Значение полиелейной службы, схема и порядок последования
Содержание:
Что такое полиелей в Церкви
Ответ на этот вопрос поможет лучше понять тонкости богослужения. Во-первых, полиелей – это воспоминание жен-мироносиц. После распятия Спасителя положили в гробницу, обернув его тело пеленами. В воскресное утро женщины пришли к гробу с сосудами, в которых было миро – особое благовонное масло. Там их встретил ангел, который возвестил о Воскресении Христовом. Самое значимое событие в истории человечества отмечено торжественной частью богослужения.
Во-вторых, отвечая на вопрос о том, что такое полиелей, нельзя не упомянуть особую Божью благодать, изливаемую на христиан. Во время земной жизни Иисуса Христа елей и миро имели огромную ценность. В знак признательности, почетных гостей помазывали благовонным елеем. В Евангелии говорится о женщине, которая намазала маслом ноги Спасителя и вытерла их своими волосами, что говорит о ее высокой добродетели – смирении. Сегодня тоже трудно представить свою жизнь без масла, не церковного, а обычного — растительного и сливочного.
В Православии существует обычай благодарить Господа за щедрость. Что такое полиелей? Грубо говоря, это благодарение Бога за масло. Водосвятные молебны – отдание почестей главной жидкости для всего существующего на земле. Не зря все, имеющее особую ценность для человека, используется в церковных таинствах. Хлеб и вино, продукты из которых приготавливается Святое Причастие, просфоры и пасхальные хлеба – артос. Все это имеет огромное значение для православных христиан и особо почитается. Все эти продукты – святыни.
Шестопсалмие
Основа первой части Утрени — шестопсалмие. Начинается оно словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангельская песнь, воспетая некогда при Рождестве Христовом, славословие ангелов о нашем спасении. И затем читаются шесть псалмов, разделенных на две части. Псалмы эти исполнены покаяния и умиления
Типикон предписывает слушать их со вниманием и страхом, «яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших». Устав не дозволяют во время чтения шестопсалмия никаких разговоров (даже шепотом), хождения по храму, даже возбраняет чихнуть или кашлянуть
Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и лишь после пройти на свое место. А нарушение этого устав именует «знамением бесстрашия и бесчиния».
Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения.
Ввиду важности шестопсалмия, читать его положено на середине храма, внятно и неспешно. Во время чтения шестопсалмия, по уставу, свечи погашаются, освещение храма сокращается до минимума
Это делается для того, чтобы очи молящихся не развлекались внешним и были обращены внутрь души. Также на шестопсалмии совсем отменяются поклоны. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.
Архив
АрхивВыберите месяц Июнь 2021 (1) Май 2021 (1) Апрель 2021 (4) Март 2021 (2) Февраль 2021 (1) Декабрь 2020 (1) Сентябрь 2020 (1) Март 2020 (2) Февраль 2020 (2) Январь 2020 (9) Декабрь 2019 (3) Ноябрь 2019 (1) Октябрь 2019 (1) Сентябрь 2019 (5) Август 2019 (2) Июль 2019 (2) Июнь 2019 (4) Май 2019 (3) Апрель 2019 (4) Март 2019 (4) Февраль 2019 (3) Январь 2019 (8) Декабрь 2018 (6) Ноябрь 2018 (3) Октябрь 2018 (4) Сентябрь 2018 (4) Август 2018 (5) Июль 2018 (1) Май 2018 (3) Апрель 2018 (4) Март 2018 (1) Январь 2018 (11) Декабрь 2017 (1) Ноябрь 2017 (5) Октябрь 2017 (1) Сентябрь 2017 (2) Август 2017 (3) Июль 2017 (4) Июнь 2017 (3) Май 2017 (3) Апрель 2017 (10) Март 2017 (4) Февраль 2017 (8) Январь 2017 (16) Декабрь 2016 (4) Ноябрь 2016 (5) Октябрь 2016 (5) Сентябрь 2016 (1) Июнь 2016 (3) Май 2016 (4) Апрель 2016 (3) Март 2016 (3) Февраль 2016 (3) Январь 2016 (5) Октябрь 2015 (1) Сентябрь 2015 (1) Август 2015 (1) Июнь 2015 (2) Май 2015 (4) Апрель 2015 (2) Март 2015 (3) Январь 2015 (18) Декабрь 2014 (3) Ноябрь 2014 (2) Октябрь 2014 (3) Сентябрь 2014 (2) Август 2014 (8) Июль 2014 (1) Январь 2013 (1)
Что такое богослужение?
Церковь имеет главную задачу — это повышение духовного уровня отдельного человека и всего общества в целом. Именно поэтому необходимы храмы — они являются сосредоточением духовной жизни и позволяют обществу христиан проводить общественные работы и принимать людей.
Богослужение — это особое время в храме, когда люди поклоняются Богу
Но для любого общества и его функционирования необходим организованный порядок, поэтому и богослужения в храме проходят в определенное время и по своим законам. Верующий человек, который посещает храм регулярно должен разбираться в порядке проведения богослужений.
Богослужение — это особое время в храме, когда люди поклоняются Богу. Оно включает:
- пение псалмов;
- чтение акафистов;
- проповеди священника.
Каждое действие в церкви имеет свою цель, так Божественная Литургия — это воскресное собрание, на котором совершается Таинство Причащения
Она считается самой важной и центральной в деятельности церкви, а прочие являются как бы подготовкой к ней
Как проводится: схема и порядок
Согласно церковному уставу, полиелейная служба начинается с чтения 9 часа, посвященного смерти Иисуса Христа. Малую вечерню не проводят. По окончании чтения 9 часа наступает черед Вечерни.
В храме зажигаются все светильники, лампады, открываются Царские врата. Священник выходит на середину храма, остановившись перед иконой праздника. Алтарник раздает священнослужителям зажженные свечи.
Хор поет псалмы, после чего следует чтение «Блаженного мужа», малой ектении. Затем начинается каждение:
- царских врат;
- иконостаса;
- главного клироса вместе с хором;
- правого клироса;
- молящихся в храме;
- всего храма, начиная с правой стороны.
Заканчивается каждение окуриванием икон Спасителя, Божией Матери, праздничной иконы, самого священника. Начинается чтение прокимена и Евангелия. Читается тропарь, посвященный тому святому, чей праздник празднуется.
Прихожане прикладываются к праздничной иконе, а священнослужитель совершает помазание елеем, чертя знак креста на лбу прикладывающихся к иконе. Благодаря обряду помазания исцеляются болезни, очищается душа, становится радостно, спокойно.
После пения тропарей следует возглас диакона «Премудрость».
Оканчивается вечерня с полиелеем песнопениями хора «Утверди, Боже…».
За вечерней следует еще два богослужения – Малое Повечери, Полуношница, проходящая ночью.
На утро служат Полиелейную Утреню. Она, в отличие от обычной утрени, начинается не с исполнения Шестипсалмия, а с чтения 19 и 20 псалмов, сопровождающегося полным каждением алтаря и всего храма.
Дальнейший порядок последования полиелейной утрени выглядит следующим образом:
- читается «Трисвятый», тропарь, кондак;
- иерей произносит сугубую ектению;
- хор поет «Именем Господним…»;
- возглас иерея;
- читается Шестипсалмие.
Последующая схема богослужения не отличается от обычной утрени. Заканчивается оно так же, как и Всенощное бдение.
Присутствуя на богослужении, любой из прихожан может принять участие в пении псалмов, молитв. Для этого нужно иметь при себе соответствующие книги. Впервые пришедшие в храм для начала могут просто понаблюдать за прохождением службы, вслушиваясь в слова священнослужителей и запоминая действия молящихся. После службы можно поговорить со священником или прихожанами, уточнив непонятные моменты.
Понятие полиелейной службы
Слово «полиелей» ведет свое начало с греческого языка. Первая часть слова «поли» означает «много, многие», вторая часть «елеос» – «милость». Таким образом, в переводе на русский язык «полиелей» значит «многомилостив».
Некоторые переводят это слово, как многомаслие. Путаница происходит из-за идентичного звучания двух греческих слов «елеос» и «елей». Способствует этому и использование масла во время помазания лба прихожан.
Полиелейное богослужение проводят во время Средних или Малых церковных праздников, заменив им Всенощное бдение. Последование этих двух служб значительно отличается друг от друга. Одно из основных отличий – полиелейное богослужение предусматривает раздельное проведение утрени и вечерни.
В православных храмах полиелейное богослужение часто проходит по субботам, за исключением определенных периодов, когда полиелей не проводят: начиная от празднования Пасхи до Воздвижения, в предрождественские и рождественские дни (со 2 января по 27 января). Прекращают петь полиелейные псалмы за неделю до начала и во время всего Великого поста. Если же на неделю до и после Пасхи приходятся какие-то большие праздники (Благовещение, праздник самого храма), то разрешается в эти дни совершать полиелей.
История возникновения полиелея
В ветхозаветные времена совершались особые ночные богослужения, предваряющие начало нового дня. В раннехристианский период была составлена особая службы — утреня. Со временем ее чин сильно претерпел изменения. Были оставлены только отдельные псалмы. А духовные поэты и гимнописцы, такие как Роман Сладкопевец, составили специальные песнопения для утрени. Современное чинопоследований утрени закрепилось Студийским (9 век) и Иерусалимским (11 век) Уставами, регулирующими порядок ведения церковных служб. К этому времени относятся первые упоминания о пении полиелейных псалмов.
С 15 века на Всенощном бдении Полиелей, наряду с Литией (усердным молением) и Великим славословием, отличается молитвенной насыщенностью и торжественным участием священнослужителей. Раньше во время полиелея молящиеся стояли с зажженными свечами. Это свидетельствовало о духовном горении человека в чувстве любви ко Господу. До наших дней такая традиция не сохранилась. В современной церковной практике только священник на полиелее держит свечу.
Порядок полиелейной службы(в помощь певчим)
Вечерня
Священник: Благословен Бог наш…
Читаем: АМИНЬ. Приидите, поклонимся… 103 псалом «Благослови, душе моя…»
Поем: Ектения великая
Поем: Блажен муж… 1-й антифон 1-й кафизмы, малая ектения.
Поем: Господи, воззвах. И поем стихиры на 8 (как правило) или, если соединяется служба двум святым — на 10.
Слава: Святому
И ныне: Догматик по гласу «Славы» (т.е. по гласу той стихиры, которая пелась на «Слава:»)
Поем: Свете Тихий.
Поем: Прокимен
Читаются Паремии
Поем: Сугубая ектения.
Поем: Сподоби, Господи…
Поем: Просительная ектения.
Поем: Стихиры на стиховне. Слава: святому (Минея),
И ныне: Богородичен воскресный на стиховне по гласу «Славы» (можно найти в конце Минеи или в Ирмологии)
Поем: Ныне отпущаеши
Читаем: Трисвятое – по Отче наш
Поем: Тропарь святому, «слава и ныне»: Богородичен отпустителен по гласу тропаря
если попразднство — «слава и ныне»: Тропарь празднику
если два святых — Тропарь 1-му святому, «слава»: тропарь 2-му святому
«и ныне»: Богородичен по глачу последнего тропаря
Утреня
Священник: Слава Святей…
Читается Шестопсалмие.
Поем: Ектения великая
Поем: Бог Господь на глас тропаря. Потом поем тропари.
Тропарь святому – дважды. Слава и ныне: Богородичен по гласу этого тропаря
Если есть 2 святых 1-му святому — дважды, Слава: 2-му святому
Если попразднство: Празднику — дважды, Слава: святому, И ныне: Праздника
Читаем: Кафизмы. После каждой кафизмы малая ектения и потом читаем седальны
Поем: Полиелей («Хвалите имя Господне»).
Величание и псалом избранный.
Малая ектения. Седальны полиелейные (если есть). Степенна 4-го гласа. Прокимен. Евангелие.
50-й псалом.
Слава: Молитвами … , Милостиве очисти…
И ныне: Молитвами Богородицы, Милостиве очисти…
Помилуй мя, Боже… + стихира по 50-м псалме
Диакон: Спаси Боже, люди Твоя… Поем: Господи, помилуй – 12 р.
Канон.
Устав чтения канона:
Богородице на 6 и Святому — на 8
Предпразнство или попразднство:Празднику — на 6, Святому — на 8.
Внимание! Кондаки расположены после 6-й песни в тексте канона!
По 3-й песни – малая ектения. Поем Кондак празднику (если попразднство), читаются Седальны.
По 6-й песни – малая ектения
Поем Кондак святому (Минея).
По 8-й песни перед катавасией: «Хвалим, благословим…». После катавасии поем Честнейшую.
По 9-й песни – малая ектения. Поем: Свят Господь Бог наш. Читаются Светильны.
Поем: Всякое дыхание да хвалит Господа. Читаем Хвалитные псалмы и поем Стихиры на Хвалитех(8 стихир).
на 4 или на 6 — как указано в Минее
Слава: святому
И ныне: Богородичен
Поем: Великое славословие. Тропарь святому, Слава и ныне: Богородичен по гласу этого тропаря или Празднику (если попразднство)
Поем: Две ектении
Полный отпуст
Читаем 1 час. В конце поем «Взбранной Воеводе» и отпуст.
На часах
Тропарь: святому
Кондак: если два кондака, то на 1-м часе читается тот, который пелся по 3-й песни,
на 3-м – тот, который пелся после 6-й песни, потом чередуем.
Тропари на Литургии
Тропарь: Храма, Святаго. Кондак: Храма, слава: Святаго, и ныне: «Предстательство христиан…»
Предпразнство или попразднство:
Тропарь: Праздника, Храма, Святаго. Кондак: Храма, слава: Святаго, и ныне: Праздника
Канонарху
Возглашаем глас и стих.
Если меняется глас, это нужно объявить.
Если стихиры другого автора в Октоихе – они объявляются «Глас тойже…»
Славу объявляем так: «Слава, глас …» и потом хор (Не канонарх!) поет «Слава Отцу и Сыну…»
И ныне — аналогично. Если глас не сменился, говорим «Глас тойже».
Когда совершается полиелейная служба
По Уставу полиелей совершается во время праздничной утрене перед великими и некоторыми другими праздниками (в церковном календаре они отмечены красным крестиком). Также полиелейная служба совершается накануне престольного праздника. Престольный праздник — день святого или события, в память которого освящен храм. В настоящее время полиелей совершаться почти каждую субботу, на вечерней службе, которая считается уже воскресной. Исключение — определенные периоды года, когда по Уставу псалмы 134 и 135 заменяются чтением 17-ой кафизмы («Непорочными»). Так, отсутствует полиелей в период с недели после праздника Пасхи до отдания праздника Воздвижения (5 октября по новому стилю). Также не поются полиелейные псалмы со 2 января (предпразднество Рождества Христова) до 27 января (отдание праздника Крещения). От Сырной седмицы (неделя перед началом Великого поста) до Страстной седмицы (последняя неделя Великого поста).
На Страстной и Светлой седмице (недели до и после Пасхи) полиелей совершается, если на это время приходятся конкретные праздники. Это Благовещение (7 апреля), день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая) или престольный праздник конкретного храма.
Полиелейные псалмы
Содержание псалмов 134 и 135 созвучно. В них избранный народ Божий, Израиль, призывается совершить славословие Творцу (134, 6; 135, 5-9) и Промыслителю (134, 7; 135, 25). Так верующие должны выразить благодарность за все оказанные Творцом милости. Это освобождение от египетского рабства (134, 8-10; 135, 10-16) и дарование обетованной (обещанной) земли (134, 10-12; 135, 17-20). За все это избранный народ обязан сохранять верность Богу (134, 15-18). В некоторых местах псалмы буквально повторяют друг друга (134, 10-11 и 135, 17-20). Все содержание этих псалмов наполнено восторженной радостью, которая изливается в благодарных словах.
Псалом 135 более восторженный и торжественный. Например, если в псалме 134 стих 5 сказано «Господь наш над всеми боги», то в псалме 135 стихи 2-3 — «Богу богов», «Господеви господей». Каждый стих псалма 135 сопровождается величественным припевом «Яко в век милость Его». Его повторение 26 раз наиболее сильно звучит в стихах 17-20.
Здесь одно предложение разделено этим припевом на четыре части:
Это
Типикон и другие богослужебные книге не указывают чин пения полиелея. По сложившейся традиции псалмы поют в сопровождении припевов «аллилуйя» после каждого стиха. Иногда припевы поются по трижды.
Новости Патриархии
На телеканале «Спас» состоится премьера документального сериала о борьбе с алкогольной зависимостьюТелеканал «Спас» при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в рамках реализации национального проекта «Демография» покажет документальный сериал «12», посвященный помощи людям, которые хотят избавиться от алкогольной зависимости. Премьера состоится в декабре 2021 года.
23.11.2021
Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством посетил гала-концерт I Межрегионального конкурса казачьей культуры19-21 ноября прошел финальный этап I Межрегионального конкурса казачьей культуры им. атамана М.И. Платова. Организатором конкурса выступил Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского при поддержке Федерального агентства по делам молодежи, Министерства культуры РФ и Всероссийского казачьего общества.
23.11.2021
Министр иностранных дел Ливана посетил подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве21 ноября на подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве состоялся прием по случаю первого визита в Россию министра иностранных дел Ливана Абдаллы Бу Хабиба. В этот день глава ливанского дипломатического ведомства отмечал свое 80-летие.
23.11.2021
В Отделе внешних церковных связей пройдет международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»26-27 ноября в Москве в Отделе внешних церковных связей состоится третья международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных». Она проводится по инициативе комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии.
23.11.2021
Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Покровском ставропигиальном монастыре в день 140-летия со дня рождения блаженной Матроны Московской22 ноября председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност возглавил в Покровском ставропигиальном монастыре г. Москвы торжества по случаю дня тезоименитства и 140-летия со дня рождения блаженной Матроны Московской.
23.11.2021