Колокольня ивана великого

Значение здания

Время не щадит никого и ничего. Уходят люди. Ветшают и разрушаются здания. Трескаются и утрачивают чистоту звука колокола.

Однако столп Ивана Великого стал исключением из правила.

Его колокола не раз пытались заставить умолкнуть, а саму церковь разрушали.

Она выстояла под напором времени и человеческой ненависти, став объектом поклонения для детей и взрослых.

И сегодня во время служб в кремлевских соборах разносятся над Москвой голоса этих колоколов, которые, словно люди, имеют собственные имена. Гордо возвышается над мирской суетой златоглавый храм, доказывая всем нам, что истинное искусство неотделимо от веры, а вместе они способны творить чудеса.

Колокола на Колокольне Ивана Великого

На данный момент на колокольне находится 34 колокола. Каждый из них был перелит, но они сохранили свои особенности и первичные названия. В остальных сооружениях Кремля действует только 3 колокола. О звоне колоколов писали многие писатели и поэты, как о завораживающем действе, которое потрясало не только прихожан.

Успенский колокол

Сведенья о первом мастере не сохранились, но повторно был перелит в начале XIX века после Московского пожара во время оккупации города французами. На колоколе можно рассмотреть изображение императора, а также христианские иконы.

Звук уникален в своем роде, ведь это один из самых больших колоколов в Москве.

Колокол Ревун

Колокол был изготовлен в XVII веке во времена царя Михаила Федоровича. Главным мастером был назначен литейщик А. Чохов, который был уже хорошо известен. Мастер очень точно повторно вылил поврежденные элементы, поэтому современный вид полностью соответствует первоначальному замыслу мастера.

Семисотный колокол

Масса Великопостного колокола – более 13 т.

Колокол расположен не на колокольне Ивана Великого, а на Филаретовой пристройке. Украшен колокол орнаментом, который характерен для эпохи барокко. Литейщик – Иван Федорович Моторин, который занимался знаменитым Царь-колоколом.

Фундамент

Творение Бон Фрязина получилось очень устойчивым и прочным. В то время вокруг церкви ходили легенды, что архитектором настолько сильно был заглублен фундамент, что он добрался до уровня Москва-реки. На самом же деле итальянцем были лишь покрыты камнем дубовые сваи, это позволило им спастись от гниения.

Звонница в диаметре составила 25 м, толщина стен первого яруса была очень внушительной — в некоторых местах она доходила до пяти метров.

Каждый восьмигранный ярус колокольни имеет меньшие диаметр и высоту, чем идущий перед ним. Также у них есть едва заметная конусность. Благодаря подобной структуре сооружение наполняется зрительной легкостью и необыкновенной устойчивостью.

Бытовало мнение, что фундамент святыни очень глубокий, но затем стало известно, что всю махину выдерживают дубовые сваи лишь 4,5 м в длину. На вторых и третьих ярусах-звонах прорезаны высокие окна, их украшают изящные «ломбардские» арки. Надстройка верхнего круглого яруса произошла при Борисе Годунове, он выполняет роль барабана для золоченой главы. На первом этаже была обустроена крохотная церковь Иоанна Лествичника.

Don-vip

Описание колокольни

На строительство этого здания повлияла итальянская архитектура и традиции построения колокольных башен не вместе с церковью, а отдельно от нее. В этом помещении насчитывалось раньше 33 колокола.

Основными считаются:

  • Царь-колокол;
  • Реут, или Ревун.

Самый крупный и массивных из колоколов – Успенский. Его вес составляет 65320 кг. На всех колоколах представлены украшения в виде орнаментов и надписей. Практически все они были созданы знаменитыми литейщиками из сплава, в состав которого входили медь и олово.

На сегодняшний день в рабочем состоянии находится всего 22 колокола, а остальные помещены в Музее Московского Кремля, который располагается внутри этого здания. Экспозиция демонстрирует посетителям и туристам историю Кремля и Москвы.

Здесь рассказывается о ее многочисленных укреплениях, расширении территорий и строительстве новых зданий в столице государства. В качестве экспонатов тут можно найти каменные куски первых сооружений, возникших здесь более 500 лет назад.

Высота колокольни — 81 метр.

На сегодняшний день здесь проводят экскурсии, а все желающие могут подняться на колокольню, чтобы посмотреть с высоты птичьего полета на Кремль. Билеты имеют фиксированную стоимость – 250 рублей.

Из истории

Расположена колокольня на Соборной площади. Свою историю она ведет уже многие века, начиная с 1329 года. В то время бразды правления были у Ивана Калиты, а на этом месте находилась церковь святого Иоанна Лествичника.

Спустя практически два столетия каменную церковь снесли, а на ее месте была построена новая в честь Ивана III, которая стала основой будущей колокольни. Ее возведением занимался архитектор Бон Фрязин.  В 1508 году при Василии III у колокольни появляется второй ярус.

Со временем колокольню начали окружать новые постройки. В 1552 году рядом с ней возникла Успенская звонница, которую спроектировал и возвел Петрок Малый. Через 80 лет Бажен Огурцов пристроил к ансамблю Филаретовую пристройку.

Во время правления Бориса Годунова в 1600 году это место также претерпело изменения: был пристроен 3 ярус колокольни, что придало ей уже современный вид. Об этом также свидетельствовала золотая надпись, располагавшаяся под куполом. После этого события высота этой башни достигала 81 метр, и это здание считалось самым высоким в Москве до XVIII века.

Во время Отечественной войны, когда войска Наполеона заняли Москву, французский император приказал убрать с колокольни позолоченный крест. Но его солдатам сделать этого не удалось. Врагам помешала тогда стая ворон, которая с остервенением набрасывалась на мародеров.

Когда армия Наполеона отступала из Москвы, она взорвала многовековую конструкцию. Чудесным образом сохранился только столп здания, все остальное – звонница и пристройка – были полностью уничтожены. Восстановили их былой вид только по истечению трех лет.

Документы, литература

  • Времянник, еже нарицается летописец Российских князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася: Вкратце написано ,Тр. Вятской УАК , 1905, вып. 2, отд. 2, с. 46.
  • Дмитриевский А. А., Архиеп. Елассонский Арсений и его мемуары из рус. истории , К., 1899, с. 96-97.
  • РИБ , т. 13.
  • Временник Ивана Тимофеева (подгот. к печ., пер. и коммент.: О. А. Державина), М.; Л., 1951, с. 72.
  • Яковлева О. А., Пискаревский летописец ,Мат-лы по истории СССР , М., 1955, т. 2: Док-ты по истории XV-XVII вв., с. 7-144.
  • Максимович Л. М., Путеводитель к древностям и достопамятностям московским , М., 1792, ч. 1, с. 274.
  • Отечественные записки , 1821, № 18.
  • «Прогулка по Кремлю: Иван Великий», Отечественные записки , 1822, ч. 10, № 25, с. 235-257.
  • «Замечания о Иване Великом», Отечественные записки , 1822, ч. 11, № 27, с. 126-131.
  • Свиньин П. П., Картины России и быт разноплеменных ее народов: Из путешествий , СПб., 1839, ч. 1, с. 31-35.
  • Горчаков Н. Д., «Колокольня Иван Великий в Москве», Моск. ГВ , 1841, № 12, с. 127.
  • Снегирёв И. М., Памятники моск. древности , М., 1842-1845, с. 6.
  • Рихтер Ф. Ф., Памятники древнего рус. зодчества , М., 1850, табл. L.
  • Розанов Н., История московского епархиального управления , М., 1871, ч. 3, кн. 2.
  • Истомин Г. И., Ивановская колокольня в Москве , М., 1893.
  • Платонов, Путеводитель: Москва и окрестности , М., 1896.
  • Забелин И. Е., История города Москвы , М., 1905.
  • Кондратьев И. К., Московский Кремль, святыни и достопамятности , М., 1910, с. 102-105, 61.
  • Красовский М. В., Очерк истории моск. периода древнерус. церк. зодчества (от основания Москвы до кон. 1-й четв. XVIII в.) , М., 1911, с. 233.
  • Скворцов Н. А., Археология и топография Москвы , М., 1913, с. 337-346.
  • Нестор (Анисимов), еп. Камчатский, Расстрел Московского Кремля , М., 1917, с. 19.
  • По Москве , М., 1917, с. 176.
  • Мордвинов А. Г., «Колокольня Ивана Великого», Академия архитектуры , 1935, № 5, с. 32-37.
  • Александровский М. И., Иван Великий (рукопись), 1936, ОПИ ГИМ, ф. 465, ед. хр. 12.
  • Рзянин М. И., «Иван Великий», Памятники рус. архитектуры IX-XIX вв.: Кат. выст. , М., 1946, с. 7-8.
  • Ильин М. А., «Проект перестройки центра Моск. Кремля при Борисе Годунове», Сообщ. Ин-та истории искусств , М.; Л., 1951, вып. 1, с. 82-83.
  • Михайлов А. И., Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле , М., 1963.
  • Иванов В., Московский Кремль , М., 1971.
  • Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. , М., 1973.
  • Цветаева А., «Сказ о звонаре московском», Москва , 1977, № 7, с. 143.
  • Ильин М., Моисеева Т., Москва и Подмосковье , М., 1979, с. 428-429.
  • Бондаренко И. А., «Первоначальный облик Ивана Великого», Строительство и архитектура Москвы , 1980, № 8, с. 26-27.
  • Бондаренко И. А., «К вопросу о «лествичном» построении ц. Иоанна Лествичника в Моск. Кремле», Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед. , М., 1995, вып. 2, с. 110.
  • Ильенкова Н. В., «Колокольня Ивана Великого в Моск. Кремле: Исслед.», Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13 , М., 1981, с. 77.
  • Карамзин Н. М., Записки старого московского жителя , М., 1988, с. 313.
  • Малиновский А. Ф., Обозрение Москвы , М., 1992, с. 42-43.
  • Кавельмахер В. В., Панова Т. Д., «Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля», Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв. , М., 1995, с. 66-81.
  • Подъяпольский С. С., «О первоначальном виде столпа Ивана Великого», Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед. , М., 1995, вып. 2, с. 100-101.
  • Подъяпольский С. С., Историко-архит. исследования , М., 2006.
  • Баталов А. Л., Московское каменное зодчество кон. XVI в. , М., 1996.
  • Балашова Т. В., «Колокольня Ивана Великого в восприятии современников на рубеже XIX-XX вв.», К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф. , М., 2008, с. 59-61.
  • Петров Д. А., «О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого», К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф. , М., 2008, с. 80-82.

История [ править ]

С 1329 года на этом месте стояла первая каменная колокольня Москвы , примыкающая к церкви Св. Лестничного Ивана- под-колокола, отсюда и название «Иван» в названии. Эта церковь была построена великим князем Иваном Калитой и была одной из первых в Москве, построенных не из дерева, а из камня. Во время капитального ремонта Кремля великим князем Иваном III он нанял итальянского архитектора, чтобы заменить эту церковь. Строительство было начато в 1505 году, в год смерти Ивана, и было завершено через три года при его сыне Василии III . Василий также приказал воздвигнуть на фундаменте старой башни новую беспрецедентно большую башню в качестве памятника его отцу.

Новая колокольня, построенная в 1508 году, изначально имела две колокольни на разных уровнях и высотой около 60 метров. Из-за своей высоты башня также служила наблюдательной точкой от пожаров и приближения врагов.

С 1531 по 1543 год рядом с башней была построена новая церковь — Церковь Воскресения, но уже к концу 17 века она использовалась в качестве колокольни для хора, дополняя висящие колокола, а не как место поклонения. .

В 1600 году по приказу Бориса Годунова башня была поднята до нынешней высоты. До постройки Храма Христа Спасителя в 1883 году это было самое высокое здание в старой Москве, и в Москве было запрещено возводить любое здание выше колокольни.

Существует популярная, но спорная легенда о том, что когда Наполеон в 1812 году после Бородинского сражения захватил Москву , он услышал, что крест на центральном куполе Благовещенского собора был отлит из цельного золота, и немедленно приказал его снести. . Но он перепутал собор с колокольней Ивана Великого, на которой был только позолоченный железный крест. Этот крест противостоял всем попыткам французской техники и инженеров снять его с башни. И только после того, как русский крестьянин вызвался подняться на купол, крест спустили на веревке. Когда он подошел к Наполеону в поисках награды, тот сразу же расстрелял его как предателя своего отечества. Во время отступления Наполеон попытался взорвать башню. В результате взрыва была разрушена бывшая церковь Воскресения Христова, но сама башня оказалась чрезвычайно устойчивой и в фундаментных стенах было лишь несколько трещин.

Колокольня Ивана Великого примыкает к Успенской звоннице , построенной между 1523 и 1543 годами итальянским архитектором-эмигрантом Петроком Малым Фрязиным (принявшим православие и поселившимся в России). В нем находится Большой Успенский колокол, отлитый в середине 19 века Завьяловым, и это самый большой из всех кремлевских колоколов. Этот ансамбль состоит из 24 больших колоколов.

Колокола «Ивана Великого»

«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.

Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.

Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам

В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.

Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.

В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,был убит террористами-народовольцами.

В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.

В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавилизображение петербургской Петропавловской крепости.

Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.

Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.

Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.

Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».

На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.

На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.

В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.

  • Назад

  • Вперед

Месторасположение сооружения

Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.

Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:

  • Успенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Патриаршая палата;
  • Грановитая палата;
  • Церковь Ризоположения;
  • Царь-колокол;
  • Царь-пушка.

Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.

Как добраться

Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.

Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:

  • Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
  • Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
  • Филевская линия — станция «Александровский Сад».

Архитектурный ансамбль сооружения

Цоколь звонницы построен из белого камня. Потом идет кладка из крупного кирпича, скрепленная прочными железными связями. Нижние этажи колокольни, представляющие почти сплошной массив, слились в единый мощный монолит с фундаментом.

Данный архитектурный ансамбль замыкает с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля.

Стены нижнего яруса достигают в ширину пяти метров.

Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть — сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними — открытая галерея, где находятся колокола.

Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегченной верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

Архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкции Ивановского столпа:

  • Бон Фрязин;
  • Петрок Малой;
  • Федор Конь;
  • Бажен Огурцов;
  • Джон Талер;
  • Доменико Жилярди;
  • Константин Тон.

Храм Ивана III объединил в себе характерные особенности зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декоративную отделку XVI веков.

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

Сохранились сведенья о колокольне и остальных сооружениях Кремля во время войны с французами. В это время со здания был полностью снят крест, который планировали перевезти во Францию, чтобы украсить крышу парижского дома.

Старинная легенда гласит, что жители Москвы верили, что город не будет сдан французами, пока крест висит на колокольне. Но французы смогли взять Москву, и крест был снят, хотя разрушить сооружение не удалось.

В 1812 году французские военные устроили пожар в Москве и заминировали многие здания Кремля, но колокольня смогла устоять и на ней появилась только трещина. Другие сооружения были полностью разрушены или спалены.

Во французских легендах есть сведенья о том, что крест был украден, но утерян в озере во время отступления. Позже элементы креста были найдены недалеко от Успенского собора. Со временем был выкован железный крест по новому образцу, который и сейчас занимает почетное место на колокольне.

Экскурсии и точный адрес

С 1918 года колокольня была закрыта для посещений, только с 1992 года москвичи снова услышали колокольный звон и получили возможность увидеть Кремль и Москву-реку с такой высоты. Чтобы подняться наверх, вначале нужно купить билет, который также дает право на посещение Соборной площади, церкви Ризоположения, Архангельского, Успенского и Благовещенского соборов.

Отправляясь на экскурсию, важно помнить и график работы колокольни: все дни, кроме четверга, — рабочие. Но вход возможен только по сеансам

Часы работы и сбора: 10.15, 11.30, 13.45, 15.00 и 16.00. Вначале проводится экскурсия с аудиогидом, затем можно насладиться видами с колокольни на Кремль.

Также можно купить билет для посещения выставок, чаще всего они располагаются в Успенской звоннице. Например, в разное время здесь можно было увидеть пасхальные яйца Фабирже, ювелирные изделия Картье, индийские украшения, регалии английской Короны и т. д.

Точный адрес достопримечательности: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля.

Звон (Колокольня Ивана Великого)

«Звон» – один из самых знаменитых архитектурных пейзажей Аристарха Лентулова. В центре мы видим, как раскачивают колокол. И звонарь, и сам колокол кажутся крошечными относительно того эффекта, которые они производят, который и составляет сюжет картины. От раскачиваемого колокола волнами расходится… звук? цвет? само строение? Архитектурные пейзажи Лентулова обладают собственной, особенной структурой. Здания в них, как правило, скошены – Пизанскую башню воочию лицезрел, да (отправившись обучаться живописи в Париж, посетил и Италию). Части строений у Лентулова теснятся, пританцовывают, витают в облаках, создают ощущение эфемерности и волшебности, словно речь не о реальной Москве, а о сказочной, в которой пространства и плоскости, краски и звуки ликуют, а прямая перспектива отсутствует. Кстати, о пересечении плоскостей. В архитектурных пейзажах Лентулов нередко пересекает их в самом буквальном смысле, используя метод коллажа. Здесь есть и наклейки из фольги, и бумага, на некоторых картинах случаются вставки бархата, атласа. По этой причине ряд его картин практически никогда не выставляется в других музеях. В частности, маловероятно, что увидеть «Звон» можно будет где-то, кроме Третьяковки – коллаж очень легко повредить при перевозке.

В городских пейзажах отражено увлечение художника орфизмом Робера Делоне. Но если Делоне нередко вводит зрителя во внутреннее пространство картины, то на полотнах Лентулова различные плоскости и пространства словно сталкиваются, наслаиваются и вклиниваются друг в друга, создавая пересечение плоскостей, а не объем.

Если находиться рядом со звонарем, то действительно может возникать вот это ощущение, удивительным образом переданное на картине – словно мир рассыпается и тут же собирается из пазлов, деталей, а скрепляющим веществом для него является звук. Искусствовед Ирина Вакар, сравнивая Эйфелеву башню на картинах Делоне и «Ивана Великого» Лентулова, пошутила, что у Делоне с башней «происходит примерно то же, только нет звона».

Аристарх Лентулов очень любил колокольный звон. Его дочь, искусствовед Марианна Лентулова, вспоминает, что когда советская власть «отменила» колокола, отец иногда вешал на веревку над чугунной печкой кочергу, затыкал чем-либо уши и бил кочергой о печку. Получался звон, напоминающий колокольный.

Известно, что Лентулов обладал великолепным музыкальным слухом и относился к картинам как к симфониям в красках. Картина должна звучать! В этом смысле «Звон» является одной из самых удачных работ, от нее исходит неповторимое ощущение колокольного звона, гула, отдающегося резонансом во всем теле.

На посмертной выставке картин Аристарха Лентулова к Марианне подошел молодой парень и сказал, что он совершенно не разбирается в живописи, но глядя на эти картины, может поклясться, что изобразивший их человек работал с песнями и чувствовал музыку.

Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»

Написанная в 1915 году картина изображает святыню в скошенных формах, по центру расположен колокол, его раскачивает двое людей. Вокруг всей постройки кругами расходятся волнообразные плоскости, они являются передатчиком ощущения звука-гула, а благодаря повторяемым отдельным формам композиции в виде натянутых струн создается ощущение органа или огромных гуслей.

Звонящие колокола художник изображает событием космического масштаба. Создается ощущение, что вокруг памятника вертятся светила, то окуная его в ночь, то направляя на него лучи света. Вся картина стала неким портретом архитектурного памятника на фоне истории, наполнила его волнами неистребимой энергии жизни, которая противостоит разрушению.

О колоколах

В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.

Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:

  • медь
  • олово
  • серебро
  • золото

Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.

Успенский колокол

Авторами Праздничного или Успенского колокола являются русские мастера Завьялов и Русинов. Набат характеризуется сильным чистым звучанием. Это самый мощный колокол на звоннице. Его масса 65 320 кг.

Колокол Ревун

Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.

Семисотный колокол

Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.

Другие колокола

В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:

  • зазвонные – дискант
  • красные
  • благовестные – бас

Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:

  1. На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
  2. На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
  3. На верхнем – Безымянные (3 шт.).

После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.

Успенская звонница

В 1532 году возле Ивановской колокольни итальянский архитектор Петрок Малой, строитель стен Китай-города, начал возведение церкви Воскресения, позже переименованной в храм Рождества Христова. Затем эту церковь перестроили в звонницу для больших колоколов, ныне известную как Успенская — по названию главного Успенского колокола. На первом этаже Успенской звонницы до революции 1917 года располагались квартиры сторожей и звонарей, а сейчас устроен выставочный зал музеев Кремля со сменной экспозицией.

На третьем ярусе звонницы когда-то находился престол церкви Рождества Христова. А в XIX — начале XX века здесь размещалась церковь св. Николы Гостунского. Ее перенесли сюда в 1817 году, после сноса старинного Никольского храма, стоявшего на Ивановской площади. Дьяконом этого храма служил Иван Федоров — родоначальник книгопечатания в России. В церкви хранилась частица мощей св. Николая Чудотворца и древняя икона святителя Николая, для которой при великом князе Василии III был построен сам храм. Икону доставили в Кремль в 1506 году из села Гостуни под Калугой, где она прославилась многочисленными чудотворениями. Местонахождение этих святынь в настоящее время неизвестно.

В храме сохранялся старинный обычай приходить с дочерьми «к святителю Николаю» перед свадьбой, чтобы устроить замужество. Обычай этот основан на предании, что Николай Чудотворец помог одному обедневшему отцу выдать замуж трех дочерей, бросив каждой в окно по узелку с золотом. Церковь была действующей до 1917 года.

Высокая каменная лестница, которая снаружи ведет к входу в храм, сначала была построена при Иване Грозном в 1552 году. Позже она была разобрана архитектором Матвеем Казаковым по требованию Павла I для строительства здесь кордегардий. В 1852 году лестницу восстановил «в древнерусском вкусе» Константин Тон, автор храма Христа Спасителя. Проход на лестницу в настоящее время закрыт.

Действующие колокола

Изготовленные русскими и иностранными мастерами, колокола располагаются на всех трех ярусах колокольни.

Самые массивные и басовитые — на галерее первого яруса, а легкие и мелодичные — наверху:

  1. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действуют три колокола.
  2. В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — Успенский. Он украшен портретами императора Александра I и его семейства, изображениями Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, митрополитов Петра и Алексия и композицией «Успение Божией Матери». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,3 метра, составляет 1,75 тонны, а сам колокол весит около 65 тонн 320 килограммов. Успенский колокол считается лучшим по тону и звуку.
  3. Колокол Ревун массой 32 тонны 760 кг изготовлен по указу царя Михаила Романова в 1622 году мастером Андреем Чоховым, автором Царь-пушки.
  4. Великопостный, или Семисотный колокол весит 13 тонн 71 кг и расположен на Филаретовой пристройке.
  5. Древнейший из колоколов — Медведь. Он назван так за мощный голос и низкое звучание.
  6. Колокол Лебедь получил название за звон, похожий на лебединый крик.
  7. Новгородский колокол впервые отлит при Иване IV для Софийского собора Новгорода. Затем был перевезен в Москву. Рядом находятся колокола Широкий, Слободской и Ростовский.
  8. На втором ярусе звонницы расположены Корсунский колокол, Немчин Новый Успенский, Даниловский, Ляпуновский, Марьинский, Глухой, Первый и Второй безымянный колокола.
  9. Третий ярус образуют колокола меньшего размера.

Колокольня Ивана Великого сегодня

Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.

Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.

Архитекторы колокольни Ивана Великого

В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.

Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.

Площадь, находящаяся к востоку от святыни, получила название ИвановскойИменно здесь во всю мощь, «во всю Ивановскую», оглашались указы царя и наказывали провинившихся.

В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.

В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.

Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».

Сергей Кузнецов

В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.

На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.

В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.

Уже после войны церковь начала превращаться в музей.

Ольга Державина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector