Тула. кремль. кафедральный собор успения пресвятой богородицы

История

Изначально в Тульском кремле была возведена небольшая деревянная церковь – Архангельская, – появившаяся в 1626 году. Каменный храм на её месте построили в 70-80-е годы того же столетия, однако его «первая версия» быстро пришла в негодность. В мае 1762 года был заложен новый храм. Строительство благословил епископ Коломенский и Каширский Порфирий.

Спонсировали стройку Софрон Сиднев, Андрей Володимиров и купец Лукьян Коптельцев (после его смерти – бургомистр Тимофей Чечулин). Возведение прихода завершилось спустя два года, а уже в 1766 году прошло его освящение. Однако храм изначально не отапливался, поэтому выполнял функции «летней» церкви и открывал свои двери только с Пасхи по Покров.

Советский период в истории собора

В 1930-м году Советская власть закрыла храм. В нём хотели организовать музей атеизма, но создания так и не дошло. Иконы и облачения частично отошли Николочасовенской церкви.

В 1945 году храм стал памятном Всесоюзного значения. Через 15 лет здание поставлено на государственную охрану, однако это не помешало в следующем же году разместить в Успенском соборе склад промтоваров. Реставрация проходила в рамках восстановления тульского кремля и началась в 1965 году; иконостас реставрировался с 1975 года в плоть до 1986 года.

Огонь в разные периоды времени повредил стенопись. В 1988 году восстановить её взялись московские художники во главе с В. Л. Лагутиным.

Возрождение

Возрождение храма началось в 1991 году храм был передан Тульскому епархиальному управлению. Предполагалось совместное использование собора с краеведческим музеем, отвечавшим за архитектурное сооружение в целом. Но из-за отсутствия финансирования реставрационные работы постепенно сошли на нет и возобновились лишь в 2013 году, опять же в рамках общей реставрации кремля. До этого, в 2005 году, впервые включена была подсветка собора.

Торжественно открыли восстановленный храм в 2015 году, когда в городе праздновался день рождения.

История

Успенский собор на территории Тульского кремля возводился целых три раза. Первым собором в 1626 году был традиционный деревянный храм, который первоначально назывался Архангельский собор. В 1670–80 годах было принято решение возвести новый каменный Успенский собор. Это было строение с двумя приделами, первый из которых был посвящен Архангелу Гавриилу, а второй — Тихону Амафунтскому. Второй каменный собор существовал около века и очень быстро пришел в негодность. Храм был разобран, а в 1762 году Порфирий Каширский и епископ Коломенский заново благословили городских жителей Тулы на строительство очередного нового каменного Успенского собора.

Возможности на постройку третьего варианта Успенского собора были изысканы из финансов тогдашнего купечества Тулы, а именно сумма затрат составила 30 тысяч рублей. Руководили данным строительством местные купцы Андрей Володимиров, Софрон Сиднев и Лукьян Коптельцев, последний до окончания строительства собора не дожил и его вместо него строительством занялся Тимофей Чечулин, бургомистр. Успенский собор был полностью завершен в 1764 году, а освящен собор был в 1766.

Архитектура

Светлый, нарядный, богатый деталями и разнообразным декором, собор представляет собой основную достопримечательность Тульского кремля. Имя зодчего, спроектировавшего это рукотворное чудо, осталось, увы, неизвестным. Однако история сохранила для нас имена мастеров, занятых при возведении, – это кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Добрынин, кузнец Осип Журов с помощниками. Главы стали золотыми при участии купца из Тулы Лариона Сорокина.

Крепкий, устойчивый, почти кубический массив храма внезапно устремляется ввысь лёгкими луковичками глав, которых у него пять – по количеству «накрытых» ими световых барабанов. С востока к корпусу примыкает низки алтарь – решение, отсылающее к городским соборам XVI–XVII вв. С объёмом, выполненным без изысков, вступает в спор изобильный декор храма – влияние русского барокко. Формы и материалы украшений на стенах особенно разнообразны.

Два ряда окон обеспечивают церкви прекрасное освещение. Все три входа обрамлены порталами. Главный вход украшен двуглавым орлом – символом российской государственности.

Роспись

Ярославские живописцы периода расцвета своей школы показали на примере этого храма всё своё искусство. В тёплое время года в 1765–1766 гг. они работали без устали командой в 36 человек под руководством Афанасия Андреевича Шустова.

Изобразительное оформление стен, простенков, оконных откосов монументально, придаёт облику торжественности. Росписи расположены в соответствии с ярусами, сюжеты их традиционны для православных храмов. Особенностью живописи здесь является чёткая прорисовка даже незначительных деталей.

Иконостас

Иконы работы неизвестных мастеров – наёмных художников Л. Сорокина – и калужского священнослужителя Андрея Филиппова расположены в семь ярусов. Ещё три иконы написал оружейник Григорий Белоусов – признанный иконописец из Тулы. Изначально иконостас состоял из 66 икон, но до наших дней их дошло меньше на 10.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Ele-Nika

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Про Тулу. Колокольня Кремля Колокольня Успенского собора Тульского кремля была при городском голове Илларионе Лугинине. Более 150 лет звон 22 колоколов был слышен во всех концах города.

Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 год . Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев, а архитектором Праве. Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Шпиль позолотили в 1826 году. Кремлевская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант — на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Высота колокольни от земли до креста составляла 70,4 метра. На ней было размещено 22 колокола (самый большой весил 180 пудов), а над колоколами — часы с боем.

Колокола строящейся колокольни

В нижнем ярусе колокольни в 1778 году был устроен теплый храм во имя Тихона Амафунтского. Иконостас в этом храме поставили в 1853 году старанием церковного соборного старосты Вукола Кузовлева. В южной части небольшого храма имелся придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста — в память придела, который существовал в Успенском соборе до начала XIX века.

Вечером 28 сентября 1936 года на верхних ярусах колокольни Успенского собора произошел пожар. Напор воды в шлангах не достигал 30—40-метровой высоты, из-за чего пожар остановить не удалось. Спасти от огня получилось только нижние ярусы колокольни. Тульский горсовет обратился в московский комитет по охране памятников за срочным разрешением на разборку оставшейся части колокольни, которая якобы создавала угрозу для массового транспортного движения, весьма оживленного здесь ввиду соседства крупных оборонных заводов, учебных заведений, центрального физкультурного стадиона. В послании тульских властей также утверждалось, что реставрация колокольни невозможна. Комитет по охране памятников согласия не дал, а Академия архитектуры подтверждала возможность реставрации. Комитет так оценивал колокольню: «Для Тулы это единственный в своем роде памятник, и разборка колокольни, обезличив ансамбль всего кремля, не может быть признана желательной»

. Так и не получив разрешения, тульские власти самовольно дали команду на разбор колокольни, что и было сделано к марту 1937 года.

Прошлое:

Спустя 75 лет принято решение о её восстановлении.

14 сентября 2013 года были освещены колокола строящейся колокольни. Окончание работ запланировано на май 2014 года.

Ранее Колокольня была соединена с храмом высоким переходом с широкими арками, его воссоздают и сейчас. Такиме украшения будут на самом переходе от колокольни к Успескому собору!

И макушечка уже готова

И вот такие колокольчики я купила в сувенирной лавке! ТУЛЬСКИЕ! РОДНЫЕ!

Фото мои (за исключением картинок 100-летней давности)

Непростая история Собора Успения Богородицы

Археологические исследования подтвердили, что уже в XVIII столетии церковное сооружение сложили из камня, что было нехарактерно для того времени. Однако в 1770-х гг. здание разобрали, поскольку оно стало приходить в упадок и разрушаться. Как следствие, принято решение построить новый храм, имевший два придела – Богородицы и святого Александра Свирского. В середине 1850-х гг. здание поддано перестройке, а потом снова разобрано.
В начале XX века на месте старинной Успенской церкви появился красивый собор, имевший два этажа. Его освящение произошло в 1902 г. Новый храм имел пять приделов: три из них находились на втором этаже, два других – на первом. Интересно, что и в XVIII, и в XIX вв. все строительные работы финансировались монахами и игуменами, выступавшими инициаторами обновления храма. Художественное оформление началось через семь лет, работы проводились как снаружи, так и внутри.

Виды богослужений в храме

В настоящее время ежедневный цикл богослужений включает в себя службы: вечерня, утреня и обедня.
В каждое богослужение включены трицерковные службы. Вечерня — девятый час, вечерня и повечерие. Утреня — полунощница, утреня и первого часа. Обедня — третий, шестой час и литургия.

Богослужение вечерня

Вечерня, или Великая вечерня, если ее поют в субботу вечером, является началом литургического цикла выходных. Мы празднуем вечерню на «заходе солнца», следуя ветхозаветному обычаю считать вечер началом дня. (Бытие 1: 5).

Вечерня призвана напомнить нам о периоде Ветхого Завета, сотворении мира, первых людях, впавших в грех, об их изгнании из Рая, их покаянии и молитве о спасении, надежде человечества в соответствии с обетованием. Бога для Спасителя и заканчивая исполнением этого обещания.

Утреня

Утреня совершается непосредственно перед Божественной литургией. Состоит из прошения, чтения псалмов и гимнов; ее можно рассматривать как «начальные» молитвы Божественной литургии.

Божественная литургия

Божественная литургия — это основное богослужение Церкви. Наиболее часто совершаемые формы Божественной литургии — это Литургия св. Иоанна Златоуста, Литургия св. Василия Блаженного и Литургия Преждеосвященных Даров.

Божественная литургия — это евхаристическое богослужение. Он состоит из двух частей: литургии оглашенных, иногда называемой литургией Слова, на которой провозглашаются и разъясняются Священные Писания; и Литургия правоверных, иногда называемая литургией Евхаристии, во время которой приносятся и освящаются дары хлеба и вина.

Расписание богослужений (общее кратко):

Богослужения в соборе совершаются ежедневно.Литургия:Будни — 8:00;Выходные и праздники — 6:30 и в 8:30.Вечерние богослужения — 17:00

Краткая историческая справка:

С 1944 г. кафедральным собором Тульской епархии стала Всехсвятская церковь, которая находится на территории кладбища. В 1992-1993 гг. по благословению правящего архиерея митрополита Серапиона, ныне покойного, верхний и нижний храмы собора были полностью отреставрированы.К празднованию 1000-летия Крещения Руси (1988г.) при правящем архиепископе Максиме (Крохе), ныне покойном, крест на колокольне был заменён новым, и крест, и шпиль с цоколем были позолочены. На территории, прилегающей к собору, расположено старинное Всехсвятское кладбище, просфорная пекарня, иконописная мастерская «Мерная икона». На территории собора также располагается отдел по социальному служению и благотворительности Тульской епархии.

Статус:

действующий

Ближайшие храмы, церкви и монастыри в в Туле

Расстояние указано от по адресу Тульская область, Тула, улица Льва Толстого, 54.

Расстояние Адрес
102 м. Тула, улица Льва Толстого, 54
827 м. Тула, улица Фридриха Энгельса, 54
846 м. Тула, Первомайская улица, 13к12

2021-09-18 в 16:36:48

Очень красивое место!

Литература

  • Вайнтрауб Л. Р., Карпова М. Б., Скопин В. В. Храмы северного округа. — М.: Старая Басманная, 1997. — 272 с. — ISBN 5-8468-0052-1.
  • Судариков В. А., Чапкин С. В. Православная Москва. Справочник. — М.: Братство Святителя Тихона, 1993. — 244 с. — ISBN 5-86407-001-7.
  • Вострышев М. И., Шокарев С. Ю. Москва. Все православные храмы и часовни. — Эксмо, 2009. — 544 с. — (Московские энциклопедии). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-34703-2.
  • Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. В 4 томах. — АСТ, 2005. — Т. 4. Окраины Москвы. Инославие. — 663 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-17-027698-1.
  • Православие на севере Москвы. — М., 2020.

Интерьер

Внешние изображения

Внутри храм имеет настенную роспись. Самая большая в церкви живописная композиция — «Собор Всех Святых» — расположена над главным иконостасом. Она была выполнена в конце 1940-х годов в васнецовском стиле. На композиции изображены православные святые в молитвенном предстоянии. Среди них почитаемые в Грузии святые: Нина, Тамара и Дарья:104. На стенах восьмерика, на своде храма и в апсиде сохранилась масляная живопись, выполненная в 1884 году в манере позднего академизма. Часть росписей храма была выполнена в 1960-х годах:105.

Центральный резной иконостас был изготовлен в конце 1940-х годов в псевдорусском стиле. Он имеет три яруса. Тогда же были изготовлены и иконостасы боковых приделов. Цвет иконостасов — бело-кремовый с позолотой. В западной части трапезной над входом расположены хоры. На стенах храма сохранилось несколько мемориальных досок, посвящённых похороненным здесь священникам и представителям грузинских княжеских родов:104.

Реликвии

Главная святыня — Казанская икона Божией Матери из тульской Казанской церкви, разрушенной в 1929 году. Возможно, это та самая икона, которую прислал в Тулу митрополит Казанский Маркелл в 1698 году.

Ещё одна святыня — образ Николая Чудотворца афонского письма, находившийся в Казанском храме в Мяснове. На её оборотной стороне имеется надпись: «Сия св. Икона „Святителя Христова Николая“ писана и освящена на св. Горе Афонской в обители Благовещения. Жертва от Максима Ивановича Губернаторова в храм Казанской Божией Матери. Настоятель схимонах Парфений с братиею. Св. Гора Афон. 1894 год». Икона исчезла при разрушении Казанской церкви. Позже алтарница Всехсвятского храма выкупила образ Николая Чудотворца за бутылку водки у плотников, которые намеревались использовать икону в качестве досок для пола.

Фигура ангела на колокольне

Во Всехсвятском соборе имеется частица мощей великомученика Пантелеймона целителя. Их принес в храм архимандрит Пантелеймон (Якименко), получивший святыню от своего духовного наставника архимандрита Макария (Кобякова), который, в свою очередь, был духовным сыном и келейником священномученика Игнатия (Садковского).

В числе святынь храма — икона с частицей мощей митрополита Иоанна Тобольского; икона с частицей мощей праведного Лазаря, епископа Китийского; икона святителя Митрофана Воронежского с частицей мощей; икона святителя Феодосия Черниговского с частицей его облачения и икона блаженной Матроны с частицей мощей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл преподнес храму икону Собор святителей Московских. На иконе имеется надпись: «Дар Всехсвятскому кафедральному собору в память о Нашем посещении и служении в нём 11 марта 2009 г. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».

В числе реликвий Всехсвятского собора — напрестольное Евангелие, подаренное храму Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским).

В правом приделе нижнего храма покоились мощи Св. Иоанна Тульского, которые в январе 2007 года были перенесены в Успенский кафедральный собор, где и находятся в настоящее время.

Храм Сергия Радонежского

Данный храм был построен в 1898 году под руководством протоиерея Михаила Рождественского, который затем стал его настоятелем. Туристов восхищает псевдовизантийский стиль храма, его величество и красота. Если внимательно посмотреть на храм, то вам откроются прекрасные виды на окна с козырьками, каскады краснокирпичных стен и на сводчатый купол с крестом. Неподалеку виднеется высокая колокольня, в которой ранее располагалась православная библиотека. Колокольня служила до 1930 года, затем, с приходом советской власти, в здании оборудовали хранилище. Только к 1991 году колокольня была возвращена прихожанам.

Храм поражает красивыми росписями, которые были сделаны трудолюбивыми руками мастера Н. Сафронова. Необычная архитектура дарит чувство восторга и умиротворения.

Адрес: город Тула, улица Октябрьская, дом 78.

Расписание храма в Туле: ежедневно с 8:00 до 20:00.

Эпоха разрушения

Большевики, захватившие власть в 1917 году, упразднили монастырь, его жителей разогнали, а Успенский кафедральный собор (Тула) закрыли. Поскольку первоочередной задачей было всё созданное прежде разрушить, причём, как сказано в их гимне, «до основанья», то крушили, не задумываясь. Безвозвратно гибли в те годы сотни шедевров русского храмового зодчества, но наперекор их злой воле выстоял Успенский кафедральный собор (Тула).

В тридцатые годы его неоднократно пытались взорвать, но покрывшиеся пороховой копотью стены упорно не желали сдаваться. Это было тем более удивительно, что две постройки, прежде возведённые на этом месте, преждевременно обветшали и грозили развалиться без всяких взрывов. Остаётся только гадать: усердие ли строителей этого «третьего храма» придало его стенам такую небывалую прочность или не попустил Господь свершиться чёрному делу и благодаря Ему не рассталась со своей святыней древняя Тула.

Кафедральный Успенский собор выстоял, и, не сумев его разрушить, городские власти решили использовать здание в своих сугубо мирских целях – разместили в его стенах архив. Но поскольку советское учреждение не могло находиться под сенью куполов и крестов, являвшихся, как тогда говорили, пережитком прошлого, то их снесли, безнадёжно нарушив гармонию всей архитектурной композиции.

Архитектурные особенности

Достопримечательность имеет шатровую форму с пятью позолоченными куполами и крестами на верху них. У конструкции имеется восемь граней с девятой в виде вершины. Общая высота – 74 метра, а без крестов – 72. Строилось сооружение по знаменитому золотому сечению с двумя цифрами во главе: пять и девять. Это количество святых в Белоруссии и по церковным канонам общее количество граней. Внутрь помещается 1200 молящихся одновременно.

Снаружи здание имеет белый цвет с золотой отделкой. Она есть не только на куполах, но и на выступающих украшениях. Она напоминают красивые ступеньки, которые поднимаются к самому верху. Над входной дверью написана большая икона. Вся основная часть стоит на двухэтажной основе. К ней ведёт широкая лестница. После заката солнца включается подсветка. Рядом установлена ещё одна церковь – Святой Троицы. Она небольшая и построена из дерева.

yandex.ru

История в датах

1990 г. – принято решение о создании храма в честь Всех святых.

1991 г. – заложен первый камень здания. Местом была выбрана земля на Калиновской улице рядом с Московским кладбищем, на котором похоронены защитники республики Беларусь.

В 1996 г. здесь же заложена капсула с грамотой потомкам от президента А. Г. Лукашенко и Минского митрополита.

В 2005 г. утверждён архитектурный проект памятника и решено дать ему название в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных во Отечестве нашем.

Лето 2006 г. – началось строительство.

26 сентября 2006 г. построена деревянная Троицкая церквушка, а также подняты в основную звонницу три колокола. Они являются подарком президента Белоруссии. Тогда же их и освятили.

ok.ru

21 ноября 2006 г. установлен большой главный купол.

2007 г. – безымянная дорога на пересечении улицы Калиновской, где шло строительство, названа Всехсвятской.

2 июля 2010 г. состоялось торжественное захоронение трёх неизвестных солдат на территории. В этот же год освятили пределы.

11 апреля 2012 г. – открыта доска памяти всем погибшим на войне. Также открыт памятник Патриарху Всея Руси Алексию II у входной группы.

fotokto.ru

Как добраться до Успенского собора Тульского кремля

Успенский собор Тульского кремля расположен на территории кремля, на Соборной площади Кремлевского сада, в Центральном территориальном округе Тулы.

Ближайшая к собору остановка городского общественного транспорта называется «Красноармейский проспект» трамваев № 3, 9, 12, 14 и «площадь Ленина» автобусов № 1, 3, 8, 11, 12, 13, 13а, 16, 18, 24, 25, 27а, 28, 40, 44, 56, маршрутных такси № 4, 9, 12, 13, 15, 30, 32, 33, 34, 35, 50, 51, 55, 58, 59, 61, 62, 65, 114к, 117к, 280, троллейбусов № 1, 2, 4.

Схемы, расписание движения городского транспорта и транспорт Тулы в режиме реального времени

Также можно воспользоваться услугами такси в Туле: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил, UpTaxi, Такси 36 и 6, Визит, Рено, Альянс, Ап Такси, такси Тодс, Для Вас, такси Центр, Навигатор и другими.

Успенский собор Тульского кремля на видео с высоты птичьего полета

Убранство храма

Внутри находится сразу три придела (место для алтаря): главный в честь Всех святых, Северный нижний в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и Северный верхний в честь иконы Богородицы. Присутствует 9 икон с житейскими сюжетами. Также есть стенопись. Всё сделано в стиле XV–XVII веков. Представлены украшательские элементы в виде плоской деревянной резьбы. В месте, где висит икона Богородицы «Утоли мои печали» использованы голубые, белые тёмно-красные цвета. Придел украшен позолоченной резьбой. Использована техника росписи по сухой штукатурке. В верхней области находятся изображения евангельских событий. Над главным иконостасом весит икона Троицы, а напротив находится балкон с Распятием над ним.

Под основными помещениями имеется крипта. Это место, где находилась часовня и место погребения святых. Вход в неё возможен через тяжёлые бронзовые двери более 1 тонны веса. Их называют «Слёзы Беларуси». Здесь запечатлено 6 символов героизма белорусского народа в воинах разных времён. За ними устроено несколько сводчатых помещений, соединённых между собой. В усыпальнице лежать три неизвестных война. В центральной комнате выстроены мемориальные ниши с землёй, где героически воевала местная армия. Тут же есть икона Воскресения Христова, а перед ней неугасающая лампада из мрамора. Об неё прихожане зажигают свечи и ставят в память о воинах.

Колокольня[ | код]

Колокольня собора

В 1803 году старосте Всехсвятской церкви купцу В. Курбатову была дана книга для сбора денег на построение колокольни. Средства собирались очень медленно. Возводить колокольню начали только в 1833 году, и за четверть века её не довели даже до половины. Затем строительство продолжилось ускоренными темпами и было завершено в 1863 году. Трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем, расположенная на одной из наивысших точек Тулы, была доминирующей вертикалью города. Она замыкает собой перспективы нескольких улиц (Пирогова, Тимирязева и других). Колокольня имеет высоту 82 метра.

Автором проекта колокольни был ученик знаменитого Карло Росси архитектор В. Ф. Федосеев. Между началом строительства церкви и колокольни прошло более полувека, но В. Ф. Федосееву удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля путём творческого переосмысления форм здания церкви. Барочная сложность плана храма нашла отражение в непростом построении нижнего яруса звонницы. Ничего не несущие колонны нижнего яруса, портики со спаренными колоннами на углах на верхних ярусах перекликаются с аналогичными элементами здания храма.

Наибольшие вклады на строительство колокольни внесли известный благотворитель, потомственный почетный гражданин С. Т. Красноглазое (6,5 тысяч рублей) и городской голова Н. Н. Добрынин (более 3,6 тысяч). Н. Н. Добрынин заказал также крест на колокольню. Колокола бесплатно отлил хозяин единственного тогда в городе колокольного завода купец Н. И. Черников. Церковный староста купец Петр Прокофьевич Миронов оплатил изготовление самого большого тульского колокола весом в тысячу пудов — 16,38 тонн. Он появился на колокольне Всехсвятской церкви в 1889 году.

Колокольню украшают четыре фигуры ангелов, возвещающих Второе Пришествие Христа и Страшный суд. Они были изготовлены и установлены на средства церковного старосты купца Николая Григорьевича Пирожникова.

Архитектура

Архитектурное решение Всехсвятской церкви характеризуется как переход от барокко к классическому стилю. По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму 1760—1770 годов, господствовавшему короткий период времени между затухающим творчеством Растрелли и началом деятельности Баженова.

Первый этаж церкви украшен энергичной рустовкой. Два верхних этажа, занимаемые двухсветной верхней церковью, объединены эффектными четырёхколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Влияние предшествующей эпохи барокко сказалось в усложненности церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах и углах здания, в сложной креповке карнизов и т. п.

Большие оконные проемы в общем оформлении фасадов придают зданию скорее гражданский, чем культовый характер. Архитектурное решение церкви, начатой через год после окончания здания академии художеств в Петербурге, находится под явным влиянием выдающегося творения Кокоринова и Деламота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector