Сергий радонежский: путь от простого человека до святого старца

Хроника непонятного века

Советская историография древнерусский XIV век не любила. Для этого времени придумывались сложные названия – что-то вроде «продолжение борьбы с монголо-татарскими завоевателями и начало собирании русских земель вокруг Москвы». «Продолжение», «начало» – ни одного законченного исторического процесса. А, если присмотреться к подробностям, и ни одного постоянного.

Да, вроде бы на протяжении всего века московские князья неуклонно увеличивают свои владения, да и претендентов на великокняжеский ярлык теперь меньше, чем столетие назад.

Однако в 1360-е, при малолетстве Димитрия Ивановича, знак политического первенства всё же уходит из рук москвичей к суздальцам; позже его удаётся вернуть лишь благодаря активному участию в правлении страной митрополита Алексия. В 1370-е в спор за заветный символ власти включится Михаил Александрович Тверской, а в 1382 Тверское княжество получит самостоятельный статус Великого.

На северо-западе на протяжении 1300-х и далее продолжают существовать две феодальные республики – Новгородская и Псковская. На юго-востоке статус великих имели Рязанские князья, в своей политике балансировавшие между Москвой и Ордой.

Как видим, суждения о политическом первенстве Москвы в это время пока ещё весьма условны.

С «борьбой против монголо-татарских захватчиков» тоже не всё оказывается гладко. Именно в этом веке ненавистные ордынцы всё чаще выступают и как…средство для выяснения отношений с собственными же соседями.

Баскаки. Художник Сергей Иванов

В 1328 году Иван Калита лично приводит под Тверь ордынские отряды, которые разоряют город так, что тверские правители забывают о своих политических претензиях на несколько десятилетий.

В 1382 Димитрий Донской соглашается возобновить выплату дани и благодаря этому вновь обходит представителя Твери в борьбе за ярлык.

Да, в 1380 году состоялась Куликовская битва – крупнейшее для своего времени сражение против ордынцев. Но уже через два года после него, пока Димитрий Донской собирал по Руси армию взамен погибшей, отряды хана Тохтамыша сожгли Москву.

Вот так: платим, выясняем отношения, воюем, потом опять платим. А на фоне этих событий в глуши радонежских лесов разворачивалась совсем другая история.

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

После сражения.Миниатюра из «ЖитияСергия Радонежского» (XVII в., РГБ)

Известный специалист по истории русского средневековья Николай Борисов несколько раз брался за изучение истории с благословением преподобного Сергия. В статьях и книге, посвященной основателю Троице-Сергиевой Лавры, историк показал, сколь глубоко он знает доводы и контрдоводы обоих «лагерей». Окончательный «приговор» ученого звучит так: «Все действия, связанные с историей о благословении Сергия, очень четко укладываются в исторический контекст. Поэтому я убежден, что эта история — не выдумка троицких монахов XVI века, а то, что действительно происходило летом 1380 года».Современный историк Ольга Плотникова замечает: в одном из летописных рассказов о битве на поле Куликовом «Дмитрий Иванович… показан как защитник православной веры, — а также как великий князь всей земли Русской. Мамай же показан не только как захватчик, но и как гонитель христианства, желающий уничтожить Русь как таковую… и в этом же тексте мы читаем благословение Сергия Радонежского, полученное Дмитрием Ивановичем за два дня до битвы. Тем самым подчеркивается богоугодность битвы, единство русского князя и православной Церкви…»Таким образом, не только факт важен — было ли благословение, не было ли — но и более широкий культурный контекст вокруг всей этой ситуации. «В истории благословение Сергия стало символом единения народа, власти и Церкви перед лицом внешнего врага», — пишет Ольга Плотникова. Что это значит? А прежде всего то, что Церковь в целом поддержала Дмитрия Ивановича, идущего против ордынцев. И на протяжении многих поколений память об этом хранили как духовное сокровище.Древнейший и самый достоверный летописный рассказ о битве на поле Куликовом содержит яркий зачин: «Мамай нечестивый люто гневавшийся на великого князя Дмитрия… собрался с силою многою, хотя пленити землю Русскую. Услышав об этом, князь великий Дмитрий Иванович, собрав множество воинов, пошел против них, хотя оборонить свою отчину и за святые церкви и за православную веру христианскую и за всю Русскую землю». Победив ордынцев и встав «на костях», Дмитрий Иванович, по слову той же летописи, «благодарил Бога и хвалил дружину свою, которая крепко билась с иноплеменниками… и дерзала по Боге за веру христианскую…» Видна очевидная христианская подоплека действий правителя. Он действует как защитник земли, веры и Церкви.То же самое нетрудно разглядеть и в древней эпической поэме «Задонщина». Собираясь в поход, Дмитрий Иванович предстает защитником веры, и святые блаженные князья Борис и Глеб, его родня, споспешествуют его намерению. Вот так рассказывает об этом «Задонщина»: «Князь великий… вступив во златое свое стремя, и взяв свой меч в правую руку, помолился Богу и Пречистой Его матери. Солнце ему ясно на востоке сияет…, а Борис и Глеб молитву воздают за сродники своя…» Оглядывая дружину, правитель выражает уверенность: русские ратники готовы «головы свои положить за землю за Русскую и за веру христианскую».Одна из летописей сообщает, что благословение было князем получено, хотя и другим путем. За несколько суток до битвы в донской стан Дмитрия Ивановича прибыли посланцы от Сергия, доставившие «благословенную грамоту». Там, среди прочего, говорилось: «Поможет тебе Бог и Святая Троица!»Таким образом, прав Николай Борисов: контекст истории с благословением таков, что князь чувствовал себя верным слугой Бога, видел поддержку Церкви и намеревался сыграть роль ее защитника. Благословение со стороны Сергия в подобных обстоятельствах выглядит уместным и естественным шагом.

***Остается подвести итоги. Скорее всего, благословение в 1380 году было Дмитрием Ивановичем от Сергия так или иначе получено. Подробно об этом повествует одно лишь «Сказание о Мамаевом побоище», но более краткие рассказы есть в «Житии» Сергия и в одной из летописей. А это в сумме дает солидную опору для подобного вывода. Скорее всего, бывший боярин Александр Пересвет, послушником ли, схимником ли, действительно бился с Челубеем и пал с оружием в руках.А значит, по сию пору история Куликовской битвы нерасторжимо связана с историей Троице-Сергиевой обители.

Преподобный Сергий Радонежский

Когда родители умерли, Варфоломей переехал в Хотьково под Москву, присоединившись к старшему брату Стефану. В поисках более уединенного места, он и его брат, нашли такое место в глухом лесу возле холма, построили келью и простую часовню, посвященную Святой Троице. Братья жили в лесу уединенно. Со временем Стефана стала тяготить жизнь без людей, и он покинул Сергия, чтобы жить в Богоявленском монастыре, в Москве. С отъездом брата Сергий жил аскетично в течение ряда лет. Дикие животные, казалось, узнавали его. Стаи серых волков и медведи приходили к его хижине, но не причиняли ему вреда. Этот скромный человек жил в ладу с природой и с собой.

Он неустанно молился. Постепенно люди узнали о Сергии и стали обращаться к нему за мудрыми советами, духовными напутствиями. Вскоре келья превратилась в маленький скит с двенадцатью монахами, учениками Варфоломея. В день принятия монашества он получает имя Сергий. Дата пострига разнится из-за отсутствия информации о точном годе рождения. При дате рождения в 1314 году он был пострижен в монахи в 1337 году, а при дате рождения в 1322 году постриг произошел в 1342 году. Монастырь, где служил Сергий, позже стала называться Троице-Сергиева Лавра. Первым игуменом в обители был Митрофан, а вторым Сергий.

По мере роста монастыря среди монахов росла разница во мнениях относительно того, продолжать ли жить по уставу скита или ввести общежитие, которое предпочитал Сергий. Принимая постриг монахи, как и ранее, имели личное имущество. Среди них были бедные и богатые. Это привело к тому, что более состоятельные брали в услужение тех, кто не обладал имуществом. Сергий считал, что при таком положении вещей священнослужители не могут быть равными и полностью отказаться от земных благ.

На территории монастыря он запретил владеть имуществом. Все богатство было коллективной собственностью и позволяло инокам молиться, а не думать о пропитании. Разногласия росли, Сергий решил основать другие монастыри, а не ссориться из-за этого вопроса. После его отъезда монастырь начал постепенно приходить в упадок, и через четыре года монахи в Святой Троице умоляли Сергия вернуться.

По мере роста Свято-Троицкого монастыря, Сергий начал отправлять своих учеников по всей центральной и северной России, чтобы распространять Евангелие среди местных жителей. То было время правления Дмитрия Ивановича, называемого Донским. Количество монастырей, основанных этими учениками, приблизилось к 400.

К ним относятся известные монастыри Борисоглебский под Ростовом, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Покровский под Боровском. По мере того, как увеличивалось влияние Свято-Троицкого монастыря, у его ворот образовалось поселение, которое переросло в город Сергиев Посад. Сергий Радонежский прославился совершенными им чудесами. Воскрешение отрока – молитвой над телом умершего Сергий вернул к жизни ребенка. Исцеление греческого епископа, который не верил в то, что рассказывали о преподобном Сергии, и встретив игумена ослеп. Несчастному пришлось признаться в неверии, и зрение вновь вернулось к нему. Это самые известные рассказы, которые передавались из уст в уста.

Весть о чудесах, происходивших в стенах монастыря, распространялась повсюду. Паломники шли с разных сторон света, кто-то чтобы излечиться или просто увидеть Сергия, а кто-то, чтобы просто прикоснуться к святому.

Константинопольский Патриарх Филофей прислал ему хартию, подтверждающую новые правила жизни обители, установленные отцом Сергием в Свято-Троицком монастыре. Митрополит Алексий Московский почитал Сергия как друга и доверил ему задачу примирения разногласий между князьями Московскими и Русскими. Он хотел почтить Сергия орденом золотого креста и даже предложил в 1378 году сделать Сергия своим преемником в качестве митрополита Московского. Но эти почести не соответствовали аскетической жизни Сергия, и он отказался от них.

Во время русской борьбы с татарским ханом Мамаем, Сергий благословил Дмитрия Ивановича Донского, отправившегося одолеть хана в 1380 году, словами: «Иди бесстрашным князем и верь в Божью помощь». Победа Дмитрия в Куликовской битве была судьбоносной для нашего отечества.

Покровительство и помощь Святого

Преподобный Сергий – покровитель Москвы, русских воинов, детей, сирот и вдов, а также мужчин, крещенных именем Сергей и Варфоломей.

Он помогает всем, кто возносит искреннюю молитву и просит вернуть здоровье, найти общий язык с детьми, наладить отношения в семье. Святой защищает от завистников, козней врагов, судебных ошибок.

Преподобный всегда выступал за учение, поощрял тех, кто стремился к умственному и личностному развитию, поэтому всегда услышит и исполнит молитвы о помощи в учебе и работе.

Вглядываясь в строгий лик, человек пытается избавиться от греховных помыслов, гордыни, обрести смирение.

Дмитрий Донской: биография

Дмитрий I Иванович Донской (под этим именем он войдет в историю), родился в 1350 г. Ему судьбой было уготовано стать великим князем Московским в 9-летнем возрасте, после кончины отца Ивана Красного. Через четыре года ему удалось присоединить еще и титул князя Владимирского.

Опекуном и главным советником в политических делах стал митрополит Алексий Московский. Благотворное влияние на молодого князя оказывал и преподобный Сергий Радонежский.

Заслуги Дмитрия Донского

Слава пришла к внуку Ивана Калиты 21 сентября 1380 г. после боя с татарами на Куликовом поле. Князь вышел на поле брани рядовым воином. Свои позолоченные доспехи он отдал боярину Михаилу, а сам облачился в обычную кольчугу. После сражения князь был найден среди тел павших воинов в бессознательном состоянии. Мамай позорно бежал.

Сергий Радонежский благословляет великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву

Блестящая победа над превосходящими по численности ордынцами была одержана, благодаря полководческому таланту предводителя русских войск. Полководец использовал в нужный момент засадный полк.

Русские одержали убедительную победу. После переправы через полноводный в то время Дон, Дмитрий отдал приказ разобрать мосты. Так как место сражения находилось в верховьях Дона. Для всего русского народа он стал Дмитрием Донским, самоотверженным борцом с татарским игом.

Согласно преданиям, перед основной битвой, на Куликово поле выехали два всадника-богатыря, чтобы помериться силой. Со стороны Золотой Орды это был опытный и доселе непобедимый Челубей. Со стороны русских войск – монах из боярского рода Александр Пересвет.

Оба вонзили друг в друга копья, при этом Челубей был выбит из седла. Смертельно раненого Пересвета верный конь вынес в расположение русских войск.

Но в 1382 году хан Тохтамыш взял реванш за поражение золотоордынского войска и разгромил Москву. Опять нужно было платить дань и коленопреклоненно просить ярлык на великое княжение. Окончательно свергнуть татаро-монгольское иго удалось только через сто лет после Куликовской битвы.

Вся жизнь великого князя проходила в борьбе с литовцами, с монголо-татарами и с русскими князьями-соперниками.

За три десятилетия его правления были значительно расширены границы Московского княжества. Был построен новый кремль из белого кирпича. Под его стенами вскоре полегли войска литовского князя Ольгерда.

Великому князю удалось возвысить роль Москвы в объединительном процессе разрозненных русских земель.

Личная жизнь князя

В 12 летнем возрасте юный князь заключил первый брак. Как предполагают ученые, его супруга умерла в 1364 г. от свирепствовавшей тогда чумы. Вторично князь женился в семнадцатилетнем возрасте на нижегородской красавице княжне Евдокии. Дмитрий Иванович имел 12 детей (из них только четыре девочки).

После брака с Евдокией, которой было 13 лет, завершилось долговременное противостояние Москвы и Нижнего Новгорода.

Дмитрий Донской сочетал в себе христианское благочестие, талант управления государством и воинскую доблесть.

Преемником великого князя стал его старший сын. Василию I уже не нужно было для принятия княжения ехать на поклон в Золотую орду. И в этом была заслуга его отца.

Дмитрий Донской за свои короткие 38 лет жизни успел принести много пользы русскому народу. В 1988 г. Русская православная церковь канонизировала Дмитрия Донского.

Видео

В этой подборке видео более подробная и интересная информация по теме: Биография Дмитрия Донского

https://youtube.com/watch?v=yDpK2aBGZAY

О паломничестве в Троице-Сергиев монастырь

Павел Флоренский сказал: в Троице-Сергиевой лавре, «более чем где-либо, ощущается пульс русской истории. Здесь Россия ощущается как целое». И именно эта поздняя паломническая культура показывает нам эту целостность.

Ранние периоды мы можем проиллюстрировать великокняжескими и царскими вкладами в Троице-Сергиев монастырь, паломничеством Ивана Грозного – это ведь тоже было по сути паломничество. XIX столетие даёт нам примеры хождения в Лавру всенародного и простонародного.

Икона «Явление Богородицы преподобному Сергию. XIX век.

Художественный уровень изделий, представленных в разделе «Паломничество», не так высок, но это тоже факт нашей культуры. Любопытно проследить, как заинтересованно сама Лавра подходила к этим сувенирам, как заботилась об их разнообразии и качестве.

В XVIII столетии появлялись указы Елизаветы Петровны, которая проявляла беспокойство о том, чтобы иконы для паломников писались согласно прежним образцам, были высокого качества.

Для паломников трудились в самом монастыре: здесь была литография, специально созданная в середине XIX века и просуществовавшая до 1914 года. На Посаде также работали мастера, специализировавшиеся на резьбе по дереву, особенно мастер Иван Хрустачёв в третьей четверти XIX века. Были также заказы Лавры в таких художественных центрах, как Ростов Великий, например, на финифтяные образки.

Чайник с видом Лавры. Кузнецовский форфор. XIX век.

Народное восприятия всех этих вещей лучше всего это характеризует повесть Ивана Шмелева «Богомолье». Там присутствует эпизод, где богомольцы с героем повести зашли в сувенирную лавку и что выбирали на подарки. Среди подарков упоминаются священные картинки, финифтяные образки, пояса с молитовкой, резной складень – то есть как раз то, что составляло церковно-бытовой обиход широких народных масс. Думаю, что в некоторых семьях аналогичные вещи хранятся до сих пор.

Императрица Елизавета Петровна приезжала в монастырь много раз. У нас имеются многочисленные, несколько однотипные, издания 40–50-х годов XVIII века – похвальных слов, которыми императрицу приветствовали ученики лаврской семинарии, настоятель. С Елизаветой Петровной связано и переименование монастыря в лавру в 1744 году.

Существует также жалованная грамота Елизаветы Петровны монастырю на все его вотчины. Эта грамота как бы суммирует все прежние документы земельного владения монастыря. Она была оформлена в 1752 году, и, зная дальнейшие события, можно сказать, что она подводила черту земельным владениям Лавры. Спустя несколько лет произошла секуляризация церковной собственности, и все они были переданы в пользу государства.

В дальнейшем Лавру посещала императрица Екатерина II с наследником Павлом Петровичем. Государственные дела – это одно, а личное благочестие – это совсем другое. Приезжали в Лавру Николай I, Николай II – то есть, здесь бывали практически все российские императоры.

Литография XIX века.

Крупнейший крестный ход произошел в 1892 году, когда широко праздновалось 500-летие преставления Сергия. Этот крестный ход начинался от Московского Кремля и за несколько дней с остановками по пути доходил до Троице-Сергиевой лавры. Он зафиксирован и в рисунках французского художника Де Лонлея, и в фотографиях Овчаренко. К этому юбилею выпускалась многочисленная паломническая сувенирная продукция. Это был взлет почитания Сергия.

Паломничество в Троице-Сергиеву лавру было одним из важных пунктов празднования и когда отмечалось 300-летие дома Романовых.

Вид на Лавру

Распри в Орде

К тому времени Золотая Орда – наследие хана Батыя – пребывала в кризисе. После смерти хана Бердибека династия Батыя пресеклась. Началась двадцатилетняя смутная эпоха, оставшаяся в истории под названием «Великая Замятня». Ханы на престоле менялись каждый год и даже чаще. Многие улусы провозгласили независимость.

Именно тогда самым влиятельным политиком в Орде стал беклярбек (глава правительства) и темник Мамай. Потомки Чингисхана сцепились в междоусобных войнах. Самым опасным соперником Мамая стал хан Тохтамыш – чингисид, которого поддерживал могущественный хозяин соседней империи Тамерлан. Тохтамыш уже контролировал большую часть Золотой Орды. И для борьбы с ним Мамаю были необходимы ресурсы Руси. К тому же ореол новой победы помог бы ему сохранить влияние.

Фрагмент мемориала на Куликовом поле.

Поход в Троицкую обитель

Всеми почитаемый Сергий Радонежский был крестным отцом двух детей Дмитрия Ивановича. Он не раз наставлял князя, ведя с ним богоугодные беседы. Накануне страшной бойни московский правитель просто не мог не посетить его и не испросить совета и благословения.

Отстояв Литургию и разделив трапезу со святым старцем, Дмитрий встал на колени и просил Сергия благословить его. Окропив князя и воинство его святой водой, игумен произнес: – Иди, господине, безбоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов! Нагнувшись к Дмитрию, он еле слышно шепнул: – Победишь врагов своих!

Весть о благословении Сергия быстро распространилась по Руси. Под знамена Дмитрия Ивановича вставали и подручные князья, и простой народ. Сомневающиеся в правильности выбора правители, после визита в Троицкую обитель, уже не задумываясь, шли за московским князем.

Краткая предыстория сражения на Куликовом поле

Победа на реке Воже еще больше распалила ярость Мамая. Увидев жалкие остатки войска темника Бегича, которых русские преследовали до самой темноты и нещадно секли и рубили, Мамай утвердился в мысли, что Москву надо разорить и сжечь дотла. Поход на Русь был необходим и для укрепления власти хана, которая пошатнулась из-за позорного бегства татар от реки Вожи. В Золотой Орде росло влияние Тохтамыша, законного наследника Улус-Джучи, потомка старшего сына Чингисхана.

Летом 1380 года в Москву пришли грозные вести. Князю Дмитрию сообщили, что темник Мамай, собрав великое воинство, идет войной на Русь, чтобы навеки искоренить русских князей, поставить вместо них своих баскаков, а веру христианскую заменить исламом. Разведчики докладывали, что Мамаевы полчища перешли на правый берег Дона и раскинули кочевья в устье реки Воронеж, недалеко от Великого княжества Рязанского.

Сотворив молитву, Дмитрий Иванович разослал гонцов во все концы Русской земли с повелением, чтобы наместники его и воеводы собирали ратных людей. Он просил помощи у соседних княжеств, первым на призыв откликнулся Владимир Андреевич, князь Серпуховской. Он вместе с дружиной выступил к Москве. На войну шли и крестьяне, умеющие только пахать да сеять. Для них в спешке ковались латы, мечи, щиты, топоры. Опытные ратники обучали новобранцев основам боевого искусства.

Воодушевленные победой на Воже, русские воины шли против безбожных татар, свято веря в помощь Господа. Они должны были отстоять не только свою родину, но и свою религию. Перед походом князь Дмитрий вместе с дружиной, боярами и окрестными князьями поехал в обитель Живоначальной Троицы, чтобы получить благословение от святого старца Сергия.

«Великая Замятня» — кризис Золотой Орды

Конфронтации между русскими княжествами и Золотой Ордой способствовал глубокий внутренний кризис, «Великая Замятня», поразившая Сарай во второй половине XIV века. «Золотой Век» Улуса Джучи, связанный с правлением ханов Узбека и Джанибека в первой половине этого столетия, сменился смутой, отправной точкой к которой послужило убийство сына Джанибека, хана Бердибека. Правящая династия пресеклась, и на территории Золотой Орды начался рост сепаратизма из-за неспособности центральной власти держать в узде местных князьков. Многие исследователи, тем не менее, видят причины «Великой Замятни» именно в жёсткой централизованной политике хана Узбека, которая привела к недовольству знатных родов.

«Мамаева Орда» во время «Великой Замятни». (hist-geo.net)

За 22 года смуты, вплоть до воцарения в Сарае хана Тохтамыша, титул хана примерили на себя несколько десятков человек. Почти все они были пешками в руках «варлордов» — сепаратистов, стремившихся к доминированию на территории Золотой Орды. Одним из таких вождей был небезызвестный темник Мамай — зять и друг детства хана Бердибека. В 60-е годы XIV века он контролировал западные территории некогда единой Орды и активно участвовал в закулисных интригах, постоянно продвигая своих ставленников в качестве ханов. Несколько раз Мамаю удавалось получать контроль над Сараем, однако он постоянно проигрывал своим противникам. Последнее присутствие темника в столице Золотой Орды приходится на 1374 год — тогда Мухаммед-Булак был изгнан из Сарая Каганбеком.

Отношения Мамая к русским княжествам не было однозначным. Зачастую он демонстрировал своё миролюбие — так, в 1359 году способствовал освобождению из Литвы митрополита Алексия, в 1362 году признал права Дмитрия Ивановича (будущего противника) на великое княжение и приказал доставить ярлык в Москву — беспрецедентное событие, ведь до этого русские князи были обязаны сами ездить в Орду. Однако ситуация стремительно изменилась — в 1371 году Мамай вручил ярлык на великое княжение Михаилу Тверскому. Тем не менее, Дмитрий отправился в «Мамаеву Орду» и с помощью богатых даров вернул утерянное. Но уже в 1374 году темник, потерпевший поражение в Сарае, потребовал от Дмитрия экстраординарную выплату дани, на что получил отказ. Именно с этого момента отношения между московским князем и Мамаем перешли в фазу противостояния.

Темник Мамай. (izlov.ru)

О чем молятся святому

Верующие считают отца Сергия чудотворцем и святым. В молитвах они просят Преподобного старца помочь им в мирских делах, защитить от злого влияния, исцелить тело и душу.

Учеба

Отец Сергий помогает в учебе, перед сессией и экзаменами. Святой слышит молитвы всех, кто к нему молится и обращается. Нужно сказать перед иконой: «Преподобный отче Сергий, моли Бога обо мне!». Перед экзаменами желательно зайти в церковь, помолиться и поставить свечку святому.

Судебные тяжбы

К святому верующие обращаются накануне судебных разбирательств. Отец Сергий еще при жизни заступался за слабых, помогал им в борьбе за справедливость. Молитва к его божественному лику дает уверенность в собственных силах всем, кто борется в судах за правду.

Усмирение гордыни

Преподобный Сергий может помочь в молитвах о даровании смирения и укрощении гордыни. В обращении к Преподобному старцу нужно раскаяться в своих грехах и попросить его помолиться перед Богом за грешную душу.

Исцеление

К Преподобному старцу обращаются матери и просят исцелить ребенка. Святой является посредником между людьми и Всевышним. Православные верят в заступничество Сергия. Христиане молятся ему и просят даровать здоровье себе, детям, близким.

Защита

Молитва к святому Сергию защищает дом от недругов, а душу — от злых помыслов и страстей. Старец всю жизнь служил родной Отчизне, укреплял веру князей в Бога перед сражениями, отправлял иноков на защиту земли и борьбу с татарами. Сергий всегда уповал на помощь Бога и получал ее в трудную минуту. Его жизнь — пример для всех христиан.

Работа

Сергий Радонежский всю жизнь трудился. К нему обращаются верующие, чтобы в молитвах к Господу святой старец помог преодолеть жизненные трудности. Сергий дарует христианам веру в собственные силы, призывает не бояться никакой работы, помогает устроиться на новое место.

Душевный покой

Усердная молитва к святому старцу помогает избавиться от грешных помыслов, успокоить душу, обрести душевный покой. Сергий Радонежский верил, что вера в Господа Бога и соблюдение его заповедей помогают жить праведной жизнью и не грешить. Смирению и терпимости он учил своих учеников. Верующие обращают свои просьбы к Преподобному старцу в самые тревожные дни своей жизни.

Прелюдия к Куликовской битве

Битве на Куликовском поле предшествовали несколько локальных столкновений между русскими полками и силами Мамая. В 1374 году темник отправил в Нижний Новгород послов с требованием выплаты дани. Посланники были арестованы, а через год перебиты. В ответ на эти действия силы Мамая разорили нижегородские волости. В 1375 году татары разорили Новосиль — в следующем году Дмитрий с войсками форсировал Оку и стал ждать прибытия новых сил Мамая, однако так их и не дождался.

В 1377 году объединённые московские и нижегородские войска потерпели поражение от войск Мамая на реке Пьяне, после чего татары разорили Нижний Новгород. Видя, что ему сопутствует успех, темник в следующем году посылает на Русь новые силы — на этот раз удар планируется непосредственно по вотчине Дмитрия Ивановича. В битве на реке Воже русские полки смогли остановить татар, но уже в следующем году те вернулись и разорили Рязанское княжество.

На лето 1380 года Мамай запланировал по-настоящему масштабное вторжение на Русь. Ситуация усугублялась тем, что темника теснил чингизид Тохтамыш, начавший борьбу за объединение Золотой Орды. Русские деньги и богатства стали жизненно-важными для продолжения политической борьбы Мамая на осколках Улуса Джучи. О готовящемся вторжении московский князь узнал от путешественников из южных степей. Дмитрий Иванович немедля разослал гонцов к своим союзникам — большая их часть участвовала в 1375 году в походе на Тверь. Московский князь решил нанести упреждающий удар по силам Мамая, предварительно получив благословение у Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского. (vo-gazeta.ru)

Куликовская битва и ее значение для Руси

Летом 1380 года произойдет событие, которое впервые за все время ордынского гнета объединит русский народ. Битва на Куликовом поле навсегда войдет в историю. Именно с него начнется возрождение русского духа и страны. И важнейшую роль в этом великом деле сыграет Преподобный Сергий Радонежский, благословивший и вдохновивший народ на ратный подвиг.

Почему именно после благословения Сергия Радонежского у князя Дмитрия Донского и его ратников появилась уверенность в своих силах? В чем была тайная сила простого монаха, если после его слов люди не раздумывая пошли на верную смерть за свой народ и свою землю?

«Как-то один очень образованный монах, когда мы с ним подходили к мощам Преподобного Сергия, сказал: «Посмотри, вот здесь вот лежит человек, – произнес он, указывая на мощи Сергия. – Вот он, ему дана власть управлять всей Россией, уже более пятисот лет. Вот он этим занимается, хочешь – верь, не хочешь – не верь», – архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве.

О Сергии Радонежском известно немного. Преподобный не оставил после себя ни одного письменного документа, ни записок, не наставлений, ни духовного завещания.

«Житие Сергия Радонежского»

Чуть ли не единственное существующее историческое свидетельство – это знаменитое «Житие Сергия», написанное в 1418 году его учеником Епифанием Премудрым и значительно доработанное в середине XV века составителем жизнеописания святых Пахомием Логофетом.

Древнейшая из дошедших до нас копий «Жития», была выполнена в конце XVI века. В книге подробно описаны главные события биографии святого, но в «Житии» практически нет информации о том, как выглядел преподобный. Встречаются лишь свидетельства об особых чертах характера Сергия Радонежского.

Ему можно дать более двадцати лет, по внешнему виду, но более ста лет по остроте ума, ибо хотя он был молод телом, но духовным разумом он был стар и совершенен по божественной благодати.

Как выглядел Сергий Радонежский?

При соприкосновении с великой личностью всегда хочется представлять ее реальный образ. Иконописные изображения Сергия Радонежского в разных храмах сильно отличаются друг от друга – скорее всего, большинство из них уже очень далеки от реальности.

За шесть веков менялись традиции иконописи, а вместе с ними менялся и облик преподобного Сергия. Так как же на самом деле выглядел преподобный? Кто из рисовавших Сергия Радонежского был наиболее близок к действительности?

Отправной точкой для нашего исследования послужит хранящийся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре лицевой покров – самое древнее изображение преподобного. Насколько оно может быть достоверным?

В ряде источников указано, что Сергий был причислен к лику святых в 1452 году, то есть примерно через 60 лет после смерти. Плащаница была необходима для покрытия его мощей. Доподлинно неизвестно, видел ли Сергия Радонежского мастер, создавший изображение на покрове, или опирался лишь на описание внешности со слов учеников преподобного.

На эти вопросы могут ответить сотрудники лаборатории пластической реконструкции института антропологии РАН. С помощью специального криминалистического оборудования они изучили каждый миллиметр покрова.

Откуда родом Сергий Радонежский?

Мирское имя Сергия Радонежского – Варфоломей. Он родился в 1314 году и был средним из трех сыновей весьма родовитого ростовского боярина Кирилла и его жены Марии, владеющими большим имением под Ростовом Великим.

«Его аристократическое происхождение давало умение повелевать, вести за собой людей. Для того, чтобы быть во главе монастырской общины, нужно было иметь то, что мы называем харизмой, то есть уверенность в себе, уверенность в том, что этот человек имеет право руководить. У преподобного Сергия это было, что называется, в крови», – Николай Борисов, доктор исторических наук.

В те времена положение человека в обществе напрямую зависело от того, кем были его предки. Варфоломей должен был стать, как и его отец, боярином, однако произошло невероятное. Юноша отказался от поста и привилегий, которые сулили ему будущее, и неожиданно выбрал для себя монашеский путь.

«Люди, которые прожили какую-то часть жизни в богатстве, в достатке и потом отказывались от этого, обычно становились выдающимися подвижниками. Когда человек вкусил богатства и преодолел это, ушел в бедность, он знает полноту жизни. Как говорил апостол Павел: «Могу жить в скудности, могу жить в изобилии. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», – Николай Борисов, доктор исторических наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector