Храм николая чудотворца в хамовниках

Воскресная школа

При храме Святителя в Москве существует воскресная школа и православная гимназия. Воскресная школа в своей деятельности ориентируется на рекомендации Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Школа функционирует уже 25 лет, и в ней обучаются дети от 6 до 16 лет. Все обучающиеся поделены на 4 группы по возрастам:

  • 6-8 лет;
  • 8-9 лет;
  • 10-11 лет;
  • 12-16 лет.

Учащихся принимают в школу каждую осень, в начале учебного года, после проведения разговора с родителями и по благословению настоятеля храма. Занятия проходят в воскресенье. Первым уроком идёт Божественная литургия. А по субботам желающие прихожане могут посетить взрослые группы по изучению религиозной лексики на английском языке. Также по субботам работает факультатив для детей.

В воскресной школе Святителя существует традиция ежемесячного участия родителей и учеников в Таинстве Исповеди и Причащения. Учащимся читаются молитвы. Обучение проводится клириками храма и профессиональными педагогами. Задача учителей воспитать полноценных граждан, почитающих Закон Божий.

Архитектура и достопримечательности обители

На первый взгляд храм выглядит так, словно он сошел с иллюстраций русских сказок. Обитель представляет собой сочетание московского барокко и замысловатых украшений от ярославских мастеров. Стены возведены из кирпича и белого камня. Белая штукатурка красиво контрастирует с яркими зелеными акцентами на углах и сводах.

Попасть в основное помещение можно, пройдя под колокольней. Окна церкви низкие, поэтому нет ощущения пространства от высоты потолков. Стены украшены богатой, очень красивой росписью. Она видна везде, за исключением карнизов и местами под иконами.

Кроме росписи, особого внимания заслуживает лепнина. Она отличается оригинальными узорами. Также с помощью лепнины выполнены сюжеты из Евангелия и Ветхого Завета, изображения серафимов. Над алтарем помещен центральный элемент композиции – изображение Святой Троицы. Фигуры и используемые пейзажи очень реалистичны и просты. Иконостас храма четырехъярусный, украшен богатой позолотой.

Церковь представляет собой комплекс, в который входят:

  • пятиглавый храм;
  • трапезная;
  • шатровая колокольня;
  • восьмиугольная колокольня.

Внутреннее убранство Божьего храма

Колокольня

Шатровая колокольня Никольского храма – одна из самых больших в городе. Она стоит на глухом нижнем четверике. За счет необычной высоты колокольня заметно приподнята над землей и видна отовсюду. Второй ярус состоит из изящных арочных проемов и имеет восемь граней.

Сложную вертикаль завершает шатер с небольшой главкой. Шатер декорирован тремя рядами отверстий-слухов и поэтому выглядит очень ажурно. Каждое из 32 отверстий обрамляет красивый узорчатый наличник. Зодчие, которые построили такое чудо, явно не искали легких путей!

В 1992 году на колокольню был поднят огромный колокол весом 108 пудов. Судя по надписи, он был отлит в 1685 году мастером колокольного дела Михаилом Ладыгиным.

В 1930-е годы, когда в СССР стали проводить активную антирелигиозную кампанию, старый колокол сняли. К счастью, его не отправили на переплавку, а поместили в хранилище Государственного исторического музея. Там колокол находится более 60 лет, пока не занял свое законное место на церковной колокольне.

Деятельность храма в наши дни

Вблизи храма – музей-усадьба Льва Николаевича Толстого в Хамовниках. Здесь главный дом, флигель, служебные помещения и сад. Здесь писатель жил каждую зиму с 1882 по 1901 годы и написал 100 произведений. Писатель регулярно приходил в храм и оставил память о нем в своем творчестве.

Храм святого Николая занимается мессионерской работой: здесь организуются паломнические поездки, создана молодежная группа из 29 человек, Она объединяет как давно воцерквленных людей, как и тех, кто только ищет путь к вере и Богу.

Встречи проходят еженедельно по субботам, члены группы участвуют в богослужениях. Молодежь ставит рождественские и пасхальные спектакли, изучает Священное писание. Проводятся совместные чаепития, обсуждаются проблемы церковной и общественной жизни, просмотры художественных фильмов.

Молодежный кружок рассказывает о своем опыте, важных событиях и ближайших планах в интернете. На сайте храма задают вопрос священнику и там же получают грамотный ответ. Молодежная группа участвует в социальном служении, проводимом приходом.

20 лет при храме действует воскресная школа, возраст воспитанников от 6 до 17 лет. В храме ведется благотворительная работа. При храме организован детский хор и православная общеобразовательная гимназия, а также работает крестильня для младенцев и баптистерия для крещения взрослых.

В 2011 году прошла реставрация: оштукатурен фасад, воссоздано крыльцо главного входа, отремонтирована крыша и проведены белокаменные работы по цоколю. 28 марта 2012 года отреставрированный храм посетил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин.

40 дней мы слезно молились святому. И чудо произошло

25.08.2013

Хочу поделиться с вами тем, как помог нашей семье в трудное время святитель Николай. 22 ноября 2011 года у моего папы внезапно случился инсульт, кровоизлияние в мозг. В тот день папа был дома один. Я звонила в течение нескольких часов папе на телефон, но он не брал трубку. Я испугалась не на шутку. Слава Богу, у соседа были ключи… Так папа ночью оказался в отделении реанимации в крайне тяжелом состоянии. Он не говорил, парализовало правую сторону, а буквально через пару дней уже был без сознания. Врачи не давали утешительных прогнозов: либо не выживет, либо выживет, но останется «растением». Больше месяца мы с мамой жили в жутком страхе потерять самого дорогого нашего человека, молились Пресвятой Богородице, Господу. В один из дней пригласили батюшку в реанимацию, чтобы он отслужил там молебен о здравии. Там он благословил нас читать 40 дней акафист святителю Николаю.

О Святом Николае и его мощах

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию.

В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.

Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.

Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Святыни и достопримечательности храма

Главная святыня, которой располагает храм Святителя Николая в Хамовниках (фото внизу), — икона Богородицы «Споручница грешных». Она находится в левом приделе, названном ее именем.

Икона представляет собой точный список с чудотворного образа древнерусского письма, который находился в Николаевском Одрином мужском монастыре, расположенном в Орловской губернии. Автор списка неизвестен.

Икона была пожертвована в храм Николая Святителя в Хамовниках в 1848 году одним из прихожан церкви. По преданию, вскоре после приобретения изображения Богоматери владелец начал замечать, что во время молитвы внешний вид иконы меняется, на поверхности появляются масляные благоуханные капли. Некоторые больные исцелились благодаря молитве и этому маслу. Владелец передал икону в храм Николая Святителя в Хамовниках, где чудеса продолжались. Народ потек в храм рекой. Изображению приписывается ряд чудесных исцелений. Особенно явно это проявилось во время свирепствования холеры в 1848 году.

В 2008 году храм Николая Святителя в Хамовниках отметил 160 лет со времени обретения чудотворного образа. 20 марта празднуется день иконы Богоматери «Споручница грешных».

В 2011 году списку Чудотворной иконы смогли поклониться православные христиане, проживающие в Англии. Икона пребывала там несколько дней на поклонении.

Наряду с иконой «Споручница грешных», которой по праву гордится храм Святителя Николая в Хамовниках, иконы, находящиеся в церкви, имеют не меньшую известность и почетную историю. В главном иконостасе находится икона святого Алексия (митрополита Московского), написанная в 1688 году царским иконописцем Иваном Максимовым. Другими почитаемыми святынями являются: Смоленская икона Пречистой Богородицы, созданная в 17 веке, и икона мученика Иоанна Воина, 18-го века.

В главном приделе храма также находится мощевик с частицами мощей, принадлежащих разным святым, в церкви внимание посетителей привлекает древняя сень над плащаницей – специальный навес, художественно оформленный

Почему слобода называется Хамовничьей

История района Москвы, называемого Хамовничьей слободой, или Хамовниками, начинается с 17 века. На сегодняшний день Хамовники расположены в одном из центральных районов столицы, но в те далекие времена это была скорее окраина. В этой местности росли на больших площадях ценные с точки зрения скотоводства травы.

Церковь Николая в Хамовниках, 1883 год

В начале 17 века началось строительство женского монастыря, получившего название Новодевичий. Потом эта местность стала заселяться простым народом, в основном крестьянами и ремесленниками. В то время росли нужды царского двора в льняных материалах.

Было принято решение создать в столице слободу, специализированную на производстве тканей. Выбор пал на окрестности Новодевичьего монастыря. Сюда из некоторых окрестных деревень были переселены ремесленники-ткачи. В старорусском языке лён обозначался словом «хам», «хамьян». Поэтому слобода приобрела название Хамовничьей.

Ремесленники производили продукцию на нужды государства, посему они получали зарплату из бюджета и пользовались некоторыми привилегиями и льготами. Ткачи считали одним из своих святых покровителей Николая Чудотворца, молитвенно обращались к нему, прося помощи в труде и в быту.

О чем можно молиться Николаю Угоднику:

  • Молитва на удачу и везение
  • Молитва от тревоги за будущее
  • Молитва о семье

У святителя Николая было принято просить помощи в разных делах, в том числе в работе. Было принято решение собрать средства на постройку нового храма в честь этого святого.

Оригинальное зодчество

У храма Николая Чудотворца в Хамовниках, построенного в стиле московского барокко XVII века, необычайно интересная архитектура. Церковный комплекс включает в себя пятиглавую церковь, трапезную, восьмиугольную шатровую колокольню. Дивилась Москва на силу и красу храма и несла сюда почитание и любовь.

Церковь

Кирпичный храм, отделанный белым камнем и красно-зелеными изразцами, сохранил черты древнерусской архитектуры – узорочья. Необычайным и запоминающимся храм делает яркая окраска: по белым стенам стелется пестрый ковер декоративных элементов. «Буйство красок» – художественный прием, с помощью которого церковь снаружи напоминает корабль.

Центральный фасад украшен колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными. Полукруглые завершения стен здания – закомары и поставленные над ними в ряд кокошники (полукруглые декоративные элементы на сводах) визуально устремляют здание ввысь. Барабаны, украшенные цветными поясами, торжественно и изящно смотрятся под прикрытием разноцветных кокошников. Боковые фасады – в нарядных порталах.

Изумительно смотрятся окна, обрамленные резными пестрыми наличниками в виде короны. Яркие цвета наборных элементов контрастируют с белыми стенами. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, изящные пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной – все выполнено из геометрически правильных фигур.

На центральной главе – большой, богато украшенный крест с набором символов: косая перекладина (подножие Страшного суда), сильно развитые трилистники (напоминание о Святой Троице), венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа), полумесяц у основания символизирует чашу.

Колокольня

Праздничное великолепие храма подчеркивает колокольня, создающая с ним единую композицию. Зодчие старались усложнить звонницу. Шатровая двухъярусная колокольня с глухим первым ярусом. Второй ярус – восьмигранный, состоящий из арочных проемов. Трехъярусный шатер декорирован ширинками и изразцовыми вставками, в каждом ярусе – слуховые отверстия-окна.

Кирпичное узорчатое украшение 32-х окон с чуть вытянутым обрамлением усиливает стремление шатра ввысь. Сплошной орнамент из изразцов являет такую красоту, которая достойна сотканных умельцами-ткачами полотен.

Золотые маковки самой высокой колокольни в Москве, сверкающие на солнце, похожи на горящие свечи. Крыльца колокольни устроены в виде лепестков, расходящихся в разные стороны.

Роскошный интерьер

Вход в храм – через подколокольное помещение. Купол и стены богато расписаны, лепнина со сценами из земной жизни Иисуса Христа, ветхозаветными сюжетами и изображениями серафимов. В центре композиции – Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.

Росписи в храме – везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым орнаментом. Четырехъярусный позолоченный иконостас гармонирует с золотисто-голубыми тонами росписей стен. В центре иконостаса – образ святителя Николая Чудотворца, небесного Заступника, свершившего много чудес и особо чтимого народом.

В 1848 году в храме появилась чудотворная икона «Споручница грешных». Поручительница за грешников перед Господом 160 лет находится в храме. Верующие молятся перед святыней об исцелении, об избавлении от отчаяния и уныния, о даровании покаяния.

Список иконы, скопированный с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии, привез в Хамовнический храм богатый купец. Вскоре народ начал замечать исходящий от иконы свет. По желанию дарителя образ не украшали ризами, чтобы не скрыть истечения благодати.

Церковь Николая Чудотворца в Каменском

В Наро-Фоминском районе Подмосковья в селе Каменском спряталась белокаменная церковь Николая Чудотворца. Святыня считается самой древней на подмосковной земле. Уникальна архитектура храма. Русские зодчие построили церковь в виде вписанного в квадрат равноконечного креста.

                                                                                                                                              Никольский храм (с. Каменское)

Впервые о храме упомянул князь Иван Калита в XIV в. В разные века за церковью не ухаживали. Лишь в XVII-XVIII в. её взял на попечение Архангельский собор Московского Кремля. Здание расширили, возведя придел во имя мученика Уара, построили просторную трапезную и колокольню из трёх ярусов.

После периода забвения в 90-е годы Никольский храм возродился. После восстановления церковь освятили.

ХХ век и современность

В 20-е годы ХХ века храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Но в 1926 году она была распущена. Через год в храм пришли о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Миронович (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, при которых активную роль в жизни храма стали играть сестры монашеской женской общины.

Церковь была закрыта в 1929 году, а ее священники арестованы и расстреляны. Сломали кресты и главки приделов и алтаря. В храме сначала устроили жилые помещения. Затем вплоть до 1990 года территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи закрашены. К алтарям приделов, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны одноэтажные пристройки. Каменный одноэтажный технический объем был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

История Хамовной слободы

Район Хамовники, ныне расположенный в самом центре Москвы, до начала 16 века относился к ее загородным территориям и представлял собой обширные луга для выпаса лошадей. В первой четверти века здесь был заложен Новодевичий женский монастырь, вокруг которого постепенно возникло несколько слобод, в которых жили крестьяне и ремесленники. Одной из них была Хамовная слобода. Здесь обитали ткачи, переселившиеся в Московские земли из Твери. Мастеровые обслуживали царский двор, поставляя в него полотно, в основном для столового белья. Изготовление тканей для скатертей носило название хамовного дела, от старорусского слова «хам» — лён. По названию льняной ткани «хамьян» получила название слобода, а впоследствии и весь район.

Расписание Богослужений

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА АПРЕЛЬ 2020 ГОДА

МЕСЯЦЕСЛОВ

БОГОСЛУЖЕНИЕ

01.04

Ср

Мчч. Хрисанфа и Дарии

8:00

Часы, изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров

18:00

Утреня с Великим покаянным каноном прп. Андрея Критского

02.04

Чт

Четверток Великого канона

Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных

8:00

Часы, изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров

17:00

Великое повечерие, Утреня, 1 час

03.04

Пт

Прп. Иакова исп., еп. Прп. Серафима Вырицкого

8:00

Часы, Литургия Преждеосвященных Даров

17:00

Утреня с Акафистом Пресвятой Богородице

04.04

Сб

(Суббота Акафиста)

8:00

Литургия, исповедь

17:00

Всенощное бдение

05.04

Вс

Неделя 5-я Великого Поста. прп. Марии Египетской

7:00

Ранняя литургия, исповедь

10:00

Поздняя литургия, исповедь

17:00

Вечерня с акафистом Страстям Христовым

06.04

Пн

 Предпразднество Благовещения. Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия, еп. Солунского

8:00

Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня

17:00

Великое Повечерие, Утреня, 1 час

07.04

Вт

Благовещение Пресвятой Богородицы

 

8:00

Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия свт. Иоанна Златоустого

17:00

 Утреня, 1 час

08.04

Ср

Отдание праздника Благовещения. Собор Архангела Гавриила

8:00

Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров

17:00

Великое повечерие, Утреня, 1 час

09.04

Чт

8:00

Часы, Изобразительны, Вечерня

17:00

Великое повечерие, Утреня, 1 час

10.04

Пт

8:00

Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров

17:00

Великое повечерие, Утреня, 1 час

11.04

Сб

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря

8:00

Литургия, исповедь

17:00

Всенощное бдение

12.04

Вс

Неделя 6-я Великого Поста

Вход Господень в Иерусалим

7:00

Ранняя литургия, исповедь

10:00

Поздняя литургия, исповедь

17:00

Вечерня, Утреня, 1 час

13.04

Пн

Великий Понедельник

8:00

Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров

18:00

Великое повечерие, Утреня, 1-й час

14.04

Вт

Великий Вторник

8:00

Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров

18:00

Великое Повечерие, Утреня, 1-й час

15.04

Ср

Великая Среда

8:00

Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров

18:00

Утреня, общая исповедь

16.04

Чт

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери

9:30

Часы, Изобразительны, Вечерня, литургия, исповедь

18:00

Утреня с чтением Страстных Евангелий

17.04

Пт

Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

8:00

Царские Часы

15:00

Вечерня с выносом Плащаницы

18:00

Утреня с Чином погребения

18.04

Сб

Великая Суббота

8:00

Литургия, исповедь

Освящение куличей

с 11:00-19:00

23:30

Пасхальная полунощница

19.04

Вс

ПАСХА ХРИСТОВА

0:00

Ночная литургия, исповедь

6:30

Ранняя литургия, исповедь

9:00

Поздняя литургия, исповедь

17:00

Пасхальная Вечерня, Утреня

20.04

Пн

Понедельник Светлой седмицы

8:00

Литургия, исповедь

Крестный ход

17:00

Вечерня, Утреня, 1 час

21.04

Вт

Вторник Светлой седмицы

Иверской иконы Божией Матери

8:00

Литургия, исповедь

Крестный ход

17:00

Вечерня, Утреня, 1 час

22.04

Ср

Среда Светлой седмицы

Муч. Евпсихия

8:00

Литургия, исповедь

Крестный ход

17:00

Вечерня, Утреня, 1 час

23.04

Чт

Четверг Светлой седмицы

Муч. Терентия, Помпия, Африкана и иных.

8:00

Литургия, исповедь

Крестный ход

17:00

Вечерня, Утреня, 1 час

24.04

Пт

Пятница Светлой седмицы

Иконы Божией Матери «Живоносный источник»

8:00

Литургия, исповедь

Крестный ход

17:00

Вечерня, Утреня. 1 час

25.04

Сб

Суббота Светлой седмицы

Прп. Василия, еп. Парийского

8:00

Литургия, исповедь

Крестный ход

17:00

Всенощное бдение

26.04

Вс

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы

7:00

Ранняя литургия, исповедь

10:00

Поздняя литургия, исповедь

17:00

Вечерня, Утреня, 1 час.

27.04

Пн

Свт. Мартина, папы Римского.

8:00

Часы, литургия

17:00

Вечерня, Утреня, 1 час

28.04

Вт

Радоница. Поминовение усопших.

8:00

Часы, Литургия

17:00

Вечерня, Утреня, 1 час

29.04

Ср

Муч. Агапии, Ирины и Хионии

8:00

Часы, литургия

17:00

Вечерня, Утреня, 1 час

30.04

Чт

Прп. Зосимы, игумена Соловецкого

8:00

Часы, литургия

17:00

Вечерня, Утреня, 1 час

                 

История храма

В XVII столетии в окрестностях Новодевичьего монастыря в Хамовничьей слободе было сконцентрировано производство тканей. Мастера выполняли государственные заказы и получали заработную плату из казны. Ткачи, будучи, как и весь русский народ, верующими людьми, в своей работе взывали о помощи к святителю Николаю Чудотворцу. Со временем было решено о сборе средств в честь св. Николы Угодника. К тому же святитель, хотя и не имел при своей земной жизни никакого отношения к России, является особо почитаемым святым у русского народа.

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Считается, что первый вариант деревянного храма был возведен приблизительно в 1625 году. Уже через 30 лет, в 1657 году, было принято решение о постройке храма из камня – это более надежное сооружение, менее подверженное возгоранию. Новые каменные стены возвели несколько поодаль от деревянной церкви. Именно этот храм стал называться церковью Николая Чудотворца в Хамовниках.

Изначально было возведено основное здание храма, затем достроили трапезную и колокольню. Когда в 1812 году в город вошла армия Наполеона, Москву охватили пожары. Не обошла стороной беда и храм в Хамовниках. Он был поврежден и внутри, и снаружи. К восстановительным работам приступили после отступления французов. Реконструкция длилась до 1849 года.

Кроме восстановления прежнего вида стен, храм дополнили украшениями, создали прекрасную настенную роспись. Уже в 1896 году были проведены первые реставрационные работы, установлены металлические ограждения.

После революции 1917 года в России установилась власть, выжигающая из сознания народа веру. Разорялись православные святыни, рушились храмы и монастыри. Глобальный план по изменениям в черте Москвы предусматривал уничтожение многочисленных древних храмов, даже несмотря на их историческую ценность. Но милостью Божией этот жуткий план не коснулся стен храма св. Николая. Более того, его не закрывали во времена советской власти, а в 1949 и 1972 гг. там проводились реставрационные работы. Во время последней реставрации была восстановлена керамика и цветовое оформление фасада.

История Храма

Храм святителя Николая (Никольская церковь) в селе Никольском (Колчево, Голохвастово ).

Самое раннее упоминание о церкви святителя Николая, что в селе Никольском церковные летописи относят к 1627-1628 годам, где упоминается деревянная церквушка Николы чудотворца. Описание каменного храма появляется в 1682 году в вотчине стольника Федора Ивановича сына Потемкина, который был похоронен у окна трапезной части храма, где позже устроили придел.Особенностью архитектуры храма является совершенство его пропорций, сочетающиеся с весьма скромным убранством. С момента своего основания храм практически не перестраивался и сохранил свои первоначальные формы. Внутри сохранились голосники – горшки, специально вмурованные в своды, служащие для улучшения акустики, — и древний вариант оконных рам, имеющих особый способ крепления. Так же в храме сохранился и тябловый иконостас XVII века.Кроме М.С.Потемкина в храме погребены и другие представители этого именитого рода, таким образом Никольская церковь является родовой усыпальницей Потемкиных. Захоронения произведены в пределе по его стенам, в алтаре и на клиросе. До нашего временисохранилось только три надгробных плиты, из них две вмурованы в стену, но с небольшим сдвигом, не точно определяя место захоронения.1 июня 1909 года причт обратился в Московскую духовную консисторию за разрешением расписать священными изображениями стены придела святых Косьмы и Дамиана. 20 сентября по поручению императорского московского археологического общества храм был осмотрен И.В. Рыльским, который в своем докладе сообщил следующее: “Предполагаемую работу я нашел исполненной. Живопись масляными красками, спокойная и не портящая впечатление от всего храма. Главный храм, расписанный таже масляными красками, вероятно в начале XIX столетия, очень талантливой работы, особенно красива живопись на сомкнутом своде итальянского характера с желтым фоном неба и красиво расположенными и контрастными по тонам фигурами к пятам свода, так что весь центр остается свободным от фигур”. Следует отметить, что ранее стены были просто выкрашены клеевой краской в один тон.По сведениям И.В.Рыльского, в церкви имелся некий храмозданный крест имевший надпись: “Освятится жертвенник Господа Бога Спаса Нашего Иисуса Христа в храме иже благословлению Великаго Господина Святейшаго Адриана Архиепископа Московскаго…России …лето Индикта второго месяца Януария в память иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста”

Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км Калужского шоссе. Известно, что храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин.Бесстолпный, перекрытый сводом одноглавый храм с трапезной выполнен в традиционных формах небольших приходских церквей XVII в. и является малоизвестным и недооцененным памятником зодчества. Архитектуру храма отличает совершенство пропорций, изысканная простота и скромность украшений. Трехъярусная колокольня была пристроена к храму в середине XVIII в. Сам же храм со времени своего построения не перестраивался, что делает его уникальным памятником истории и архитектуры. Сохранились даже голосники — вмурованные в своде горшки для улучшения акустики, а также древний тип оконных рам. Дошел до нашего времени тябловый иконостас XVII в. Одной из наиболее чтимых святынь храма являлась ростовая икона мучеников Космы и Дамиана, во имя которых в трапезной устроили теплый, зимний придел.В 1937 г. был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 г. Большой колокол на колокольне разбили. Однако полному разорению в 1930-е гг. храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялись внутреннее убранство, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева и в церкви Подмосковья. Храм позже использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е гг.Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 г. Летом 1996 г. был назначен настоятель храма. Первая служба состоялась в июне 1998 г.

История

Стрелецкий полк Василия Философова был сформирован в 1650-х годах. Затем его главой стал Богдан Пыжов, в 1668 году. Именно на средства его стрельцов была построена каменная церковь Стрелецкой слободы, так раньше назывался этот храм. Вначале в церкви существовало два придела: первый — в честь Святителя Николая, освященный во имя Благовещения, второй — в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских. В те времена было принято называть храмы по приделам, тогда храм был известен как Никольский.

В 1692 году к зданию была пристроена трапезная и колокольня. До того времени приделы храма были расположены в его боковых апсидах. Со временем их увеличили надстройками и они сами стали самостоятельными приделами. Еще один — Никольский придел с южной стороны построили в 1811 году. В этом же году была переделана трапезная, которая в результате получила свой нынешний вид. Ее убранство сохранилось только частично, это карниз и небольшое окно.

Во время Отечественной войны 1812 году враги разорили церковь. В XIX веке церковь дважды перестраивалась и обновлялась. В 1858 году деньги на ее восстановление были выделены купцом И. Ляминым, на эти средства изготовили новый иконостас, которых до наших времен не сохранился. Вторая реконструкция была произведена в 1895 году, на деньги его жены.

В 1922 году, в годы большевистской власти из храма изъяли золотые и серебряные церковные изделия, весом более 20 пудов. Была утрачена уникальная церковная утварь XVII века, украшенная драгоценными камнями. В 1930 году храм оказался закрыт и подвергся реконструкции. Колокол, висевший в колокольне храма Святителя Николая в Пыжах, был передан в Большой театр, где использовался в некоторых постановках. Сейчас этот колокол установлен в храме Богоявления в Елохове, но на нем можно увидеть надпись о принадлежности церкви Святителя Николая в Пыжах.

Сухих Николай

Также в 1930-х годах, при проведении реквизиции, иконы храма были отданы в фонды Третьяковской галереи и других московских музеев. В 1960-х годах храм снова перестраивают под светские нужды. Здесь располагались швейные мастерские, общежитие и даже Научно-Исследовательский Институт стройматериалов.

Храм был возвращен под управление Русской православной церкви в 1990 году. Через два года, в 1992 году здесь начали проводиться первые богослужения. С 1992 по 2003 годы иконописец И. Клименко создает новые иконостасы. В южном приделе церкви сохранились несколько росписей XIX века.

В 1993 году в храме освящают третий престол, в честь священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского. Настоятель церкви Святителя Николая Мирликийского в Пыжах Александр Шаргунов является главой комитета «За нравственное возрождение Отечества». Главной задачей этой организации является борьба с пропагандой сатанизма и разврата в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector