Схема чтения апостола (два/три чтения, два прокимена и аллиуария)

Содержание:

7 глава Евангелия от Луки повествует о чуде воскрешения Господом сына Наинской воды

Рассмотрим толкование Евангелия на 23 октября. В этот день читается Евангелие от Луки, глава 7.

В этот день Евангелие повествует о чуде воскрешения Господом сына Наинской воды. Евангелист очень подробно описывает событие, как и многие чудеса, когда Господь исцеляет людей.

Это самая трогательная глава в Евангелии.

В десяти минутах ходьбы от Наина, по дороге к Ендору есть кладбище, куда направлялась траурная процессия, у ворот которого встретила Спасителя.

Мы видим две процессии впереди одной Господь — жизнь, а впереди другой покойник — смерть.

Несли единственного сына у матери. Теперь она осталась совсем одна, без мужской поддержки, именно поэтому уже можно сказать, что ее ждала нелегкая судьба.

Господь, увидев это, сжалился над женщиной, он был тронут до глубины души.

7 глава святого Евангелия от Луки повествует о чуде воскрешения Господом сына Наинской воды. Увидев женщину, которая хоронит своего единственного сына, Господь сжалился над ней, он подошел ко гробу и прикоснулся к нему. Мертвый поднялся, сел, и начал говорить, как и раньше

Стоики считали, что для Бога нет такого чувства как сострадание, а лишь безразличие и что Он вообще не способен чувствовать. Но никто не в силах повлиять на Бога. И здесь как раз многие увидели, как Господа тронул этот случай до глубины души.

Евангелист Лука не говорит не только о сострадании Спасителя, но и о Его изумительной власти. Тогда Господь подошел ко гробу и прикоснулся к нему. Мертвый поднялся, сел, и начал говорить, как и раньше.

То, что он сидел, говорило о том, что он был признаком истинного воскресения.

Но даже несмотря на все это, на то, что Господь прилюдно воскресил мертвого, никто не верил в Него, как в Миссию.  Для них он был посланником от Бога, который должен помочь народу.

Строки именно этой главы в Евангелии повествует о Божией любви, которая побеждает смерть. Мы точно можем быть уверены, что смерть с пришествием Христа в этот мир побеждена.

В храме помимо Евангелия читают Апостол — еще одну книгу, которая содержит части Нового завета

В храме помимо Евангелия читаются и апостольские чтения на каждый день.

Апостол — это богослужебная книга, которая содержит части Нового завета, послания святых апостолов, а также собрание общих, воскресных прокименов, отдельных стихов из Псалтыри и других книг.

Апостол дня — читается также каждый день, как и Евангелие. Какой читается, к примеру, Апостол и Евангелие на сегодня можно узнать в Православном календаре.

Апостол — это богослужебная книга, которая содержит части Нового завета, послания святых апостолов, а также собрание общих, воскресных прокименов, отдельных стихов из Псалтыри и других книг
Православный календарь на azbyka.ru
Там можно посмотреть указатель чтений на каждый день года

На сайте православного календаря можно посмотреть указатель Евангельских и Апостольских чтений на каждый день года. Оформлен указатель в виде таблицы, для того, чтобы было удобно читать книги дома.

Дома же, перед чтением глав из Апостола нужно произнести молитву:

Псалом 118, 18, 19
Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли, не скрый от меня заповеди Твоя.

Читать такие молитвы необходимо для того, что Господь помог понять священные откровения, которым не всем могут открыться. Если человек читает и понимает написанное, то это только с Божьей помощью.

Перед тем, как читать какое-либо Священное писание, будет ли это апостол или Евангелие, нужно прочитать молитву:

Господи, Иисусе Христе, открытый мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрый от мене заповеди Твоя, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне  безвестное и тайное премудрости Твоея! На Тя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи просвещение лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный.

За один год Святое Евангелие и Апостол перечитываются — 4 раза.

За год Евангелие и Апостол перечитываются 4 раза. Причем чтение их заканчивается и начинается одновременно.

Программа «Читаем Апостол» на канале «Союз»
На нем каждый день читают «Апостол дня»

Например, на канале «Союз», есть программа, где читают каждый день Апостол дня.

Смотри также статью 4 евангелиста

Церковнославянский язык

Все книги, которые используются на богослужении, написаны на церковнославянском языке. И это первое, что должен знать будущий чтец. В основном люди, пришедшие на клирос, знакомы с богослужебным языком Русской Православной Церкви. Но бывают и исключения. Один мой знакомый, теперь уже семинарист, был поставлен чтецом, не имея даже базовых знаний. На его возражения, что он не знает церковнославянский язык, настоятель ответил: «Ничего страшного, было бы желание, а остальное приложится». И действительно, со временем, при более частом посещении богослужения и участии в нем, чтении коротких предначинательных молитв, он стал потихоньку понимать церковнославянский и даже полюбил его. У меня с этим проблем было немного, все-таки я училась в воскресной школе, в которой нас обучали чтению богослужебных текстов. Если вы до сих пор не научились, то подскажу совет, который мне, в свою очередь, дал наш старший уставщик. Самый хороший «помощник» в изучении церковнославянского языка — это Псалтирь. Для начала лучше прочитать ее всю в русской транслитерации. Затем читать 2–3 раза псалом в транслитерации, а после — по-церковнославянски, а когда слово будет не понятно, то сверяться. Но самое главное — читать вслух и желательно каждый день.

Послание к Галатам святого апостола Павла

К галатам Павел обращается по прошествии длительного времени с начала своих проповедей. В первую очередь он пытается доказать целостность и правильность своих проповедей тем, что исходят они от Господа, а только Ему готов служить и угождать Павел. Никто — ни люди, ни ангелы — не способен опровергнуть истинность его проповедей.

В послании к Галатам он разъясняет, почему кого-то из апостолов направили к иудеям, других же — к язычникам. Каждый трудится на поприще, уготованном именно для него. Долгие годы Павел странствовал по странам язычников, изредка навещая Иерусалим для нового благословения. Так и другие апостолы шли каждый по своей стезе.

Судя же по призваниям, которые он высказывает в своем послании, галаты, приняв изначально веру в Христа всей душой, постепенно отклонились от нее, впав в соблюдение законов, которое несет в себе лишь пустое исполнение. Только помощь друг другу, совершение добра с любовью и верой во имя Христа помогут принять Господа всем сердцем и не впасть в искушение плоти.

Мудрость Бога и безумие мира

В первом послании к коринфянам апостол Павел призывает общину к единству не по имени крестившего, а ради того, чье имя проповедуется. Таким образом, Павел, отрекаясь от себя, говорит, что он пришел к ним не как Павел, а как посланник распятого Иисуса Христа — только о Нем стоит помнить, только Его именем стоит называться. Объяснить силу своих проповедей Павел сам не в состоянии. Только Дух Святой, по его мнению, мог придать силы проповедям слабого и неуверенного в себе человека. Только Божье благословение могло объединить сильных и слабых, бедных и богатых. Лишь Господь мог дать силы неученым апостолам своим убеждать мудрецов их века и сильных мира.

Рекомендованные правила чтения

На протяжении всего времени изучения тексов Священного Писания каждый христианин открывает для себя все новые смыслы изложенного в Библии. Поэтому правила приобщения к Живому слову Господа обросли некоторыми мифами, требующими разъяснений.

  1. Миф – женщине перед чтением Евангелия стоит облачиться в скромный наряд, покрыв платком голову. Ответ – читать Библию дома разрешается без соблюдения любых формальностей.
  2. Миф – быстро усвоить информацию трактата невозможно, поэтому достаточно простой молитвы либо продолжить читать в другое время. Ответ – читая Святое Евангелие дома, человек очищает свою душу и помыслы, даже если смысл прочитанного не запомнился.
  3. Миф – правильно изучать Библию, написанную старославянским языком. Ответ – рекомендуется читать духовные тексты на том языке, который хорошо понятен человеку или является родным.

Читаем дома правильно

Перед обращением к Божьему откровению следует учесть некоторые важные моменты:

  • читать нужно серьезно и осознанно, с настроем на общение с Всевышним;
  • читать нужно со всей полнотой веры в правду евангельских эпизодов;
  • читать нужно ежедневно с максимальной степенью серьезности.

Батюшка в церкви мне посоветовал правильно спланировать свой день, чтобы обращаться к чтению Евангелия после утреннего пробуждения, по возможности днем и после всех завершенных дел на ночь. Можно разработать для себя определенную систему – читать три главы в день небольшими частями, но они должны быть обязательно логически законченными. Завершив чтение всех текстов Писания, следует возвратиться снова к его началу, чтобы сформировать и закрепить целостность восприятия полученной информации.

Особенности чтения Евангелия

В дни Великого Поста читать Слово Божие дома не прекращают, а наоборот – чтение усиливают, уделяя основное внимание событиям, описывающим последние эпизоды земного пути Иисуса Христа. В их числе проповеди, суды над Ним, страсти и смерть на кресте, а также чудесное Воскресение Господне

Эти эпизоды обязательны к прочтению во время Страстной седмицы.

Согласно рекомендациям протоиерея Серафима Слободского, Слово Божие нужно читать стоя, озарив себя крестным знамением – один раз перед чтением и три раза после него. Однако не возбраняется произносить священные слова сидя, главное чтению должно сопутствовать благоговение, осознанность прочитанного без отвлечения на мирские дела. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский говорил: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах».

В сборнике Молитвослова есть молитвы, предшествующие и завершающие чтение Евангелия:

Глава 8 Евангелия от Луки повествует о том, как Господь учит своих апостолов проповедовать

Глава 8 Евангелия от Луки повествует нам о том, как сойдя с неба, Господь предстает как образец и предначертание. Он учит апостолов обходить по всем местам и проповедовать. Господь же проповедовал не о каких-то земных благах, а о Царствии Небесном.

За Господом шли и жены, чтобы знали, что и женскому полу слабость не препятствует идти за Христом. Даже будучи богатыми, они избрали нищету ради Христа.

Сказав сие, возгласил:

8 глава Евангелия от Луки говорит о том, что Сын Божий сеет в наших душах добрые семена не только тогда, когда он нас учит, но и через те явления, которые совершаются с нами или около нас

Сеятель — сын Божий, он вышел из Своей сокровенности и сделался видимым. Кто сеет? Сын Божий сеет в наших душах добрые семена не только тогда, когда он нас учит, но и через те явления, которые совершаются с нами или около нас.

Тогда апостолы спросили у Христа, в чем смысл этой притчи?

Он и сказал, что им дано знать все тайны Царствия Божия, то есть тем, кто хочет знать и научиться. А тем, кто недостоин слышать, сообщается откровенно. Потому что Христос скрыл от них это.

Каждый из нас, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, научиться понимать слово Божие, найдет в себе силы для чтения священных книг. Самое главное начать читать его прямо сегодня, не откладывая в долгий ящик.

Через некоторое время вы сами заметите, что вам просто необходимо прочитать слово Божие хотя бы раз в день для вашей души, чтобы она находилась в спокойствии и умиротворении.

Почему тяжело осваивать Евангелие

Трудности с чтением Библии возникают у большинства верующих в начале их праведного пути к Богу. Феномен связан не только с непривычным для мирян стилем написания божественных текстов. Постоянно что-то отвлекает, мешают важные дела либо одолевает лень, а взяв Евангелие в руки, человек вдруг начинает зевать или ему внезапно хочется спать.

По мнению священнослужителей, подобные ощущения подтверждают существование тонкого мира, в котором обитают ангелы и демоны. Проводникам темных сил совсем не нравится, что мы и дома обращаемся к Богу, намерившись читать Евангелие. Поэтому темные духи строят всяческие козни, чтобы отвлечь человека от богоугодного дела. Помыслам бытового плана и рассеянности, которые часто одолевают начинающих, молитвенные правила рекомендуют противопоставить молитву Отче наш.

Важно. Даже если вы полностью не запомнили прочитанного, не прекращайте читать

Приобщение к ореолу святых мыслеформ просвещает нас, полностью меняя душевный настрой, отражается на поступках.

Святитель Игнатий Брянчанинов в своем сборнике высказываний преподобных «Отечник» устами старца дал ответ на вопрос – читать или нет Писание, если текст непонятен и не запоминается:

Святитель предлагает до обращения к Евангелию и после него сотворить следующую молитву:

Нет строгих правил по поводу текста молитв до и после обращения к Библии, важна чистота помыслов, искренность обращения, страстность желания быть услышанным Господом.

Как правильно читать Евангелие ежедневно

Ни для кого не секрет, что часто человек обращается к Богу лишь в трудностях и бедах, которые преподносит порой жизнь. На самом деле чтение Писания должно быть логически выстроено. Надо стремиться к регулярности определенной системности.

Начиная чтение Евангелия дома, надо с уважением и со всей внимательностью относиться к каждому слову. Понимать, что в руках не просто обычная книга, а Божие Откровение.

Рекомендуется чтение по главам, т. е. за раз лучше прочитать главу полностью, не прерываясь и не бросая работу на полдороги. Если позволяет время, то лучше начинать свой день с прочтения и завершать его последующей частью.

Когда будет дочитала последняя страница, надо начинать снова. С каждым новым прочтением священных фраз христианин получает новые душевные силы, перед ним открывается то, что раньше было неведомо.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Что такое Литургия и из каких частей она состоит

Содержние Литургии восходит к раннему христианству. Не зря ее второе название – Бескровная жертва. Во время богослужения перечисляются все события жизни Спасителя до Вознесения, а момент Причастия символизирует Божественную жертву во искупление всех грехов. Поэтому каждый, кто искренне принимает Святые Дары, освобождается от грехов, очищая душу и тело.

Последовательность Литургии неизменно и состоит из нескольких частей:

Часы

Непосредственно перед началом Литургии алтарником читаются 3-й и 6-й часы – краткие молитвословия, вспоминающие о сошествии Святого духа на апостолов и распятии Господа Иисуса Христа. Они призваны обратить мысли прихожан к Господу Богу.

Проскомидия

Повествует о земной жизни Христа. В этот момент подготавливаются и разрезаются просфоры. Алтарь во все время первой части Литургии остается закрытым, а Проскомидия читается на Жертвеннике.

Литургия оглашенных

Эта часть службы посвящена тем, кто готовится к принятию Причастия. Дьякон произносит короткие молитвы о больных, страдающих, пребывающих в горе, о мире и излечении больных, о Православной Церкви и Патриархе.

После этого идет Великая ектения, во время которой делается ряд прошений к Господу о мире и благополучии, о котором молятся все прихожане.

Далее читается первый, второй и третий антифон, между которыми провозглашаются малые ектении. Открываются царские врата Алтаря. Священник выносит Евангелие, и крестит им собравшихся, после чего возвращается обратно и читает текст из Евангелия, который прихожане слушают стоя.

После этого алтарник выходит с книгой и читает прокимен и отрывки из послания апостолов. Порядок чтения апостола зависит от дня года.

Завершается вторая часть Литургии чтением Ектении об Оглашенных.

Литургия верных

Перед третьей частью открываются царские врата Алтаря и хор исполняет Херувимскую песнь. Священник в это время читает тайные молитвы, в которых просит Бога очистить его душу от греховных побуждений.

После этого совершается Великий вход — вносятся Святые Дары – хлеб и вино, читается просительная ектения, и наиболее важная из молитв всей Литургии «Символ веры», которую произносят все молящиеся в церкви.

Священник благодарит Господа за искупление, а хор отвечает: «Аминь». И, наконец, совершается кульминационная часть всего богослужения – переложение хлеба и вина в Тело Христово, прославление Богородицы и общее чтение молитвы «Отче наш», после чего начинается Причащение. Во время Причастия хор исполняет «Тело Христово приимите..», по окончании поют «Аллилуиа».

Завершается таинство провозглашением Отпуста, когда священник дает прихожанам крест для целования и молитвой благословляет покинуть храм.

История христианства в богослужебной книге

В то же время «Апостол» несет в себе саму историю развития христианской церкви. Если читать его последовательно ежедневно, то можно узнать, что на заре христианства, судя по посланиям Иуды, уже существовала традиция среди нечистых в помыслах людей выдавать себя за апостолов – посланников Господа. Христианские общины, принимая таких людей, могли по их примеру и поучениям отойти от Бога.

Первые христиане были бывшими язычниками со своими грехами, которые было не так просто искоренить. Если же к ним приходили люди, призывавшие их продолжать творить всякие непотребства, то им, не окрепшим в своей вере, было легко впасть в искушение. Лжеапостолы же, чтобы их принимали более радушно, потакали людским слабостям, проповедуя богохульные мысли. Ведь люди эти приходили лишь для того, чтобы сытно поесть, предаться блуду и говорить о том, чего не понимают. Недаром святой Иуда сравнивает их с бессловесными животными, которые только и знают, чем себя осквернить. Они во всем ищут выгоду, общаясь с людьми, но при этом всем недовольны. Для них у Господа приготовлена кара, как для неверующих израильтян, выведенных Моисеем из Египта, для городов Содом и Гоморра, погрязших в блуде, как для ангелов, восставших против Господа. В своем послании Иуда предостерегает верующих от общения с подобными людьми, которые, словно тучи без дождя, блуждают, носимые ветром.

Настоящие же апостолы отличались нестяжательством. Посещая христианские общины в различных городах, они нигде надолго не задерживались, видя свое предназначение в распространении веры, а не в проповедях на одном месте. Для путешествий своих они просили в общине только хлеба, которого им должно было хватить до следующего города. Тем самым они показывали свою незаинтересованность в материальных благах.

Какие акафисты читать в житейских нуждах

Таблица 1. Расписание чтения на каждый день недели

День недели Вспоминается Какой читается акафист
Воскресенье Воскресение Христово Воскресению Христову
Понедельник Честных Небесных Сил Бесплотных Архистратигу Михаилу

или

Ангелу Хранителю

Вторник Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Иоанну Предтече
Среда Страсти Спасителя, память Пресвятой Богородицы Иисусу Сладчайшему

Пресвятой Богородице

Четверг Святых апостолов,
Св. Николая Чудотворца
Апостолам Петру и Павлу

Св. Николаю

Пятница Крестных Страданий Спасителя и Креста Господня Страданиям Господним

Честному и Животворяшему Кресту Господню

Суббота Всех святых

Поминовение усопших

Всем святым

Пресвятой Богородице

Об усопших

Существует определенная система, по которой у каждого святого есть своя «зона ответственности». В православии множество икон Божией Матери, каждой из которых приписывают определенные свойства:

  • «Умягчение злых сердец» – для примирения враждующих.
  • «Казанская» – от болезней глаз, для победы над врагами.
  • Всем святым – любая нужда.
  • Ангелу-хранителю – болезни, житейские сложности, духовные проблемы.
  • Пророку Илие – бедность.
  • Святому Николаю – об устроении судьбы детей, о сохранности во время путешествий.

Надо понимать, что эта «классификация» носит весьма условный характер. На самом деле обратиться можно к любому святому с любой просьбой. Сначала надо адресовать прошение к Богу и Богородице. Святые же выступают нашими ходатаями перед небесами, помогают донести молитвы грешников к престолу Всевышнего.

Изучаем Писание вместе с детьми

Дома читать Евангелие не только можно, но и нужно, приобщая к Живому слову своих детей с самых ранних лет. Дошкольнику будет интересно слушать, если вы отыщете специально адаптированные для восприятия маленькими детьми сборники православных текстов. Однако не стоит идти по ошибочному пути – пользоваться облегченными текстами, где участники божественных событий представлены сказочными героями.

Школьникам правильно будет сразу читать взрослый вариант Евангелия. Непонятные сюжеты древних событий разбирайте вместе, обращаясь за разъяснениями к толкованиям, составленным Иоанном Златоустом. Можно выбрать труды архиепископа Аверкия (Таушева) либо митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковую Библию А. Лопухина. Освящать литературу духовной направленности не требуется.При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Как читать Евангелие дома с детьми

Приобщать ребенка к этому прекрасному дело желательно как можно раньше. Однако не стоит брать какие-то облегченные тексты и уж тем более использовать сказочные формы. Этот подход ошибочный.

Приветствуется чтение взрослого Писания, но если малышу будет можно слушать, то лучше приобрести специальные адаптированные под детей православные тексты. Сейчас их можно приобрести в некоторых церковных лавках.

С самых первых дней надо дать понять, что это не развлечение очередное, а серьезное дело. Не надо перегружать ребенка большими объемами. Лучше приобщать его небольшими порциями.

Зачем пользоваться дополнительными объяснениями?

Чтобы не возникло ложного понимания, желательно знать исторический контекст и пользоваться толкованиями. Посмотрите на протестантов. Они каждый день знакомятся со священными текстами, но каждый привык по-своему понимать суть написанного. Отсюда и появляются разные ереси и расколы. Поэтому человеку лучше не «разводить самодеятельность», а воспользоваться проверенным веками опытом церкви.

Авторитетными можно назвать пояснения таких толкователей:

  • Иоанна Златоуста;
  • блаженного Феофилакта Болгарского;
  • епископа Михаила (Лузина);
  • архиепископа Аверкия (Таушева);
  • профессора Александра Лопухина.

Новоначальные могут столкнуться с тем, что мысли Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского им покажутся не совсем доступными. Поэтому вначале можно читать Закон Божий Серафима Слободского и тексты трех последних толкователей. Также часто задают вопросы по поводу того, на каком языке лучше читать Евангелие. Если церковнославянский вам кажется слишком трудным, читайте на родном языке. Со временем можно изучать язык церкви и параллельно читать разные переводы.

Правила прочтения

Чтобы чтение акафиста о единоумершем принесло пользу и душе усопшего, и самим родственникам, необходимо придерживаться правил произнесения молитвы. Поскольку любой акафист — это гимн, читать его нужно только стоя. Структура гимна, посвященного спасению души близкого человека, состоит из 25 песней. Это 13 кондаков и 12 икосов, которые произносятся поочередно. Непарный кондак — последний — читают трижды. Заканчивается молитва прочтением первого кондака и первого икоса.

Чтение акафиста не обязательно проводить в храме. Это делают и в домашних условиях. Лучше всего приступать к молитвенному обращению с раннего утра, при этом хорошо, если молящийся будет делать это перед принятием пищи

Если акафист произносится женщиной, ее голова должна быть покрыта платком — неважно, где она находится — в храме или у себя дома

Перед началом чтения акафиста о единоумершем священники советуют произнести несколько молитв на выбор просящего, чтобы настроиться на правильный лад. Это может быть молитва «Отче наш» или «Господи, помилуй». Для произнесения гимна не нужны образа, хотя иногда верующие произносят его перед иконой Господа или Богородицы.

Некоторых христиан интересует, нужно ли учить наизусть текст акафиста. Священники говорят, что, конечно, лучше произносить молитву по памяти, но если слова трудно запомнить, то нет ничего страшного в том, чтобы читать по бумажке. Главное, правильный духовный настрой молящегося и готовность в смирении принять предопределенное Господом. По церковным правилам существуют дни, в которые чтение акафиста о единоумершем не проводится. По Уставу, запрещено произносить гимн в Светлую седмицу. В это время читают Деяния апостолов или Пасхальный канон.

Евангелие на каждый день — для чего?

Новый Завет состоит из Евангелий, Посланий святых апостолов, Деяний святых апостолов и Откровения Иоанна Богослова.  Четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) являются центральной частью Нового Завета. Они названы по именам апостолов, записавших повествование о земной жизни Иисуса Христа. Все они рассказывают об одном. Но их истории отличаются стилем, смысловыми акцентами, глубиной и направленностью.

Так, например, Марк обращается к римской языческой молодежи. В его тексте мало подробностей, много фактической информации, повествование развивается четко и стремительно.  Иоанн же уделяет меньше внимания фактологии. Ведь к моменту создания его книги события уже были подробно описаны другими евангелистами. Он же раскрывает мистическую, глубинную суть пришествия на землю Спасителя.

Почему Евангелий именно четыре? В Ветхом Завете через пророка Иезекииля (1:4-25) Господь открывает четырех животных с человеческими лицами. Святые Отцы Ириней Лионский, Иероним Стридонский, Григорий Двоеслов считают этот эпизод пророчеством. По их толкованию, он раскрывает символический смысл каждого из 4-х Евангелий. В Библии число четыре обозначает пространственную полноту. Сегодня мы наблюдаем это в иконографии: Ангел (от Матфея) – образ Христа как совершенного Человека. Лев (от Марка) – образ Царя. Телец (от Луки) – образ Бога, принесшего Себя в жертву за грехи всех людей. Орел (от Иоанна) – образ Победителя смерти.

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов. Это 25 песен, они соответствуют порядку букв греческого алфавита. Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен, кондаков и двенадцати пространных песней, которые называют «икос«. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника, которому посвящен акафист.

Икосы принято заканчивать на слове “радуйся” а кондаки на  воспевании “Аллилуйя”, которое означает «хвалите Бога«. Икос, который читают после кондака обычно делят на две части. Читать икосы без кондаков не принято.

Акафист напоминает классический кондак по своему составу. Такие кондаки обязательно имеют  двадцать строфы:  двенадцать из них более краткие, с восхвалением «аллилуйя» и двенадцать длинных, которые соответствуют первому припеву кондака. Но, в отличие от кондака классического типа, акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления. От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы. Хайертизмы — это восхваления которые, начинаются со слова «Радуйся!». Первое слово в краткой вводной фразе икоса — тоже «Радуйся«. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому, кому он посвящен, после него обязательно повторяется первый икос, затем опять читается первый кондак.

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила. В этом случае начальные молитвы обычно не читают, можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы «Достойно есть«. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии

Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав.  Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души

Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Чтение Апостолов и Святого Евангелия на Соборовании

Первое чтение — Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. 5, 10-16). Евангелие (Лк. 10, 25-37) о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками. Вслед за тем, вспоминая благодеяния Божии человеческому роду, просвещенному и искупленному Им, и благодать служения, данную пророкам и апостолам.

Второе чтение — Рим. 15, 1-7, где апостол Павел повелевает сильным носить немощи слабых и, по примеру Христа, угождать не себе, но ближнему, во благое, взывая к Богу терпения и утешения. Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога.

Во втором же Евангелии (Лк. 19, 1-10) речь идет о мытаре Закхее, обратившемся к вере при посещении его Иисусом Христом.

Третье чтение — 1 Кор. 12, 27-13, 8, где сначала исчисляются различные служения членов Церкви Христовой, а затем превозносится превыше всего любовь как главная цель и средство христианской жизни. В третьем Евангелии (Мф. 10, 1, 5-8) повествуется о послании учеников на проповедь в Иудею, когда Господь дал им власть изгонять нечистых ду́хов, исцелять всякий недуг и воскрешать мертвых.

В четвертом чтении — 2 Кор. 6, 16-7, 1 — апостол Павел называет верующих храмами Бога Живаго и призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа, «совершая святыню в страхе Божием».

В последующем евангельском чтении (Мф. 8, 14-23) повествуется об исцелении Самим Спасителем тещи Петровой, лежавшей в горячке, а также многих бесноватых, во исполнение пророчества Исаии, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 53, 4).

В пятом апостольском чтении — 2 Кор. 1, 8-11 — апостол Павел ставит в пример свое избавление Господом посреди гонений, когда он уже не надеялся остаться в живых, и заповедует уповать на Бога.

В соответствующем Евангелии (Мф. 25, 1-13) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, не приготовивших елея к встрече Жениха и оставшихся потому вне брачного пира — Царства Небесного. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий», — призывает Господь в заключение этой притчи.

В шестом чтении Апостола — Гал. 5, 22-6, 2 — апостол Павел исчисляет духовные плоды, внушая пастырям, чтобы они исправляли согрешающих в духе кротости. «Носите бремена́ друг друга, и таким образом исполните закон Христов», — призывает он.

В Евангелии от Матфея (15, 21-28), читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери.

Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1 Фес. 5, 6-19, содержащим призыв апостола к верным утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте», — взывает он к нашим сердцам.

Наконец, святой евангелист Матфей (9, 9-13) повествует о том, как он был из мытаре́ призван Господом и соделался апостолом, и приводит слова Иисуса Христа роптавшим на Него фарисеям: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Почему тяжело осваивать Евангелие

Трудности с чтением Библии возникают у большинства верующих в начале их праведного пути к Богу. Феномен связан не только с непривычным для мирян стилем написания божественных текстов. Постоянно что-то отвлекает, мешают важные дела либо одолевает лень, а взяв Евангелие в руки, человек вдруг начинает зевать или ему внезапно хочется спать.

По мнению священнослужителей, подобные ощущения подтверждают существование тонкого мира, в котором обитают ангелы и демоны. Проводникам темных сил совсем не нравится, что мы и дома обращаемся к Богу, намерившись читать Евангелие. Поэтому темные духи строят всяческие козни, чтобы отвлечь человека от богоугодного дела. Помыслам бытового плана и рассеянности, которые часто одолевают начинающих, молитвенные правила рекомендуют противопоставить молитву Отче наш.

Святитель Игнатий Брянчанинов в своем сборнике высказываний преподобных «Отечник» устами старца дал ответ на вопрос – читать или нет Писание, если текст непонятен и не запоминается:

Святитель предлагает до обращения к Евангелию и после него сотворить следующую молитву:

Нет строгих правил по поводу текста молитв до и после обращения к Библии, важна чистота помыслов, искренность обращения, страстность желания быть услышанным Господом.

Обретенная радость

Читать на клиросе очень радостно. Певчие зачастую во время пения лишены радости, так как озабочены тем, чтобы и попасть в ноты, и создать динамический и ритмический ансамбль, и красиво вокализировать звуки, и правильно прочитать подстрочный текст. Все эти сложности приводят к тому, что часто певчему становится попросту не до молитвы. Дай Бог службу хорошо спеть. Но вот чтение…

В каком-то смысле, читающий на клиросе щедрой рукой раздает милость — и певчим, помогая им на службе, и прихожанам, помогая им молиться. А ведь Господь сказал — «блаженны милостивые, ибо те — помилованы будут». Мне радостно думать, что наши дорогие чтецы обретут милость у Господа и будут вовеки помилованы и обретут вечную радость в неземном царстве великого Царя.

Певчий будет петь на небесном клиросе…

С древности до наших дней

Сегодня мы слышим, как чтецы в храме читают самые разные богослужебные тексты. В древние времена чтец не только читал, но и растолковывал значение трудно понятных текстов, переводил их на язык своей местности, произносил проповеди, обучал новообращенных и детей, пел различные песнопения и был хранителем священных книг. На чтеца возлагалась также обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения. Уже в ранний период своего бытия христианская Церковь прилагала заботы к тому, чтобы чтецы были научены не только искусному, но и разумному, осмысленному чтению. В первые три века на должность чтеца поставлялись преимущественно те христиане, которые исповедали свою веру перед язычниками, то есть открыто объявили, что они члены Церкви Христовой. В древней Церкви чтецы пользовались большим уважением: ими были люди знатного происхождения. В Русской Православной Церкви чтец — это низший чин церковнослужителей (не путать со священнослужителями). На свою должность он назначается настоятелем храма, а в степень поставляется чином хиротесии — руковозложения, которое совершается на середине храма. Право поставлять младших клириков на церковнослужительские степени принадлежит архиерею, в монастырях хиротесию могут совершать и их настоятели — архимандриты и игумены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector