Что такое схима и ее значение в православии
Содержание:
- Биография схимника
- Служение схимников
- Кто такой монах-схимник
- Кто такой монах-схимник
- Три степени служения
- Что такое схима
- Схимник — это кто?
- Что значит принятие схимы
- Схимонахиня Николая
- Великая схима
- Вторая ступень монашеского пути
- Схимник — это кто?
- Вершина монашеского подвига
- Рясофор
- Монашеский постриг
- Принятие схимы
- Что такое самораспятие
- Какая разница между иноком и монахом?
Биография схимника
Ознакомившись с биографией старца, можно сделать вывод, что не случайно Господь избрал его на монашеское служение, с раннего детства Виктор Александрович Богомолов воспитывался в духе христианских ценностей.
Происхождение
Родился будущий схимник в 1935 году в многодетной семье Богомоловых. Мать и отец Виктора воспитывали восьмерых детей, проживала семья в деревне Андреевка, расположенной в Пермской области. Мать Вити работала скотницей на колхозной ферме, а с детьми помогала управляться бабушка. Она, как истинная христианка, начинала каждый новый день с горячей молитвы, причем читала они их по памяти до глубокой старости, а уже после обряда приступала к приготовлению еды для большой семьи.
Именно бабушка и приучила будущего насельника Оптиной пустыни к молитве, как вспоминал сам схимник Евфимий, он с раннего детства не представлял, как можно приступать к завтраку без совершения молитвы.
Детские годы
Каждый вечер дети с мамой и бабушкой молились при зажженной лампадке перед иконами и просили, чтобы Господь сохранил отца и других русских воинов. И Всевышний ответил на молитву детей, отец Виктора вернулся домой после окончания войны.
Образование
С учебой у мальчика не все шло гладко из-за того, что нужно было помогать семье по хозяйству, пасти коров. Также на протяжении лета в обязанности Виктора входил выпас колхозных овец, поэтому придя в октябре в школу после 4 класса, он понял, что сильно отстал от своих сверстников. Обеспокоенная плохой успеваемостью учительница посетила семью Богомоловых и рассказала родителям о проблеме. Тогда отец семейства напрямую спросил Витю, хочет ли он учиться, а если нет, то пусть отправляется на работу в колхоз. Мальчик ответил, что пойдет трудиться, так с 12 лет будущий схимник начал работать.
В этой сфере схимник Евфимий добился блестящих результатов, защитив кандидатскую и став заместителем директора по научной работе. Им написано около 250 научных статей, также в копилке достижений Виктора Александровича две серебряные медали ВДНХ за проведенные исследования.
Послушание на Оптинских полях
В 2003 году Виктор Богомолов пришел в Оптину пустынь, чтобы принять монашеский постриг под именем Елисей и остаться там до конца своей земной жизни. Узнав о его профессии, старцы дали ему послушание на Оптинских полях, которые впоследствии в шутку стали называть Елисеевскими.
Рукоположение отца Елисея в схимонахи произошло незадолго до его смерти, после этого он получил имя Евфимий.
Кончина
Отошел к Господу старец Евфимий в 2020 году 29 ноября. Однако и после смерти схимонаха не прекратился поток паломников, которые хотели помолиться на могиле святого отца и получить от него духовную поддержку.
Служение схимников
Чем отличается послушание схимников от послушания рясофоров? У них остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. Одним словом, великосхимники не занимаются ничем, кроме молитвенного служения. Рясофор выполняет в монастыре разные работы наравне с трудниками (проживающими в обители работниками). Он проходит своего рода искус — испытание на выдержку.
После того как искус пройден успешно, начинаются посвящения. Сначала человека постригают в иноки, затем в схимники. Эти посвящения отличаются друг от друга числом даваемых обетов и особенностями аскетического поведения. Схимники полностью оставляют все земные дела и заботы, чтобы посвятить себя молитве. Молитва в христианстве является высшей добродетелью, так как позволяет соединяться духом с Господом.
Схимонах и схимонахиня стараются во всем уподобиться в своей жизни образу Богочеловека — Иисуса Христа. Это является самым главным и значимым в их жизни. Все остальное меркнет по сравнению со светом Господа и его благодатью.
Однако период послушничества может растянуться на многие годы, и человек может умереть послушником. Почему так происходит? Потому что монашество — это не выбор человека, а призвание. Если настоятель монастыря не видит призвания у человека, постриг так и не состоится. Человек может быть полностью уверен в своем избрании, но через несколько лет может и усомниться в этом. Потому ответственность за постриг ложится на настоятеля монастыря, который должен определить истинность намерений и выбора пути послушника.
Кто такой монах-схимник
Монаха, принявшего «великий ангельский образ», называют схимником.
Внешний вид
Все одежды монаха предназначены для духовной борьбы (брани) с миром, плотью и дьяволом.
Они являются всеоружием Божьим:
- Власяница, или хитон, является напоминанием клятвы нестяжания.
- Параман — небольшая четырехугольная плащаница , носимая на спине (хребте), на которой изображены восьмиконечный православный крест, Адамова голова и орудия Христовых страданий. Надпись гласит: «Азъ язвы Господа моего Iисуса Христа на тѣлѣ моемъ ношу «. Ношение этого плата постоянно напоминает о кресте, который взял на себя монах.
- Ряса (риза радования) — напоминает об обете послушания.
- Пояс кожаный знаменует подпоясание силой истины, обновление духа и умерщвление плоти.
- Мантия (паллий) знаменует охраняющую монаха силу Божию, а само облачение называется ангельским.
- Клобук (наглавник) — это шлем, который монах, словно воин, надевает для защиты от врагов (искушений) как надежду на спасение. Этот головной убор снимается на шестой день после пострижения. Новопостриженного из храма переводят в келью.
- Сандалии знаменуют готовность инока на всякое дело благое и послушание.
- Четки (вервица) называются мечом духовным, так как указывают иноку на постоянное пребывание в молитве. Также они нужны для совершения молитвенного правила.
- Кукуль (в переводе с древнегреческого означает «чепец, колпак») знаменует шлем спасения и указывает на высшую степень совершенства — младенческое беззлобие. Он является кругообразно расположенным капюшоном, скрывающим голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен крестами. Всего пять крестов: на челе, на груди, на обоих плечах и спине.
- Аналав — это украшенная крестами широкая длинная полоса с прорезью посередине. Носится на спине и груди, а надевается через голову. По сути, это то же, что параман для малосхимника.
Правила поведения
У схимонахов остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. То есть, кроме молитвенного служения, они ничем не занимаются.
Рясофор, наоборот, проходит испытание на выдержку, выполняя в обители разноплановые работы наравне с трудниками (проживающими в монастыре работниками).
Обеты
Монах дает при постриге три обета.
Это:
- Обет нестяжания (бедности) подразумевает полный отказа от какого-либо личного имущества.
- Обет целомудрия — это не только безбрачие, но и отрицание пола вообще.
- Обет послушания — отказ от собственной воли.
Кто такой монах-схимник
Монаха, принявшего «великий ангельский образ», называют схимником.
Внешний вид
Все одежды монаха предназначены для духовной борьбы (брани) с миром, плотью и дьяволом.
Они являются всеоружием Божьим:
- Власяница, или хитон, является напоминанием клятвы нестяжания.
- Параман — небольшая четырехугольная плащаница , носимая на спине (хребте), на которой изображены восьмиконечный православный крест , Адамова голова и орудия Христовых страданий. Надпись гласит: «Азъ язвы Господа моего Iисуса Христа на тѣлѣ моемъ ношу «. Ношение этого плата постоянно напоминает о кресте, который взял на себя монах.
- Ряса (риза радования) — напоминает об обете послушания.
- Пояс кожаный знаменует подпоясание силой истины, обновление духа и умерщвление плоти.
- Мантия (паллий) знаменует охраняющую монаха силу Божию, а само облачение называется ангельским.
- Клобук (наглавник) — это шлем, который монах, словно воин, надевает для защиты от врагов (искушений) как надежду на спасение. Этот головной убор снимается на шестой день после пострижения. Новопостриженного из храма переводят в келью.
- Сандалии знаменуют готовность инока на всякое дело благое и послушание.
- Четки (вервица) называются мечом духовным, так как указывают иноку на постоянное пребывание в молитве. Также они нужны для совершения молитвенного правила.
- Кукуль (в переводе с древнегреческого означает «чепец, колпак») знаменует шлем спасения и указывает на высшую степень совершенства — младенческое беззлобие. Он является кругообразно расположенным капюшоном, скрывающим голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен крестами. Всего пять крестов: на челе, на груди, на обоих плечах и спине.
- Аналав — это украшенная крестами широкая длинная полоса с прорезью посередине. Носится на спине и груди, а надевается через голову. По сути, это то же, что параман для малосхимника.
Правила поведения
У схимонахов остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. То есть, кроме молитвенного служения, они ничем не занимаются.
Рясофор, наоборот, проходит испытание на выдержку, выполняя в обители разноплановые работы наравне с трудниками (проживающими в монастыре работниками).
Обеты
Монах дает при постриге три обета.
- Обет нестяжания (бедности) подразумевает полный отказа от какого-либо личного имущества.
- Обет целомудрия — это не только безбрачие, но и отрицание пола вообще.
- Обет послушания — отказ от собственной воли.
Три степени служения
Составитель книги «Вопросы священнику», Сергей Шуляк, собрал в одном издании ответы православных деятелей на обращения верующих. Например, клирик церкви Рождества Иоанна Предтечи (Санкт-Петербург) Константин Слепинин, отвечая на вопрос о церковной иерархии, коснулся и «черного» духовенства. Он отметил, что схима подразделяется на малую и великую.
«Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима). Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу»… Малая и великая схима («форма», «образ») – высшие степени. Они отличаются более строгими обетами», – пояснил священнослужитель.
А вообще, слово «схима» переводится с древнегреческого языка как «образ». То есть, человек, который ее принял, как бы теряет свою мирскую личность, символически отказываясь от жизни. Но взамен он словно приобщается к другому, более высокому образу бытия, напоминающему ангельское существование.
Неслучайно, принимая схиму, монах получает новое имя, ведь его прежней личности больше не существует. Православные отшельники часто селились в пещерах, уподобляемых гробам, чтобы полностью посвятить себя лишь служению Всевышнему. Таких людей в народе почитали как святых старцев, поскольку к осознанному принятию великой схимы человек, как правило, приходит уже в зрелом возрасте.
Сейчас многие схимонахи живут при монастырях, закрывшись от мира в своих одиноких кельях. Обычные для представителей «черного» духовенства обеты послушания, целомудрия и нестяжания они дополняют торжественной клятвой полностью посвятить себя делам духовным. Поэтому схимники освобождаются от всех обязанностей (послушаний), которые исполняют обычные монахи при монастыре. Например, отшельники не занимаются уборкой помещений или приготовлением трапезы.
Одежда человека, принявшего «великий ангельский образ», тоже отличается от облачения других членов братии. Помимо рясы схимник носит параман (особый плат, который носится под одеждой на спине и напоминает о кресте, который взял на себя монах), остроконечную шапочку с крестами (куколь) и мантию.
Что такое схима
Схи́ма (от древне-греческого слова «σχῆμα» — образ, внешний вид) — это зарок соблюдать суровые монашеские правила поведения. Одежда монаха имеет аналогичное название.
Происхождение слова и значение понятия
Для того, чтобы понять значение слова, нужно обратиться к его истокам. Древнее греческое слово shēma переводится как образ, фигура, вид. Производной от этого слова является «схема».
Умирая для простой земной жизни ради соединения с Богом, постригающиеся в схиму приобретают ангельский вид, то есть после принесения обетов они становятся бесплотными ангельскими образами, «схемами». То есть, схема удерживает человека от грехопадения, как некий остов.
Схимник — это кто?
Каждый христианин самостоятельно выбирает свой путь к духовному спасению. Это может быть и супружеская жизнь в христианском браке, и целомудренная безбрачная жизнь (монашество).
Как отдельный вид христианской жизни монашество оформилось в 4 веке в Египте. К этому времени относится появление первых монашеских общин. Их участники вели образ жизни, который отличался от поведения остальных верующих. Отличия этих отшельников относились как к внутренним изменениям (постоянная молитва, смирение), так и к внешним атрибутам (например, особое одеяние монаха). В греческом языке «схима» означает «образ». Первоначально такое понятие относилось только к одежде. Со временем схимой стали называть само монашество. Поэтому схимник — это монах, давших обеты (обещания) послушания, нестяжания и целомудрия.
Что значит принятие схимы
Христианина, который решил принять постриг монашества, вначале постригают в рясофорные монахи или иноки. В этом обряде на голове будущего инока выстригается крест, но он при этом не произносит монашеские обеты, и его имя не меняется. Иноки носят рясу, черное одеяние, в котором широкие рукава и наглухо застегнутый воротник. Это символ отречения от внешнего мира, покаяние и плач.
Также инокам разрешено носить камилавку, как символ церковной награды, которая была введена в Православии в 1798 году.
Награждение правом ношения камилавки священника
Камилавки (головной убор) у иноков черного цвета, без всяких наметок. По мере продвижения в священнослужении камилавки могут быть фиолетового и белого цвета. Проходит время, инок готовится к принятию великого обета отречения от мира.
По словам святых отцов, принятие пострига в рясофоры сравнивается со вступлением в отряд войска Небесного для изучения боевого искусства, которое так необходимо на ниве битвы Божьей. Новорукоположенный схимник вначале постригается в малую схиму через дачу обетов послушания, целомудрия, при этом ему дается новое имя.
Малосхимник получает и новую одежду:
- мантия без рукавов, надеваемая поверх рясы;
- параман — прямоугольная накидка черного цвета, на ней изображен крест и орудия страстей Христовых, которая носится на спине;
- клобук — головной убор в виде камилавки с наметками;
- сандалии;
- четки.
Важно! Принятие малой схимы означает добровольный отказ от прелестей мира и принятие строго аскетического образа жизни. Мантия символизирует готовность выступить на войну, демонстрацией военного парада Войска Небесного
Схимонахиня Николая
После победы и демобилизации Галя, так долго мечтавшая о монастыре, прямо в солдатских галифе отправилась с тремя спутницами на Украину. В России в то время все женские монастыри были закрыты. Они хотели поступить в какой-нибудь киевский монастырь, но одна из ее спутниц была в 30-е годы репрессирована, и теперь ей не разрешалось жить в крупных городах. Поэтому будущие монахини отправились в Золотоношу Черкасской области, где действовала Иоанно-Богословская Красногорская обитель.
Мон. Николая в Красногорском монастыре
Игумения Красногорского монастыря выдала им юбки и приняла в число сестер. Здесь в 1950 году Галя Засыпкина приняла монашеский постриг с именем Николая.
Насельницы Красногорского монастыря: мон. Николая, посл. Клавдия и мон. Асенефа. 1950-е гг.
Энергичная и решительная, она была правой рукой игумении. К чиновникам настоятельница ездила только с монахиней Николаей – знала, что она с любым человеком поговорит как надо, не растеряется.
Красногорский Свято-Покровский женский монастырь
В 1963 году, когда началась новая волна гонений на верующих, закрыли и Красногорский монастырь. Матушке Николае пришлось вернуться в Свердловск, о чем она очень печалилась. Однако и в миру она продолжала вести монашеский образ жизни. В 70-е годы вокруг нее постепенно собралась небольшая община монашествующих и мирян, получавших немалую пользу от ее советов.
В последние годы матушка Николая, тогда уже схимонахиня, жила в небольшой квартире со своей келейницей, монахиней Сергией. Бог судил ей увидеть начало возрождения ее родного Ново-Тихвинского монастыря. Летом 1995 года к ней приехали настоятельница и сестры возобновленной обители. Ей было уже за восемьдесят, болезни не позволяли ей выходить из дома и бывать в храме, о чем она очень скорбела. Но каждый день она вычитывала службу дома. Исповедовали и причащали ее на дому. Несмотря на возраст, во всем чувствовался ее живой характер: все, что матушка Николая могла делать по хозяйству, получалось у нее скоро и легко. Из-за бессонницы она часто все ночные часы посвящала молитве. У нее были четки на пятьсот узлов, принадлежавшие когда-то схимонахине Евфросинии, по ним она и молилась. Ее чада запомнили такое наставление: «Иисусову молитву не оставляйте. Всегда имейте ее в устах. Когда будет холодно – она вас согреет. Когда будет голодно – она вас напитает».
У изголовья матушки Николаи висели фотографии двух молитвенниц, чьим примером она руководствовалась и на чью помощь всегда надеялась — схиигумении Магдалины и схимонахини Евфросинии. Каждый вечер она просила их молитв, и, как верная послушница, брала благословение игумении.
На Рождество 1997 года поздравить матушку Николаю пришло, как всегда, много духовных чад. Она сама приготовила праздничное угощение, пригласила всех на трапезу, но гости стали замечать, что сама матушка ничего не ест и выглядит очень болезненно. Как оказалось, у нее была температура под сорок, но она, превозмогая себя, желала доставить радость своим чадам. От этой болезни матушка Николая уже не оправилась. 18 января 1997 года, в Крещенский сочельник, душа ее отошла ко Господу в то время, когда в храмах совершалась праздничная Божественная литургия.
… Церковным историкам известен крупный уральский процесс 1932 года, по которому в качестве обвиняемых проходило около трехсот монашествующих, представителей духовенства и верующих мирян. Процесс носил характерное название — «Историческая гниль». Но историю обмануть нельзя. Со временем она разоблачает любую человеческую ложь и все называет своими именами. Время показало, что именно те, кого именовали гнилью, на самом деле спасли Россию от разложения. Потому что были, по завету Христа, «солью земли».
Материал подготовлен сестрами Ново-Тихвинского монастыря, Екатеринбург
Великая схима
Великая схима в Православии — высшая степень монашества. Даются те же обеты как для малой схимы, но их исполнение является более строгим. Это предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения со Творцом. Монахам великой схимы еще раз меняется имя. Их называют великосхимниками. В монастырях они как правило живут отдельно от остальной братии. Они несут только послушания служения на Литургии и духовничества. Если епископ принимает великую схиму, то он удаляются от управления епархией. Великосхимники носят хитон, аналав, рясу, мантию, куколь, четки, сандалии.
Аналав — небольшой четырехугольный плат с изображением страстей Господних. Символически аналав свидетельствует о полной смерти для мира и всего мирского.
Отличительной деталью одежды великосхимники является головной убор — куколь. Это черный остроконечный капюшон с изображениями крестов, серафимов и текстом Трисвятого. Его две длинные полосы материи закрывают спину и грудь. Куколь является напоминанием о необходимости иметь младенческое незлобие во свидетельство слов Господа: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 18:3). Также куколь символизирует благодать Божию, покрывающую ум монашествующего и помогающая ему бороться со страстями.
Вторая ступень монашеского пути
Следующий этап, который должны пройти будущие схимники, — это пострижение в мантию, или, как её называют, малую схиму. При этом они дают обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Тем самым обещают Господу до конца земной жизни беспрекословно подчиняться воле своих духовных отцов и исполнять любое послушание, наложенное на них монастырским начальством, не иметь никакой личной собственности, а довольствоваться только тем, что принадлежит всей братии, и, наконец, отказаться от супружества и интимной жизни.
Их повседневный гардероб с этого дня включает в себя, кроме рясы, длинную накидку без рукавов — мантию, которая и дала название этому этапу монашеского пострига. Кроме того, их голову покрывает клобук — высокий головной убор, поверх которого крепится четырёхугольный плат, именуемый параманом. Дополняют облачение чётки и пошитые особым образом сандалии. Каждый, кто удостоился пострижения в малую схиму, становится на путь строгого аскетизма.
