Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт

Содержание:

Как приготовить коливо

Приготовления колива порцесс не очень сложный, но не быстрый. Нужно для начала замочить пшеницу с вечера предыдущего дня. Затем ее отварить и подсушить. Орехи очищают и обычно измельчают. Изюм, если это требуется замачивают на несколько минут. Обжаривают семена кунжута и муку.

Раньше в коливо добавляли мед, который пропитывал пшеницу и смесь была больше похожа на кашу. Сейчас предпочитают использовать сахар или сахарную пудру. В некоторых регионах в блюдо кладут резанные листья петрушки. В качестве специй используют обычно корицу и гвоздику.

Рецепт колива самый простой

Традиционный классический рецепт колива из самых простых и доступных ингредиентов.

Время подготовки 8 часа

Время приготовления 40 минут

Время сушки 3 часа

Общее время 11 часа 40 минут

Порции 4 персоны

Ингредиенты

  • 500
    г
    — пшеница
  • 250
    г
    — изюм
  • 1
    ст.
    — грецкие орехи
  • 300
    г
    — сахар
    лучше мед
  • 1
    ст. л
    — корица
    по желанию
  • ½
    пучок
    — петрушка
    по желанию

Инструкции

  1. Пшеницу замочить на ночь в воде с солью. Утром удалить все всплывшие зерна и промыть.

  2. Поставить вариться на 30 минут на среднем огне. После чего откинуть на дуршлаг и дать немного остыть и стечь воде. Если зерна пшеницы успели развариться, то залить ее на несколько минут водой с солью, перемешать, и воду слить через дуршлаг.

  3. Расстелить кухонное полотенце (лучше на противень) и выложить на него ровным слоем пшеницу для того, чтобы она подсохла. Оставить ее так на 3 часа.

  4. Изюм, если он подсохший, залить теплой водой на 5 минут. После чего воду слить и выложить его на салфетки или на бумажное полотенце, чтобы удалить лишнюю влагу.

  5. Грецкие орехи очистить и крупно порезать.

  6. Выложить пшеницу в большую миску и добавить сахар или мед, изюм, орехи и перемешать.

  7. Всыпать корицу, резанную петрушку и снова все хорошо перемешать.

Заметки

Традиционная классическая колива подается как есть, без сопровождения. Чаще всего это происходит после специальной церковной службы.

Приятного аппетита! Καλή σας όρεξη!

Рецепт колива из пшеницы с гранатом и кедровыми орешками

Очень вкусный вариант приготовления традиционного блюда. Чтобы приготовить коливо из пшеницы нужно начинать это делать вечером накануне, т.к. пшеница требует замачивания.

Время подготовки 8 часа

Время приготовления 40 минут

Время сушки 3 часа

Общее время 11 часа 40 минут

Порции 4 персоны

Ингредиенты

  • 500
    г
    — пшеница
  • 200
    г
    — кунжут
  • 1
    шт.
    — гранат
  • 200
    г
    — изюм
  • 1
    ст.
    — грецкие орехи
  • 1
    ст.
    — кедровые орешки
  • 300
    г
    — сахарная пудра
    можно мед
  • 100
    г
    — мука
  • 1
    пучок
    — петрушка
    зеленая
  • 1
    ст. л.
    — корицы
  • 1
    ст. л.
    — соль

Инструкции

  1. Пшеницу замочить на ночь в воде с солью. Утром удалить все всплывшие зерна и промыть.

  2. Поставить вариться на 30 минут на среднем огне. После чего откинуть на дуршлаг и дать немного остыть и стечь воде. Если зерна пшеницы успели развариться, то залить ее на несколько минут водой с солью, перемешать, и воду слить через дуршлаг.

  3. Расстелить кухонное полотенце (лучше на противень) и выложить на него пшеницу для того, чтобы она подсохла. Оставить ее так на 3 часа.

  4. На сухой сковородке обжарить зерна кунжута, постоянно помешивая, до появления характерного запаха и изменения цвета. Затем переложить в небольшую емкость.

