Вятка (киров). успения пресвятой богородицы трифонов монастырь
Содержание:
- Настоятели
- Литература
- Архитектура
- Благовещенский храм.
- О чем свидетельствуют монастырские башни.
- В 1991 году Священный Синод открыл Свято-Успенскую Трифонову обитель
- Троицкий собор (Яранск)
- Подойдем к Святому источнику Трифонова монастыря.
- В 1894 году отремонтирован Успенский собор, а затем и Никольская надвратная церковь
- В 1684 году построен новый каменный Успенский собор
- Храм иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (Слободской)
- Владения
- Вот он — великолепный архитектурный ансамбль!
- Кафедральный собор Серафима Саровского (Серафимовский собор)
- Канонизация Святого Трифона
- Церковь Троицы Живоначальной (Кстинино)
- Настоятели
- Идея экскурсии
- История
- В глубине монастырской территории — Трехсвятительская церковь.
- Архитектурный ансамбль
Настоятели
- Прп. Трифон (Подвизаев) (1580 — упом. 1601)
- Иона (Мамин) (упом. 1608 — 1617/18)
- Иона (Калязин?) (1617/18 — упом. 1627)
- Александр (упом. 1628)
- Герасим (Путников/Куница) (упом. апрель–июнь 1632)
- Иосиф (упом. октябрь 1634)
- Герасим (Путников/Куница), 2-й раз (1635 — упом. апрель 1636)
- Александр (упом. апрель 1643 — упом. март 1646)
- Иоаким (упом. 1648/49 – упом. октябрь 1650)
- Александр (упом. 1653/54)
- Моисей (упом. июнь 1654 – упом. 1657/58)
- Парфений (1657 – 1658) (?)
- Сергий (упом. март 1659 – упом. апрель 1670)
- Иов (упом. март 1673 – упом. 1675/76)
- Иоиль (упом. июль 1676 – июль 1679)
- Александр (упом. март 1680 – 1715)
- Парфений (Катаев) (1715 — 1731)
- Пафнутий (1731 – 1733)
- Александр (Корчемкин) (1733 — 1734)
- Лаврентий (упом. 1734 – 1739?) (наместник?)
- Даниил (упом. 1741 — 1744)
- Иоасаф (Потёмкин) (1744 — 1752)
- Никон (упом. 1754 — 1756)
- Давид (Успенский?) (1756 — 1764)
- Софония (Македонский) (1764)
- Андрей (Таршевский) (1764 – 1771)
- Поликарп (Павловский) (1772 – 1774)
- Транквиллин (1774 – 1776)
- Каллист (Звенигородский) (1776 – 1796)
- Лаврентий (Долматов) (1796 – 1800)
- Мисаил (Сапожников) (1800 – 1817)
- Иустин (Сементовский) (1817 – 1823)
- Феофилакт (Пинегин) (1824 – 1829)
- Иероним (Нестеровский) (1829 – 1834)
- Никодим (Казанцев) (19 марта 1835 – 20 июня 1841)
- Амвросий (Красовский) (1841 – 1866 )
- Иосиф (Баженов) (12 августа 1866 — 1868)
- Сарапульские владыки (1868 — 1889)
- Глазовские владыки (1889 — упом. 1921)
ок. 1923 — 1989 — обитель и ее храмы изъяты
Вятские владыки (с 25 сентября 1991)
Иов (Муравьев) (2 октября 1997 — 5 октября 2011) игум.
Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012) игум.
Литература
- Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Т. 1. История монастыря от основания до наших дней. — Вятка : Буквица, 2012. — 752 с.
- Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Т. 2. Справочные материалы. — Вятка : Буквица, 2012. — 312 с.
- Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря / А.Г. Тинский. — Киров: «Кировская правда», 1989. — 64 с. — 20 000 экз.
- Энциклопедия земли Вятской / отв. В. Ситников. — ГИПП «Вятка», 1996. — Т. 5 — Архитектура. — 385 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-86645-012-7.
- Успенский монастырь // Славянская энциклопедия. XVII век.- Т.2.- М., 2004.- С.525-526
- Селивановский К. История Вятского Успенского Трифонова монастыря.- Вятка, 1912
- Сойкин П. П. Трифонов Успенский монастырь в Вятке // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 116-117. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
- Трифонов-Успенский-Хлыновский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Кустова Е. В. Документы Госархива Кировской области как источник по изучению некрополя Вятского Успенского Трифонова монастыря // Отечественные архивы. — 2013. — № 4.
- Кривошеина Н. В. Святой преподобный Трифон Вятский чудотворец в иконографии XVII—XX веков : (монография). — Киров : Полекс, 2006. — 218 с., илл.- ISBN 978-5-88186-717-1
- Кривошеина Н. В. «Вятский Палех» в монументальной церковной живописи конца ХIХ века : (монография). — Киров : Лобань, 2009. — 152 с., илл. — ISBN 978-5-85908-129-5
- Кривошеина Н. В. Житийная икона святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца из коллекции Пермской государственной галереи // Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Общество — наука — инновации» : в 4 т. — Киров : ГОУ ВПО «ВятГУ», 2010. — Т. 1. — С. 250—252.
- Кривошеина Н. В. Новые открытия: житийная икона святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца (к вопросу иконографии святого преподобного Трифона Вятского) : (ст.) // Церковь в истории и культуре России : сб. материалов Междунар. науч. кон., посвящ. памяти преп. Трифона Вятского (1546—1612), Киров, 22-23 окт. 2010 г. — Киров : ВятГГУ (Вят. гос. гуманит. ун-т), 2010. — С. 48-50.
- Кривошеина Н. В. SPECIFIC THEMES AND SUBJECTS OF CHURCH PAINTING IN VYATKA Natalia Krivosheina//W: SGEM International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts : Arts, Performing Arts, Architecture and Design : History of Arts, Contemporary Arts, Performing and Visual Arts, Architecture and Design, 26 Avgust — 1 September 2015, Albena, Bulgaria : conference proceedings. — Sofia : STEF92 Technology Ltd., 2015. — (SGEM International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts, ISSN (2367-5659). — S. 17-24: 26 August — 1 September 2015. — ISBN 978-619-7105-50-06
Архитектура
Экстерьер основного Успенского храма прост и скромен, фасад делится на части с большими украшенными стенами. В интерьере находится живописная роспись на тему Евангелия, относительно новая живопись иллюстрирует деяния преподобного основателя Трифона. Главное украшение Успенской церкви — пятиярусный иконостас, являющийся блестящим образцом высочайшего профессионализма местных мастеров. Наместником с 2012 г. служит отец Феодор (Рулев).
Надвратная Никольская церковь имеет типичное композиционное решение. Кубическое основание поднято на высокий фундамент, с боковых сторон находится трапезная и апсида. Фасады строения выделяются художественным подходом к декорированию. Стройное и изящное строение дополняется братскими кельями и настоятельским корпусом. Это соседство придает дополнительной торжественности при въезде на территорию.
На юго-западе комплекса расположен Трехсвятительный собор. Его бесстолпный четверик дополняет алтарную часть, композиция завершена луковичной главой. Фасады украшены в стиле «узорочья» XVII столетия, пышности экстерьеру придают декоративные пассажи из кирпичей и оконные наличники. Сегодня община собирает пожертвования на восстановление интерьера Трехсвятительной церкви.
Благовещенский храм — самое первое строение на территории Трифоновы монастыря.
Благовещенская церковь Вятского Успенского Трифонова монастыря
Здание выполнено в духе посадского зодчества, имеет пятигранный алтарь, массивный четверик и трапезную, по центральной оси находится притвор, напоминающий глухое крыльцо. В форме фасадов сочетаются элементы «узорочья» и петровского барокко. Сегодня здание нуждается в реконструкции.
Благовещенский храм.
Благовещенская церковь.
Благовещенский храм располагается к юго-западу от главного собора монастыря. Выстроенный за центральной площадью ансамбля, он придает многоплановость и глубину всей живописной группе основных монастырских сооружений и как бы отделяет официальную парадную часть ансамбля от внутренней монастырской территории, занятой кладбищем и хозяйственными постройками.
Своеобразной формы купол, венчавший Благовещенскую церковь, перекликался с кубоватым покрытием башни у Братского корпуса и луковичными главами Успенского собора, подхватывая мягкий рисунок диагональной перспективы, открывающейся с северо-востока..
О чем свидетельствуют монастырские башни.
Северо-восточная башня монастыря, начало 20в, построена в 1742г.
Юго-западная башня монастыря
Башни монастыря всего их четыре, строились в качестве композиционного приема, который позволял бы усилить живописность монастыря, шатры башен зрительно притягивали горизонтали монастырских стен к некому высотному центру.
Значительный интерес представляет северо-восточная башня, объединенная с Братским корпусом. Башня была построена в 1742 году. Два, поставленных друг на друга, равных по площади сечения четверика перекрыты Коробовыми сводами. Третий, рубленый этаж несет оригинальной формы «бочку» в завершении. Не менее интересно был оформлен вход в верхнее помещение башни: на подволоку братских палат из башни сверх конька крыши вела лестница с крытым рундучком, уютно примкнувшим к южному скату кровли. Обособленные помещения башни в середине XIX века были отданы под губернский архив, нижний этаж использовался как провиантский амбар. Одно время башня сдавалась под квартиры, а в начале XX века здесь расположили монастырскую библиотеку и архив, в котором хранились ценные старинные рукописи.
В 1991 году Священный Синод открыл Свято-Успенскую Трифонову обитель
В 1991 году Священный синод открыл Свято-Успенскую Трифонову обитель. В это время были отреставрированы многие монастырские постройки. Обновлены палаты настоятеля и братский корпус, восстановлена колокольня.
Патриарх Московский Алексий второй посетил Трифонов монастырь. Фото: palomnik63.ru
В 1904 году был расписан заново Успенский собор. Во время проведения этих работ Трифонов монастырь сподобился посещения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия второго.
Также были восстановлены другие церкви, благоустроен прилегающий участок. В настоящее время Успенский храм является памятником архитектуры.
Троицкий собор (Яранск)
Фото: Яранская епархия
Яранск — небольшой административный центр Яранского района и Яранского городского поселения Кировской области. Это один из старинных городов на Вятке: ему уже почти четыре с половиной века. Едут сюда, чтобы полюбоваться на красивые храмы и купеческие дома.
Самый известный храм в Яранске — Троицкий собор. Он построен в 1857 году по проекту известного архитектора, мастера русско-византийского архитектурного стиля Константина Андреевича Тона. Того самого, который разрабатывал проекты храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве.
На этом месте храм с колокольней, впрочем, были и раньше. Известно, что их освятили в 1694 году. Спустя полтора века церковь обветшала и реставрировать её уже не представлялось возможным. В 1844 году старое здание разобрали, оставив лишь колокольню. Часть строительных материалов была использована для возведения нового собора с восемью пределами, который строился, в основном, на пожертвования местных купцов и был освящен уже в 1857 году. Старая колокольня продолжала служить новому собору. Лишь к 1889 году достроили новую колокольню, которая составила единый комплекс с Троицким храмом.
С тридцатых годов ХХ века в Троицкой церкви располагались по очереди: склад, пекарня, котельная. Здание несколько раз горело. Лишь в 1998 году храм передали верующим и придали ему статус собора.
С 2015 года в Троицком соборе Яранска пребывают мощи преподобного Матфея Яранского, местночтимого святого в лике преподобных. С 1899 года святой проживал в Яранском Пророчицком монастыре. Предание приписывает ему факты чудесных исцелений.
Адрес: Кировская область, Яранский район, город Яранск, улица Кирова, 3.
Подойдем к Святому источнику Трифонова монастыря.
Святой источник.
Преподобным Трифоном проникнуто в монастыре все, начиная с выбранного им некогда удивительной красоты места и со святого источника, у которого, согласно преданию, являлась будущему святому Сама Пресвятая Богородица. Святой источник – находится на восточной окраине монастыря. Происхождение его следующее. В 1804 г. ремонтировалась часовня над колодцем, который рыл сам Трифон. Тогда к источнику «в часовенный кладез» были проведены выдолбленные из бревен трубы для незамерзания воды в зимнее время. Часовня представляла собой оригинальный комплекс из двух площадок, расположенных на разных уровнях и соединенных лестницей из 16 ступенек. К часовне примыкал крытый ход. В средине 1990-х гг. часовня была заботливо восстановлена. Трифонов ключ — поистине символ Вятского края.. Дарующую телесное и душевное здравие воду источника многие верующие постоянно берут для питья.
В 1894 году отремонтирован Успенский собор, а затем и Никольская надвратная церковь
В 1894 году отремонтирован Успенский собор, а затем и Никольская надвратная церковь. В 1912 году в монастыре провели водопровод, построили 2 новых дома под квартиры.
1894
в этом году отремонтировали Успенский собор, а затем и Никольскую церковь
В 1918 году советская власть распорядилась закрыть Трифоновский монастырь в Кирове. Стефан Филейский в обители монастыря
Монахи высланы в Пермскую губернию. В обители разместили госпиталь, а затем склад изъятых церковных ценностей. Тогда под угрозой закрытия оказались практически все монастырские храмы.
В 1918 году Трифоновский монастырь в Кирове закрыли. Фото: uspenskysobor.ru
Лишь благодаря Юлии Лавровской в декабре 1918 года была собрана община, в ведение которой перешло и имущество монастыря. В 1921 году вся православная община держалась под руководством владыки Виктора.
Но, обновленцы все-таки смогли захватить Успенский собор и другие монастырские постройки. В 1929 году соборы и территория монастыря были полностью отобраны у верующих. Колокола отправили на переплавку, а богослужебные предметы передали Губернскому музею.
Во всех церквях были уничтожены иконостасы.
Осквернено и уничтожено монастырское кладбище, а также деревянная часовня. В 1935 году разобрана колокольня и часть монастырской ограды. Затем в монастырских постройках размещались хранилище, пекарня, столовая, обувная мастерская, студентческие общежития.
В военные годы на этой территории размещался планетарии, проходили курсы повышения квалификации работников краеведческих музеев, мастерские.
В 1684 году построен новый каменный Успенский собор
Вскоре началось и каменное строительство. В 1684 году на месте деревянного храма был возведен новый, каменный Успенский собор. Построены Святые врата с надвратной Никольской церковью. В 1711 году построена каменная Трехсвятительская церковь.
В 1714 году возводится колокольня. В 1717 году построен жилой братский корпус, а в 1728 году — Благовещенская церковь. В эти же годы обновлены все ограды с башнями.
Трехсвятительская церковь находится на территории Трифоновского монастыря города Кирова
Активное строительство и восстановление монастырского комплекса пришлось на реформаторский период Петра I. Возможность пострига в монахи резко ограничилась указами и предписаниями, обитель обложена различными податями и повинностями.
Доходы с монастырских вотчин уходили в государственную казну. После вступления реформы в силу, территория монастыря быстро обеднела и опустела. Вскоре по монастырским вотчинам прокатилась волна множественных крестьянских восстаний.
На исправление ветхостей изданий часто не было средств, поэтому монастырь часто обращался к правительству за помощью.
В середине XVIII столетия состояние обители резко ухудшилось.
В середине XVIII века монастырь практически пришел а негодность. Был начат сбор жертвований на содержание наемных работников.
Для того чтобы исправить хоть немного материальное положение, монастырские власти решили утвердить крестные ходы с иконами Успения Богоматери и Николая Можайского.
Это помогало содержать в приглядном виде монастырские здания, и помогать материально другим монастырям.
Трифонов монастырь во второй половине XVII века. Фото: xn--b1agih8af4g.xn--p1ai
Примерно с 1744 года при монастыре открылась славяно-латинская школа, которая затем преобразовалась в духовную семинарию. После того, как на престол взошел император Павел первый, монастырю были возвращены его земли.
Также монастырю были подарены дополнительные льготы. В середине XIX века архимандрит Амвросий стал вводить практику сдачи в пользование подмонастырских земель. Это позволило улучшить состояние и положение монастыря.
В 1856 году на территории монастыря по Вятской земле был построен пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. Примерно в то же время построена школа для городских детей.
Стефан Филейский в обители монастыря
В 1880-х годах в обители проживал Стефан Филейский, это очень поспособствовало оживлению всей духовной жизни монастыря.
В начале XX века Трифонов монастырь был полностью благоустроен. Часть доходов получали от сдачи квартирантам домов в городе, а также имелись и некоторые земельные угодья, которые приносили свои плоды.
Храм иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (Слободской)
Богоявленский монастырь, на территории которого находится церковь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», был основан в 1608 году преподобным Трифоном, Вятским чудотворцем. Более полувека в этом монастыре подвизался его духовный ученик Досифей, в честь которого в 1872 году была возведена часовня.
В 20-х годах прошлого века монастырь был закрыт, храмы частично разрушили. Храм иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» вновь стал действующим лишь с 1999 года.
В подземелье этого храма был погребен один из архиереев Вятской епархии архиепископ Аполлос. В советское время его склеп был засыпан многими тоннами строительного мусора. В 1997 году останки перезахоронили у кладбищенской Троицкой церкви города Слободского.
Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»
Богоявленским монастырь именовался всего полтора века. В результате екатерининской реформы 1764 года произошло объединение двух монастырей, и Богоявленский монастырь стал именоваться Слободским Крестовоздвиженским.
Проведен уникальный объем работ по восстановлению храма — от косметического ремонта стен и потолка и проведения отопления до заново отстроенного купола, возведенной колокольни с колоколами, восстановленного склепа и так далее.
Главная святыня храма — икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».
Адрес: Россия, Кировская область, Слободской район, г. Слободской, Первомайская улица дом 1.
8
Владения
31 января 1595 года царь Фёдор I Иоаннович подписал грамоту об
отводе во владение Вятскому Успенскому монастырю Вобловицкой
волости Слободского уезда. Из этой волости только починок, а
позднее деревня Путятинская, упоминается ранее, в «Сотой грамоте»
от 31 декабря 1590 года в числе земель Трифонова монастыря. Тогда
на территории Вобловицкой волости имелись погост с церковью во имя
святого Ильи пророка (будущее село Полом),
две деревни и 44 починка. Согласно переписи здесь в 67 дворах
проживало 84 человека (мужского пола работоспособного возраста, с
учетом этого общее число душ приближалось к 300). К этому времени
вобловицкие крестьяне имели порядка 180 гектаров пашни и около 70
сенокосных угодий.
the eve — Sergey S Ponomarev — very busy @ Flickr
Грамота от 1629 года свидетельствует, что в состав Вобловицкой
вотчины входили 4 села:
Нагорское,
Мулино, Синеглинье и Спасское (Вобловица) — нынешний
Полом,
а также несколько приписанных к ним деревень и починков по рекам
Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке. Количество дворов в
вотчине не показано. А по переписи 1678 года в этих местах обитало
уже крестьян: 184 мужского и 204 женского пола.
Vkontakte User @ Vkontakte
В том же 1595 году монастырь получает новые незаселенные земли
Казанского уезда, основав там к 1601 году первое поселение Полянки
на реке Вятка (Вятские
Поляны), заселив его своими крестьянами с Вобловицкой волости и
Хлынова.
Позже монастырь был наделён пустыми землями в Сунской и
Кырчанской волостях, заселяя их крестьянами из своих старых
вотчин.
Vkontakte User @ Vkontakte
Вот он — великолепный архитектурный ансамбль!
Архитектурный ансамбль парит над гладью речных просторов. Великолепно просматриваясь с разных сторон, он раскрывает исключительное богатство своих видовых перспектив. Свободная, живописная привязка монастырских зданий говорит о высоком мастерстве древних зодчих, удачно использовавших особенности их ансамблевого построения. Белоснежные храмы старинной обители, утопающие в изумрудной зелени летом и окруженные серебристой дымкой мороза зимой, окаймленные золотом красок осенней природы и звонкой голубизной весеннего неба, вносят романтическую ноту в архитектурно-художественный облик древнего города.
Кафедральный собор Серафима Саровского (Серафимовский собор)
Серафимовский собор стоит в плотной городской застройке. Этот храм был заложен в 1904 году по проекту И. А. Чарушина, освящен в 1907 году. Изначально храм находился в окружении соборов и церквей, более значимых для Вятской епархии. Но в тридцатые годы во время гонений на духовенства и массового закрытия и уничтожения храмов (в областном центре не осталось ни одного действующего) ситуация изменилась. В Серафимовской церкви открыли антирелигиозный музей, причем есть упоминание, что среди экспонатов были вериги и пелена преподобного Трифона Вятского. И снова исторические события повлияли на судьбу храма: во время Великой Отечественной войны Серафимовский собор в Кирове вновь открыли. Первая служба состоялась в июле 1942 года.
Изначально престол в Серафимовском соборе был один, следовательно, места для молящихся было немного. В 1980-е годы в соборе создали нижний храм во имя преподобного Трифона Вятского, что несколько разгрузило верхний храм и позволило войти в него новым прихожанам.
Великорецкий образ святителя Николая Чудотворца XVIв.
Епархия не оставляла попыток расширить площади единственного храма города. Ко второй половине 1980-х годов в Серафимовском соборе были созданы полноценные верхний и нижний храмы. Нижний храм был посвящен преподобному Трифону и блаженному Прокопию, Вятским чудотворцам. В соборе находились списки с Тихвинской иконы Богородицы и Великорецкого образа святителя Николая.
Серафимовский собор был и остается одним из важнейших храмов современной епархии.
К святыням Серафимовского собора относится список Великорецкой иконы святителя Николая.
Адрес: Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Урицкого, 25.
3
Канонизация Святого Трифона
Икона»Трифон Вятский перед Богоматерью»,1692-1695г.
Серебряная рака с мощами Святого Трифона
После смерти Трифона началось его прославление как святого. Уже во времена архимандрита Ионы Баранова, был написан образ «Трифона Вятского» (1692-1695), деталью которого является рисунок, изображающий кремль Хлынова с его храмами, палатами и стенами. Это единственный дошедший до нас вид города конца XVII столетия. Тогда же преподобный Трифон Вятский был канонизирован.
По заказу архиепископа Вятского и Великопермского Ионы Баранова 26 мая 1684 г. был заложен каменный Успенский собор. Через 5 лет собор был освящен. В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи святого Трифона и над могилой установлено богатое надгробие – серебряная рака.
Здесь же хранится рукописное евангелие, переписанное им самим, посох и вериги преподобного.
До 1742 г. сформировался каменный архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся в основных своих чертах и по настоящее время.
Церковь Троицы Живоначальной (Кстинино)
Архангельский погост на Кстинино в Березовском стану впервые упоминается в 1615 году. Церковь находится на крутом повороте старого Казанского тракта, в центре села. Трасса Киров — Казань проходит в нескольких метрах от здания. Новая теплая каменная церковь середины XIX века соединила старый храм с кирпичной колокольней XVIII века. Декоративное убранство фасадов выполнено из кирпича и по своему характеру разительно отличается на всех трех разновременных его частях: холодной церкви, колокольни, трапезной. Формы и отдельные элементы декора идут от нарышкинского барокко.
Этот храм — единственный на территории Кирово-Чепецкого района! — не закрывался в советское время.
Интересно, что на протяжении полутора веков священнослужителями церкви были представители рода Васнецовых, к которому принадлежат знаменитые художники, братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы.
Адрес: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, село Кстинино, ул. Советская, 61
6
Настоятели
Список настоятелей Трифонова монастыря
Список настоятелей приведён по книге Е. В. Кустовой.
- Трифон (Подвизаев), строитель (1580—1590), игумен (1590—1600), архимандрит (/ — 1608 год)
- Иона I (Мамин), здесь и далее архимандрит (—1617/18)
- Иона II (Колязин) (1617/1618—1631)
- Герасим (Путников) (1631—1633)
- Иосиф I (1634)
- Герасим (Путников) (1635—1638)
- Александр I (—)
- Иоаким (/49—)
- Александр II (1653)
- Моисей (—/1658)
- Сергий (Колачников) (—)
- Иов (1673—1675)
- Иоиль (1675—1679)
- Александр III (Лопатин) (1679—1715)
- Парфений (Катаев) (1715—1731)
- Пафнутий (1731—1733)
- Александр (Корчемкин) (1733—1734)
- Лаврентий (Полторацкий) (1734—1735) (наместник)
- Павел (Вотинов) (—)
- Даниил (Щепин) (1740—1744)
- Иоасаф (Потёмкин) (—)
- Никон (—)
- Давид (1755—1764)
- Софония (Македонский) (1764)
- Андрей (Таршевский) (1764—1771)
- Поликарп (Павловский) (1772—1774)
- Транквиллин (1774—1776)
- Каллист (Звенигородский) (1776—1796)
- Лаврентий (Долматов) (1796—1800)
- Мисаил (Сапожников) (1800—1817)
- Иустин (Сементовский) (1817—1823)
- Феофилакт (Пинегин) (1824—1829)
- Иероним (Нестеровский) (1829—1834)
- Никодим (Казанцев) (19 марта 1835 — 1841)
- Амвросий (Красовский) (1841—1868)
- Епископы Сарапульские
- Геннадий (Левицкий) (23 января 1868 года — 1872)
- Палладий (Пьянков) (1872—1877)
- Павел (Вильчинский) (1877—1878)
- Нафанаил (Леандров) (1878—1882)
- Тихон (Троицкий-Донебин) (1882—1886)
- Никон (Богоявленский) (1888—1889)
- Епископы Глазовские
- Никон (Богоявленский) (1889—1893)
- Симеон (Покровский) (1893—1894)
- Варсонофий (Курганов) (1894—1904)
- Филарет (Никольский) (январь — ноябрь 1904 года)
- Павел (Поспелов) (1905—1918)
- наместники
- Иов (Муравьёв) (25 сентября 1991 года — 5 октября 2011 года)
- Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012 года)
Идея экскурсии
Путешественников прошлого века поражала краcивейшая панорама древней Вятки удивительным своеобразием своих старинных построек, вереницей растянувшихся вдоль набережной. Запоминающийся силуэт городской застройки, прорисованный стройными шпилями колоколен и куполами храмов, эффектно венчал линию высокого левого берега реки.
Мы мало знаем о святых людях, живших на территории нашего города.Паломники со всех концов страны презжают поклониться и помолиться к иконе святого Трифона. Оказывается этот человек был основателем первого монастыря на нашей вятской земле.Мы хотим рассказать историю этого монастыря, показать значимость и красоту святого места для верующего народа.
История
Основан в 1580 году преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 года — уникальную деревянную Успенскую церковь с шестью разновысокими шатрами, о которой дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601) сообщает:
Трифонов монастырь. Рака над мощами Преп.Трифона, 1900-е года
Мужской Трифонов монастырь в начале 1900-х гг.
Рядом с обителью вскоре выросли две монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне. Основатель монастыря Трифон скончался в 1612 году и был погребён в Успенском монастыре, ныне носящем его имя.
Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII веках на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856—1857 годах в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).
Успенский Трифонов Монастырь — серебряная памятная монета Банка РФ
В 1918 году монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания. В 1935 году были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 году южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.
В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-х годах; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.
Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-х годах. В конце XX века на территорию монастыря стали свозить старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.
В глубине монастырской территории — Трехсвятительская церковь.
Трехсвятительная церковь..
В глубине монастырской территории, на ее южном участке, среди густой зелени деревьев, таинственно шумевших над монастырским кладбищем, белеет скромное по размерам здание Трехсвятительской церкви.
Словно ковром покрыты стены церкви кирпичным узором. Многообломный карниз отсекает от стен четверика крутые дуги скульптурных закомар; тройные полуколонки, разделенные уступчатым выступом, отмечают углы объема; каждый наличник имеет свою, только ему присущую композиционную «затею» Уступчатые рамы, пышные наличники, набранные из точеных балясинок, витых жгутиков, розеток, колонок, всевозможных валиков и полочек зрительно расширяют окна, заполняя всю плоскость стены.
Архитектурный ансамбль
Успенский собор монастыря
Никольская Надвратная церковь
- Собор Успения Богородицы (—)
- Никольская Надвратная церковь (—)
- Колокольня (, , разобрана в 1935 году, воссоздана в 1994—1995 годах)
- Трёхсвятительская церковь (—)
- Благовещенская церковь ()
- Настоятельские палаты (, )
- Братский корпус (, )
- Северо-восточная башня ()
- Северо-западная башня (, воссоздана в 1993 году)
- Монастырская караульня (1740-е)
- Братские кельи и семинария ()
- Юго-западная башня (—, воссоздана в 1994 году)
- Юго-восточная башня (—)
- Монастырская поварня ()
- Часовня Трифона Вятского (, в советское время снесена, воссоздана по новому проекту в 1990 году)
- Пансион для воспитанников семинарии и духовного училища ()
- Летний дом настоятеля в саду ()
Фотографии монастырских зданий