Он предполагает отказ от всех обычных земных удовольствий, направленных на ублажение плоти, и концентрирует все свои усилия на непрерывном духовном росте. Умаление или даже отрицание чувственного внешнего мира ради будущей вечной жизни — вот основополагающий принцип аскезы. Схимники — это люди, окончательно порвавшие со своим прошлым и лишённые возможности вернуться к прежней жизни, не понеся строгого церковного наказания.
Схимник — это кто?
Каждый христианин самостоятельно выбирает свой путь к духовному спасению. Это может быть и супружеская жизнь в христианском браке, и целомудренная безбрачная жизнь (монашество).
Как отдельный вид христианской жизни монашество оформилось в 4 веке в Египте. К этому времени относится появление первых монашеских общин. Их участники вели образ жизни, который отличался от поведения остальных верующих. Отличия этих отшельников относились как к внутренним изменениям (постоянная молитва, смирение), так и к внешним атрибутам (например, особое одеяние монаха). В греческом языке «схима» означает «образ». Первоначально такое понятие относилось только к одежде. Со временем схимой стали называть само монашество. Поэтому схимник — это монах, давших обеты (обещания) послушания, нестяжания и целомудрия.
Вершина монашеского подвига
Высшей ступенью монашества является великая схима. Она требует наиболее полного, предельного отречения от мирской жизни во имя единения с Богом. Во время обряда дают ещё раз те же самые обеты, что и прежде, но они при этом имеют более строгую форму. Это, в свою очередь, даёт дополнительный толчок к их неукоснительному соблюдению.
Каждый, кто постригается в великую схиму, получает новое имя, благодаря чему у него увеличивается число небесных покровителей, помогающих сносить все тяготы и укрепляющих на пути к спасению. Не случайно схима именуется «ангельским образом». Дело в том, что само это слово греческого происхождения, а означает оно «вид» или «образ». Исходя из этого, схимники — это носители образа ангела, которому они уподобляются своим служением Богу.
Рясофор
Чтобы человек доказал свою твёрдость намерений, на первой стадии его постригают в рясофор. Это самая начальная и первая стадия, через которую должны пройти все послушники, чтобы стать схимниками. Термин «рясофор» обозначает «несущий рясу». Ряса — это длинна одежда, с очень широкими рукавами, она обычно застёгивается на вороте или поясе и имеет чёрный цвет.
После обряда у послушника начинается испытательный срок, который может продлиться довольно длительное время, а готовность монаха перейти на следующую стадию определяет настоятель его обители. В течение всего этого срока послушник ещё может вернуться в обычную жизнь и при этом не последует никакого церковного наказания.
Монашеский постриг
Монахами могут становиться разные люди, порой, с совершенно разными целями. Чтобы сохранять этот религиозный институт в благости и чистоте, в православии используется специальная система ступеней, которая фактически каждому позволяет обрести желаемое духовное состояние.
Каждый из монахов, выбравших для себя путь служения Богу, может остановиться на определенной ступени и обрести, так сказать, покой. Благодаря этой системе никто не остается без дела, не печалится. При этом традиция получает людей соответствующей квалификации для каждого дела.
Итак, ступени православного монашества:
- трудник – такой человек работает в монастыре и проживает там, посещает службы, может приобщаться к укладу, но не принимает обетов и не постригается, сейчас распространено принятие трудников во многих монастырях, нередко православные приезжают туда ежегодно на 2-3 недели как на своеобразный отдых, чтобы немного отвлечься от мирского и приобщиться к духовному;
- послушник – такой чин сразу получают пришедшие семинаристы и пономари, а также трудники, которые прошли через различные послушания, они благословляются духовенством и могут носить подрясники и скуфейки (это повседневная монашеская одежда);
- рясофор – начальная стадия монашества, послушник получает благословение носить рясу, четки и другие предметы монашеского обихода, но ему не дают нового имени, и он не принимает на себя каких-то суровых обетов, по сути, этот этап является преддверием самого монашества, он может длиться существенный период, рясофорный послушник решает какой выбрать дальнейший путь, помимо всего остального, может спокойно завершать монашескую «карьеру» и вернуться в мир;
- малая схима – тут, собственно, и начинается монашество как таковое, послушник принимает постриг в собственной обители и дает различные обеты, получает новое имя, причем этот этап состоит из двух: сначала идет иноческий (послушник становится иноком) постриг (тут обеты не так суровы), а следующим является мантийный постриг, который превращает послушника в настоящего монаха, который отрешается от мира и имеет собственной целью непрестанное духовное совершенствование, отсюда не существует обратной дороги, точнее, если такой монах разоблачиться, то последуют негативные последствия со стороны церковного института;
- великая схима – окончательный этап, когда снова меняется имя, выполняется новый ритуал пострига, обеты дополнительно утверждаются и могут стать более суровыми.
Таким образом, система внешних формальностей также представляет собой и систему духовного развития от простого человека, который иногда трудится в монастыре, до полного отрешения от мира и принятия обета непрестанной молитвы.
Принятие схимы
Существует три чина пострижения.
- в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
- в мантию;
- в схиму.
Для чего нужно
Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.
Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:
- Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
- Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
- Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.
Постриг в рясофор
Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).
Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:
- покаяние;
- плач;
- отречение от мирской суеты.
Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».
Облачение инока состоит из:
На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.
Постриг в малую схиму
Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.
Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:
- Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
- Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.
Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.
Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.
Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.
Постриг в великую схиму
Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.
Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.
Что такое самораспятие
Известный православный богослов Феофан Затворник (1815-1894 гг.) в своем сочинении «Наставления в духовной жизни» призывал монахов не спешить с принятием схимы, чтобы не повеселить бесов. Он сам долгое время жил в уединенной келье Вышенской пустыни Тамбовской епархии, занимаясь переводами и написанием духовной литературы. Богослов был уверен, что главная идея схимничества – добровольное символическое самораспятие.
«На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может. Если у вас это самораспятие есть, или вы усердно желаете его и готовы для него на все, то это будет свидетельствовать, что вы готовы для схимы», – отметил Феофан Затворник.
В противном же случае, если монах принимает «великий ангельский образ», но в его душе еще не созрела идея полного отречения от жизни, то ангелы будут плакать, а бесы поднимут громкий смех. Служителей Сатаны обрадует, что схимник все еще является рабом мирских желаний и страстей.
Феофан Затворник считал, что к идее символического самораспятия православный монах может прийти лишь с годами, после длительной работы над собой.
Какая разница между иноком и монахом?
Если разобраться подробнее в православном документе «Положение о монастырях и монашествующих», то можно понять, в чем же разница между этими двумя понятиями.
Итак, человек трудится в монастыре и хочет впоследствии стать монахом. Вначале он послушник (или трудник). После того как он некоторое время, три года или более, поработал на благо монастыря, то может стать «рясофорным». Это значит, что ему стригут волосы, надевают рясу и камилавку. В некоторых монастырях различают ступени от рясофорного до инока, которому, кроме всего прочего, дают еще и клобук (такой головной убор, признак монашествующего человека).
То есть инок — это первая ступень к тому, чтобы стать монахом. Но обетов он не дает. Иногда уже иноку дают новое имя, но не всегда. Послушника стригут в иноки только в том случае, если он справился с испытательным сроком в должности послушника.
Монах — это уже следующая ступень, пострижение в малую схиму. Он дает обеты, которых инок еще не давал. Их три:
- Сохранение целомудрия (не вступать в контакт с женщиной).
- Послушание (отречение от своей воли, упование только на Бога).
- Нестяжание (не иметь ничего у себя в собственности).
Какие же обеты тогда дает инок? Он обещает оставаться в монастыре пожизненно и служить Богу, братии, людям.
Стоит упомянуть, что если послушника постригли в иноки, или последнего в монахи, это не может означать, что они стали выше других в монастыре. Никаких привилегий среди других это не дает. Все служат Господу и братии по силам и возможностям каждого.
Однако уже инок для мирян является примером и образцом духовного поведения и любви ко всем людям.