  5. В этой же сковородке слегка обжарить муку, периодически помешивая, до появления орехового запаха (она не должна сильно поменять цвет). Переложить ее в небольшую миску.

  6. Гранат очистить и зерна тоже сложить в небольшую емкость. Грецкие орехи очистить и крупно порезать.

  7. Изюм, если он подсохший, залить теплой водой на 5 минут. После чего воду слить и выложить его на салфетки или на бумажное полотенце, чтобы он подсох.

  8. Выложить пшеницу в большую миску и добавить сахарную пудру, муку и корицу. Все хорошо перемешать.

  9. Затем в миску высыпать орехи, кунжут и изюм. Тоже хорошо перемешать.

  10. В последнюю очередь всыпать зерна граната и петрушку. Перемешивать аккуратно, чтобы не повредить гранат.

Заметки

Колива подается в день приготовления. Как правило, это традиционное блюдо , которым угощают всех присутствующих после определенной церковной службы.

Приятного аппетита! Καλή σας όρεξη!

Как приготовить кутью из полбы с цитрусами, орехами и мёдом

Ингредиенты

  • Полба — 2 ст.
    +

  • Апельсин — 1 шт.
    +

  • Вода — 6 ст.
    +

  • Орехи грецкие очищенные — 1 ст.
    +

  • Мандарин — 1 шт.
    +

  • Сухой чернослив — 15 шт.
    +

  • Лимонная цедра — с 1 шт.
    +

  • Мед — 2-4 ст. л.
    +

  • Гранат — 1 шт.
    +

Добавить все в список покупок
Удалить все из списка покупок
Список покупок

Как сделать сочную кутью на основе полбы с фруктами и мёдом

Этот рецепт можно смело назвать оригинальным, ведь в нём много компонентов, которые для кутьи не совсем свойственны. Но именно благодаря этому угощение получается очень сытным, пикантным и особенным.

Какие-то компоненты из состава блюда вы можете убрать, если вам кажутся они лишними, однако мы советуем испробовать всё так, как написано в рецептуре. Ведь сочетание продуктов уникальное и поистине универсальное, так что в восторг от колива придут все домочадцы: и взрослые, и маленькие.

Отвариваем полбу в воде до готовности

  1. Первым делом перебираем полбу, отделяя от злаков мусор.
  2. Далее следует пшеницу промыть, откинуть на дуршлаг, дабы остатки жидкости после мойки стекли.
  3. Перекладываем промытую полбу в чистую кастрюлю, заливаем её кипятком и, периодически мешая, доводим до кипения. Как только пшеница начнёт кипеть, бросаем щепоть соли и варим зёрна 15-20 минут на довольно малом огне.

Идеальная текстура зёрен – в меру упругие, не слишком разваренные.

  1. С отваренной пшеницы сливаем ½ ст. пшеничного отвара (вода, в которой зёрна пшеницы варились) – он понадобится нам для того, чтобы заправить обрядовую кашу.
  2. Когда отвар частично слит, можно откидывать сваренную крупу на дуршлаг, после чего дайте ей немного остыть.

Подготавливаем сладкие компоненты для кутьи

  1. Орехи очищаем, слегка сушим их на умеренном пламени на сковородке. Сильно не зажаривайте, достаточно лёгкого румянца и такой же степени подсушенности.
  2. Подрумяненные орешки мельчим в мясорубке или используем для этой цели блендер. Желательно орехи подробить как можно мельче.
  3. Все фрукты, что указаны в списке ингредиентов, моем и очищаем от шкурки.
  4. Мандарин с апельсином делим на дольки, после чего их некрупно нарезаем.
  5. Спелый гранат разбираем на зёрнышки.
  6. Сухой чернослив (для мягкости его можно немного распарить) также стоит мелко нарезать.

Соединяем в тарелке полбяную кашу с добавками

  1. В миску перекладываем готовую полбу.
  2. В слитом ранее отваре растворяем мёд, затем переливаем полученную смесь в миску с кашей.
  3. Добавляем в крупу измельчённую цедру лимона и орехи, всё хорошенько перемешиваем.
  4. Когда продукты смешаны, порционно выкладываем их на тарелку, пересыпая нарезанными фруктами. Как вы украсите своё блюдо – решать вам.

На этом готовка праздничной кутьи окончена. Выглядит такое коливо очень нарядно, изысканно и аппетитно, да и на вкус это угощение не менее прекрасно.

Священная суть поминальной трапезы – что символизирует кутья на поминках

Кутья считалась традиционным блюдом во время поминок неспроста. Считалось, что она символизирует рост, развитие – зарождение новой жизни. Зерно по этой причине легло в основу блюда. Необходимо было готовить его для покойного, поэтому выбор пал на такой продукт. Кроме того, в состав входит еще и сладкая добавка, чаще всего используют мед, символизирующий блаженство вечной жизни. Такие значения продукты приобрели во времена христианства, т. к. подобная символика несет в себе смысл основных догматов религии.

Главные блюда поминального обеда

Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Одновременно готовят еще несколько блюд, которые стали традиционными:

  • блины;
  • пирожки;
  • котлеты.

Пища может быть скоромной (мясной, жирной) или постной. Выбор блюд зависит от того, приходится ли поминальный обед на период поста. Чаще готовят порционную пищу, что делает ее удобной для употребления не только за столом, но и на ходу (например, если устраивается не традиционный обед, а планируется меню по принципу шведского стола). Блины, пирожки и котлеты соответствуют данному критерию.

Помочь людям понять главное

– А не обросла ли за столько веков церковная жизнь обрядами сверх меры?

– А где критерий определения меры? В Церкви есть то, что составляет основу ее жизни – Евангелие и Евхаристия. Всё остальное можно забрать, но наша Церковь всё равно останется Церковью Христовой. Есть вещи главные, есть второстепенные.

Но вот приходит в храм человек с улицы, берет в руки Евангелие – поймет ли он его сразу? И попробуйте ему тотчас объяснить, что такое Евхаристия – всё ли будет ему ясно? Если человек искушенный в знаниях, с высшим образованием – может, ему будет и проще. А как объяснить это бабушке, например, или человеку малограмотному?! А ведь грамотными людьми наши храмы наполнились только в ХХ веке. До этого в храмах, в основном, были люди простые, которые едва-едва читать умели.

Знати и чиновников с образованием на Литургии присутствовало, как правило, несколько десятков человек, не больше. В древности же это соотношение и подавно было не в пользу грамотных. Нельзя было сказать: вот Евангелие – читай. Или: причащайся и не мудрствуй. И, конечно, со временем Церковь, так сказать, обросла вспомогательными средствами, которые помогали этим людям понять главное.

Один из самых простых примеров – икона. Ведь недаром ее называют «богословием в красках». Ту же, например, Троицу Рублёва можно буквально «прочитать». Десятиминутный рассказ о том, что, как и почему изображено на этой иконе, способен открыть достаточное количество богословских истин как воцерковленному христианину, так и впервые переступившему порог храма неофиту.

Кутья – что это означает. Почему кутья поминальная: история блюда, сакральное значение продуктов

Кутьей называется особое блюдо, которое готовится из зерна, крупы с добавлением различных компонентов (сухофруктов, орехов). Причем его всегда ассоциировали с поминальным обрядом, похоронами. В давние времена (до введения христианства) кутья была жертвенной пищей. Ее буквально считали едой умерших. Этнограф Дмитрий Зеленин подтверждает, что славяне с востока верили, будто покойник имеет все те же привычки, что и живущие на земле, включая необходимость употребления сладкой каши.

Языческие обряды частично сохранились и во времена христианства, но приобрели иное значение. Название «кутья» впервые появилось в Древней Греции, но некоторые историки считают его происхождение еще более давним. Для сравнения в Византии такое подношение (крупу с фруктами) называли коливом. В разных регионах и на различных территориях традиции приготовления этого блюда отличаются. Чаще всего оно употребляется на похоронах, поминках. Восточные славяне и поляки готовили коливо на Рождество, Крещение. Сегодня эти традиции распространились.

Значение блюда по-прежнему остается сакральным, но уже не считают, что это пища для покойника. Ее современное значение изменилось, определяется видом используемых продуктов:

  • пшеница (или другое зерно): перерождение души, что связано с попаданием зерна в почву, где оно дает новую жизнь молодому побегу;
  • мед – сладость, продукт символизирует райские обители, блаженство жизни в вечности;
  • добавки – плоды из Эдема.

Традиционные ингредиенты колива

А придумывать причины не нужно

– Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?

– Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.

С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу – еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.

А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: «Я знаю многие замыслы Бога».

Так вот, единственное, чего не стоит делать – придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает

Важно помнить – церковные обряды для этого не предназначены

Фото: iliya-monastery.org

Чем будем рисовать?

Когда видишь на поверхности готового колива лик святого или затейливый орнамент, в голове не укладывается: как можно сотворить такую красоту? Карандашом и красками такое не каждый изобразит, а тут-то вообще… Чем, кстати, это всё делается?

Рисунок — действительно, самая сложная часть работы. Он должен соответствовать православным канонам и традициям. Разрешается дополнить изображение орнаментом, что дает возможность использовать больше цветов в оформлении.

— Сначала у меня была одна техника украшения — роспись красителями по глазури,— рассказывает отец Виктор.— Но это занимало очень много времени, 7–8 часов. Потом я узнал, что на Афоне для создания рисунка применяют крашеный сахар. Попробовал, но в работе это оказалось неудобным, потому что кристаллы крупные — мелкие детали из них не сделаешь. На Афоне коливо в больших блюдах, и детали, соответственно, больше. В качестве цветных ингредиентов я стал использовать молотые маковые зерна, какао-порошок, специи с неярко выраженным вкусом — сладкую паприку, например. Но настал момент, когда этих цветов перестало хватать, и нужна была какая-то альтернатива. Так я перешел к крашеным сухарям. С помощью пищевых красителей можно создать огромную цветовую палитру. Применяю и натуральные красители: например, черный цвет получаю из чернил каракатицы.

В мастерской отца Виктора много баночек с сухарями разных цветов — действительно, хоть картину рисуй. Съедобные «краски» он заготавливает заранее. Процесс несложный: берем буханку пшеничного хлеба, срезаем со всех сторон корку, чтобы она не добавляла дополнительный тон. Режем на мелкие кубики и сушим до полной готовности. Затем разводим в воде пищевой краситель нужного цвета и погружаем туда сухари. Покрасив сухари в разные цвета, снова их сушим и перекручиваем через мясорубку в мелкую крошку — каждый цвет отдельно. Просеиваем через мелкое сито и засыпаем в емкости. Пудру из сухарей не следует хранить очень долго, так как она может прогоркнуть.

— Приготовить и украсить коливо может любой человек, даже не имеющий художественных навыков,— объясняет отец Виктор.— Главное — уметь держать в руках карандаш и линейку и быть готовым к кропотливому труду. Когда я только начал заниматься коливом, то решил для себя никогда не повторяться в рисунках. Пока получается. Обычно образы сами приходят в голову — тогда сажусь и начинаю рисовать. Как правило, это крест с каким-либо орнаментом или лик святого. Некоторые люди настороженно относится к тому, что на коливе изображен святой. Но такова традиция. На том же Афоне в монастырях святых изображают на коливе очень часто, и это никого не смущает.

После того как образ придуман и перенесен на бумагу, изготавливается трафарет. Круг с вырезанным крестом накладывается на поверхность колива, и незакрытое пространство засыпается цветными сухарями. Подобным же образом наносятся на поверхность колива остальные детали.

— Цвета должны гармонично сочетаться между собой,— продолжает отец Виктор.— Я стараюсь делать акцент не на цвет, а на сюжет. Помимо крашеных сухарей коливо можно украсить любыми орехами, зернами граната или очищенными тыквенными семечками. Но, повторюсь, это не кондитерское изделие, поэтому цукаты, мармелад, шоколад добавлять не стоит — это уже перебор.

Кутья на поминки – как освящать

Чтобы коливо приобрело иные свойства, такую пищу следует освятить. Святая вода меняет структуру веществ, а также продуктов. Лучше всего посетить церковь, но иногда такой возможности нет (забыли дома, не успели вовремя приготовить и т. д.). Существуют разные возможности для освящения:

  • посетить утреннюю службу, для этого коливо можно приготовить днем ранее или на рассвете;
  • из-за хлопот по приготовлению к поминальной трапезе не всегда удается выделить время на посещение храма (часто родные после похорон не в состоянии самостоятельно заниматься подготовкой), допускается дома окропить святой водой, верующие часто хранят некоторое ее количество, святую воду можно набрать при храме в удобное время;
  • если в нужный момент по разным причинам невозможно использовать ни один из вариантов, допустимо прочесть молитву над сладкой кашей, такое обращение тоже будет услышано и принято Господом.

Освящение поминальной кутьи

Ингредиенты для приготовления колива

  1. Пшеница (зерно) 1кг
  2. Cоль поваренная 0,5 чайной ложки
  3. Мед 100 грамм
  4. Молоко (любой жирности) 1, 5 л

1 Очищаем пшеницу.

Для приготовления коливо в первую очередь необходимо перебрать зерна пшеницы, отобрав испорченные, проросшие, а затем промыть зерно в тёплой водичке. Зерно нужно промывать до тех пор, пока Вы не убедитесь в том, что в крупе не осталось никаких отходов, шелухи или же мусора. Из дуршлага должна вытекать чистая вода.

2 Варим зерно.

Промытое и перебранное зерно замачивают в холодной воде на 2 — 3 часа, после чего заливают молоком, добавляют 0,5 чайной ложки соли и варят до полной готовности на среднем огне. Зерно должно получиться мягким, но не разваренным.

3 Подаем коливо.

После того как пшеница сварилась, остудите ее, а потом в уже остывшую пшеницу добавьте мед. Затем необходимо тщательно все перемешать, сложить в блюдо, которое Вам по вкусу и сверху, это конечно по желанию, присыпать сахарной пудрой. Украсить можно конфетами, нарезанными фруктами или же ягодами. Подавать можно вечером, на полдник или ужин. Приятного Вам аппетита!

Советы к рецепту

– — Коливо можно приготовить из любого злака, например риса или сарацинского пшена, как его назвали раньше, при этом подслащивая сахаром или медом и постепенно добавляя изюм, варенье и даже орехи.

– — Если возникли какие-то причины, по которым вы не смогли освятить кутью в церкви, не нужно расстраиваться. Это блюдо можно просто сбрызнуть святой водой дома или просто помолиться.

– — Коливо необходимо хранить в холодильнике не более 3х суток, в плотно закрытой ёмкости. Блюдо с коливом также можете плотно обернуть пищевой пленкой.

Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда

– Но ведь сейчас именно обряды для многих становятся главным – люди приходят в церковь освятить куличи, яйца, вербочки, воду.

– Давайте для начала разделим освящение и благословение. Если воду мы освящаем, то сказать буквально, что мы освящаем куличи, нельзя. Это лишь благословение на вкушение того, в чём мы отказывали себе на протяжении поста. Окончен пост, пришел праздник, и к нему приурочено благословение. Отсюда его торжественность. Но после благословения ни яйцо, ни верба не становятся святыней. Поэтому, кстати, мне совершенно непонятна забота некоторых православных о том, куда девать скорлупу от пасхального яйца или кочерыжку от яблока.

– Но ведь абсолютное большинство людей, крещенных в православии, считают, что и яйца, и вербочки, и яблоки после окропления святой водой становятся освященными предметами. И люди, которые приходят на Пасху, Крещение и другие праздники к храмам только для того, чтобы окропить еду, букетики и воду – они идут за освящением, а не за благословением!

– В том-то и беда. Но когда так думают люди нецерковные – это полбеды. Однако, к большому сожалению, и многие наши сознательные прихожане этого не чужды. А всё потому, что в сознании некоторых людей происходит некая подмена: человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок учится ходить.

Как приготовить коливо на Великий пост: традиционный церковный рецепт колива

Необходимые продукты:

1 стакан пшеницы

1 горсть изюма

Приготовление:

1. Пшенице необходимо замочить заранее, чтобы она пробыла в воде ночь.

2. Один стакан крупы залить 3-мя стаканами кипятка и варить до готовности (1-2 часа) на медленном огне, чтобы вода быстро не выкипела.

3. Пока варится крупа, необходимо залить изюм теплой водой для набухания.

4. Готовую пшеницу подвесить в марле, чтобы вода полностью стекла и каша остыла.

5. Выложить на бумажное полотенце изюм и дать ему обсохнуть.

6. Отложить несколько изюминок для украшения, а остаток смешать с пшеницей и медом.

7. Выложите сверху блюда изюм в виде православного крестика.

Символы кутьи

Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам.

Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.

Заступничество великомученика

Слово «коливо» буквально переводится с греческого как «вареная пшеница». Это название связано с древним обычаем делать поминальные подношения из зерна и фруктов — «kolibo», однако сейчас это блюдо готовят не только для поминовения усопших.

Традиция освящения колива появилась в Церкви полторы тысячи лет назад и связана с именем великомученика Феодора Тирона. Император Юлиан Отступник велел окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынке, чтобы благочестивые христиане, не желающие нарушать пост, сами того не осознавая, вкушали оскверненные продукты. В эти дни константинопольскому архиепископу явился во сне святой Феодор, который предупредил архиерея о замысле императора и повелел христианам в дни строгого поста не посещать торговые ряды, а употреблять вареную пшеницу из домашних запасов — коливо. В память об этом событии в Церкви установлен чин освящения колива. Он совершается в православных храмах в пятницу первой седмицы Великого поста.

Традиция приготовления колива и в другие дни церковного года широко распространена в Греции, Болгарии и Сербии и понемногу начинает возрождаться и в нашей стране. В Саратове этим благословили заниматься диакона Виктора Сигарева, тогда еще просто прихожанина Покровского храма. Кандидатура была выбрана не случайно: за плечами отца Виктора учеба в кулинарном училище, а затем — освоение профессии художника-скульптора и работа декоратором.

— В церковь я пришел, когда стал читать Библию и понимать, что в жизни есть вещи гораздо важнее мирской суеты,— вспоминает отец Виктор.— Когда начал воцерковляться и увидел красоту православного богослужения, стал задумываться о том, как я лично могу послужить Богу. Поэтому, когда предложили помогать в храме — заниматься коливом, я обрадовался. Мне было интересно попробовать себя в чем-то новом. О принятии сана я тогда и мечтать не смел, считая себя недостойным человеком. Но не мы выбираем Бога, а Он нас, как апостолов из рыбаков и мытарей. Для меня моя хиротония является чудом из чудес!

Что такое коливо, наш собеседник не представлял, поэтому искал информацию в Интернете. Примерно год ушел на освоение технологии, изучение нюансов, и, наконец, стало получаться.

— Лично для меня самым важным было понять, как украшать готовое блюдо, ведь к изготовлению колива я скорее приступал как художник, а не как кулинар,— говорит отец Виктор.— Хотя, конечно, в этом процессе важно всё, потому что если красиво украшено, но невкусно, есть никто не будет. Увлекаясь творчеством, не стоит забывать о рамках традиции, чтобы не превратить коливо из блюда церковного в обычный десерт

***

Протоиерей Владимир Пучков

Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.

Таким же образом и многие традиции у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.

Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.

Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector