Разновидности и значение колокольного звона в православии

Собственно звон делиться на 4 разновидности — трезвон, двузвон, перезвон, перебор

Собственно звон — это такой звон, когда звонят сразу все колокола. Но и звон во все колокола различается на:

  • трезвон;
  • двузвон;
  • перезвон;
  • перебор.

Трезвон — это звон во все колокола, затем можно услышать маленький перерыв, затем второй звон во все колокола, затем снова маленький перерыв и третий раз во все колокола, то есть звон во все колокола трижды или звук в три приема. Именно трезвон и сообщает христианам радостную весть. Трезвон можно увидеть и услышать на следующем видео:

На видео очень подробно видно, как пономарь звонит в колокола, вырисовывая своеобразную мелодию.

Быть звонарем дело не такое уж и простое, нужно и иметь музыкальный слух. Звоном как ремеслом можно овладеть и без образования, за 3-4 занятия, но звону как искусству учатся всю жизнь

Двузвон — это когда звон во все колокола дважды, то есть в 2 приема. Перезвон — это когда происходит звон поочередно в каждый колокол, начиная с большого и до самого маленького. Перезвон можно услышать на данном видео:

Можно наблюдать за тем, как пономари на колокольне умело обращаться с колоколами.

Перебор — это довольно медленный звон, который поочередно ударяет в каждый колокол по 1 разу, начиная с самого маленького и доходя до самого большого. Часто говорят, что такой звон — погребальный. Послушать, как звучит такой звон можно на следующем видео:

О звоне к богослужению и во время богослужения

Православные христиане созываются к богослужению в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и неприсутствующим в храме о важнейших моментах Православного богослужения. Наконец, колокола радуются и спразднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении.

В настоящее время число колоколов на церковных звонницах бывает различным, но в основном, там имеется никак не меньше 4–х, а чаще всего 6–8 колоколов. Мы уже упоминали о чине звона (благовеста и трезвона) к малой вечерни и всенощному бдению. Там мы говорили как устраивается звон при 7–ми колокольной звоннице. Теперь же мы скажем о звоне при 4–х колокольной развеске. На такой звоннице имеется 4 колокола. Это, 1–й – большой, воскресный колокол, 2–й – полиелейный, 3–й – вседневный и 4–й – зазвонный.

В воскресные и праздничные дни, когда совершается бдение, благовестить к бдению и к поздней литургии надо в первый, большой колокол, трезвонить же во все колокола.

В воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а в дни полиелейных святых и в предпразднества и отдания Господских и Богородичных праздников – ко всем службам благовестить в полиелейный, второй колокол, трезвонить же во 2–й, 3–й и 4–й колокола.

В остальные дни благовестить ко всем службам в повседневный, третий колокол, трезвонить же в 3–й и 4–й колокола.

Виды колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек, обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.


Звонарь рисует звуком, как художник красками

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный — для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост — постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

Утренний, монастырский исцеляющий от всех болезней звон

В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца. В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление — при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Какой бывает колокольный звон?

Игра в России отличается от игры в других странах. На Руси издревле колокольни устраивали таким образом, чтобы при раскачивании колокола вместе с языком не производился звук. Они ударили в наши колокола, то есть колокол был неподвижен, а язык ударял по нему, раскачиваясь, как маятник на веревочке.

Конечно, этот метод дал гораздо больше возможностей выразить свои чувства в звонке колокола, звук стал более тонким, предсказуемым и мелодичным. Кроме того, как уже упоминалось, множество размеров и форм колоколов позволяли полностью соблюдать каноны и издавать не только храмовые колокола, но и мелодии.

История колокольного звона

Фото: Flickr.com

С древности, чтобы призвать людей в храм на молитву, использовали какие-то предметы, способные давать сильный звук, который могли слышать во всех концах селения. Сначала это был один, сигнальный колокол. Но затем искусство колокольного звона развивалось, появились колокола больше и меньше по размеру, издававшие разные по силе и высоте звуки. Отливали колокола из разных металлов и сплавов, которые гармонично соединялись в резонансе между собой.

Цель колокольного звона в те времена была — собрать людей на молитву, так как она должна быть соборной, всеобщей. Люди должны вместе воздавать хвалу Господу в храме Божьем.

Расположение в башне

Колокола обычно располагаются в верхней комнате, называемой колокольным чердаком, таким образом, что их веревки попадают в комнату внизу, называемую камерой звонка , по кругу. Чаще всего встречаются круги по часовой стрелке , но есть несколько колец против часовой стрелки . В отличие от большинства музыкантов, колокольчики пронумерованы вниз, начиная с высоких (самый легкий и самый высокий колокол), до «2», «3» и так далее до самого тяжелого и самого глубокого колокола. , тенор . Примерно в 5 футах (1,5 м) от пола веревка имеет шерстяной захват, называемый вылазкой (обычно около 4 футов (1,2 м) в длину), в то время как нижний конец веревки сгибается вдвое, образуя легко удерживаемый хвостовой конец .

Дизайн и техника звонка

Колокол

Части типичного башенного колокола, подвешенные для раскачивания: 1. коромысло или шпилька 2. каноны, 3. корона, 4. плечо, 5. талия, 6. звуковой лук, 7. губа, 8. рот, 9. колотушка, 10 линия борта

Механизм звонка подвешен для английского кругового звонка. Колокол может проходить через полный круг в разных направлениях.

Христианские церковные колокола имеют форму чашеобразного литого металлического резонатора с расширяющимся утолщенным ободком и шарнирной колокольчиком, свисающей из его центра внутри. Обычно он устанавливается высоко на колокольне на вершине церкви , поэтому его может слышать окружающее население. Колокол подвешен к передней бабке, которая может качаться на подшипниках. Веревка привязана к колесу или рычагу на передней бабке и свисает до звонаря . Чтобы позвонить в звонок, звонарь тянет за веревку, раскачивая звонок. Движение заставляет колотушку ударять по внутренней стороне обода колокола, когда он раскачивается, тем самым вызывая звук в колокол. У некоторых колоколов есть колеса полного круга, которые используются для поворота колокола по большей дуге, например, в Соединенном Королевстве, где практикуется звенение полного круга.

Колокола, которые не раскачиваются, «звенят», то есть по ним бьют внешним молотком или веревкой, прикрепленной к внутренней трещотке, что является традицией в России.

Назначение и история колоколов

Колокол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.=)

Значение слова Колокол легко получается рассмотреть на основе значений составляющих его частей: Коло – круг, колесо, обод. Кол – круглая палка, ствол молодого дерева с заостренным концом.

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом.

В Церкви колокола используются приблизительно с конца V века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков. В Византию колокола попали сравнительно поздно, во второй половине IX века, и широкого распространения не получили.

Впервые о колоколах в русских летописях упоминается под 988 год. Завозились они на Русь из Западной Европы и, в гораздо меньших количествах, из Византии. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком.

Колокола в Русской православной церкви

Звонницы на Руси начали строить сразу после ее Крещения. Первые несколько веков Россия ставила европейские карильоны, однако к XV столетию стала делать уже свои. Звон, слышимый по всем окрестностям, зазывал прихожан на службу, народное собрание или оповещал о беде. Местные мастера отливали образцы больших размеров, чтобы усилить издаваемый звук. Так, прототип известного «Царь-колокола» весил около 208 тонн.

До начала XX века литье осуществлялось на государственных заводах, однако после Октябрьской революции сфера перешла в частные руки. Длилось такое производство недолго – до 30-х годов. Воскресить литейное дело получилось только после «перестройки», поставив задачу перед двумя заводами: ЗИЛ и Балтийский. Сегодня церковные карильоны состоят из трех видов колоколов: большие, средние, малые.

Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

Большие

Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

  • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
  • воскресные – звонят по воскресеньям;
  • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
  • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
  • простодневные – используются ежедневно.

Малые

Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

  • единожды – к вечерней службе;
  • дважды – перед утреней;
  • три раза – с началом Божественной литургии.

Средние

Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.

Большие

Средние

Малые

СЛУЖБЫ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Великий
Понедельник — Великая Среда

ПОЛУНОЩНИЦА:
12 ударов в постный
Благовест.

УТРЕНЯ:
звон в два колокола.

Перед началом часов удары в постный Благовест (10
минут).

3-й
ЧАС: 3 удара в постный
Благовест.

6-й
ЧАС: 6 ударов в постный
Благовест.

9-й
ЧАС: 9 ударов в постный
Благовест.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ:
12 ударов в постный
Благовест.

ВЕЧЕРНЯ:
звон в два колокола.

ПОВЕЧЕРИЕ:
12 ударов в постный
Благовест

Великий
Четверг*

ПОЛУНОЩНИЦА:12 ударов в постный Благовест.

УТРЕНЯ:
звон в два колокола.

Перед началом часов удары в постный Благовест (10
минут).

3-й
ЧАС: 3 удара в постный
Благовест.

6-й
ЧАС: 6 ударов в постный
Благовест.

9-й
ЧАС: 9 ударов в постный
Благовест.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ:
12 ударов в постный
Благовест.

ЛИТУРГИЯ:
в соединении с ВЕЧЕРНЕЙ:
звон в два колокола.

ПОВЕЧЕРИЕ:
12 ударов в постный
Благовест.

*
С Великого Четвертка наступает т.н. «пост колоколов»: до Пасхальной полунощнщы
звон не совершается (исключение
— утреня Великого Пятка, вынос Плащаницы, Погребение).

Великая
Пятница

ПОЛУНОЩНИЦА:12 ударов в постный Благовест.

УТРЕНЯ*:
к началу звон в два
колокола (воскресный и полиелейный Благовест).

К Евангелию: соответствующее количество ударов в полиелейный
Благовест перед чтением каждого Евангелия (от 1 до 12).

По окончании службы краткий трезвон (без
праздничного и воскресного).

Перед
началом часов звон
в два колокола (10 минут в воскресный и полиелейный Благовест).

3-й
ЧАС: 3 удара в полиелейный
Благовест.

6-й
ЧАС: 6 ударов в полиелейный
Благовест.

9-й
ЧАС: 9 ударов в полиелейный
Благовест.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ:
12 ударов в полиелейный
Благовест,

ВЕЧЕРНЯ:
12 ударов в
воскресный Благовест
.

Вынос
Плащаницы: медленный
перезвон по одному разу в каждый колокол с большого по малый, как только Плащаницу
полагают по центру храма — трезвон.

* Последование святых и спасительных страстей Господа
нашего Иисуса Христа — обычно совершается в четверг вечера.

Великая
Суббота

ПОЛУНОЩНИЦА:
12 ударов в полиелейный
Благовест.

УТРЕНЯ:
(Погребение) к началу Двузвон в праздничный и воскресный
Благовесты.

При выносе Плащаницы медленный перезвон с большого по малый
колокол по 1 разу, как только донесли до Царских врат — трезвон.

Перед началом часов удары в постный Благовест,

3-й,
6-й, 9-й ЧАСЫ, изобразительны: звон по обычаю.

Вечерня с
литургией: удары в воскресный Благовест.

Благовест

Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:

  • три протяжных, редких;
  • равномерные.

Если на колокольне находится несколько «благовестников», звонарь выбирает их по весу. Чем серьезнее событие, тем тяжелее колокол.

Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.

Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.

Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.

Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.

Постный – совершает удары во время Великого поста.

Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.

На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.

Колокольный звон — нужен для того, чтобы сообщить верующим о начале церковной службы

Колокольный православный звон нужен для того, чтобы:

  • известить верующих перед началом церковной службы;
  • выразить торжество церкви и ее богослужений;
  • возвестить не присутствующих людей о том, что начинается совершаться важнейшая часть богослужения в храме.

Ранее бой колоколов значил довольно много. Звоном созывали народ на народное собрание, а также звоном указывали путь людям, которые заблудились.

Звоном оповещали о какой-либо опасности или несчастье, например, о пожаре.

В некоторых случаях церковный звон созывал народ на защиту нашего Отечества. Поэтому можно сказать, что колокольный звон очень часто участвовал в жизни нашего русского народа. Колокола обычно развешивали на колокольне или звали ее по-другому звонницей. Но стоит отметить то, что колокола стали употребляться не с появлением христианства.

В ветхозаветной церкви верующих созывали на богослужения не колоколами, а звуками из труб. Так как в то время было активно развито язычество, христиане не могли просто открыто созывать верующих на начало богослужения. Богослужения проводились в тайне. Обычно это делалось так: один из диаконов или каких-либо вестников сами объявляли о времени очередного богослужение, и к тому времени люди и приходили.

После того, как прекратились гонения на христиан стали созывать верующих самыми разными способами. Так же стали употреблять била и клепала. Била — это специальной деревянные доски, а клепала — это железные или медные трубки, которой были согнуты. И тем самым усовершенствуемым способом созывать людей на богослужение — это был колокольный звон.

На фото мы видим била и клепала, то есть тем, чем созывали народ на богослужения после того, как прекратились гонения на христиан. Во многих монастырях эта традиция сохранилась и по сей день

Самые первые колокола — появились в Западной Европе

Самые первые колокола появились в Западной Европе. Если верить преданию, то изобрел их Святой Павлин — епископ Нолландский. Это произошло в конце 4 или начале 5 века. Но точно это неизвестно. Об этом также существует множество сказаний.  В одном из сказаний, говорится о том, что Павлин в своем сне увидел полевые цветы, похожие на колокольчики, которые издавали очень приятные звуки. После этого сна епископ Нолландский решил отлить колокола, которые имели форму именно этих цветочков. Но, как известно, Павлин не ввел колокола в тактику церкви, так как в своих сочинениях ни разу не упоминал об этих колоколах.

Самые первые колокола появились в Западной Европе. Если верить преданию, то изобрел их Святой Павлин — епископ Нолландский

Примерно в 7 веке римскому папе Савиниану, наконец-то удалось предать колоколам христианское значение. И уже с этого времени постепенно стал употребляться колокольный звон христианами.

Примерно в 9 веке колокола уже довольно прочно вошли в практику христианского богослужения. А в греческой церкви колокола стали употреблять только со второй половины 9 века, а произошло это после того, как в 865 году венецианский король Дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. Эти колокола были повешены на башню в Софийском соборе.

Венецианский король Дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов, которые были повешены на башню в Софийском соборе

Что же касается России, то в России колокола появились почти одновременно с принятием христианства  Владимиром в 988 году, то есть примерно в конце 10 века. Вместе с колоколами стали употребляться и била и клепала, которые существует в настоящее время в некоторых отдаленных монастырях. Но удивительно то, что все-таки Россия задействовала колокола не из Греции, а именно из Европы. Хотя из Греции к нам пришло православие. На церковном языке слово «кампан» значит колокол, дано от названия римской провинции — компании, где были отлиты первые колокола.

ПОЛИЕЛЕЙНАЯ СЛУЖБА

ВЕЧЕРНЯ:
50 ударов в полиелейный
Благовест. Трезвон (5-7 минут без воскресного и
праздничного).

ПОВЕЧЕРИЕ:
12 ударов в полиелейный
Благовест.

ПОЛУНОЩНИЦА:
12 ударов в полиелейный
Благовест.

УТРЕНЯ:
К началу 50 ударов
в полиелейный Благовест.

Трезвон (5-7 минут, без
праздничного и воскресного). К Евангелию Трезвон от Степенна…
до возгласа «Мир
всем».

На Честнейшую 7 ударов в полиелейный Благовест.

ЛИТУРГИЯ:
К началу 50 ударов
в полиелейный Благовест.

Трезвон (5-7минут без
воскресного и праздничного).

Евхаристический
канон: удары в полиелейный
Благовест от «Достойно и праведно есть…» до «Достойно
есть…».

Некоторые указания звонарю

Колокольный звон является равноценным храмовым священнодействием, поэтому:

всякий колокольный звон должен производиться только с благословения настоятеля или служащего священника;

всякий колокольный звон должен сопровождаться молитвою: если Церковный Устав указывает, что именно надо читать в данном случае, то указанною в Церковном Уставе, если же не указывает, то молитвою «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грепшаго», со слежением по лестовке (четкам) за количеством ударений в колокола.

Звонарь должен наблюдать (а помогает ему в этом церковный староста или один из его помощников), чтобы звоны перед богослужением, а в особенности во время его, не запаздывали, но производились в точно указанное Уставом время (не, как это часто случается, во время чтения шестопсалмия или Евангелия, но перед чтением).

Здесь имеется в виду песнопение «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну н Святому Духу. ».

Механизм

Механизм звонка подвешен для английского кругового звонка. Колокол совершает более чем полный круг в разных направлениях.

Колокола монастыря Св. Пчелы в Камбрии показаны в «нижнем» положении, в котором их обычно оставляют между сеансами звонка.

Колокола монастыря Св. Пчелы показаны в положении «вверх». При звонке они совершают полный круг ото рта вверх, к рту вверх, а затем обратно.

Мини-кольцо — это переносной колокольчик, демонстрирующий английский стиль кругового звонка. Общественность может легко увидеть, как это работает.

Круглый раструб подвешен к подшипникам на передней бабке и может поворачиваться по дуге более чем на 360 градусов с помощью веревки, обвивающей круглое колесо раструба в разных направлениях. Это позволяет изменять скорость колокола, управляя дугой качания. Чем больше дуга, тем медленнее скорость удара.

Колокола устанавливаются в раму из стали или дерева. Каждый колокол подвешен к передней бабке, установленной на цапфах (подшипниках скольжения или качения), установленных на каркасе колокольни, так что сборка колокола может вращаться. Когда он неподвижен в нижнем положении, центр масс раструба и тарелки находится значительно ниже центральной линии опор цапфы, что придает конструкции маятниковый эффект, и эта динамика контролируется веревкой звонка. Передняя бабка оснащена деревянной стойкой , которая в сочетании с ползунком ограничивает максимальное вращательное движение до чуть менее 370 градусов. К передней бабке прикреплено большое деревянное колесо, к которому прикреплен трос. Веревка наматывается и разворачивается, когда колокол вращается вперед и назад. Это полный круг звонких и довольно сильно отличается от фиксированных или ограниченных колокольчиков движения, которые перезвон . Внутри колокола хлопушка вынуждена качаться в том направлении, в котором колокол. Клаппер представляет собой жесткий стержень из стали или кованого железа с большим шаром, который ударяет по колоколу. Самая толстая часть горловины колокола называется звуковой лукой, и мяч ударяется по ней. За мячом находится полет , который контролирует скорость хлопушки. У очень маленьких колокольчиков это может быть почти столько же, сколько и остальная часть колокола.

Колокола делятся на 3 основные группы — большие, средние и малые

Из чего состоит колокол? Любой колокол состоит из хомута, короны, головы, пояса, талии, звукового кольца, губы, устья, языка и заплечников. На фото ниже можно увидеть строение колокола. Какие  бывают колокола? Как называются?

На данном фото можно увидеть строение колокола и его детали

В русской православной церкви колокола делится на 3 основные группы:

  • большие — благовестники;
  • средние — подзвонные;
  • малые — зазвонные.

Большие колокола бывают:

  • праздничными — они используются в двунадесятые праздники, например, в праздник Святой Троицы;
  • воскресными — они используются в воскресные дни;
  • Постовыми — они используются обычно в великий пост;
  • Будничными — они используются в будние дни обычной недели.

Так выглядят большие колокола — благовестники

Подзвонные колокола — используется для украшения звона. Их может быть любое количество.

Зазвонные колокола — предназначены для совершения определенных частей или моментов богослужения.

Так выглядят малые зазвонные колокола

Путь в храм через колокола

Звон стихает. Мы сходим по крутой лесенке вниз и ведем за горячим чаем неспешную беседу.

— Владимир Марьянович! Когда я поднималась на колокольню, настроение было, положа руку на сердце, тоскливое – небо серое, хлесткий ветер. А спускалась другим человеком, радостным, полным сил и вдохновения!

— А вот это и есть великая цена колокольного звона!

РУСЬ ДЕРЕВЯННАЯ

Скачать https://media.pravmir.ru/mp3/petrovsky/rus.mp3

— Как Вы пришли к занятию колокольным звоном?

— Господь привёл. Я музыкант-профессионал. Родился я в Архангельске, окончил музыкальное училище. Всю жизнь занимался ударными инструментами, играл эстрадную музыку, джаз, народную музыку. В 80-е годы, в 85-м-86-м, преподавал класс джазовой импровизации. Тогда же решил расширить кругозор и окончил курсы экскурсоводов при Этнографическом музее. В наш музей были свезены колокола со всей Архангельской области, и мне предложили: раз ты музыкант, займись ими.

— Сразу получилось?

— Да конечно нет! Я тогда еще не знал, что и как на службе происходит. Мой приход в Церковь произошел только в 90-е годы.

— Это Вам помогло?

— Конечно! Господь всегда помогает. Ты сам не отказывайся и почувствуй Его помощь. Отодвинь гордыню и скажи: «Господи, Ты твори».

Первые годы это было «затворничество» на Фёдоровской часовенке (всего 6 колоколов: большой стокилограммовый, 3 «зазвончика», да две «срединочки»). Там я создал русский вариант того, что в Европе называют «современной колокольной музыкой». «Лесная сказка» – это первая моя картина-композиция.

— А разве музыкальное творчество допустимо в колокольном звоне?

— Да. Очень интересный пример: когда я впервые побывал на Соловках в конце 70-х годов, то получил колоссальное впечатление от природы, кремля, валунов, моря, озёр, Секирной горы, каналов, выложенных вручную монахами. Мне хотелось его передать через творчество.

Попробовал нарисовать – не получилось. Стал сочинять стихи – снова неудача. А спустя 10 лет, в 1989-м году, в Ростове Великом, на Успенской звоннице я впервые друзьям исполнил две композиции: «Сказание монаха» и «Наваждение». В «Сказании монаха» я наконец сумел воссоздать впечатление от того посещения Соловков. Мне представлялся умудрённый монах, повествующий молодому иноку о вере и жизни.

— Ваше отношение к Церкви было доброжелательным уже тогда, в 70-е годы?

— Доброжелательным да, но не было церковного опыта. Крестили меня сызмальства. Бабушка всегда в нижнее бельё мне крестики зашивала. Носить открыто запрещалось, а путешествовал я много ещё мальчиком в связи с занятиями спортом. И вот в 1991-м году батюшка Василий пригласил меня в храм Всех Святых в Архангельске. Там была моя первая Пасха, первая общая трапеза, там я звонил свой первый пасхальный звон.

Колокольня Антониево-Сийского монастыря

— Выходит, что по-настоящему именно колокольный звон привёл Вас в Церковь?

— Господь звал через всё возможное к Себе – через творчество, через искусство, через звон. Но я видел многих людей, которых в храм привел именно звон.

Что означает звон церковных колоколов?

Главная / Россия24.10.2018

Как и любая другая религия, православное христианство полно символизма. Трезвон, перебор, благовест — это особый язык, на котором колокола говорят с верующими, язык, на котором Бог обращается к своей пастве.

Фактрум поможет вам научиться понимать его.

Для начала надо сказать, что колокола в православных церквях звучат не так, как в храмах других конфессий. Это достигается за счёт того, что сам колокол неподвижен и звонарь управляет лишь его «языком».

Существует несколько видов колокольного звона, но среди них особняком стоит благовест. Его верующие слышат чаще всего. Благовест предваряют три медленных, пока не стихнет звук, удара в самый большой колокол, за которыми следуют спокойные размеренные удары. Цель благовеста — призвать паству в церковь и сообщить людям, что служба началась. Надо отметить, что звучание благовеста меняется во время важнейших церковных праздников: например, во время Великого поста бьют в меньший по размеру колокол.

Кроме благовеста существует ещё и другой, обычный звон: когда задействуют либо несколько колоколов одновременно, либо сразу все. Наверняка вы слышали его хотя бы раз, проходя мимо церкви.

К разновидностям звона относят трезвон: удары во все колокола сразу, разделённые короткими паузами на три временных отрезка. Таким образом верующих оповещают о начале Литургии и всенощного бдения.

В Великую Пятницу и Великую Субботу совершается перезвон: по одному медленному и размеренному удару поочерёдно в каждый колокол, начиная от самого большого и до самого малого. Это символ истощения и смерти Спасителя. Также перезвон, вернее, его ускоренную версию, используют во время различных церковных торжеств.

Перебор — это звон для погребального ритуала. Он представляет собой перезвон наоборот: по одному удару в каждый колокол, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим и торжественным. После удара в большой колокол должны ударить сразу все — и перебор начнётся сначала. Однако траурный перебор очень часто завершается трезвоном как символом воскрешения и перехода усопшего в лучший мир.

И, конечно же, набат: очень частые и сильные удары в колокол, которые применялись во время пожаров, войн и других происшествий.

Кстати, мнение о том, что звонить в колокола могут только люди, наделённые церковным саном, — это неправда. Очень легко найти и записаться в школу звонарей обычным людям. Обучение там идёт всего пару месяцев, а на выходе получается настоящий профессионал, который может приступить к работе в храме. Кроме того, в Светлую седмицу — семь дней после Пасхи — любой верующий может подняться на колокольню и сообщить миру о воскресении Спасителя колокольным звоном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector