Собор всех преподобных отцов киево-печерских

Музеи в Сергиевом Посаде

Широкой известностью пользуются два музея города – Историко-художественный и Музей игрушки.

Государственный историко-художественный музей-заповедник

Историко-художественный музей действует с 1920 г. Сначала в нём демонстрировались сокровища закрывшейся до 1946 г. Троице-Сергиевой лавры. В дальнейшем коллекция пополнялась экспонатами краеведческих музеев и столичного Музея народных промыслов.

Сейчас Историко-художественный музей-заповедник – одно из крупнейших собраний русского искусства. Он состоит из четырёх корпусов. Главный находится по адресу пр. Красной Армии, 144. В его выставочном зале демонстрируются живописные, графические и декоративно-прикладные работы российских художников.

Корпус «Ризница» располагается непосредственно в Лавре, в монастырской Ризнице и Наместничьих покоях. Самые старые экспонаты датируются XIV веком. В экспозиции можно увидеть иконы, средневековые рукописи и книги, золотые и серебряные изделия, художественную вышивку. Многие компоненты коллекции – пожертвования монархов и знатных семейств.

Краеведческий корпус занимает одно из самых известных зданий города по адресу Овражный переулок, 9А. Оно было построено в 1937 г. в неоклассическом стиле с элементами конструктивизма. Шесть десятилетий в нём был детский сад. Сейчас здесь находятся Археологический отдел и Отдел истории и культуры XX–XXI вв.

Название корпуса «Конный двор» по адресу ул. 1-ой Ударной Армии, 2, связано с некогда существовавшим обширным конюшенным хозяйством Лавры. После реставрации здания здесь разместились древние археологические находки, предметы быта XIX в, крестьянские костюмы и головные уборы, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства.

Единый билет на все экспозиции и выставки обойдётся в 600 RUR. Стоимость индивидуального билета на одну экспозицию или выставку – 100 RUR, с экскурсионным обслуживанием – 150 RUR, а семейного – 250 RUR.

Музей игрушки в Загорске

Художественно-педагогический Музей игрушки был основан в 1918 г. коллекционером, художником, и искусствоведом Николаем Бартрамом в Москве. Основу экспозиции составила его коллекция игрушек, а также портретов детей русских и западноевропейских живописцев XVIII–XIX вв. С 1931 г. Музей переехал в Загорск, где расположился в старинном особняке напротив Лавры. Город был выбран не случайно. В нём издавна изготовлялись матрёшки, а деревянные игрушки для детей мастерил ещё Сергий Радонежский.

Сейчас в Музее хранятся 30 тысяч разных игрушек. Они подразделяются на разделы русских народных игрушек, восточных игрушек (преобладают японские куклы), новогодних и рождественскых, русских и западноевропейских XIX–XX вв. Демонстрируются игрушки детей последнего русского императора, первая матрёшка, которой исполнилось 110 лет. Здесь, на своей родине, обосновался и знаменитый Мишка – символ московской Олимпиады.

При Музее действует кукольный театр, причём дети вовлекаются в его представления. Можно поучаствовать и в мастер-классах по изготовлению игрушек.

Адрес – пр. Красной Армии,123. Музей работает в среду – воскресенье с 10 до 17 часов, Стоимость билета для взрослых – 150 RUR, школьного и студенческого – 80, а дети до 7 лет могут пройти бесплатно.

Преподобный Моисей Угрин

Этот святой был родом из Венгрии, отсюда — и его прозвище. В юности вместе со своим братом Георгием служил у князя Бориса, сына Владимира Великого. Когда князя вероломно убили в 1015 году на реке Альте, Моисей уцелел и скрывался у Предиславы, сестры Бориса. При взятии Киева в 1018 году польским князем Болеславом был взят в плен, отведен в Польшу и там продан в рабство.

Его хозяйка была женщиной страстной. Она, рано овдовев, не стала смиряться со своим положением, но, наоборот, начала искать мужскую ласку «на стороне». Объектом ее влечения стал Моисей. Но он не любил ее, а жить с женщиной ради удовлетворения ее желаний молодой человек не хотел. К тому же, его душа лежала к монашеству, и он решил во что бы то ни стало посвятить себя Богу и сохранить девственность.

В конечном итоге тайно принял монашеский постриг от проходящего афонского иеромонаха. Узнав об этом, женщина обратилась к королю. Король призвал их к себе, попытался уговорить Моисея вступить с ней в связь. Услышав отказ, правитель сказал вдове: «поступи с твоим рабом по своему желанию; чтобы и другие не осмеливались ослушаться своих господ». Она еще раз попыталась соблазнить Моисея и после отказа приказала его кастрировать. Сделано это было с особой жестокостью — всю оставшуюся жизнь святой ходил с клюкой, поскольку ниже пояса была незаживающая безобразная, постоянно болеющая рана.

Моисею удалось бежать от хозяйки. Он вернулся в Киев и поселился в Печерской обители. В монастыре он прославился как имеющий власть над плотскими страстями. Преподобный прожил в монастыре около десяти лет, скончался в 1043 году и был погребен в Ближних пещерах.

Преподобный Марк Гробокопатель

В любом монастыре, особенно таком крупном, как Печерская обитель, в старину было особое послушание — копать ямы для погребения тел умерших иноков. На рубеже XI–XII веков эту работу выполнял преподобный Марк Пещерник. Его труд отличался тем, что погребения делались под землей, в условиях сырости и спертого воздуха.

Покойников он носил на своих плечах, помощи никогда не просил, он награды за труд отказывался, а если кому‑то и удавалось дать ему что‑нибудь в благодарность за копание могилы, то Марк эту вещь отдавал нищим.

Он всю иноческую жизнь носил тяжелый железный пояс. Мало пил, совсем почти не ел и не спал. За великое смирение Марк получил от Господа силу на такие чудеса, что и мертвые повиновались его словам. Это было подтверждено многими знамениями.

Преподобный Никола Святоша

В притворе Троицкой надвратной церкви можно увидеть небольшую дверь, которая ведет в тесную каморку. По преданию, здесь подвизался преподобный Никола, который основал этот храм и был стражником при святых вратах.

Преподобный родился около 1080 года и при рождении получил имя Святослав. В крещении его нарекли Панкратием. Он был правнуком Ярослава Мудрого и княжил в Луцке.

В ходе очередной междоусобицы князя лишили престола, но он не стал мстить обидчикам. А когда в 1107 году умерла его любимая жена Анна, он принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре.

В монастыре первые три года Никола колол дрова, носил воду, а затем стал монастырским привратником. Никола много времени проводил за чтением книг, которые он приобретал на деньги, полученные от рукоделья и огородничества. В итоге после его смерти в монастыре осталась обширная библиотека. По поручению и на деньги Николы делались и переводы с греческих подлинников.

Факты

Глубина залегания – 10-15 метров.

Длина лабиринта – 383 метра.

Ширина ходов Ближних пещер достигает 1,5 м, высота — 2,5 м.

73 святых

Мощи 73 святых, сопровождаемые табличками с именами и иконами, почивают в 48 деревянных раках, включая 2 двойные, с мощами 4 подвижников, 1 деревянной колоде, 9 “затворах” – древних погребальных нишах, 1 оштукатуренной крипте, в которой лежат мощи 12 подвижников, и 1 скрытом под спудом месте, где остались необретенными мощи прп. Антония Печерского.

Большинство икон – середины XIX в. Мощи в раках и крипте покрыты облачениями. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук, наглядно свидетельствующие о нетлении.

Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В общей памяти Собора прославляются все отцы, просиявшие подвигами в пещерах. В икосе Службы на 11 октября об этом сказано так: “Восхвалити по единому, кто возможет, святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша…”

Преподобный Антоний — отец русского монашества

Икона преподобного Антония Печерского

Монах Антоний родился севернее Киева, в местечке Любеч. Свою первую пещеру Антипа (такое имя он получил при рождении) ископал совсем еще ребенком. Согласитесь: желание странное. Но не будем поспешны в своем удивлении. Многие талантливые люди в детстве и юности пробовали себя в роли взрослых. И всякий раз в подобных случаях мы имеем дело с людьми, у которых в груди горит особый огонь. Это огонь поиска. А загорелся Антипа так, потому что много путешествовал по южным странам. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник, велел Антонию вернуться на родину.

Игумен благословил Антония со словами: «Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами».

На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там‑то и предстояло потрудиться Антонию.

В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Антоний в поисках места жительства отправился в пригородные угодья. А куда бы пошли вы? Может быть, туда, где хоть что‑нибудь напоминало бы вам о родных местах? В Любече было озеро Берестово. Под Киевом рос такой же березовый лес над Днепром, и сельцо также называлось Берестово. На днепровском берегу Антоний отыскал пещеру. Эту пещеру вырыли варяги. Варяжские купцы в то время вели своеобразную торговлю. Впрочем, не только они одни. В больших укрепленных городах товары покупали, а маленькие, плохо защищенные просто грабили с тем, чтобы награбленное продать в другом городе. В пещерах же прятались от непогоды и скрывали там сокровища. Эти сокровища иногда находят и сегодня.

Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого‑то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики…

Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего отечественного монашества — Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения. Потом зашел в свою келью — и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

 «И ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и постригать их».

Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих

Преподобный Агапит, врач безмездный

Преподобный Агапит, узнав о том, какие чудеса и исцеления совершает основатель святой Печерской обители, преподобный Антоний, пришел к нему, ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин, и получил его. Кроме того, Господь даровал ему дар своей молитвой исцелять других. Но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал больным братьям монастыря и всем приходящим к нему за исцелением зелье, которое варил себе в пищу, как будто оно было лекарственное.

Исцелил он и Владимира Всеволодовича Мономаха, которого усердно, но безуспешно, лечил армянин. Благоверный князь, уже находясь при смерти, послал к Печерскому игумену, прося прислать к нему в Чернигов блаженного Агапита. Призвав его, игумен передал ему просьбу князя. Преподобный, который никогда не покидал стены обители, передал для князя зелье, после чего тот совершенно выздоровел. Исцеленный Владимир пришел благодарить преподобного Агапита, но тот, опасаясь славы человеческой, скрылся. «Сын мой! — сказал посланцу от князя к нему преподобный. — Я не беру ни с кого за лечение — не за что: исцеляет Христос Господь, а не я». Агапит просил: «Скажи же князю, чтобы не берег он сокровищ. К чему они? Пусть раздает их нищим; если не послушает меня, худо будет ему. Неблагодарности не любит Господь, избавивший его от смерти… Князь же, не дерзая ослушаться святого Агапита, начал нещадно раздавать от своего имения нищим».

История Сергиев Посад

В середине 14 века преподобный Сергий Радонежский основал монастырь. Но все началось с малого. Двое родных братьев Варфоломей и Стефан поселились в заросшем лесу Радонежского бора. Образовались маленькие комнатушки, и крохотная церковь Святой Троицы.

Братья таким образом, добивались строгой дисциплине и спокойной службе Богу. По истечению времени, Стефан не выдержав сей строгости, не смог, и уехал он, оставив брата одного.

Сергиев Посад

Так и жил Варфоломей один еще какое-то время, приняв постриг под именем Сергия. Вскоре к нему начали приходить монахи и благополучно обустраивались на новом месте, оставались там жить. Так и обустраивалось уже небольшое государство. Правда, совсем небольшое и совсем бедное. Он издал указ преподобный Сергий, не просить милостыню, не принимать чью-либо помощь, а самим добывать кусок хлеба, самим строить свою жизнь. Так это маленькое государство стало центром ремесленных дел, начало развиваться и процветать. Рядышком селились и крестьяне, так государство расширялось все быстрей, становилось все больше. Монастырю стали благоволить русские князья, приезжавшие сюда на крещение, а также просто молиться. С маленького поселения нескольких монахов, приезжих крестьян потихоньку становился поселок, потом село, затем и городок. Людей приезжало все больше и больше как тех, которые собирались остановиться в городке, так и просто гостей или же туристов, ведь городок славился своими делами, в частности, игрушечными и самым главным — монастырем.

В 1380 году, перед битвой на Куликовском поле, сам князь Дмитрий Донской наведался в монастырь, дабы получить благословение перед боем. Спустя время, на этом месте крестили первого царя, Ивана Грозного, но в конце 17 века во времена Стрелецкого восстания, в монастыре пряталась, выжидая спокойствия царевна Софья Алексеевна с братьями Иваном и Петром. И для Петра монастырь послужил укрытием, когда была у него борьба за место на царском троне.

К сожалению, есть и «черная страница» истории этого города. В начале 15 века, когда снова татары набежали на землю Русскую, монастырь горел алым пламенем. Обратили в пепел войска хана Едигея.

Спустя довольно долгое время, монастырь стали вновь возводить, в нем появился каменный собор, в который перенесли усыпальницу преподобного Сергия, на тот момент он уже покоился в ней. Строение стало большим белым зданием, можно сказать совсем новым, не таким, как прежде. Назван был монастырь — Троицкий собор. Спустя еще долгое время, не менее трехсот лет, к середине 18 века ему присвоили статус. Так и стал монастырь Троице-Сергиевой Лаврой, но, конечно, еще позже. А пока еще монастырь оставался Троицким собором, снова все начиналось с малого, но так, как Великие русские князья благоволили собор, все стало на свои места быстрее, чем предполагалось.

Троицкий собор

Вся история Сергиева Посада связана с монастырем. Именно с него все начиналось и поэтому связь эту никак не разделить.

К концу 18 века Екатериной II был издан манифест, согласно которому была названа область, в ней располагались поселки, в честь Лавры — Сергиев Посад.

А в 1919 году Сергиев Посад был перестроен во многообещающий город Сергиев. В марте 1930 года, по приказанию ЦИК СССР, город был переименован в Загорск, честью имени городка послужил революционер В.М.Загорского.

Сергиев Посад

И наконец 23 сентября 1991 года городу вернулось изначальное наименование.

И на сегодняшний день город стоит под этим именем.

Преподобный Илия Муромец

Кто не знает легендарного богатыря, одержавшего множество побед над разбойничьими шайками, бродившими по Русской земле! Илья Муромец известен всем, а вот на вопрос, где похоронен славный воин, ответят не многие. Его останки, как это ни удивительно, нужно искать в Ближних пещерах.

Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чобитько». Его языческого имени мы не знаем. По преданию, в юности, до принятия Крещения, будущий монах был тяжело болен. После чудесного исцеления молодой человек крестился с именем Илия.

В ходе одного из сражений богатырь получил многочисленные ранения. Понимая, что долго ему не протянуть, а от ран не оправиться, Илия принял постриг и вскоре отошел к Господу около 1188 года.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей, в результате которой было установлено, что это был мужчина, умерший в возрасте 40–55 лет и перенесший в юности паралич конечностей.

История

В 1057 г. преподобный Антоний, стремившийся к уединению, старшим среди братии поставил преподобного Варлаама, который стал первым киевопечерским игуменом. Сам же он переселился на другой склон, где ископал для себя новую подземную келью – ныне Ближние пещеры. Но и здесь вскоре возле преподобного Антония собрались иноки. Так возникли два комплекса пещер подземного монастыря: Ближние, или Антониевы и Дальние, или Феодосиевы.

В 1240 г. орды хана Батыя разрушили Киев, а вместе с ним — и Киево-Печерский монастырь. Сведения о пещерах, относящиеся к этому времени довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями.

Ближние пещеры. Автор Абрахам ван Вестервельд, 1651 год

Период второй половины XIII конца XVI веков в исторической науке остается неизученным, что объясняется отсутствием письменных источников. Практически никаких документов этого периода об истории пещер до наших дней не дошло. Отдельные свидетельства, дошедшие до нас, относятся в основном к XVI— началу XVII века. Весьма интересны описания лаврских пещер такими путешественниками, как инок Зосима (1420 г.), князь Андрей Владимирович, барон Сигизмунд Герберштейн (1486-1563), Александр Гваньини (1538-1614), Мартин Груневич (1559 – после 1606), Станислав Сарницкий. Но особенно интересны записки Эриха Лясоты (род. ок. 1550 г.), который состоял на службе у императора Рудольфа II и по его поручению ездил в 1594 г. с посольством к запорожским казакам. Находясь в Киеве, он посетил Печерскую Лавру, оставив об этом воспоминания. В частности, он пишет, что пещеры имеют много ходов, «которые бывают в рост человека, а кое-где такие низкие, что надо нагибаться, но они такие широкие, что двое могут разминуться… Вход отделан почти так же, как это бывает при входах в шахты»

В Ближних пещерах Эрих Лясота обратил внимание на две подземные церкви, «в которых каждую субботу служится обедня»

Ближние пещеры

Преподобные Феодор и Василий мученики

Преподобные погребены в одном гробу не случайно. Преподобный Василий был духовным наставником прп. Федора. Перед уходом в монастырь преподобный Федор раздал все свое имущество. Но через время он стал скорбеть об этом, однако не сказал никому и не покаялся. Дьявол принял образ его наставника и “посоветовал” пойти в варяжские пещеры и раскопать там сокровища. Федор раскопал клад и спрятал его по указу лженаставника. Преподобный Василий вскоре заметил, что с учеником что-то не так. Когда Федор поведал, что с ним случилось, монах схватился за голову, так как понял — дьявол поработал. Клад тот монахи перепрятали и просили Бога позволить им забыть о месте, где зарыли сокровище. Однако дьявол не отступил, явился киевскому князю в образе Василия и указал на укрывателей клада. Так как иноки действительно не смогли вспомнить, где закопали сокровища, князь их казнил.

Преподобный Прохор Лебедник

Свое прозвище этот подвижник получил из‑за того, что ел не обычный хлеб, а собирал лебеду, перетирал ее своими руками в муку и делал себе лепешки. В летнее время он заготовлял себе такой хлеб на весь год. Он не ел ничего, кроме просфоры, и не пил ничего, кроме воды.

Во время жизни святого (конец XI века) от постоянных войн начался голод на Руси. Прохор начал делать еще больше хлеба из лебеды и раздавать его неимущим. Люди, чтобы пропитаться во время голода, начали тоже делать аналогичные лепешки, но не могли есть из‑за горечи. Тогда все начали обращаться к святому, и он не отказывал никому. На вкус его выпечка казалась сладкой, как будто она была смешана с медом. Этот хлеб давался только с благословения святого, а если кто брал его тайно, то он становился черным и горьким. Позже, в результате междоусобиц князя Святополка с волынским князем Давидом Игоревичем в Киеве не стало карпатской соли. Блаженный Прохор, видя это, собрал пепел со всех келий и, помолившись, превратил пепел в чистую соль. Чем больше святой раздавал соли, тем больше ее становилось, так что соли стало достаточно не только для монастыря, но и для остальных людей.

Киево-Печерский монастырь

Основанный в 1051 году преподобным Антонием монастырь в 1096 г. потерпел нападение половцев. Святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 г. при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и даже достроен. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный преподобным Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для иноков, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители. В 1203 г. при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. После запустения вследствие набегов и иных бедствий в XIV в. монастырь был возобновлен. После Брестской унии в 1596 г. была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси. При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 г. типография и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книг. Петр Могила основал здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии. В 1718 г. пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 г. церковь была возобновлена. В 1731 – 1745 гг. к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня. После 1919 г. монашеская община продолжала существовать как артель. На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 г. в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 г. 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению. В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 г. немецкими оккупантами был взорван Успенский собор. После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году. В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В настоящее время Киево-Печерская лавра является действующим монастырем.

Преподобный Иоанн Многострадальный

Жизнь этого угодника — пример того, на какие страдания может пойти человек ради избавления от мучащей его страсти. Преподобный Иоанн почитается как помощник в борьбе с блудными похотями.

Плотские помыслы стали посещать Иоанна с юного возраста, но, желая остаться девственником, парень активно боролся с ними. Молодого человека бес блуда одолевал так сильно, что ни голод, ни жажда, ни тяжелые вериги не помогали. Лишь через 30 лет святой все же победил плотскую страсть, и цена победы была высокой. Иногда монаху хотелось покинуть затвор, тогда он решился на еще больший подвиг — выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в нее и засыпал себя землей по плечи. В ночь Пасхи бес превратился в дракона и захватил голову преподобного в свою пасть. Тогда святой Иоанн воззвал из глубины сердца к Богу. Вдруг блеснула молния, и змей исчез. Свет Божественный осиял подвижника, и послышался Голос: «Иоанн! Вот тебе помощь. Отныне будь внимателен, чтобы страсть не вернулась снова». Святой поклонился и сказал: «Господи! Зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?». Христос ответил: «Я дал тебе испытания по силам, чтобы ты был выжжен, как золото». Скончался преподобный около 1160 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector