Прокимен субботы на литургии

Димитриевская родительская суббота

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой,
имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон
умалчивает, поскольку эта суббота — русское
благочестивое установление, связанное, по преданию, с
именем св. благоверного великого князя Димитрия
Донского.

В пятницу вечера накануне субботы после 9-го часа
совершается вседневная
Вечерня, на которой
стихословится рядовая 18-я кафизма.

Поется прокимен дня, глас 7: Боже, Заступник мой еси
Ты,  и милость Твоя предварит мя. Стих: Изми
мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави
мя.

По Трисвятом поется тропарь Апостоли, мученицы и
пророцы, на Славу — тропарь
Помяни, Господи, яко
Благ, на И ныне — Богородичен
Мати Святая

На утрене:

Вместо Бог Господь поется Аллилуиа на
2-й глас с заупокойными
стихами и тропарями: Апостоли, мученицы и
пророцы (дважды), Слава —
Помяни, Господи, яко
Благ,  И ныне —
Богородичен Мати Святая,

Поются Непорочны (17-я кафизма-118
псалом), разделяемая на 2 статии. Припев к стихам
1-й статии: Благословен еси, Господи,
научи мя оправданием Твоим (на практике обычно
поют первую половину этого стиха: Благословен
еси, Господи). После первой статии произносится
ектения об усопших (малая заупокойная
ектения).

2-я статия начинается с 94 стиха — Твой
есмь аз… с припевом к стихам Спасе, спаси
мя.

Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных
Святых лик обрете источник
жизни с припевом: Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим. И бывает
полное каждение всего храма. Затем произносится
малая заупокойная
ектения, и поется седален: Покой, Спасе наш.

На каноне, после 6-й песни — малая заупокойная
ектения, кондак: Со святыми упокой и икос: Сам един еси, Бессмертный.
Диакон кадит тетрапод, иконостас, священнослужителей и
народ. После этого священнослужители уходят в алтарь.

По Трисвятом поется тропарь Апостоли, мученицы и
пророцы, на Славу — тропарь
Помяни, Господи, яко
Благ, на И ныне — Богородичен
Мати Святая

На Литургии:

По входе c Евангелием — тропари: Апостоли, мученицы и
пророцы, Помяни, Господи, яко
Благ, Слава — кондак: Со святыми упокой, И ныне — Богородичен
Тебе и стену и
пристанище.

Прокимен дня, глас 8: Веселитеся о Господе, и
радуйтеся праведнии. Стих: Блажени ихже
оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси, и
заупокойный, глас 6: Души их во благих
водворятся.

Аллилуарий: дня — Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии
и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.
Стих: Многи скорби праведным и от всех их избавит я
Господь, и заупокойный — Блажени, яже
избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род

Причастен дня: Радуйтеся праведнии о Господе, правым
подобает похвала, и заупокойный: Блажени, яже
избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.

Версия для печати

На освящение елеа. Седмь иереев. Первый иерей глаголет:

Прокимен, глас 1: Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, / я́коже упова́хом на Тя.

Стих: Ра́дуйтеся пра́веднии о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.

Апостол от Иаковля послания, зачало 57.

Аллилуиа, глас 8: Ми́лость и суд воспою́ тебе́, Го́споди.

Вторый иерей глаголет:

Прокимен, глас 2: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, / и бысть мне во спасе́ние.

Стих: Наказу́я наказа́ мя Госпо́дь, сме́рти же не предаде́ мя.

Апостол к римляном, зачало 116.

Аллилуиа, глас 5: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́.

Третий иерей глаголет:

Прокимен, глас 3: Госпо́дь просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, / кого́ убою́ся?

Стих: Госпо́дь защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся?

Апостол к коринфяном, зачало 153.

Аллилуиа, глас 2: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.

Четвертый иерей глаголет:

Прокимен, глас 4: Во́ньже а́ще день призову́ Тя, / ско́ро услы́ши мя.

Стих: Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, и вопль мой к Тебе́ да прии́дет.

Апостол к коринфяном, зачало 182 от полу.

Аллилуиа, глас 2: Терпя́ потерпе́х Го́спода, и внят ми.

Пятый иерей глаголет:

Прокимен, глас 5: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны, и соблюде́ши ны / от ро́да сего́, и во век. Стих: Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный.

Апостол к коринфяном, зачало 168.

Аллилуиа, глас 5: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́.

Шестый иерей глаголет:

Прокимен, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й.

Стих: Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.

Апостол к галатом, зачало 213.

Аллилуиа, глас 6: Блаже́н муж боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.

Седмый иерей глаголет:

Прокимен, глас 7: Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, / ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. Стих: Поми́луй мя, Го́споди, я́ко не́мощен есмь.

Апостол к солуняном, зачало 273.

Аллилуиа, глас 7: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли, защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.

Прокимны праздников и Литургии

На Божественной Литургии прокимен поется перед чтением Апостола.

Следует заметить, что в Православной Церкви богослужебный день начинается с вечера. Накануне воскресенья на вечерней службе положен прокимен дня, то есть прокимен вечера субботы. На Литургии — прокимен Апостола, то есть прокимен по гласам, предваряющий чтение Апостола.

Бывают Прокимны Богородицы, пророку, апостолу, Святым Отцам Вселенских соборов, святителю, мученику, священномученику и так далее. В Богородичные праздники на литургии читается прокимен Богородицы:

В день памяти святых мучеников поется прокимен:

Великие прокимны

Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.

Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:

На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:

На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:

Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:

На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.

Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом). 

Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)

В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).

Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).

Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).

Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.

Богослужебные указания

В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2020 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.

Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.

Православный храм во время богослужения

Прокимен: что это такое?

С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.

Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение

Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.

Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.

Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector