Прокимен отцов и другие прокимны
Содержание:
Богослужебные указания
В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2021 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.
Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.
Православный храм во время богослужения
Великие прокимны
Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.
Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:
На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:
На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:
Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:
На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.
Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом).
Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)
В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).
Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).
Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).
Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.
Прокимен: что это такое?
С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.
Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение
Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.
Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.
Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.
Глас 5
Прокимен: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны / и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век.
Перевод: Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас / от рода сего и вовек (Пс.11:8).
Стих: Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный.
Перевод: Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного (Пс.11:2).
Аллилуиа: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́, в род и род возвещу́ и́стину Твою́ усты́ мои́ми.
Перевод: Милости Твои, Господи, вовек буду петь, в род и род возвещу истину Твою устами моими (Пс.88:2)
Стих: Зане́ рекл еси́: во век ми́лость сози́ждется, на небесе́х угото́вится и́стина Твоя́.
Перевод: Ибо Ты сказал: «Навек будет основана милость», – на небесах утвердится истина Твоя (Пс.88:3)
Прокимен Отцов
Для двунадесятых и храмовых праздников имеется прокимен праздника. Его пение совершается на Утрени даже, если праздник приходится на воскресенье. Прокимен праздника можно найти в богослужебных книгах Минеи и Триоди.
Например, на седьмой неделе после Пасхи по Уставу Церкви перед перед Апостолом положен прокимен глас 4, песнь Отцов:
Ежегодно в воскресенье на седьмой неделе после праздника Пасхи Церковь вспоминает Святых Отцов первого Вселенского Собора. На этом Соборе была опровержена ересь Ария, утверждавшего, что Иисус Христос, Сын Божий, был сотворен Богом Отцом, и, следовательно, не равен Богу Отцу по божеству. В результате на Соборе были сформулированы Догматы о Пресвятой Троице и составлен Символ Веры.
Место и назначение в богослужении
Во время вечернего богослужения пение прокимна совершается после молитвы «Свете тихий». А также перед чтением Евангелия, которое совершается в воскресные и праздничные дни.
Во время чтения Последования Часов прокимны поются только в исключительных случаях. Так, произносятся прокимны на Великих Часах перед праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (29 января). Прокимны читаются во время богослужений Великого поста. На Литургии они всегда поются перед чтением Апостола.
Различают малый прокимен, который состоит из 2 строк псалма, и великий, в котором 5 строк. Великий прокимен провозглашает священник или диакон, малый — диакон или чтец.
По словам Иоанна Златоуста, прокимны были установлены Святыми Отцами,
Прокимны праздников и Литургии
На Божественной Литургии прокимен поется перед чтением Апостола.
Следует заметить, что в Православной Церкви богослужебный день начинается с вечера. Накануне воскресенья на вечерней службе положен прокимен дня, то есть прокимен вечера субботы. На Литургии — прокимен Апостола, то есть прокимен по гласам, предваряющий чтение Апостола.
Бывают Прокимны Богородицы, пророку, апостолу, Святым Отцам Вселенских соборов, святителю, мученику, священномученику и так далее. В Богородичные праздники на литургии читается прокимен Богородицы:
В день памяти святых мучеников поется прокимен:
Прокимен: что это такое?
С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.
Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение
Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.
Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.
Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.
Прокимен дня
Для каждого дня недели имеется свой прокимен. Он остается неизменным вне зависимости от приходящегося на этот день праздника или памяти святых.
Для воскресного дня прокимен: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Псалтирь, 92).
В понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (133 Псалом).
Во вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (4 Псалом).
Прокимен среды: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (22 Псалом).
Для четверга: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (53 Псалом).
Для пятницы: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (120 Псалом).
Прокимен субботы: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (58 Псалом).
По великим праздникам установлено пение особенных великих прокимнов. Если служба выпадает на воскресный день, пение прокимна может откладываться на другой день. Такой порядок установлен для сохранения «на своем месте» обязательного прокимна воскресения.
Для будничных дней Великого поста характерно пение двух прокимнов вместо одного. Они меняются ежедневно и не являются фиксированными, на каждый день недели.
Глас 3
Прокимен: По́йте Бо́гу на́шему, по́йте, / по́йте Царе́ви на́шему, по́йте.
Перевод: Пойте Богу нашему, пойте, / пойте Царю нашему, пойте. (Пс.46:7).
Стих: Вси язы́цы, восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования.
Перевод: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости (Пс.46:2).
Аллилуиа: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.
Перевод: На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь вовек (Пс.30:2).
Стих: Бу́ди ми в Бо́га Защи́тителя и в дом прибе́жища, е́же спасти́ мя.
Перевод: Стань для меня Богом-Защитником и домом прибежища, чтобы спасти меня (Пс.30:3).
Великие прокимны
Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.
Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:
На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:
На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:
Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:
На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.
Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом).
Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)
В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).
Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).
Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).
Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.
Богослужебные указания
В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2020 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.
Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.
Православный храм во время богослужения
На освящение елеа. Седмь иереев. Первый иерей глаголет:
Прокимен, глас 1: Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, / я́коже упова́хом на Тя.
Стих: Ра́дуйтеся пра́веднии о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.
Апостол от Иаковля послания, зачало 57.
Аллилуиа, глас 8: Ми́лость и суд воспою́ тебе́, Го́споди.
Вторый иерей глаголет:
Прокимен, глас 2: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, / и бысть мне во спасе́ние.
Стих: Наказу́я наказа́ мя Госпо́дь, сме́рти же не предаде́ мя.
Апостол к римляном, зачало 116.
Аллилуиа, глас 5: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́.
Третий иерей глаголет:
Прокимен, глас 3: Госпо́дь просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, / кого́ убою́ся?
Стих: Госпо́дь защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся?
Апостол к коринфяном, зачало 153.
Аллилуиа, глас 2: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.
Четвертый иерей глаголет:
Прокимен, глас 4: Во́ньже а́ще день призову́ Тя, / ско́ро услы́ши мя.
Стих: Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, и вопль мой к Тебе́ да прии́дет.
Апостол к коринфяном, зачало 182 от полу.
Аллилуиа, глас 2: Терпя́ потерпе́х Го́спода, и внят ми.
Пятый иерей глаголет:
Прокимен, глас 5: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны, и соблюде́ши ны / от ро́да сего́, и во век. Стих: Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный.
Апостол к коринфяном, зачало 168.
Аллилуиа, глас 5: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́.
Шестый иерей глаголет:
Прокимен, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й.
Стих: Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.
Апостол к галатом, зачало 213.
Аллилуиа, глас 6: Блаже́н муж боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.
Седмый иерей глаголет:
Прокимен, глас 7: Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, / ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. Стих: Поми́луй мя, Го́споди, я́ко не́мощен есмь.
Апостол к солуняном, зачало 273.
Аллилуиа, глас 7: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли, защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.