Никола можайский

Сейчас древний образ находится в Государственной Третьяковской галерее

Долгое время жители подмосковного Можайска считали Николу своим покровителем и заступником. В Можайск столетьям стекались паломники со всей Руси поклониться почитаемому и чудотворному образу святого. В начале XX века образ святителя располагался уже не на городской стене, а в Никольском соборе справа от Царских врат, оттуда в годы гонений на Церковь он был изъят и вывезен в Москву.

Полезные материалы

В настоящее время древний резной образ святителя Николая находится в Государственной Третьяковской галерее. А на городской площади Можайска установлена другая скульптура, изображающая Николая Чудотворца, как на оригинале, выполненная российским скульптором В. М. Клыковым. Над фигурой святителя возведена часовня-сень.

Этот удивительный древний объемный образ Николы Можайского разошелся по всей Руси в резных копиях, а также стал основой отдельного иконного извода изображений святителя — с мечом и градом или с храмом.

Описание иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля 1904 год. Священник – Иоанн Кузнецов

«…В настоящее время икона Спасителя представляется в таком виде: писана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница его с благо­словляющими перстами опущена долу, а в левой руке он держит евангелие, раскрытое на словах: «рече господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется». К стопам Спасителя припали преподобные Сергий /с левой стороны/ и Варлаам /с правой/.

Пробитый купол Успенского собора

Изображение Спасителя покрыто ризою. В верхних углах иконы изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны – в руке крест, ангелъ, находящийся на левой -держит копье и губу. Выше над иконою треугольник с сиянием, в середине его надпись «Бог». Фон иконы золоченый. Кругом иконы резная золоченая киота со стеклом. Пред иконою большой медный золоченый фонарь, где и день и ночь горят свечи…»

«…По сказанию Степенной Книги в 1521 году во время осады Москвы войском Магмет Гирея одна инокиня увидела видение:  крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери и другие…     Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей,  чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе.  И, действительно, вскоре Магмет Гирей испуганный каким-то чудесным видением от­ступил от Москвы.

В память этого события были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам пред. Сергием и Варлаамом   на восточной стене Спасских ворот и Богоматери с предстоящими Ей святителя­ми моск. Петром и Алексием на западной стене…»

К Ферапонту Белозерскому

От кремлевского холма на до выйти на площадь, свернуть налево и найти Перовскую улицу – на ней на ходится Якиманская церковь. Она построена на фундаменте древнего монастыря, от которого осталась лишь одна стена XIV века – самое старое сооружение Можайска.

Двигаясь дальше по дороге, мы выходим на окраину города, где расположился Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь. Хотя он был основан в XV веке, он единственный из 18 монастырей города сохранился до наших дней. Первым архимандритом Лужецкого монастыря стал преподобный Ферапонт (основатель Белозерского монастыря). Через сто лет над его могилой был воздвигнут храм.

Особого внимания заслуживает главный собор Рождества Пресвятой Богородицы XVI века, в котором сохранились фрагменты древних росписей. Здесь можно увидеть коло- кольню с усыпальницей, Надвратную церковь Преображения Господня, некрополь и фундамент храма пре- подобного Ферапонта, сложенный из старинных надгробий с замысловатыми орнаментами, вилообразными крестами и надписями на древнерусском языке.

В пяти минутах ходьбы от обители в деревне Исавицы находится «Колодец святого Ферапонта», по преданию, также открытый Ферапонтом Белозерским. В купелях паломники могут окунуться в ключевую воду. Отсюда открывается живописный вид на Москву-реку, который так любят фотографировать туристы. Тут же по соседству стоит дом-музей советского пейзажиста Сергея Герасимова.

Описание иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля

«Никола Можайский»

И. Грабарь. Лекции по реставрации, читанные на 1 кур­се отделения изобразительных искусств МГУ в 1927 году.

«Примером изумительной крепости фресок может служить фреска Николы Можайского на Никольской башне в Москве, отно­сящаяся к конце ХV или к началу ХVI века. Она находится над входными воротами и обращена к Красной площади. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была взорвана. Весь верх ее рухнул, но несмотря на страшное сотря­сение от взрыва, фреска уцелела и не развалилась. Отпала толь­ко незначительная часть, не представляющая большого интереса.

Во время Октябрьской революции орудия, поставленные на Никольской улице, своими выстрелами повредили ворота, раз­били замок арки над воротами, но фреска все же уцелела. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, «обнаружила, что она была вся записана в ХVШ веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены».

Иллюстрации: http://his.1september.ru/view_article.php?id=200901903

  • Расстрел Московского Кремля
  • Стреляя по Образу из винтовок и орудий…
  • Успенский Собор в Москве

Икона святителя Николая («Никола Можайский») на Никольской башне Московского Кремля датирутся концом XV – началом XVI века.

Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ святителя был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях известного искусствоведа И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы была предпринята реставрация изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.

В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был целиком задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 9 / 22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего во главе крестного хода направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его надвратным образом.

По материалам Патриархии.ру и соб. информ.

Жизненный путь Николая Чудотворца

Несмотря на то, что жил святитель Николай более полутора тысяч лет тому назад, сохранилось достаточно много сведений о его деяниях. Однако, как это всегда бывает, со временем многие из них преобразовались в легенды, и вычленить из них ядро исторической истины попросту невозможно. Поэтому примем на веру написанное в православной литературе, в частности – в «Житии святителя Николая».

Николай, впоследствии ставший Чудотворцем, родился примерно в 270 году н.э. в Патаре. Его родители долгое время были бездетными, но искренне молились Богу и надеялись на его милость. И Господь на склоне лет даровал им сына.

Николай с первых дней жизни демонстрировал благочестие и готовность служить Богу. Как гласит предание, во время крещения он (будучи младенцем!) стоял на ножках, а молоко матери вкушал лишь дважды в неделю, таким образом выдерживая пост.

С юных лет Николай всей душой стремился к служению. Его дядя и тезка, будучи епископом Патары, не мог не заметить усердия отрока. Юный Николай сначала стал чтецом при храме, а затем был возведен в духовный сан и стал епископом Миры (отсюда и прозвище Мирликийский).

Крещение Николая Чудотворца

Территория древней Ликии находится ныне на территории Турции, где большинство жителей исповедует ислам. Тем не менее Николая почитают и местные жители, а в Миру (сейчас – Демре), где он жил и проповедовал, ежегодно съезжаются тысячи паломников со всего света.

Николай вел аскетическую и богоугодную жизнь. Все полученное от небедных родителей наследство он отдал нуждающимся, причем без красивых жестов, практически втайне. Он предпочитал простую одежду и пищу, не гнушался физического труда и постоянно помогал нуждающимся.

Не отвратило его от истинной веры и многолетнее заточение в темнице, куда он попал во времена императора Диоклетиана – известного ненавистника и гонителя христиан. Вернувшись из заточения, благочестивый епископ стал проповедовать еще усерднее.

В Святцах упоминается множество чудес, которые сотворил Николай. Это воскрешение моряка, разбившегося о палубу, усмирение шторма и так далее. Помимо этого, он творил и простые человеческие чудеса: помогал бедным, выступал защитником оклеветанных, спасал от казни невинно осужденных.

Николай Чудотворец считается покровителем мореплавателей.

Согласно историческим источникам, Николай прожил долгую для тех времен жизнь – около 80 лет. И всю ее он посвятил служению Богу и помощи ближним. После смерти его останки, сразу же замироточившие, были погребены в Ликии, откуда впоследствии были вывезены в итальянский Бари. Часть мощей находится в Венеции.

Описание и значение деревянного образа святителя

Никола Можайский. Резной трёхмерный образ XIV в. (?), Можайск. Собр. ГТГ

Житие святителя Николая Чудотворца вы можете прочитать на нашем сайте.

Вот основные характеристики скульптуры свт. Николая Можайского:

Деревянная Можайская скульптура святителя Николая Чудотворца вырезана из дуба в рост и имеет в высоту более метра.

  • Святитель изображен в епископском облачении – в хитонеи фелони, поверх всего спускается омофор (ранее был белым с черными крестами).
  • Святитель стоит фронтально с разведенными в стороны руками, в деснице держит поднятый почти вертикально меч, а в шуйце город-крепость, как надписано – «град Можай», вероятно две последние буквы «с» и «к» стерлись.
  • Исследователи говорят, что внутри града ранее находилась ныне утраченная одноглавая церковка (осталось отверстие от крепления).
  • Вырезанный из дерева облик святого несколько отличается от канонического – лицо и борода не округлые, а немного вытянуты. Нос прямой, тоже удлиненный, лицо восточного типа с миндалевидными глазами. При перемене света выражение лица святого меняется – от снисходительной улыбки до грозного взгляда.
  • Меч в руке святителя означает защиту веры и призыв верующих к защите своего Отечества, своих святынь, чистоты православной веры, а удерживаемый в руке град или храм – тоже символ защиты, строительства и укрепления православной Церкви.
  • Технически фигура исполнена из составных частей, которые соединены — голова, туловище, рука с мечом, град, ноги. Например, омофор снимается и под ним видны складки одежды святителя, т.е. его облачали, как живого.
  • Фигура крепилась к плоской поверхности, для этого задняя часть стесана. Образ, как предполагают археологи, размещался над въездными воротами в город в особом киоте и встречал входящих, позднее над вратами была надстроена церковь, куда и был помещен резной образ святителя.
  • В древности деревянная фигура была покрыта росписью, т.е. была многоцветной, в писцовых книгах описано, что фигура Николая Чудотворца была щедро украшена покрытием из драгоценных металлов и каменьями.
  • Столетия и климатическое воздействие негативно повлияли на сохранность скульптуры, некоторые части и драгоценное украшение утрачены.

Иконография:

Изображение наиболее чтимого на Руси греческого святого, борца с ересью Ария, епископа Мир Ликийских Николая получило распространение и в шитье. Почитавшийся как покровитель мореходов, невинноосужденных, победитель бесов и защитник от завоевателей, он изображался на пеленах в нескольких иконографических вариантах: поясным со Спасом и Богоматерью в клеймах; со сценами Жития на каймах; в рост с благословляющей рукой — как на пелене «Никола Великорецкий» Русского музея и как на нашей пелене с «градом» и мечом в память о легенде об освобождении Можайска заступничеством святителя от нападения татар. Происхождение последнего иконографического извода связано с прославленным образом Николы -деревянной скульптуры конца XIVв. из Можайска (ныне в Третьяковской галерее).

Дополнительная информация:

  • Главная опись церковного и ризничного имущества Московского первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле 1859. — РГИА, ф. 834, оп. 3,1859 г., д. 2765, л. 160 об.;
  • Пшеничников А. Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М, 1894. С. 63, ил. 9;
  • Дмитриев Д. С. Вознесенская св. великой княгини Евфросинии обитель (Исторический очерк). Сергиев Посад. С. 39;
  • Опись церковных ценностей: Краткие инвентарные описания художественно-исторического шитья и тканей ризницы Вознесенского монастыря — ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, оп. 1920 г., д. 2, л. 6;
  • Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18. — ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А, оп. 1, 1914-1930-е гг., д. 13, № 12311;
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 27, ил. 42;
  • Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье XVI века. Дис… канд… искусств. М., 1971. С. 92-93, табл. 37.

Иконописный образ

Святитель Николай Можайский

По описанию, сохранившемуся в писцовых книгах 1595–1598 годов, скульптурное изображение Николы Можайского находилась «в киоте, с деяньем

», т.е. с житийными резными картинами. Эта форма сохранена и в древних живописных изображениях.

Так оформлена, например, древняя икона святителя Николая Чудотворца в Толмачах, датируемая первой четвертью XVII века. Эта храмовая икона святителя Николая Чудотворца находится в Москве в Никольском приделе церкви Сошествия Святого Духа, являющейся храмом-музеем при Государственной Третьяковской галерее. Есть основания предполагать, что икона святителя Николая с житием, цитирующая Можайский образ, находилась здесь еще до XVII в. в существовавшей ранее деревянной Никольской церкви в Толмачах. Центральное изображение святого «с мечом и градом

» окружают житийные клейма, икона помещается в арку, имитирующую киот.

По описанию святыни, сделанному дьяконом этой церкви Федором Алексеевичем Соловьевым во второй половине XIX века:

«Храмовая икона Святителя и Чудотворца Николая во весь рост с мечем в деснице и с храмом в шуйце, с изображением вокруг Святителя событий из его жизни в 16 отделениях, письма древняго иконнаго, на доске, мерою в вышину 1 аршин 7 ¼ вершков, в ширину 1 аршин 2 ½ вершка» (103 на 82 см).

Справа и слева над фигурой святого на иконе в круглых медальонах изображены Спаситель с Евангелием и Богородица с омофором.

Подобного рода живописные изображения были популярны и расходились по приходам, копируемые неизвестными художниками.

Источники и литература:

  1. Азбелев С.Н. Новгородские местные летописцы. ТОДРЛ, т. 15. М., 1958.
  2. Андрей Критский, cв. Похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю. Христианское чтение. СПб., 1834, ч. 4, кн.10-12.
  3. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI — нач. XVIII вв. М., 1963.
  4. Гваньини А. Описание Московии. Пер. с лат., вводная статья и комментарии Г.Г.Козловой. М., 1997.
  5. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х — начала XV века. М., 1995.
  6. Дмитриевский А.А. Православное русское паломничество на Запад (в Барград и Рим) и его насущные нужды. Киев, 1897.
  7. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Сост. А.Вознесенский и Ф.Гусев. СПб., 1899.
  8. Калугин В.В. «Житие святителя Николая» в агиографическом своде Андрея Курбского. М., 2003.
  9. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.
  10. Красовский А. Установление в Русской Церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. Труды Киевской Духовной Академии, 1874, т. 4.
  11. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997.
  12. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.
  13. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.
  14. Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса Св. Николая и похвала ему. Исследование двух памятников древнерусской письменности XI века. СПб., 1881 (Памятники древней письменности,вып. 34).
  15. Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888 (Памятники древней письменности, вып. 72).
  16. Малышева Т.Н. Почитание святого Николы в древнерусских паломнических хождениях//Почитание святых на Руси. Ч. 2. Можайск, 1996.
  17. Рогачевская Е.Б. Запад и Восток в памятниках книжности о Николае Мирликийском//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 8. М., 1995.
  18. Рогачевская Е.Б. Цикл памятников о Николе Мирликийском//Древнерусская литература. Восприятие Запада в XI-XIV вв. М., 1996.
  19. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова//Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.
  20. Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в.//Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.
  21. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976.
  22. Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума/ Ред.-сост. А.М.Лидов. М., 2000.
  23. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского.) М., 1982.
  24. Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И.Макеевой//Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.
  25. Шалина И.А. Икона «Святой Никола» из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа//Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.
  26. Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.
  27. Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца «Круглая доска» и поздняя летописная традиция//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.

Читать молитвы Николаю Чудотворцу можно онлайн на русском языке по тексту ниже

О, святой Николай, угодник великий Господа Иисуса, теплый наш заступник и во всех скорбях быстрый помощник! Помоги мне, человеку грешному и унылому, в земной жизни моей, молись ко Господу Бога, да дарует мне прощение всех моих грехов, которыми я грешил с юности и в течение всей жизни: делом, словом, мыслями и всеми моими чувствами; после отшествия же души моей на небеса помоги мне, недостойному рая, умоли Господа Бога, всей жизни на земле Создателя, избавить меня от мытарств бесов и вечных мук, чтобы я всегда прославлял Троицу Святую: Отца и Сына и Духа Святого, и твое милостивое заступничество вечно. Аминь.

История

Предание о происхождении образа связывает его с чудесным избавлением Можайска от врагов. По распространённой версии чудо датируют XIII или XIV веком, а осаждавшее город войско считают татарским. В то время, в ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города, последовало чудесное видение: святитель Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Устрашённые грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.

Редкая на Руси скульптура стала предметом особого почитания. В древнем Можайске она находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси. На поклонение чудотворному образу в Можайск ездили митрополиты и патриархи, великие князья и цари, тянулись богомольцы с разных концов русской земли. Чтимые списки с образа известны с XIV века; наибольшее распространение они получили в XVI-XVII веках. Многие из этих икон прославились как чудотворные.

Свт. Николай Можайский. Икона, Никольская башня Московского кремля, XVI в.

Сохранность и реставрация

Древний фон сохранился в незашитых местах на омофоре, по контурам изображения, под именующей надписью и на каймах. Имеются утраты шитья, кое-где виден настил из желтых нитей или древний фон. Выцветание, потертости и сечения шелковых и золотных нитей и тканей. Кроме древнего фона, на среднике утрачен жемчуг, который, по всей видимости, первоначально был. Утраты шитья в надписи по кайме. Подкладка новая. Произведение реставрировано в 1978 г. в Музеях Кремля Н. П. Ярмолович. Кроме укрепления шитья и тканей, был снят поздний серебряный трунцал, проложенный по контурам рисунка, а также восстановлена кайма и порядок надписи, для чего удалена поздняя вставка снизу левой (от зрителя) каймы — песочного цвета камка с цветочным орнаментом, шитым охристым шелком. На песочной (бланжевой) камке до начала XX в. находился и средник произведения.

Икона «Святой Николай Чудотворец»

День празднования: 6/19 декабря, 9/22 мая

Святитель Николай Чудотворец – один из наиболее почитаемых святых христианского мира. Вся его жизнь исполнена благодеяниями и чудесами. Святая Церковь прославляет Николая Чудотворца как быстрого помощника всем, кто оказался в беде. Он — заступник путешествующих, освободитель пленных, своей молитвой помогает в исцелении от тяжелых заболеваний.

Родился свт. Николай во второй половине ІІІ века в городе Патара Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова) в благочестивой семье Феофана и Нонны, людей благородных и весьма зажиточных. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына.

Наблюдая за богоугодной жизнью святого Николая, его родной дядя епископ Патарский Николай возвел племянника в сан священника. Получив после смерти родителей богатое наследство, святитель отдал его на дела милосердия. После смерти архиепископа Мир Ликийских по воле Божьей свт. Николай принял сан епископа. Перед этим событием он видел чудесное видение: ночью ему явился Спаситель и подал Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богогородица — омофор.

Во время гонений на христиан свт. Николай смело силой слова укреплял веру Христову в Ликии, за что вместе с другими христианами был заключен в темницу, терпел голод, жажду, обиды, издевательства. Святитель Николай был участником Первого Вселенского собора в 325 году. Там он проявил себя как защитник чистоты веры, выступив против ереси арианства. В подвигах, в любви к Богу и ближним проходила жизнь архиепископа Мир Ликийских, мирно отошедшего ко Господу 6 декабря 342 года. Погребен он был в соборной церкви города Миры. В XI веке Византийская империя переживала тяжелые времена, страдая от набегов турков. Во избежания поругания, 9 мая 1087 года святые мощи святителя перенесли в г. Бари (Италия), где они пребывают и поныне в храме свт. Николая.

В честь свт. Николая освящен главный собор Афонского монастыря Ставроникита, где при колоне правого клироса находится чудотворная икона святого. Предание говорит, что эта икона мозаичной работы была брошена в море. Как долго она находилась там неизвестно, но обретение ее чудесно

После обновления полуразрушенного Ставроникитского монастыря, рыбаки в виду самого монастыря забросили сеть в море, но вместо рыбы вытащили бесценный улов — икону свя¬тителя Николая! От продолжительного пребывания иконы в воде к ней прикипела раковина устрицы так, что при всевозможной осторожности, не могли отделить ее без повреждения самого лика чудотворного. Следы повреждения и поныне значительно видны на иконе

Поэтому этот образ святого получил название «Никола Устричный».

Икона Николай чудотворец стоимость цена купить

Христианская церковь почитает святого Николая архиепископа Мирликийского, который родившись в греческой колонии в римской провинции в Малой Азии, рос набожным и религиозным человеком и всю свою жизнь посвятил служению богу. Икона святого Николая Чудотворца легко узнается среди других образов, так как святитель имеет ярко выраженные особые черты. Портретное изображение может иметь отличия, хотя основной облик сохраняется на всех иконах.

Быстрее всего святого можно запомнить по благословению, которое дает правая рука Николая, а в левой руке, покрытой амофором или фелонью, святитель держит Священное писание. Самая древняя икона Николая Чудотворца и избранных святых хранится в Синайском монастыре св. Екатерины. На этой иконе жест правой руки не привычный благословляющий, а как бы указывающий на Евангелие в левой руке. Иногда Николай изображается с Иисусом и Богородицей сверху, которые возвращают Евангелие и омофор – атрибуты архиерейства, отобранные у святого перед заключением в темницу. В Киеве была известна и очень почиталась икона Николая Угодника, которая в народе получила название «Николы Мокрого» после чудного спасения утонувшего в реке младенца. По усердной молитве родителей, дитя было найдено мокрым на хорах Софийского собора под той самой иконой. Написанная в XIV веке, икона бесследно исчезла в годы Второй мировой.

Широко на Руси известен образ Николы Можайского. На иконе святитель изображен с моделью охраняемого храма и мечом, чем помогает икона Николая Чудотворца в обороне города Можайска во время вражеского набега. В таком виде Николай явился врагам, а жители впоследствии запечатлели лик в скульптуре «Николай Можайский» XIV век. Позже иконы и резные скульптуры обороняющего храм Николая висели на главных воротах крепости Можайска. Издревле святой считается покровителем мореплавателей и странников, поэтому желательно, чтобы с собой у путешественника была икона Николая Чудотворца, купить которую можно в любом храме города. В жизнеописании святителя упоминается случай воскрешения моряка во время плавания, разбившегося о снасти в шторм.

Еще при жизни Николай зажил доброй славы умиротворителя и примирителя, враждующих так и любое изображение-икона Николай, икона купить которую можно для молитвы о не примеренных противниках, станет помогать по молитвенному обращению. Образ, где изображен Николай Чудотворец или икона цена, которой может быть небольшая, все зависит от размера, обычно носится верующим человеком при себе, а для дома можно купить большую икону в киоте, или может даже и старинную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector