Что на самом деле произошло в поединке пересвета с челубеем
Содержание:
- Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем
- Популярные сегодня темы
- Преподобный Александр (Пересвет)
- Художественный образ Челубея
- История сюжета
- Интересные факты битва на куликовом поле. Пересвет и Челубей
- Кто такой челубей. Челубей
- История создания картины васнецова поединок Пересвета с Челубеем. «Поединок Пересвета с Челубеем. Автор: Васнецов В.М.»
- 2 вариант
- Александр Пересвет
- Поединок Пересвета с кочубеем. Правда о схватке Пересвета и Челубея
Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем
Поединок перед Куликовской битвой
О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова
Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей
В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.
Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.
Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?
Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.
Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».
Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.
От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.
Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.
Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.
Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.
За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.
Популярные сегодня темы
-
Сочинение по картине Жолток Колокольчики лесные 5 класс
В центре картины изображен букет веселых лесных колокольчиков. Он огромный, пышный, занимает практически все окно, поэтому в дом заглянуть нельзя. Художник использовал несколько цветов
-
Сочинение по картине Дубовая роща Шишкина
Изучая композицию полотна Шишкина Дубовая роща, перед моим взором встают многолетние, развесистые, могучие дубы. Мне нравиться первозданная их красота. По ним прогуливались многие люди
-
Сочинение по картине Серебряковой Карточный домик 6 класс
Зрителю известно, что картины талантливой художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой полностью описывают ее жизнь. Так и картина «Карточный домик», которая написана в 1919 году.
-
Сочинение по картине Чехова Крестьянский мальчик. Ванька Жуков 6 класс
Известный художник Николай Павлович Чехов написал картину “Крестьянский мальчик. Ванька Жуков” по рассказу своего брата Антона Павловича Чехова, знаменитого писателя.
-
Другие
Преподобный Александр (Пересвет)
Поделиться
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Художник Михаил Иванович Авилов 1943 г.
Корень слова «богатырь» — «Бог». Не случайно героев, отдавших жизнь за Отечество и Православную веру, на Руси называли богатырями.
Сегодня мы говорим о преподобном Александре Пересвете и стихотворении Виктора Афанасьева «Схимник Пересвет».
В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович, известный в истории как Дмитрий Донской, повел русское войско на битву с Мамаем. Мамаева Орда грозила разорить Русь, нужно было дать ордынцам отпор.
Перед тем, как покинуть Москву, князь Дмитрий со своими приближенными отправился в монастырь Святой Троицы под Радонежем — получить благословение игумена Сергия на битву с Мамаем. А еще князь попросил Сергия Радонежского дать в его войско для молитвенной поддержки двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
В стихотворении Виктора Афанасьева «Схимник Пересвет» преподобный Сергий Радонежский без промедления откликается на просьбу князя.
АФАНАСЬЕВ:
Молвил князю Сергий, Подавая меч: — С Богом! Ныне свергнем Иго с наших плеч.
Мы теперь не слабы. Не страшись, иди — Пересвет с Ослябей Будут впереди.
Бог и церковь с вами Против всех угроз: Русской силы знамя Освятил Христос.
Решающее сражение с армией Мамая произошло на Куликовом поле возле реки Дон. Русское войско построилось под главным полковым знаменем с образом Спаса Нерукотворного. Два всадника — Александр Пересвет и Андрей Ослябя — были не в воинских доспехах, а в одежде монахов-схимников. Всем своим видом они внушали презрение к смерти и напоминали, что русское воинство идет на святую битву.
Из лагеря ордынцев отделился всадник гигантского роста, назвавшийся Челубеем. Потрясая копьем, он стал хвастаться своей силой и непобедимостью, вызывая кого-нибудь из русских на поединок. Ордынцы применили свой излюбленный психологический прием — устрашить противника перед боем, заставить усомниться в своих силах.
Вызов принял радонежский монах Александр Пересвет. До принятия монашества он был искусным воином и теперь спокойно выехал навстречу великану с копьем наперевес.
АФАНАСЬЕВ:
Выезжает конный В куколе, с крестом, С ликом, истомлённым Бденьем и постом,
Схимник, бывший воин; Вот и он своё Поднял боевое Длинное копьё.
Без щита, без лат он, В стремени нога, В мантии крылатой Мчится на врага.
На всем скаку противники ударились копьями, и оба бездыханными упали с коней.
Бесстрашие монаха, посрамившего похвальбу Челубея, вдохновило русских воинов. Князь Дмитрий воскликнул: «С нами Бог»! — и на Куликовом поле началась битва, которая закончилась победой русского войска.
Радонежского монаха Александра Пересвета, названного в летописях «первоначальником» великой победы, с почестями похоронили в Москве.
АФАНАСЬЕВ:
Войско несёт с собою Первую жертву боя: Иночества то цвет — Схимник Пересвет.
Верный Христа заветам, Вышел он в битву с тьмой. Пал он на поле этом, Как в пашню зерно весной.
Так Русь проросла Святая Для Веры и Любви, Храмы свои утверждая На мученической крови.
Виктор Васильевич Афанасьев неоднократно подчеркивает в стихотворении, что русский богатырь Пересвет был монахом-схимником и главным его оружием была молитва.
В конце 1990-х годов Виктор Афанасьев — известный поэт, литературовед, церковный писатель — и сам принял монашеский постриг с именем Лазарь в монастыре Оптина пустынь.
Стихотворение «Схимник Пересвет» представляет собой один из ярких образцов духовной поэзии монаха Лазаря.
Художественный образ Челубея
Согласно историческим источникам Челубей был любимым воином Мамая. Среди своих он прослыл непобедимым воином, которого не может сломить никто. Многие считали его бессмертным. Исторические документы говорят, что Челубей провел более трехсот поединков, и во всех них он вышел победителем. О воине ходили легенды и мифы. Но сегодня такую его жизнестойкость удалось объяснить.
Согласно чрезвычайную силу воина объясняют тем, что он владел боевой практикой бон по. Согласно исследованиям Челубей был тибетским монахом и умел вызывать духов-демонов, которые и вселялись в его тело во время битвы. Если верить древним книгам и такое действительно могло произойти, то мужчина облекал свою душу после смерти на вечные страдания. Победить такого воителя может только тот, чья сила исходит от бога. Именно таким богатырем и был Пересвет.
В случае с Челубеем художник также пренебрёг историческими фактами в одежде и вооружении. На самом деле воины носили:
- стеганый подбитый кафтан;
- под ним был панцирь с наплечниками и перчатками;
- на ногах — мягкие сапоги из кожи с металлическими пластинами;
- на голове — полукруглый шлем с наносником и сеткой, которая прикрывала шею и плечи.
На картине же Челубей одет в шелковый халат, который для обычного монаха был слишком дорогим. Нет ни кольчуги, ни металлических заплат на сапогах. На голове воителя обычная меховая шапка. В руках у него щит для защиты от ударов. Даже если учесть бессмертие, о котором все столь активно говорили, мужчина не мог не понимать опасности ситуации и так рисковать своей жизнью.
История сюжета
После смерти хана Батыя в XIV веке Орду разрывали междоусобицы распри. Результатом такого состояния стал раскол ее на две части: восточную и западную. В восточной части Золотой Орды правил хан Тохтамыш, который был потомком Чингисхана. Западной же частью стал править Мамай, который силой захватил власть и усмирил усобицы.
Последний решает вернуть некогда утраченную власть над Русью. Он отправляет войско, которое наносит сокрушительное поражение объединенной армии русских под командованием Дмитрия Волынского. Следующим было сражение на реке Воже, где главнокомандующим был Дмитрий Донской. Войском татар командовал сам Мамай. Но русская армия дала жестокий бой и смогла разгромить Орду. Хан затаил мысль о реванше, которым и должен был стать поединок на Куликовом поле. Авилов описал его на холсте очень точно и правдоподобно.
https://youtube.com/watch?v=f1mrtrVeTIg
Интересные факты битва на куликовом поле. Пересвет и Челубей
Интересен факт, что перед началом битвы произошел поединок между русским богатырем Пересветом и татарским силачом Челубеем. Бой был настолько тяжелым, что порою оба богатыря падали, как мертвые, не находя в себе сил продолжать поединок.
Поединок Пересвета с Челубеем
После этого на Куликовом поле началась великая битва, в которой Дмитрий Донской наравне воевал вместе с воинами, и совершил немало подвигов. В противоположность этому, Мамай предпочел следить за сражением со стороны. Такой тяжелой и кровопролитной битвы, как на Куликовом поле, ордынцы еще не видели.
При этом стоит отметить, что татары имели преимущество в численности бойцов и в целом выглядели более активно. Они теснили русские войска и считали, что уже вскоре одержат победу.
Как вдруг, в битву вмешалась кавалерия Донского во главе с князем Владимиром Андреевичем. В результате бойцы Мамая обратились в бегство, оставив на поле брани много погибших и раненых.
По окончанию битвы, израненного Дмитрия Ивановича нашли под деревом.
Дмитрий Донской на Куликовом поле
Именно славная победа в Куликовской битве над войском Мамая стала причиной того, что московского князя начали называть Дмитрием Донским.
Обе стороны потеряли сотни тысяч воинов, в результате чего Куликовское поле превратилось в настоящее кладбище. Не случайно Куликовскую битву знают еще, как Мамаево побоище, или Донское побоище.
Куликовская битва
На протяжении еще 8 дней русичи хоронили своих соотечественников.
Интересен факт, что Ягайло, находясь в относительной близости к месту сражения, увел свои войска обратно, когда узнал о победе Дмитрия над Мамаем.
Кто такой челубей. Челубей
Челубе́й (в некоторых источниках Чалабай, Челибей, Темир-Мирза либо Таврул ) — персонаж « Сказания о Мамаевом побоище » — литературного произведения XV века.
Согласно «Сказанию…», Челубей отличался не только физической силой, но и особым мастерством военной выучки. 8 сентября 1380 года тюркский богатырь из войска темника Мамая перед началом Куликовской битвы сражался с иноком Пересветом и оба поединщика, якобы, погибли в бою, одновременно пронзив друг друга копьями .
Однако, этот эпизод, скорее всего, является вымышленным, как и сам Челубей, и иночество Пересвета. Так, в тексте « Задонщины » можно видеть, что Пересвет, будучи жив в разгар битвы, на поле «поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвельчивает», когда уже «иные лежат посечены».
В различных редакциях «Сказания…» у печенежина разные имена: «Темир-мурза» (в киприановской редакции), «Таврул». Имя «Челубей» появляется в третьем издании « Синопсиса » 1680 года, откуда началась лубочная традиция «Сказания…». Из лубочной литературы XVIII—XIX веков имя «Челубей» пришло в произведения художественной литературы и искусства, полностью вытеснив своих предшественников.
Имя «Челубей (Чалабай)» — тюркского происхождения, судя по составу и звучанию (ср. Челеби ). Сын султана Мурада I, взявший в 1393 году столицу Второго Болгарского царства город Тырново , носил имя «Челяби-эмир».
Образ Челубея в анимации
- Лебеди Непрядвы ( 1980 ; СССР ), режиссёр Роман Давыдов .
- Пересвет и Ослябя ( 2010 ; Россия ), режиссёр Станислав Подивилов .
История создания картины васнецова поединок Пересвета с Челубеем. «Поединок Пересвета с Челубеем. Автор: Васнецов В.М.»
Летом 1380 г. Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. В Коломне (ставке Дмитрия Ивановича) собралось до 200 000 воинов, основное ядро которых составляли москвичи, а также украинские и белорусские отряды. План похода состоял в том, чтобы вместо обороны на реке Оке, где Мамай мог соединиться со своим союзником литовским князем Ягайло, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Русское войско на битву с Мамаем благословил преподобный Сергий Радонежский , основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря.
Утром 8 сентября 1380 г. русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Впереди стоял Передовой полк, за ним — Большой полк, рядом на флангах полки Правой и Левой руки, за ними — резерв (конница). В близлежащем лесу («в дубраве») расположился Засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и боярином Дмитрием Боброком-Волынским. Переход Дона означал решимость Дмитрия Ивановича сражаться до конца, так как возможность для отступления сильно осложнялась тем, что в тылу русского войска находились реки Дон и Непрядва, а также глубокие овраги. В то же время такая позиция затрудняла обходные действия татаро-монгольской конницы. Войско Мамая стояло развернутым строем без резервов, в первой линии располагалась конница, во второй — пехота.
Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Сразу после гибели поединщиков татарская конница, смяв Передовой полк, начала теснить Большой полк. Русское войско понесло большие потери. В превые минуты боя был убит сражавшийся в Большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил Засадного полка в тыл и фланг татаро-монгольскому войску и наступление других русских полков привел к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 верст от Куликова поля.
Куликовская битва имела историческое значение в борьбе русского и других народов с татаро-монгольским игом. Хотя она не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад.
2 вариант
Михаил Иванович написал данную картину в период Великой Отечественной войны. Именно это полотно принесло художнику славу и признание. За это произведение искусства Авилов был награждён Сталинской премией, причём первой степени. Картина передаёт всю серьёзность и напряжённость ситуации. Данное полотно делает акцент на патриотизме.
Давно известно, что русский народ испокон веков отличается особой любовью к своей стране. Никто другой не демонстрировал такой самоотверженности, силы характера и напористости. Воины бьются за благо и свободу народа. Они прекрасно понимают всю серьёзность и готовы стоять до конца.
На картине вниманию зрителя предстают два воина: Пересвет и Челубей. Пересвет в этом бою представляет русский народ, Челубей же монголо-татар
Этот поединок несёт особую важность. Победа достанется только одному представителю, но кто это будет? Факт победы или поражения серьёзно повлияет на боевой дух армии
Одной стороне поднимет, а другой подорвёт, а от состояния боевого духа зависит исход битвы.
Пред нашим взглядом предстаёт сильная и принципиальная борьба. Оба коня стоят на дыбах, никто не собирается отступать. Слишком много стоит на кону. Если посмотреть на лицо Пересвета, можно заметить максимальную сосредоточенность. Он не сводит глаз со своего противника, пытаясь просчитать каждый последующий шаг соперника. Челубея же мы видим только со спины, но по положению его тела можно заметить, как он напряжён и сосредоточен. Челубей не собирается отступать. Монголо-татары привыкли, что они здесь хозяева и они не собираются делиться своей властью.
Пересвет облачён в тяжёлую кольчугу, на его груди виднеется золотой крест. Это говорит о том, что русские люди начинают любую битву только после молитвы. Пересвет полагается не только на свою силу, но и на Божественное вмешательство. Ведь русский воин хочет освободить свой народ от ига.
Бой будет очень серьёзный. Два войска: русские и татары стоят с двух сторон и внимательно наблюдают за развязкой поединка. Каждый хочет, чтобы победил их выдвиженец. Но чем всё кончится?
Автор отлично передал атмосферу того времени, глядя на картину, зритель мгновенно погружается в те времена. И начинает испытывать те же чувства, что и русская рать, которая ожидает, что победа достанется Челубею.
Как известно из истории Пересвет одержал победу. Умелый воин Челубей потерпел первое поражение в своей жизни.
Поединок на Куликовом поле
Александр Пересвет
Дата рождения Александра Пересвета доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о его боярском происхождении, то есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. А вот место рождения известно — это Брянск. Предположительно, Александр Пересвет не раз участвовал в походах и войнах.
Правда, проблема в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям, приписывая знаменитым личностям подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. Известно, что в 1380 году Пересвет постригся в монахи, став иноком Троице-Сергиевского монастыря. Сражался он вместе с другим монахом-схимником Родионом (в монашестве Андреем) Ослябей, который как и он был учеником и постриженником Преподобного Сергия Радонежского.
В летописях говорится, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослябя. Им было приказано «вместо золочёных шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.
Но поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссию относительно биографии Пересвета.
Поединок Пересвета с кочубеем. Правда о схватке Пересвета и Челубея
То, что не написано в житиях
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета»
На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.