Прокимен, апостол, аллилyарий и причастен

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен.

Прокимен,
глас 4: Благословен Грядый во имя Господне,
Бог Господь и явися нам. Стих:
Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век
милость Его:

Апостол к Титу,
зачало 302.

 Братие, явися
благодать Божия спасительная всем
человеком,

 Братья, явилась
благодать Божия, спасительная для
всех человеков,

 Наказующи
нас, да отвергшеся нечестия и
мирских похотей, целомудренно и
праведно и благочестно поживем в
нынешнем веце,

 Научающая
нас, чтобы мы, отвергнув нечестие
и мирские похоти, целомудренно,
праведно и благочестиво жили в
нынешнем веке,

 Ждуще
блаженнаго упования и явления
славы великаго Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа,

Ожидая блаженного
упования и явления славы великого
Бога и Спасителя нашего Иисуса
Христа,

 Иже дал eсть
Себе за ны, да избавит ны от
всякаго беззакония и очистит Себе
люди избранны, ревнитeли добрым
делом.

 Который дал
Себя за нас, чтобы избавить нас от
всякого беззакония и очистить Себе
народ особенный, ревностный к
добрым делам.

 Егда же
благодать и человеколюбие явися
Спаса нашего Бога,

 Когда же
явилась благодать и человеколюбие
Спасителя нашего, Бога,

 Не от дел
праведных, ихже сотворихом мы, но
по Своей Eго милости, спасе нас
банею пакибытия и обновления Духа
Святаго,

 Он спас нас
не по делам праведности, которые
бы мы сотворили, а по Своей
милости, банею возрождения и
обновления Святым Духом,

 Eгоже излия
на нас oбильно Иисус Христом,
Спасителем нашим,

 Которого
излил на нас обильно через Иисуса
Христа, Спасителя нашего,

 Да
оправдившеся благодатию Eго,
наследницы будем по упованию жизни
вечныя.

 Чтобы,
оправдавшись Его благодатью, мы по
упованию соделались наследниками
вечной жизни.

Аллилуиа,
глас 4: Принесите Господеви сынове Божии:
Стих: Глас Господень на водах:

Евангелие Матфеа,
зачало 6.

 Во время оно
приходит Иисус от Галилеи на
Иoрдан ко Иоанну креститися от
него.

 Тогда приходит
Иисус из Галилеи на Иордан к
Иоанну креститься от него.

 Иоанн же
возбраняше Eму, глаголя: аз требую
Тобою креститися, и Ты ли грядеши
ко мне?

 Иоанн же
удерживал Его и говорил: мне
надобно креститься от Тебя, и Ты
ли приходишь ко мне?

 Отвещав же
Иисус рече к нему: остави ныне:
тако бо подобает нам исполнити
всяку правду. Тогда остави
Eго.

 Но Иисус
сказал ему в ответ: оставь теперь,
ибо так надлежит нам исполнить
всякую правду. Тогда Иоанн
допускает Его.

 И крестився
Иисус взыде абие от воды: и се,
отверзошася Eму небеса, и виде
Духа Божия сходяща яко голубя и
грядуща на Него.

 И,
крестившись, Иисус тотчас вышел из
воды, – и се, отверзлись Ему
небеса, и увидел Иоанн Духа Божия,
Который сходил, как голубь, и
ниспускался на Него.

 И се, глас с
небесе глаголя: Сей eсть Сын Мой
возлюбленный, о Немже
благоволих.

 И се, глас с
небес глаголющий: Сей есть Сын Мой
возлюбленный, в Котором Мое
благоволение.

Причастен:
Явися благодать Божия спасительная всем
человеком.

Версия для печати

Прокимны праздников и Литургии

На Божественной Литургии прокимен поется перед чтением Апостола.

Следует заметить, что в Православной Церкви богослужебный день начинается с вечера. Накануне воскресенья на вечерней службе положен прокимен дня, то есть прокимен вечера субботы. На Литургии — прокимен Апостола, то есть прокимен по гласам, предваряющий чтение Апостола.

Бывают Прокимны Богородицы, пророку, апостолу, Святым Отцам Вселенских соборов, святителю, мученику, священномученику и так далее. В Богородичные праздники на литургии читается прокимен Богородицы:

В день памяти святых мучеников поется прокимен:

Богослужебные указания

В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2020 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.

Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.

Православный храм во время богослужения

Прокимен: что это такое?

С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.

Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение

Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.

Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.

Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.

На освящение елеа. Седмь иереев. Первый иерей глаголет:

Прокимен, глас 1: Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, / я́коже упова́хом на Тя.

Стих: Ра́дуйтеся пра́веднии о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.

Апостол от Иаковля послания, зачало 57.

Аллилуиа, глас 8: Ми́лость и суд воспою́ тебе́, Го́споди.

Вторый иерей глаголет:

Прокимен, глас 2: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, / и бысть мне во спасе́ние.

Стих: Наказу́я наказа́ мя Госпо́дь, сме́рти же не предаде́ мя.

Апостол к римляном, зачало 116.

Аллилуиа, глас 5: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́.

Третий иерей глаголет:

Прокимен, глас 3: Госпо́дь просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, / кого́ убою́ся?

Стих: Госпо́дь защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся?

Апостол к коринфяном, зачало 153.

Аллилуиа, глас 2: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.

Четвертый иерей глаголет:

Прокимен, глас 4: Во́ньже а́ще день призову́ Тя, / ско́ро услы́ши мя.

Стих: Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, и вопль мой к Тебе́ да прии́дет.

Апостол к коринфяном, зачало 182 от полу.

Аллилуиа, глас 2: Терпя́ потерпе́х Го́спода, и внят ми.

Пятый иерей глаголет:

Прокимен, глас 5: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны, и соблюде́ши ны / от ро́да сего́, и во век. Стих: Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный.

Апостол к коринфяном, зачало 168.

Аллилуиа, глас 5: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́.

Шестый иерей глаголет:

Прокимен, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й.

Стих: Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.

Апостол к галатом, зачало 213.

Аллилуиа, глас 6: Блаже́н муж боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.

Седмый иерей глаголет:

Прокимен, глас 7: Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, / ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. Стих: Поми́луй мя, Го́споди, я́ко не́мощен есмь.

Апостол к солуняном, зачало 273.

Аллилуиа, глас 7: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли, защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.

Великие прокимны

Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.

Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:

На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:

На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:

Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:

На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.

Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом). 

Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)

В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).

Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).

Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).

Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.

Прокимен дня

Для каждого дня недели имеется свой прокимен. Он остается неизменным вне зависимости от приходящегося на этот день праздника или памяти святых. 

Для воскресного дня прокимен: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Псалтирь, 92).

В понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (133 Псалом).

Во вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (4 Псалом).

Прокимен среды: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (22 Псалом).

Для четверга: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (53 Псалом).

Для пятницы: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (120 Псалом).

Прокимен субботы: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (58 Псалом).

По великим праздникам установлено пение особенных великих прокимнов. Если служба выпадает на воскресный день, пение прокимна может откладываться на другой день. Такой порядок установлен для сохранения «на своем месте» обязательного прокимна воскресения.

Для будничных дней Великого поста характерно пение двух прокимнов вместо одного. Они меняются ежедневно и не являются фиксированными, на каждый день недели.

Рождество Христово. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен .

Прокимен, глас 8:

Вся земля да поклонится Тебе, и поет
Тебе, да поет же имени Твоему Вышний.

Вся земля да поклонится Тебе, и поет
Тебе, да поет же имени Твоему, Всевышний.

Стих: Воскликните Господеви вся
земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его.

Воскликните Господу вся земля, пойте
же имени Его, воздайте славу хвале Его.

Прокимен в исполнении хора Московского Сретенского
монастыря.

Скачать

(MP3 файл. Продолжительность 1:40 мин. Размер 1 Mb)

Апостол к Галатом, зачало 209.

Братие, егда же прииде кончина лета,
посла Бог Сына Своего Eдинороднаго, раждаемаго от
жены, бываема под законом,

Братья, когда пришла полнота времени,
Бог послал Сына Своего Единородного, Который
родился от жены, подчинился закону,

Да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем.

Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить
усыновление.

И понеже eсте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в
сердца ваша, вопиюща: Авва Oтче.

А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши
Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва,
Отче!»

Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и
наследник Божий Иисус Христом.

Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и
наследник Божий через Иисуса Христа.

Аллилуиа, глас 1.

Небеса поведают славу Божию, творение
же руку Его возвещает твердь.

Небеса проповедают славу Божию, и о
творении руки Его возвещает твердь. (Пс. 18, 2.)

Стих: День дни отрыгает глагол, и
нощь нощи возвещает разум.

День дню передает слово и ночь ночи
возвещает знание (ст. 3).

Евангелие Матфеа, зачало 3.

Иисусу же рождшуся в Вифлееме
Иудейстем во дни Ирода царя, се, волсви от восток
приидоша во Иерусалим, глаголюще:

Когда же Иисус родился в Вифлееме
Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим
волхвы с востока и говорят:

Где eсть рождейся Царь Иудейский? Видехом бо
звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Eму.

Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели
звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Слышав же Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с
ним.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь
Иерусалим с ним.

И собрав вся первосвященники и книжники людския,
вопрошаше от них: где Христос раждается?

И, собрав всех первосвященников и книжников
народных, спрашивал у них: где должно родиться
Христу?

Oни же рекоша eму: в Вифлееме Иудейстем, тако бо
писано eсть пророком:

Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так
написано через пророка:

И ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши eси
во владыках Иудовых: из тебe бо изыдет Вождь, Иже
упасет люди Моя Израиля.

И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше
воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь,
Который упасет народ Мой, Израиля.

Тогда Ирод тай призва волхвы, и испытоваше от них
время явльшияся звезды,

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них
время появления звезды

И послав их в Вифлеем, рече: шедше испытайте
известно о Oтрочати: eгда же обрящете, возвестите
ми, яко да и аз шед поклонюся Eму.

И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно
разведайте о Младенце и, когда найдете, известите
меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Oни же послушавше царя, идоша. И се, звезда, юже
видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже
пришедши ста верху, идеже бе Oтроча.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую
видели они на востоке, шла перед ними, как наконец
пришла и остановилась над местом, где был
Младенец.

Видевше же звезду, возрадовашася радостию велиею
зело,

Увидев же звезду, они возрадовались радостью
весьма великою,

И пришедше в храмину, видеша Oтроча с Мариею
Материю Eго, и падше поклонишася Eму: и отверзше
сокровища своя, принесоша Eму дары, злато и ливан
и смирну.

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью
Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища
свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И весть приемше во сне не возвратитися ко Ироду,
иным путем отыдоша во страну свою.

И, получив во сне откровение не возвращаться к
Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Причастен: Избавление посла
Господь людем Своим. Аллилуиа,
трижды.

Текст службы дается с параллельным русским
переводом профессора Киевской духовной
академии  М.Н. Скабаллановича по изданию
«Христианские праздники. Рождество
Христово»,  Киев, 1916.

Версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector