Успения пресвятой богородицы
Содержание:
История постройки
История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Основание храма
За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:
- Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
- За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
- В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.
Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, большую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Царское время
Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.
Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.
Советские времена
После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.
В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.
Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.
Современность
Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.
Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.
Примечательные здания
Храм Успения в Гончарах (1654, колокольня — 1790).
По нечётной стороне
- № 1 — жилой дом РЖСКТ «Шерстяной работник» (1929—1930, архитектор И. О. Гохблит).
- № 3, ЦГФО — доходный дом — административное здание Грачёвой (1883, архитектор Медков; 1913, архитектор Н. Д. Поликарпов).
- № 5 — дом Д. Е. Грачёва (1913, надстроен архитектором Н. Д. Поликарповым). Был разрушен в конце 1990-х годов под новое строительство, нынешнее здание построено в 1999 году.
- № 7/4 — особняк Я. С. Филевского (1872; 1880-е; 1899, архитектор В. Г. Сретенский).
- № 9/3 — усадьба XIX века.
- № 11 — одноэтажный дом XIX века.
- № 17 — жилой дом XIX века.
- № 19 — жилой дом XIX века.
- № 23 — особняк Н. А. и С. Н. Андре (1912, архитектор С. Ф. Воскресенский).
- № 21 — особняк (1-я треть XIX в)
- № 25 — жилой дом (1873; 1980-е).
- № 27/6 — дом М. Г. Левиной (1838; вторая половина XIX века)
- № 29/7 — храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (1654, придел 1702, колокольня — 1790).
- № 35/5, памятник архитектуры (федеральный) — усадьба Зельина-Безсоновой, (XIX век, архитектор В. Д. Адамович). Ампирная ограда усадьбы, декорированная аркатурой, частично разрушилась, провалившись в середине апреля 2020 года в вырытый рядом котлован.
По чётной стороне
- № 2 — дом Б. К. Мильгаузена (конец XVIII — начало XIX веков).
- № 6 — Афонское подворье, включает Храм Никиты Мученика на Швивой горке, XVI—XVII веков.
- № 12 — усадьба Суровщикова (Тутолмина). Прежде здесь были каменные палаты А. Г. Строганова, затем перешедшие к его дочери княгине Варваре Александровне Шаховской. Как писал современник: «Дом его один из лучших в Москве как по красоте, так и по местоположению. Перед ним протекают две реки, именно Москва и Яуза». Во второй половине XVIII века они были разобраны, и, как предполагают историки, в начале 1770-х годов В. В. Суровщиков возвёл на этом месте строгое трёхэтажное строение с полукруглым, ограниченным крыльями флигелей двором. Наверху был поставлен бельведер, откуда открывался вид на Москву. В начале XIX века дом принадлежал Т. И. Тутолмину, при котором дом был перестроен. В пожаре 1812 года дом сгорел и долго стоял неотделанным, пока его владельцем не стал Тимофей Прохоров, открывший в нём фабрику-школу. Фабричное производство существовало до 1850 года, после чего дом стал доходным. В начале XX века здесь находилась частная женская гимназия Е. Е. Констан; по заказу владелицы здания архитектор В. В. Шервуд надстроил главный дом и перестроил флигели. В 1930-х годах дом был снова надстроен. С 1 октября 2020 года в строении 1 официально размещается Институт философии РАН.
- № 14-16 — усадьба И. С. Рахманова (Клаповской) (в основе — палаты XVII века; XVIII; 1816—1823; ограда — 1820). В 1930-е годы в доме № 14 проживал И. Е. Бондаренко. В настоящее время усадьбу занимает . Дважды в год, в День музеев (18 мая) и в День охраны памятников (18 апреля), она открывается для посещения публики.
Д. 26
- № 18 — дом С. С. Солодовникова (1-я половина XVIII в.; 2-я половина XIX в.).
- № 22—24 — дома середины XIX века.
- № 26 — жилой дом (1950—1957, архитекторы Л. В. Руднев, И. З. Чернявский). Здесь жили военачальники И. И. Федюнинский, И. П. Сухов, актриса Лилия Толмачёва, певец Юрий Гуляев, писатель Всеволод Кочетов.
- № 34/11 — особняк А. И. Зимина (1911—1912, архитектор В. Д. Адамович).
- № 38 — жилой дом (1936—1946, архитекторы Н. Ф. Вишневский, Г. П. Воробьёв). Здесь жил график Гурий Захаров. Во дворе этого дома 31 июля 1997 года произошла перестрелка, унёсшая жизни трёх милиционеров. В настоящее время там установлена мемориальная доска.
Примечания
- Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. — М.: Искусство, 1989. — С. 302.
- Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. — М.: Искусство, 1989. — С. 294.
- История храма святителя Николая Чудотворца на Болвановке на pravoslavie.ru
- ↑ 12 История успенского храм наronde.ru
- Белорусские мастера в Московском государстве второй половине XVII века. e-journal.ru
- История иконы Божией Матери «Троеручица» на pravoslavie.ru
- Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 49—50. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
- Приветственное слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю 50-летия Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве 11 октября 1998 года.
- Передача подворий автокефальным Православным Церквам/№ 08 август 1948/Архив Журнала Московской Патриархии с 1943 по 1954 год
- https://novinite.ru/articles/18114/Маленькая+Болгария+в+центре+Москвы
- Настоятель болгарского подворья в Москве покидает Россию / Новости / Патриархия.ru
- Негово Светейшество патриарх Максим е спрял връщането на епископ Игнатий в България | Новини от България
Расписание богослужений
Службы в Покровском монастыре совершаются ежедневно:
- По будням (в обычные дни, вне церковных праздников) — утренняя служба в 7:30, вечерняя — в 16:00 либо 16:45.
- По субботам — литургия в 7:30 и всенощное бдение в 16:45.
- По воскресеньям — ранняя литургия в 6:15, поздняя литургия в 9:00 и вечерняя служба в 16:00 либо 16:45.
Расписание служб в праздничные дни может отличаться. Лучше уточнять актуальную информацию на официальном сайте.
Также на сайте можно:
- Заказать требы – оставить заявку на совершение молитв о здравии либо об упокоении. Цены – от 30 до 50 руб. Чтение сорокоуста – 300 руб., псалтири у мощей Матроны – от 200 до 2000 руб., в зависимости от продолжительности периода.
- Совершить пожертвование – внести свой вклад в возрождение монастырской обители может каждый. Для этого достаточно перечислить посильную сумму любым удобным способом – банковской картой, с помощью электронных кошельков или через терминал по реквизитам. Деньги идут на восстановление храмов на территории церковного комплекса, содержание православной гимназии и детского приюта, открытых при монастыре.
Запись на таинства Крещения или Венчания производится по тел. 8-495-911-49-20.
Часы работы Покровского монастыря
Монастырь открыт для посещений в будние дни с 7 часов утра до 20.00. В воскресенье ворота открывают еще раньше – с 6.00. Во сколько открывается обитель, тогда же начинаются богослужения в храмах. Паломники начинают прибывать к монастырю с раннего утра, так как попасть к святыням без очереди практически невозможно.
Уже рано утром все желающие выстраиваются в очередь, которая заканчивается поздно вечером
История
История района
Храм Успения Пресвятой Богородицы
расположен за Яузой в районе большого Таганского холма. Это один из старейших московских районов. Он стал активно заселяться на рубеже —XVI веков, прежде всего за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов — бронников и котельников.
Первые упоминания о деревянном Успенском храме
, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротивУспенского храма стоит Никольский, первые упоминания о котором относятся к 1632 году.
Строительство храма
Успенский храм, 1882 год В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм
. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме.
Успенская церковь
получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно.Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — панно с изображением четырёх евангелистов.
Святыня храма
«Троеручица» Успенского храма Главной святыней Успенского храма
является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Икона получила своё название в память исцеления Пресвятой Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина. В России эта икона почитается с давних времён, здесь пребывает немало списков с первоявленного образа, некоторые из которых также считаются чудотворными. В 1661 году один такой список был прислан из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и поставлен в 1663 году в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 году с этого списка был снят другой список, с тех пор пребывающий вУспенском храме . Существует мнение, согласно которому, именно благодаря заступничеству этой святыниУспенский храм не закрывался даже в самые тяжёлые периоды российской истории и сохранил все свои колокола.
В настоящее время для облегчения доступа к иконе всех желающих на наружной западной стене храма в изразцовом киоте помещён ещё один список с этой чудотворной иконы.
XIX и XX век
В 1812 году Успенский храм
был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен. На северном фасаде сделали одно полуциркульное окно, появились новые главы и кресты, к колокольне пристроили южный портал. Внутри храма были объединены в один объём четверик, трапезная и пространство придела. Сохранившаяся до настоящего времени ограда храма была построена в начале XIX века. На рубеже XIX—XX веков на главах появились звёзды. Большая часть оформления интерьера храма относится ко второй половине XIX века. В 1898 году приделы храма перестраивал архитектор Л. О. Васильев. Иконостас оформлен в стиле XVII века, в нём сохранились старинные иконы XVII—XVIII веков.
В годы Советской власти храм не закрывался.
17 июля 1948 года по взаимной договорённости Русской и Болгарской Православных Церквей в этом храме было устроено Подворье Болгарской Православной Церкви
В 1949 году в храме были проведены реставрационные работы.
В 2020 году настоятель подворья архимандрит Феоктист (Димитров) сказал:
Из истории обители
Удивительно, что самый посещаемый сегодня монастырь в Москве был построен на месте Убогого, или Божедомского дома, куда свозили трупы воров, убийц, бродяг и убитых. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы ежегодно из монастырей и соборов совершали крестное шествие, для служения панихиды по умершим.
Основателем обители считается царь Михаил Федорович Романов, который в 1635 году пожаловал для строительства 17 четвертей земли – в память о своем отце, патриархе Филарете, скончавшемся в день празднования Покрова Богородицы за два года до этого события.
Когда началось строительство, точно не известно, но заканчивалось возведение деревянных храмов и келий уже при царе Алексее Михайловиче. «Комнатный» – так прозвали в народе построенный мужской тогда Покровский монастырь. Название было дано за то, что царь вкладывал в строительство деньги, полученные за аренду землевладений.
В 1655 году Алексей Михайлович пожаловал обители 6 десятин Симоновского монастыря. Тогда же на территории был возведен каменный монастырский собор и одноглавая церковь. Позже появился огромный по тогдашним меркам кирпичный храм и трехъярусная колокольня. По указу царя Покровский Божедомский монастырь причислили к Московской епархии.
За свою историю монастырь переживал периоды расцвета и разрушений:
- Его не пощадил разгром французскими солдатами во время войны с Наполеоном, после чего постройки полностью восстановили, вылили большой колокол. Отстроенную обитель освятил архиепископ Августин.
- В конце XIX века церковный комплекс стал миссионерским. Монахов готовили к службе в Сибири. На территории была открыта гостиница для миссионеров и церковная школа для мальчиков. С началом Первой мировой войны несколько монахов отправились на фронт в качестве пастырей.
- С приходом советской власти монастырские постройки использовались для разных целей, монахов ущемляли в правах и подвергали гонениям. Колокольню взорвали, а в 1929 году обитель была полностью закрыта.
- Возрождение началось с 1995 года. По благословению патриарха Алексия II здесь открылся женский ставропигиальный монастырь, который действует по настоящее время. На первой церковной службе верующие с благоговением молились перед простым фанерным иконостасом с бумажными репродукциями икон.
Настоятели подворья
- архимандрит Мефодий (Жерев) (17 июля 1948 — 1950)
- архимандрит Максим (Минков) (1950 — конец 1955)
- архимандрит Афанасий (Бончев) (1955—1956)
- архимандрит Антоний (Костов) (1956—1960)
- архимандрит Стефан (Николов) (15 декабря 1960 — 15 сентября 1964)
- архимандрит Филарет (Игнатов) (1964—1968)
- епископ Крупнишский Григорий (Узунов) (1968—1972)
- архимандрит Нестор (Крыстев) (1972—1976)
- архимандрит Наум (Шотлев) (1977—1982)
- архимандрит Кирилл (Ковачев) (1982—1986)
- архимандрит Гавриил (Динев) (сентябрь 1986—1991)
- архимандрит Борис (Добрев) (1 июля 1991 — 1 ноября 2001)
- епископ Проватский Игнатий (Карагёзов) (1 февраля 2004 — 7 января 2011)
- архимандрит Феоктист (Димитров) (c 1 марта 2011)
Храм святителя Николая на Болвановке
На высоком Таганском холме, между улицами Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевская), в 1697-1712 годах была построена Церковь святителя Николая на Болвановке. Болвановские улицы, именовались по слободе мастеров, живших здесь и делавших «болванки» — для изготовления головных уборов или металлических отливок. Деревянная же церковь во имя Николая Чудотворца на Болвановке известна по окладной книге 1632 года и названа «новоприбыльной», то есть вновь построенной.
Начало строительства каменной одноярусной церкви с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней относится к 1682 году и осуществлялось «по благословению святейшего Иоакима Патриарха, по прошению приходских людей».
В 1702 году на средства, пожертвованные князьями Гагариными храмы расширили, а в 1712 году возвели два дополнительных яруса. Последний строительный этап осуществлялся при непосредственном участии замечательного русского зодчего Осипа Старцева.
На протяжении 18 века церковь неоднократно повреждалась пожарами, после которых ее ремонтировали. Так, в 1753 году выгорела верхняя церковь, а в 1773 году пострадал весь храм и даже обрушилась кровля. Восстановление храма завершилось осенью 1773 года, ремонт же верхней церкви Петра и Павла продолжался в течение еще пяти лет.
Храм успения Пресвятой Богородицы в Гончарах: фото, история района
Большой Таганский холм – один из самых старых московских районов, который стал заселяться примерно в XV-XVI веках, и все благодаря ремесленникам, которых выселили из города из-за их огнеопасного ремесла (в большинстве своем это были гончары и кузнецы). Сначала в XVII веке в слободе гончаров был построен деревянный Успенский храм, который расположился за рекой Яузой.
Так называемое Заяузье с востока было укреплено Земляным Валом. Первые и единственные ворота находились на Таганской площади, поэтому это место стало одним из самых людных в Москве. Очень удобно и компактно здесь расположились дворцовые ремесленные слободы, каждая из которых строила свой храм. По той же самой причине рядом с Успенским храмом находилась и Никольская обитель, датированная 1632 годом.