Церковь успения пресвятой богородицы

Лютеранский собор Святого Петра

Рекомендовать место

11

2

Лютеранскую церковь Cв. Петра строили по проекту К.П. Брюллова (брата знаменитого художника), позаимствовавшего архитектурные формы из средневекового зодчества Западной Европы.

Фасад здания оформлен двумя башнями, между которыми разместился портал главного входа. Портал выполнен по схеме, которая активно использовалась при строительстве храмов во Франции и других странах Западной Европы в Х веке. Духом романской архитектуры был пропитан и зал церкви. Самой выразительной деталью храма была картина «Распятие» работы К.П. Брюллова.

В 1737 году возле церкви построили два дома, в которых разместились квартиры церковных служителей и школа.

В 1930-е годы помещение церкви использовалось как склад, поэтому ее внутреннее убранство не сохранилось. В 1960-х церковь и вовсе переделали в плавательный бассейн. Лишь в 1993 году здание храма возвратили Русской лютеранской церкви, но воссоздать прежний брюлловский интерьер не удалось.

Второе рождение и возрождение храма

В июне 1990-го года храм был возвращен православной церкви. Комиссия, проводившая оценку здания, вынесла вердикт, что оно не подлежит восстановлению. Но было решено восстановить строение в первозданном виде. И уже в 1993-ем году в боковом приделе начались службы.

В 1997-ом году начались работы по восстановлению росписи стен, которые ведутся до сегодняшнего дня. Был установлен иконостас по сохранившимся фотографиям. На звоннице установлены шесть колоколов.

Одной из первых начала действовать приходская библиотека при храме. Сегодня в ее архиве более двадцати двух тысяч экземпляров.

В последний год двадцатого века при храме открылся Институт религиоведения и церковных искусств. Здесь все желающие могут освоить иконопись, вышивку, церковное пение, богословие. Позже была открыта православная Гимназия. Мужской хор является еще одним сокровищем Успенского подворья. Стройное пение хора сопровождает каждую службу.

Церковь стала островком духовной жизни в самом сердце Санкт-Петербурга. Городское месторасположение способствует ее обширной социальной и просветительской деятельности. Она проводит активную благотворительную работу.

Из истории храма

Как известно, основателем Санкт-Петербурга и создателем военного флота России был Петр Великий. Первые храмы, предназначенные для окормления кораблестроителей и моряков, появились в новой столице благодаря особому распоряжению этого знаменитого самодержца. Спустя восемь лет после смерти императора эта функция перешла к полотняной церкви, расположенной за рекой Мойкой и освященной в честь чудотворца Николая, которого традиционно считают покровителем всех путешественников, в том числе и тех, кто пересекает водные просторы.

Дочь Петра I, Елизавета, вступившая на престол в 1741 году, осталась в памяти современников как не только очень красивая, но и набожная женщина. Кроме того, она не раз публично заявляла о том, что намерена продолжать все начинания своего отца. Одним из проявлений такой политики стал указ от 16 июня 1752 года, в соответствии с которым началось проектирование, а затем и строительство каменного храма «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского». Никольская церковь, хотя и была к тому времени уже не полотняной, а деревянной, сильно обветшала, и её необходимо было заменить новым зданием.

modelena

Ровно через год состоялась закладка будущего Николо-Богоявленского собора, но увидеть это здание в полностью законченном виде Елизавете Петровне не довелось. Строительные и отделочные работы закончились спустя примерно полгода после её смерти, когда на троне была новая императрица — Екатерина II. Именно она, подтвердив намерение своей предшественницы, приказала называть новый собор морским. Все значительные события в жизни российского флота отныне должны были отмечаться в этом храме.

Во время Великой Отечественной войны купола Николо-Богоявленского собора пришлось прятать от немецких артиллеристов и летчиков под маскировочным полотном, однако большинство испытаний, которые ему довелось пережить, были связаны с гонениями на религию, начавшимися после революции 1917 года. И всё-таки этот храм, в отличие от многих других культовых сооружений, не был превращен в музей и продолжал использоваться для богослужений.

Второе рождение и возрождение храма

В июне 1990-го года храм был возвращен православной церкви. Комиссия, проводившая оценку здания, вынесла вердикт, что оно не подлежит восстановлению. Но было решено восстановить строение в первозданном виде. И уже в 1993-ем году в боковом приделе начались службы.

В 1997-ом году начались работы по восстановлению росписи стен, которые ведутся до сегодняшнего дня. Был установлен иконостас по сохранившимся фотографиям. На звоннице установлены шесть колоколов.

Одной из первых начала действовать приходская библиотека при храме. Сегодня в ее архиве более двадцати двух тысяч экземпляров.

В последний год двадцатого века при храме открылся Институт религиоведения и церковных искусств. Здесь все желающие могут освоить иконопись, вышивку, церковное пение, богословие. Позже была открыта православная Гимназия. Мужской хор является еще одним сокровищем Успенского подворья. Стройное пение хора сопровождает каждую службу.

Второе рождение и возрождение храма

В июне 1990-го года храм был возвращен православной церкви. Комиссия, проводившая оценку здания, вынесла вердикт, что оно не подлежит восстановлению. Но было решено восстановить строение в первозданном виде. И уже в 1993-ем году в боковом приделе начались службы.

В 1997-ом году начались работы по восстановлению росписи стен, которые ведутся до сегодняшнего дня. Был установлен иконостас по сохранившимся фотографиям. На звоннице установлены шесть колоколов.

Одной из первых начала действовать приходская библиотека при храме. Сегодня в ее архиве более двадцати двух тысяч экземпляров.

В последний год двадцатого века при храме открылся Институт религиоведения и церковных искусств. Здесь все желающие могут освоить иконопись, вышивку, церковное пение, богословие. Позже была открыта православная Гимназия. Мужской хор является еще одним сокровищем Успенского подворья. Стройное пение хора сопровождает каждую службу.

Строительство

Купцы с Сенной площади настойчиво обращались к городским властям с просьбой о постройке церкви с 1743 года и получили разрешение на её строительство через 8 лет.
На Выборгской стороне была куплена готовая деревянная церковь Происхождения Честных Древ и после переноса она была освящена 18 июля 1753 года на новом месте.

Вид со стороны колокольни

Каменная церковь была заложена 20 июля 1753 года архиепископом Сильвестром.
Церковь строилась на средства богатого откупщика Саввы Яковлева (Собакина). Архитектором в старину считался Бартоломео Растрелли, в настоящее время более вероятным автором проекта признаётся Андрей Квасов, хотя некоторые авторы не исключают участия Растрелли на основании характерных плана и пропорции сооружения и изящества постановки главного купола. Храм впоследствии был расширен пристройкою двух приделов, во имя Спаса и Архангела Михаила на средства К. И. Новикова. Кроме того, Растрелли возводил неподалёку особняк Яковлева (не сохранился).

Церковь планировалось разделить на тёплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную.
В 1758 году храм был готов, но не был освящён: комиссия архитекторов предложила переделать своды.
В итоге освящение первого, Трёхсвятительского придела (левого) произошло только 20 июня 1761 года.
Под этим приделом был устроен склеп, в который с Сампсониевского кладбища Яковлев перенёс останки своих родителей.
Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году, и 2 октября 1764 года произошло освящение правого придела во имя преподобного Саввы, имя которого носил храмоздатель.
5 декабря 1765 года состоялось освящение главного, холодного придела, освящённого во имя Сретения Господня (позже он был переосвящён во имя Успения Божией Матери).
Образа в этом приделе исполнил известный живописец Михаил Колокольников.

В итоге величественное и просторное здание церкви увенчивали пять куполов, расположенных на многогранных барабанах.
Величественная трёхъярусная колокольня была увенчана слегка удлинённым куполом, к ней примыкала высокая трапезная.

Архитектура храма была выдержана в смешанном стиле, переходном от барокко с классицизму. Высокий позолоченный иконостас храма считался одним из лучших в Петербурге. Примечательны были также живопись греческого письма и серебряный престол весом в 6 пудов 38 фунтов.

История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая. В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть «Успение на Мокрушах». По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Поэтому временно получает статус соборного храма.

К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов). Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен. Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.

Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову. Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св. Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм. В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов. В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери. Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.

В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.

Дореволюционная история

В течение XIX века здание церкви претерпело ряд изменений.

Вскоре после постройки неравномерная осадка здания привела к повреждению колокольни. В 1816—1817 годах архитектор Л. Руска создал проект частичной переделки здания, соединив вместе тёплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, повторяющий очертания портика гауптвахты, возвёденной по проекту того же зодчего.

В начале XX века. Ответные портики церкви и гауптвахты, построенные Л. Руска, обновлённая форма колокольни

Архитектор А. И. Мельников на южной стороне от главного алтаря построил придел во имя Всемилостивого Спаса, который был освящён 14 января 1822 года. После этого ему были поручены работы по ремонту.

В 1833—1835 годах, при настоятеле И. И. Иванове, по проекту Мельникова были переделаны купола и своды церкви; 14 февраля 1835 года был освящён северный придел во имя Архангела Михаила, построенный П. Ф. Воцким.

В 1867—1873 годах были проведены работы по капитальной переделке верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, одновременно была несколько изменена форма глав и переделаны портики. Автором проекта был архитектор Г. И. Карпов. Работы начались с обновления главной церкви, после её освящения были продолжены в малой. Новое освящение каждого престола было полным, так как все пять престолов были сняты со своих мест; 1 октября 1870 года состоялось освящение перестроенного храма, но работы не были завершены и продолжались до 1873 года.

В результате этого комплекса переделок, по мнению некоторых современников, к началу XX века архитектура здания утратила стилистическое единство.

В 1897—1898 годах под руководством В. В. Виндельбандта были пристроены бетонные тамбуры, а купола были покрыты золочёной медью.

В 1902—1903 годах по проекту И. И. Яковлева были произведены работы по удлинению боковых приделов храма, а также произведён ремонт и реставрация икон.

В храме более полувека (с 1858 года) прослужил протоиерей Константин Никольский.

Ежегодно, 1 августа, в воспоминание избавления от холеры, традиционно совершался крестный ход.

Сампсониевский собор

Рекомендовать место

9

2

Сампсониевский собор построен в стиле анненского барокко, поскольку работу над ним завершали при императрице Анне Иоанновне.

Собор назвали в честь Св. Сампсония, он возведен в память о победе русских войск над шведской армией в битве под Полтавой. Рядом с церковью находилось кладбище, на котором были похоронены Д. Трезини, Ж. Леблон, К. Растрелли и другие знаменитые зодчие, создавшие петербургские достопримечательности. К сожалению, кладбище не сохранилось.

В год празднования 200-летия Полтавской битвы (1909 год) напротив колокольни храма построили памятник Петру I. На фасадах храма также были установлены мемориальные доски со словами императора, обращенными к русским воинам до и после Полтавской битвы.

Храм, как и другие соборы, сильно пострадал во время революции и войны. В 1938 году его закрыли и в помещении храма организовали склад. В 1977 году отреставрировали фасады собора, а с 2002 года здесь совершаются службы.

Главные ценности храма — резной золоченый иконостас XVIII века высотой 11 метров, уникальные иконы XVIII века и часть мощей Св. Сампсония.

Феодоровский собор

Рекомендовать место

8

2

Вскоре собор был закрыт для реконструкции. Всё имущество (помимо иконостаса) временного храма было перемещено в нижний придел (пещерный храм), который был освящён 27 ноября 1912 года и применялся для молитв императорской семьи в зимний период. В то же время было начато возведение собора, осуществившееся благодаря капиталовложению Николая II, его жены и нескольких купцов. 20 августа 1912 года было проведено освящение собора. 26 января 1914 года церковь была названа Феодоровским Государевым собором.

Храм выглядел торжественно и строго внешне, и восхитительно оформленный в духе древнерусского церковного искусства внутри. На побережье Ковшового пруда располагалось королевское крыльцо, куда императорская семья приезжала до начала службы.

В 1933 году собор был закрыт, имущество храма было перенаправлено в музеи. В нижнем храме основали архив киноплёнок и фотодокументов. В верхнем храме был организован кинотеатр.

За время Второй мировой войны собор был частично разрушен. В конце XX века в нижнем и верхнем храмах возобновились служения. К 75-летию со дня расстрела императорской семьи возле храма был возведён памятник Николаю II.

Архитектура

Церковь Успения Пресвятой Богородицы имеет высокую архитектурную ценность. В здании нет поддерживающих колонн. За счет перекрещивания бетонных арок, поддерживающих массивный главный барабан, образовалось большое внутреннее пространство. Это была новаторская идея архитектора В. А. Косякова. Новая технология на сезон сократила время стройки и улучшало акустические свойства внутри. Архитектор при строительстве Успенского храма не экономил на материалах. Получился отличный результат.

Вместимость церкви — до 2 000 человек. Построена из кирпичей и бетонной смеси. Было использовано 14 сортов облицовочного кирпича. Нижний ярус покрыт серым гранитом, верхний — песчаником. Русский художник-мозаичист В. А. Фролов вместе с учениками исполнил в мастерской наружные мозаики. Гладкие части 5 куполов закрыты листами из алюминия.

Храм выполнен в псевдорусском архитектурном стиле, распространенном в XIX-XX веках. Русско-византийское направление объединяет элементы европейской культуры и архитектуры и народные творческие мотивы.

Внутреннее убранство храма

Архитектор смог достичь удивительного сочетания монументального собора и уюта домовой церкви. В. А. Косякову удалось гармонично вписать здание в панораму Васильевского острова.

Стены церкви изначально расписаны московскими мастерами. В Советский период, когда здание храма использовалось не по назначению, росписи замазывали штукатуркой, белили стены, закрашивали масляной краской в несколько слоев. Холод и влага ускорили разрушение. После возвращения Успенского храма церкви, реставрацию начали проводить, используя фото из архивов и аналогичные росписи живописцев дореволюционного времени. Этим занимались группы реставраторов и 80 выпускников Санкт-Петербургского государственный академического института имени И. Е. Репина. В 2013 году работы были окончены.

Внутренняя роспись купола изображает Христа с херувимами и серафимами. Под барабаном размещены композиции о деяниях Спасителя.

В Успенской церкви находятся:

  • иконы с мощами Оптинский старцев, целителей и святых
  • рака с останками преподобного Амвросия, Оптинского чудотворца
  • частица Животворящего Креста
  • икона Богородицы «Скоропослушница», написанная на Афоне в 2009 г.
  • иконы Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша»

История

Морской собор прошел несколько этапов становления. В 1730 году жители Морской слободы молились в небольшой часовне, посвященной святителю Николаю. Уже через три года на ее месте возвели полотняный храм Николая Чудотворца. Возведенная еще спустя несколько лет деревянная Никольская церковь действовала более 20 лет.


Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге

Ходатайство о строительстве каменного храма поступило императрице Елизавете Петровне от Адмиралтейств-коллегии в 1752 году. Первоначально собор планировался не таким высоким, но риск подтопления заставил архитектора Савву Чевакинского по возможности поднять фундамент и соответственно изменить все размеры здания.

Николо-Богоявленский Морской собор в Санкт-Петербурге построен в стиле барокко. Рядом с ним возвышается величественная четырёхъярусная колокольня. Внешне храм создает ощущение небесной возвышенности: его фасад голубого цвета украшен белой лепниной. Резные иконостасы обоих храмов выполнены в едином стиле.

Освящение нового собора проходило постепенно:

  • в 1760 году освятили нижний храм святого Николая и южный нижний придел Усекновения главы Иоанна Предтечи;
  • в 1762 году освящен верхний Богоявленский храм и северный нижний придел святителя Димитрия Ростовского.

Из-за того, что два главных алтаря были освящены именно так, собор получил название Николо-Богоявленского. Легенда гласит, что название «Морской» собор получил по велению самой императрицы.

Величественный храм обошли стороной многие невзгоды и перипетии. В отличие от других церквей Николо-Богоявленский Морской собор не горел, не был взорван или закрыт. Его время от времени обновляли, но частично.

С высоты птичьего полета собор имеет форму равноконечного креста.

С приходом советской власти имущество храма было описано и изъято. Чтобы спасти хотя бы некоторые святыни, прихожанам пришлось выкупать их по весу: требовалось внести столько серебра, сколько весит тот или иной предмет священного обихода.

В период борьбы с обновленчеством Никольский Морской собор в Петербурге был центром противостояния. Прихожане требовали создания Петроградской автокефалии для защиты от притязаний. За это нескольких священников сослали в Среднюю Азию, а в собор назначили настоятеля-обновленца. В итоге храм вновь вернулся в лоно Церкви, но ему требовалось восстановление.


Иконостас Никольского морского собора

Гонения на Церковь, которые начались постепенно в 1930-1940 годы, привели к тому, что в 1941 году в Ленинграде оставалось только 20 священников, из которых пятеро были клириками Морского собора. В этот момент Никольский Морской собор приобрел статус кафедрального, он не только не был закрыт ни разу за все время гонений, но и в течение всей блокады каждый день в нем совершались богослужения. Часто службы не прерывались даже во время авианалетов.

Важно! Верующие считают, что счастливой участью собора во время войны и блокады они обязаны митрополиту Алексию (Симанскому), который не только ежедневно один совершал все богослужения ежедневного круга, но и каждый вечер совершал крестный ход вокруг собора с иконой Николая Чудотворца

Подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевской пустыни

  1. /
    /
    /

Санкт-Петербургская епархия / Благочиние монастырей и монастырских подворий

Церковь. Действует. Престолы:Успения Пресвятой БогородицыВеры, Надежды, Любови и матери их СофииЕкатерины АлександрийскойИоанна БогословаИоанна РыльскогоМарии МагдалиныСерафима СаровскогоГеннадия и Никифора ВажеозерскихОсии ПророкаАрхитектурный стиль:ЭклектикаГод постройки:Архитектор:Н.Н. НиконовАдрес:

СПб, ул. Крупской, 5

Координаты:59.891226, 30.435862

Подворье Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевской пустыниГалина Букина
20 января 2018

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевской пустыниГалина Букина
20 января 2018

Михаил Владимиров
19 февраля 2016

Дворовый корпус и переход в главный корпусСергей Прохоров
3 января 2010

Михаил Мещанинов
25 апреля 2001

Андрей Агафонов
1 апреля 1995

Внутренний дворНаталия
7 марта 2010

Пучки колонн у барабана Наталия
7 марта 2010

Фрагмент дворового фасада главного корпуса (бывшая церковь?)Сергей Прохоров
3 января 2010

Фрагмент дворового фасада главного корпуса (бывшая церковь?)Сергей Прохоров
3 января 2010

Фото с сайта https://pastvu.comАндрей Агафонов
1 января 1930

Рис. с сайта http://www.citywalls.ru/house10725.htmlАндрей Агафонов
1 января 1900

Вот так выглядело подворье.gordap239
??

Карта и ближайшие объекты

Фильтр объектов

Показать только действующие

Яндекс-карты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

дороги

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Статью добавил(а): Михаил Мещанинов, 
29 августа 2008

Каменная церковь при подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевской мужской пустыни была заложена 19 Мая 1897г. прот. Иоанном Кронштадтским на Московской ул. (в 1964г.переименнованной в ул.Крупской) за Невской заставой и строилась по проекту епархиального арх. Николая Никитича Никонова в Русском стиле XVI столетия. Величественная церковь имела в общей сложности 6 престолов (три — в верхнем храме и три — в нижнем):

1. Главный придел верхнего храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, в котором находился массивный трёхярусный дубовый резной иконостас, изготовленный в Русском стиле, был торжественно освящён 11 Сентября 1903г. экзархом Грузии Алексием (Опоцким).

2. Правый придел св. Марии Магдалины и свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии освятил 16 Декабря 1903г. епископ Гдовский Константин (Булычёв).

3. Левый придел преп. Серафима Саровского и вмч. Екатерины был освящён им же 10 Сентября 1904г.

4. Главный престол нижнего храма во имя пророка Осии был освящён 23 Мая 1901г. епископом Гдовским Вениамином (Муратовским).

5. Боковой придел Ап. Иоанна Богослова и преп. Иоанна Рыльского был освящён 24 Мая 1901г.

6. Боковой придел преподобных Никифора и Геннадия (основателей Важеозерской пустыни) был освящён 21 Октября 1907г. ректором Духовной академии архимандритом Вениамином (Казанским).

Храм был закрыт по постановлению президиума Ленсовета от 8 Июля 1929г. В последующие годы здание было частично перестроено (снесены все купола и «церковные» элементы фасада). В настоящее время в здании размещается райвоенкомат Невского района Санкт-Петербурга и ряд других учреждений.

Проектные рисунки фасадов подворской церкви впервые были опубликованы в книге Г.В. Барановского «Архитектурная энциклопедiя второй половины XIX века», т.I, СПб, 1902, с.159 (Прибавленiя къ Церковнымъ ведомостямъ, журналъ, 1903, №38, сс.1461-1462; Ведомости СПб градоначальства, газета, 1903, 17 Декабря, №272, с.2; 1904, 12 Сентября, №200, с.2)

Статью добавил(а): Сергей Прохоров, 
3 января 2010

Сохранилась отделка фасадов дворового корпуса и перехода между главным и дворовым корпусами. Хотя здания подворья по-прежнему заняты учреждениями, но в главном здании теперь есть и иконная лавка Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря. (Я ее видел 3 января 2010 года; к сожалению, она была закрыта, так как был выходной день).

Комментарии и обсуждение

Подворье передано церкви,совершаются регулярные бонослужения,настоятель подворья иеромонах Иоанн Неврюев

29 октября 2014.

История Князь-Владимирского собора

Историю храма принято отсчитывать с момента закладки в 1708 г. деревянной церкви св. Николы на Мокруше. Мокрушей назывался низинный, периодически затопляемый район первых городских кварталов Петербурга, расположенных к западу от Петропавловской крепости. В 1717 г. церковь св. Николы сменил мазанковый храм, имевший три престола, главный из которых был освящен в честь Успения Богородицы, а боковые приделы — получили имена Никольский и Предтеченский. В 1719—1724 гг. в соборе молился Петр Великий. В 1740 г. по указу Анны Иоановны на замену деревянному Успенскому собору начали закладку нового, каменного храма. Однако, дворцовые перевороты и другие исторические события помешали строительству. Только в 1765 г. во времена Екатерины Великой вновь вернулись к незавершенному проекту.

По новому замыслу, храм должен был стать пятиглавым, в подражание Успенскому собору Московского Кремля. Первоначальный вариант был одноглавым, таким же как в соседний собор Петропавловской крепости. Выбор пал на проект итальянского архитектора Антонио Ринальди, который взялся достраивать храм и завершил черновое строительство к 1772 г.

Monoklon

Сройка снова прервалась на несколько лет, и заканчивал возведение церкви и ее отделку архитектор И. Е. Старов. 1 октября 1789 г. собор был освящен под новым именем — вместо Успенского, он получил имя Князь-Владимирского. Причиной такого изменения стали важные исторические победы на южных рубежах Российской империи. Именно в это время в составе Российской империи появляется Таврическая губерния на месте Крымского ханства, а в Петербурге архитектор И. Е. Старов строит Таврический дворец.

Успешные военные действия в Причерноморье и в Крыму оживили историческую память о князе Владимире, принявшем христианство и породнившемся с Византийским монаршим домом. Исторические параллели с деяниями князя Владимира создали символическую ауру преемственности отечественной истории. В эти же годы императрицей был учрежден орден Святого равноапостольного князя Владимира четырех степеней.

Екатерина Борисова

Интересные факты

  • В 1875 году земля тогда еще Псковского подворья вместе с постройками продана Киево-Печерской лавре за 86 000 рублей
  • В 1922 г. из помещения Успенского храма похитили сосуд для освящения вина, кресты и Священные книги. Братию обвинили в несанкционированном хранении имущества
  • Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоял в любительском хоре Подворья. Там познакомился с будущей женой Раисой Владимировной Кучиной. В 1933 году Михаила Гундяева вместе с 42 прихожанами обвинили в подготовке убийства Сталина и арестовали.
  • 15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы. Этот церковный обряд называют «обновлением» храма: здание становится святым, местом особого присутствия Божия на земле.
  • В звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг
  • Подворье и Успенская церковь — объект культурного наследия федерального значения

Ценности церкви

Церковь была огромна и посещаема, само расположение и привязка к местным топонимическим объектам явилось предпосылкой появления у храма уникальных ценностей.

Материальные сокровища

Церковь украшал высокий вызолоченный иконостас, выполненный в стиле барокко с иконами середины XVIII века, который считался одним из лучших в столице.
В церкви был установлен престол с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки.
Весивший более 100 килограммов уникальный престол был пожертвован в 1786 году создателем храма.
Храмоздатель С. Я. Яковлев также преподнёс храму плащаницу малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом.
Для этой плащаницы в 1856 году была изготовлена новая гробница из серебра весом около 115 кг.
Её изготовил известный ювелир Ф. А. Верховцев и по образцу этой гробницы позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора.

Из образов более всего в храме почитались:

  • Местный образ Успения, обрамлённый в золочёную серебряную раму с осыпанной жемчугами ризой.
  • Список Тихвинской Божией Матери из часовни. Он выставлялся на паперти 27 июня для поклонения.
  • Образ Христа Спасителя. Перед ним вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы.

Кроме того, художественной ценностью обладали большие иконы «Погребение Спасителя» и «Прп. Андрей, епископ Критский» кисти В. М. Пешехонова, а также картины художника Г. Г. Мясоедова.

Наконец, выдающейся ценностью храма были колокола.
Среди пятнадцати колоколов храма были лучшие образчики произведений отечественного художественного литья.
Самый большой из них был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова и весил 8900 кг.

Окормление паствы

Спасо-Сенновская церковь была мощным социально-культурным центром Петербурга:

  • В 1820-х годах при церкви существовало приходское духовное училище.
  • Церковь считалась особым приютом для сирот, в дома церкви помещали вдов и сирот духовного звания.
  • При церкви в декабре 1871 года было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам (начало действовать 16 декабря 1873 года). При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

В 1903 году причт церкви просил возвести храм в ранг собора, этот ранг был получен в 1923 году.

К церкви было приписано несколько часовен: в Апраксином дворе, в Большой линии — Тихвинская (существовала с 1805; в 1893 по проекту В. Ф. Харламова сделана из чугуна) и Казанская (1800-е, 1847 — по проекту И. Д. Корсини, 1879, тоже из чугуна,- А. Л. Гольм), в Мариинском рынке — Марии Магдалины (1882, А. И. Кракау) и в Михайловском проезде — Ильинская (1850-е) и шатровая, чугунная Всех святых (1916, гражд. инж. Л. М. Харламов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector