Америке и Европе своими чудесами.
- Царскосельская – список был помещен в золотой оклад и украшен драгоценными камнями по указу императрицы Елизаветы; многие исцелились от чумы и холеры по молитвам к святому образу.
- Албазинская «Слово плоть бысть» — назван список в честь крепости на Амуре Албазин; помог образ в битвах с захватчиками крепости, а затем, при перенесении в Благовещенск, не давал прорваться врагам в течение 19 дней до полного их отступления.
- Серафимо-Понетаевская – этот список назван в честь женской обители, где проявлял много чудес.
Протографы образа Богоматери «Знамение» известны с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении.
Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене.
По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть.
Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова.