Софийский собор в новгороде
Содержание:
Архитектурные особенности
План собора на конец XIX века
«Магдебургские врата»
Софийский собор. 1900 год
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из плинфы. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.
Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).
Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.
Архитектура Софии Киевской, некрополь
Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.
Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.
София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.
Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.
Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.
Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.
Некрополь
Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.
Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет
неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).
Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.
Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.
Исторические сведения о самой древней церкви Новгорода
Шел 989 год, когда сгорела гордость Новгорода, 13-главая церковь, на месте которой впоследствии и вырос величественный Софийский собор Премудрости Божьей. Следует заметить, что это произошло ещё до крещения Руси. В Великом Новгороде уже поклонялись Спасителю Иисусу Христу задолго до всеобщего принятия христианства на русской земле.
Софийский кафедральный собор, Великий Новгород
Храм является благодатным наследием великой княгини Ольги, прабабки князя Ярослава Мудрого, который прибыл в Новгород Великий с женой Ингегердой, крещеной Ириной, для присутствия при закладке Софийской святыни на месте сгоревшей церкви.
В 1045 году новый храм был заложен их сыном, новгородским князем Владимиром, а через 7 лет был построен и освящен епископом Лукой. По преданию, буквально чрез 20 дней после освящения святыни Владимир Ярославич умер и был похоронен в построенном комплексе, невольно подготовив для себя достойное место захоронения.
Величественное здание было возведено в константинопольском стиле, внутренние стены отделаны мозаикой и фресками, западный портал украшен Магдебургскими воротами, визитной карточкой которых являлось обилие скульптур.
София того времени стала не только духовным центром, но и политическим. В ее помещениях принимались иностранные послы, важные гости.
В IX веке при соборе:
- открылась иконописная школа, выдававшая впоследствии мировые шедевры;
- скриптории вели переписи и украшения рукописных творений;
- историки писали летопись города и храма;
- работала большая библиотека.
Стены величественного Софийского собора в Нижнем Новгороде хранят исторические моменты народных вече, здесь благословляли на войну Александра Невского.
Возрождение храма
Множество исторических памяток старины было вывезено в Германию во время грабежа немецко-фашистскими войсками во время оккупации Новгорода, однако, буквально после войны храм был восстановлен.
С 1930 по 1991 годы в величественном здании находился новгородский музей-заповедник, и только 16 августа 1991 года патриарх Алексий ІІ освятил его при передаче Русской православной церкви.
Интерьер Софийского собора в Великом Новгороде
По свидетельству очевидцев во время Литургии над куполами собора появилась сияющая радуга.
За 2 года, с 2005 по 2007, были реставрировано все купола Софийского храма, а их пять, что означает Иисус и четыре Евангелиста — апостола, шестой расположен над лестничной башней.
Купола выполнены в форме луковичного шлема, символизирующего о готовности священства и охранного войска Небесного сражаться за души человеческие на грешной земле.
Охранная святыня храма
Интересна история свинцовой фигуры голубя, украшающего центральный купол. Согласно легенде, во время похода в 1570 году против новгородцев Ивана Грозного, жители осажденного города увидели голубя — символ Духа Святого, который сидел на вершине Софийского креста. От вида пролитой новгородцами крови птица окаменела.
Голубь на центральном куполе Софийского собора
Немного позже к одному из монахов явилась Богородица и сообщила, что голубь послал сам Бог для охраны города, пока он на кресте, город охраняем небесной силой. Во время войны крест был сбит при авианалете и вывезен оккупантами в столицу Испании.
Прошло более полувека, место нахождения охранной святыни собора Софии было найдено настоятелем кафедрального храма, архиепископом Новгородским и Старорусским в Мадриде.
Важно! Только после переговоров президентов двух стран 16 ноября 2004 года состоялась передача голубя в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ, в Испании осталась его точная копия. Сам Иоанн Грозный позже проводил в храме долгие часы в покаянной молитве, а память об этом сохранено и Царское моленное место, которое можно увидеть в помещении святыни
Сам Иоанн Грозный позже проводил в храме долгие часы в покаянной молитве, а память об этом сохранено и Царское моленное место, которое можно увидеть в помещении святыни.
Крест главного купола и легенда о голубе
Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.
Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.p>
Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
- Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ
- Центральный купол собора с голубем
- Голубь
- Голубь, венчавший крест в советский период
16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.
Ссылки
Достопримечательности Великого Новгорода
Монастыри Варлаамо-Хутынский монастырь • Десятинный монастырь • Деревяницкий монастырь • Свято-Духов монастырь • Монастырь Успенский Колмовский • Монастырь Михайлицкий Богородицкий • Руины Ильинского монастыря Культовые здания и сооружения Православные храмы и церкви: Церковь Спаса на Ковалёве • Церковь Александра Невского • Церковь Воскресения на Красном поле • Церковь Никиты Мученика • Часовня Печерской иконы Божьей Матери • Часовня Тихвинской иконы Божьей матери • Церковь Николы Кочанова Католические храмы: Церковь Святых Апостолов Петра и Павла Музеи и научно-просветительские учреждения Новгородский историко-художественный музей • Новгородский музей иконописи • Музей изобразительных искусств • Детский музейный центр Новгородского Государственного музея-заповедника • Музей деревянного зодчества «Витославлицы» Сооружения, общественные и жилые здания Постройки XVIII — XIX века: Екатеринин Путевой Дворец • Архиерейская мыза • Застава Московская • Кордегардия у Петербургской заставы • Комплекс построек бывшего «Общества пароходства по р.Волхов и оз.Ильмень в 1871г • Здание Николаевской женской гимназии • Комплекс построек бывшей учительской семинарии • Здания бывшей парусной фабрики • Здание тюремного замка • Здание артиллерийского собрания • Комплекс построек медопивоваренного завода «Богемия» • Комплекс построек военного поселения Гренадерского, императора Австрийского, полка со штабом • Бывший монетный двор • Здание Дворянского собрания (арх. Штакеншнейдер) • Дом Новгородского уездного земства • Дом Новгородской духовной семинарии • Дом причта Спасо-Преображенской церкви • Дом причта Успенской церкви • Дом причта Знаменского собора (бывший Дом Н. Баженовой) Дом вдовы генерал-майора Е.Н. Кармановой • Дом губернатора • Дом губернского секретаря К.Е. Бороздина • Дом действительного статского советника И.И. Андогского • Дом действительного статского советника Н.А. Волкова • Дом дочери капитана В.М.Рязановой • Дом Е.А. Рейхеля • Дом жены коллежского асессора Д.А. Братолюбовой • Дом жены статского советника Д.Ф. Дмитриевской • Дом жены статского советника Л.П. Клоссе • Дом жены статского советника Т.Г. Трезоруковой • Дом купеческого сына И.Д. Неворотина • Дом купца Г.А. Воронова с флигелем • Дом купца Г.С. Орлова • Дом купца И.К. Константинова • Дом купца И.М. Стальнова • Дом купца П.И. Чертолина • Дом купца П.И. Ширяева • Дома купца П.И. Ширяева • Дом мещан Межуевых • Дом мещанина Н.М. Смирнова • Дом мещанина Ф.Н. Савина • Дом мещанки П.Л. Бутузовой • Дом с мезонином купца С.К. Иванова • Дом с проездными воротами купца П.М. Лучникова • Дом титулярного советника И.И. Игнатовского Постройки XX века: Комплекс железнодорожного вокзала |
Основные чудотворные святыни и мощи
В храмовых постройках находится 3 великолепных иконостаса и множество отдельных икон.
По преданию, именно икона Богородицы «Знамение» стала защитницей новгородского края в битве 1169 года между суздальцами и жителями Великого Новгорода. Суздальцы решили захватить земли вольного города и осадили его огромным войском. Все жители славного города понимали, что своими силами им не справиться и стали молиться, пребывая в покаянии и посте.
Икона Божией Матери «Знамение»
Через три дня настоятелю Иоанну было повеление установить икону «Знамение» на стене Новгорода. Во время выноса «Знамения» колокола собора Софии зазвонили сами по себе.
Как только святой лик появился на стене, в него вонзились вражеские стрелы, тогда произошло чудо, «Значение» само повернулось лицом к жителям Новгорода. Все увидели, как из глаз Божьей Матери катятся слезы. В то же время густая тьма спустилась на захватчиков, они в панике начали нападать друг на друга, вражеское войско в страхе бежало с новгородской земли.
Историки XX века провели анализ состояния иконы и подтвердили, что там есть следы от стрел. Отличительной чертой святого лика Божьей Матери Премудрости новгородской, относящейся к XV веку, является красный цвет, который символизирует очищающую и защищающую кровь Иисуса Христа.
Интересно! Особо чтимой является икона Божьей Матери «Тихвинская», украшающая Рождественский иконостас, как помощница и защитница при заключении Столбовского мира. Ризу для этого образа заказала сама царевна София Алексеевна.
Сам Вседержитель был основателем этой российской святыни. По преданию перед греческими мастерами, ведущими роспись свод церкви Спаса Вседержителя, было поставлено задание изобразить Спасителя с открытой рукой, благословляющей всех присутствующих в храме. Все было сделано по рисунку художника, но каково было удивление мастеров на следующий день, когда они увидели, что благословляющая рука сжата в кулак.
Трижды перерисовывали мастера образ Христа, и трижды чудо повторялось. Затем в помещении прозвучал голос, повелевавший оставить все как есть, ибо Сам Господь держит в Своей руке Великий Новгород.
Святой лик Богородицы «Успение» уникален тем, что в нем хранится часть мощей Нифонта. Список выполнен в 1914 году в Киеве-Печерской Лавре в качестве подарка Софии, поэтому в ней и поместили мощи святого.
Святитель Нифонт был архиепископом Новгородским, по его молитвам в 1135 году были прекращены распри между жителями Киева, Новгорода и Чернигова. Будучи архиепископом Софийским, способствовал возведению церкви Божьей Матери и много внимания уделял украшению внутренних помещений софийского сбора.
Мощи святителя хранятся в Киево-Печерской Лавре, хранителями их стали Антониевские пещеры.
Во время войны жители города вывезли икону из города, от страшной бомбежки именно состав новгородцев чудным образом не пострадал. Только в 1994 году святой лик был возвращен храму, а в 1995 году на нем укрепили «Звезду Девства».
Уникальной исторической ценностью Софии является Алексеевский крест, установленный на западных стенах архиепископом Новгородским Алексием.
Внимание прихожан привлекает высокий уровень исполнения креста, изготовленного в 1359-1376 годах. По одним сведениям, уникальную святыню изготовили в честь прекращения междоусобной вражды в самом Новгороде. По другой версии — в честь подавления бунта стригольников, третье предположение связывает появление креста с победой Куликовской битвы
Богослужение в Софийском соборе Великого Новгорода
Живые цветы украшают надгробия священных особ, среди которых:
- княгиня Ирина, жена Ярослава Мудрого;
- князь Владимир;
- князь Мстислав;
- князь Федор;
- архиепископ Никита;
- архиепископ Иоанн;
- архиереи XVIII-XIX веков.
В свое время царь Борис Годунов подарил храму великолепное, полное величия паникадило.
Архитектурные и культурные достопримечательности
Краткое описание Софийского собора в Новгороде. Ни один храм не может похвастаться подобным возрастом и сохранностью. Если называть строгие цифры, это 5 нефов, три апсиды, 2-этажные крытые галереи (позднее были заложены), 5 свинцовых глав в виде шлемов русичей и 6-я золотая глава над хорами для знати, весь собор 27 м длиной, 24,8 м шириной. Форма храма отсылает нас конкретно к XI в. Стены состоят из почти неотесанного цветного известняка, а вот арки и своды выложены кирпичом.
Ворота Софийского собора в Новгороде (Магдебургские и Васильевские). На протяжении столетий именно через западные ворота входили в собор. Памятные бронзовые двери обжились 4 названиями: их именуют Магдебургскими (по месту ковки), Корсунскими (по легенде, привезены из Корсуни), Сигтунскими (в память о походе на Сигтуну) или Плоцкими (первоначально предназначались храму в Плоцке)
Пройти мимо этих ворот просто невозможно: внимание приковывает их поверхность, полностью покрытая 48 сюжетами на библейскую тематику. Мне особенно нравится шведская версия происхождения ворот: мол, пошли в 1187 г
новгородские молодцы на столицу шведов Сигтуну и привезли домой завоеванные кованые ворота. И так жалели об их потере шведские короли, что несколько веков спустя хотели вернуть их домой, но безуспешно. Так и остались ворота на главном религиозном сооружении Новгорода. Делали их для Сигтуны немецкие литейники, портреты которых можно найти на воротах.Васильевские ворота уже побогаче: они медные, и рисунки из Евангелий на них нанесены в старинной русской технике (золотая наводка). Хотя они специально были заказаны для Софийского собора в Новгороде, их увез Иван Грозный, и теперь погладить их поверхность можно в Успенском монастыре.
Фрески Софийского собора в Новгороде. Этого богатства в соборе много и относятся росписи к разным временным пластам. Особо ценные нашлись только в XX в. в ходе реставрации: например, фреску на сухой штукатурке «Константин и Елена» родом из XI в. (есть ассоциация с Владимиром и Ольгой) прятали более поздние картины, а на центральном куполе можно разглядеть теперь росписи XII в., правда, это части фигур апостолов. По данным летописей, расписанным храм стал в 1109 г. Но то, что главным образом украшает Софийский собор в Новгороде внутри, – работа художников XIX в.
Голубь на кресте Софийского собора в Великом Новгороде. Свинцовая фигура этой птицы, украшавшая наивысший крест собора, одновременно является символом Святого Духа, сошедшего на Христа, и символом стабильности Новгорода. Тут ходит легенда: когда Иван Грозный громил Новгород в XVI в., на крест сел голубь и превратился в камень, если он оживет и улетит – город лишится защиты. Правда, однажды исчез голубь вместе с крестом. Было это во время Второй мировой: сбитый крест испанцы увезли на родину как военный трофей. Вернули после переговоров голубя на кресте только в 2004 г., и теперь он находится внутри Софийского собора.
Звонница Софийского собора в Великом Новгороде. Не стоит думать, что колокольня такая же старинная, как и собор. Вовсе нет, она перекроенная пару раз, начиная с XV в. Дальнейшие ее перестройки связаны с весом колоколов, которые можно потрогать и перед входом и внутри 5-пролетной звонницы. Купленный билет дает возможность увидеть Новгород с высоты, пройтись по ближайшей стене и посмотреть в башне, как выглядело в старину оружие.
История
Так выглядел Софийский собор с контрфорсами и четырехскатной кровлей (до реставрации 1890-х годов). 1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в конце X века, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля.
Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь
Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская).
Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059).
Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный.
Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует при-знать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича.
С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев, Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость».
Уникальная фреска «Христос Пантократор» в центральном куполе Софии была уничтожена в 1941 году.
Христианизация Руси являлась продолженным действием, а не одномоментным актом. То тут, то там по местам — летописи сообщают нам об этом — новой «государственной инициативе» приходилось сталкиваться с сопротивлением язычников, и столкновения эти иногда бывали кровавы: толпа убивала или изгоняла епископов и миссионеров.
С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии.
К концу XIX века собор имел иные очертания, чем те, что были приданы ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырехскатная кровля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведенные в 1890-е годы под руководством академика архитектуры В. В. Суслова, «расчистили», насколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впоследствии в адрес Суслова не раз звучали упреки в том, что реставрацию он провел небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует все же признать: начало исследованию древнего собора положил именно Суслов. А неумение опередить свою эпоху в том, что касается мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрек.
В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупантами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось провести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились».
Памятная книжка для поклонниковъ Новгородской святыни. Новгородскій Софійскій соборъ какъ обильнѣйшій кивотъ или вмѣстилище нетлѣнныхъ мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ и чудотворныхъ иконъ (1873 год, 110 страниц)
Звонница
Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом посте
Звонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды. Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.
Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.
Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.
Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.
Близ звонницы установлены:
- 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
- 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
- Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
- 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
- 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).
С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:
«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».
Аудиогид с экскурсией по храму для смартфона: https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-velikiy-novgorod
- В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
- Вход свободный. Вход через северные двери.
- Фотографировать внутри запрещено.
- Запрещено заходить в шортах.
История
Собор назван в честь собора Святой Софии ( Святой Мудрости ) VI века в Константинополе (современный Стамбул), который был посвящен Святой Мудрости, а не конкретной святой по имени София. Первые основания были заложены в 1037 или 1011 году, но строительство собора заняло два десятилетия. Согласно одной из версий, Ярослав Мудрый спонсировал строительство Софийского собора в 1037 году, чтобы отпраздновать свою решительную победу над кочевыми печенегами в 1036 году (которые с тех пор никогда не представляли угрозы для Киева). По словам доктора Нади Никитенко, историка, изучающего собор 30 лет, собор был основан в 1011 году, во времена правления отца Ярослава, великого князя Киевской Руси Владимира Великого . Это было принято как ЮНЕСКО, так и Украиной, которая официально отметила 1000-летие собора в 2011 году. У сооружения 5 нефов , 5 апсид и (что довольно удивительно для византийской архитектуры ) 13 куполов . С трех сторон его окружают двухъярусные галереи. Его размеры от 37 до 55 м (от 121 до 180 футов) раньше облицовывались цоколями . Внутри сохранились мозаики и фрески XI века, в том числе полуразрушенное изображение семьи Ярослава и оранцев .
Первоначально собор был местом захоронения киевских правителей, в том числе Владимира Мономаха , Всеволода Ярославича и основателя собора Ярослава I Мудрого , хотя до наших дней сохранилась только могила последнего (см. Рисунок ).
После разграбления Киева Андреем Боголюбским из Владимира-Суздаля в 1169 году и последующего монгольского нашествия на Русь в 1240 году собор пришел в упадок. Он также был сильно поврежден в 16 веке, когда Речь Посполитая пыталась объединить католическую и православную церкви. В это время собор был практически разрушен: его крыша обветшала, многие настенные росписи пропали. После Брестской унии 1595-96 гг. Собор Святой Софии принадлежал Украинской греко-католической церкви до тех пор, пока не был востребован митрополитом Молдавской православной церкви Петром Могила (Могила) в 1633 году. Могила заказала ремонтные работы и верхнюю часть здания. был полностью перестроен по образцу итальянского архитектора Октавиано Манчини в особом украинском стиле барокко, сохранив при этом византийский интерьер и сохранив его великолепие. Работы продолжались при казацком гетмане Иване Мазепе до 1767 года. В этот период вокруг Софийского собора возвышалась колокольня, монастырская столовая, пекарня, «Дом митрополита», западные ворота (Зборовские ворота), монастырский трактир, монастырская столовая Были построены кампус братства и бурса (семинария). Все эти постройки, а также собор после реконструкции имеют отличительные черты украинского барокко.
После революции 1917 года и во время советской антирелигиозной кампании 1920-х годов правительственный план предусматривал разрушение собора и преобразование его территории в парк «Героев Перекопа » (после победы Красной Армии в Гражданской войне в России. в Крыму ). Спасение собора от разрушения (напротив Михайловского Златоверхого монастыря было разрушено в 1935 году) в первую очередь усилиями многих ученых и историков. Тем не менее в 1934 году советские власти конфисковали здание церкви, включая окружающий ее архитектурный комплекс XVII – XVIII веков, и объявили его архитектурно-историческим музеем.
С конца 1980-х годов советские, а затем и украинские политики обещали вернуть здание Православной церкви. Из-за различных расколов и фракций внутри Церкви возвращение было отложено, так как на него претендуют все православные и греко-католические церкви. Хотя всем православным церквям было разрешено проводить службы в разное время, в другое время им отказывали в доступе. Серьезный инцидент был похороны Патриарха Владимира в УПЦ Киевского патриархата — в 1995 году , когда ОМОН вынуждены были предотвратить захоронение на территории музея и кровавый произошло столкновение. После подобных событий ни одна религиозная организация еще не получила права на регулярные службы. В настоящее время комплекс остается светским музеем христианства Украины, большинство посетителей которого составляют туристы.
21 августа 2007 года Софийский собор был назван одним из семи чудес Украины по результатам голосования экспертов и интернет-сообщества.
Внутреннее убранство
В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.
В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.
На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.