Что такое смирение в православии?
Содержание:
- Помогает ли смирение понять себя?
- Как Священное Писание учит смирению (на примере библейских историй)
- Кротость и смирение как христианские добродетели
- Как выглядит терпение
- Как смириться с ситуацией которую невозможно изменить
- Смиренномудрие (смирение).
- Не нужно терпеть через силу
- Что такое смирение?
- Как разрешить ситуацию с помощью смирения
- Как прийти к смирению 5 этапов проживания проблемной ситуации
- Птичья духовность
- Как смириться с ситуацией которую невозможно изменить
- Мир вместо гордыни и тщеславия
- Практикуйте внимательность и сострадание.
- Смиренномудрие
Помогает ли смирение понять себя?
Что такое смирение и помогает ли смирение понять себя? Простой образ смиренного человека и трудность понимания самого качества сбивают с толку людей, которые как и хотят понять, что такое смирение, так и стать смиренными. Наиболее простая мысль, возникающая при попытке определения смирения – противоположность гордости. Гордость – это качество, которое вынуждает действовать обладателя этого качества с позиции собственного превосходства и рассматривать весь мир и людей в целом с такой позиции.
Смирение – это качество, которое позволяет человеку принимать его судьбу, положение, окружение и жизнь, а также ситуации, которые с ним происходят или происходили. Смирение проявляется в первую очередь в принятии себя, своей природы, своих качеств и своей жизни, такой какая она есть. Однако, само по себе смирение, это не то качество, которое заставляет человека опускать руки, напротив, человек, который принял себя и свою судьбу способен понять себя намного глубже, чем человек, который будет постоянно бороться с своей природой и своей судьбой.
Гордость, в данном случае, означает неприятие себя, своего окружения и создание иллюзии, которая разнится с реальностью. Гордость это само по себе негативное качество, которое означает возвеличивание себя над остальными и преувеличение своих качеств, способностей и достижений, в сравнении с другими. Когда случается так, что реальность не соответствует с представлениями гордого человека о себе, такой человек испытывает гнев, так как считает, что что-то происходит неправильно.
В это же время, смиренный человек спокойно принимает любой расклад, продолжая работать в сложившихся обстоятельствах невозмутимо. Такой образ действий помогает ему действовать устойчиво и постоянно, не сбиваясь с пути на различные мелочи, которые необходимы гордому человеку.
Мир, который человеку дарует смирение, даёт человеку спокойствие и здоровье. Ведь если внутри человека смирение, внутри него будет и мир, который позволит ему более ясно увидеть как себя, так и мир вокруг него. Гордый человек, напротив будет вынужден не видеть мир таким какой он есть, а пытаться всеми силами подстроить его под свои представления о том, каким он должен быть. Это создаёт вечную борьбу человека как с настоящим самим собой, так и с миром в общем, что негативно сказывается и на внутреннем мире человека, и на его окружении.
Помогает ли смирение понять себя? Однозначно, да, помогает. Ведь именно оно даёт человеку возможность взглянуть на себя таким, какой он есть на самом деле, без искажения со стороны идеей о какой-то борьбе. Смиряясь, человек обретает такой внутренний покой, который позволяет ему увидеть целостную личность человека, без оглядки на требования со стороны или на какие-то определенные факторы. Борьба, гордость – это отказ от понимания, так как именно борясь человек стремится изменить то, что он не может понять и такое стремление изменять бездумно без понимания то, что человеку не нравится в себе, только запутывает и без того непонятную ситуацию.
Опять же, стремление к изменениям и развитию это хорошо, но оно должно исходить не из осознания и стремления к тотальному превосходству или постановку себя на место человека, который способен решить все проблемы человечества. Смирение позволяет человеку меняться именно через принятие своих недостатков. Наличие понимания в этом случае гарантирует человеку способность осознать себя, мир и те события, которые с ним происходят.
Смирение не означает унижение, напротив, унижает себя человек всеми силами пытающийся доказать своё превосходство и навязать себя и своё мнение окружающим. Смирение человека, который обладает внутренним миром, будет напротив внушать уважение и радость в глазах окружающих, ведь очень просто и приятно общаться с человеком, который не имеет каких-то жестких требований, а принимает всех такими, какие они есть. Смирение вызывает покой и мир не только в сердце самого человека, который обладает смирением, но и в сердце людей, которые его окружают. Представление скромного, смиренного и доброго человека само по себе вызывает покой и радость, не говоря уже о общении с ним.
Как Священное Писание учит смирению (на примере библейских историй)
Священное Писание содержит множество примеров смирения Господа Иисуса Христа, святых апостолов и старцев. Их жизнь, наполненная постоянными противостояниями искушениям дьявола, является эталоном этой добродетели.
Самым ярким уроком от Спасителя было омовение ног апостолов
Омывая им ноги, Он выражал несоизмеримую любовь к человечеству тем, что хотел донести до людей всю важность смирения для достижения Царствия Божьего. Этим действием, несмотря на то, что Бог Отец отдал Ему всю Власть, Он на собственном примере показал, каким смирение должно быть
Омывать ноги считалось обязанностью слуги.
Проделывая это, Он не отвернулся даже от Иуды, зная о его предательстве. Он хотел довести его до раскаяния и тем самым спасти его. Подтверждая этим Свои наставления любить врагов своих и творить благо ненавидящим.
Каждый человек, не имеющий смирения в сердце, считает свое положение в обществе выше других. Он всегда будет искать почетное и удобное место поближе к имеющим власть.
Однажды Иисус, будучи приглашенным на пир и увидев, что все стараются занять самое почетное место, сказал, что не стоит занимать почетное место. Ведь хозяин может пригласить более почетного гостя, и когда он укажет тебе место пониже, чтобы уступить лучшее этому гостю, то занявшему не свое место станет неловко. И наоборот, если занять худшее место, то хозяин, посчитав тебя более достойным гостем, укажет место почетнее, оказав честь в присутствии всех.
Следующее поучение Иисуса обращено к тем, кто всегда хвалит себя, а других презирает. Эта притча — о мытаре и фарисее.
Фарисей в молитве благодарил Бога, что он лучше других — не вор, не мошенник, не как стоящий рядом сборщик налогов. Вспоминал, что он исполняет все предписания и заповеди. В то время мытарь стоял вдалеке, бил себя в грудь и молил Бога о милости к себе, грешнику. Иисус в конце сказал, что мытарь получил прощение, а не фарисей.
Смирение требует огромных духовных сил от человека. Вершин этого таинства могут достигнуть только гиганты духа.
Кротость и смирение как христианские добродетели
Смиренность и кротость — две христианские добродетели, направленные на борьбу с гордыней. Гордыня только кажется простым грехом
Считается, что она проявляется самомнением, важностью, тщеславием и другими явлениями эгоизма. Но это совсем не так — чем большего достиг на пути, тем изощреннее становятся искушения
Есть такое понятие в христианстве как прелесть, наступающая после достижения неких высот на пути к Богу, когда соблюдаются все предписания и заповеди. Но без должного руководства начинает казаться, что уже почти свят, особенно на фоне греховности других. Так действует скрытая гордыня.
Очень важно на протяжении всего жизненного пути культивировать эти две добродетели, особенно по достижении неимоверных высот. Когда верующий преуспел на этом пути, ему может показаться, что он уже неуязвим для сетей гордыни, хотя это далеко не так
Ведь эгоизм является верным спутником всей земной жизни, его проявления атакуют именно в тот момент, когда дух успокаивается, и бдительность ослабевает.
Как выглядит терпение
Железное терпение это важное качество человека, помогающее ему добиваться любых, даже сложных целей, не опускать руки в тяжелых ситуациях, быть спокойным и трезвомыслящим, а значит всегда правильно принимать решения. Ведь желаемое не всегда дается легко
Часто возникают определенные трудности. Столкнувшись со всевозможными препятствиями на своем пути, человек просто опускает руки и сдается. Причина тому завышенные требования от реальности и отсутствие элементарного терпения
Ведь желаемое не всегда дается легко. Часто возникают определенные трудности. Столкнувшись со всевозможными препятствиями на своем пути, человек просто опускает руки и сдается. Причина тому завышенные требования от реальности и отсутствие элементарного терпения.
Поэтому если мы хотим чего-то добиться в жизни, стать здоровыми и счастливыми людьми, мы должны научиться быть терпеливыми. Ведь не зря говорят: «терпение и труд все перетрут».
Раньше терпение всегда считалось хорошим тоном и почиталось как неотъемлемое качество мудрого человека. Терпение, мудрость и добродетель всегда были вместе. Сегодня, при современном темпе жизни, мы разучились терпеть. Мы не можем долго стоять в очереди, злимся и ругаемся с окружающими, если они заставляют нас ждать, не выносим ожидание результата своей работы. И так во всех сферах жизни. Всем нам недостает терпения.
Неумение терпеть приводит к проблемам не только вне дома, но и в кругу семьи. Мы не терпеливы к своим детям, к любимым людям, из-за этого ругаемся с ними, портим отношения. Все это разрушает семейный очаг, приводит к разводам. Где взять терпение современному человеку?
Как смириться с ситуацией которую невозможно изменить
То, что вы оценивали как чёрное, в итоге оказалось белым, и – вы это видите на примере собственной жизни – именно так чаще всего и происходит.Поэтому очень важно убрать оценку ситуации с позиции своего понимания о правильности, и оставить только констатацию ситуации. Да, вижу, произошла такая ситуация. Что я чувствую? Мне в ней дискомфортно, сложно, приходится напрягаться, ещё что-то.Дальше – что я могу сделать, чтобы было иначе? Делаю.Ситуация не вполне разрешилась, но я верю в то, что в итоге она решится наилучшим образом, поэтому просто доверяюсь миру и переключаюсь на решение других задач
Я не трачу энергию на обиды на жизнь, сетование на несправедливость и т.д., я направляю её на созидание, и тогда становлюсь настоящей хозяйкой своей жизни, а не вечной жертвой обстоятельств.Всё просто есть, и на сегодня оно вот так, и я принимаю эту ситуацию, потому что верю, что она пришла, потому что для чего-то мне нужна. И я концентрируюсь на том, чтобы понять, для чего, а не на том, чтобы быть недовольной
Что я чувствую? Мне в ней дискомфортно, сложно, приходится напрягаться, ещё что-то.Дальше – что я могу сделать, чтобы было иначе? Делаю.Ситуация не вполне разрешилась, но я верю в то, что в итоге она решится наилучшим образом, поэтому просто доверяюсь миру и переключаюсь на решение других задач. Я не трачу энергию на обиды на жизнь, сетование на несправедливость и т.д., я направляю её на созидание, и тогда становлюсь настоящей хозяйкой своей жизни, а не вечной жертвой обстоятельств.Всё просто есть, и на сегодня оно вот так, и я принимаю эту ситуацию, потому что верю, что она пришла, потому что для чего-то мне нужна. И я концентрируюсь на том, чтобы понять, для чего, а не на том, чтобы быть недовольной.
Смиренномудрие (смирение).
Смирение — что это такое?
В Библии под смиренномудрием понимается отсутствие гордости, стремления возвыситься над другими людьми. Однако смиренномудрие — не пассивная покорность, но активные, смелые действия.
Высокомерный считает себя выше, чем он есть на самом деле, но смиренномудрие состоит не в чрезмерном самоуничижении, а в последовательном осознании собственного ничтожества и своего положения по отношению к Богу (для Иисуса — в усвоении человеческой природы).
Смиренномудрие есть вид искренности, стояние в истине. Для того, кто не осознает и не признает своего ничтожества, Бог не может стать всем: Он «смиренным дает благодать» (1Пет 5:5; Иак 4:6; ср. Иов 22:29; Ис 57:15) и дарует успех чистым сердцем (3Цар 9:4; 1Пар 29:17).
Грех Лаодикийской церкви (Откр 3:17) — высокомерие (она считает себя богатой), разоблачаемое, однако, как самообман, ибо у Бога — иные мерила.
Ложное смиренномудрие
Существует и ложное смиренномудрие, носители которого унижают себя внешне перед людьми или пред Богом, однако этим хотят лишь показать, насколько они смиренны.
В основе своей это затаенное высокомерие, удовлетворяющее только плоть (Кол 2:23; ср. Лк 18:9-14).
Смирение это
Смирение — состояние духа человека, при котором он не высоко думает о себе (Екк 7.16) и целиком полагается на милость Божию.
Смирение противоположно гордости (1Пет 5.5-6).
Высочайшим образцом смирения является наш Господь (Флп 2.8).
Не нужно терпеть через силу
А сейчас я вам скажу прямо противоположное. Не нужно терпеть через силу. Если вы для терпения применяете силу воли и стиснув зубы что-то терпите, то вы заработаете себе также физические болезни и психические проблемы. Почему такое противоречие?
Часто приходится слышать советы, что нужно терпеть, терпеть и все будет хорошо. Но тут смешиваются два противоположных понятия, а многие психологи не понимают сути дела.
Если вы чего-то ждете через силу, применяете силу воли, сильно стараетесь быть терпеливыми, то это не то терпение, которое нужно человеку и которое избавляет его от множества проблем, о которых я говорил. Допустим, вы стоите в очереди, начинаете злиться, выходите из себя. Но потом вспоминаете, что это не правильно, что нужно быть терпимее. Вы начинаете сдерживать свой гнев, всеми силами стараетесь его удержать. Вот тут вы совершаете большую ошибку. Не давая проявиться гневу наружу, вы тем самым загоняете его внутрь, где он начнет локализоваться в теле и вызывать болезни.
Вы создаете излишнее напряжение, приводящее сначала к энергетическому, а затем физическому блоку.
А чем же настоящее терпение, которое является признаком мудрости и которое нам нужно, отличается от того терпения, когда мы сдавливаем эмоции и загоняем их внутрь.
Сейчас расскажу.
Что такое смирение?
В современном мире эгоцентричная модель мироощущения закладывается с раннего детства. Маленькие дети склонны всегда ставить себя на первое место и считать центром вселенной. Родители только поощряют такое восприятие окружающего, говоря ребенку: «Ты лучше всех». Своего малыша сейчас принято хвалить и возвышать его способности. Как часто можно услышать подобные утверждения в разговорах мам. Со стороны родителей – это проявление гордыни, а ребенку с ранних лет внушается, что он должен стремиться быть всегда первым – возвыситься тем самым над остальными, быть умнее, сильнее, способнее.
- Эгоизм отделяет человека от Бога. Когда человек был смиренен и подчинялся Богу, он ощущал свое единство с Господом. Но как только человек решил проявить свое «я», он отдалился от Бога, покинул рай, потерял самого себя. Смирение начинается с покорности.
- О своем «я» мы должны вспоминать только в одном случае – когда осуждаем себя самого. Тогда мы ставим себя в центр проблемы, принимаем свою вину, говорим: «Я виноват, я ошибся, я согрешил». К сожалению, именно в этом случае человек забывает вспомнить о себе, перекладывая всю ответственность на другого человека или виня обстоятельства.
Современный человек, ссылаясь на психологию, тренинги и другие способы улучшить свою жизнь, поместил в центр мировоззрения себя самого. Он повинуется только собственным желаниям, им управляет тщеславие и гордыня. Но Господь учит нас иному – даже если человек выполняет все заповеди и почитает Слово Божие, все равно он должен считать себя недостойным рабом Божиим. Путь духовного развития очень долог, а многие считают свои поступки великими в самом начале пути.
Когда человеком управляет гордыня
Как разрешить ситуацию с помощью смирения
№1. Переключение внимания
Оно может быть двух видов:
1. Случайное переключение, с помощью внешних обстоятельств
Но, как вы знаете, ничего случайного не бывает.
Ваше “Высшее Я”, видя, что эго не отпускает ситуацию, создает такие события в жизни, которые смогут на определенное время переключить ваше внимание. За это время ситуация разрешится сама собой. За это время ситуация разрешится сама собой
За это время ситуация разрешится сама собой.
Это происходит в том случае, если вы:
Не можете смириться (осознанно к смирению не придешь), а физические силы иссякают. Чтобы совсем не лишиться внутреннего ресурса, ваши высшие аспекты идут на такой шаг.
Например, мама не может уложить спать ребенка в течение нескольких дней. Каждый день, как пытка для обоих. На самотек ситуацию не отпустишь, ведь малыш — самое дорогое, а жизненный ресурс просто необходим.
Не созрели духовно до смирения, и много энергии тратите впустую на решение какого-то вопроса. Переключение происходит для того, чтобы скорректировать ваш путь.
Если в первом случае смириться вы хотите, но не можете, то во втором случае смирение может возникнуть только на подсознательном уровне.
Этот способ не подойдет для затяжных конфликтов. Если вы годами бились о закрытые двери, то одного переключения внимания будет недостаточно.
2. Осознанное переключение внимания
У вас не получается решить какой-то вопрос, вы осознанно смиряетесь с ситуацией на время и фокусируетесь на других вопросах, либо переключаетесь на что-нибудь нейтральное.
За это время хватка ослабляется, и ситуация либо разрешается сама по себе, либо к вам приходит идея как ее решить.
№2. Пирамида Силы и Света
Надо сказать, что в этом способе смирение играет не последнюю роль.
Если вы идете в пирамиду, оставляете там свою проблему, а потом продолжаете о ней думать, ничего не решится.
Важно то, насколько вы доверяете высшим силам в решении ситуации
№3. Практика “Махнуть рукой”
Предлагаем простую практику, выполняя которую, вы перейдете от отчаяния к смирению.
Наверняка вы слышали о таком методе “решения проблем” в народе, когда предлагается поднять руку, махнуть и произнести: “А ну его…!”
Только усовершенствуем его.
Входите в полумедитативное состояние, поднимаете руку, а можно и без поднятия руки, и произносите:
“Я передаю решение ситуации своему “Высшему Я”, своим наставникам и духовным учителям для наивысшего блага всех ее участников”.
Приготовьтесь и к неожиданным поворотам. Не всегда все получается так, как нам бы того хотелось.
Ваша задача — позволить высшим силам сделать всю работу за вас.
Умение смириться — это новый виток вашей духовной эволюции.
Как прийти к смирению 5 этапов проживания проблемной ситуации
#1 Возникновение ситуации
Первый этап – возникновение неприятной ситуации, вызвавшей бурный протест.
Примеры:
Муж (жена) ревнует, подозревает в измене. А вы не при чем. Постоянно оправдываетесь, доказываете ему (ей), что он(а) не прав(а).
А он(а) еще больше злится, не верит. Вы доказываете, доказываете, но ваши доводы для него(ее) неубедительны.
- Мама все время вас третирует, критикует, а вы стараетесь соответствовать ее идеалам хорошей дочери, но безуспешно.
- Пытаетесь защитить свои интересы на наследство, но натыкаетесь на стену непонимания родственников.
#2 Попытки решить проблему своими силами
Это фаза безудержной активности. Для людей, занимающихся саморазвитием, подкрепленная верой, что я – Творец, что все в моих силах.
Вы толкаетесь во все двери, пробуете всевозможные способы, которые подкидывает ум. Но ум исходит из жизненного опыта, из тех сценариев жизни, которые он видел.
На этом этапе духовный компонент отсутствует.
Есть только физические 3D-действия, которые диктуются и управляются либо развитым эго, либо личностью человека.
Вы не ищете новые возможности. На этом уровне они недосягаемы.
#3 Отчаяние
В момент, когда вы понимаете, что никакие способы не работают, вы впадаете в глубокое отчаяние. Вы поверили, что вы это можете, а в результате полный ноль.
Когда вас накрывает отчаянием, что-то внутри щелкает. И вы понимаете, нужно просто смириться, что это есть. Хватит! Будь что будет!
Вспомним наши примеры из жизни:
- Вы прекращаете доказывать мужу (жене), что вы – верная(ый) супруг(а) и позволяете ему(ей) думать то, что он(а) хочет.
- Признаете мамину правоту: “Да, я – плохая дочь! другой у тебя нет и не будет!”
- Соглашаетесь отдать свою долю наследства в пользу родственников.
#4 Смирение
“Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла.
Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.”
Альберт Эйнштейн
На этапе смирения все движущие мотивы, которые заставляли биться во все эти двери, они пропали, они больше не работают.
Вы изымаете из этого процесса свою личность, эго. Убираете мощную привязку к результату, каким хотите его видеть.
Передаете на разрешение высшим силам для наивысшего блага всех участников ситуации. И далее все начинает разворачиваться.
Так действует смирение.
Пока вы не дошли до этой точки отчаяния, не смирились, ситуация не разрешится.
Вот тогда и наступает этот момент просветления сознания.
Сложность смирения в том, что вы не знаете, каким будет результат без вашего участия. Готовы ли вы к неожиданному развороту событий?
Позволить этому произойти – проявление силы, мудрости и наступления следующего этапа – принятия.
#5 Принятие и его отличие от смирения
Когда вы забираете бразды правления у эго и передаете на разрешение высшим силам, вы осознаете, что ситуацию нужно принять такой, какая она есть.
Сначала вы учитесь смиряться с тем, что вы никак не можете повлиять на ситуацию, а потом наступает момент принятия.
Отличается смирение от принятия по ощущениям:
- Смирение – печаль: “не получилось, ну и пусть…”
- Принятие – покой, осознание, что так и должно быть.
То есть смирение – это еще не удовлетворение, но уже и не страдание.
Принятие – более продвинутый вариант.
Если смирение приходит от безысходности, то принятие – осознанное чувство.
Скорее всего, одним усилием воли к смирению вы не придете, но, зная этот алгоритм, вам будет проще отпустить ситуацию.
Птичья духовность
Птенец может уповать на Бога, или его представителей в человеческом мире, покорно доверяясь им, как ребенок доверятся родителям. Когда такое слепое доверие заводит в тупик, птенец может повзрослеть и перейти на стадию ложной силы. Он может разочароваться в религии, в духовных ценностях и даже стать циником.
Попугай насмехается над ценностями птенца. Он может верить, что познал религию и духовность как наивные суеверия, к которым он сам был склонен на ступени ложного инфантильного смирения.
Когда попугай таким образом отстраняется от духовности, он на самом деле отстраняется от собственной слабости, в которой пребывал на этапе птенца. То есть попугай разочаровывается вовсе не в духовности, а в своих представлениях о ней. Но дело в том, что на стадии своей ложной силы попугай уверен, что его галлюцинации представления о жизни – это и есть сама жизнь, и соответственно его вчерашние инфантильные представления о духовности – это и есть сама духовность.
Если же попугай в свою жизнь таки впускает религию и учения, они встраиваются в формат его главных стимулов. То есть, учения используется как инструмент для самоутверждения – укрепления собственного уникального «я», обладающего всевозможными «продвинутыми» в том числе и «духовными» качествами.
Иногда попугай облачается в костюм совы, или ворона, и копирует их манеры и жесты, чтобы убедить всех, включая себя, что он и вправду достиг этой ступени. Мотивация у такого поведения – чистое самоутверждение. Иными словами, копируя поведение продвинутых мира сего, попугай надеется заслужить любовь и уважение.
На стадии смирения сова приближается к истине вне концепций. Она начинает ощущать, что все учения – блажь лишь способ объяснить необъяснимое и выразить невыразимое. Она начинает осознавать, что философские разговоры – это блуждание в потемках ума. Однако есть смысл в максимально честном и точном выражении своих переживаний – не с целью самоутвердиться, а потому что именно так, выражая правду без приукрашиваний, люди друг у друга учатся.
Попугай, насмотревшись на молчаливых внеконцептуальных сов, начинает попугайничать – повторять за ними слова и фразы, иногда перемешивая их в случайном порядке, даже толком не понимая, истинного смысла, который изначально в эти слова вкладывался.
Переход совы на стадию силы ее мировосприятие почти не меняет. Стадия ворона отличается в большей степени новым стилем поведения, который ярче выражает его внутреннюю суть, и в большей степени поддерживает гармонию пространства.
Ложное смирение птенца легко спутать с истинным смирением совы. Ложную силу попугая легко спутать с истинной силой ворона. Главное – помнить, что только признание своих ошибок позволяет стать на путь их решения, и только признание своих заблуждений, позволяет прийти к истине. Как-то так мы и взрослеем.
Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
- Этапы развития личности
- Любимые песни эго
- Привязанность под маской любви
- Переходный период и круг общения
П.С.
Вышеописанные этапы – скорей даже не этапы, а грани, которые в разной степени свойственны каждому.
Я не считаю себя вороном, или совой, а как и все – скачу по разным психическим граням. Мой внутренний взрослый приглядывает за внутренним ребенком.
Ничего против птенцов и попугаев не имею. Вместо последних думал использовать павлинов. А вместо воронов – каких-нибудь орлов. Птички – просто образы для наглядности.
Как смириться с ситуацией которую невозможно изменить
То, что вы оценивали как чёрное, в итоге оказалось белым, и – вы это видите на примере собственной жизни – именно так чаще всего и происходит.Поэтому очень важно убрать оценку ситуации с позиции своего понимания о правильности, и оставить только констатацию ситуации. Да, вижу, произошла такая ситуация
Что я чувствую? Мне в ней дискомфортно, сложно, приходится напрягаться, ещё что-то.Дальше – что я могу сделать, чтобы было иначе? Делаю.Ситуация не вполне разрешилась, но я верю в то, что в итоге она решится наилучшим образом, поэтому просто доверяюсь миру и переключаюсь на решение других задач. Я не трачу энергию на обиды на жизнь, сетование на несправедливость и т.д., я направляю её на созидание, и тогда становлюсь настоящей хозяйкой своей жизни, а не вечной жертвой обстоятельств.Всё просто есть, и на сегодня оно вот так, и я принимаю эту ситуацию, потому что верю, что она пришла, потому что для чего-то мне нужна. И я концентрируюсь на том, чтобы понять, для чего, а не на том, чтобы быть недовольной.
Мир вместо гордыни и тщеславия
Часто смирение путают с самоуничижением из-за боязни впасть в грех гордыни или тщеславия. Между ними существенная разница: гордый человек ни во что не ставит других, вовсе не признаёт чужого мнения и суда над собой, а тщеславный – напротив, везде ищет этого самого мнения и одобрения окружающих, от которого всецело зависит. Смирение же — состояние удивительного баланса.
Митрополит Антоний пишет: «Смирение (…) начинается с момента, когда мы вступаем в состояние внутреннего мира: мира с Богом, мира с совестью и мира с теми людьми, чей суд отображает Божий суд; это примиренность. Одновременно, это примиренность со всеми обстоятельствами жизни, состояние человека, который все, что ни случается, принимает от руки Божией».
Практикуйте внимательность и сострадание.
В наши дни, осознание и самосознание кажутся противоядием для многих наших внутренних болезней. Но нельзя представить себе это без смирения.
По мнению ученых, скромные люди могут точно охарактеризовать самих себя, включая свои недостатки, так и своих достоинства. Это помогает им увидеть, что можно изменить в самом себе.
Внимательность усиливает наше самосознание, давая нам возможность остановиться и обдумать наши мысли и эмоции без осуждения.
Чем больше мы осознаем нашу внутреннюю тягу к жизни, тем легче понять, что нездоровые убеждения и действия могут ограничивать нас. Заметив, а затем приняв те части себя, которые негативно влияют на нас, мы можем стать лучше, став добрее и восприимчивее к добру.
Как только мы примем то, что нужно изменить, мы можем начать процесс трансформации. Один мудрец сказал: «Если вы находитесь в темной комнате, не бейте тьму палкой. Лучше включите свет». Другими словами, достаточно просто мягко и терпеливо заменить негативную мысль или действие позитивом. И со временем, мы даже не сможем узнать того, кем были раньше.
Смиренномудрие
Итак, русские «приняли веру от грек», а значит, искать корни вопроса стоит где-то в Греции.
Слово «смирение» происходит от греческого «tapeinofrosyne» – дословно, «смиренномудрие».
Два корня уже этого термина переводятся как «покорный» и «мудрость» или «здравый смысл». Что получилось? Покорность здравому смыслу?
Семантика слова уже исключают некие «мазохистские» вариации толкований добродетели смирения. «Где же здесь знаменитое самоуничижение и самогнобление?» – удивится возмущенный читатель. Ничего необычного, пока мы просто оформили широкий перевод слова с греческого языка. Теперь посмотрим, как термин понимался предками нашей великой Древней Руси.
«Съмѣрити» – «умерить» или «смягчить». Из самого корня и старинного, и современного слов мы можем выделить два явных: «мир» и «мера».
В результате получим еще один логический виток, сделанный из анализа теперь уже нашего родного языка. Речь идет о некой внутренней мере, установленной человеком, которая позволяет обрести душевный мир.