Современные казаки: кто они на самом деле

Атаман: В России соединили 11 казачьих войск, которые и так уже были соединены

«То, что сегодня произошло, по сути никак не влияет на процессы в казачьем движении. Соединили 11 войск, которые были в реестре. Соединили то, что и так уже соединено», – заявил газете ВЗГЛЯД верховный атаман Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья Виктор Водолацкий. Так он откликнулся на создание Всероссийского казачьего общества.

«То, что сегодня произошло, не служит объединению казаков. Это касается только для тех, которые и так находятся в реестре, а это все 20%. Остальные 80% как были так и остались сами по себе», – сказал Виктор Водолацкий, зампред комитета Госдумы по делам СНГ, бывший атаман Всевеликого войска Донского – сейчас верховный атаман Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья. Он добавил, что все 11 атаманов и так уже избирались казаками и назначались президентом.

«Они как были под одной системой управления, так и остались, просто создали механизм, который будет системно, постоянно управлять всеми 11 казачьими войсками. Раньше это было главное управление администрации президента по взаимодействию с казачеством. Сегодня пришли к другому формату, в рамках НКО создан штаб, но он никак не влияет на процесс объединения», ­– пояснил атаман.

Напомним, основной проблемой казачества в России считается раскол на реестровые войска и на казачьи общественные союзы.

«До сих пор не хватало ресурсно-исполнительной власти, до этого не было органа, который бы взаимодействовал с казачеством – Федерального агентства по делам национальностей, не было донского казака Игоря Баринова. Они появились и это произошло. Агентство как орган исполнительной власти, отвечающий за взаимодействие с казаками, теперь должен создать рабочую группу или экспертный совет, посадить за один стол реестровых и общественных атаманов, – и вернуться к единой форме управления. Когда-то она существовала в России. Это когда казаки живут на земле, в станице, на хуторе один атаман и все казаки ему подчиняются. Нужен государству казак на госслужбу? Атаман отправляет президенту лучших казаков. Нет службы? Казак возвращается на свою историческую родину, в свою станицу. Сегодня, наоборот – в каждой станице на 7 казаков 10 атаманов. Это неправильно», – возмущается депутат Госдумы.

«Федеральному агентству необходимо взять за основу историческое прошлое, переложить на сегодняшнее положение и создать этот механизм. Надеемся, что в ближайшие год-два это произойдет», – надеется Водолацкий.

Ранее во вторник газета ВЗГЛЯД сообщила, что на учредительном круге (заседании) в Храме Спасителя утверждено создание Всероссийское казачьего общества, в которое вошли представители 11 реестровых войсковых казачьих обществ, казаки Крыма и Севастополя, представители Союза казачьей молодежи и РПЦ.

Около 500 делегатов из всех реестровых казачьих войск единогласно проголосовали за создание общества и утвердили его устав и структуру. Решение приветствовали возгласом «Любо!», передал ТАСС. «При объединении всех реестровых войсковых казачьих обществ мы получим всероссийское казачье войско численностью около 200 тыс. человек», – сказал глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.

Атаман кубанского казачьего войска, председатель Совета войсковых атаманов Николай Долуда пояснил, что во Всероссийском казачьем обществе будет правление из 43 человек и наказной атаман, который будет назначаться указом президента России сроком на шесть лет.

———————-

Роль и место в истории страны

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:

  1. Амурское.
  2. Астраханское.
  3. Донское.
  4. Забайкальское.
  5. Кубанское.
  6. Оренбургское.
  7. Семиреченское.
  8. Сибирское.
  9. Терское.
  10. Уральское.
  11. Уссурийское.

Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.

Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.

Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.

К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.

В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм. Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.

Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.

История

В конце XIV – начале XV в. на восточной границе Московского государства сформировалась линия укрепленных городов, населенных т. н. «городовыми» казаками, составлявшими особый класс служилых людей, несших пограничную службу. Принимались в казаки люди всех сословий и, получая в свое пользование земли, освобождались от податей; иногда они получали особое жалованье, но были обязаны иметь за свой счет коня и вооружение. Впервые такие казаки упоминаются в Рязанском княжестве в 1444 г.

При Иване Грозном казаки перешли в ведомство Стрелецкого приказа и составили особый род войска; в 1571 г. помимо «городовых» казаков, обязанных защищать города, появляются казаки «сторожевые», получавшие особое жалованье и управлявшиеся своими атаманами (иногда и стрелецкими головами), но подчиненные городским воеводам.

После Ермака постепенно при помощи «городовых» казаков завершилось закрепление за Москвой Сибири. При Алексее Михайловиче «городовых» казаков насчитывалось до 5 тыс. чел.; на «украинной» службе к этому времени состояли уже и малороссийские выходцы, именовавшиеся «черкасами». Постепенно «городские» казаки сливались с другими служилыми людьми Московского государства – дворянами, боярскими детьми, стрельцами, рейтарами.

К концу XVII в. «городовые» казаки остаются только в Сибири, да в прежних передовых городах – Чугуеве, Торе, Маяке, Новохоперске и в различных местах Поволжья. На смену им постепенно приходит «вольное» казачество, образовавшееся к началу XVI в. из выходцев Московского и Польско-Литовского государств и заселявшее пограничные степные пространства, преимущественно по водным путям к Черному и Каспийскому морям — по рекам Днепру, Дону, Волге, Яику, Тереку и их притокам.

Москва еще не была настолько сильна, чтобы подчинить себе «вольных» казаков, а потому была вынуждена снисходительно смотреть на их самовольство и непослушание, тем более, что сама Москва нуждалась в казаках. С другой стороны, казачество, не желая поступиться своей вольностью, тем не менее, сознавало связь с Русью, считало себя русским и по крови и по религии, а потому только в редких случаях обращало против Руси свое оружие. Обычно же оно с почетом принимало царских послов и царское жалованье за услуги и службу, от которой никогда не отказывалось, руководилось указаниями и советами Москвы в вопросах о борьбе с татарами и турками. Хотя Московское государство уже с середины XVI в. и пыталось обуздать своеволие казачества, но только во 2-й половине XVII в., с усилением государственной власти в России, стала падать независимость вольных казачьих общин, постепенно превращавшихся в отдельные казачьи войска.

В 1671 г. Донские казаки впервые приняли присягу на верность русскому царю, а уже к концу царствования Петра I вслед за Донскими и Яицкими казаками, перешедшими в 1721 г. в ведомство военной коллегии, та же участь постигла и остальные казачьи общины.

Подчинив своей власти казачество, правительство начинает пользоваться им для колонизации вновь завоеванных земель и для охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной, образовывая для этой цели новые казачьи войска, в состав которых, за недостатком природных казаков, оно начинает зачислять и лиц других сословий: отставных солдат, местных жителей, государственных крестьян, ссыльных и т. п. Образованное таким образом казачье население постепенно выдвигается вперед, расширяя государственные пределы. В середине XVIII в. были образованы Оренбургское, Астраханское и Волгское казачьи войска, а в конце того же века — Екатеринославское, Черноморское и др. В течение всего XIX в. одни казачьи войска реорганизовывались, другие – соединялись и укрупнялись, третьи – разделялись, переселялись и упразднялись, и продолжался этот активный процесс вплоть до самого 1917 года.

Казацкая служба и казацкие восстания

В 1569 году на территория нынешней Литвы и Польши была образована Речь Посполитая, которое вольные казаки мешали несмотря на то, что поневоле служили защитой от татарских набегов. В 1572 году король Речи Посполитой Сигизмунд II Август нанял на государственную службу 300 казаков, положив им щедрое довольствие. Названы они были реестровыми казаками, поскольку поименно входили в список (реестр). Такие казаки постоянно пребывали в боевой готовности: они защищали государство от пресловутых кочевников и даже подавляли крестьянские восстания.

Между тем, сами казаки под предводительством ряда лидеров также восставали против влияния Речи Посполитой ради религиозно-национальной независимости. Это происходило с 1583 по 1657 год. Например, после 1620 года гетман Сагайдачный вступил в Киевское братство с оставшимися запорожскими казаками, не перешедшими на службу полякам и литовцам.

Именно поcле этого времени казаки навечно объединились с Православием. Известно, что до этого христианство задавало казацким традициям тон, но объединяло и католиков, и православных. Но с 17 века битвы казаков были не только за свободу, но и за веру. Так, напряженные отношения между казачеством и Польшей завершились национально-освободительной войной 1648-1654 гг., которую возглавил ставший национальным украинским героем Богдан Хмельницкий. Другими предводителями ряда религиозно-освободительных восстаний стали гетманы Наливайко, Сулима, Павлюк, Косинский и др.

Кубанские казаки

Кубанское казачество иногда называют «русские казаки». Они были сформированы в 1860 году из ряда казацких формирований того времени. Со временем они стали особой специализированной частью войска Российской Империи. Их база находилась на Северном Кавказе (напомним, что Кубанью называют часть Краснодарского края, хранившую свое название).

Основой кубанских казаков стало то самое Черноморское казачье войско вкупе с Кавказским войском, уничтоженным после кавказской войны. Они стали пограничными силами, контролировавшими положение на Кавказе: ситуация оставалась нестабильной. Казаки были своеобразным буфером между Кавказом и Россией

Кубанцы воевали и во время Великой Отечественной войны – уже в ХХ веке. Старинный быт, культура и традиции Кубани сохранились по сей день благодаря официальному Кубанскому войсковому казачьему обществу.

Погоны казаков

Благодаря специальным нашивкам на форме казаков — погонам, можно было легко определить должность военнослужащего. Идея о них возникла в 1775 году, когда был принят «Табель о рангах», и у казаков появились офицерские звания. Однако упорядочить погоны смогли почти через 50 лет — в 1828 году.

У каждого войска погоны были своей расцветки, с разными рисунками и шириной.

Например, у офицеров конных полков они с изображением серебристых галунов, а у нижних чинов — с таким же рисунком, но красного или жёлтого цвета.

У сотника были погоны с тремя звёздочками, а у подъесаула с четырьмя.

У есаулов на погонах звёзд не было вообще.

Зато они имелись на нашивках войскового старшины — три штуки и два голубых просвета.

Культура донских казаков: песни, обычаи

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Нужно ли в России казачество?

Ярослав Нилов: Это общественное явление, и его надо поддерживать. Другое дело, что очень часто я встречаюсь с такой ситуацией, когда непонятные люди, не имеющие никакого отношения к казачеству, становятся какими-нибудь генералами казачьих войск. Но поддерживать, реализовывать и использовать потенциал казачества однозначно нужно. Ведь это ядро идейных, свободолюбивых людей, которые понимают, что они хотят. Они являются неким цементом для тех ценностей, которые сейчас пытаются расшатать.

Анна Каретникова: Я не вижу в этом особого смысла, сейчас это мне представляется бутафорией.

Наполеон Бонапарт

Согласно официальной версии истории, ВО ВСЕХ войнах российского государства с16 по 20 век принимало участие казачество. Но кто такие казаки и откуда они взялись? Из энциклопедий можно узнать, что казаки — «…первоначально вольные люди, из бежавших от феодального гнета крепостных крестьян, холопов, горожан, селившихся на окраинах Русского государства».

По этой, общепринятой версии казачество окончательно сложилось в 16–17 веках. За оборону границ государства казачество получало из казны жалование, в пожизненное владение землю, освобождалось от налогов, имело самоуправление из выборных атаманов.

Несмотря на бурную деятельность, о казачестве упоминается вскользь в школьных и даже ВУЗовских курсах истории. Начало истории казачества даже в разных энциклопедиях датируется то 14, то 15, то 16 веком.

Двухмесячная осада Москвы казаками Ивана Болотникова проходит как стихийные восстания крестьян на окраинах России. Поход на Москву для восстановления законного престолонаследника царевича Дмитрия называется «авантюрой Лжедмитрия» и польской интервенцией.

Тюрки или славяне?

Сам термин «казак» в источниках фиксируется давно. Впервые наименование «казак» (в значении «стража») встречается в словаре половецкого языка Codex Cumanicus (начало XIV века). В русских летописях можно встретить прозвище от основы «козак», к примеру, в одной из Псковских летописей под 1406 годом упоминается посадник Юрий Козачкович.

Есть термин «казак» и в польских источниках. Так, в хронике 1493 года говориться, что черкасский воевода Богдан Федорович Глинский по прозвищу Мамай, сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Согласно большинству версий казак – это «вольный, независимый человек, искатель приключений, бродяга». К примеру, в Толковом словаре Даля под казаком понимается «войсковой обыватель, поселённый воин».

Сегодня популярность получила гипотеза, согласно которой слово «казак» имеет тюркское происхождение. По мнению лингвиста-тюрколога Рифката Ахметьянова, термин «казак» происходит от формы «казгак» – в первоначальном значении «лошадь, отбивающаяся от табуна во время тебенёвки».

Немецкий историк Гюнтер Штекль указывал на то, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV века все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары».

Выдающийся российский историк Сергей Соловьев смотрел на этот вопрос шире, отмечая, что казаками на Руси независимо от их языка, веры и происхождения называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место.

Крупнейшие казачьи войска России

К концу семнадцатого века казацкие объединения начали формироваться в организованные отряды, которые впоследствии считали элитой российской армии. Данный процесс длился до девятнадцатого века, система была разрушена Великой Октябрьской революцией и последовавшей за ней Гражданской войной.

В те времена все представители казачества разделились на несколько крупных войск:

Донское. Их появление датируется 1671 годом, окончательное преобразование провел Петр Великий. Он же запретил выбирать атамана, разработав собственную иерархию

В итоге Империя получила пусть не организованное, но отважное войско для защиты южной и восточной границы;

Хоперские казаки. Отличались высокой хозяйственностью, занимались разведением скота, пахали землю. В 1786 году ими усилили Кавказскую линию, насильно переселив людей в эти места. Тогда же их численность пополнилось на сто сорок пять семейств за счёт присоединения персов и калмыков.

Хлыновские. В десятом веке на речке Вятка был возведен город Хлынов, который стремительно развивался и постепенно стал центром большого региона. Поскольку населенный пункт находился далеко от столицы, вятичи создали собственное самоуправление. С пятнадцатого века они начали серьезно досаждать соседним поселениям. Безобразие прекратил Иван Третий. Лидеров казнили, знать распределили в Подмосковье, остальных перевели в холопы;

Мещерские. Единственные представители казацких войск неславянского происхождения. Изначально они обитали в Мещерской Украине. Специализировались на разведение скота и грабеже соседей. С четырнадцатого века находились на службе у русских царей. В Смутное время поддержали самозванцев, за что и были изгнаны из страны;

Северские. Потомки восточнославянских племен. Их с удовольствием принимали на воинскую службу, поскольку казаки были закалены в многочисленных битвах. За участие в восстании под предводительством Болотникова северные земли колонизировали, основная часть жителей перешли в разряд крестьян.

  • Волжские. Это хлыновцы, поселившиеся на Волге. Также занимались разбоем, русским царям не удалось взять их под контроль. Именно здесь появился на свет Ермак, который впоследствии покорял Сибирь;
  • Кубанские. По завершении русско-турецкой войны потребовалось заселить новые территории и найти применение запорожцам, отличавшимся буйным нравом. Изначально их отправили в Тамань, затем отдали и Кубань. Переселение поражало воображение, примерно двадцать пять тысяч человек перебрались на новое место.

Активность

Буквально с первых дней своего существования казачество проявляет просто фантастическую активность. Бежавшие с разных мест России разрозненные группы землепашцев и голытьбы, не имея никаких средств связи и, надо полагать, оружия, моментально организовываются. И организовываются не в трудовую крестьянскую общину, а в мощнейшее войско. Причем войско не оборонительное, а ярко выраженное наступательное.

Вместо того чтобы сидеть себе тихо, возделывать огород и наслаждаться волей, как, казалось бы, должен поступить убежавший крестьянин, казаки начинают ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ во все стороны. И идут не против какой-то соседней деревни, а нападают на сильнейшие государства своего времени. Театры действий казачьих войск не знают предела. Они нападают на Турцию, Речь Посполитую, Персию. Организовывают походы в Сибирь. Их ФЛОТ свободно плавает вверх-вниз по Дону, Волге, Днепру и Каспию.

Беглые крестьяне на окраинах государства живо интересуются политическими и дворцовыми делами в столице. На протяжении всего 17 века они все время хотят что-то подправить в устройстве государства. Постоянно с фанатизмом рвутся в Москву. Причем их интересует единственный вопрос. Они хотят поставить «правильного» царя. Откуда они берут оружие, и на каких верфях строят флот? Не царское же правительство снабжало своих беглых холопов.

Мысль историков о том, что казачество не платило налоги за свою службу России, не выдерживает критики хотя бы потому, что именно России больше всего от казаков и доставалось в 16–18 веках. При этом КАЗАЧЬИ ВОЙНЫ под предводительством Хлопка, Болотникова, Разина, Пугачева, не называют крестьянскими.

Следуя этой логике, историки должны описывать исторические битвы так: «ударом с фланга беглых холопов атамана Скоропадского шведские войска были обращены в бегство» или «глубокий обходной маневр с проходом в тыл беглых холопов атамана Платова остановил наступление французских войск».

Тогда историки говорят, что есть второе определение казаков вплоть до 1920 года – военное сословие на Руси. Но когда именно беглые крестьяне превратились в ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ? Ведь военное сословие – это не просто профессиональные, но и потомственные военные.

Католичество, Православие и казаки

Большинство историков сходятся во мнении, что основной причиной раскола послужило желание Римской Церкви – тогда называемой Западной – обладать сильным влиянием. Это подтвердилось впоследствии, когда Католическая Церковь приняла догмат о непогрешимости Папы – сегодня это, пожалуй, основной аргумент отсутствия единения Церквей.

Великая Схизма, или Великий раскол случился в 1024 году. На тот момент в отношениях между странами и Церквями существовала напряженная политическая обстановка. Кроме того, за тысячу лет христианская Церковь обрела различные региональные традиции – обряды, особенности иерархии, обычаи. Очевидно, люди, принадлежавшие к разным традициям не приняли друг друга, разницу в менталитетах и культурах. Римо-Католическая Церковь в 1054 году провозгласила Папу единственным главой Церкви на Земле, а затем и наместником Христа. В свою очередь, Патриарх Константинопольский принял титул Вселенского.

Казаки исторически жили на землях между Киевской Русью – где князь Владимир насадил Православие – и Великим Княжеством литовским. Стекались на Сечь и католики (из Княжества) и православные (из России). Однако отметим, что со временем Православие стало превалировать. Вот как это было.

Значение и происхождение названия казаков

рекомендуем к прочтению

  1. Молебен Господу Иисусу Христу
  2. Молебен Пресвятой Богородице
  3. Молебен о даровании детей
  4. Молебен иконе Божией Матери «Нечаянная радость»

Многие полагают, что казаками называют особый тип вооруженных воинов, живших в некую эпоху… Однако теорий об этимологии слова «казак» есть множество. Подобных этому слову паронимов или омофонов существует целый ряд в различных языках: – тюркизм: вольный человек; – турецкий – гусь; – монгольский – народ; – туркестанский – кочевое племя; – татарский язык – воин авангарда в армии.

Изначально казак – это вольный, но вооружённый, готовый к сражению человек. Можно сказать, что это вольнонаемник. Именно в таком качестве выступали казаки исторически: зачастую их попросту нанимали те, у кого были деньги, желание и идеи…

Отдельно от русских

Существует множество версий происхождения казаков: часть исследователей их корни возводит к восточным славянам, другая – к скифам, третья – к хазарам. Главный посыл этих гипотез таков: казаки – отдельный, уникальный этнос.

В националистических кругах казачества очень часто можно услышать противопоставление казаков русским. Атаман Войска Донского Петр Краснов в период Великой Отечественной войны заявлял: «Казаки! Помните, вы не русские, вы — казаки, самостоятельный народ». Одной из отличительных черт казаков от русских назывался рабский характер последних.

Идеи казачьего сепаратизма набрали популярность после падения в России монархии, в определенных кругах они остаются востребованными и сегодня. Намерение создать независимую от Москвы жизнь объясняется враждебностью русских к казакам и желанием эксплуатировать этот вольный народ.

«Казачество стало пребывать в атмосфере рабства, деспотии; казачье сознание начало ослабевать, сила его сопротивляемости стала уменьшаться, а под влиянием искусственной русской истории некогда прекрасный образ свободолюбивого и вольного казака стал тускнеть», – писалось в 1931 году в издаваемом в Праге журнале «Вольное казачество».

Отвергнув «русскую историю» казаки начали создавать свою. Основываясь на документах, они стали доказывать, что казаки — особое славянское племя, отдельный народный организм, имеющий такое же право считать себя особым славянским народом, как русские и украинцы.

1 ноября 2012 года в станице Старочеркасская Ростовской области появилась «казачья инициатива», в которой излагалось требование «вернуть в перечень народов, национальностей и этнических наименований РФ национальность «казак», удаленную в XIX веке при переводе государственным решением казаков из народов в сословие». Попробуем разобраться, насколько это возможно.

Современные казаки

Сейчас любой гражданин России может стать членом казачьей общины. Если, конечно, сами казаки захотят его принять. Для этого назначаются различные испытания, затем вопрос о принятии нового члена общины решается путём голосования.

Чем же сейчас занимаются казаки? Тем же, чем и всегда — помогают следить за порядком, служат своей Родине, охраняют ее границы, поддерживают духовно-патриотическое воспитание молодого поколения.

Современные казаки

В каждом регионе России казаки по разному помогают властям поддерживать правопорядок. Например, в Омской области они следят за камерами на дорогах. В Ростовской области созданы специальные казачьи патрули и дружины. В Краснодарском крае казаки охраняют границы.

Однако подсчитать количество казаков оказалось довольно сложным делом. Известно, что в 1897 году на российских территориях проживало более 3 миллионов человек, которые относили себя к представителям казачества.

Спустя сто с лишним лет, в 2002 году, численность казаков уменьшилась до 140000 человек. Если верить статистике, 95 % из них проживали в южных регионах страны.

Результаты переписи населения в 2010 году спровоцировали скандал. Переписчики насчитали всего 67000 представителей казачества. Однако сами казаки заявили, что только в Ростовской области казаками себя считают свыше 600000 человек. Результаты переписи казаки потребовали считать недействительными, а работников обвинили в том, что они отказывались записывать людей как казаков, тем самым искажая данные статистики.

Все это спровоцировало волну митингов, целью которых было добиться признания казачества как отдельного народа.

Казаки-евреи

В 1787 году в России по приказу князя Потёмкина в России появился эскадрон евреев-казаков. У князя, который по некоторым данным был увлечен идеями сионизма (или делал вид, что увлечен) возникла идея создать Израилевский полк, чтобы «вооружить евреев против турок» в войне с османами.
Два еврейских эскадрона просуществовали два года, были продемонстрированы двору и европейским дипломатам, после чего распущены. Исследователь из Санкт-Петербурга Дмитрий Евгеньевич Новокшонов считает, что эскадроны были нужны для подготовки еврейской молодежи для создания в Европе шпионской сети и распространения влияния России. Так это или нет, казать сложно, но факт остается фактом, – хорошо обученные евреи-военные выступили против русских во время Польского восстания 1894 года. Они мужественно сражались и почти все полегли на поле битвы. Но некоторые остались верны российской короне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector