Порядок проведения службы мирским чином, когда совершают литургию без священника

Последование таинства Елеосвящения

В храме (или в комнате больного перед иконами) ставится стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т.п.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшенице вертикально укрепляют семь палочек, обернутых на концах ватой (стручцы), и семь свечей. В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, растительное, вазелиновое или подобное масло) и немного красного вина. На столе полагаются Евангелие и крест.

После каждения, возгласа священнослужителя, чтения предначинательных молитв, псалма 142, покаянных тропарей и 50-го псалма читается «канон о елее», раскрывающий в своих тропарях духовную значимость и силу Таинства. Затем совершается приготовление елея: в пустой сосуд священником вливаются и смешиваются масло и вино; вино знаменует собою Кровь Христову, пролитую на Кресте для спасения людей, а смешивание масла и вина напоминает нам Евангельский рассказ о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками (-37). После этого возжигаются семь свечей, установленные в пшенице; кроме этого, зажженные свечи даются всем присутствующим и тому, над кем совершается Таинство. Священник, читая молитву, совершает освящение елея.

После прочтения священником первого Апостольского чтения из Соборного послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (-16) и первого Евангельского зачала о самарянине, священник читает молитву. После этого совершает краткую ектению с молениями о болящем и, взяв в руки стручец, крестообразно помазывает елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки соборующегося. При этом священник читает тайносовершительную молитву: «Отче Святый, Врачу душ и телес…». После этого гасится одна из семи горящих в сосуде с пшеницей свечей.

Далее такое последование (Апостол, Евангелие, молитва, ектения и помазание) совершается еще шесть раз, после каждого из которых одна из свечей в пшенице гасится.

После завершения седьмого помазания священник полагает на голову соборующегося раскрытое Евангелие и произносит молитву ко Господу: «…Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресех и просящего у Тебе нами оставление грехов, но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем…». При этом елеопомазанному следует непрерывно, но негромко повторять: «Господи, помилуй». Затем тот, над кем совершалось Таинство, целует Евангелие. После краткой ектении с двумя стихирами священник совершает отпуст; соборованный прикладывается ко кресту и, трижды благоговейно поклонившись совершителям (или совершителю) Таинства, говорит: «Благословите, отцы святии (или отец святой), и простите мя грешного (грешную)».

Елей, оставшийся после Таинства Елеосвящения, может быть сожжен в храме в специальной жаровне, использован для возжигания лампад пред иконами, либо же взят с собой тем, над кем Таинство совершалось. В последнем случае священники часто советуют поступить так: если больной после соборования выздоравливает — елей выливается в лампаду в храме или дома и таким образом сжигается. Если же после соборования больной умирает — пузырек с елеем кладется ему во гроб и после предания священником тела усопшего земле (перед закрытием гроба) крестообразно возливается на умершего. Впрочем, однозначного мнения в церковной практике по поводу последнего нет (это зависит иногда и от местных традиций), поэтому при совершении погребения умершего, принявшего перед этим Таинство Елеосвящения, следует посоветоваться со священником по поводу использования елея.

Как проходит соборование на дому

Существует некоторая разница между церковным и домашним обрядом. Если соборование проводится в храме, то помазание каждого присутствующего повторяется семикратно. В случае когда таинство осуществляется в домашней обстановке, ограничиваются одним нанесением елея.

Для того чтобы провести соборование на дому, членам семьи больного человека необходимо правильно подготовиться. В комнате, где проводится ритуал, должны находиться чистый стол, стул, оливковое масло, чайник с кипяченой водой. Остальные атрибуты служители церкви приносят с собой.

После окончания священнодействия, проводимого в домашней обстановке, могут остаться немалые запасы масла. Выбрасывать его ни в коем случае не нужно. Священники рекомендуют использовать этот продукт в процессе приготовления пищи. Также его можно применять для смазывания больных участков тела.

На протяжении всей Библейской истории елей применялся для священных и бытовых целей

Во все времена у евреев, и других народов елей выполнял разные назначения. Елей происходит из греческого слова «элайон», что означает оливковое масло. В Библии это слово употребляется около 200 раз.

В Ветхом Завете елей применялся:

  • для священного помазания Скинии (Исход 30,23-32);
  • для помазания на Царство (1 Царств 16,13; 3 Царств 1,39);
  • использовался в косметических целях (Есфирь 2,12);
  • приводится как образ радости (Псалом 44,8);
  • используется для смягчения при лечении ран (Исаия 1,6);

В Новом Завете елей упоминается в случаях:

  • как образ Духа Святого в притче о десяти девах (Мф 25,1-8);
  • в повествовании, когда Иисус послал учеников на проповедь, и они исцеляли больных маслом (Мар.6,12-13);
  • в притче о добром самарянине (Лк 10,25-27);
  • помазание грешницей ног Иисуса миром (Лк 7,44-46);
  • послание Апостола Иакова для исцеления болящего (Иак. 5,14-15).

Икона «Притча о добром самарянине», в которой изображается исцеление раненого маслом

Как проходит соборование на дому

Существует некоторая разница между церковным и домашним обрядом. Если соборование проводится в храме, то помазание каждого присутствующего повторяется семикратно. В случае когда таинство осуществляется в домашней обстановке, ограничиваются одним нанесением елея.

Для того чтобы провести соборование на дому, членам семьи больного человека необходимо правильно подготовиться. В комнате, где проводится ритуал, должны находиться чистый стол, стул, оливковое масло, чайник с кипяченой водой. Остальные атрибуты служители церкви приносят с собой.

После окончания священнодействия, проводимого в домашней обстановке, могут остаться немалые запасы масла. Выбрасывать его ни в коем случае не нужно. Священники рекомендуют использовать этот продукт в процессе приготовления пищи. Также его можно применять для смазывания больных участков тела.

Что означает, если во время соборования стало плохо?

После соборования может стать плохо по разным причинам

Вопрос, отчего может быть плохо после соборования, задавали верующие служителю одной православной церкви. Он ответил, что причин может быть несколько:

  • Физическое состояние здоровья человека, не связанное с соборованием
  • Переживания по поводу соборования
  • Нераскаявшемуся в своих грехах человеку соборование может нести не облегчение, а наоборот страдание

Также в практике священнослужителей и верующих были случаи, когда человек не придерживается одной веры, а бросается то в одну веру, то в другую, и возвратившись назад к прежней вере ему в храме становится плохо.

Какие грехи прощаются в таинстве Соборования?

Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь. Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех.

Но неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Соборования.

Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных (помимо нашей воли) грехов. После того, как человек соборовался в храме (можно и незадолго до Соборования), очень хорошо исповедоваться

После же Соборования и исповеди очень важно причаститься Святых Христовых Таин

Как проходит последование

Обряд парастаса описан в Требнике. Священнослужители должны придерживаться установленных Церковью правил. Произносит текст молитв священник, ему помогает диакон, подпевает хор. Верующие могут петь вместе с певчими из хора.

Начало

Вначале во время парастаса читаются молитвы, как на утренней, затем служители церкви произносят 90 псалом. В нем говорится, что душа верующего обязательно попадает в обитель Небесного Отца. После читают великую ектению за упокой, поют «Аллилуиа» (восхваление Господа) и тропари «Глубиною мудрости». Затем поются непорочны, разделенные на две стати, и читается полный канон.

Первая статия

Посвящена блаженным, непорочным, находящимся в пути. В молитвах, обращенных к Богу, священнослужитель просит помянуть души усопших.

Всевышнего просят смилостивиться над грешником и уменьшить страдания его души. В этот момент покойный находится перед престолом Господа и отвечает за каждое свое прегрешение. После первой статии читается малая заупокойная ектения.

Вторая статия

Священнослужитель просит через молитву упокоить души усопших рабов Господа. Сразу после этого пения поются тропари по непорочным, то есть по душам умерших людей. Христиане просят Всевышнего простить грехи усопших и смягчить их страдания.

После тропарей

Вначале читается малая заупокойная ектения. Потом — седален «Покой Спасе наш» и читается 50 псалом (о собственной греховной сущности). Затем поются каноны, читаются катавасии, кондак и икос. В молитвах священнослужитель просит Бога упокоить души умерших.

После канона

Далее в ходе службы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троица», «Отче наш» и поют тропари. Всевышнего просят упокоить души скончавшихся, даровать им прощение, взывая к человеколюбию Бога. После этого последование проходит, как обычная панихида.

Усопшие — не значит неживые

Христианская традиция полагает для каждого человека три дня рождения: первое — появление на свет, второе, главное событие — Святое Крещение и третье — переход из земной юдоли, полной скорбей и болезней, в Жизнь Вечную. Смерть, персонифицированная в церковных песнопениях как побеждённая Воскресением Христовым прислужница ада, не имеет более власти над теми верующими, кто перешёл в инобытие через успение. «Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?» — в этом вопрошании заключена уверенность в том, что «у Бога все живы». Недаром дни памяти христианских святых приходятся именно на дату их успения, возвращения «домой», к Небесному Творцу из долгого земного странствия.

Что такое соборование в православии, зачем нужно собороваться?

Соборование в церкви Соборование или еще называется елеосвящение — это таинство. В православной церкви есть 7 таинств, верующий человек старается соблюдать их. Эти таинства установил и соблюдал со своими учениками сам Христос, и нам велел. Это такие таинства:

  • Таинство Крещения. С ним мы сталкиваемся в младенчестве или взрослыми, когда проводится крещение человека в церкви. Оно выглядит как погружение в воду или обливание водой младенца 3 раза с произнесением молитвы.
  • Таинство Миропомазания. Священник в церкви проводит кисточкой помазание церковным маслом в виде креста — лба, груди, рук, ног только что крещенного человека, в основном младенца.
  • Таинство Бракосочетания. Его мы можем наблюдать при венчании в церкви молодоженов, и возложении на головы невесте и жениху венцов.
  • Таинство Причащения. Святое причастие в виде Тела и Крови Христовой дает нам батюшка со словами молитвы в церкви после того, как мы исповедуемся в своих грехах. В знак отпущения грехов мы получаем ложечку святого причастия, затем запиваем его водой.
  • Таинство Соборования. Если будет на то Божья воля, то после соборования тяжелобольной человек может исцелиться. Во время этого таинства читается, обычно несколькими священнослужителями, семь молитв. После каждой молитвы священник упоминает имя больного человека и мажет лоб, грудь и руки освященным елеем, а после последней молитвы священник кладет на голову больному Евангелие и просит у Бога прощение его грехов.
  • Таинство Покаяния. Мы приходим в церковь к батюшке и хотим исповедаться ему в своих грехах. В ответ священник нам назначает придерживаться небольшого поста (не есть мясо, яйца и молочное), не грешить, и читать молитвы каждый день. Через определенное время мы опять приходим в церковь, рассказываем священнику о содеянных грехах, глубоко сожалея при этом. Если священник берется отпустить вам грехи, он читает 2 молитвы, примиряющую и просящую о помиловании вас перед Богом.
  • Таинство Священства. Это Таинство предназначено тем, кто решил посвятить себя Богу – священнослужителям при получении чина.

По мнению служителей церкви во время соборования, человеку отпускаются те грехи, которые он не осознает, что это грехи или забыл о них, и не упоминает на исповеди. Собороваться можно и лежащим тяжелобольным людям на дому, и больным, которые могут прийти в церковь. Священнослужители отказывают в соборовании только людям, лежащим без сознания и буйным больным с психическими заболеваниями.

Как проходит Соборование в церкви в Великий пост

По обыкновению, процесс Соборования – продолжительный. Церковь основательно готовиться к проведению обряда. В нём участвуют семь священников. Это символизирует совершенную полноту, семиобразную божественную благодать и семь даров Духа Святого: духа премудрости, разума, совета, крепости, веденья, благочестия и страха Божьего. Но в отдельных случаях Таинство совершается одним, двумя либо тремя священниками от имени всей Церкви.

Как готовиться к Соборованию в церкви в Великий пост? Человеку, который хочет принять Таинство елеосвящения, Соборования, необходимо получить на него благословение священника и за несколько дней до этого обряда исповедаться. В первую очередь в день Соборования необходимо заблаговременно прийти в церковь и внести свои имена в списки. Принести с собой свечи, пшеничное зерно и вино.

Сам обряд Соборования происходит примерно следующим образом: люди становятся в широкие ряды так, чтобы священнику было легко проходить между ними. Затем батюшки оглашают все внесённые имена и происходит прочтение с прихожанами молитв о покаянии, исцелении и придании им сил и здорового духа и семи различных отрывков из Евангелия, призывающих Божественную благодать.

В конце прочтения кладётся Евангелие обязательно вниз текстом на голову человека, за которым происходит чтение. Это означает, что сама рука Господа благословляет человека. Затем обряд Соборования продолжается: священники семь раз крестообразно помазуют прихожан елеем, смешанным с вином. Задействуется каждый, заблаговременно поисповедовавшийся и не находящийся в состоянии нераскаянного смертного греха. Помазание всегда осуществляется сверху вниз по чётко определённым зонам:

  • Лоб, то есть происходит освящение ума и избавление от навязчивых мыслей, различных маний, ложных представлений;
  • Ноздри;
  • Губы;
  • Глаза;
  • Грудная клетка;
  • Ладони с тыльной частью рук.

Если после совершения Таинства Соборования остался елей, то его используют для промазывания тех мест, где человек испытывает болезненные ощущения. Все органы пронизываются высшей энергией Святого Духа.

После священники один за другим читают молитвы о том, чтобы сам Господь руками священнослужителей прикоснулся своим целительным перстом к душе и телу каждого страждущего, избавил от душевных и физических болезней, просветил сознание, умирил сердца, восставил дух мира, бодрости, радости и крепости. Народ молится от всего сердца и души.

В конце Соборования все прихожане в церкви становятся на колени, и священники читают тропари к Богородице, иногда еще и к апостолу Иакову. После принятия Таинства елеосвящения спадает великий груз, происходит освобождение от энергетических узд и кандалов, просветление мыслей, сердце наполняет радость и умиротворение.

Когда проходит соборование в Великий пост 2019?

Соборования в Великий пост 2018 года проходят в каждом храме по своему расписанию. В больших приходских храмах обычно 3-4 раза за пост, в крупных монастырях – еженедельно. Соборования могут совершаться как в первой половине дня – чаще всего в 11 или 12 часов утра, так и вечером – в 17 или 18 часов. Но день и время в каждом храме назначают исходя из своих условий: расписания служб, количества и занятости священников, возможностей пригласить священников из другого храма (в идеале соборование должны совершать семь священников).

В большинстве храмов соборования совершаются в будние дни. Но в некоторых храмах можно пособороваться в субботу или даже в воскресенье. Чаще всего соборования проходят в период со второй по шестую неделю Великого поста. Но «опоздавшие» могут найти храмы, где соборование совершается даже на Страстной седмице.

В Москве даже верующий с очень напряженным графиком сможет подобрать для себя подходящий вариант. А вот в не таких крупных населенных пунктах можно остаться и без соборования. В таком случае стоит вспомнить, что массовые соборования в Великий пост – это необязательная практика, которая приобрела популярность не так давно. Участие в Таинстве, безусловно, полезно, но если христианин не имеет серьезных проблем со здоровьем, не пребывает в тяжелом душевном состоянии, регулярно исповедуется и причащается, то у него нет необходимости собороваться, и он может делать это по желанию и по возможности. Для человека же малоцерковного важнее в Великий пост будет не соборование, а Таинство покаяния и Таинство причастия.

Как возник обряд елеосвящения

Ритуал является очень древним. Он появился еще во времена пребывания Иисуса Христа в нашем мире. Находясь на земле, Спаситель учил своих последователей помазывать людей освященным маслом, соединенным с вином, накладывать на их тела руки и молиться. Таким образом апостолы, а позже и другие истинные христиане могли исцелять страждущих от разнообразных болезней.

Поначалу таинство соборования проводилось для тех людей, которые были тяжело больными и не могли самостоятельно прийти в храм. Позже в этом ритуале стали участвовать не только верующие с физическими недугами, но и другие миряне.

Изначально во время соборования пользовались только оливковым маслом. Сегодня также применяются другие виды растительных масел, которые смешиваются с небольшим количеством кагора. Вместо рук к телу человека прикладывается Евангелие. В прошлом таинство всегда проводили несколько священников, однако в наши дни эта традиция изменилась. Во многих православных храмах соборование выполняется одним священнослужителем.

История таинства

Как и всякое Таинство Церкви, елеосвящение (так еще называется таинство Соборования, от греческих слов «масло» — «элайоа» и «милость» — «элеос») берет начало в Евангельской истории. Христос исцелял больных и завещал апостолам делать также. Апостолы передали этот дар епископам и священникам.

Уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иак. 5, 14-16).

В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении, читали Евангелие и помазывали освященным елеем. Некоторых больных, для совершения над ним молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом. Так постепенно сложилось чинопоследование таинства Соборования в храме.

Что можно, а чего нельзя после соборования?

Вокруг таинства соборования существует много суеверий. К примеру, что после этого таинства нельзя мыться, чтобы не смыть масло. Или что на таинство елеосвящения можно принести с собой растительное масло, освятить его и затем использовать дома самостоятельно: принимать при болезни, помазывать себя и родных или даже использовать в пище… Конечно, все это лишь домыслы. Мыться (а также есть и пить) после соборования вы можете. А вот использовать масло после соборования не рекомендуется. В настольной книге священнослужителя говорится, что после елеосвящения масло, пшеница, свечи, стрючки для помазывания сжигаются в церковное пещи

Поэтому важно знать, что мы можем сами себя помазывать маслом от лампады, от мироточивых икон, мощей. А в соборовании масло является веществом таинства, а таинство, равно как и отпущение грехов, может совершать только священник

Не может же человек, помазывая сам себя, еще и грехи себе прощать? К тому же с этим маслом вечно бывают всякие недоразумения. Люди не понимают, что с ним делать, некоторые начинают, беря на себя роль священника, помазывать им родственников, соседей, друзей, даже домашних животных. Кто-то может и картошки на таком масле пожарить, и салатик заправить, что выглядит уж совсем кощунственно. Так что лучше всего с верой принять соборование от священника и не заниматься самодеятельностью, ибо благодать измеряется не килограммами и литрами.

Полезно знать:

  • Выбирая, что надеть на соборование, учтите, что священник будет семь раз крестообразно помазывать вам лицо, руки и шею. Поэтому остановитесь на одежде с немного открытой шее (но не слишком декольтированной) и не слишком длинным или легко закатывающимся рукавом.
  • Придите в храм перед соборованием немного загодя. Вам нужно будет сделать посильный взнос за таинство в свечную лавку (но если у вас нет на это средств, пособоруют бесплатно) и там же записаться в список — во время елеосвящения священник прочитывает список имен людей, о чьем исцелении он молится. Также нужно купить свечу средней толщины — она понадобится в таинстве.
  • Можно принести с собой или взять в храме кусочек бумаги для свечи, чтобы во время молитвы воск не капал на пол храма.
  • Полезно взять с собой несколько бумажных салфеток. К примеру, для того чтобы обернуть свечу (она будет меньше плавиться от тепла рук), удалить излишки масла с рук и лица после таинства или защитить одежду от случайного попадания елея.

Что это такое?

Соборование (елеосвящение) – одно из 7 таинств христианства. Заключается оно в помазании человека освященным маслом (елеем). Обычно таинство совершается над человеком, больным духовно (потеря веры, скорбь, депрессия) или телесно. Нередко соборование проводится над умирающими христианами, наряду с последней исповедью и другими обрядами, призванными подготовить душу к загробному миру.

Сакральный смысл соборования заключается в исцелении от болезни и скорби. Считается, что во время обряда духовники отпускают грехи, о которых верующий забыл или совершил по собственному неразумению. Такие грехи в православии называют «невольными».

В некоторых случаях к таинству соборования приходится прибегать несколько раз в течение всего периода болезни – пока человек не выздоровеет.

Если верить рассказам людей, над которыми проводилось соборование, после обряда большинство из них чувствовало явное облегчение. Многие полностью излечивались от своих недугов. Что это: сила веры или божественный промысел? К сожалению, этот феномен с научной точки зрения объяснить невозможно.

Чин богослужения Елеосвящения создавался на протяжении многих столетий

Чин Елеосвящения формировался длительное время. Исследуя ранние греческие и русские рукописи, канонисты находят большую разновидность молитв и чинов.

Разнообразие «молитв над елеем» и «молитв над болящими» указывает на творческий молитвенный труд отцов по причине востребованной необходимости.

В древнейших рукописях приведены молитвы без определенного порядка. Начиная с X — XI веков, пишутся тексты с чинами над елеем и болящими. В некоторых греческих рукописях молитвы елеосвящения соединены с литургией.

Чины таинства Соборования в разных регионах и периодах времени отличаются набором молитв, последований и порядком исполнения.

7 дней

столько дней предполагается повторять чин в некоторых рукописях

В одних рукописях предполагается повторять чин в течении 7 дней. В некоторых указано о совершении литургий 7 священниками одновременно в разных церквях, а затем проведение Елеосвящения в доме болящего.

В других требуется произвести 7 иереями всех суточных служб, молитв о здравии, песнопений и канонов, помазание больного, и возложение на него рук каждого иерея по очереди.

Со временем богослужебные тексты Елеосвящения разделились на 2 типа чинов:

  1. По уставу иерусалимскому. Он предполагает совершение вечерни, утрени, молитвы на освящение елея, песнопений о болящих. Затем читаются отрывки из Апостола и Евангелия, служится литургия, и исполняется помазание.
  2. Греческий чин, без проведения литургии. Это самостоятельный чин, который совершают в любом месте и любое время. В нем постепенно устанавливается цикл из 7 помазаний, объединенных с чтением 7 Апостолов и Евангелий, сопровождаемых 7 разными молитвами. Молитвы над елеем прочитываются вначале богослужения.

Со временем акцент богослужения перемещается на покаяние. По этой причине таинство совершалось на Страстной седмице и в Великий четверг. На чин Елеосвящения начали приглашать здоровых людей, разрешая их от греха и подготавливая к принятию Святых Христовых Тайн.

Священное Предание утверждает: при Соборовании прощаются забытые и неосознанные грехи.

Тип греческого чина постепенно становится общепринятым, и распространяется в греческой, славянской, грузинской и арабской православной традиции. В эпоху книгопечатания богослужение Соборования обрело единообразие.

О таинстве Елеосвящения

Ставшее уже традиционным совершение таинства Елеосвящения над множеством народа имеет давнюю историю. В целом это хорошая традиция, так как через таинство Церкви христианин приобщается Божией благодати, испрашивает у Бога и получает отпущение грехов и, как следствие, может получить и телесное здравие. Но возникает вопрос: а не опасно ли собираться в период пандемии, игнорируя социальную дистанцию и прочие меры эпидемиологической безопасности?

Фото: pravlife.org

Проблематика совершения таинства Елеосвящения подробно описана на сайте Патриархии. Из этого текста можно сделать следующие выводы:

  1. Принятый в настоящее время чин совершения Елеосвящения является по своей сути сокращенным и адаптированным к реалиям современной жизни.
  2. В условиях больничного стационара он может быть еще более сокращен.
  3. Допустима практика одного помазания вместо семи.
  4. Совершение Елеопомазания над одним человеком чаще, нежели раз в год, ничем не оправдано, кроме затяжной тяжелой болезни.
  5. Совершать Елеопомазание в храме над множеством человек допускается лишь Великим постом и перед Рождеством Христовым.

Мне кажется, что нет никакой сложности в том, чтобы распределять желающих приступить к таинству по предварительной записи так, чтобы наполняемость храма не превышала допустимые нормы при пандемии. Тем более, что до Рождества Христова, а тем более до Великого поста времени предостаточно, чтобы организовать все без спешки.

Совсем сокращать чинопоследование и совершать его поскору нелогично, иначе получится, что люди придут в храм на 20 минут — дольше займет дорога в храм и обратно. А вот помазание, конечно, нужно совершать одно, на последнем чтении молитвы помазания. 

И удобнее было бы, если бы каждый подходил к помазанию сам, а не священник проходил ряды молящихся, как это совершается при семи помазаниях.

Более частое, нежели раз в год, совершение Елеосвящения над одним и тем же человеком ничем не оправдано. Бог силен даровать исцеление человеку в любое время. Попытки «заставить» Бога выполнить просимое больше напоминает неохаризматическое отношение человека к религии и свидетельствует о несмирении, неуповании на милосердие Божие.

Соборование в церкви: что нужно взять с собой?

С собой должна быть свечка, 2 платочка носовых, голова обязательно покрыта платком или еще чем то За несколько дней до соборования священники советуют пройти Таинство Исповеди. Если, собравшись идти на соборование, не знаете, что брать с собой, то вот советы людей, которые прошли соборование. Нужно следующее:

  • Взять деньги, чтобы купить свечку, и оставить пожертвование на храм
  • Взять 2 новых носовых платочка: один — держать свечку, другой – промокать лицо, руки и шею от елея (выбрасывать платочек нельзя, его нужно сжечь дома или постирать)
  • Не нужно одевать свитер со стоящим воротником, шея должна быть свободна (в месте ложбинки священник мажет елеем)
  • Своевременно прийти в церковь на службу, и отстоять ее
  • Соборование
  • И принять Святое Причастие
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector