Методы изучения святоотеческих творений и путь постижения отцов церкви
Труды каких святых отцов Вы можете посоветовать для чтения желающим спастись в наше непростое время?
Владимир
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Владимир.
О чтении святых отцов могу советовать, исходя из своего опыта.
Советы в подходе к чтению:
1) Не читать из праздного любопытства. Чтение святых отцов есть ответственный труд и тяжелый подвиг. Это есть вид молитвы и духовного делания. Нужно понуждать себя удерживать в должных пределах, отсекая праздное любопытство самоотвержением.
2) Должно соблюдать великую осторожность при выборе трудов и чтении святых отцов. Не должно без разбору читать все подряд или что подворачивается
Должно молиться и довериться Богу, Который будет посылать чтение во спасение. Осторожность при чтении нужна по причине несоответствия нашей плотскости и духовного содержания книге святого отца. От этого возможно пропитываться святыми мыслями и чувствами, но не подходящими для нас и нашего образа жизни. Чтение же, которое не усваивается практикой, не только не спасительно, но и душевредно. Есть и такая опасность при чтении, когда мы пропитываемся святыми мыслями и чувствами прошедшего времени, не учитывая различия и особенностей своего времени, и своих немощей. От этого можно впасть в прелесть прошловремения, когда состояние прошлого века с его духом времени, подвигами и прочим запросто переносится и «надевается» на себя.
3) Не выходить в своем чтении за рамки руководства своего духовного отца (если он имеется) или духовного направления, вынужденно заменяющего отсутствие живого руководства. Святых отцов много и их творения разнообразны. Существуют как бы разные ветви, школы или направления, как и в случае живого руководства. Ведь все духовные наставники были разными и не похожими друг на друга. Главное было в том, что они хоть и по-разному, но спасали своих духовных чад. Так и среди книг должно с Божьей помощью выбрать свое спасительное направление.
У меня это сложилось так:
Главная ветка или направление: св. Апостол Иоанн Богослов – святитель Григорий Богослов – преп. Максим Исповедник – преп. Симеон Новый Богослов – святитель Григорий Палама – святитель Игнатий Брянчанинов – преп. Серафим Саровский – св. праведный Иоанн Кронштадтский – святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францизский – архиепископ Аверкий (Таушев) + Жития и Патерики.
Из дополнительных: препп. Варсонофий великий и Иоанн пророк, преп. Исаак Сирин, преп. Ефрем Сирин, кое что из свят. Иоанна Златоуста, кое что из свят Василия Великого, преп. Григорий Синаит (и некоторые другие отцы добротолюбия), преп. Антоний Великий, преп. Макарий Великий, преп. Нил мироточивый Афонский, преп. Нил Сорский, преп. Дорофей (русский), старец Василий Поляномерульский, материалы новомученников Российских.
Это все мне приходилось изучать и это я советую читать другим.
Читал я много больше, но не все пошло. Не пошел святитель Феофан (у него другое в сравнении с свят. Игнатием Брянчаниновым направление – академическое). Не пошел преп. Силуан Афонский, ибо это уникальный и неповторимый путь, которым все подражатели лишь обольщаются. Не пошли Оптинские старцы (много душевного).
Творения святых отцов
|