Храм святителя николая на щепах, как доехать, адрес, телефон, сайт

Храм Николая на Щепах

Арбат – одно из самых известных мест в Москве. Именно здесь приютился весьма оригинальный пятиглавый храм Николая на Щепах. Кто-то удивленно спросит: почему на Щепах? Все просто – в старину тут находился Государев дровяной щепной двор, где складывали бревенчатые срубы для всевозможных дворцовых построек.

Традиционно начало истории храма в честь свт. Николая на Щепах датируют 1649 г., о чем свидетельствуют источники, и считают, что в то время он был деревянным. Но вот у реставраторов, проводивших работы по его восстановлению в 2000 – 2002 гг. сложилось иное мнение. В ходе земляных работ по открытию фундамента церкви были обнаружены не только надгробная плита с датой «1609», но и «алевизовские» маломерные кирпичи с известковым раствором, точнее – их остатки, что позволило предположить, что в начале XVII в. храм здесь уже стоял, причем – каменный (как известно, такой кирпич ввел в строительную практику на Руси миланский архитектор Алевиз Новый (Алоизио Ламберти да Монтаньяна) еще в начале XVI в., после чего этот строительный материал стал необычайно популярен в стране). Были сделаны и другие находки Смутного времени.

Как бы то ни было, но точно известно, что в 1686 г. Патриарх Иоаким благословил строительство здесь нового каменного храма. Возможно, старый был уничтожен при пожаре. Новый пятиглавый храм Николая на Щепах был возведен в стиле русского узорочья. В 1773 г. к трапезной был пристроен придел в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (благодаря которым православная Церковь празднует праздник Сретения). Позже (1882 -1884 гг, архитектор – Н.И. Финисов) придел этот перенесли в специальную пристройку.

Вид до реставрации

В 1812 г. во время пожаров в Москве храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал, но народ не пожалел сил и денег и вскорости вновь отстроил храм в честь такого почитаемого на Руси Угодника Божия, устроив еще один придел – св.ап. Петра и Павла – и 3-ярусную колокольню в стиле классицизма.

Именно благодаря храму несколько переулков стали носить имя Николощеповских.

Советские власти закрыли храм в 1934 г. К тому времени в нем хранились ценности из многих близлежащих церквей, ликвидированных раньше этого времени. По закрытии ценности были разграблены, храм обезглавлен, колокольня разрушена, а помещения приспособлены под нужды государства. Так, например, в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945) здесь выпускали боеприпасы для фронта.

Храм Николая на Щепах терпеливо пережил все издевательства и дождался-таки воскресения. В 1993 г. его вернули верующим, которые, «положась на Бога», занялись реконструкцией. Реставраторы столкнулись со множеством проблем как физического, так и морального плана, но некоторые находки компенсировали их страдания.

22.04.2008 Освящение храма Царские врата

Так, например, было и радостно, и огорчительно найти в четверике храма внутристенные голосники (специальные керамические кувшины, вмурованные внутрь стен для улучшения акустики церкви; огорчительно – поскольку некоторые из них пришлось задеть). Приятно было обнаружить многослойную обмазку стен разных цветов. Именно благодаря этой находке, стены храма сегодня имеют такую красивую окраску, аналогичную первоначальной, – конца XVII в. А колокольня и пристройки XIX в. окрашены в другой цвет, более присущий классицизму.

В начале 2008 г. были закончены восстановительные работы по иконостасу, и 22 апреля состоялось новое освящение храма.

Деревянная или каменная?

Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.

Исторические сведения

Как в прошлые времена, так и в настоящее время храм Всех святых на Соколе встречает ежедневно огромное количество православных верующих христиан, которые пишут записки, оставляют разнообразные свечки вблизи того или иного священного лика, а также возносят акафист направленный к святым угодникам.

Священники и священнослужители храма утверждают, что именно сюда направляются паломники и верующие люди, дабы поделиться собственными проблемами со Всевышним или его не порочными Угодниками. Зачастую такое скопление людей в храме всех Святых на Соколе связывают с тем, что здесь можно встретить чудодейственные образы таких святых как:

Следовательно, можно говорить о том, что здесь каждый житель столицы или гость сможет пообщаться со Всевышним, собственными ангелами-хранителями, тем или иным непорочным угодником.

Важно учесть, что верующие люди и паломники с особой любовью относятся к храму всех Святых на Соколе, поскольку именно здесь можно не только вознести молитвословие, но и собственными силами оказать некую поддержку, поскольку служители храма занимаются не только милосердием, но и благотворительностью. Священники же напоминают о том, что они также участвуют в неких социальных направлениях, поэтому оказывают особую божественную и духовную поддержку для заключенных

Конечно же, нельзя обойти стороной яркую отличительную черту храма всех Святых на Соколе от иных соборов расположенных на территории Московской области, ведь именно здесь можно посетить существующий пункт приема и выдачи одежды. Таким образом, православные верующие христиане пытаются помочь друг другу, а также крайне малоимущим семьям.

Священники не забывают упоминать о том, что храм Всех святых на Соколе на протяжении огромного количества времени сотрудничает с московским обществом слепых, таким образом, каждый верянин при желаний может оказать помощь незрячему человеку, даже в тот момент, когда он посещает богослужение.

После революции

После революции храм Николая на Щепах долго не закрывали. Так что на какое-то время она превратилась в своего рода хранилище для святынь из соседних церквей… Все изменилось в 1936 году — Николощеповский храм тоже закрыли, все реликвии вывезли, барабаны и верхние ярусы колокольни снесли, само сооружение начали было разбирать, но потом передумали: то, что осталось от колокольни, превратили в заводскую проходную. А бывшее церковное здание отдали, как говорится, под производственные нужды: надстроили еще несколько этажей, внутри возвели межкомнатные перекрытия и организовали там завод.

Внутри

Внутреннее пространство Николо-Щеповской церкви организовано традиционно для русских православных храмов, выстроенных «кораблем» с запада на восток: притвор (подколокольное помещение) -тралезная — придел — собственно храм — алтарь.

Когда смотришь на внутреннее убранство храма, с трудом верится, что еще четверть века назад здесь царило запустение. Сегодня о былом поругании напоминает, пожалуй, лишь тот факт, что настенные росписи кое-где не окончены. Основное помещение храма и придел расписаны целиком, в трапезной еще остается немало «белых пятен».

К стенописи подходят с большой тщательностью, фрески выполняются с огромным художественным мастерством в соответствии с изографическими традициями, с преобладанием в цветовой гамме спокойных тонов охры и лазури, придающей изображениям объем.

Храм вполне просторный. Хотя внутреннее пространство поделено на четыре зоны (не считая притвора и алтаря), они не выглядят обособленными. Переходы из трапезной в придел и основную часть храма — широкие арки. В основном объеме, справа и слева от арочного проема, — винтовые лестницы на хоры, сами хоры — разнесенные надвое, в стенах над ними заметны отверстия голосников. Свод сомкнутый, полностью покрытый фресками.

Главный иконостас шестиярусный, резной, золоченный, современной работы, но воспроизводящий тот, что был в храме до революции. Его смогли воссоздать благодаря сохранившимся фотографиям. Иконостас придела — небольшой трехъярусный. Придел сообщается арочными проемами как с основной частью храма, так и с трапезной, и сам разделен надвое; в западной его части располагается крестильня с купелью. Стену над ней украшает ростовое живописное изображение Богоматери иконографического типа «Оранта».

Общая информация о Храме

Книга об истории нашего Храма

Другие названия Храма: — Церковь cв. Николая Дербенского — Xрам св. Николая Чудотворца в Дербенах — Церковь Николая Чудотворца в Дербенёвском (в Ольховце, в Новой Стрелецкой слободе)

Схема подчинения: Богоявленское благочиние Москвы Московская епархия (г. Москва) (Епархии) Русская Православная Церковь (Церкви)

Настоятель Храма: — протоиерей Александр Сычев.

Престолы:

. Приделы: левый — преподобного

, правый – иконы Божией Матери

.

Храмовой день: празднование памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца: 6/19 декабря, 9/22 мая.

Дни престольных праздников: празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 6 ноября преподобного Сергия, игумена Радонежского 18 июля и 8 октября.

Святыни: чтимые иконы Божией Матери «Казанская», , и .

Богослужение по воскресениям и праздникам. Литургия в 10.00. Накануне всенощное бдение в 17.00. В Будние дни и по субботам утреня и литургия в 8.30. Также совершаются молебны, панихиды и другие службы. Работает церковная лавка.

Также в храме 2 раза в месяц, в воскресенье, проводятся миссионерские беседы. Помимо этого, еженедельно по четвергам с 19.00 проходят молодежные встречи на духовные темы и на темы культуры и искусства.

Храм открыт ежедневно.

В НАШЕМ ХРАМЕ МОЛОДЕЖНЫМ АКТИВОМ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО ПО ПЯТНИЦАМ В 19:00 ПРОВОДЯТСЯ МОЛОДЕЖНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ БЕСЕДЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ С ЧАЕПИТИЕМ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ – МИХАИЛ (ТЕЛ.)

XV–XVIII века

Церковь Святителя и Чудотворца Николая расположена в историческом Белом городе, на склоне Сретенского холма, в квартале, ограниченном с запада Подкопаевским переулком, с севера — Малым Трехсвятительским, с востока — Хитровским переулком и внутриквартальным проездом и с юга — Подколокольным переулком. В XIV–XVI веках здесь, на склоне Сретенского холма, было урочище Старые сады — владение московских великих князей и царей. Возможно, название местности «Подкопаи» связано с глиняным карьером, в котором для добычи глины подкапывали гору. Но есть и другие объяснения. Согласно одной из легенд,некий вор, сделав подкоп под церковь, забрался внутрь и, набрав ценностей, полез обратно, но был завален в своем подкопе насмерть.

Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Подкопаях, упоминается впервые в 1493 году в связи с грандиозным московским пожаром: «…воста буря велиа зело, и кинуло огонь… И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал». Великий князь Иван III покинул сгоревший Кремль и поселился «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех». По Стротельной книге московских церквей 1657 года храм уже каменный. Некоторые поздние клировые ведомости упоминают каменный Николаевский храм с 1629 года. Натурные исследования последних лет показали, что основа храма относится к XVI веку, к эпохе Ивана Грозного, на что указывает вскрытый из-под штукатурки тонкий кирпич в нижней половине здания церкви — его хорошо видно с южной стороны, из-за ограды.

В 1722 году в Николаевской церкви существовало два престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, который оставался главным на протяжении всего XVIII — начала XIX века, и придельный — во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка всего храма.

XIX век

Во время пожара Москвы 1812 года храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал. На ремонт нашлись средства только после того, как Отечественная война закончилась. Прихожане собрали необходимые деньги и восстановили свой храм. При новом освящении прежний придел Феодосия Киовиарха получил новое посвящение — в честь апостолов Петра и Павла. Через год к храму пристроили боковой придел, а кроме того, возвели колокольню.

Новый цикл ремонтных работ начался в конце XIX века. В 1882 году у церкви появился северный придел, спроектированный архитектором Николаем Финисовым. Еще через несколько лет добавился южный придел — туда решено было перенести престол Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Внутренне убранство Храма Всех Святых на Соколе

Вся внутренняя часть церкви выполнена в васнецовском и псевдорусском стиле, и представлена следующими обрамлениями:

  1. Оригинальной композицией под названием «Собор всех святых», на которой изображены святые, почитаемые в Грузии. Данная композиция была выполнена в 1949 году.
  2. Масляной живописью, датированной 1884 годом, и сохранившаяся до настоящего времени.
  3. Главным трехъярусным иконостасом и иконостасом боковых пределов, которые были выполнены в бело-кремовых тонах, в 1948 году.
  4. Хоры, размещенные над входом в трапезную.
  5. Мемориальные доски с обликами священников, и представителей грузинской диаспоры, которые были похоронены во дворе собора.

Кроме того большая часть собора оформлена росписями 60-х годов, которые также сохранились до нашего времени.

Внутри

Внутреннее пространство Николо-Щеповской церкви организовано традиционно для русских православных храмов, выстроенных «кораблем» с запада на восток: притвор (подколокольное помещение) -тралезная — придел — собственно храм — алтарь.

Когда смотришь на внутреннее убранство храма, с трудом верится, что еще четверть века назад здесь царило запустение. Сегодня о былом поругании напоминает, пожалуй, лишь тот факт, что настенные росписи кое-где не окончены. Основное помещение храма и придел расписаны целиком, в трапезной еще остается немало «белых пятен».

К стенописи подходят с большой тщательностью, фрески выполняются с огромным художественным мастерством в соответствии с изографическими традициями, с преобладанием в цветовой гамме спокойных тонов охры и лазури, придающей изображениям объем.

Храм вполне просторный. Хотя внутреннее пространство поделено на четыре зоны (не считая притвора и алтаря), они не выглядят обособленными. Переходы из трапезной в придел и основную часть храма — широкие арки. В основном объеме, справа и слева от арочного проема, — винтовые лестницы на хоры, сами хоры — разнесенные надвое, в стенах над ними заметны отверстия голосников. Свод сомкнутый, полностью покрытый фресками.

Главный иконостас шестиярусный, резной, золоченный, современной работы, но воспроизводящий тот, что был в храме до революции. Его смогли воссоздать благодаря сохранившимся фотографиям. Иконостас придела — небольшой трехъярусный. Придел сообщается арочными проемами как с основной частью храма, так и с трапезной, и сам разделен надвое; в западной его части располагается крестильня с купелью. Стену над ней украшает ростовое живописное изображение Богоматери иконографического типа «Оранта».

Деревянная или каменная?

Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.

Ближайшие похожие организации

Храм Спаса Преображения Господня на ПескахСпасопесковский переулок, 4А500 метров

Священномученика Власия Храм в Старой Конюшенной СлободеГагаринский переулок, 20 стр.1890 метров

Храм в честь Иконы Печерской Божией Материплощадь Киевского Вокзала, 11 200 метров

Храм Преподобного Симеона Столпника на ПоварскойПоварская ул., 5 стр.11 200 метров

Храм Воскресения Словущего на АрбатеФилипповский переулок, 20 стр.11 200 метров

Храм Рождества Иоанна Предтечи на ПреснеМалый Предтеченский переулок, 21 200 метров

Часовня Александра Невского при Музее современного искусстваГоголевский бульвар, 10 стр.11 300 метров

Храм Священномученика Антипы Епископа на Колымажном двореКолымажный переулок, 8/4 стр.11 600 метров

Пророка Илии Храм, Что в Обыденском Переулке2-й Обыденский переулок, 6/3 стр.11 700 метров

Собор Анны Праведной Зачатия в Зачатьевском монастыре2-й Зачатьевский переулок, 2 стр.51 700 метров

Храм Вознесения Господня (малое)Большая Никитская ул., 181 700 метров

Храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом двореРоманов переулок, 2/6 стр.81 900 метров

Святой Мученицы Татианы Домовый ХрамБольшая Никитская ул., 12 000 метров

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском ВражкеГазетный переулок, 152 200 метров

Храм Святителя Николая в Голутвине1-й Голутвинский переулок, 142 300 метров

Подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыряТверская ул., 6 стр.62 400 метров

Как добраться

Посмотреть варианты проезда для адреса

Проложить маршрут

ОТСЮДА
СЮДА

Смоленская — 110 метров

Киевская — 1 000 метров

Остановки наземного транспорта

Метро Смоленская — 130 метров

Улица Новый Арбат — 310 метров

Смоленская набережная — 390 метров

Храм Спаса Преображения Господня на ПескахСпасопесковский переулок, 4А500 метров

Священномученика Власия Храм в Старой Конюшенной СлободеГагаринский переулок, 20 стр.1890 метров

Храм в честь Иконы Печерской Божией Материплощадь Киевского Вокзала, 11 200 метров

Храм Преподобного Симеона Столпника на ПоварскойПоварская ул., 5 стр.11 200 метров

Храм Воскресения Словущего на АрбатеФилипповский переулок, 20 стр.11 200 метров

Храм Рождества Иоанна Предтечи на ПреснеМалый Предтеченский переулок, 21 200 метров

Часовня Александра Невского при Музее современного искусстваГоголевский бульвар, 10 стр.11 300 метров

Храм Священномученика Антипы Епископа на Колымажном двореКолымажный переулок, 8/4 стр.11 600 метров

Пророка Илии Храм, Что в Обыденском Переулке2-й Обыденский переулок, 6/3 стр.11 700 метров

Собор Анны Праведной Зачатия в Зачатьевском монастыре2-й Зачатьевский переулок, 2 стр.51 700 метров

Храм Вознесения Господня (малое)Большая Никитская ул., 181 700 метров

Храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом двореРоманов переулок, 2/6 стр.81 900 метров

Святой Мученицы Татианы Домовый ХрамБольшая Никитская ул., 12 000 метров

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском ВражкеГазетный переулок, 152 200 метров

Храм Святителя Николая в Голутвине1-й Голутвинский переулок, 142 300 метров

Подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыряТверская ул., 6 стр.62 400 метров

Воскресная школа

При храме Святителя в Москве существует воскресная школа и православная гимназия. Воскресная школа в своей деятельности ориентируется на рекомендации Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Школа функционирует уже 25 лет, и в ней обучаются дети от 6 до 16 лет. Все обучающиеся поделены на 4 группы по возрастам:

  • 6-8 лет;
  • 8-9 лет;
  • 10-11 лет;
  • 12-16 лет.

Учащихся принимают в школу каждую осень, в начале учебного года, после проведения разговора с родителями и по благословению настоятеля храма. Занятия проходят в воскресенье. Первым уроком идёт Божественная литургия. А по субботам желающие прихожане могут посетить взрослые группы по изучению религиозной лексики на английском языке. Также по субботам работает факультатив для детей.

В воскресной школе Святителя существует традиция ежемесячного участия родителей и учеников в Таинстве Исповеди и Причащения. Учащимся читаются молитвы. Обучение проводится клириками храма и профессиональными педагогами. Задача учителей воспитать полноценных граждан, почитающих Закон Божий.

Как добраться до Храма Всех Святых на Соколе

В зависимости от местонахождения, до храма на Сколе можно добраться на личном автомобиле или общественным транспортом.

На автомобиле

Для того чтобы на машине доехать до собора, паломникам необходимо добраться до МКАД, и повернуть на пр. Маршала Жукова. Далее, двигаясь по проспекту, следует повернуть на улицу Народного Ополчения, у уже с нее повернуть на улицу Алабяна. Затем с улицы Алабна нужно повернуть направо, на улицу Песчаную и уже в конце этой улицы повернуть налево, и двигаться прямо к храму.

Общественным транспортом

В данном случае до церкви можно добраться любыми автобусами, маршрут которых проходит через остановку «Станция метро на Соколе».

Также до храма можно доехать на метро, для чего необходимо встать на станции метро Сокол, перейти автомобильную дорогу, и повернуть налево к церкви.

Возрождение

Богослужения в храме Николая Чудотворца на Щепах возобновились почти сразу, и сразу же началась и реставрация. Учитывая то, в каком состоянии достался общине храм, работы предстояли долгие и кропотливые. Начали с масштабной реконструкции самого здания и восстановления куполов, а также колокольни. Между прочим, звонница Николощеповской церкви считается одной из лучших в Москве. На ней — девять колоколов, причем главный из них весит две с половиной тонны!

В 2002 году над храмом снова засияли позолоченные кресты и начались работы по восстановлению интерьеров. Благодаря усилиям меценатов, мастера воссоздали резной иконостас, и через шесть лет состоялось малое освящение основного придела храма.

Прошел еще год, и на стенах бокового придела Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы снова появились росписи.

Говорят, что, когда церковное здание было освобождено от лесов, жители соседних домов долго удивлялись, — мол, церкви здесь прежде не было! Многие и не подозревали, что изуродованная постройка на их улице — на самом деле прекрасная церковь!

XIX век

Во время пожара Москвы 1812 года храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал. На ремонт нашлись средства только после того, как Отечественная война закончилась. Прихожане собрали необходимые деньги и восстановили свой храм. При новом освящении прежний придел Феодосия Киовиарха получил новое посвящение — в честь апостолов Петра и Павла. Через год к храму пристроили боковой придел, а кроме того, возвели колокольню.

Новый цикл ремонтных работ начался в конце XIX века. В 1882 году у церкви появился северный придел, спроектированный архитектором Николаем Финисовым. Еще через несколько лет добавился южный придел — туда решено было перенести престол Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Храм святителя Николая на Щепах

Москва. Март. Смоленская площадь — широкое Садовое кольцо. Тысячи машин, откуда они только берутся.

Где-то справа-сзади от площади — высокое здание МИДа и Старый Арбат. А слева — одна из самых загадочных станций московского метро. «Смоленская»-Филевской линии.

Когда-то она была ответвлением самой первой красной ветки, потом стала частью голубой-Филевской и — почти бесполезной, потому что рядом теперь есть еще одна более нужная станция «Смоленская»-синяя, а на эту уже никто почти не приходит, и даже выход из нее с некоторых пор скрыт в фасаде Сталинского дома — дома Жолтовского.

Сейчас — после реконструкции Садового кольца — храм Николы на Щепах немного видно: и с самой улицы, и с площади перед Смоленской. По крайней мере зимой — когда нет листвы.

Церковь на Смоленской — как и многие храмы в самом центре города — зажата между самыми разными домами. Окружена постройками самых разных времен и стилей.

Отражается в их стеклах.

Литература

  • Анашкевич М. А. Самые знаменитые храмы Москвы. — М.: АСТ, 2007. — 319 с. — ISBN 978-5-17-040453-7.
  • Вайнтрауб Л. Р., Карпова М. Б., Скопин В. В. Храмы северного округа. — М.: Старая Басманная, 1997. — 272 с. — ISBN 5-8468-0052-1.
  • Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Москва в границах 1917 года. — М.: Книга и бизнес: Кром, 1995. — Т. 3. — 586 с. — ISBN 5-7119-0043-9.
  • Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского Московской губернии и уезда 1398—1898 гг. — М., 1898. — 88 с.
  • Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). — М.: Искусство — XXI век, 2004. — 295 с. — ISBN 5-9805101-1-7.
  • Храм Всех Святых (брошюра). — М.: Издательство Московской патриархии, 1997. Автор исторической части брошюры М. В. Ретамосо Рохас (архитектор-реставратор храма 1994—1999 г.)

После революции

После революции храм Николая на Щепах долго не закрывали. Так что на какое-то время она превратилась в своего рода хранилище для святынь из соседних церквей… Все изменилось в 1936 году — Николощеповский храм тоже закрыли, все реликвии вывезли, барабаны и верхние ярусы колокольни снесли, само сооружение начали было разбирать, но потом передумали: то, что осталось от колокольни, превратили в заводскую проходную. А бывшее церковное здание отдали, как говорится, под производственные нужды: надстроили еще несколько этажей, внутри возвели межкомнатные перекрытия и организовали там завод.

По церковному погосту прошлись бульдозерами, сровняли с землей все могилы и проложили на этом месте 1-й Николо-Щеповский переулок.

Когда началась Великая Отечественная война, то на предприятии в бывшем храме выпускали артиллерийские снаряды. После войны завод перевели на мирные рельсы и наладили выпуск медалей, значков и спортивных кубков.

В 1970-х годах за храм на щепах впервые с начала века взялись реставраторы. Они провели пробную расчистку фасадов, и под слоем штукатурки обнаружили сохранившийся декор XVII века. В этой связи в 1983 году церковное строение внесли в список зданий для постановки на государственную охрану. А через десять лет помещение было решено передать верующим.

История Храма

Храм святителя Николая (Никольская церковь) в селе Никольском (Колчево, Голохвастово ).

Самое раннее упоминание о церкви святителя Николая, что в селе Никольском церковные летописи относят к 1627-1628 годам, где упоминается деревянная церквушка Николы чудотворца. Описание каменного храма появляется в 1682 году в вотчине стольника Федора Ивановича сына Потемкина, который был похоронен у окна трапезной части храма, где позже устроили придел.Особенностью архитектуры храма является совершенство его пропорций, сочетающиеся с весьма скромным убранством. С момента своего основания храм практически не перестраивался и сохранил свои первоначальные формы. Внутри сохранились голосники – горшки, специально вмурованные в своды, служащие для улучшения акустики, — и древний вариант оконных рам, имеющих особый способ крепления. Так же в храме сохранился и тябловый иконостас XVII века.Кроме М.С.Потемкина в храме погребены и другие представители этого именитого рода, таким образом Никольская церковь является родовой усыпальницей Потемкиных. Захоронения произведены в пределе по его стенам, в алтаре и на клиросе. До нашего временисохранилось только три надгробных плиты, из них две вмурованы в стену, но с небольшим сдвигом, не точно определяя место захоронения.1 июня 1909 года причт обратился в Московскую духовную консисторию за разрешением расписать священными изображениями стены придела святых Косьмы и Дамиана. 20 сентября по поручению императорского московского археологического общества храм был осмотрен И.В. Рыльским, который в своем докладе сообщил следующее: “Предполагаемую работу я нашел исполненной. Живопись масляными красками, спокойная и не портящая впечатление от всего храма. Главный храм, расписанный таже масляными красками, вероятно в начале XIX столетия, очень талантливой работы, особенно красива живопись на сомкнутом своде итальянского характера с желтым фоном неба и красиво расположенными и контрастными по тонам фигурами к пятам свода, так что весь центр остается свободным от фигур”. Следует отметить, что ранее стены были просто выкрашены клеевой краской в один тон.По сведениям И.В.Рыльского, в церкви имелся некий храмозданный крест имевший надпись: “Освятится жертвенник Господа Бога Спаса Нашего Иисуса Христа в храме иже благословлению Великаго Господина Святейшаго Адриана Архиепископа Московскаго…России …лето Индикта второго месяца Януария в память иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста”

Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км Калужского шоссе. Известно, что храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин.Бесстолпный, перекрытый сводом одноглавый храм с трапезной выполнен в традиционных формах небольших приходских церквей XVII в. и является малоизвестным и недооцененным памятником зодчества. Архитектуру храма отличает совершенство пропорций, изысканная простота и скромность украшений. Трехъярусная колокольня была пристроена к храму в середине XVIII в. Сам же храм со времени своего построения не перестраивался, что делает его уникальным памятником истории и архитектуры. Сохранились даже голосники — вмурованные в своде горшки для улучшения акустики, а также древний тип оконных рам. Дошел до нашего времени тябловый иконостас XVII в. Одной из наиболее чтимых святынь храма являлась ростовая икона мучеников Космы и Дамиана, во имя которых в трапезной устроили теплый, зимний придел.В 1937 г. был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 г. Большой колокол на колокольне разбили. Однако полному разорению в 1930-е гг. храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялись внутреннее убранство, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева и в церкви Подмосковья. Храм позже использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е гг.Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 г. Летом 1996 г. был назначен настоятель храма. Первая служба состоялась в июне 1998 г.

Возрождение

Богослужения в храме Николая Чудотворца на Щепах возобновились почти сразу, и сразу же началась и реставрация. Учитывая то, в каком состоянии достался общине храм, работы предстояли долгие и кропотливые. Начали с масштабной реконструкции самого здания и восстановления куполов, а также колокольни. Между прочим, звонница Николощеповской церкви считается одной из лучших в Москве. На ней — девять колоколов, причем главный из них весит две с половиной тонны!

В 2002 году над храмом снова засияли позолоченные кресты и начались работы по восстановлению интерьеров. Благодаря усилиям меценатов, мастера воссоздали резной иконостас, и через шесть лет состоялось малое освящение основного придела храма.

Прошел еще год, и на стенах бокового придела Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы снова появились росписи.

Говорят, что, когда церковное здание было освобождено от лесов, жители соседних домов долго удивлялись, — мол, церкви здесь прежде не было! Многие и не подозревали, что изуродованная постройка на их улице — на самом деле прекрасная церковь!

ХХ век и современность

В 20-е годы ХХ века храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Но в 1926 году она была распущена. Через год в храм пришли о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Миронович (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, при которых активную роль в жизни храма стали играть сестры монашеской женской общины.

Церковь была закрыта в 1929 году, а ее священники арестованы и расстреляны. Сломали кресты и главки приделов и алтаря. В храме сначала устроили жилые помещения. Затем вплоть до 1990 года территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи закрашены. К алтарям приделов, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны одноэтажные пристройки. Каменный одноэтажный технический объем был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector