Святого благоверного царевича димитрия больничный храм, как доехать, адрес, телефон, сайт

Таинственная смерть Царевича Дмитрия в Угличе: судьба и легенды

Гибель царевича Дмитрия до сих пор является одной из исторических загадок. Был ли Дмитрий убит в результате интриг или его смерть являлась несчастным случаем? Существует несколько версий, но к единому мнению ученые не приходят. Царевич Дмитрий, погибший 15 мая 1591 года, был сыном Ивана Грозного. Со смертью престолонаследника прервалась династия Рюриковичей и наступила династия Романовых. А для Руси наступило Смутное время. Нераскрытые обстоятельства гибели привели к появлению нескольких Лжедмитриев, якобы чудесным образом спасенных наследников. Царевич Дмитрий не прожил даже 9 лет. Однако его короткая жизнь повлияла на судьбу России и едва не привела к развалу независимой державы.
Его нашли с перерезанным горлом во дворе, куда он отправился погулять. Позже на этом страшном месте был возведен храм, в алтаре которого было обозначено место, где был найден царевич. Ходит легенда, что ежегодно в день его гибели на этом месте проступала кровь.

Официальная версия, которую озвучил председатель комиссии Василий Шуйский, гласила, что молодой царевич сам себя ранил во время приступа эпилепсии. Однако его мать Мария Нагая утверждала, что царевич погиб от рук злодеев, подосланных Борисом Годуновым.

Царевич Дмитрий считался незаконнорожденным и не мог претендовать на престол. Его мать, Мария Нагая, была восьмой женой Ивана Грозного, но церковь данный брак не признавала законным. После смерти отца на престол взошел Федор Иванович, который отправил мачеху и брата в город Углич. Дмитрия Ивановича провозгласили удельным князем, однако его права правления были сильно ограничены.

Сведения о самом царевиче противоречивы. В одних описаниях он представлен ангелочком, а в других жестоким и вспыльчивым, точной копией своего отца в младые годы. Федор Иванович был болезненным и слабым, детей у него не было, поэтому семейство Нагих рассчитывало на возможное восхождение Дмитрия на престол.

Желание править страной не покидает и Бориса Годунова, шурина царя Федора Ивановича и боярина Василия Шуйского, который позже в результате интриг в сторону своего оппонента все же взойдет на престол. Именно он, чтобы избавить страну от Лжедмитриев и сохранить власть, повелел перевезти мощи царевича Дмитрия в Москву в Архенгельский собор. Для этого использовались обитые парчой носилки и рака, которые до сих пор хранятся в Угличском храме. Мощи оказались нетленными и царевича провозгласили святым.

История храма

Храму при Первой Градской больнице Москвы на сегодняшний день насчитывается более 200 лет. Его возвели в конце 18 века, когда князь Дмитрий Михайлович Голицын решил сделать столице дорогой и нужный подарок — построить клинику, куда сможет обратиться за помощью к врачам любой нуждающийся.

Возведение и основание

Положил начало строительству больницы с приходом Дмитрий Михайлович Голицын. В оставленном им завещании содержалась просьба и распоряжение на оставленные деньги построить учреждение, которое будет «угодно Богу» и полезно людям. После кончины князя в 1793 году рабочие приступили к постройке клиники с божественной обителью. Руководителем возведения здания стал двоюродный брат князя — А. М. Голицын. Так, благодаря братьям, в Москве была построена третья бесплатная больница, позволившая обращаться нуждающимся за своевременным лечением. Приходить сюда могли люди из любого слоя населения, исключением были лишь крепостные крестьяне.

22 сентября 1801 года храм был освящен в честь царевича Димитрия — святого, чье имя носил основатель больницы Дмитрий Михайлович. С тех пор обитель помогла тысячам страждущих, давая им силы и веру в излечение.

Историческая судьба

Тяжелым временем для обители стала война с Наполеоном, однако «с Божьей помощью» и в это время больница выстояла. Помог ей в этом Х. И. Цингер, который управлял учреждением в начале 19 века. Он, несмотря на страх и голод горящей оккупированной Москвы, остался в городе и не позволил французам разрушить больничную обитель. Именно благодаря проявленной отваге, его подвиг сохранился в истории и летописях храма.

С приходом советской власти церковь временно прекратила свою деятельность, обитель была разворована и закрыта. Иконы заменила хозяйственная утварь: помещение стали использовать в качестве столовой и подсобок больницы.

В режиме хозяйственного отделения больницы храм проработал до 1970-го года. Люди стали вспоминать о памятниках культуры и искусства, началась реставрация здания.

Впервые после многих лет гонений православной веры в неврологическом отделении клиники появился священник только в конце мая 1990 года. Протоиерей Аркадий Шатов предлагал желающим обратиться не только к знаниям медицинской науки, но и к вере. К всеобщему удивлению, количество больных, захотевших пройти таинство причастия, оказалось неожиданно большим. Администрация больницы вернула Свято-Димитриевский храм Русской Православной Церкви. В ноябре его вновь освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Летом 1990 года в отделения медицинского учреждения пришли помогать первые сестры-добровольцы. В 1991 году при обители было образовано сестринство, и учреждено медицинское училище сестер милосердия, которое также было освящено патриархом Алексием II.

Современное положение

Сегодня церковь занимает один из корпусов пироговской клиники и соседствует с училищем сестер милосердия, который находится здесь же. При церкви собралась постоянная община прихожан, ежедневно проходят богослужения, действует воскресная школа.

Впервые в истории современной России больничная обитель стала центром, куда стали приходить христиане, знающие медицину и желающие оказывать помощь страждущим больным: медсестры, православные врачи и просто волонтеры. Благодаря благотворительной помощи появилась возможность восстановить и реставрировать храм, отремонтировать составляющие его помещения.

Священнослужители стараются дать пациентам клиники духовное утешение в кризисной ситуации. Часто это является невосполнимой помощью в лечении. Почти ежедневно здесь работают священники, исповедуют тяжелых больных и умирающих, дают возможность причаститься, беседуют с пациентами, утешают их родственников. По воскресным вечерам здесь служатся молебны о здравии болящих и тех, кто работает в больнице. После воскрешения церкви и возвращения служб в стены обители уже более 35 тысяч человек приняли здесь причастие, многие этот важный для православного христианина шаг сделали здесь впервые в своей жизни.

Тайна гибели

Православная церковь не признавала последние браки царя Иоанна IV Грозного, поэтому шестую жену царя Марию Федоровну Нагую не считали его законной супругой. Маленький Димитрий имел статус незаконнорожденного сына государя и не мог официально называться царевичем. Непризнанный наследник на трон был отправлен в Углич после смерти своего отца в сопровождении матери, ее многочисленной родни и нескольких сотен слуг.

Церковь Царевича Димитрия на Крови с высоты птичьего полёта

Младший сын царя страдал от эпилепсии или как тогда говорили «падучей». За ним тщательно смотрели и старались ограждать от всех напастей. Тем не менее, 15 мая 1951 году бездыханное тело ребенка было найдено во дворе дома, где он жил. Через три дня царевича похоронили в дворцовой церкви в честь Преображения господня.

Почему Димитрий погиб, не ясно до сих пор. По одной из версий, восьмилетний мальчик решил поиграть в ножички. Когда он бросал нож в очерченный на земле круг, случился приступ эпилепсии, и ребенок упал на лезвие. Однако, этого никто не видел.

Вид церкви Царевича Димитрия на Крови с противоположной стороны Волги

В несчастный случай не верили в народе. Жители Углича были поражены случившимся, устроили бунт и самосуд. Официальное расследование обвинило родных братьев матери Димитрия – Нагих и прислугу. Больше 200 человек были наказаны – казнены и сосланы в Сибирь.

Вслед на ними на подводах поехал и колокол, в который били после гибели царевича. Звучному колоколу отрезали язык и отправили в ссылку в Тобольск. В 1677 году в сибирском городе случился сильный пожар, во время которого расплавился опальный колокол. В XVIII веке решено было отлить новый, точно такой же по весу колокол и поместить его в Тобольский музей. Именно его отвезли в Углич и поместили в храме Царевича Димитрия на Крови.

Вид церкви Царевича Димитрия на Крови со стороны Речного вокзала

С гибели малолетнего царевича в России начались страшные Смутные времена. Государством стал править брат одной из жен Иоанна IV Грозного – Борис Годунов. Нового царя недолюбливали и подозревали в убийстве ребенка. На смену Годунову пришла династия Романовых, история которой растянулась на 300 с лишним лет.

Настоятель

Настоятелем храма царевича Димитрия и духовником сестричества, названного так же в честь этого святого, с момента их основания являлся священник Аркадий Шатов. Теперь он:

  • владыка Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский;
  • викарий святейшего патриарха Кирилла;
  • глава синодального отдела по церковной благотворительности и милосердию.

Этот храм протоиерей Аркадий получил через несколько месяцев после кончины его супруги Софьи. У священника появилась возможность помогать не только прихожанам, но и всем нуждающимся людям, находящимся в больнице на излечении.

Отец Аркадий самоотверженно взял на себя служение ближним. Он буквально не выходил из больницы. Кончалась служба, шел сразу же в палаты к пациентам, — беседовал, утешал, преподавал. Перед вечерней службой вновь возвращался в храм.

Деятельность прихода

Не оставляя забот по воспитанию четырех своих детей (дочерей), будущий епископ Пантелеимон нашел утешение в служении ближним и в научении этому других. Владыка призвал прихожан ходить в больницу, помогать страждущим. Сестры также ходили по домам и увидели, как много есть пожилых людей, которые нуждаются не только в медицинской помощи или продуктах, но и в простом человеческом участии.

Поняли, что не только в больнице нужно помогать, но и на дому. Вот так и сложилась при сестричестве милосердия и патронажная служба. Добавились дети из многодетных семей. Сложилось еще одно направление — служба православных патронажных нянь.

В 2006 году при храме была организована служба добровольцев. Через школу милосердия прошли сотни молодых людей, жаждущих быть полезными обществу. С ними проводят ролевые игры, чтобы они реалистичнее представляли, что может их встретить в тех местах, куда они придут. Отвечают на вопросы и помогают определиться, кому и где они хотят помогать, что именно хотят делать. Добровольцы посещают детские дома, больницы, многодетные семьи.

Литургия с сурдопереводом в храме святого царевича Димитрия

Была создана Свято-Дмитриевская православная общеобразовательная школа. Здесь не только идет учебный процесс, но и работают многочисленные кружки, чтобы дети могли реализовать свой творческий потенциал, способности. Молодежь, которая приходит в храм, принимает участие в разнообразных миссионерских экспедициях.

В общине собралось много любителей байдарочных походов. Появилась идея совместить отдых с оказанием духовной пользы людям, причем с участием священников. Брали все необходимое, проводили службы в разрушенных храмам, встречающихся по пути.

Чтобы сестры милосердия могли получать медицинское образование и качественно помогать больным, были организованы специальные курсы. Они очень быстро превратились в государственное училище при департаменте здравоохранения Москвы. Студенты училища изучают все необходимые предметы по государственному стандарту, а также есть лекции по православной вере. Каждый день служится специальная училищная литургия, на которой поют, читают и делают все необходимое сами студенты.

Важно! Задача училища — воспитать не просто медицинский персонал, но именно сестер милосердия, которые приносили бы людям утешение, могли бы рассказать о вере, привести к церковным таинствам

Богослужения в храме

В будние дни богослужения в храме проходят согласно расписанию, составленному на текущую неделю. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте в интернете или непосредственно храме.

Богослужение в храме царевича Димитрия при 1-й Градской больнице

Как правило, службы здесь проходят почти каждый день:

  • литургия в будние дни начинается в 6-45 ч, в праздничные и воскресные — 8-40 ч (исповедь — 8-00 ч);
  • всенощная (по субботам и предпраздничным дням) и вечерняя (по будням) — 17-00 ч;
  • воскресный молебен — 16-00.

Расписание часто меняется в зависимости от церковного календаря.

Святыни и престольные праздники

Престольный праздник здесь проходит в дни памятования и прославления царевича Димитрия Угличского: 28.05. (представление) и 16.06. (перенесение мощей).

Интересно! На литургии здесь существует традиция петь всем храмом. Для этого всем присутствующим раздаются листки с текстом молитв.

В храме можно приложиться к святым иконам:

  • царевича Димитрия;
  • прмц. кн. Елизаветы;
  • вмч. Пантелеимона (с мощами);
  • вмч. Димитрия Солунского (так же);
  • многие другие.

Кто такой царевич Димитрий?

Дмитрий, царевич убиенный. Фрагмент картины М. Нестерова, 1899 Димитрий Иоаннович (1582 — 1591) — сын царя Ивана Грозного и Марии Нагой. Погиб в возрасте восьми лет. По официальной версии, у царевича случился припадок эпилепсии («падучего недуга»). Во время игры с ножом Димитрий упал на него и истек кровью. Есть и другая версия, которой придерживаются большинство современных исследователей: царевича убили, чтобы в будущем он не смог претендовать на царский престол. Предполагаемых виновников толпа забила на месте. После разбирательства причастных к самовольной расправе сослали в Сибирь. Царевича Димитрия канонизировали в 1606 году как благоверного. Его мощи находятся в Архангельском соборе Московского Кремля.

Как добраться

Посмотреть варианты проезда для адреса

Проложить маршрут

ОТСЮДА
СЮДА

Шаболовская — 700 метров

Октябрьская — 940 метров

Остановки наземного транспорта

Улица Академика Петровского — 210 метров

1-я городская больница — 300 метров

Положения Ризы Господней Храм, Что на ДонскойДонская ул., 20440 метров

Храм в честь Державной иконы Божией Материул. Шаболовка, 6640 метров

Храм Живоначальной Троицы на Шаболовкеул. Шаболовка, 21 стр.1700 метров

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Донском монастыреДонская площадь, 1 стр.10870 метров

Храм Тихвинской Иконы Божией Матери при Центральной клинической больницеЛенинский проспект, 27 стр.3870 метров

Храм святителя АлексияЛенинский проспект, 27990 метров

ЧасовняДонская площадь, 11 000 метров

Храм Донской Иконы Божией Матери, Большой СоборДонская площадь, 11 000 метров

Часовня-усыпальница Левченко в Донском монастыреДонская площадь, 11 000 метров

Храм Святителя Николая в Голутвине1-й Голутвинский переулок, 141 800 метров

Собор Анны Праведной Зачатия в Зачатьевском монастыре2-й Зачатьевский переулок, 2 стр.51 800 метров

Храм Святителя Григория Неокесарийского на Полянкеул. Большая Полянка, 29А2 000 метров

Храм Иверской Иконы Божией Матери на Вспольеул. Большая Ордынка, 392 100 метров

Иверской Иконы Божией Матери Храм на Вспольеул. Большая Ордынка, 392 100 метров

Пророка Илии Храм, Что в Обыденском Переулке2-й Обыденский переулок, 6/3 стр.12 100 метров

Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Храмул. Даниловский Вал, 222 200 метров

Храм, где началось «Милосердие»

Храм остался практически без финансирования. Сюда ходят небогатые, большей частью многодетные прихожане, которые просто не в состоянии поддерживать функционирование храма.

Отсюда сестры милосердия и добровольцы идут к постелям больных, здесь их обучают правильному уходу, сюда приходят на службу пациенты, их родственники и врачи.

Помощь больным в крупнейшей московской Первой градской больнице — это лишь часть деятельности больничного храма. Много лет назад здесь рождались уникальные благотворительные проекты, которые теперь существуют в рамках православной службы помощи «Милосердие».

Все начиналось с сестер милосердия. Пять прихожанок больничного храма царевича Димитрия, вдохновленные призывом священника Аркадия Шатова (ныне епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона) помогать одиноким людям в больницах, вошли в палаты отделений Первой градской больницы почти 30 лет назад.

«Батюшка на каждой службе призывал нас помогать в больницах», — вспоминает старшая сестра Татьяна Павловна Филиппова.

Постепенно количество сестер увеличивалось, они занялись и бездомными, и детьми-сиротами, и инвалидами, постепенно стали открываться социальные проекты — приют, богадельня, детские дома.

«Сколько лет прошло, а мы помним самых первых наших подопечных», — рассказывает Татьяна Филиппова.

Со временем деятельность распространилась на другие медицинские и социальные учреждения Москвы, в каждом из которых создавался домовый храм. Богослужения, церковные Таинства в этих небольших храмах утешают и поддерживают людей и взрослых в этих учреждениях, укрепляют силы тех, кто им помогает.

Больничный храм святого благоверного царевича Димитрия стал «материнским» для 8 храмов в самых разных концах Москвы: при Морозовской детской больнице, при Центре сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н.Бакулева, ПНИ №11, Центре содействию семейному воспитанию «Кунцевский», Свято-Спиридоньевской богадельне, Свято-Димитриевском детском центре, Свято-Софийском социальном доме, на даче для многодетных семей «Воскресенское». В самой Первой градской к главному храму царевича Димитрия приписано еще три: в честь иконы Божьей Матери «Знамение» в хирургическом корпусе, прмц. Елисаветы в Свято-Димитриевской школе и недавно переданный и нуждающийся в ремонте храм Архангела Михаила.

Принцип щедро делиться всем, чем имеешь, раздавать то, что принимаешь – основополагающий для всех этих храмов. Из самоотверженного служения батюшек, сестер милосердия, добровольных помощников выросли нынешние проекты Православной службы помощи «Милосердия».

Сейчас помощи крупных благотворителей почти нет. Но бросать храм нельзя. Расходы требуются регулярные: на функционирование здания, текущий ремонт, коммунальные платежи, технологические и хозяйственные расходы и многое другое.

Не оставьте любимый храм! Просим откликнуться всех неравнодушных людей, особенно ценными будут ваши регулярные пожертвования.

Архитектура и внутреннее убранство

Создателем комплекса голицынской больницы с храмом был выдающийся московский архитектор Матвей Казаков. Современник и ученик знаменитого Василия Баженова, вместе с которым они явились законодателями в Москве нового архитектурного стиля эпохи просвещения, — классицизма.

Архитектура голицынской больницы представляет собой типичный памятник классицизма:

  • центральный корпус вместе с храмом;
  • два боковых флигеля, соединенных с основной частью здания аркой;
  • вход в храм: центральный портик поднят на второй этаж, на него ведут две каменные лестницы;
  • треугольный фронтон с часами;
  • величественный купол.

Совершенно удивительный интерьер этого храма. Казаков, как представитель эпохи классицизма, взял за основу римский пантеон, храм всех богов в Риме, по конструкции представляющий собой ротонду. Вверху в центре находится круг, который завершается куполом, зрительно представляющимся огромного размера благодаря специальной росписи.

В нем, на самой вершине есть окно, которое создает эффект открытого неба. На куполе есть фрески, выполненные художником Скотти в живописном стиле. Они раскрывают основные Евангельские события: Богоявление, Крещение, Вознесение.


Интерьер храма царевича Димитрия при 1-й Градской больнице

Верхняя часть храма украшена фресками, выполненными в стиле «гризайль», то есть черно-белой росписью. На них можно увидеть эпизоды из жизни апостолов.

Интересно! Есть иконы, выполненные на медной основе: икона «Умиление», царевича Димитрия. Они очень тяжелые, во время проведения реставрационных работ каждую из них не могли поднять четверо мужчин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector