Последования и молитвы на каждый день. тропари, каноны, акафисты
Содержание:
Молитва святого Иоанна Златоустого
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь.
Приходя же причаститься, произноси мысленно эти стихи Метафраста:
Затем:
И стихи:
Потом тропари:
Также молитву:
И еще:
Желающий причаститься должен достойно приготовится к этому святому таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением)продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, про строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.
В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю. Каноны читают или один за другим полностью, или соединяя таким образом: читается ирмос первой песни покаянного канона («Яко по суху петешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше») и тропари, затем тропари первой песни канона Богородице («Многими содержимь напaстьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мaти Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси»), опуская ирмос «Воду прошед…», и тропари канона Ангелу хранителю, тоже без ирмоса («Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися»). Так же читают и следующие песни. Тропари перед каноном Богородице и Ангелу хранителю, а также стихиры после канона Богородице в таком случае опускаются.
Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, — акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.
Перед причащением необходима исповедь — вечером ли, или утром, перед литургией.
- Исповедь и причастие детей
- Причастие – радостная весть для плоти
- Какие бывают вечерние молитвы?
Молитва 2-я , святого Иоанна Златоустого
Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна еже главу подклонити: но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему; и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити. И якоже не неудостоил еси внити, и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго, тако изволи внити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя; и якоже не отринул еси подобную мне блудницу и грешную, пришедшую и прикоснувшуюся Тебе, сице умилосердися и о мне грешнем, приходящем и прикасающем Ти ся; и якоже не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя, ниже моих возгнушайся сквернших оныя уст и нечистших, ниже мерзких моих и нечистых устен, и сквернаго и нечистейшаго моего языка. Но да будет ми угль пресвятаго Твоего Тела, и честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу, во облегчение тяжестей многих моих согрешений, в соблюдение от всякаго диавольскаго действа, во отгнание и возбранение злаго моего и лукаваго обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение. Не бо яко презираяй прихожду к Тебе, Христе Боже, но яко дерзая на неизреченную Твою благость, и да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду. Темже молюся Тебе: яко един сый Свят, Владыко, освяти мою душу и тело, ум и сердце, чревеса и утробы, и всего мя обнови, и вкорени страх Твой во удесех моих, и освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори; и буди ми помощник и заступник, окормляя в мире живот мой, сподобляя мя и одесную Тебе предстояния со святыми Твоими, молитвами и моленьми Пречистыя Твоея Матере, невещественных Твоих служителей и пречистых сил, и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Аминь
Всенóщное бдение← Глава третья →
Во второй записи мы закончили паремиями. Смотрим далее схему. После паремий немедля следует сугубая ектения.
1. Сугубая ектения (здесь, как и во второй главе название пункта одновременно является и ссылкой на соответствующую статью из книги «Толковый Типикон» или на другие источники).
С ектениями мы уже знакомы, это наиболее часто повторяющиеся в богослужении элементы. Сугубая ектения на вечерне начинается с двух прошений (Рцем вси… и Господи Вседержителю…), на каждое из которых мы отвечаем однократным «Господи, помилуй», начиная с третьего прошения (Помилуй нас, Боже…) отвечаем троекратным «Господи, помилуй», и будем, как обычно, внимательными, чтобы не пропустить возглас «Яко Милостив…», на который, как известно, отвечаем: «Аминь».
2. Следом за Сугубой ектенией исполняется песнь «Сподоби, Господи…» (Часослов, стр.159-160)
Типикон предписывет чтение этой молитвы настоятелем или чтецом, но сейчас, чаще всего в приходской практике, поется хором.
3. Просительная ектения и молитва главопреклонения. Название ектении происходит от последних слов большинства прошений ектении: «… у Господа просим.» Тем не менее начинается ектения с двух прошений («Исполним вечернюю…» и «Заступи, спаси…»), на каждое из которых отвечаем: «Господи, помилуй». А начиная со следующего прошения («Вечера всего…») отвечаем «Подай, Господи». Внимательно слушаем чтобы не пропустить прошение «Пресвятую, Пречистую…», на которое отвечаем: «Тебе, Господи». И не забываем на завершающий ектению возглас («Яко благ…») ответить: «Аминь». Но клиросу расслабляться рано, т.к. следом священник повернувшись к людям преподает «Мир всем», на что мы незамедлительно должны ответить: «И духови твоему». А отвечая («Тебе, Господи») на следующий призыв священнослужителя: «Главы наша Господеви приклоним» мы должны руководствоваться присутствием или отсутствием за богослужением диакона. Объясняю: на этой ектение положено чтение молитвы главопреклонения, которую, по традиции, священник читает тихо (не возгласно). Если служит священник без диакона, то наиболее удобно читать молитву во время протяжного пения «Тебе, Господи» в ответ на призыв приклонить главы. Если же диакон служит, то священник прочитывает молитву во время ектении, и нет необходимости тянуть «Тебе, Господи». Завершается молитва возгласом «Буди держава», на который мы, естесственно, отвечаем: «Аминь».
^ Моли́тва 6-я,святого Симео́на Нового Богосло́ва
От скве́рных усте́н, от ме́рзкаго се́рдца, от нечи́стаго язы́ка, от души́ оскверне́ны, приими́ моле́ние, Христе́ мо́й, и не пре́зри мои́х ни слове́с, ниже́ образо́в, ниже́ безсту́дия. Да́ждь ми́ дерзнове́нно глаго́лати, я́же хощу́, Христе́ мо́й, па́че же и научи́ мя́, что́ ми́ подоба́ет твори́ти и глаго́лати. Согреши́х па́че блудни́цы, я́же уве́де, где́ обита́еши, ми́ро купи́вши, прии́де де́рзостне пома́зати Твои́ но́зе, Бо́га моего́, Влады́ки и Христа́ моего́. Я́коже ону́ не отри́нул еси́ прише́дшую от се́рдца, ниже́ мене́ возгнуша́йся, Сло́ве: Твои́ же ми́ пода́ждь но́зе, и держа́ти и целова́ти, и струя́ми сле́зными, я́ко многоце́нным ми́ром, сия́ де́рзостно пома́зати. Омы́й мя́ слеза́ми мои́ми, очи́сти мя́ и́ми, Сло́ве. Оста́ви и прегреше́ния моя́, и проще́ние ми́ пода́ждь. Ве́си зо́л мно́жество, ве́си и стру́пы моя́, и я́звы зри́ши моя́, но и ве́ру ве́си, и произволе́ние зри́ши, и воздыха́ние слы́шиши. Не таи́тся Тебе́, Бо́же мо́й, Тво́рче мо́й, Изба́вителю мо́й, ниже́ ка́пля сле́зная, ниже́ ка́пли ча́сть не́кая. Несоде́ланное мое́ ви́десте о́чи Твои́, в кни́зе же Твое́й и еще́ несоде́янная напи́сана Тебе́ су́ть. Ви́ждь смире́ние мое́, ви́ждь тру́д мо́й ели́к, и грехи́ вся́ оста́ви ми́, Бо́же вся́ческих: да чи́стым се́рдцем, притре́петною мы́слию, и душе́ю сокруше́нною, нескве́рных Твои́х причащу́ся и пресвяты́х Та́ин, и́миже оживля́ется и обожа́ется вся́к яды́й же и пия́й чи́стым се́рдцем; Ты́ бо ре́кл еси́, Влады́ко мо́й: вся́к яды́й Мою́ Пло́ть, и пия́й Мою́ Кро́вь, во Мне́ у́бо се́й пребыва́ет, в не́мже и А́з е́смь. И́стинно сло́во вся́ко Влады́ки и Бо́га моего́: боже́ственных бо причаща́яйся и боготворя́щих благода́тей, не у́бо е́смь еди́н, но с Тобо́ю, Христе́ мо́й, Све́том трисо́лнечным, просвеща́ющим ми́р. Да у́бо не еди́н пребу́ду кроме́ Тебе́ Живода́вца, дыха́ния моего́, живота́ моего́, ра́дования моего́, спасе́ния ми́ру. Сего́ ра́ди к Тебе́ приступи́х, я́коже зри́ши, со слеза́ми, и душе́ю сокруше́нною избавле́ния мои́х прегреше́ний прошу́ прия́ти ми́, и Твои́х живода́тельных и непоро́чных Та́инств причасти́тися неосужде́нно, да пребу́деши, я́коже ре́кл еси́, со мно́ю треокая́нным: да не кроме́ обре́т мя́ Твоея́ благода́ти, преле́стник восхи́тит мя́ льсти́вне, и прельсти́в отведе́т боготворя́щих Твои́х слове́с. Сего́ ра́ди к Тебе́ припа́даю, и те́пле вопию́ Ти́: я́коже блу́днаго прия́л еси́, и блудни́цу прише́дшую, та́ко приими́ мя́ блу́днаго и скве́рнаго, Ще́дре. Душе́ю сокруше́нною, ны́не бо к Тебе́ приходя́, ве́м, Спа́се, я́ко и́ный, я́коже а́з, не прегреши́ Тебе́, ниже́ соде́я дея́ния, я́же а́з соде́ях. Но сие́ па́ки ве́м, я́ко не вели́чество прегреше́ний, ни грехо́в мно́жество превосхо́дит Бо́га моего́ мно́гое долготерпе́ние, и человеколю́бие кра́йнее; но ми́лостию состра́стия те́пле ка́ющияся, и чи́стиши, и све́тлиши, и све́та твори́ши прича́стники, о́бщники Божества́ Твоего́ соде́ловаяй незави́стно, и стра́нное и А́нгелом, и челове́ческим мы́слем, бесе́дуеши и́м мно́гажды, я́коже друго́м Твои́м и́стинным. Сия́ де́рзостна творя́т мя́, сия́ вперя́ют мя́, Христе́ мо́й. И дерза́я Твои́м бога́тым к на́м благодея́нием, ра́дуяся вку́пе и трепе́ща, огне́ви причаща́юся трава́ сы́й, и стра́нно чу́до, ороша́ем неопа́льно, я́коже у́бо купина́ дре́вле неопа́льне горя́щи. Ны́не благода́рною мы́слию, благода́рным же се́рдцем, благода́рными удесы́ мои́ми, души́ и те́ла моего́, покланя́юся и велича́ю, и славосло́влю Тя́, Бо́же мо́й, я́ко благослове́нна су́ща, ны́не же и во ве́ки.
Всенóщное бдение← Глава четвертая →
Итак, мы остановились на возгласе «Буди держава…», который завершает главопреклонную молитву после просительной ектении. Смотрим схему.
1. Далее следует Лития.
Заглядываем в БУ.
Цитирую: «На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возле́г на пе́рси…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со Отце́м и Ду́хом славосло́вимый…»»
Стихиры на литии, в отличии от остальных стихир (на «Господи, воззвах», «на стиховне», на Хвалитех») поются (читаются) без чередования со стихами псалмов.
Чаще всего (как и в нашем случае) первой стихирой поется одна из литийных храмовых стихир, которая берется из службы святого или праздника в честь которого освящен храм. Я бы посоветовал распечатать эту стихиру и даже заламинировать, ее, чтобы каждый раз не открывать храмовую службу ради одной стихиры.
Следом за стихирой храма идут стихиры апостола, даны они в Минее, в нашем разборе это Минея Сентябрь стр. 734-735. Очень удобно, что в БУ часто (как и в данном случае на «Слава» и на «И ныне») даны первые слова стихир, которые мы и видим в Минее.
По окончании стихир диакон возглашает прошения, на которые мы отвечаем:
На первое («Спаси, Боже…») — 40-кратным «Господи, помилуй»
На второе («Еще молимся о Великом…») — 50-кратным «Господи, помилуй»
На третье и четвертое прошения — троекратным «Господи, помилуй»
Следом на возглас священника («Услыши ны…») отвечаем «Аминь»
Священник: «Мир всем», мы: «И духови твоему»
Диакон: «Главы наша…», мы: «Тебе, Господи»
Священник молится возгласно: «Владыко Многомилостиве Господи…», на что мы отвечаем «Аминь.»
2. Смотрим схему, следом положены Стихиры на стиховне.
Смотрим в БУ: «На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апо́столе Христо́в…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творе́ц и Изба́витель…»»
Разобрав ранее стихиры на «Господи, воззвах», мы помним, что стихиры исполняются в чередовании со стихами псалмов. Также и в данном случае будет чередование, но с той разницей, что первая стихира поется (читается) без предваряющего стиха.
Итак, стихиры воскресные гласа мы берем из Октоиха. (Второй том, стр. 462) Там же даны и стихи, с которыми чередуются стихиры.
На «Слава» видим подсказку — первые слова стихиры, берем Минею, видим на стр. 735 стихиры на стиховне. Нам сами стихиры не понадобятся, а стихи пока не понадобятся (они понадобятся на утрене, запомним это). Значит перелистываем и видим нужную нам стихиру «Апостоле Христов».
Дальше интересно и нужно запомнить, что если на стиховне на «И ныне» положен Богородичен, то он, вне зависимости от гласа, берется из службы одного гласа со стихирой на «Слава» именно это скрывается за фразой из БУ: «Богородичен воскресный по гласу «Славы»». В нашем случае нужен Богородичен из воскресной службы 6 гласа. Ищем в Октоихе глас 6, в субботу вечера, на стиховне, у нас это стр. 175 второго тома Октоиха.
3. Подсмотрим схему, видим после стихир на стиховне указано «Ныне отпущаеши» и сразу после него «Трисвятое по Отче наш». Находим «Ныне отпущаеши» в Часослове на стр. 161. А под «Трисвятое по Отче наш» скрывается ряд молитв: Трисвятое («Святый Боже…» трижды), Слава и ныне:, «Пресвятая Троице…», «Господи, помилуй» (трижды), Слава и ныне:, «Отче наш…».
4.Тропари по Трисвятом. Заглядываем в БУ: По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь апостола, глас 2-й (единожды).
Тропарь «Богородице Дево» находится в Часослове на стр.162. Тропарь празднуемого святого находим в Минее, В нашем случае тропарь апостола находится в Минее Сентябрь стр. 736.
Нужно заметить, что во время пения тропарей диакон трижды, с четырех сторон, кадит подготовленные для освящения хлебы, пшеницу, вино и масло. Поэтому нужно стараться петь так, чтобы на одно каждение вокруг подготовленного к освящению приходился один тропарь, не быстрее и не медленнее. Это будет очень красиво и чинно.
5. После тропарей по Трисвятом совершается благословение хлебов, предваряемое призывом диакона к молитве: «Господу помолимся», и нашим ответом: «Господи помилуй».
На молитву благословения хлебов «Господи Иисусе Христе…» мы отвечаем «Аминь.»
6. И сразу же трижды поем «Буди Имя Господне…» (Часослов стр. 165) и половина 33 псалма: «Благословлю Господа… (до слов) …не лишатся всякого блага» (Часослов стр. 125-126).
После 33 псалма священник благословляет из алтаря со словами: «Благословение Господне на вас…», — на что мы отвечаем: «Аминь»
И на этом заканчивается первая часть всенощного бдения, которая называется Великая вечерня (не вечерняя, а именно вечерня).
Всенóщное бдение← Глава шестая →
Закончили мы на воскресных тропарях по «Бог Господь».
Открываем схему.
После окончания песнопения на «И ныне» сразу же поем «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
Чтец оканчивает славословие: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь», и начинает читать положенные Кафизмы. Смотрим в БУ: «(а.) Кафизмы 2-я и 3-я. (б.) Малые ектении. (в.) Седальны воскресные.»
а. На утрени воскресного всенощного бдения положено чтение второй и третьей кафизм, которые мы находим в Псалтири (стр 13 — 30).
В Псалтири мы видим, что кафизма делится на три части (по-гречески называющиеся статии), каждая из которых состоит из одного или нескольких псалмов, оканчивающихся красной надписью «Слава:». Потому эти части часто называют «Славы».
Надпись «Слава:» в конце первой (и второй) части говорит о том, что чтец в завершении статии возглашает «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». А хор сразу начинает петь: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды) Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.» И чтец заканчивает славословие как и в начале кафизмы: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь», и начинает читать вторую (или, соответственно, третью) статию.
Надпись «Слава:» в конце третьей части (она же является концом кафизмы) говорит о том, что чтец читает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже.» (Трижды)
По такому же принципу читается и третья кафизма.
б. Следом за каждой кафизмой идет Малая ектения, состоящая из 3 прошений, на два из которых отвечаем: «Господи, помилуй», а на третье: «Тебе, Господи» и возгласа, на который отвечаем: «Аминь»
в. После малой ектении, по уставу положены Седальны, в нашем случае воскресные. Мы же помним, что гласовые песнопения по дням недели даны в Октоихе (часть 2, стр. 474-475), там, в самом начале утрени, мы и находим седальны по первом стихословии (кафизме), и по втором стихословии
Но! Обратим внимание в БУ, и находим ссылку следующего содержания: «По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».» Таким образом О. Сергий (составитель указаний) напоминает нам о том, что если после «Бог Господь» на «И ныне» не пелся Богородичен положенного гласа, а заменялся Богородичным другого гласа (по гласу тропаря, поющегося на «Славу»), или заменялся праздничным тропарем, то Богородичен положенного гласа должен быть прочитан (или спет) вместо Богородична на «И ныне» после первой кафизмы
БУ нам, великодушно, вновь и вновь, подсказывают первые слова песнопения: «Иже нас ра́ди…». Этот Богородичен мы находим в Октоихе (часть 2, стр. 463), в конце вечерни, следом за воскресным тропарем.
Молитва 1-я, Василия Великого
Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, безначальнаго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости в последния дни в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны неблагодарныя и злонравныя, и Твоею Кровию обновивый растлевшее грехом естество наше, Сам, Безсмертный Царю, приими и мое грешнаго покаяние, и приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя. Согреших бо, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин воззрети на высоту славы Твоея: прогневах бо Твою благость, Твоя заповеди преступив, и не послушав Твоих повелений. Но Ты, Господи, незлобив сый, долготерпелив же и многомилостив, не предал еси мя погибнути со беззаконьми моими, моего всячески ожидая обращения. Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему. Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити. Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху, и сластем поработив, и Твой осквернив образ; но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду. Приими убо и мене, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго, и возми мое тяжкое бремя грехов, грех вземляй мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе призываяй и упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние. И очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и научи мя совершати святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести моея, святынь Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом. Ей, Господи Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд ми будет причастие пречистых и животворящих Таин Твоих, ниже да немощен буду душею же и телом, от еже недостойне тем причащатися, но даждь ми, даже до конечнаго моего издыхания, неосужденно восприимати часть святынь Твоих, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго, и во благоприятен ответ на Страшнем судищи Твоем: яко да и аз со всеми избранными Твоими общник буду нетленных Твоих благ, яже уготовал еси любящим Тя, Господи, в нихже препрославлен еси во веки. Аминь.
Всенóщное бдение← Глава седьмая →
Традиционно уже открываем схему, чтобы увидеть там, что дальше следует Полиелей. Собственно, то же самое мы увидим и в БУ.
Полиелей — это пение 134 и 135 псалмов с припевом: «Аллилуия», в современной приходской практике традиционно исполняются избранные стихи этих псалмов псалмов с припевом: «Аллилуия»., их мы находим в готовом последовании, на примере которого и разбираем службу.
Во время пения полиелейных стихов открываются Царские врата, и духовенство выходит на центр храма и становится перед центральным аналоем.
Далее в БУ мы видим: «Величание апостола и избранный псалом. «Ангельский собор…».» Служба, которую мы разбираем, посвящена ап. Иоанну Богослову, значит ему и положено величание, текст которого мы находим во втором томе Следованной псалтири во главе под названием «Псалмы избрании» (стр. 124-125). По названию главы нетрудно догадаться, что избранный псалом находится там же, действительно, так и есть, псалом расположен вслед за величанием. Под воскресенье пение величания, теоретически происходит так: Духовенство поет величание единожды, и предстоятель с диаконом начинают полное каждение, хор в это время повторяет величание, чередуя его пение со стихами избранного псалма, пока не кончатся стихи псалма, и лишь потом (без указанных «Слава и ныне:») начинают петь «Благословен еси, Господи… Ангельский собор…» (Они же «Тропари воскресны, по Непорочнах»: Часослов, стр. 297-299), которые как раз и заканчиваются пением «Слава и ныне:», Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды). НО! т.к. такое пение продлилось бы достаточно долго на практике в бдении под воскресенье вовсе опускают избранный псалом, и после того как хор единожды повторит величание вслед за духовенством, сразу начинает петь воскресные тропари по Непорочнах, и за это время каждение вполне успевает завершиться, и сразу же диакон произносит малую ектению.
Тут считаю необходимым сделать покаянную ремарку. Долгое время в готовых последованиях, которые выкладываю на сайте было указано, то после тропарей «Ангельский собор…», перед малой ектенией духовенство вновь повторяет величание, это не правильно т.к. нелогично после прославления воскресными тропарями Воскресения Христова возвращаться к прославлению святого в величанием.
Далее БУ и схема нам говорят о наличии такого элемента службы как Ипакои (с ударением на второе И) гласа. Если мы видим указание гласа, значит текст находится в Октоихе (конкретно наши ипакоИ находятся во 2 томе Октоиха на стр. 476)