Великий новгород. софийский собор. детинец

Стены и башни Новгородского Детинца

За деревьями виднеются мощные крепостные стены и башни. За свою долгую историю они не раз разрушались и восстанавливались вновь. Высота стен колеблется на разных участках от 8 до 15 метров. Перед ними вырыт широкий крепостной ров.

Стены и башни Новгородского кремля

До настоящего времени дошли девять башен Новгородского Детинца: Спасская, Дворцовая, Княжая, Кокуй (Кукуй), Покровская, Златоустовская, Митрополичья, Фёдоровская и Владимирская. Еще три — Пречистенская (Богородицкая), Борисоглебская и Воскресенская, до нашего времени не дошли, на месте Пречистенской и Воскресенской башен устроены широкие проездные арки.

Стены и башни Новгородского кремляВоскресенская арка

На мосту, перекинутому через кремлевский ров, установлены информационные щиты

Обратите внимание на музеи, расположенные на территории Новгородского Детинца

Достопримечательности Новгородского музея-заповедника

За стенами виднеется белая башня-часозвоня, построенная в 1673 году по заказу новгородского митрополита Иоакима на месте старой башни 1443 года.

Часозвоня

Напротив кремля, на площади Победы, высится характерное административное здание.

Административное здание на площади Победы

На территории Новгородского кремля весьма многолюдно. Летом в жару можно увидеть немало людей в пляжной одежде — с другой стороны, на берегу Волхова, расположен огромный городской пляж. Тут же толпы туристов, глазеющие на достопримечательности, молодежь, мамочки с детьми, православного вида старушки.

Стены Новгородского кремля

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение

Это интересно: в 1170 году, при осаждении Новгорода, стрела попала в чудотворную икону со святой Богородицей, и та, повернув свой лик к врагам, замироточила, заплакала как живая. В страхе захватчики бежали, город был спасен.

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

Исторические сведения о самой древней церкви Новгорода

Шел 989 год, когда сгорела гордость Новгорода, 13-главая церковь, на месте которой впоследствии и вырос величественный Софийский собор Премудрости Божьей. Следует заметить, что это произошло ещё до крещения Руси.  В Великом Новгороде уже поклонялись Спасителю Иисусу Христу задолго до всеобщего принятия христианства на русской земле.


Софийский кафедральный собор, Великий Новгород

Храм является благодатным наследием великой княгини Ольги, прабабки князя Ярослава Мудрого, который прибыл в Новгород Великий с женой Ингегердой, крещеной Ириной, для присутствия при закладке Софийской святыни на месте сгоревшей церкви.

В 1045 году новый храм был заложен их сыном, новгородским князем Владимиром, а через 7 лет был построен и освящен епископом Лукой. По преданию, буквально чрез 20 дней после освящения святыни Владимир Ярославич умер и был похоронен в построенном комплексе, невольно подготовив для себя достойное место захоронения.

Величественное здание было возведено в константинопольском стиле, внутренние стены отделаны мозаикой и фресками, западный портал украшен Магдебургскими воротами, визитной карточкой которых являлось обилие скульптур.

София того времени стала не только духовным центром, но и политическим. В ее помещениях принимались иностранные послы, важные гости.

В IX веке при соборе:

  • открылась иконописная школа, выдававшая впоследствии мировые шедевры;
  • скриптории вели переписи и украшения рукописных творений;
  • историки писали летопись города и храма;
  • работала большая библиотека.

Стены величественного Софийского собора в Нижнем Новгороде хранят исторические моменты народных вече, здесь благословляли на войну Александра Невского.

Возрождение храма

Множество исторических памяток старины было вывезено в Германию во время грабежа немецко-фашистскими войсками во время оккупации Новгорода, однако, буквально после войны храм был восстановлен.

С 1930 по 1991 годы в величественном здании находился новгородский музей-заповедник, и только 16 августа 1991 года патриарх Алексий ІІ освятил его при передаче Русской православной церкви.


Интерьер Софийского собора в Великом Новгороде

По свидетельству очевидцев во время Литургии над куполами собора появилась сияющая радуга.

За 2 года, с 2005 по 2007, были реставрировано все купола Софийского храма, а их пять, что означает Иисус и четыре Евангелиста — апостола, шестой расположен над лестничной башней.

Купола выполнены в форме луковичного шлема, символизирующего о готовности священства и охранного войска Небесного сражаться за души человеческие на грешной земле.

Охранная святыня храма

Интересна история свинцовой фигуры голубя, украшающего центральный купол. Согласно легенде, во время похода в 1570 году против новгородцев Ивана Грозного, жители осажденного города увидели голубя — символ Духа Святого, который сидел на вершине Софийского креста. От вида пролитой новгородцами крови птица окаменела.


Голубь на центральном куполе Софийского собора

Немного позже к одному из монахов явилась Богородица и сообщила, что голубь послал сам Бог для охраны города, пока он на кресте, город охраняем небесной силой. Во время войны крест был сбит при авианалете и вывезен оккупантами в столицу Испании.

Прошло более полувека, место нахождения охранной святыни собора Софии было найдено настоятелем кафедрального храма, архиепископом Новгородским и Старорусским в Мадриде.

Важно! Только после переговоров президентов двух стран 16 ноября 2004 года состоялась передача голубя в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ, в Испании осталась его точная копия. Сам Иоанн Грозный позже проводил в храме долгие часы в покаянной молитве, а память об этом сохранено и Царское моленное место, которое можно увидеть в помещении святыни

Сам Иоанн Грозный позже проводил в храме долгие часы в покаянной молитве, а память об этом сохранено и Царское моленное место, которое можно увидеть в помещении святыни.

История Новгородского Детинца

Детинец — далеко не самая первая новгородская крепость. Начиная с Рюрика, которого в ряде списков «Повести временных лет» называют основателем Новгорода, долгое время княжеской резиденцией было Рюриково Городище, лежащее выше по течению Волхова близ его истока из Ильмень-озера. Князь Ярослав Мудрый перенес свою резиденцию ближе к Торгу, на Ярославово дворище.

Первое письменное упоминание о Новгородском кремле относится к 1044 году. Деревянную крепость заложил князь Владимир Ярославич, сын Ярослава Мудрого. В 1136 году, после изгнания князя Всеволода Мстиславовича из Новгорода, Детинец становится оплотом Новгородской вечевой республики. Княжеской резиденцией вновь становится Городище.

В 1333 году при новгородском архиепископе Василии (Калика) начинается строительство каменной крепости, что было вызвано необходимостью защиты Новгорода как от поползновений Москвы, так и от Швеции, которая нарушила Ореховецкий мир и захватила часть Новгородских земель. Только спустя столетие строительство Детинца было завершено. Однако в 1478-1490 годах, уже после вхождения Новгорода в состав Московского царства, в связи с развитием артиллерии кремль был полностью перестроен.

Давайте совершим небольшую прогулку по Детинцу и полюбуемся его главными достопримечательностями.

Новгородский кремль

Архитектурные и культурные достопримечательности

Краткое описание Софийского собора в Новгороде. Ни один храм не может похвастаться подобным возрастом и сохранностью. Если называть строгие цифры, это 5 нефов, три апсиды, 2-этажные крытые галереи (позднее были заложены), 5 свинцовых глав в виде шлемов русичей и 6-я золотая глава над хорами для знати, весь собор 27 м длиной, 24,8 м шириной. Форма храма отсылает нас конкретно к XI в. Стены состоят из почти неотесанного цветного известняка, а вот арки и своды выложены кирпичом. 

Ворота Софийского собора в Новгороде (Магдебургские и Васильевские). На протяжении столетий именно через западные ворота входили в собор. Памятные бронзовые двери обжились 4 названиями: их именуют Магдебургскими (по месту ковки), Корсунскими (по легенде, привезены из Корсуни), Сигтунскими (в память о походе на Сигтуну) или Плоцкими (первоначально предназначались храму в Плоцке)

Пройти мимо этих ворот просто невозможно: внимание приковывает их поверхность, полностью покрытая 48 сюжетами на библейскую тематику. Мне особенно нравится шведская версия происхождения ворот: мол, пошли в 1187 г

новгородские молодцы на столицу шведов Сигтуну и привезли домой завоеванные кованые ворота. И так жалели об их потере шведские короли, что несколько веков спустя хотели вернуть их домой, но безуспешно. Так и остались ворота на главном религиозном сооружении Новгорода. Делали их для Сигтуны немецкие литейники, портреты которых можно найти на воротах.

Васильевские ворота уже побогаче: они медные, и рисунки из Евангелий на них нанесены в старинной русской технике (золотая наводка). Хотя они специально были заказаны для Софийского собора в Новгороде, их увез Иван Грозный, и теперь погладить их поверхность можно в Успенском монастыре.

Фрески Софийского собора в Новгороде. Этого богатства в соборе много и относятся росписи к разным временным пластам. Особо ценные нашлись только в XX в. в ходе реставрации: например, фреску на сухой штукатурке «Константин и Елена» родом из XI в. (есть ассоциация с Владимиром и Ольгой) прятали более поздние картины, а на центральном куполе можно разглядеть теперь росписи XII в., правда, это части фигур апостолов. По данным летописей, расписанным храм стал в 1109 г. Но то, что главным образом украшает Софийский собор в Новгороде внутри, – работа художников XIX в.

Голубь на кресте Софийского собора в Великом Новгороде. Свинцовая фигура этой птицы, украшавшая наивысший крест собора, одновременно является символом Святого Духа, сошедшего на Христа, и символом стабильности Новгорода. Тут ходит легенда: когда Иван Грозный громил Новгород в XVI в., на крест сел голубь и превратился в камень, если он оживет и улетит – город лишится защиты. Правда, однажды исчез голубь вместе с крестом. Было это во время Второй мировой: сбитый крест испанцы увезли на родину как военный трофей. Вернули после переговоров голубя на кресте только в 2004 г., и теперь он находится внутри Софийского собора. 

Звонница Софийского собора в Великом Новгороде. Не стоит думать, что колокольня такая же старинная, как и собор. Вовсе нет, она перекроенная пару раз, начиная с XV в. Дальнейшие ее перестройки связаны с весом колоколов, которые можно потрогать и перед входом и внутри 5-пролетной звонницы. Купленный билет дает возможность увидеть Новгород с высоты, пройтись по ближайшей стене и посмотреть в башне, как выглядело в старину оружие.

В годы Великой Отечественной войны

В августе 1941 года, когда фашистские войска приближались к Новгороду, поступил приказ о эвакуации колоколов с Софийской звонницы, но во время бомбёжки баржу с тремя самыми большими колоколами разбило прямым попаданием, а колокола опустились на дно Волхова. Два самых крупных колокола зарыли близ детинца в грунт. От попавшей в домик при звоннице авиабомбы звонница также сильно пострадала, артиллерийским огнём было разрушено крыльцо.

Восстановлена звонница была в 1948 году. Ныне она используется по назначению, также в верхней части звонницы есть смотровая площадка и действует выставка «Древние колокола Великого Новгорода».

Башни Новгородского Кремля

У башен Новгородского Кремля своя история. Они все разные по форме и размеру, имеют свои архитектурные особенности. И судьбы у всех башен разные. Их было 12, но до нашего времени сохранились только 9.

Кокуй

Эту башню еще называют Кукуй, или Каланча. Она не проходная, т. е. не имеет ворот, через которые можно попасть в Кремль. Башню возвели в XV в. Она представляет собой прямоугольное трехъярусное сооружение высотой почти 40 м. В нижнем ярусе располагалась казенная палата. Позже там поместили винный погреб, а в XIX в. нижнюю часть башни использовали в качестве загона для свиней. В верхнем ярусе располагалась смотровая площадка.

Башня Кокуй.

Спасская

Спасская башня также была возведена в XV в. Это проездная прямоугольная башня высотой 19 м. Под крышей располагаются бойницы. А саму крышу венчает дозорная вышка, которая в XVIII в. была восстановлена по сохранившимся чертежам.

Дворцовая

Глухая башня Новгородского Детинца, возведенная в конце XV в. и сначала носившая название Борисоглебская. Высота башни 20 м, еще 9 м в вышину имеет крыша в форме шатра. Под крышей в два ряда расположены окна и бойницы.

История Новгородского Кремля

Кремль в Новгороде ведет свое начало с конца XI в. Впервые в летописи он упоминается в 1097 г. В то время постройку называют не Кремлем, а Новгородским Детинцем. Слово «детинец» относится к диалекту, который был распространен в новгородских и псковских землях.

Новгородский Кремль.

Детинец был возведен в излучине реки Волхов. Высокие стены крепости служили защитным укреплением для местного населения. Город активно разрастался во время царствования Ярослава Мудрого и его сына Владимира Ярославича, поэтому защитные сооружение были необходимы. Внутри Детинца построили несколько церквей, в которых хранилась городская казна.

Сначала Новгородский Детинец был деревянным. Остатки стен из древесины обнаружили во время реставрационных работ в XIX в. Но к началу XIV в. постройка уже была полностью обнесена кирпичом. В это же время вокруг стен выкапывают ров глубиной 30 м и строение обносят валом.

В середине XV в. Великий Новгород вошел в состав Московского княжества. Новгородский Детинец к тому времени уже начала приходить в негодность, ему требовалась реконструкция. В 1484 г. началась масштабная перестройка Кремля. Из 12 башен полностью снесли 3, остальные 9, а также стены частично перестроили.

В середине XIX в. снова возникла необходимость в масштабных реставрационных работах. И они были проведены. Снесли еще 3 башни, остальные реконструировали. К работам по реставрации прибавились и археологические изыскания. Во время войны из музея вывезли экспонаты, разобрали окружавшие памятник фонари, кованые решетки, ворота и прочие исторические элементы. После войны все экспонаты, предметы интерьера и архитектурные фрагменты крепости вернули на место.

Следующие реставрационные работы проводились уже в 2000-х гг. Удалось не только укрепить обветшалые строения, но и восстановить старинную отделку некоторых помещений на территории Кремля.

История строительства

Первое упоминание о Софийской звоннице на этом месте датируется 1437 годом. Разлив реки Волхова был настолько сильным, что здание смыло весенними водами вместе с крепостной оградой. Об облике древней звонницы Новгорода, уничтоженной половодьем, легко получить представление по наброскам, обнаруженным на сохранившемся омофоре патриарха Никона. Древний рисунок свидетельствует о том, что она была трёхпролётная. В 1439 году архиепископ Великого Новгорода Евфимий II приказал восстановить сооружение. Место было выбрано прежнее: почти впритык к внутренней части крепостной стены с восточной стороны.

Некоторые ранние исследования отсылают начало строительство Софийской звонницы к 1455 году. Однако, при археологических раскопках 1995 года под фундаментом были найдены остатки первого сооружения. Методом дендрохронологии было установлено, что осколки действительно лежат там с 1437 года.

Некоторые историки считают, что до весеннего паводка Софийская звонница находилась прямо на крепостной стене и была значительно меньше. А звонница, упоминаемая в 1455 году, располагалась к юго-западу от Софийского собора. Об этом свидетельствует изображение на образе «Знамение Божьей Матери», на заднем плане которого виден кремль Великого Новгорода. Архитектор Д. Петров считает, что звонница строилась мастерами из Западной Европы, которые были приглашены в 1433 году для строительства Владычной палаты. Свидетельством этому являются готические детали и декоративные элементы на стенах здания.

В 30-40 годах 16 века были отлиты новые колокола большего размера, а само здание было реконструировано. Примерно в то же время с внутренней стороны детинца была пристроена одноэтажная пристройка. До этого строение имело три пролета, после сооружения пристройки их стало пять. Увеличилось и количество столбов: их стало 6. Крыша Софийской звонницы представляла собой пять восьмигранных шатров из кирпича. Одновременно увеличилась высота яруса звона. В 1940-х годах архитектор Ю. Э. Крушельницкий в ходе реставрационных работ проводил исследования и сделал вывод, что при строительстве в 1539 году между стеной и звонницей уже были построены камеры трех сводов. Но исследователь Д. А. Петров опровергает это мнение, считая, что строительство камер совпадает с постройкой новых стен крепости в конце XV века.

В XVII веке Софийская звонница была немного видоизменена. К западной пристройке пристроили каменное крыльцо и надстроили второй этаж. Шатры, венчающие звонницу, изменили, сделав в стиле щипцов-фронтонов. Со стороны Пречистенской башни пристроили «Домик при звоннице». Усилили опоры под колокола еще большего размера.

В середине XVIII века облик Софийской звонницы принял вид, дошедший до наших дней. Верхнюю часть видоизменили, а в центре установили цилиндрическую основу, завершающуюся башенкой.

В начале XX века, опасаясь обрушения здания, старые тяжелые перекрытия поменяли на облегченные, сделав два плоских свода из кирпича и уложив плоскую кровлю из асфальта.

В 1930-е годы начались большие ремонтные работы, так как состояние Софийской звонницы стало аварийным. Была переложена наибольшая часть западной стены пристройки, убран свод и крыша покрыта железом.

В 2007 году звонницу Софийского собора в преддверии празднования юбилея Великого Новгорода на пять месяцев закрыли на реставрацию.

Nobody’s business but the Turks

Призывы вернуть Софии статус мечети не умолкали с исторического решения 1934 года, но в последние годы заигрывания с этой темой стали одной из любимых тем внутренней политики. Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел. «Сначала заполните Голубую мечеть», — ответил он год назад на просьбу сделать Софию мечетью. Не последнюю роль играло и то, что София-музей была самым прибыльным туристическим объектом города: по разным подсчетам, она приносила в год до .

Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории. Но сами разговоры о возможном переходе смогли отвлечь народ от коронавирусных сводок и экономических бед. Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена. Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной.

И не последнюю роль в этом вопросе сыграли возражения Греции, протесты России и прочие международные попытки остановить процесс. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. «Возражения относительно статуса Святой Софии являются прямым вмешательством в суверенные дела Турции», — заявил президент Эрдоган; в конце концов, мы же не церковь переделываем, а музей.

Alamy/Legion Media

Внутреннее убранство Собора Святой Софии

Нельзя сказать, что голосов против совсем нет. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал , что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит». Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется . Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, за международные последствия.

Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.

В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

В годы Великой Отечественной войны

В августе 1941 года, когда фашистские войска приближались к Новгороду, поступил приказ о эвакуации колоколов с Софийской звонницы, но во время бомбёжки баржу с тремя самыми большими колоколами разбило прямым попаданием, а колокола опустились на дно Волхова. Два самых крупных колокола зарыли близ детинца в грунт. От попавшей в домик при звоннице авиабомбы звонница также сильно пострадала, артиллерийским огнём было разрушено крыльцо.

Восстановлена звонница была в 1948 году. Ныне она используется по назначению, также в верхней части звонницы есть смотровая площадка и действует выставка «Древние колокола Великого Новгорода».

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом посте

Звонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды. Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

  • 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
  • 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
  • Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
  • 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
  • 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

Аудиогид с экскурсией по храму для смартфона: https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-velikiy-novgorod

  • В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
  • Вход свободный. Вход через северные двери.
  • Фотографировать внутри запрещено.
  • Запрещено заходить в шортах.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector