Основатели киево-печерской лавры

Прп. Антоний исповедник (1867-1942) + видео

Ближние пещеры

Память 1 ноября

Будущий исповедник схиархиепископ Антоний (Абашидзе) родился 12 октября 1867 года в селе Веджины Тифлисской губернии, принадлежал к грузинскому аристократическому роду: по отцу происходил из князей Абашидзе, по материнской линии он был в родстве с княжеским родом Багратиони. Окончил Тифлисскую гимназию.

В 1891 году поступил в Киевскую духовную академию. 16 ноября того же года был пострижен в мантию с именем Димитрий; 21 ноября рукоположен в сан иеродиакона.

В 1896 году окончил Киевскую духовную академию и рукоположен во иеромонаха.

С 16 августа 1896 года преподавал Священное Писание в Тифлисской духовной семинарии. Далее следовало назначение инспектором Кутаисской, а затем Тифлисской семинарии, после чего с возведением в сан архимандрита он становится ректором в Александровской миссионерской духовной семинарии. Во время своей работы с молодыми людьми он проявлял сдержанность и требовательность, которые сочетались с его глубокой духовностью.

23 апреля 1902 года был хиротонисан во епископа Алавердского, викария Мцхета-Карталинской епархии. Последовательно он в дальнейшем занимал Гурийско-Мингрельскую, Балтскую, Туркестанскую и Ташкентскую кафедры, а с 1912 года – епископ Таврический и Симферопольский.

После прихода советской власти в Крым архиепископ Димитрий писал Патриарху Тихону: «Одному только Богу ведомо, что терпим мы здесь в Крыму, ставшем вторым Кронштадтом. Все население держат в страхе, не считаясь решительно ни с чем. Нас — церковных людей всячески донимают. Захватили и совершенно разорили богатый Корсунский монастырь в Днепровском уезде, ограбили Кизилташскую обитель; завладели Георгиевским Балаклавским монастырем и отдали его в распоряжение «Союза увечных воинов»; в настоящие дни бесцеремонно грабят Херсонисский и Инкерманский монастыри (оба вблизи Севастополя); консисторское здание объявили собственностью «Таврической республики» и всем чиновникам приказали в течение недели «очистить помещения».

11 апреля 1923 года был арестован и выслан из Крыма. После высылки переехал в Киев и поселился в Китаевской пустыни при Киево-Печерской Лавре, а после ее закрытия жил на частных квартирах.

В 1928 году был пострижен в великую схиму с именем Антоний — в честь Антония Печерского.

В 1933 году был арестован и приговорен к 5 годам заключения условно; жил на частной квартире на Козловской улице, близ Киево-Печерской Лавры.

Совершал тайные службы и рукоположения, пытаясь таким образом сохранить православную иерархию, будучи до конца своих дней верным чадом Православной Церкви. Рискуя оказаться арестованным или, более того, убитым, в 1937 году совершил тайное отпевание экзарха Украины митрополита Киевского Константина (Дьякова), замученного в тюрьме, чья могила впоследствии была установлена на Лукьяновском кладбище в городе Киеве.

После открытия Лавры 27 сентября 1941 года переселился туда, заняв дом бывшего блюстителя Ближних пещер, где для него был восстановлен небольшой храм.

Скончался в декабре 1942 года, похоронен за алтарной стеной Крестовоздвиженского храма Лавры у входа в Ближние пещеры.

Милостью Божией 22 апреля 2012 года совершен чин причисления схиархиепископа Антония к лику местночтимых святых Киевской епархии. День памяти святого исповедника 1 ноября (19 октября по ст. ст.).

Прибытие на Афон и постриг

Оставив родные края, юноша отправляется в Палестину, туда, где Сын Божий когда-то проповедовал своё учение. Странствуя по Греческой земле, Антипа посещает монастыри, смотрит, впитывает, усваивает. Знание основ монастырской жизни пригодится ему позже, когда под его надзором и благодаря его непрестанным молитвам начнёт зарождаться один из самых сильных духовных центров Русской земли.

В одной из афонских обителей, монастыре Эсфигмен, странник был пострижен в иноки под именем Антоний. Несколько лет на Афоне прошли для подвижника как один день. Зарекомендовав себя как строгого аскета и скромного молитвенника, он получает благословение от настоятеля вернуться на Русь для утверждения там христианской веры. такое напутствие получает инок и отправляется в дорогу.

Преподобный Антоний Печерский. Иконы

Известно несколько типов изображения преподобного Антония Печерского: единоличные, вместе с преподобным Феодосием Печерским, в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы преподобных Антония и Феодосия Печерских. Древнейшее изображение Антония, предстоящего Пресвятой Богородице, сохранилось на Печерской иконе Божией Матери, ок. 1288 г.: преподобный Антоний представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой — развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся въздержанье и не лѣнмься иа бо о сѣм Гд помощьника», слева — преподобный Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в.

Свенская икона Богородицы с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Киев, ок. 1288 г. Происходит из Успенского Свенского монастыря близ Брянска. Москва, ГТГ

Преподобный Антоний Печерский (фрагмент Свенской иконы Богородицы). Киев, около 1288 г. Москва, ГТГ

Пресвятая Богородица на престоле, с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Москва, 1563 – 1583 гг. Москва, Успенский собор Московского Кремля

К единоличным изображениям преподобного Антония относится шитый покров начала XVI в., изготовленный для Киево-Печерского монастыря и вложенный в 1586 г. в Кирилло-Белозерский монастырь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе.

Преподобный Антоний Печерский. Шитьё. Москва, конец XV – начало XVI в. СПб, ГРМ

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Шитая хоругвь (фрагмент). Новгород, первая половина XVI. Из церкви св. Никиты. СПб, ГРМ

Софийский иконописный подлинник второй четверти XVII в. предписывает изображать Антония «в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы» [].

Преподобный Антоний Печерский. Минея – Май (фрагмент). Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет МДА

Прп. Антоний Печерский. М.И. Дикарев (?). Икона. Мстера. 1890-е годы

Преподобный Антоний Печерский

Гнев Изяслава

Вот только, судя по всему, авторитет смиренного монаха был так велик, что он все же занимал заметное место в политической жизни русской столицы. Об этом говорит и то, что князь Киева Изяслав Ярославич неоднократно приезжал в монастырь на Берестовой горе, чтобы посоветоваться с мудрым старцем. Кроме того, даже сама обитель здесь была устроена по настоятельной просьбе сына Ярослава Мудрого, после чего Антоний и удалился в новый затвор. Но со временем отношения князя и старца стали портиться. Так, правителю очень не нравилось, что многие его ближние сановники, прельстившись монашеской жизнью, принимали постриг в новом монастыре, где Антоний их ласково принимал и наставлял в иночестве. Примером тому служит история любимца князя, евнуха Ефрема, после пострижения которого правитель чуть было не закрыл монастырь и не разогнал живших там монахов. Говорят, что только заступничество любимой дочери князя спасло от наказания Антония и его соратников. Также Изяслав остался недоволен предсказанным ему иноком позорным поражением в предстоящей войне с половцами, которое, увы, вскоре точно исполнилось. Но это было только начало конфликта. В 1068 году в Киеве произошёл государственный переворот, в результате которого к власти пришёл полоцкий князь Всеслав Брячиславич; бывший до того пленником Изяслава. Вот только на княжеском столе узурпатор продержался всего лишь семь месяцев, после чего его сверг законный правитель, прибывший на Русь с польскими войсками. Вот тогда-то «доброжелатели» и стали нашёптывать монарху, мол, Антоний весьма благожелательно отнёсся к воцарению Всеслава, всячески ему угождал, давал советы, и вообще, не он ли и стал виновником великой киевской смуты? Эти слова вызвали страшный гнев князя. Удивительно, но Изяслав даже не стал разбираться, правду или нет говорят ему приближённые, поверив доносчикам на слово. Настоящим чудом можно назвать то, что несчастный старец не был сразу схвачен и казнён. Вот только оставаться в столице ему стало небезопасно. Тогда-то и пришлось Антонию спешно бежать из Киева. В 1069 году он пришёл в Чернигов, где его милостиво встретил князь Святослав Ярославич — политический противник гонителя старца.

Иконография и почитание

Нет никаких сведений о том, когда святой был канонизирован. Почитать старца начали еще при жизни, традиция эта не угасла и после его кончины. В ХI веке было написано житие. А уже в 12 веке существовали иконы Антония.

Иконописцы обычно изображают подвижника в одиночестве, вместе с Феодосием или в ряду избранных святых. Есть также образ Богоматери с Младенцем, к ногам которой склоняются Антоний и Феодосий (Печерская икона Божией Матери).

Богоматерь Свенская с преподобными Антонием и Феодосием ПечерскимиШкола или худ. центр: КиевОк. 1288 г. Выставка 1960: Ок. 1288 г.Onasch 1961: Ок. 1299 г.67 × 42 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 12723Происходит из Успенского Свенского монастыря на реке Свине близ Брянска.

Несмотря на то, что мощи скрыты от взоров, молитва преподобному творит настоящие чудеса. В первую очередь, он помогает людям бороться со своими нечистыми страстями, дьявольскими искушениями. Так как старец при жизни обладал даром врачевания, то часто к нему обращаются за исцелением от тяжелых недугов.

Сведения о ранних годах и начале служения Богу

О преподобном Антонии очень скупо упоминается в летописях, о нем мало говорят священники, биографию святого мы узнаем из записей преподобного Феодосия и «Летописи памятных лет». Монах тихо возник на днепровских берегах во времена страстей и неспокойных событий, и также тихо ушел, навечно оставив след в Киевских горах.


Святой преподобный Антоний Печерский

Известно, что юный Антипа родился в 983 году и жил в городе Любеч, что на Черниговщине. Совсем молодым оставил отчий дом и пошел искать последователей Христа, попадает в Царьград, а оттуда путь Антипы лежит на святую гору Афон. Господь уже тогда разглядел в Антипе сеятеля Божьего слова на Руси, благодаря его духовным качествам:

  • упорство;
  • крепость веры;
  • нетерпимость к язычеству и мерзости тленной.

На Руси в начале второго тысячелетия еще не было русских просветителей, хотя росли церкви и монастыри. Митрополит Михаил привел с собой духовенство, которое с трудом воспринимало обычаи славян и страдало от такого миссионерства.

Господь искал Кирилло-мефодиевскую ревность о Боге, и его выбор пал на молодого Антипу.

К началу второго тысячелетия Афон являл собой центр христианства, на его холмах и горах выросли десятки монастырей и отдельных церквей. В конце 9 столетия, когда поднялась исламская религия и иудаизм, православие Руси и Афонское братство стало единым оплотом, посредником между ними был немощный человек, возвеличенный Богом, Антипа из Черниговщины.

Житие Антония Печерского

Преподобный Антоний Печерский Узнать подробности о жизни Антония Печерского можно из его жизнеописания, сохранившегося до наших дней.

Жития святых – это литературные произведения, которые излагают исторические события и биографические факты из жизни святых, канонизированных православной церковью. Жития являются древнейшим литературным жанром.

Жизнь святого Антония описана святителем Афанасием Великим. «Житие Антония Печерского» повествует о месте и времени его рождения, содержит описание паломничества, принятия монашества, рассказывает о его трудах и суровой аскезе.

В Житие говорится, что святой исцелял больных молитвой и отварами.

По жизнеописанию Антоний имел дар чудотворения, дар власти над бесами и природными силами.

Так же у него был дар ясновидения и колоссальный дар убеждения словом.

Поэтому у него всегда было множество последователей. Едва выслушав преподобного, люди с большим достатком, любых возрастов, военные и гражданские снимали с себя тяготы мирские и становились монахами.

Преподобный практически всю свою жизнь провел под землей в суровой аскезе, много писал, обращался к монахам с наставлениями и правилами.

По преданию, святому Антонию явилась Пресвятая Богородица и известила его о скорой кончине. Преподобный отец молился Божьей матери, чтобы мощи его никогда не были найдены людьми, поскольку жил он отшельником.

Преподобный Антоний, почувствовал, что вскоре умрет, попрощался с монахами, дал им наставления. Святой отец спустился в подземный тоннель и запретил монахам следовать за собой.

В пещере, на пятиметровой глубине под землей, он заранее выкопал могилу для себя. Антоний на глазах у монахов спускался в пещеру. Внезапно за его спиной обрушилась земля. Ученики неоднократно пытались найти его останки. Но на пути у них вставали стихии, то огонь вырывался из недр земли, то поток воды обрушивался на них. До наших времен мощи Антония Печерского не найдены.

На том месте, где провалилась земля, стоит икона Антония Печерского. Ему молятся о смирении, об избавлении от страстей, дурных мыслей и об укреплении здоровья.

День памяти преподобного Антония Киево-Печерского

Православная церковь 23 июля чтит память преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов. По старому стилю эта дата приходится на 10 июля. Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ.

Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.

Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков». Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне.

По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом. Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе.

Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского. Святая жизнь Преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к иночеству принимал с любовью.

После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней.

Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.

Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол.

Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря.

Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года. Мощи преподобного Антония, по Божию смотрению, остаются сокрытыми.

Именины:

Александр, Даниил, Георгий, Леонтий, Петр, Антон.

Киево-Печерский монастырь

Основанный в 1051 году преподобным Антонием монастырь в 1096 г. потерпел нападение половцев. Святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 г. при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и даже достроен. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный преподобным Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для иноков, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители. В 1203 г. при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. После запустения вследствие набегов и иных бедствий в XIV в. монастырь был возобновлен. После Брестской унии в 1596 г. была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси. При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 г. типография и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книг. Петр Могила основал здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии. В 1718 г. пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 г. церковь была возобновлена. В 1731 – 1745 гг. к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня. После 1919 г. монашеская община продолжала существовать как артель. На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 г. в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 г. 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению. В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 г. немецкими оккупантами был взорван Успенский собор. После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году. В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В настоящее время Киево-Печерская лавра является действующим монастырем.

Тропарь, кондаки и канон преподобному Антонию Печерскому

Тропарь, глас 4:

От мирскаго мятежа изшед, и в тихое пристанище святыя горы Афона достигл еси. Отвержением мира, евангельски Христу последовал еси, и равноангельное житие пожив, и оттуду благословением Отец в гору сию пришед, трудолюбне в пещерах жизнь совершив. И множеству иночествующих, стезе ведущую Небесному Царствию показав, и сих Христови привел еси. Егоже моли преподобне, да спасет душа наша.

Кондак, глас 8:

Возложив себе Богу от юности преподобне. Того паче всех возлюбив, и тому от всея души любовию последова. Мира тленных нивочтоже вменив. В земли пещеру соделав, в ней же добре подвизався противу невидимаго врага кознем. И И яко светозарное солнце в концы земли восия, от онудуже веселяся прешел еси к небесным чертогом. И ныне со ангелы Владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих память твою. Да зовем ти, радуйся Антоние отче наш.

Другой кондак, глас той же:

В мире яко ангел отче пожил еси, в земли пещеру себе соделав, в ней же добре подвизася противу невидимаго врага кознем. И оттуду веселяся прешел еси к Небесным чертогом. Поминай нас чтущих память твою, да зовем ти, радуйся Антонием отче наш.

Библиотека Русской веры Канон преподобному Антонию Печерскому→

Читать онлайн

Житие преподобного до принятия монашества

Биография святого Антония изучена не очень досконально. Известно, что Антипа, будущий подвижник Печерский, родился в 983 году. С молодых ногтей был он очень набожным и богобоязненным, много молился. С греческого имя Антипа можно перевести, как упорный, крепкий, противящийся. Таким и был молодой человек по своим внутренним качествам: способный устоять против греха, с сильной волей, которую он впоследствии ещё более укрепит, ведя аскетический и смиренный образ жизни.

Святой Антоний ПечерскийДикарев Михаил Иванович.Начало XX в.31 × 25.8 смГосударственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, РоссияИнв. ЭРЖ 2312Икона входит в комплект икон-святцев, выполненных для церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.

Прп. Антоний Печерский (+1073)

Ближние пещеры

Преподобный Антоний является основателем Киево-Печерского монастыря и одним из основоположников русского монашества.

Великий светильник Православия был родом из города Любеча, принял иноческий постриг в одном из афонских монастырей и спустя некоторое время получил благословение возвратиться на Русь. Придя в город Киев, находился в поисках монастыря, в котором смог бы служить Богу. Но по Промыслу Божию он выбрал гору близ села Берестово, напоминавшую его Афон, и поселился в варяжской пещере на берегу Днепра.

Но еще раз преподобный Антоний ушел жить на Святую гору Афон, спасаясь от безбожного князя Святополка. Игумену монастыря, где пребывал преподобный Антоний, было извещение от Бога, чтобы он благословил возвратиться в Русь Антония, предрекая, что много черноризцев от него произойдет.

Вернувшись снова на Киевские горы, Антоний поселился в пещере, которую ископал благочестивый пресвитер Иларион, впоследствии поставленный на Киевскую кафедру митрополитом. Антоний постоянно пребывал в молитве, ел сухой хлеб и пил воду – через день или два. Иногда пребывая без пищи целую неделю, копая своими руками пещеру, большую по размеру прежней.

О его добродетельной и аскетичной жизни стало многим известно, вокруг святого начали собираться и другие подвижники. Видя это умножение и стремясь к монашескому уединению, преподобный Антоний собрал всю братию и сказал: «Вот, братие, Господь избрал вас, и на вас благодать Святой горы, игумен которой постриг меня, а я — вас; да будет на вас благословение первое от Бога и Пресвятой Богородицы, второе же — от Святой горы. Живите сами, без меня; я поставлю вам игумена, а сам хочу жить один, как привык к тому прежде».

Поставив игуменом  блаженного Варлаама, он удалился в иную пещеру, которая теперь носит имя прп. Антония. Формально не являясь настоятелем, он все равно имел непререкаемый авторитет для братии, так как именно он принес на Киевские горы благословение и аскетический дух Святого Афона.

Когда же прп. Варлаам был переведен в монастырь святого великомученика Димитрия, по просьбе братии игуменом Печерского монастыря стал единонравный ему преподобный Феодосий.

Будучи втянут помимо своей воли в междоусобные войны князей, преподобный Антоний был вынужден укрыться в Чернигове, где также выкопал пещеры, а впоследствии на этом месте был основан монастырь.

После возвращения в Киев прп. Антоний принял участие в закладке каменного Успенского собора, устроить который повелела Пресвятая Богородица через прибывших из Влахерн (район Византийской столицы) зодчих. Так по благословению преподобного Антония и по его слезным молитвам уже после его отшествия ко Господу была воздвигнута Великая церковь.

Предвидя свою близкую кончину, преподобный попросил прощения у братии и завещал не обретать его мощи.

Пробыв во второй пещере своей 16 лет, прп. Антоний окончил в ней земной путь и почил в 1073 году от Рождества Христова на 90-м году жизни. Честные мощи этого первоначальника русского монашества были тогда же положены в той же пещере, в которой он скончался. И подобно тому, как при жизни своей сам преподобный удалялся от глаз человеческих, молясь Богу в тайне и в уединении, так и мощам своим испросил то же дарование, чтобы были удалены от глаз человеческих: многие, дерзнувшие раскопать место, на котором положено честные тело преподобного отца нашего Антония, были наказаны.

Еще при жизни преподобный Антоний прославился тем, что по его молитвам происходили чудеса и исцеления. И по сей день мощи его покоятся в Ближних пещерах Святой Успенской Киево-Печерской Лавры под спудом и источают благодатную силу всем с верой прибегающим паломникам и богомольцам.

Память преподобного основателя Печерской обители празднуется 23 (10 по ст.ст.) июля.

Православная молитва — Православная книга

Начальник монашества на Руси преподобный Антоний (мирское имя – Антипа) родился, по разным сведениям, в конце X – начале XI в. и был родом из Любеча (недалеко от Чернигова). Принял постриг в одном из монастырей на Святой горе Афон. Уже будучи опытным подвижником, Антоний был направлен своим игуменом на Русь. Около 1051 г. он поселился недалеко от Киева в пещере и вел строгую отшельническую жизнь. Иноческий подвиг преподобного получил известность, и вокруг него стала складываться община монашествующих. Видя умножение подвижников и стремясь к уединению, святой Антоний поставил игумена образовавшегося монастыря (ныне – Киево-Печерская лавра), а сам удалился в пещеру по соседству, оставаясь непререкаемым авторитетом для братии. Около 1062 г. игуменом обители избран преподобный Феодосий Печерский. Святой Антоний прославлен Богом дарами прозрения и чудотворений. Преподобного Антония Печерского просят помочь молящимся очиститься покаянием и быть достойными помилования и прощения от Господа. Его молят испросить у Создателя плодородие земли, мир, братолюбие, благочестие, помощь в житейских нуждах, сохранение нашей страны от всякого зла, а также утешение в скорбях, избавление от бед, исцеление от болезней. Святому Антонию Печерскому специально молятся о покровительстве монашествующим.

Молитва преподобному Антонию Печерскому

О добрый наш пастырю и наставниче, приснопоминаемый иноков российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси, мы низу на земли, удаленнии от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею, обаче памятуя отеческую любовь твою к людем ти сродным, припадаем и молим ти ся со умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойными быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но во славу имене Его святаго и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым и благомощными твоими молитвами обитель твою и всю страну православную российскую невредимы от всякаго зла; и вся люди, жительствующия в обители твоей и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех утешение, избавление и исцеление им подаждь, да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благодетельствующаго нам, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Михаил Тихомиров Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2021 (книга готовится к печати). Православная книга почтой pravmolitva.ru

Использованные материалы

  • Страницы календаря портала Православие.Ru:
  • Пещеры Киево-Печерской Лавры, К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2006.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Минея-июль, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 526, 530, 534:
  • — тропарь
  • — ин кондак

    — кондак

  • Минея-сентябрь, изд. Московской Патриархии, с. 59, 63, 68:
    • — тропари прпп. Антония и Феодосия
    • — ин кондак прпп. Антония и Феодосия
    • — кондак прпп. Антония и Феодосия

  «Преставление преподобного Антония Печерского», Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, в 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 663-655, сноска 1: «В минее Макария под 7 число мая «слово о св. Антонии Печерстем». Служба ему на 7 мая (у Царского No 563). В святцах старинных (Синодальн. Апостола XVI в. по опис. Синод. р. 1, 339 и устава XII в. у Толстого, I, No 100) память о прп. Антонии также под 7 мая; а под 10 июля в уставе замечено: «соборная церкви св. Антонию не празднуют». Последняя заметка дает видеть, что в то время лавра уже праздновала прп. Антонию 7 мая. О древнем праздновании св. Антонию, кроме Симона и Поликарпа, неизвестный в сборнике XV в. (Востоков А. Описание рукописей Румянцевского музеума. № 406)». См. также: Андроник (Трубачев), игум., сост., «Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX-сер. XIII в.)», в кн.: Макарий (Булгаков), митр., История русской церкви, т. 3, приложение, ; Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока, т. II, . Эта память сохранилась (наряду с 10 июля) у старообрядцев (см. календарь на официальном сайте Русской Православной Старообрядческой Церкви, ) и (также наряду с 10 июля) в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне: Аѳонскій Церковный Календарь 2017, Святая Гора Аѳонъ: Изданіе Русскаго на Аѳонѣ Свято-Пантелеимонова монастыря, 2017, с. 72.

  По Брокгаузу — в году.

  Сергей Шмель, Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества, Портал Православие.RU:

  впоследствии святой Митрополит Киевский

  По Брокгаузу — 10 июля.

  Гладышева И С., Колыбель русского иночества, Разорения и возрождение, сайт Саратовского Троицкого собора, — .

  «Журнал № 15», Журнали Священного Синоду Української Православної Церкви від 1 квітня 2015 року, офіцийній сайт Українскої Православної Церкви,

Возвращение на Русь

Познав глубину жизни иноков, Антоний Печерский возвращается в русские владения, посещает обители, монашеские поселения и храмы, и приходит к выводу, что нигде в Руси нет настоящего монашества, мирские хлопоты и земные заботы ставятся выше поклонения Богу.

Смерть князя Владимира Великого в начале 11 века вызывает новые потрясения среди верующих. Идет борьба за престол и возвращение к язычеству. Святой Антоний вновь покидает Русь и отправляется на Афон за новыми указаниями, как основать на берегах Днепра центр монашества.

Интересно! При втором возвращении, имея четкий план дальнейшего служения, преподобный посланник Афона ждет руководства самого Бога, а в это время афонская братия усердно молится о нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector