Колокольный звон в православии

Знаменитые колокола России

К колоколам на Руси относились особо, почти как к живым существам. Их крестили, давали собственные имена, узнавали по голосам (за голос, похожий на крик птицы один из «великих» колоколов Ростовского кремля назван «Лебедем»). Колокола наказывали и даже ссылали…

  • Царь-колокол
  • Большой Успенский колокол
  • Колокола Московского Кремля
  • Колокола Ростова Великого
  • Колокола Троице-Сергиевой Лавры
  • Колокола-памятники доблести русского воинства
  • Вечевой
  • Угличский
  • Колокольные звоны

В начале XX века в России насчитывалось 39 колоколов весом более 1000 пудов (16.38 т), что составляло 3/4 от числа крупнейших колоколов во всем мире. (Список крупнейших русских колоколов того времени приведен в книге Э. Вильямса «Колокола России». Этот список можно найти также на сайте «Blagovest Bells».) До настоящего времени дошло лишь пять из этих гигантов.

В последние годы производство колоколов в России постепенно возрождается. Недавно отлиты несколько тяжеловесов на замену утраченных. Весомым достижением является отливка на Балтийском заводе 72-тонного колокола для Троице-Сергиевой Лавры.

Сведения о крупнейших русских

колоколах, сохранившихся до настоящего времени, а также отлитых недавно, представлены в таблице. Информацию же о крупнейших колоколахмира можно найти на странице Знаменитые колокола мира.

Живой голос истории

– Что для Вас значит колокольный звон, ведь, скорее всего, для верующего человека это не просто некий атрибут церковной жизни, это нечто большее? – Да, это гораздо больше, чем просто атрибут Православия. Даже трудно в двух словах описать всё значение колокольного звона. Вот представьте, Вы поднимаетесь по древним истертым ступеням колокольни Ивана Великого. По ним до Вас ходили Василий III, Иван IV Грозный… Мы знаем, что туда поднимался Наполеон с маршалами осматривать якобы покоренную Москву… Вы видите там древние колокола отливки шестнадцатого века! Уже давно нет той Москвы, а звук обертон в обертон, нота в ноту доносит до Вас минувшие эпохи. Это звук, витавший над Москвой полтысячелетия назад! Как это можно себе представить?! Рядом со ступенями Вы можете прочесть надписи на разных языках: русском, французском, польском.

Колокол – живой свидетель нашей истории. Он зовет к объединению и молитве, а вечевой даже помогал решать некоторые насущные проблемы. Кстати, московский «вечник» сохранился до сих пор в переливке начала XVIII века и находится сейчас в Оружейной палате.

Каждый колокол может что-то нам рассказать. Скажем, висит в Московском Кремле «Семисотный колокол». И мало кто знает, что Петр I, которого многие считают разрушителем церковных колоколов, отлил его в 1705 году. И что интересно, на колоколе есть имя цесаревича Алексея. А в Киеве мне довелось наблюдать вообще парадоксальную, с исторической точки зрения, вещь. Там есть колокол, на котором поименованы цари Иван и Петр и гетман Мазепа одновременно. Совершенно разные во всех смыслах правители в исторической памяти бронзы запечатлены вместе.

– Иными словами, колокол даже больше, чем просто «говорящая икона»?

– Можно и так сказать. Колокол – это говорящая, звучащая история.

Терминология [ править ]

  • Задние колокола — более тяжелые колокола кольца
  • Ход на спине — часть цикла колокольчика, начинающаяся с натягивания за хвостовой конец.
  • Band — группа звонарей для данного набора колоколов (или специального назначения, например, «колокольчик»).
  • Подшипники — несущий узел, на котором передняя бабка (а значит и весь раструб) вращается вокруг своих поршневых пальцев . Современная подвеска означает, что раструб подвешивается на шариковых или роликовых подшипниках , но традиционно это были подшипники скольжения .
  • Ударьте по стойке — позвольте колоколу раскачиваться над балансом , неконтролируемо, чтобы стойка толкала ползунок до предела, останавливая звонок.
  • Каноны — петли, накиданные на венцы старых колоколов.
  • Клаппер — металлический (обычно чугунный) стержень / молоток, подвешенный на стержне под короной колокола, который ударяет по звуковой луче колокола, когда колокол перестает двигаться.
  • Тактирование — заставить колокольчик звучать, когда он опущен, прижимая к нему молоток (как это делают часы) или прижимая колокол к боковой стороне колокола.
  • Удар рукой — удар при захвате вылазки.
  • Салли — шерстяная выпуклость вплетенная в веревку. Это одновременно индикатор и помощник в захвате. От латинского salire — прыгать.
  • Ползунок — устройство, позволяющее колоколу выходить за пределы баланса на каждом конце поворота, но не поворачиваться.
  • Стойка — устройство, которое крепится к передней бабке и работает совместно со слайдером.
  • Тенор — колокол самого низкого тона.
  • Тройник — колокол высочайшего тона.

Техника звонка

Звонок в колокола Ипатьевского монастыря в Костроме , Россия.

Звонарь демонстрирует русский звонок на переносной звоннице

Технически звон колоколов в русской традиции звучит исключительно по перезвону (т. Е. Движением только колокола так, чтобы он ударялся о сторону неподвижного колокола), а не качанием колокола. По русской традиции используется особая сложная система веревок, разработанная индивидуально для каждой колокольни. Все веревки собираются примерно в одной точке, где стоит звонарь ( звонарь ). Некоторые веревки (меньшие) играются вручную. На больших веревках играют пешком. Большая часть канатов (обычно — все канаты) фактически не натягивается, а прижимается. Поскольку один конец каждой веревки закреплен, а веревки находятся в натянутом состоянии, нажатие или даже удар по веревке заставляет хлопушку ударять по краю ее раструба.

Секреты этой техники передавались из поколения в поколение, но к 20 веку это искусство было практически утеряно. До 2008 года обучение проходило только в мастерских, затем в Москве открылась первая постоянно действующая школа традиционного колокольного звона под руководством Дроздихина Ильи .

Не используется мелодия, как в западном карильоне , а создается сложная полиритмическая последовательность звуков. «Основа православного колокольного звона лежит не в мелодии, а в ритме, с его внутренней динамикой и во взаимодействии тембров колоколов». Эти последовательности имеют особую гармонию , поскольку русские колокола (в отличие от западноевропейских) не настроены на одну ноту. Западные колокола обычно имеют октаву между самым громким верхним тоном («звон») и самым громким нижним тоном («гул»). Между этими звуками у русских колоколов есть седьмая часть . Как правило, хороший русский колокол настроен на воспроизведение целой гаммы звуков (до нескольких десятков). Этот эффект достигается как составом сплава, из которого отлит колокол, так и лепкой сторон колокола в форме.

Веревки для звонков [ править ]

Веревки для колокольчиков специально сделаны для звонков, так как они имеют шерстяную рукоятку, которая используется для тяги колокольчика рукой, вплетенной в нити. Предпочтение отдается натуральному волокну, бывшему раньше индийской коноплей , а теперь в основном лену , так как он более приятен для звонарей. Однако длина веревки между выступом и колоколом может быть из износостойкой синтетической веревки с небольшим растяжением или из предварительно растянутой веревки для уменьшения пружины.

Сращивание веревки играет важную роль в кольцевании в английском стиле. Разумное сращивание может помочь продлить срок службы канатов, поскольку износ обычно происходит в определенных местах, например, в отверстии для подвязки или в местах прохождения через шкив, а не всей веревке.

Звонница

Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель пра­вой рукой.

Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (пооче­редно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколь­ко серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в ко­тором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослуже­нию, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство челове­ка и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон по­ложен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.

Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), при­зыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, пра­зднования побед.

Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом. Об этом говорят и названия его основных ча­стей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий. Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.

Примерный вид колокола и его основные части

Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биорит­мов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже по­явились специальные методики использования колокольных зво­нов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пооб­щайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка ска­жет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.

Русский народ нашел до­стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу­чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его зна­мя победное, его торжественное пред лицом всего мира ис­поведание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.

Колокольный звон: история и традиция

Колокольный звон — не самый древний звуковой сигнал, зовущий на молитву. Возникновение подобной традиции относится к Ветхозаветным временам. На горе Синай Господь заключил Завет (договор) с израильским народом. К обрядовым законам относится Божье повеление о создании семи серебряных труб для созыва евреев на молитву (Числа, 10:2).

Церковный колокол

Такие же трубы использовались и в первых монастырях Египта и Палестины (3-4 век). Для созыва верующих в Греции широкое применение нашли клепала (специальные пластины из дерева, железа, меди или камня, по которым били колотушкой).

Появление первых колоколов на территории Западной Европы относится к 4 веку. Медь для них добывали в южно-итальянской области Кампания, отсюда возникло альтернативное наименование колокола — «кампан». У восточных христиан колокола получили распространение с  9 века.

На русских землях колокола появились одновременно с пришествием христианской веры. Однако повсеместно колокола распространились только с 16 столетия. До этого их функции зачастую выполняло било (деревянные доски).

Каким бывает колокольный звон?

Согласно летописям, на Руси существовал своеобразный способ звона. Русские колокола давали звук не посредством раскачивания самого колокола вместе с языком, а посредством ударов подвижного языка в неподвижный колокол. Такая отличительная особенность придает русскому церковному звону особое звучание. Помимо манеры раскачивания характерный звон в православных церквях придает определенное количество колоколов. Издавна вошло в обычай снабжать каждую колокольню набором колоколов от самых маленьких до самых больших размеров. А в числе требований колокольного звона кроме ударов в один колокол были также перезвон и трезвон, которые возможны только с колоколами различного размера, веса и звука.

По характерному звону можно понять, что происходит в храме и какое событие церковной жизни отмечается в конкретный день церковного календаря. Существует несколько видов звона:

Благовест — одиночные удары в большой колокол. Такой звон возвещает о начале богослужения или оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Такой звон может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов. Чем больше праздник, тем длиннее, громче и чаще благовест.

Статья по теме

Православный робот. Пермский храм обзавёлся электронным звонарём

Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов. Такой звон выражает радость и торжество и исполняется после благовеста перед богослужением или звучит отдельно перед началом торжественных служб. В нем участвуют все группы колоколов (большие — благовесты, средние — подзвонные и малые — зазвонные).

Перезвон — поочередные удары, состоящие из перезвона и трезвона. Перезвон совершают перед освящением воды во дни храмовых праздников и при погружении Креста в воду во время водоосвящения. Во время перезвона сначала ударяют в большой колокол, потом в другой меньший до самого меньшего, по одному разу, потом ударяют в том же порядке.

Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Он совершается в обратном порядке, чем перезвон, сначала медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Такой звон выражает скорбь, его совершают во время отпевания усопших.

Целебная сила колокольного звона

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.

https://youtube.com/watch?v=TQWnYPVPz6E

Колокольный звон. Очищение пространства и исцеление

Исторические сведения

Праобразом современных колоколов считаются китайские инструменты небольших размеров. Они были изготовлены в 23−17 веках до н. э. Мастера Поднебесного государства использовали их для музыки. Такие устройства стали праобразом для карильона, известного в Европе.

Старый Свет долгое время запрещал использовать эти инструменты, так как связывал их с язычеством. Хотя в Средневековье колокола стали символизировать религию и церкви. Их поверхность покрывали гравировками с краткими притчами из евангелия. А некоторые детали носили названия частей человеческого тела: язык, губа, уши, тулово. В Византии появилась традиция освящать колокол. Её позаимствовала и Киевская Русь.

У всех устройств сходное строение, основные детали:

  • хомут — основа, на которой держится колокол;
  • корона — своеобразная ручка, за которую его подвешивают;
  • голова — верхняя часть;
  • талия — середина устройства;
  • губа — самая широкая часть;
  • язык.

Первые колокола-тысячники пострадали от пожаров

«Тысячниками» на Руси называли колокола, вес которых достигал тысячи пудов (16 т и более). Первый такой колокол был отлит в 1522 году при Иване III мастером Николаем Немчиным и установлен на деревянной звоннице Московского Кремля. В 1599 году, уже в царствие Бориса Годунова, отлили Большой Успенский колокол, вес которого превышал 3 тысячи пудов. Погиб колокол в 1812, когда французы, захватившие Москву, взорвали пристроенную к колокольне Ивана Великого звонницу. В 1819 году литейщику Якову Завьялову удалось воссоздать этот колокол. И сегодня гигантский колокол весом 64 тонны и диаметром 4 метра 20 см можно увидеть на Успенской звоннице Московского Кремля. Язык колокола весит 1 тонну 700 кг, а его размах – 3 метра 40 см. Большой Успенский колокол в Светлую седмицу возвещает пасхальный благовест всем монастырям Москвы.

Большой Успенский колокол. Успенская звонница. Кремль

На Пасху позвонить в колокола можно всем желающим, как правильно это сделать

В Русской Православной Церкви издавна существует традиция на Пасху, на Светлой седмице звонить в колокола всем желающим, а не только благословленным звонарям. Для того что бы любой человек мог позвонить от всей души и без искушений, редакция обратилась за консультацией к звонарю Спасского кафедрального собора г.Пензы А.В.Царану.

Выход из Великого Поста с пользой для души и без вреда для тела

Уже почти 20 лет Аркадий Владимирович встречает на Пасху многочисленных желающих прославить Воскресшего Спасителя звоном, поэтому может рассказать об особенностях этого события.

Во-первых, обратите внимание — у храма, где вы хотите позвонить, открытая звонница или колокольня? Чаще всего, если колокола находятся в доступном месте — на звоннице, то звонить можно свободно, ограничением является только время, когда в храме идет богослужение. Однако если колокола расположены на колокольне, надо обратиться к церковнослужителю

Чаще всего туда поднимаются с сопровождающими. Иногда, назначается определенное время, чаще после утреннего богослужения или перед вечерним, когда группы желающих позвонить поднимаются на колокольню. Однако, если колокольня не высокая, система развески колоколов крепкая, лестница удобная, то доступ может быть свободен постоянно. Сейчас существуют колокольни с карильонами — автоматизированными колоколами. Туда вас, вероятно, тоже не пустят.

Во-вторых, если к звону приступает православный христианин, то перед началом нужно повернуться на восток (или к алтарю) и прочитать трижды пасхальный тропарь.

Если перед вами звонница или небольшая колокольня, тогда третий шаг.

Для того, что бы звон получился действительно «красным», то есть красивым, нужно знать некоторые особенности. Не старайтесь использовать сразу все имеющиеся колокола. Начинающий звонарь под левую руку может расположить одну-две тяги от колоколов низкого тона. Попробуйте задать ими простой ритм, ударяя то в один, то в другой колокол. Чаще всего, тяги представляют собой натянутые веревки и для извлечения звука достаточно лишь несильных ударов по ним. Правой рукой можно охватить три тяги более высоко звучащих колоколов. Определившись с ритмом звона левой рукой, можно накладывать на него звон правой рукой. Попробуйте сначала попадать между ударами левой рукой поочередно ударами правой рукой, причем иногда бывает возможно одновременно ударять в два близко расположенных колокола. В это время нужно перестать волноваться и прислушаться к мелодии, которая у вас получается. Наверняка вы поймете, что можно изменить, что бы она стала более благозвучной. Когда вы хорошо освоитесь с этим количеством колоколов, можно попробовать прибавить еще.

В-четвертых, после окончания звона, православному нужно опять обратиться к алтарю и произнести славословие с крестным знамением.

Ну и в завершении надо добавить, что звоны всех желающих прекращаются субботним вечером. Именно тогда закрываются Царские врата, открытые всю Светлую седмицу, и колокольные звоны мирянами заканчиваются. Это правило соблюдается очень строго.

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра­ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото­рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь­шие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, сис­тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са­мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу­дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че­ловек.

Колокольный завод Николая Шувалова в г. Тутаеве (Ярославская область)

Собственно звон

По церковным традициям, этот вид звучания производится большим количеством колоколов и разделяется на несколько разновидностей:

  • Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.
  • Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом.
  • Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.
  • Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз. Чаще всего используется при проведении погребальных мероприятий.

В великий праздник Крещения проводится особый «водосвятный» перезвон. Он совершается с перехлестом в 7 ударов, переходя от большого набата к малому.

При крупных кафедральных соборах, где колокольня располагает множеством различных колоколов, по праздникам проводится «красный» звон. Для его произведения необходимо не менее 5 звонарей.

Механизм

Механизм звонка подвешен для английского кругового звонка. Колокол совершает более чем полный круг в разных направлениях.

Колокола монастыря Св. Пчелы в Камбрии показаны в «нижнем» положении, в котором их обычно оставляют между сеансами звонка.

Колокола монастыря Св. Пчелы показаны в положении «вверх». При звонке они совершают полный круг ото рта вверх, к рту вверх, а затем обратно.

Мини-кольцо — это переносной колокольчик, демонстрирующий английский стиль кругового звонка. Общественность может легко увидеть, как это работает.

Круглый раструб подвешен к подшипникам на передней бабке и может поворачиваться по дуге более чем на 360 градусов с помощью веревки, обвивающей круглое колесо раструба в разных направлениях. Это позволяет изменять скорость колокола, управляя дугой качания. Чем больше дуга, тем медленнее скорость удара.

Колокола устанавливаются в раму из стали или дерева. Каждый колокол подвешен к передней бабке, установленной на цапфах (подшипниках скольжения или качения), установленных на каркасе колокольни, так что сборка колокола может вращаться. Когда он неподвижен в нижнем положении, центр масс раструба и тарелки находится значительно ниже центральной линии опор цапфы, что придает конструкции маятниковый эффект, и эта динамика контролируется веревкой звонка. Передняя бабка оснащена деревянной стойкой , которая в сочетании с ползунком ограничивает максимальное вращательное движение до чуть менее 370 градусов. К передней бабке прикреплено большое деревянное колесо, к которому прикреплен трос. Веревка наматывается и разворачивается, когда колокол вращается вперед и назад. Это полный круг звонких и довольно сильно отличается от фиксированных или ограниченных колокольчиков движения, которые перезвон . Внутри колокола хлопушка вынуждена качаться в том направлении, в котором колокол. Клаппер представляет собой жесткий стержень из стали или кованого железа с большим шаром, который ударяет по колоколу. Самая толстая часть горловины колокола называется звуковой лукой, и мяч ударяется по ней. За мячом находится полет , который контролирует скорость хлопушки. У очень маленьких колокольчиков это может быть почти столько же, сколько и остальная часть колокола.

Очищение и исцеление колокольным звоном

Колокольный звон, изначально призванный приглашать людей к богослужению, стал музыкальным украшением церковной жизни. Теперь колокольный звон и его разновидности возвещают о церковных праздниках, и это — еще одна важная функция колокольного звона, ведь в обычные дни колокола звонят по-другому.

В современном мире у колокольного звона три основных функции:

Сигнальная.
Оповещение о важной части богослужения.
Выражение торжества Церкви.

Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогает верующим достигнуть особого молитвенного состояния, отвлечься от житейских проблем и мысленно устремиться к Богу, сосредоточиться на общении с Ним. Наряду с этим существует множество теорий, утверждающих, что колокольный звон может оказаться полезным для:

  • излечения от недугов;
  • изгнания злых духов;
  • помогает при астме и других заболеваниях дыхательных путей, потому что убивает болезнетворные микроорганизмы в округе.

Православные верующие знают много случаев исцеления по молитве и других православных чудес, но к применению колокольного звона в качестве «лекарственного средства» следует все же относиться с осторожностью. У колокольного звона в Церкви совершенно другая функция, и все рецепты, которые советуют изгонять болезни и грехи с помощью колокольного звона — не более чем суеверия

Задача колокольного звона — призвать верующих к молитве, укрепить их молитвенный настрой и проводить их колокольным звоном, чтобы они не потеряли особое состояние, которое появляется после богослужения в храме.

Многие храмы в Пасхальную седмицу позволяют всем желающим подняться на колокольню и звонить в церковные колокола, чтобы полноценно разделить вместе радость Пасхи. Благодаря этой традиции многие начали свое служение Богу в качестве звонарей. Главное чудо колокольного звона состоит не в исцелении физических недугов, а в способствовании тому, чтобы человек вознес свое сердце к Небу, забыл благодаря этим прекрасным звукам проблемы обычной жизни и искренне молился о грядущей вечной жизни. В определенном смысле колокольный звон помогает очистить душу человека. Для исцеления от болезней лучше всего обратиться к врачу, ведь именно руками врачей здесь, на земле, Господь порой исцеляет человека от самых тяжелых недугов. Конечно, молитвы в храме, где все так не похоже на обычную будничную обстановку, разговор с Господом под звуки колокольного звона, — это естественно для верующего человека. Ведь, если бы Господь не помогал людям исцелиться, не было бы многочисленных свидетельств этому в Библии, не существовало бы молитв о здравии и чудес исцеления даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях.

Научиться колокольному звону сейчас можно в специальных школах звонарей. На приходах обычно всегда требуются хорошие звонари, поэтому желающие могут пройти обучение в такой школе. Миф о том, что звонари часто глохнут, не имеет под собой никаких оснований. В современном мире существует много способов защитить слух даже для тех, кто сам звонит в колокола и слышит колокольный звон особенно громко.

Три жизни царь-колокола

Переливка колокола была таким же знаменательным событи­ем, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдель­ную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем са­ма отливка и поднятие на колокольню.

Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.

В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стро­пила. Предполагалось построить для него специальную коло­кольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.

Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора

Но вскоре в Кремле случился силь­ный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел коло­кол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упав­шие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от коло­кола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу ко­локола — его падение в яму (основание которой было каменис­тое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спро­ектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.

Царь-колокол — памятник русского литейного искусства XVIII века

История

До введения церковных колоколов в христианскую церковь для вызова прихожан использовались разные методы: игра на трубе , удары по деревянным доскам, крик или использование курьера . В 604 году папа Сабиниан официально санкционировал использование колоколов. Эти тинтиннабулы изготавливались из кованого металла и не имели больших размеров. Более крупные колокола были сделаны в конце 7-го и в 8-м веках путем литья из металла, происходящего из Кампании . Колокола, следовательно, получили название кампана и нола от одноименного города в регионе. Это объяснило бы очевидное ошибочное приписывание происхождения церковных колоколов Павлину из Нолы в 400 году нашей эры. К раннему средневековью церковные колокола стали обычным явлением в Европе. Впервые они были распространены в Северной Европе, что отражало кельтское влияние, особенно влияние ирландских миссионеров. До использования церковных колоколов греческие монастыри звонили на плоскую металлическую пластину (см. Семантрон ), чтобы объявлять службы. Сигно и campanae используются , чтобы объявить услуги , прежде чем ирландское влияние , возможно, было плоскими пластинами , как Semantron , а не колокол. Самый старый из сохранившихся колоколов в Великобритании находится в церкви Святого Лаврентия в Ипсвиче .

Самые первые колокола — появились в Западной Европе

Самые первые колокола появились в Западной Европе. Если верить преданию, то изобрел их Святой Павлин — епископ Нолландский. Это произошло в конце 4 или начале 5 века. Но точно это неизвестно. Об этом также существует множество сказаний. В одном из сказаний, говорится о том, что Павлин в своем сне увидел полевые цветы, похожие на колокольчики, которые издавали очень приятные звуки. После этого сна епископ Нолландский решил отлить колокола, которые имели форму именно этих цветочков. Но, как известно, Павлин не ввел колокола в тактику церкви, так как в своих сочинениях ни разу не упоминал об этих колоколах.

Самые первые колокола появились в Западной Европе. Если верить преданию, то изобрел их Святой Павлин — епископ Нолландский

Примерно в 7 веке римскому папе Савиниану, наконец-то удалось предать колоколам христианское значение. И уже с этого времени постепенно стал употребляться колокольный звон христианами.

Примерно в 9 веке колокола уже довольно прочно вошли в практику христианского богослужения. А в греческой церкви колокола стали употреблять только со второй половины 9 века, а произошло это после того, как в 865 году венецианский король Дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. Эти колокола были повешены на башню в Софийском соборе.

Венецианский король Дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов, которые были повешены на башню в Софийском соборе

Что же касается России, то в России колокола появились почти одновременно с принятием христианства Владимиром в 988 году, то есть примерно в конце 10 века. Вместе с колоколами стали употребляться и била и клепала, которые существует в настоящее время в некоторых отдаленных монастырях. Но удивительно то, что все-таки Россия задействовала колокола не из Греции, а именно из Европы. Хотя из Греции к нам пришло православие. На церковном языке слово «кампан» значит колокол, дано от названия римской провинции — компании, где были отлиты первые колокола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector